Понятие и виды ликвидации субъектов предпринимательской деятельности. Объектом контрольной работы является предпринимательское право. Правовое положение фондовых бирж

Ликвидация субъектов предпринимательского права. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

    по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

    по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям. Требование о ликвидации юридического лица по этим основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены данные заявления.

Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке признания его банкротом. Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

Особенности ликвидации некоммерческих организаций предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях».

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица.

Порядок ликвидации включает в себя следующие этапы:

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

    Выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

Выплаты производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ):

      в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

      во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

      в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

      в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.

Основные правила удовлетворения требований:

      требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди;

      при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащим удовлетворению, если иное не установлено законом;

      в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица;

      требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок;

      требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

    Утверждение ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имуществоюридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица.

    Внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования юридического лица в связи с его ликвидацией.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Обязанность предоставления в регистрирующий орган необходимых документов лежит на ликвидационной комиссии (ликвидаторе).

Отдельным случаем ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение объявить о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве).

Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»от 13 января 2000 г. определил, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, не применяются правила Гражданского кодекса РФ о ликвидации юридических лиц.

Государственная регистрация физического лицаутрачивает силу в случаях:

В случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.

Ликвидация субъектов предпринимательского права

Ликвидация представляет собой прекращение субъекта предпри­нимательского права без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что права и обязанно­сти ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению ИП, учредителей (участников) ЮЛ либо органа юридического лица, уполномоченного на то учре­дительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального предприятия может принять собственник.

В статье 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности истечение срока, на который создана организация, достижение цели, ради которой она создана.

Решение о принудительной ликвидации принимается судом. Не­которые основания принудительной ликвидации обозначены непо­средственно в ст. 61 ГК РФ. Это обнаружение допущенных при со­здании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление деятель­ности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом; неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов; осуществление неус­тавной деятельности организациями со специальной компетенцией (общественными, религиозными организациями, благотворительны­ми или иными фондами). Приведенный перечень не является исчер­пывающим, основания принудительной ликвидации могут быть пре­дусмотрены и другими статьями Кодекса. Примером может служить правило ст. 25 и 65 ГК РФ о ликвидации лица, признанного несосто­ятельным (банкротом). В соответствии с п. 4 ст. 99 ГК РФ в случае, если стоимость чистых активов акционерного общества становится меньше определенного Законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. При этом следует иметь в виду, что основания ликвидации по решению суда могут устанав­ливаться только ГК РФ.

С требованием о ликвидации в суд может обратиться государст­венный орган или орган местного самоуправления в случае, если та­кое право предоставлено ему законом. В настоящее время такое пра­во, в частности, предоставлено:

· Федеральной антимонопольной службе,

· Федеральной налоговой службе, согласно п. 1 ст. 31 НК РФ;

· Министерству финансов РФ

· Федеральной службе по финансовым рынкам,

· Центральному банку РФ

· прокурору согласно

Рассмотрим основные этапы ликвидационного процесса приме­нительно к коммерческой организации.

1. Сообщение о принятом решении в трехдневный срок регистриру­ющему органу, осуществившему государственную регистрацию дан­ного лица. Регистрирующий орган направляет для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом налого­вые органы, органы статистики и внебюджетные государственные фонды. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов, государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юриди­ческое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, ко­торые возникают в результате его реорганизации.

2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителя­ми (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации.

На протяжении всего ликвидационного процесса организация или предприниматель продолжает существовать в качестве субъекта пра­ва. Пунктом 3 статьи 62 ГК РФ установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управле­нию делами юридического лица; указанная комиссия наделена правом выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица. Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 ГК РФ.

Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе под­писывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заяв­ления и совершать другие юридические действия, связанные с ликви­дацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.

Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципаль­ный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение.

Учредители (участники) юридического лица или орган, приняв­ший решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регис­трирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.

3. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации ЮЛ. В публикации должны быть отражены следующие данные:

· наименование ликвидируемого юридического лица;

· дата принятия решения о ликвидации;

· наименование органа, принявшего решение о ликвидации;

· идентификационный номер налогоплательщика и номер ликви­дируемого лица в реестре;

· порядок и срок предъявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации;

· способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет. Такое сообщение должно быть направлено данным адресатам в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации.

