Правовое просвещение граждан. «Правовое просвещение родителей обучающихся Проблемные вопросы в организации правового просвещения нуждающиеся

6. «Правовое просвещение родителей обучающихся»

Задачи правового просвещения родителей обучающихся.

Современные психолого-педагогические исследования показы вают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей на ходится на низком уровне. О существовании Семейного ко декса известно большинству родителей, но назвать свои права и обязанности могут немногие .

От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в общеобразовательном учреждении, защита от жестокого об ращения в семье. Задача педагогов - вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Повышение правовой культуры родителей обучающихся в образовательном учреждении осуществляется по 3 направлениям:

Информирование (может быть как пассивным, так и с целью привлечения к сотрудничеству):

Права и обязанности семьи в образовании ребенка - законы и возможности реализации прав;

Изучение мнений, позиции родителей по актуальным проблемам развития ребенка, школы - открытый добровольный опрос - приглашение к обсуждению.

Правовой консалтинг - "горячий" телефон, профессиональная консультация родителям

Просвещение:

Самоорганизация родителей в вопросах защиты прав детей, воспитания, реализации образовательных потребностей, оценки качества, пропаганды идей школы, социальном проектировании вместе со школой.

Обучение: (системное обучение родителей)

Обучение родителя как партнера, союзника и соуправленца школы

Таким образом, задачами правового просвещения родителей являются:

    Повышение уровня правовой культуры родителей через знакомство с основными положениями Конвенции о правах ребенка и другими нормативными актами разного уровня;

    Способствование формированию индивидуальной родительской позиции, стилю гуманных взаимоотношений с детьми

    Вовлечение родителей в процесс защиты прав детства, воспитания и обучения детей.

Содержание правового просвещения родителей обучающихся.

Не остаётся без внимания правовое просвещение родителей, поскольку отношение к праву в семье, правовая грамотность родителей помогает ребёнку осознать важность права в его жизни, воспитывает законопослушание, и наоборот, «правовой беспредел» в семье отрицательно влияет на осознание важности права в жизни ребёнка. Работа с родителями по правовому просвещению организуется с учетом возраста ребенка.

Для правового просвещения родителей возможно проводить следующие мероприятия:

    Консультация-беседа с проведением анкетирования родителей «Я и мой ребенок».

    Выставка семейных работ «Мама, папа, я - счастливая семья».

    Памятка для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».

    Консультация «Семья глазами ребенка» с использованием детских работ.

    Консультация «Типы родительской любви».

    Анкетирование родителей.

    Посещение семей группы риска с целью оценки взаимодействия взрослых с ребенком.

    Ознакомление родителей с документами по правам ребенка.

При определении тем для правового просвещения необходимо выявить уровень правовой культуры родителей. В анкете предложить родителям ответить на вопросы: Знаете ли Вы, какими правами обладает ребенок? Знаете ли Вы документы, защищающие права ребенка? Где ребенок может узнать о своих правах? Приходилось ли Вам наблюдать жестокое отношение к детям со стороны взрослых? Считаете ли Вы необходимым рассказывать детям об их правах? Ваши предложения по организации работы по правам детей в образовательном учреждении?

На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью приглашаются специалисты органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, юристы, уполномоченный по правам ребенка в образовательном учреждении.

Правовое просвещение
Проблеме прав человека посвящено много научных, учебных и популярных изданий. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах – это необходимые условия гармоничного существования, как современного человека, так и общества. Вопросы формирования гражданского правосознания и правовой культуры всегда остаются актуальными. Таким образом, соблюдение и защита прав человека являются необходимыми условиями построения современного государства

Важное значение в развитии системы правового просвещения и защиты прав человека имеет создание института Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в образовательных учреждениях. Дети достаточно много времени проводят в школе, поэтому очень важен вопрос: в каких условиях проходит обучение, достаточно ли хороши эти условия для того, чтобы дети могли в полном объеме усвоить школьную программу, развить свои способности, склонности, не имея при этом проблем с физическим и психическим здоровьем.

Понятие «качество жизни» - социально- психологическая категория. Качество жизни определяется степенью удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Качество жизни школьника определяется субъективной оценкой школьниками степени удовлетворения их физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в принятии и принадлежности к группе, в достижении и уважении, в реализации возможностей личности. В процессе постепенного перехода к новому качеству образования постановка вопроса о правах детей и их соблюдении отражает изменения, которые происходят в системе образования. И прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, их родителями, педагогами, школьной администрацией.

Однако, чтобы защищать свои права, надо их знать. Один из основных факторов, препятствующих более полной реализации прав детей в образовательных учреждениях, - низкий уровень правовой культуры всех участников образовательного процесса, многие из которых убеждены в том, что права детей соблюдаются, даже когда эти права нарушены. Поэтому одной из форм работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса является просветительская деятельность.

Для полноценного содействия правовому просвещению участников образовательного процесса Уполномоченный должен изучить основные законы, регулирующие их права. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется документами:

Декларация прав Ребенка

Конвенция ООН о правах Ребенка

Конституция Российской Федерации

Гражданский кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Устав школы

Положение о группе продленного дня

Положение о родительском собрании

Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса

Для организации просветительской работы Уполномоченного в школе можно провести ряд организационных мероприятий. Оформить стенд, где разместить Правила школьной жизни, Устав школы. На стенде также можно разместить материалы:


  • «Кто такой – омбудсмен?» (история становления института уполномоченного);

  • выдержки из Декларации о правах человека, Конвенции о правах ребенка;

  • обзор российского законодательства «Права и ответственность несовершеннолетних»;

  • контактная информация о государственных и общественных организациях, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, телефоны доверия.
Правовое просвещение обучающихся необходимо осуществлять на протяжении всего обучения в школе. На каждом возрастном этапе необходимо включать основы знаний различных документов, защищающих права ребенка в различных жизненных ситуациях. Дети должны обладать знаниями своего правового статуса (Приложение 1).

