Использование произведений и фонограмм в российском сегменте сети интернет. Свободное использование произведения

Составное произведение - это произведение, включающее другие произведения или их части, обычно без личного участия авторов этих произведений. Составные произведения создаются объединением других произведений или частей из них в новое произведение, которое иногда называют сборником или компиляцией. Типичными примерами являются:

антология - сборник литературных произведений или

отрывков из них, собранных с определенной целью.

справочник - подборка классифицированных призна

ков, сведений и данных, например, физических и хими

ческих свойств веществ, телефонов, адресов и т.д.

хрестоматия - сборник частей различных произведе

ний, предназначенный обычно для образовательных

энциклопедия - сборник коротких статей, написанных

ния по ряду тем общего характера либо по одной

специальной отрасли знаний.

Понятие составного произведения гораздо шире, чем обычно понимаемое. Составные произведения можно считать наиболее общим видом про из ведений,-поскольку к ним относятся по существу аудиовизуальные и мультимедийные произведения, музыкально-драматические и сценические произведения, информационные хранилища и базы данных и т.д. Другими словами, составные, комплексные или композитные произведения являются самым распространенным видом произведений науки, литературы и искусства.

В отношении составных произведений необходимо особо отметить несколько правовых норм. Некоторые из них очевидны, другие же требуют пояснения. В начале рассмотрим два необходимых и достаточных условия, при выполнении которых лицо, создавшее составное произведение, может

ствленные им подбор и расположение материалов,

представляющие результат творческого труда

(составите льство).

В соответствии с этим условием авторское право может распространяться на составное произведение только в том случае, если подбор и расположение материалов в составном произведении представляют результат творческого труда составителя - автора сборника. Пожалуй, из всех признаков творческого труда авторов произведений науки, литературы и искусства творческий характер труда составителя наименее очевиден, поскольку почти всегда любой подбор и любое расположение материалов могут считаться творческими из-за невозможности доказать обратное. Существует объективная презумпция творческого труда составителя, хотя она явно не формулируется в Законе. Даже в случае хрестоматийного составления телефонного справочника трудно доказать отсутствие творческого труда составителя. Поэтому в большинстве случаев необходимо признать творческий характер труда автора составного произведения.

ний, включенных в составное произведение.

В соответствии с этим условием авторское право может распространяться на составное произведение только в том случае, если составитель обладает разрешениями авторов или иных правообладателей всех произведений или частей из них, включаемых в составное произведение. Если же составитель не имеет разрешений от правообладателей на включение произведений или их частей в составное произведение, то он признается не автором составного произведения, а нарушителем авторского права, что влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

ведение, вправе использовать свои произведения незави

симо от составного произведения, если иное не

Положение относится к делимым составным произведениям и предоставляет авторам произведений, включенных в составное произведение, право использовать их независимо и отдельно от составного произведения. Это относится к случаю, когда в составном произведении используются произведения, которые еще не были обнародованы, в противном случае право независимого использования включенного произведения уже существует у автора. Если же в составное произведение включаются еще не обнародованные произведения, то право на независимое использование включаемого произведения может быть одним из условий договора, который составитель сборника заключает с автором каждого из включаемых произведений. При отсутствии такого письменного договора авторы включаемых произведений оставляют за собой право на независимое использование включаемых произведений по закону.

Особое положение возникает при включении в составное произведение служебных произведений. В соответствии с обычными нормами имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю. Поэтому в случае составного произведения, создаваемого из служебных произведений лицом,уполномоченным на то нанимателем (работодателем), ни о каком независимом использовании включенных служебных произведений не может быть речи без разрешения, нанимателя (работодателя).

гим лицам осуществлять самостоятельный подбор и

расположение тех же материалов для создания своих

составных произведений.

Существование авторского права у составителя не может препятствовать другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположение тех же объектов для создания других составных произведений при условии творческого характера составительства и наличия разрешений

правообладателей на включение в сборник их произведений или частей из них.

При создании сборника из уже обнародованных произведений данная норма очевидна. Однако при создании сборников, которые содержат необнародованные произведения, данная норма оказывается во многом формальной, поскольку весьма редко автор имеет возможность включить свое произведение в несколько сборников из-за условий ранее заключенных договоров или из-за служебного характера произведения.

5. Лицу, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Принадлежность исключительных имущественных прав на издание означает, что это лицо вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование или требовать такого указания. При этом авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом, если иное не предусмотрено авторским договором. Другими словами, при отсутствии договора с издателем или соответствующего пункта в договоре автор сохраняет свои исключительные права на использование произведения, включенного в периодическое издание. Несомненно, речь может идти только о неслужебных произведениях. Если же в периодическое издание включены служебные произведения, то имущественные права принадлежат нанимателю автора, например издателю. Однако автор служебного произведения, включенного в периодическое издание, имеет право на авторское вознаграждение (помимо заработной платы) за использование его произведения в таком составном периодическом издании даже при отсутствии иных условий в договоре с издателем или при отсутствии договора.