6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы, которые долж­ны быть письменно уведомлены о ликвидации должника, и прини­маются меры к получению дебиторской задолженности. Ликвидаци­онная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемой организации.

7. Выход ликвидируемой организации из состава участников (учредителей) других ЮЛ.

8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, преду­смотренными ТК РФ.

9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требо­ваний. Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кре­диторами требований и результат их рассмотрения.

10. Продажа имущества ЮЛ с публичных торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений, в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения тре­бований кредиторов.



11. Снятие с учета в налоговом органе и во внебюджетных фондах. В частности, поря­док снятия с учета в налоговом органе регулируется ст. 84 НК РФ. Налоговым органом и внебюджетными фондами проводятся доку­ментальные проверки ликвидируемой организации.

12.Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества. Расчеты осуществляются в очередности, установленной ст. 64 ГК РФ (установлено пять оче­редей для удовлетворения требований кредиторов).

13.Составление ликвидационного баланса, который утверждает­ся учредителями (участниками) ЮЛ или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

14. Представление согласованного ликвидационного баланса в на­логовый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

15.Закрытие банковских счетов ликвидируемой организации. О закрытии счетов уведомляется налоговый орган, который выдает информационное письмо (проставляет отметку на ликвидационной карте) о снятии с налогового учета.

16. Аннулирование идентификационных кодов в органах статистики.

17. Представление в орган, осуществляющий гос. регистрацию ЮЛ (ФНС РФ), следующих документов:

а) подписанное заявителем заявление с подтверждением соблю­дения порядка ликвидации, завершения расчетов с кредиторами, согласования вопросов ликвидации с соответствующими государст­венными органами в установленных законодательством случаях.

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

Оставшиеся после расчетов с кредиторами денежные средства зачисляются в уставный (складочный, паевой) капитал (фонд) юри­дического лица. Уставный капитал и иное оставшееся после удовле­творения требований кредиторов имущество передаются его участ­никам (учредителям), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица. На основании представленных документов в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации организации.

ЮЛ, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту приня­тия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается факти­чески прекратившим свою деятельность. Такое ЮЛ м.б. исключено из Единого гос. реестра юриди­ческих лиц.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

  • ликвидация добровольная принудительная
  • Введение
  • 1.1 Правовые основы ликвидации юридических лиц
  • 1.2 Добровольная и принудительная ликвидация
  • 1.3 Этапы ликвидационного процесса
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Тема контрольной работы «Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности».

Под субъектом предпринимательской деятельности понимают - предпринимателей субъектом предпринимательской деятельности является хозяйствующий субъект. К предпринимателям относятся: физические лица зарегистрированные в качестве ИП; коммерческие юридические лица.

Хозяйствующий субъект - индивидуальные предпринимателя, коммерческие юридческие лица, а также некоммерческие организации осуществляющие деятельность приносящую доход.

Ликвидация представляет собой прекращение субъекта предпринимательского права без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят. Ершова И.В. Предпринимательское право. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - с. 80

Целью контрольной работы является изучение сущности ликвидации субъектов предпринимательской деятельности.

Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:

1. Рассмотреть правовые основы ликвидации субъектов предпринимательской деятельности.

2. Раскрыть особенности добровольной и принудительной ликвидации.

3. Изучить этапы ликвидационного процесса.

Объектом контрольной работы является предпринимательское право.

Предметом - ликвидация субъектов предпринимательской деятельности.

Теоретической базой при написании контрольной работы послужили учебные пособия отечественных авторов в области изучения предпринимательского права, таких как Ершова И.В., Гущин В.В. и др.

1. Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

1.1 Правовые основы ликвидации юридических лиц

Ликвидация юридического лица является легальной формой прекращения его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Правовые основы ликвидации юридических лиц установлены в ГК РФ, регламентирующем в ст. 61-64 основания ликвидации юридических лиц; обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица; порядок ликвидации юридического лица и очередность удовлетворения требований кредиторов при его ликвидации.