Для организации правового просвещения обучающихся можно выбрать разные формы и методы, сообразно возрасту. Это могут быть классные часы, беседы, деловые игры и занятия по правовой тематике, День правовых знаний, ученические лектории, встречи с представителями правоохранительных органов, органами самоуправления, День самоуправления, «Неделя права», индивидуальные беседы с детьми. С обучающимися можно проводить анкетирование с целью определения уровня правовых знаний. (Приложение 2)

Правовое просвещение педагогов можно осуществлять на педагогических советах, собраниях трудового коллектива, заседаниях школьных методических объединений в виде лекций, сообщений круглых столов по правовой тематике. Также возможны индивидуальные консультации и методические советы классным руководителям по проблеме прав ребенка

Для правового просвещения родителей можно выделить время на общешкольных и классных родительских собраниях, проводить индивидуальное беседы с родителями по вопросам нарушения прав ребенка.

Таким образом, просветительская деятельность Уполномоченного по правам участников образовательного процесса способствует формированию ценностных установок учащихся и учителей на демократические и правовые отношения, понимания школьным сообществом связи зависимости законодательства и законотворчества в школьном правовом пространстве с правовыми нормами российского законодательства и мирового сообщества. Работа Уполномоченного в этом направлении должна способствовать организации школьной жизни таким образом, чтобы в условиях школьного сообщества востребовались гражданские качества и умения школьников, возникла ситуативная гражданская активность всех участников образовательного процесса, побуждающая обращаться к принятым нормам, законам и поступать в соответствии с ними. В современных условиях создание именно такого правового школьного пространства может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государство

Приложение 1


Правовой статус несовершеннолетних

Права, обязанности, ответственность

Необходимость знаний, умений, навыков для реализации прав, ответственности.

С рождения

-право на жизнь (ст.6 Конвенции ООН о правах ребенка,ч.1ст.20

Конституции РФ);

Право на имя (ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.58 Конституции РФ);

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст.27. Конвенции ООН о правах ребенка)



С начальной школы - необходимость знаний о международных и российских документах о правах человека, правах ребенка, их основное содержание

С рождения

-право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

Право на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства за защитой своих прав;

Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ)


С начальной школы – необходимость знаний органов по защите прав ребенка, их компетенции, навыки обращения к ним за защитой своих прав, знание основ процессуального законодательства

С рождения

-Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст.9,12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.54,57,60 СКРФ)

С начальной школы- необходимость знаний семейного права, гражданского права, наследственного права

С рождения

-Право на гражданство (ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость знаний основ законодательства РФ о гражданстве и правовом статусе иностранных граждан

С рождения

-право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья(ст.24 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы - необходимость знаний основ гражданского законодательства, законодательства о защите прав потребителей

С рождения

-право на отдых и досуг

Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни(ст.31 Конвенции ООН о правах ребенка;

Право на защиту от экономической эксплуатации (ст.32 Конвенции ООН о правах ребенка)


С начальной школы – необходимость знаний основ трудового законодательства, основ законодательства об охране здоровья

С рождения

-право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст.33 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства об ответственности за изготовление, распространение наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность

С рождения

- право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст.34 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства об ответственности за противозаконные действия сексуального характера

С рождения

-право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст.35 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость знаний уголовного законодательства, законодательства о защите прав ребенка

С 6 лет

-право на образование

Обязанность получить основное общее образование (ст.43 Конституции РФ)



С начальной школы – необходимость знаний об обязанности родителей обеспечения получения детьми основного общего образования, о гарантиях государства на получение образования

С 6 лет

-право совершения мелких бытовых сделок (ст.28 ГК РФ)

С начальной школы- необходимость знаний основ гражданского законодательства, основ законодательства о защите прав потребителей, навыки заключения договоров купли –продажи, договоров на оказание услуг

С 8 лет

-право быть членом и участником детского общественного объединения (ст.19 Закона «Об общественных объединениях»)

Необходимость знаний об устройстве государства и общества, навыков общественной жизни, работы в коллективе, решения общих задач

-ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции по делам несовершеннолетних и защите их прав

С 10 лет

- право давать согласие на изменения своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ)

Необходимость знаний основ семейного законодательства

С 11 лет

- ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.п.) с девиантным (общественно-опасным) поведением (ст.50 Закона РФ «Об образовании»)

Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, судебных органов

С 14 лет

- право давать согласие на изменение своего гражданства (ст.9 Закона «О гражданстве РФ»)

Необходимость знаний основ законодательства о гражданстве

С 14 лет

-право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ)



Необходимость знаний основ семейного, процессуального законодательства

С 14 лет

- право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами;

Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности;

Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст.26 ГК РФ);

Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст.1074 ГК РФ)



Необходимость знаний основ семейного, трудового, гражданского законодательства, умение заключения трудового договора, трудового соглашения, договора на оказание услуг, знание случаев ограничения вышеуказанного права, ответственности за причиненный вред, порядка возмещения материального и морального вреда.

С 14 лет

- право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст.56 СК РФ)

Необходимость знания о судебной системе, процессуального законодательства, навыков обращения в суд, составления искового заявления

С 14 лет

- право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого т руда (ст.63 ТК РФ);

Право работать не более 24 часов в неделю (ст.92 ТК РФ)

Право на поощрение за труд (ст.191 ТК РФ);

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст.267 ТК РФ);

Право на объединение в профсоюзы;

Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст.21 ТК РФ)

Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст.192 ТК РФ);

Материальная ответственность работника (ст.242 ТК РФ)



Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка

трудоустройства, особенности регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работников и работодателей, способы защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю



С 14 лет

- обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»

Необходимость знаний о компетенции паспортно-визовых служб, значении паспорта в жизни гражданина, ситуаций, в которых необходимо предъявление паспорта, ответственности за утерю паспорта, умения обращаться с паспортом, навыки обращения в паспортно-визовую службу

С 14 лет

-уголовная ответственность за преступления, предусмотренная ст.20 УК РФ

Необходимость знаний основ уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, навык поведения в случае задержания, предъявления обвинения, привлечение к судебному разбирательству