Данная норма в отношении особого вида составных произведений - периодических изданий - это единственное

152 Глава 4

Несмотря на то что имущественное авторское право появилось впервые благодаря деятельности издателей, однако все права последних реализуются по договорам об издании произведений, которые авторы заключают с издателями. В отличие от производителей аудиовизуальных произведений, производителей фонограмм, организаций вещания права издателей в современных законах об авторском праве и смежных правах обычно не регламентируются.

Существуют тенденции о необходимости признания и наделения имущественными правами издателей произведений по закону, и эти тенденции имеют логику. Все, конечно, понимают, что производители кинематографических произведений сумели добиться для себя прав, которых не имеют производители иных видов произведений. Однако производители иных видов произведений должны быть наделены по закону аналогичными правами, несмотря на то, что имущественные права на обнародуемые произведения они получают по договорам с авторами.

Наделение издателей имущественными правами по закону представляется актуальным и важным. Дело в том, что договор автора с издательством может не содержать каких-либо указаний о передаче имущественных прав издателю, т.е. издатель может опубликовать произведение автора, но не получить каких-либо имущественных прав, если в договоре на издание произведения это не было предусмотрено. Другими словами,-издатель иногда не может, например, использовать свое наименование как правообладателя на свое издание. Если бы Закон наделял издателя такими правами, то он имел бы такое право вне зависимости от положений договора с автором. Конечно, юридически грамотный издатель предусмотрит в договоре с автором необходимые для него положения, однако для развития издательского дела в интересах общества должен существовать баланс интересов издателей и авторов. Данная статья Закона - первая попытка установить такой баланс интересов издателей и авторов для одного из важных видов составных произведений - периодических изданий.

Наделение издателей периодических изданий, а также энциклопедий и энциклопедических словарей имущественными правами означает, что издатель имеет право использовать знак охраны авторского права для оповещения о своих исключительных имущественных правах. Издатель вправе указывать свое наименование на каждом экземпляре издания, и при любом использовании такого издания другими лицами они обязаны указывать наименование издателя. Сам же издатель имеет право требовать указания своего наименования при любом использовании его издания. Такая норма имеет значение в случае, когда можно использовать составное произведение без разрешения правообладателя.

6. Составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, которые они включают. Автор составного произведения может использовать любой неохраняемый объект без согласия и разрешения лица или лиц, которые являются создателями таких объектов. С другой стороны, распространение охраны на составные произведения, в которые включены неохраняемые объекты, не означает распространения охраны на эти неохраняемые объекты. Этот же принцип нераспространения охраны на неохраняемые объекты используется ив отношении баз данных.

Как и в случае производных произведений, не должны нарушаться права авторов неохраняемых произведений на защиту их репутации при создании сборников. Причем из-за вечного характера права на репутацию использование произведения, срок действия имущественных прав на которое истек, может осуществляться только в таких пределах, которые не наносят ущерба репутации автора. Если же использование неохраняемого произведения наносит ущерб репутации автора, то такое использование запрещено, поскольку нарушено законодательство об авторском праве, и лицо, нарушившее право на защиту репутации автора, несет ответственность перед законом. Это справедливо в любом случае, даже если у автора не осталось наследников, в

154 Глава 4

таком случае «защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации»1 (ст. 29) или «специально уполномоченный на то государственный орган Республики Беларусь»2 (п. 1 ст. 24).

Аналогичные нормы существуют и в других странах СНГ. Таким образом, государство гарантирует охрану личных имущественных прав умерших авторов даже при отсутствии наследников. В отличие от производных произведений, в которых нарушение права на защиту.репутации происходит очень часто, в составных произведениях гораздо сложнее увидеть нарушение права на защиту репутации авторов, поскольку включаемые произведения или их части не перерабатываются, а лишь особым образом размещаются относительно друг друга. Следовательно, нарушение права на защиту репутации можно усмотреть в размещении тех или иных отрывков из произведений, что во многом является субъективным и потому трудно доказуемым.

В случае использования охраняемых объектов интеллектуальной собственности составитель обязан получить разрешение автора или другого правообладателя каждого используемого произведения, если срок действия имущественных прав на эти произведения не истек, т.е. если они не являются общественным достоянием. Если же разрешения правообладателей на произведения, не перешедшие в общественное достояние, отсутствуют, то авторское право на составное произведение не возникает, а лицо, использовавшее без разрешения другие произведения, признается не автором составного произведения, а нарушителем авторского права, что влечет ответственность, предусмотренную за конодател ьством.

7. Подобно производным произведениям существует различие между созданием сборника и его обнародованием. Закон не может запретить создание сборника для личных

целей. Допускается составление сборника для личных целей

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и

Верховного Совета Российской Федерации, 1993. № 32. Ст. 1242.

2 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998.

без разрешения правообладателей включаемых произведений, поскольку это никак не нарушает имущественные права и материальные интересы правообладателей оригинальных произведений.

Однако правовое положение изменяется, если сборник обнародуется. Здесь закон не просто становится на защиту материальных интересов правообладателей оригинальных произведений, но и позволяет обеспечить действительную защиту их прав.