Нормы ГК РФ конкретизируются в законах, посвященных отдельным видам юридических лиц: Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральном законе от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Особенности оснований и порядка ликвидации могут устанавливаться для субъектов, обладающих специальным правовым статусом. Так, ст. 23.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" определяет процедуру ликвидации кредитных организаций, у которых Банком России отозвана лицензия на совершение банковских операций. Порядок ликвидации несостоятельного должника - юридического лица в соответствии со ст. 65 ГК РФ устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Отдельные нормы, касающиеся ликвидации юридических лиц, содержатся в НК РФ. В качестве примера можно привести ст. 49 НК РФ, регулирующую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

Правовое регулирование ликвидации осуществляется также на подзаконном уровне. Так, порядок принятия решений о ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий отражен в постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".

ГК РФ в качестве оснований для ликвидации юридического лица предусматривает решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также решение суда (п. 2 ст. 61). Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Российское предпринимательское право. - М.: Велби, Проспект, 2010. - с. 174

1.2 Добровольная и принудительная ликвидация

Добровольной считается ликвидация, осуществленная по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица в связи:

- с истечением срока, на который оно создано;

- с достижением цели его создания;

- с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. -- М.: Изд-во Эксмо, 2007. -- с. 105

Чаще, однако, субъекты предпринимательства ликвидируются в связи с нецелесообразностью их дальнейшего существования, обусловленной самыми разнообразными жизненными обстоятельствами.

Законы об отдельных видах юридических лиц, в которых решения о ликвидации принимаются коллегиальным органом, предусматривают необходимость квалифицированного большинства голосов для принятия решения о ликвидации или даже полное единогласие участников по этому вопросу. Так, акционерные общества ликвидируются по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в собрании; в обществах с ограниченной

ответственностью такое решение принимается единогласно. Более того, законы о хозяйственных обществах устанавливают порядок инициации решения общего собрания участников о ликвидации. В акционерных обществах вопрос о ликвидации выносится на решение общего собрания акционеров советом директоров (п. 2 ст. 21 Закона об АО), в обществах с ограниченной ответственностью такое решение принимается по предложению совета директоров -- единоличного исполнительного органа общества, участника общества (п. 2 ст. 57 Закона об ООО).

Добровольная ликвидация хозяйствующего субъекта наиболее целесообразна; она в максимальной мере соответствует характеру предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности. Преимущества добровольной ликвидации -- не только в отсутствии принудительных механизмов, но и в относительной простоте, оперативности проведения ликвидационных процедур, их меньшей конфликтности. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). -- М.: Норма, 2007. - с.201

Принудительная ликвидация состоит в том, что решение о ликвидации принимается судом независимо от воли юридического лица. Общие основания для принудительной ликвидации установлены ст. 61 ГК и частично воспроизводящей ее текст ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц. Такими основаниями являются допущенные при его создании грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом. К «иным» случаям относится, например, ликвидация вследствие признания субъекта предпринимательства банкротом (ст. 65 ГК), при уменьшении величины чистых активов ниже минимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99 ГК РФ). Заметим, что два последних основания могут быть использованы и при добровольной ликвидации, когда юридическое лицо само обращается в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) либо принимает решение о ликвидации в связи с невозможностью пополнения активов до необходимого размера.

Следует иметь в виду, что согласно позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в постановлении от 18 июля 2003 г. № 14-п, ликвидация при нарушении юридическим лицом законодательства применяется лишь в качестве исключительного средства реагирования. Как указано в постановлении, «норма статьи 61ГК РФ предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц».

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК требование о ликвидации юридического лица по основаниям, установленным в п. 2 данной статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Отдельные законы называют не только сами уполномоченные органы, но и конкретизируют основания для принудительной ликвидации. БелыхВ. С., БерсункаевГ. Э., ВиниченкоС. И. Предпринимательское право России. -- М.: Проспект, 2009. --с. 205

1.3 Этапы ликвидационного процесса

Рассмотрим основные этапы ликвидационного процесса применительно к коммерческой организации.