С 15 лет

- право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст.24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан)

Необходимость знаний основ законодательства о здравоохранении, об охране здоровья, о защите прав потребителей, умение заключения договором на оказание медицинских услуг

С 15 лет

- право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст.63 ТК РФ)



С 16 лет

- право вступать при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст.13 СК РФ);

Право самостоятельно осуществлять родительские право (ст.62 СК РФ)



Необходимость знаний семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умение заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах

С 16 лет

-право работать не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ)

Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка трудоустройства, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работодателей, способы защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю

С 16 лет

- обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст.13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, законодательства об альтернативной службе

С 16 лет

- административная ответственность (ст.2 КоАП РФ)

Необходимость знаний основ законодательства административных правонарушений и ответственности за их совершение, особенностях административной ответственности несовершеннолетних, правонарушениях, за которые они могут быть привлечены к административной ответственности, об органах, компетентных к привлечению к административной ответственности и их правомочиях

С 17 лет

- обязанность юношей встать на военный учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство ст.9 Закона РФ « О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции комиссии по постановке граждан на воинский учет, законодательство об альтернативной гражданской службе

С 18 лет

-право на вступление в брак (ст.13 СК РФ)

Необходимость знаний основ семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умения заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах

С 18 лет

- право голосовать и избирать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»)

Необходимость знаний об устройстве государства и общества, структуре органа власти, их компетенции, избирательного законодательства, навыков участия в управлении делами государства

С 18 лет

- право на управление легковыми автомобилями (ст.25 Правил дорожного движения РФ)

Необходимость знаний Правил дорожного движения, ответственности за их нарушение

С 18 лет

-право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст.19 Закона «Об общественных объединениях»)

Необходимость знаний о правах и ответственности общественных объединений, порядка их регистрации и деятельности, навыки общественной работы, умения составления уставов, учредительных документов

С 18 лет

- воинская обязанность для юношей (ст.59 Конституции РФ, ст.22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции по постановке граждан на воинский учет, законодательства об альтернативной гражданской службе

С 18 лет

-полная материальная ответственность работника (ст.242 ТК РФ)

Необходимость знаний трудового, гражданского законодательства о материальной ответственности граждан, порядка возмещения материального и морального вреда, процессуального законодательства о порядке возмещения вреда навыки составления исков, объяснительных записок

С 18 лет

-полная уголовная ответственность (ст.20,87 УК РФ)

Необходимость знаний об основах уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые может наступить уголовная ответственность несовершеннолетних

Приложение 2


Анкета
Определение уровня правовых знаний.
Цель: выявление знаний о правах и обязанностях человека, готовности к гражданскому становлению.
1.Дайте определение понятия «конституция».

2. Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации?

3.Перечислите личные права граждан Российской Федерации.

4.Какие социально-экономические права гражданина Российской Федерации вы знаете?

5.Назовите политические права гражданина Российской федерации.

6.Каковы культурные права гражданина Российской Федерации.

7.Какие обязанности гражданина Российской Федерации закреплены в Конституции?

8.Уголовная ответственность гражданина Российской Федерации начинается:

а) с 14 лет

б)16 лет


в)18 лет;

9.Полноправным гражданином Российской Федерации молодой человек становится:

а) с 16 лет

б)18 лет


в)20 лет;

10.Дайте определение понятия «гражданин».

11.Высший законодательный орган Российской Федерации это:

а) Совет Федерации

б) Федеральное Собрание

в) Государственная Дума


Форма подведения итогов: процентное соотношение правильных/неправильных ответов.

Приложение 3

Анализ конфликтной ситуации
Личностные характеристики субъектов противостояния:

Учитель русского языка характеризуется повышенной эмоциональностью, категоричностью своих высказываний, нежеланием разбираться в ситуации, которая произошла «здесь и сейчас»;

Учащийся 9 класса Артем обладает завышенной самооценкой, не развита саморегуляция, неустойчивая нервная система (возрастная особенность), высокая эмоциональность объясняется наличием чувства неуверенности в себе.

Конфликт характеризуется наличием основных этапов.

1. Предконфликтная ситуация возникла в начале учебного года и характеризовалась тем, что учитель неоднократно в беседах с Артемом предъявляла претензии к качеству подготовки к урокам. Учитель настаивала на выполнении своих требований, главный аргумент – подготовка и сдача экзамена по предмету. На эти требования учащийся не обратил должного внимания, посчитав, что учитель к нему слишком требователен, расценивал её действия как преднамеренно враждебные с целью унизить. Между учителем и учеником появилась предубежденность и неприязнь в эмоциональной сфере.

2. Конфликт перешел из латентного состояния в открытое, когда после очередной «двойки» за четверть учитель сказала, что Артем не будет допущен к сдаче экзаменов, т.к. «тройку» она ему не поставит ни при каких обстоятельствах. Таким образом, можно считать, что конфликт достиг своего апогея. Анализируя поведение учителя на этой ступени конфликта, можно сказать, что были забыты истинные причины и цели конфликта и главной целью стало нанесение максимального урона учащемуся. На беседу с учителем была приглашена мама Артема. Она согласилась с требованиями учителя, посчитала их справедливыми. На беседе присутствовал Артем, он также согласился с требованиями учителя и выразил готовность изменить своё отношение к подготовке к урокам, быть более ответственным. Мама попросила учителя дать ей рекомендации, как помочь ребенку в решении возникших трудностей. Учитель ответила, что она не поставит Артему положительную отметку даже за его старания. У Артема такой ответ усилил негативное отношение к учителю и к предмету, нежелание что-либо менять в отношениях. Конфликт обострился.

Для разрешения данной ситуации была привлечена так называемая «третья сила» в лице завуча. В результате неоднократных бесед обеим сторонам стало ясно, что конфликт достиг того накала, что продолжать его больше не следует, необходимо искать пути решения возникших проблем и трудностей.

Таким образом, конфликт вызрел, способ завершения данного конфликта был направлен на изменение самой конфликтной ситуации путем воздействия на самих участников и изменения их отношения к этой ситуации.