Терлецкий Василий Витальевич ,

Генеральный директор, кандидат юридических наук

Сегодня использование авторских произведений и фонограмм в российском сегменте сети Интернет происходит даже в большем объеме, чем на Западе. Но поскольку сама информация об Интернете начала широко распространяться в России относительно недавно (реклама Yandex на ОРТ признана событием 2000 года), то большинство авторов, исполнителей и других правообладателей еще плохо знают о своих собственных правах и не догадываются о масштабах и способах использования их интеллектуального труда в Интернете.

Исходя из опыта общения с правообладателями можно утверждать, что сегодня большинство авторов не считает, что использование их произведений в Интернете причиняет им существенные убытки. Многие полагают, что раз их произведения используются, значит, это кому-то интересно, следовательно, это косвенная популяризация их труда, своеобразная реклама.

Но когда речь заходит о "деньгах" и автор сталкивается с использованием его произведений за плату, пусть и мизерную, или автор понимает, что владельцы сайтов получают доходы от рекламы, размещенной на страницах с его произведениями, у автора наступает шок.

В настоящее время использование произведений в российском Интернете происходит в основном на некоммерческих началах. Например, "библиотека Машкова" не использует размещение рекламных баннеров на страницах с произведениями, в связи с чем правообладатели не предъявляли пока особых претензий. Но перед многими контент-провайдерами, переводящими свою деятельность на коммерческую основу, стоят проблемы легализации своей деятельности.

Что касается отношения к авторским правам со стороны большинства пользователей Интернета в России, то оно постоянно эволюционирует и совершенствуется. Несколько лет назад, следуя давно прошедшей зарубежной моде, многие видные представители российской Интернет-общественности подхватили идеи "копилефта" - безвозмездного использования произведений с обязательным соблюдением личных неимущественных прав их создателей, то есть с указанием имени правообладателя и без изменений в содержании (по возможности). Многим эта идея показалась привлекательной. Интернет предоставил возможности быстрого доступа к информации, информационного обмена, индивидуальных взаимодействий - всего того, что мы называем "интерактивной коммуникацией", поэтому для многих получение большого объема информации является приоритетом при работе в сети. Фактически неограниченное количество информации, свободно получаемое пользователем, его очень радует. А если все эти массивы информации бесплатны, то степень радости многократно возрастает.

Сегодня более 99 процентов авторских произведений и фонограмм распространяются через Интернет бесплатно. Цифра, соизмеримая с объемом пиратства в недалеком прошлом в России. Причем некоторые наши случаи общения с подобными "деятелями" Интернета заканчивались тем, что неглупые люди, отстаивая свою позицию, признавали, что создают и собственные произведения (например, проводят крупные маркетинговые исследования), но когда мы прелагали им опубликовать эти результаты их деятельности в свободном доступе в Интернет - реакция была предсказуема. Начинались отговорки вроде: "хватит ловить нас на слове". На самом деле, это неконструктивный подход.

За прошедшие год-два ситуация несколько изменилась. Мы уже почти не слышим требований свободного использования произведений. "Эйфория бесплатности" прошла, потому что правообладатели (в основном - представители музыкального бизнеса) начинают пристально смотреть на Интернет, как на явление, причиняющее значительные убытки и подрывающее их "несетевую", "оффлайновую" деятельность. Не удивительно, что музыкальный бизнес требует защиты прежде всего имущественных прав, поскольку в основном в качестве его представителей выступают продюсеры, обладающие именно имущественными правами, в большинстве случаев - только смежными (по нашему законодательству об авторском праве и смежных правах). В ходе своей деятельности продюсеры стараются получать также права авторов и исполнителей, то есть становиться единственными правообладателями на конечный продукт - фонограмму, чтобы распоряжаться любым ее использованием самостоятельно и стимулировать потребителя приобретать компакт-диски с записями.

Итак, что же можно сказать об отличиях авторских и смежных прав в Интернете от "обычных" случаев использования фонограмм и произведений? Полагаю, что, как ни странно, так называемых "фонограммных прав" в сети становится неизмеримо меньше, чем в случаях "оффлайнового" использования. Дело в том, что вся технология Интернета не предполагает моментальной передачи всего произведения, даже упакованного в MP3 файлы, от контент-провайдера к заказчику, конечному потребителю. В то же время расположение текстовых, художественных или графических произведений на web-страницах в формате html - гораздо проще, что способствует их массовому использованию. Во всяком случае, в российском Интернете литературные, графические, художественные произведения используются гораздо активнее, нежели музыкальные.

Исходя их нашего действующего законодательства при использовании произведений в Интернете затрагивается прежде всего такое правомочие правообладателя, как "сообщение для всеобщего сведения по кабелю или с использованием аналогичных средств" (пункт 2 статьи 16 и пункт 1 статьи 39 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах). Причем под это правомочие подпадает как собственно расположение произведений на Интернет-сайтах, так и предоставление их путем загрузки файлов, в том числе музыкальных. В Интернет сейчас получило распространение "потоковое вещание", создаются все новые радиостанции, уже пытаются создать Интернет-телевидение. Эти случаи также охватываются в настоящее время указанным выше правомочием.