1. Сообщение о принятом решении в трехдневный срок регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного лица. Регистрирующий орган направляет для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом налоговые органы, органы статистики и внебюджетные государственные фонды. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов, государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации. На протяжении всего ликвидационного процесса организация или предприниматель продолжает существовать в качестве субъекта права. Пунктом 3 статьи 62 ГК РФ установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; указанная комиссия наделена правом выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица.

3. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. В публикации должны быть отражены следующие данные:

- наименование ликвидируемого юридического лица;

- дата принятия решения о ликвидации;

- наименование органа, принявшего решение о ликвидации;

- идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре;

- порядок и срок предъявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации;

- способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет. Такое сообщение должно быть направлено данным адресатам в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации.

6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы, которые должны быть письменно уведомлены о ликвидации должника, и принимаются меры к получению дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемой организации.

7. Выход ликвидируемой организации из состава участников (учредителей) других юридических лиц.

8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Значение промежуточного ликвидационного баланса заключается в следующем:

В соответствии с ним осуществляется удовлетворение требований кредиторов. Он подтверждает своевременность обращения соответствующего кредитора с требованием. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок;

- удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса;

- на основании данных баланса делается вывод о достаточности денежных средств предприятия для удовлетворения требований кредиторов. В противном случае ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

10. Продажа имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений, в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов.

11. Снятие с учета в налоговом органе и во внебюджетных фондах в предусмотренном законодательством порядке.

12. Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества.

13. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации.

14. Представление согласованного ликвидационного баланса в налоговый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

15. Закрытие банковских счетов ликвидируемой организации. О закрытии счетов уведомляется налоговый орган, который выдает информационное письмо (проставляет отметку на ликвидационной карте) о снятии с налогового учета.

16. Аннулирование идентификационных кодов в органах статистики.

17. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ФНС РФ), следующих документов:

а) подписанное заявителем заявление с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов с кредиторами, согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами в установленных законодательством случаях.

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

Ликвидация юридических лиц считается завершенной, а указанные субъекты хозяйственного права прекратившими свое существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр.

Следует иметь в виду, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц. Ершова И.В. Предпринимательское право. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - с. 82

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Ликвидация представляет собой прекращение субъекта предпринимательского права без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят.

В зависимости от оснований проведения ликвидации различают ликвидацию добровольную и принудительную.

Добровольной считается ликвидация, осуществленная по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица в связи: с истечением срока, на который оно создано; с достижением цели его создания; с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Принудительная ликвидация состоит в том, что решение о ликвидации принимается судом независимо от воли юридического лица.

Порядок ликвидации включает в себя следующие этапы:

- Принятие решения о ликвидации.

- Публикация сведений о ликвидации юридического лица.

- Выявление кредиторов и получение дебиторской задолженности.

- Составление промежуточного ликвидационного баланса.

- Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

- Утверждение ликвидационного баланса.

- Внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования юридического лица в связи с его ликвидацией.

Список литературы

1) Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Российское предпринимательское право. - М.: Велби, Проспект, 2010. - 1072 с.

2) Белых В.С., Берсункаев Г.Э., Винниченко С.И. Предпринимательское право России. -- М.: Проспект, 2009. -- 656 с.

3) Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. -- М.: Изд-во Эксмо, 2007. -- 736 с.

4) Ершова, И.В. Предпринимательское право. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - 560 с.

5) Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). -- М.: Норма, 2007. - 944с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности порядка ликвидации субъектов предпринимательской деятельности по решению суда и регистрирующего органа. Порядок, условия и этапы прекращения деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, оценка законодательства.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2014

    Правовая характеристика ликвидации юридических лиц. Специфика и основные принципы добровольной и принудительной ликвидации коммерческих организаций: принятие решения и процедура проведения. Создание ликвидационной комиссии, ее состав и круг обязанностей.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2013

    Исследование гражданско-правовых аспектов и понятия ликвидации юридического лица. Анализ основных особенностей и порядка принудительной ликвидации юридических лиц в случаях осуществления ими запрещенной законом деятельности или деятельности без лицензии.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Понятие, общая характеристика ликвидации как способа прекращения деятельности юридического лица. Основания и порядок ликвидации юридических лиц. Банкротство как один из ее способов. Этапы, признаки и нормативно-законодательная база данного процесса.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2011