3. Фаза завершения конфликта началась с эмоциональной разрядки. Учитель, «спустив пар», перешла к более конструктивному поведению: избегала словесных раздражителей, конкретно и определенно высказала свои требования, предлагала пути решения возникших проблем. Артем принял эти требования и высказал желание их выполнять.

При анализе эмоционального содержания оказалось, что каждая сторона привнесла в конфликт собственную совокупность стрессов и эмоций, среди которых были и обида, и чувство беспомощности, и комплексы, и амбиции.

Основной путь урегулирования конфликта – переговоры. Причем переговоры были начаты после вмешательства посредника. Конфликтующие стороны обсудили спорный вопрос, выработали пути преодоления возникших разногласий, приняли общие правила поведения при взаимодействии.

Со стороны ученика нарушение школьных требований, неподготовленность домашних заданий, нарушение дисциплины, негативное отношение к требованиям

взрослых, попытка любой ценой продемонстрировать свою взрослость. Все это накладывается на особенности подросткового возраста, который и так характеризуется неуравновешенностью, вспыльчивостью, частой сменой настроения;

Со стороны учителя отсутствием умения учитывать в работе с подростками их индивидуальные особенности, подчеркиванием собственного превосходства, построение взаимоотношений на эмоциональной основе.
Наиболее важные мероприятия:


  1. Участие в Совете школы.

  2. Выступление на педагогических советах по актуальным вопросам с анализом прошедших мероприятий, акций, проблемам правового характера.

  3. Участие и выступления на методических объединениях классных руководителей по вопросам тематики и методики проведения классных часов.

  4. Участие в семинарах Уполномоченных.

  5. Изучение и анализ обстановки в школе (организация встреч администрации с учащимися, ответы на вопросы и т.д.).

  6. Комплектация библиотеки по вопросам прав человека.

  7. Стенд «Права».

  8. Оказание методической помощи классным руководителям в подготовке к классным часам по правовой тематике.

  9. Урегулирование конфликтов между детьми, педагогами, родителями.

  10. Профилактические беседы с учителями с целью предупреждения нарушений прав детей.

  11. Беседы с учителями по запросу родителей.

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса

МАОУ Заревской СОШ с УИОП

    РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

    С.В. ШЕВНИН

    На протяжении последних лет одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры является, безусловно, работа по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению.
    Вопросы организации этой работы подробно регламентированы соответствующим Приказом Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. N 182, в котором разъяснение законодательства рассматривается как неотъемлемая часть системы профилактики правонарушений, особенно в молодежной среде.
    Вместе с тем организация и проведение подобных мероприятий среди несовершеннолетних имеют свои особенности.
    При этом прокуратурой Арбажского района Кировской области накоплен положительный опыт проведения такой работы.
    Так, согласно распоряжению прокурора района за оперативными сотрудниками прокуратуры закреплены все образовательные учреждения района.
    Ежегодно составляются графики выступлений прокурорских работников в образовательных учреждениях.
    Соответственно, в планах мероприятий по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению прокуратуры района (а они рассчитаны на полугодие) существенное место отведено работе именно с несовершеннолетними.
    Вот лишь несколько примеров проводимой нами работы.
    Так, в 2012/13 учебном году по инициативе работников Арбажской центральной библиотеки им. А.П. Батуева и районной прокуратуры был образован клуб для старшеклассников "В правовом поле".
    В рамках работы этого клуба в период с сентября по май перед учащимися МКОУ СОШ пгт Арбаж (Арбажской средней школы - наиболее крупного общеобразовательного учреждения района) регулярно выступали представители прокуратуры.
    Темы бесед, выступлений - самые разные, но все они так или иначе связаны с правом, направлены на повышение уровня правовых знаний школьников, их правовой культуры, например: "Закон и подросток", "Ответственность за хулиганство и вандализм", "Служу в Российской Армии - правовые аспекты призыва", "Право в современном мире" и т.д.
    В течение нескольких лет в образовательных учреждениях района проводится декада правовых знаний.
    Например, в период ноября-декабря 2013 года перед школьниками выступали представители различных структур, ведомств, так или иначе участвующих в исполнении законов о несовершеннолетних.
    Сотрудники прокуратуры выступили во всех школах района - как в районном центре, так и в сельских.
    Мы, в частности, рассказывали подросткам о возникновении и развитии права, о роли и предназначении правоохранительных органов, о возможности получения юридического образования, об особенностях работы в органах прокуратуры, давали ответы на поступающие вопросы. Приводились примеры из конкретных уголовных дел о преступлениях, совершенных как несовершеннолетними, так и взрослыми (особенно - если они были совершены в группе с несовершеннолетними).
    При этом важно общаться с подростками на понятном, доступном для них языке, постепенно переходя от более простых тем, вопросов к более сложным.
    Например, если попытаться рассказать школьнику о том, что факт привлечения к уголовной ответственности, а тем более наличия судимости (пусть и полученной в несовершеннолетнем возрасте) влечет за собой отрицательные правовые последствия, он, скорее всего, просто кивнет головой в знак согласия, не особенно, может быть, поняв, о чем идет речь.
    Гораздо эффективнее на примерах конкретных уголовных дел разъяснить, что, например, человека, который беспричинно развязал драку, избил более слабого и беззащитного, вряд ли примут на работу в службу охраны солидного заведения; подростку, который в период летних школьных каникул в пьяном виде совершил угон машины, едва ли в дальнейшем доверят большегрузный автомобиль; ученику, который попался на воровстве в школьной раздевалке, никто во взрослой жизни не доверит серьезных денег и т.п.
    Приходится объяснять детям, что, оказывается, одни и те же слова, выражения в русском языке могут иметь совершенно разное значение с точки зрения административного и уголовного права.
    Так, жесткое либо "исключительно образное" выражение, которое ты адресовал неудачливому партнеру по команде во время игры в спортивном зале - это, как правило, всего лишь безобидный выход энергии.
    А вот если ты подобным образом обратишься в повседневной ситуации к постороннему человеку на улице, - возможно, отвечать тебе придется уже практически как взрослому.
    Конечно же, подросткам еще сложно воспринимать, скажем, такие выражения, как "назначение уголовного наказания в виде штрафа", "компенсация затрат на лечение потерпевшего" и "возмещение морального вреда, причиненного преступлением".
    Поэтому полезнее, например, просто рассказать об уголовном деле, по результатам судебного рассмотрения которого виновный заплатил штраф, оплатил лечение потерпевшего да еще и возместил ему моральный вред, потратив на все это внушительную сумму денег.
    А после подробного рассказа задать ребятам вопрос: "Если бы не преступление, поводом к совершению которого послужила секундная несдержанность или же злоупотребление спиртным, - на какие цели можно было бы потратить эти деньги их владельцу?".
    Ответы, как правило, связаны с возможной покупкой скутера, ноутбука, планшетника и других подобных вещей, которые так интересуют сейчас подростков. То есть вывод очевиден: преступлений лучше не совершать.
    И еще хочется сказать вот о чем. Значительная часть выпускников, получив школьное образование, уезжает за пределы нашего района с целью продолжения учебы, в том числе получения высшего образования.
    Это влечет резкую смену "родной" обстановки, новую жизнь в непривычной среде, в большом, чужом, порой многомиллионном городе, сложную учебу, т.е. условия, в которых рассчитывать по большей части приходится только на себя.
    А многих юношей ждет призыв на военную службу в многонациональный армейский коллектив.
    Как не растеряться, не сломаться, как адаптироваться в незнакомой среде, не поддаться мнимым соблазнам, реализовать себя?
    Об этом мы, прокурорские работники, в жизни которых, конечно же, были и вузы с их общагами, и армейская служба, и первые непростые шаги в выбранной профессии, также предельно откровенно рассказываем школьникам.
    Считаю, что подобная деятельность районной прокуратуры является результативной.
    Так, в течение нескольких последних лет уровень подростковой преступности в Арбажском районе ниже, чем в среднем по области, причем особо тяжкие преступления, а также тяжкие преступления против личности, совершенные несовершеннолетними, не регистрировались.
    В 2013 г. по сравнению с 2012 г. в два раза снизилось количество зарегистрированных общественно опасных деяний, совершенных подростками до достижения ими возраста уголовной ответственности.
    И, напротив, большое количество выпускников школ района намерены связать либо уже связали свою жизнь с правоохранительными органами, в том числе с прокуратурой.
    В 2013/14 учебном году соответствующая разъяснительная и просветительская работа сотрудниками районной прокуратуры продолжена.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Участники образовательного процесса и их права