Стоит сказать еще об одном из самых важных прав правообладателя - это право на воспроизведение как создание одной, нескольких или многих копий произведения. Воспроизведение в Интернете, во-первых, осуществляется контент-провайдером для технических целей последующего сообщения для всеобщего сведения, во-вторых, копирование - воспроизведение производится конкретным пользователем Интернета, который запрашивает к загрузке ту или иную страницу сайта или фонограмму в виде МР3-файла. Конечно, воспроизведение даже для технических целей контент-провайдером должно осуществляться с разрешения правообладателей, а вот второй тип воспроизведения чаще всего по нашему законодательству подпадает под случаи так называемого "частного копирования" и выпадает из сферы правомочий, которыми располагают правообладатели.

Какие же способы защиты и реализации прав могут существовать при таком глобальном использовании произведений с помощью сети? Международное сообщество пытается "не отставать от жизни". В 1996 году под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности уже заключены новые международные договоры об авторском праве и об исполнениях и фонограммах (так называемые ДАП и ДИФ), сейчас идет процесс присоединения к ним государств.

Эти договора подталкивают многие государства, в том числе и Россию, на введение нового права автора на так называемое "доведение до всеобщего сведения". Если это произойдет, то у правообладателей появится принципиально новое право, согласованное на международном уровне и регулирующее вопросы использования произведений именно в Интернете.

Сейчас многие международные организации (в основном - специализированные общества по защите прав при участии крупных компаний по распространению фонограмм) пытаются объединиться и создать какие-то системы, позволяющие обеспечить защиту прав и ускорить их реализацию. Такие действия, безусловно, направлены как на получение дополнительных доходов для правообладателей, так и на облегчение использования охраняемых авторским правом объектов любыми контент-провайдерами или продюсерами. Можно привести в пример разрабатываемую сейчас программу "Верди", в осуществлении которой объединились страны Европы. Такая программа как раз позволяет добиться скорейшего получения любым продюсером разрешения на использование любых категорий произведений в Интернете или при создании продуктов мультимедиа, чтобы быстро и недорого оплатить все права "в одном месте". Кроме того, эта система предполагает получение собственно самих произведений в цифровой форме через тот же Интернет. Это интересная схема, которая будет постепенно развиваться. В ней пока не участвуют по каким-то соображениям США, хотя они в свою очередь пытаются подвигнуть Европу еще дальше и создать систему еще более "общую".

Международные организации предлагает России и всем авторам такую интересную систему, как цифровые водные знаки. Они могут позволяют защитить произведение, чтобы идентифицировать его распространение по сети, подсчитать количество использований и определить пользователей. Сейчас эта система разрабатывается и внедряется, но внедряться она будет еще лет 5-10. К тому моменту, как система маркировки произведений будет налажена, она, скорее всего, устареет и не понадобится. Интересный факт, который понимают те, кто реализуют систему цифровой маркировки, когда говорят: "ну, тогда будем заниматься чем-нибудь другим:". Сколько будет развиваться техника, столько же - и системы защиты.

В Интернете, с одной стороны, существует большое количество правообладателей, авторов, которые только начинают задумываться о реализации своих прав, с другой стороны, большое количество пользователей давно и в больших количествах используют их произведения. Сейчас у нас в России стоит большая задача ввести в законные рамки использование произведений в Интернете, да и не только в Интернете, а также разъяснять правообладателям, какие права они имеют, а пользователям - какие права им следует соблюдать и как это сделать в соответствии с нашим законодательством.

Итак, у контент-провайдеров согласно российскому законодательству сейчас есть выбор. Они могут либо получить разрешение на использование конкретного произведения или нескольких произведений непосредственно от правообладателя, либо обратиться к организации по коллективному управлению правами. Но последний вариант применим не во всех случаях. Рассматриваемый на данной конференции случай использования записей, на котором мне хотелось бы остановиться, не входит в сферу коллективного управления и не подпадает под случаи получения разрешений от РАО.

Однако если учесть, что сообщение файлов МР3 или любых других музыкальных файлов через Интернет в соответствии с действующим законодательством является сообщением для всеобщего сведения по кабелю, то это правомочие подпадает под исключение, оговоренное в статье 39 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Собственно говоря, любому порталу, использующему сейчас большое количество музыкальной информации, достаточно выплатить вознаграждение за использование всех произведений, например, РАО или кому-то еще и продолжать использование без разрешения правообладателя - в любом объеме. Это нынешняя ситуация, с которой всем, в частности правообладателям, надо бороться путем принятия предложенной международным сообществом формулировки "доведение до общего сведения".


Ведущий
Спасибо. Вопросы, пожалуйста.

Европейский парламент на днях принял ряд поправок к Закону об охране авторских прав, явно разрешающих свободное копирование цифрового контента для персонального использования, до тех пор, пока эти копии не используются для получения коммерческой выгоды. В скором времени они должны быть одобрены министрами Союза. Что Вы знаете об этом и ваше мнение?