    Сущность, правовое положение, классификация, признаки, структура юридического лица. Правовое регулирование создания и прекращения деятельности юридических лиц. Особенности их государственной регистрации. Основные виды реорганизации и процедура ликвидации.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2016

    Понятие ликвидации предприятия и ее правовые последствия. Основания и порядок ликвидации юридических лиц. Завершение всех расчетов с кредиторами. Особенности ликвидации юридического лица при банкротстве. Принятие решения о конкурсном производстве.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2013

    Понятие, регистрация, правовое регулирование, формы предпринимательской деятельности. Права, обязанности и ответственность ее субъектов. Особенности и основные этапы ее прекращения, реорганизации и ликвидации. Лицензирование фармацевтической деятельности.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2011

    Понятие и основания для ликвидации юридического лица, нормативно-правовое обоснование данного процесса, классификация и типы: добровольная и принудительная. Порядок и основные этапы проведения ликвидации, роль и значение в нем специальной комиссии.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2013

    Институт прекращения юридических лиц, его формы и проблемы. Характеристика реорганизации и ликвидации юридических лиц. Проблемы, возникающие в процессе прекращения юридических лиц. Институт банкротства как особый способ ликвидации юридических лиц.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2007

    Понятие и виды субъектов предпринимательства, их государственная регистрация, характеристика процедуры реорганизации и ликвидации, лицензирование, законодательные акты регулирования. Формирование холдингов, концернов, финансово-промышленных групп.

Ликвидация юридического лица является легальной формой прекращения его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Правовые основы ликвидации юридических лиц установлены в ГК РФ, регламентирующем в ст. 61-64 основания ликвидации юридических лиц; обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица; порядок ликвидации юридического лица и очередность удовлетворения требований кредиторов при его ликвидации.

Нормы ГК РФ конкретизируются в законах, посвященных отдельным видам юридических лиц: Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральном законе от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Особенности оснований и порядка ликвидации могут устанавливаться для субъектов, обладающих специальным правовым статусом. Так, ст. 23.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" определяет процедуру ликвидации кредитных организаций, у которых Банком России отозвана лицензия на совершение банковских операций. Порядок ликвидации несостоятельного должника - юридического лица в соответствии со ст. 65 ГК РФ устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Отдельные нормы, касающиеся ликвидации юридических лиц, содержатся в НК РФ. В качестве примера можно привести ст. 49 НК РФ, регулирующую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

Правовое регулирование ликвидации осуществляется также на подзаконном уровне. Так, порядок принятия решений о ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий отражен в постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".

ГК РФ в качестве оснований для ликвидации юридического лица предусматривает решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также решение суда (п. 2 ст. 61). Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Российское предпринимательское право. - М.: Велби, Проспект, 2010. - с. 174

Ликвидация является способом прекращения субъекта предпринимательского права без правопреемства. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя осуществляется по следующим основаниям: предприниматель принял решение о прекращении предприниматель­ской деятельности; в связи со смертью предпринимателя; в связи с принятием судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом), что ведет к прекращению предприни­мательской деятельности; в связи с принятием судом решения о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке; в связи с вступлением в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок; в связи с аннулированием документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или в связи с окончанием срока действия указанного документа.

Если индивидуальный предприниматель принимает решение о прекращении предпринимательской деятельности, то он должен представить в налоговый орган следующие документы: подписанное им заявление и документ об уплате государственной пошлины. Прекращение предпринимательской деятельности по иным причинам осуществляется на основании соответствующих документов, поступающих в налоговый орган. Прекращение предпринимательской деятельности осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения налоговым органом. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Подтверждением этому является свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Однако в случае смерти физического лица, зарегистрирован­ного в качестве индивидуального предпринимателя, признания его судом несостоятельным (банкротом), прекращения в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу указанного приговора суда.

В случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.

Юридические лица (исключая фонды) могут прекратить свою деятельность или быть ликвидированы добровольно в любое время без указания оснований. Ликвидация по решению суда возможна только по основаниям, указанным в ГК РФ.

Любое юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды ликвидируются при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей их уставным целям.