Всякое право человека, прямо или косвенно, сводится к

обеспечению за ним возможности исполнять его обязанности.

(С. Франк)

В Федеральном законе от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» сказано (статья 1): «Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность».

Права и обязанности участников образовательного процесса на сегодняшний день сформулированы достаточно четко и широко известны (приложение 1)

2. Правовое воспитание .

Главным же направлением работы социального педагога и воспитательной службы школы считаю профилактическую работу. «Правовая культура – это, прежде всего, профилактика многих "болезней" общества ». Зачем надо изучать права человека? Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права человека и правда будут соблюдаться всеми людьми во всём мире!

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников рассматриваю как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требовани ю , активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Цель правового воспитания в нашей школе: формирование правового сознания, правовой культуры учащихся школы и их родителей, формирование активной жизненной позиции подростков.

В школе много времени уделяю информированности участников образовательного процесса. У голок правовых знаний оборудован в школе для правового просвещения учащихся, родителей и законных представителей несовершеннолетних, сотрудников образовательного учреждения. Цель уголка правовых знаний – разъяснение законодательства по вопросам: защиты прав и свобод несовершеннолетних, их законных представителей, педагогов и других участников образовательного процесса; социально-правовой защищенности; развитию правового сознания; раскрытию содержания прав и обязанностей участников образовательного процесса, преодоление правового нигилизма. Экспозиция уголка правовых знаний периодически обновляется.

Размещена справочная информация об органах государственной власти всех уровней, органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования, информация о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Пушкинском районе Санкт-Петербурга.

На стендах представлена информация по предупреждению правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних, по выявлению фактов насилия и жестокости в отношении детей, методических материалов по данной тематике, а также зрительно ярко воспринимаемой информации о телефонах справочных служб, правоохранительных органов, служб доверия.

Основные направления системы правового воспитания в школе:

    Осуществление правового образования учащихся;

    Правовое воспитание родительской общественности;

    Формирование безопасного поведения;

    Школьное самоуправление учащихся;

    Работа Совета по профилактике правонарушений и индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле.

Правовое образование учащихся Практика работы в нашей школе показала, что наиболее эффективными являются мероприятия, в которых сочетается познавательная деятельность и активное участие самих учащихся. Предпочтение отдается таким формам и методам работы, которые стимулируют творческую активность учащихся, развивают самостоятельность и инициативность, аналитические и исследовательские навыки.

Правовой всеобуч осуществляется под руководством заместителя директора школы по воспитательной работе. Тематика правового всеобуча определяется и составляется заместителем директора школы по воспитательной работе, социальным педагогом, школьным инспектором по делам несовершеннолетних по наиболее актуальным вопросам. Ежегодно в школе проводятся викторина по праву в начальных классах, Старшеклассники принимают участие в конкурсе работ по праву «права человека глазами ребенка».

Люблю общаться с детьми и прихожу на беседы, р азъясняю права, обязанности и степень ответственности всех участников образовательного процесса через тематические ча сы. На классных собраниях рассказываю о Конвенции ООН о правах ребенка (приложение 3), о правах учащихся.