Терлецкий, КОПИРУС

Конкретно об этом факте я пока ничего не знаю. Но, на мой взгляд, это абсолютно нормальная директива, насколько можно судить по выраженному Вами ее содержанию. Если она сейчас принята - она, скорее всего, имеет уточняющее значение для уже применяющейся практики частного копирования. В нашем законе разрешено копировать произведения для использования в личных целях, это не является нарушением, и хотя не указывается на "частное копирование для некоммерческого использования", но эта формулировка, несомненно, подразумевается в Законе. И все мы понимаем, что "частную копию" произведения, полученную, например, путем записи радиотрансляции, нельзя копировать дальше и продавать на рынке, потому что все остальные статьи Закона этого не разрешают.

А как быть с "частным копированием" и с вознаграждением по статье 26 Закона при использовании произведений в Интернете? Поскольку в случаях с фонограммами на материальных носителях вознаграждение можно заложить в стоимость кассеты. Но при использовании в Интернете себестоимость чего вкладывается в вознаграждение и потом куда направлять его, какой организации, коллективно управляющей правами?

Терлецкий, КОПИРУС

Это очень интересный вопрос. Потому что в нашей стране, как и во многих странах мира, существует исключение из авторских прав для случаев "частного копирования" и существует законодательное требование о сборе вознаграждения с импортеров и изготовителей "чистых носителей", но, к сожалению, оно не реализуется. В настоящее время статья 26 Закона в России практически не работает.

Если следовать статьи 26 Закона, то вполне логично придти к выводу, что если она начнет действовать, в стоимость носителей, например, компакт-дисков, на которые можно записать произведения, в стоимость дискет и жестких дисков компьютеров можно было бы включать роялти - авторское вознаграждение и потом при выплате производителями или импортерами на территории России распределять его через общество по коллективному управлению правами. Но я считаю, что некоторые моменты, упоминавшиеся в докладе нашего иностранного гостя, можно было бы использовать в случае с частным копированием. На самом деле, мне кажется, что надо подождать некоторое время, и если к тому моменту телефонные компании действительно смогут помогать идентифицировать, помогать считать количество загружаемых объектов конкретным пользователем, то можно уже будет использовать эту информацию для целей персональных выплат тем, кому предназначены эти деньги. Это мое мнение.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 13. Авторское право на аудиовизуальные произведения. 1. Авторами аудиовизуального произведения являются:

режиссер - постановщик;
автор сценария (сценарист);
автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).
2. Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
3. При публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения.
4. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор - постановщик, художник - постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.
Комментарий к статье 13
1. Эта статья относится к установлению авторства и носителей авторских прав на аудиовизуальные произведения.
При этом имеются в виду только те аудиовизуальные произведения, которые созданы после 2 августа 1993 года, т.е. начиная с 3 августа 1993 года - момента вступления в силу Закона об авторском праве.
2. Понятие аудиовизуального произведения содержится в ст. 4 Закона (см. также комментарий к этой статье).
Термин "аудиовизуальные произведения" в общегражданском законодательстве нашей страны впервые был употреблен в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года (ст. 134). До этого закон говорил о кинофильмах и телевизионных фильмах, которые ныне охватываются более широким понятием аудиовизуальных произведений.
3. В соответствии с законодательством об авторском праве, действовавшим в РСФСР до 1 октября 1964 года, первоначальное авторское право на киноленты признавалось за выпустившим их в свет кинопроизводственным предприятием.
4. По Гражданскому кодексу РСФСР авторское право на кинофильм или телевизионный фильм закреплялось за предприятием, осуществившим его съемку, а авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм - за его автором или соавторами (ст. 486 ГК РСФСР 1964 года).
Данные нормы действовали с 1 октября 1964 года по 2 августа 1992 года.
Именно на их основе в настоящее время определяется владелец первоначального авторского права на кинофильмы, снятые в этот период времени.
5. Владелец первоначального авторского права на фильмы, которые были сняты с 3 августа 1992 года по 2 августа 1993 года, должен определяться согласно действовавшему в этот период законодательству - Основам 1991 года. Пункт 5 ст. 135 этого акта устанавливает:
"Авторы кино-, теле- и видеофильма по авторским договорам передают право на использование фильма его изготовителю в пределах, предусмотренных договором.
Авторы произведений, использованных в фильме, сохраняют авторское право каждый на свое произведение, передают изготовителю право на его использование в фильме и могут использовать произведение независимо от фильма в целом".
Таким образом, Основы устанавливали разный правовой режим для авторов фильма и авторов произведений, использованных в фильме: авторские права первых переходили к изготовителю по договору, в то время как в отношении вторых право на использование их произведения в фильме переходило к изготовителю в силу установленной в законе презумпции.
При этом закон не пояснял, кто же является авторами фильма: если это те лица, произведения которых не существуют вне фильма и потому не могли быть использованы в фильме (т.е. не подпадают под норму ч. 2 п. 5 статьи 135 Основ), то тогда авторы фильма - это режиссер - постановщик, оператор, художник - постановщик. Следовательно, сценарист и композитор не относятся к числу авторов фильма.
Все эти сложные вопросы, очевидно, будут предметом рассмотрения в судебной практике.
6. Аудиовизуальное произведение является сложным, синтетическим; оно создается творческими усилиями большого числа работников. Более того, аудиовизуальное произведение обычно включает в себя произведения различных авторов, которые не принимают непосредственного участия в создании аудиовизуального произведения.
Некоторые произведения, входящие как составная часть в аудиовизуальное произведение, могут существовать независимо от него.
Другие произведения, тоже используемые в аудиовизуальном произведении, создаются лишь в процессе работы над ним и существуют лишь в неразрывной связи с аудиовизуальным произведением; они, эти последние произведения, не могут быть выделены из аудиовизуального произведения. К их числу относятся предметы творческого труда режиссера - постановщика и некоторых других лиц. Точно так же перевод произведения на другой язык не может быть отделен от оригинала, не может быть использован независимо от оригинала.
Таким образом, аудиовизуальное произведение - это слияние произведений и идей из произведений различных авторов, их "сплав", сгусток.
Большое число произведений, которые используются при создании аудиовизуального произведения, например сценарий, используется в измененной форме.
Все указанные выше особенности создания аудиовизуальных произведений делают невозможным их квалификацию просто как произведений, созданных соавторами.
На аудиовизуальное произведение возникает особое авторское право.
7. Пункт 1 ст. 13 Закона устанавливает, что авторами аудиовизуального произведения являются режиссер - постановщик, сценарист, а также композитор и автор текста песни, если музыка и текст песни специально созданы для этого аудиовизуального произведения.
Никакие другие лица не могут считаться авторами аудиовизуального произведения: данная норма Закона является императивной.
Если музыка к аудиовизуальному произведению была заимствована из ранее опубликованных произведений какого-либо композитора, а также если в аудиовизуальном произведении использована известная песня, композитор и авторы песни не считаются авторами аудиовизуального произведения.
8. Иначе решается вопрос в отношении сценариста. Известно, что сценарии могут публиковаться сами по себе, как литературные произведения. Если опубликованный сценарий будет затем использован в аудиовизуальном произведении, сценарист становится одним из его авторов, даже если он не принимал непосредственного участия в создании аудиовизуального произведения.
9. Аудиовизуальное произведение следует считать неделимым объектом, а потому к взаимоотношениям между авторами аудиовизуального произведения применимы все нормы, касающиеся неделимого соавторства (см. ст. 10 и комментарий к ней).
10. Сценарист, композитор оригинальной музыки и авторы оригинальных песен могут использовать свои собственные произведения без согласия других авторов аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами аудиовизуального произведения.
11. В пункте 2 содержится презумпция о том, что авторы аудиовизуального произведения передают по договорам свои основные имущественные авторские правомочия изготовителю аудиовизуального произведения.
Понятие "изготовитель аудиовизуального произведения" дано в ст. 4 Закона (см. п. 8 комментария к ст. 4).
12. При создании аудиовизуального произведения изготовитель заключает договоры с режиссером - постановщиком, сценаристом, автором оригинальной музыки, авторами оригинальных песен.
По своей сути эти договоры могут быть трудовыми или гражданско - правовыми, причем - не обязательно авторскими.
При наличии трудового договора в силу вступают нормы ст. 14 (см. также комментарий к ней). Во всех остальных случаях в силу вступает презумпция п. 2 ст. 13 и предполагается, что к изготовителю переходят все исключительные права на использование аудиовизуального произведения, перечисленные в п. 2 ст. 16, за исключением права на переработку.
Следует считать, что переходящее к изготовителю право на распространение включает в себя и право проката (п. 3 ст. 16).