Специальным основанием ликвидации юридического лица является признание его несостоятельными (банкротами); причем, если стоимость их имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано исключительно по данному основанию.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования. В частности, в соответствующих случаях требования о принудительной ликвидации юридических лиц могут быть предъявлены налоговыми органами (на основании ст. 31 НК РФ), ЦБР (на основании ст. 23.1 Закона о банках), федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (на основании ст. 30 Закона «Об организации страхового дела»).

Ликвидация – не одномоментный акт, а специальная достаточно длительная процедура прекращения деятельности субъекта предпринимательского права. Сведения о том, что хозяйствующий субъект находится в процессе ликвидации, подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Сообщение о ликвидации юридического лица должно быть направлено в налоговый орган по месту учета юридического лица как налогоплательщика не позднее 3-х дней со дня принятия такого решения (см. ст. 23 НК РФ). Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Порядок и сроки ликвидации самостоятельно устанавливаются лицами, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Функции органов юридического лица по управлению внутренними и внешними делами выполняет ликвидационная комиссия (ликвидатор). Ликвидационная комиссия, завершая текущие дела ликвидируемого юридического лица, помещает в органах печати сообщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, рассчитывается по обязательствам юридического лица, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы, в установленных случаях решает вопрос о передаче оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества учредителям (участникам).

Практическая деятельность ликвидационной комиссии начинается с опубликования сообщения о ликвидации юридического лица. Такое сообщение должно быть помещено в печатном органе, который обычно публикует данные о государственной регистрации юридических лиц. В сообщении о ликвидации юридического лица определяется порядок и срок заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации о ликвидации.

Далее, ликвидационная комиссия осуществляет действия по выявлению кредиторов и взысканию дебиторской задолженности, получению объективных данных о финансовом состоянии юридического лица. Такие данные необходимы для составления промежуточного ликвидационного баланса и заключения о достаточности либо недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов. При этом предполагается, в частности, проведение инвентаризации имущества и обязательств юридического лица, проверка факта существования конкретного кредитора или должника, его наименования, места нахождения и платежных реквизитов, уточнение размера кредиторской или соответственно дебиторской задолженности, а также истребование последней, в том числе в судебном порядке. Дополнительной гарантией для кредиторов является обязанность ликвидационной комиссии письменно уведомлять их о ликвидации юридического лица.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности, и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица. К промежуточному ликвидационному балансу прилагается перечень имущества ликвидируемого юридического лица, а также перечень кредиторов и их требований, учтенных в размере, признанном ликвидационной комиссией.

Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств юридического лица и их размер. Такими документами являются договор, заключенный данным юридическим лицом, решение судебных органов, иные документы (ценные бумаги, в том числе векселя, платежные поручения и т.п.). В случае несогласия ликвидационной комиссии с суммой требования кредитора в промежуточном ликвидационном балансе отражается сумма требования, принятая ликвидационной комиссией. Обязательства ликвидируемого юридического лица, по которым не предъявлены требования в установленный срок, а также заявленные в установленный срок, но не признанные органом, осуществляющим ликвидацию, также отражаются на соответствующих счетах промежуточного ликвидационного баланса. При решении суда об удовлетворении требования кредитора такое требование учитывается в промежуточном ликвидационном балансе в размере, определенном решением суда. Если стоимость имущества юридического лица по данным промежуточного ликвидационного баланса недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидация юридического лица должна проводиться в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Промежуточный ликвидационный баланс выносится ликвидационной комиссией на рассмотрение учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о ликвидации юридического лица, и утверждается ими. Законом могут быть предусмотрены случаи, в которых утверждение промежуточного ликвидационного баланса осуществляется по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющихся у ликвидируемого юридического лица денежных средств недостаточно для расчетов с кредиторами, хотя общая стоимость денежной и неденежной частей имущества свидетельствует о способности юридического лица удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, то осуществляется продажа неденежной части имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией, начиная со дня утверждения ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой (т.е. последней) очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Окончательный ликвидационный баланс юридического лица отражает имущественное и финансовое положение юридического лица после завершения расчетов с кредиторами. Окончательный ликвидационный баланс, как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Юридическим фактом, с которым закон связывает завершение ликвидации юридического лица, является внесение соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!