Совместно с классными руководителями проводятся классные часы, на которых используются разнообразные формы работы : как деловая игра « Мои права в семье», практикум, устный журнал «Изучаем Закон «О правах ребенка РФ», «Изучаем «Конвенцию о правах ребенка», видеоуроки «Символы России», уроки Медиабезопасности, уроки Конституции, викторины «Профилактика безопасного поведения на дорогах», театрализованная игра, круглый стол « Что я должен знать о своих правах?», игра-путешествие в страну: «Конституция РФ», дискуссионный час «Общественная безопасность. Терроризм – угроза обществу» (приложение 19) , «Эксплуатация детского труда. Защита прав детей», решение ситуативных задач, правовой дилижанс, правовой турнир « Я живу в правовом государстве», правовая игра «Сказка-ложь, да…» (приложение 14), организация и проведение ученических конференций по теме «Право и закон» и другие творческие формы.

Ежегодно в январе проходит Неделя правовых знаний. В эти дни занятия по правовому всеобучу с приглашением специалистов позволяют нашим учащимся иметь знания о правовых нормах общества:

    сотрудниками правоохранительных органов проведены профилактические беседы с учащимися 5-9 классов на правовую тематику (приложение 9);

    с беседами для учащихся 8-9 классов в рамках правового всеобуча выступала сотрудник КДН и ЗП Дмитровского района Зайцева Г.Н (приложение 20).

    интересной и увлекательной стала беседа с сотрудниками ГО ЧС (приложение 9а)

    просмотр видеофильмов, позволяющих сформировать у учащихся умение различать хорошие и плохие поступки и иметь чувство ответственности за нравственно-ценный выбор средств достижения цели.

    Выставка литературы "Твои права и обязанности", "Права человека - права ребенка" знакомит учащихся в период недели права с документами, литературой и лучшими публикациями в СМИ по правовой тематике.

Данные мероприятия имеют большое воспитательное значение по правовому воспитанию.

В школе создана также система работы с родителями по их правовому образованию. Повышение уровня правовых знаний родителей ориентировано на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности. Профилактическая работа среди родителей позволяет оказывать им помощь в воспитании детей с отношениями в поведении.

В век всеобщей компьютерной грамотности родители все чаще информацию ищут в Интернете. На сайте школы размещена информация о правах и обязанностях участников образовательного процесса (приложение 1).

В работе с родителями важное место отводится просветительскому направлению - это проведение бесед, дискуссий, лекториев, разработка памяток, приглашение на тематические заседания Совета по профилактике правонарушений, проведение правового всеобуча для родителей, проведение тематических родительских собраний (приложение 22);, приглашение специалистов (в этом году на общешкольные родительские собрания были приглашены специалисты: инспектор ОДН, нарколог, детский врач – педиатр). Коррекционная работа с родителями включает семейное консультирование, то есть оказание помощи семье в конфликтных ситуациях.

Родительские собрания являются важной составляющей взаимодействия семьи и школы. В школе разработана тематика лекций с родителями. (приложение 5). Во время выступления на родительском собрании освещала темы: «Права участников образовательного процесса», «Наказывая, подумайте, зачем?» (приложения 6,7). На родительских собраниях раздавались буклеты «Правила безопасности» (приложение 8).

В федеральном законе об образовании отмечается, что условия обучения должны быть безопасными. Профилактическая работа направлена на формирование ценностей ЗОЖ, призвана помогать учащимся в определении жизненных целей и формировании чувства ответственности за нравственно-ценный выбор средств ее достижения. В школе традиционными стали Дни Здоровья. Систематически проходят медосмотры. Регулярно проходят эвакуации учащихся (приложение 9), беседы с представителями ГО ЧС, инспекторами ГИБДД и ОДН, заместителем директора школы по безопасности, уполномоченным по правам ребенка (приложение 9а). В школе для обеспечения дополнительной безопасности детей в добавление к тревожной кнопке и пожарной сигнализации, в текущем учебном году появилась система видеонаблюдения, которая уже несколько раз помогла в разрешении конфликтных ситуаций.

Однако, несмотря на беспрецедентный прорыв в развитии информационного права в России, состояние защищенности детей от деструктивного информационного воздействия во всех сферах их жизнедеятельности, даже в семье и в школе, остается неудовлетворительным. В школе проводятся уроки Медиабезопасности. (Приложение 10).

В план учебно-воспитательной работы нашей школы внесены направления, связанные с повышением уровня правовой культуры и грамотности, воспитанием толерантности у всех участников образовательного процесса. Правовая работа с учащимися проводится систематически. Ежегодно проводятся следующие мероприятия:

«Посвящение 1-классников в пешеходы» (Приложение 11)

«Меняем сигарету на конфету» акция (Приложение 12)

«Уроки Конституции» (Приложение 13)

«Сказка – ложь, да в ней намек…» (игра по правам человека) (приложение14)

«Урок успеха» (приложение 15)

День защиты детей (приложение 16)

День самоуправления (приложение 17).

Следующая форма работы с учащимися – это работа Совета по профилактике правонарушений. Уже с начала этого учебного года на Совете по профилактике правонарушений было рассмотрено 8 персональных дел учащихся, при работе Совета регулярно ознакомляются учащиеся и их родители с законодательством РФ и уставом школы (приложение 18).

К профилактической работе со школьниками относятся обучающие тренинги активной психологической защиты учащихся группы «риска», неуспевающих и состоящих на других видах учета,

Организация и проведение совместно с психологической службой, органом ученического самоуправления социологического опроса среди учащихся с целью выявления положения дел в аспекте прав человека, мо ниторинга по выполнению санитарно-гигиенических требований к орга низации учебного процесса помогает ск орректировать работу, проводимую с детьми и родителями (приложение 20).

Работа с преподавательским составом включает прежде всего работу педагогического Совета, проведение правового всеобуча, заседания МО классных руководителей, проведение обучающих семинаров, тренингов, а так же пополнение методической копилки каждого классного руководителя материалами по правовому воспитанию. В которой собран материал по правовому воспитанию, согласно возрастным группам учащихся. Необходимо отметить и роль самообразования в данном направлении, так как правовая культура является неотъемлемой составляющей не просто учителя, а педагога новой формации.