13. Хотя среди переходящих к изготовителю от авторов аудиовизуального произведения прав право на импорт прямо не упомянуто, оно также переходит к изготовителю в силу общего смысла п. 2 ст. 13 Закона.
14. Вместе с тем договор, заключаемый изготовителем с авторами аудиовизуального произведения, может предусматривать, что все перечисленные права или некоторые из них, причем либо полностью, либо частично, остаются у авторов аудиовизуального произведения.
Но если в таком договоре какое-либо имущественное авторское право не будет упомянуто, то в отношении этого права сохранит силу указанная презумпция о переходе права к изготовителю.
15. Вторая фраза ч. 1 п. 2 говорит о сроке, на который имущественные авторские права, охватываемые рассмотренной выше презумпцией, переходят к изготовителю.
Выражена эта норма не совсем удачно: в ней упоминается какой-то "срок действия авторского права на аудиовизуальное произведение". Поэтому может сложиться впечатление, что Закон предусматривает особый срок для этой категории произведений. На самом деле в ст. 27 Закона никакого особого срока для аудиовизуальных произведений не установлено. Поэтому окончание срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение определяется моментом смерти автора (или умершего последним соавтора) аудиовизуального произведения в соответствии со ст. 27 Закона.
И все же общий смысл второй фразы ч. 1 п. 2 ясен: при отсутствии иного указания в договоре между авторами аудиовизуального произведения и изготовителем изготовитель приобретает исключительные права на использование на все время, пока аудиовизуальное произведение пользуется авторско - правовой охраной.
16. Нормы ч. 1 п. 2 отменяют - для договоров, которые заключаются между изготовителем и авторами аудиовизуального произведения, - нормы п. 1 ст. 30, ч. ч. 2 и 3 п. 1, ч. 1 п. 2 и п. 4 ст. 31 Закона.
17. Часть 2 п. 2 предусматривает особое личное право изготовителя указывать на аудиовизуальном произведении свое имя или наименование. Это не авторское правомочие.
По своему содержанию оно напоминает право издателя на указание своего наименования (см. п. 2 ст. 11).
18. Презумпция о переходе исключительных имущественных авторских прав к изготовителю сформулирована лишь в отношении авторов аудиовизуального произведения, т.е. лиц, которые названы в п. 1.
Однако в создании аудиовизуального произведения принимают участие и многие другие авторы, в частности те, которые прямо указаны в п. 4. Не распространяется ли на них указанная презумпция? Ответ на этот вопрос не так прост и не самоочевиден.
Если презумпция о переходе к изготовителю практически всех имущественных прав по договору не распространяется на авторов отдельных произведений, включенных в состав аудиовизуального произведения, изготовитель - для обеспечения использования аудиовизуального произведения - вынужден заключать с этими авторами договоры по полной форме.
И, получается, что договор с режиссером, сценаристом, автором оригинальной музыки к аудиовизуальному произведению может быть очень кратким, а договор с автором, например, "вставной" песни должен быть очень подробным и полным: ведь если в нем какое-либо авторское правомочие не будет упомянуто или будет упомянуто неполно, то использование аудиовизуального произведения может быть поставлено под угрозу и даже парализовано.
Логики в этом нет, а потому следует считать, что буквальное прочтение нормы п. 2 ст. 13 было бы неправильным. Иными словами, п. 2 применяется не только к авторам аудиовизуального произведения, но и ко всем авторам использованных произведений.
19. Пункт 3 устанавливает право автора музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения при публичном исполнении аудиовизуального произведения.
Право на вознаграждение - в данном случае и вообще - это составной элемент любого имущественного авторского правомочия.
Но если имущественные правомочия являются исключительными, запретительными, то право на вознаграждение таковым не является.
20. В пункте 3 под автором музыкального произведения (с текстом или без текста) имеются в виду как автор оригинальной музыки и специально созданной для этого аудиовизуального произведения песни, так и автор ранее известной музыки и "вставной" (ранее известной) песни.
21. В пункте 3 под термином "публичное исполнение" подразумевается то значение, которое придано ему п. 2 ст. 16 Закона. Это, по сути дела, демонстрация аудиовизуального произведения (кино-, теле-, видеофильма и т.п.) в кинотеатре, видеосалоне или в другом общественном месте.
При этом показ аудиовизуального произведения по телевидению не охватывается понятием "публичное исполнение", ибо оно входит в другое понятие: "сообщение для всеобщего сведения".
Следовательно, норма п. 3 не относится к телевещанию.
22. Следует рассмотреть вопрос о том, является ли норма, содержащаяся в п. 3 ст. 13, императивной или диспозитивной. Иными словами, если эта норма может быть изменена или отменена договором, она является диспозитивной; в противном случае это обязательная, императивная норма.
Вывод о том, что рассматриваемую норму следует считать императивной, так как она не сопровождается оговоркой "если иное не предусмотрено в договоре", был бы поспешным и поверхностным: часто характер той или иной нормы определяется не внешним признаком, а самой ее сутью.
23. Признание нормы п. 3 императивной означало бы наличие неотъемлемого от личности автора имущественного авторского права, подобного праву следования (см. п. 2 ст. 17).
Но тогда становится неясным, почему право следования подробно описано в Законе, а названное право на получение вознаграждения упомянуто лишь мимоходом.
24. Диспозитивный характер рассматриваемой нормы косвенно подтверждается и подзаконным нормативным актом - Положением о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 года N 218 - Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, N 13, ст. 994).
В разделе I этого Положения содержатся минимальные ставки авторского вознаграждения за различные виды публичного исполнения. Пункт 24 этого раздела, относящийся к демонстрации аудиовизуальных произведений, содержит примечание, которое гласит, что указанная минимальная ставка применяется, "если иное не определено в договоре между автором музыкального произведения и организацией, обладающей в установленном порядке правами на прокат аудиовизуального произведения".
Отсюда следует, что эта ставка может быть изменена соглашением сторон, причем как в сторону увеличения, так и уменьшения: ведь если бы речь шла о возможности только увеличения этой ставки, примечания не потребовалось бы, поскольку все ставки и так являются минимальными и могут быть увеличены по договору.
Но если соглашением сторон ставку можно уменьшить, то никто не может запретить сторонам договориться о ставке "ноль".
Значит, норма п. 3 ст. 13 диспозитивная, она может быть изменена соглашением сторон.
25. Пункт 4 данной статьи относится к авторам произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение. О них мы уже говорили в п. 6 комментария к настоящей статье.
Эти лица, с одной стороны, пользуются авторским правом каждый на свое произведение; с другой стороны, они не могут претендовать на то, чтобы считаться авторами (соавторами) аудиовизуального произведения в целом.
Из Закона не вытекает обязанность упоминать их имена при использовании аудиовизуального произведения.