В приказе Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 подчеркнуто, что вделе привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать весь потенциал прокуратуры. Важным средством решения указанных задач является правовое просвещение , которое представляет собой распространение в обществе знаний о праве, а также разъяснение положений действующих нормативных правовых актов и практики их применения в целях формирования убежденности в необходимости соблюдения норм права и предупреждения правонарушений.

Расширение системы правового просвещения населения отнесено также к основным направлениям реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утв. Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (подп, "ж" п. 8 разд. IV).

Правовое просвещение включает следующие направления: 1) правовое обучение – преподавание и усвоение правовых знаний в образовательных заведениях юридического и иного профиля; 2) правовую пропаганду – распространение правовых знаний в обществе и разъяснение в доступной форме положений отдельных правовых актов неопределенному кругу лиц; 3) правовое консультирование – разъяснения отдельным гражданам юридических норм, подлежащих применению в конкретных правовых спорах.

Правовое просвещение осуществляется как: 1) общее – обучение правовым знаниям, пропаганда права и правовое консультирование населения в целом; 2) специальное – выполнение такой деятельности в отношении отдельных категорий лиц, например несовершеннолетних, лиц, подлежащих призыву на военную службу, лиц, находящихся в исправительных учреждениях.

Прокуратурой РФ реализуются все направления и виды правового просвещения.

Основными принципами правового просвещения служат: научность, информативность, аргументированность, наглядность, доступность, последовательность и системность. Необходимо помнить также, что правовое просвещение не может достигнуть своих целей, если лишь несет сведения о праве. Главная задача этой деятельности – создание внутренних стимулов к соблюдению правовых норм. Недооценка этого требования ведет к несоответствию между правовыми знаниями и действиями гражданина .

Объектами правового просвещения выступают все категории граждан, в первую очередь молодежь, наиболее остро воспринимающая отрицательные последствия экономических преобразований и правового нигилизма . Это обстоятельство влияет на методы, формы и средства правового просвещения. Так, доведение до сознания молодых людей неотвратимости наказания за преступления и иные правонарушения является одной из важных задач правового просвещения.

К формам правового просвещения, специально предназначенным для пропаганды права и разъяснения законодательства, относятся следующие.

1. Пропаганда правовых знаний при непосредственном участии работников прокуратуры. Сюда относятся: чтение лекций и докладов гражданам; проведение бесед, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, недель, декад и месячников правовых знаний. Немалую пользу приносят встречи с лидерами и активистами общественных объединений. Подобные мероприятия организуются по месту жительства, учебы, в трудовых коллективах организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности.

При этом следует учитывать, как правило, низкий уровень заинтересованности граждан в проведении таких мероприятий. Потому необходимо тщательно выбирать тематику выступлений, сосредоточивать внимание аудитории на непосредственной практической пользе. Приоритетными темами служат жилищное, земельное, природоохранное, трудовое законодательство, защита прав субъектов предпринимательской деятельности, противодействие коррупции, экстремизму.

В то же время нужно принимать во внимание возраст, национальность, семейное положение, профессию, круг интересов людей, с которыми проводится правовое просвещение. Учет этих факторов положительно влияет на контакт с аудиторией, вызывает у нее интерес к выступлению. Подобный подход дает возможность также должным образом подготовиться к предстоящему выступлению.

Поясним, что лекции представляют собой систематическое, последовательное, научно обоснованное и изложенное в популярной форме освещение причин и следствий конкретных явлений правовой действительности, например состояния законности и необходимости принятия норм права, упорядочивающих определенную сферу общественных отношений. Для достижения цели лекции необходимо четко определить ее главную тему. Следует также установить объем лекционного материала, который может быть изложен в отведенное время, отобрав самое важное для раскрытия темы.

Беседы являются небольшим сообщением и обменом мнения по отдельным правовым вопросам, основанным на изложенных сведениях и вытекающих из них выводах. К примеру, приводятся данные о количестве преступлений отдельных категорий и причинах их совершения.

Нередко лекции целесообразно дополнять беседами на соответствующие темы, что делает правовую пропаганду более действенной.

В ходе правового консультирования прокуроры должны обращать внимание граждан на правовую основу разрешения проблем, разъяснение им социальной сущности и конкретного содержания норм права.

Эффективным средством пропаганды права служит использование прокурорскими работниками наглядных материалов и технических средств.

2. Выступления в СМИ и информационной сети Интернет. Телевидение, радиовещание и печать занимают ведущее место по популярности среди граждан по сравнению с другими источниками правовой информации. Они обладают наиболее широкими возможностями донесения правовых знаний до каждого человека. В процессе взаимодействия со СМИ наиболее эффективны выступления (интервью) прокурорских работников и публикации подготовленных ими материалов на правовые темы.

Большое значение имеют выступления представителей органов прокуратуры в новостных и аналитических передачах телевидения. Плодотворны пропаганда права и разъяснение законодательства прокурорами по региональным телевизионным каналам. Получает распространение подписание соглашений между органами прокуратуры и телестудиями о вещании по правовой проблематике.

Не менее полезно использование для правового просвещения возможностей радиовещания.

В региональных и местных печатных изданиях целесообразно организовывать постоянные рубрики, куда граждане могут обратиться по интересующим их правовым вопросам и в которых систематически размещают материалы, разъясняющие законодательство.

Особого внимания заслуживают правовое просвещение с использованием СМИ совместно с другими органами государственной власти, в том числе судебными органами.

Все большее распространение в качестве средства правовой пропаганды получает информационная сеть Интернет. На официальных сайтах прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратур могут открываться разделы правовой информации и осуществляться консультации граждан по вопросам права.

Расширение использования указанного ресурса возможно также путем участия в совместных с федеральными и региональными информационными агентствами проектах правовой пропаганды.

3. Участие в проводимых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, общественными объединениями и иными организациями мероприятиях, которые способствуют правовому просвещению граждан. Целью таких мероприятий служит, как правило, разъяснение порядка реализации положений нового законодательства, информирование о принимаемых мерах по укреплению законности и правопорядка в регионах.

Формами этой работы выступают: участие прокурорских работников в научно-практических конференциях и сборах, онлайн- и пресс- конференциях, семинарах, тренинг-семинарах, "круглых столах"; участие в парламентских и публичных слушаниях.

Согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 перед прокурорами поставлена задача сочетания пропаганды права с надзором за исполнением законов, информированием органов публичной власти и институтов гражданского общества о состоянии законности, правопорядка и обеспечения прав граждан, с участием в судебных процессах, обсуждением представлений об устранении обстоятельств, способствующих правонарушениям (п. 2).

Информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности является одним из принципов организации и деятельности прокуратуры РФ (ст. 4 Закона о прокуратуре). При реализации этого принципа прокурорам необходимо рассматривать и вопросы правового просвещения граждан.

Одновременно требуется проведение правового просвещения при осуществлении органами прокуратуры основной функциональной деятельности.

Заметное место среди соответствующих форм занимает разъяснение прав и правовых способов их защиты при рассмотрении и разрешении обращений граждан. В соответствии с Законом о прокуратуре в органах и учреждениях этого института государства рассматриваются и разрешаются в пределах компетенции заявления, жалобы и иные обращения граждан. При этом ответ на такие обращения должен содержать разъяснение его правового содержания. Когда в удовлетворении обращения отказывается, заявителю обязательно разъясняется порядок обжалования принятого решения (ст. 10).

Вместе с тем согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 консультирование граждан по вопросам прав и свобод и способов их защиты не должно подменять рассмотрение и разрешение обращений по существу затронутых в них вопросов (п. 1).

Большое значение имеет разъяснение законов в актах прокурорского реагирования, так как нередко основной причиной значительного количества допускаемых нарушений служит недостаточный уровень правовых знаний соответствующими субъектами.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокуроры приносят протесты на незаконные правовые акты (ст. 23), вносят представления об устранении нарушений законов (ст. 24), выносят постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 25), объявляют предостережения о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1). В этих документах в обязательном порядке излагается и разъясняется содержание нарушенных (могущих быть нарушенными) законодательных норм. Тем самым обеспечивается возможность устранения или недопущения нарушений закона.

Приказом Генпрокурора РФ от 07.12.2007 № 195 прокурорам предписано излагать в документах прокурорского реагирования правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали (п. 16).

Согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008№ 182 в ходе прокурорских проверок исполнения законов о несовершеннолетних и молодежи надлежит отслеживать наличие правовой тематики в учебных планах, ориентировать руководство образовательных учреждений на предупреждение правонарушений, разъяснение ответственности за противоправное поведение (п. 6).

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокурорам надлежит разъяснять уголовное, уголовно-процессуальное и иное действующее законодательство задержанным, заключенным под стражу, осужденным и лицам, подвергнутых мерам принудительного характера (п. 1 ст. 33 Закона о прокуратуре).

Важную роль играет разъяснение законодательства в ходе судебных заседаний. В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор участвует в рассмотрении дел судами в ситуациях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами (п. 1 ст. 35). При этом выступления и иные процессуальные действия прокурора при рассмотрении дел судами предполагают обязательное разъяснение правового содержания его позиции, действий и решений иных участников судопроизводства, что оказывает правовоспитательное воздействие также на присутствующих граждан. Это требование имеет особое значение при судебном разбирательстве дел с участием коллегии присяжных заседателей.

Важным направлением организации работы органов прокуратуры по правовому просвещению является взаимодействие с иными государственными органами, общественными и другими объединениями . Так, для обеспечения сотрудничества с уполномоченными по правам человека и уполномоченными по правам ребенка в субъектах РФ органами прокуратуры могут заключаться соответствующие соглашения, предусматривающие и совместное осуществление правового просвещения.

При прокуратурах субъектов РФ создаются также общественные советы, например по защите малого и среднего бизнеса, работа которых предполагает разъяснение законодательства предпринимателям.

Неплохой результат приносит участие руководителей общественных организаций в совещаниях прокуратур субъектов РФ по вопросам правового просвещения. В некоторых прокуратурах регионального звена принимаются совместные с общественными объединениями программы правового просвещения, включающие чтение лекций, участие в семинарах и "круглых столах", издание брошюр по правовым вопросам.

В ряде регионов при прокуратурах работают общественные приемные, в которых оказывается правовая помощь гражданам. При этом особое внимание уделяется слабо защищенным категориям граждан.

К правовому просвещению граждан необходимо также активно привлекать ветеранские организации работников прокуратуры.

Последнее время в органах прокуратуры уделяется пристальное внимание взаимодействию в проведении правового просвещения с высшими учебными заведениями. В ряде регионов между прокуратурами и вузами заключены договоры о сотрудничестве, определяющие рамки взаимодействия. Одним из новых направлений такого сотрудничества является участие прокурорских работников в деятельности юридических клиник. Эти структуры создаются при юридических факультетах высших учебных заведений, студенты-старшекурстники которых под руководством преподавателей оказывают бесплатную правовую помощь социально незащищенным слоям населения. Прокурорские работники оказывают правовую помощь студентам – участникам таких формирований по наиболее сложным вопросам законодательства и его применения.

Важно подчеркнуть, что приведенные направления и формы правового просвещения могут с успехом использоваться всеми звеньями системы органов и учреждениями прокуратуры РФ.

Кроме того, прокурорам необходимо уделять внимание ведению первичного учета показателей, отображению и контролю их достоверности в статистической отчетности . Приказом Генпрокурора РФ от 11.12.2012 № 446 утвержден и введен в действие статистический отчет о работе прокурора по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению по форме ВОиПП. Прокурорам вменено в обязанность представлять указанные сведения раз в полугодие нарастающим итогом в отдел информационного обеспечения информационно-аналитического управления Главного организационно-аналитического управления Генпрокуратуры РФ (п. 2). При этом следует выполнять положения Инструкции по составлению указанного отчета, утвержденной данным приказом. Соблюдение указанных требований позволит анализировать и оценивать состояние, опыт и проблемы, а также вырабатывать меры по совершенствованию рассматриваемого направления деятельности органов прокуратуры.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!