(Некоторые виды нарушений и споры в сфере авторского права. Понятия плагиата и контрафактной продукции)


Авторское право включает в себя комплекс прав автора на созданное им музыкальное, литературное или иное произведение (статья 1255 ГК РФ). Это личные неимущественные права: право авторства (статья 1265 ГК РФ), которое нельзя никому передавать, и ряд других прав, защищаемых частью IV Гражданского кодекса (глава 70).

Также это исключительное право использовать произведение любым способом - показывать, распространять, переводить, перерабатывать и так далее (статья 1270 ГК РФ). Его можно передавать по лицензионному договору для временного пользования всеми и/или частью способов за плату (статья 1286 ГК РФ) или продавать по договору об отчуждении (статья 1285 ГК РФ). Вне рамок этих договоров использовать произведения по общему правилу запрещено.

В качестве иллюстрации можно привести покупку картины у художника либо ее создание на заказ. Не столь существенно, написано ли полотно по заданному заказчиком сценарию или по замыслу самого художника. Право авторства принадлежит именно художнику: заказчик не может считаться автором картины. Исключительное право (демонстрировать произведение, копировать, изменять колорит) по общему правилу первоначально тоже возникает у художника (статья 1291 ГК РФ). Чтобы у заказчика появилось право на использование картины (например, показывать на выставках, делать копии) и не было попрано право художника, стороны должны заключить письменный договор, в котором согласуют виды и сроки использования произведения искусства.


Нарушение авторских прав отнюдь не редкость. В судебной практике довольно разнообразно представлены как объекты права, так и виды нарушений. Объектами права могут быть картины, фотографии, песни, а также литературные и иные произведения - все, что родилось из творческой деятельности человека, независимо от художественной ценности. Полный перечень содержится в статье 1259 ГК РФ. Права авторов повсеместно нарушаются плагиатом, незаконным копированием и распространением, и другими незаконными действиями.


Плагиат

Плагиат - это присвоение авторства, включающее в себя такие действия, как (постановление Пленума ВС РФ от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»):

  • объявление себя создателем чужого творения;
  • выпуск чужого труда (полностью или частично) под своим именем;
  • публикация только под своим именем сочинения, написанного вместе с другими авторами.

Ни для кого не секрет, что плагиат широко применяется, к примеру, при защите диссертаций. Если плагиатом причинен крупный ущерб, нарушителю может быть вменена даже уголовная ответственность (статья 146 УК РФ).


Переработка

Переработка - это создание вторичного произведения на основе авторского. Она тесно связана с правом на неприкосновенность творения (статья 1266 ГК РФ). Поэтому любые изменения допускаются только с согласия автора или иного правообладателя (Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 5/29)).

Разновидностями переработки являются перевод, экранизация или перевод книги в аудиоформат, обработка, аранжировка, ремикс и так далее.

Составление сборников или энциклопедий, а также создание сайтов тоже относиться к переработке. Если какая-либо часть составного труда, как глава в книге или одна из песен на диске, используется неправомерно, экземпляры такого произведения считаются контрафактными (постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» далее - Постановление № 15). Незаконно заимствованные элементы должны удаляться.

Права создателя производного труда защищаются статьей 1260 ГК РФ, но только, если он получил одобрение автора на изменение его труда. Во многих случаях новоиспеченные авторы не озадачиваются приобретением прав на переработку. Для них это чревато убытками.

Из практики можно привести дело, в котором без разрешения автора была переработана фотография, в результате чего оказался нарушенным художественный замысел автора. Вторым нарушением стало ее использование ответчиком для привлечения внимания (рекламы) к продаваемой им одежде. Суд установил, что ответчик использовал снимок без разрешения и ведома автора. Фото было опубликовано без указания имени истца. Поэтому на ответчика была наложена обязанность выплатить автору компенсацию в размере 100 000 рублей (Решение Печенгского районного суда Мурманской области от 7.07.2017 по делу № 2-351/2017).


Распространение

Под распространением результатов творческого труда понимается в первую очередь их продажа, а также размещение в сети интернет (например, пиратских копий фильмов или книг в электронных библиотеках). Причем неважно, создан ли контрафактный (незаконный) экземпляр самим нарушителем или приобретен у третьих лиц (Постановление № 5/29).

В одном из множества споров о незаконном распространении ответчик продавал диски с песнями в исполнении известной певицы без разрешения правообладателя. Суд пришел к однозначному выводу о нарушении авторских и смежных с ними прав. В решении указано, что он незаконно использовал музыкальные произведения «посредством распространения их экземпляров на контрафактном материальном носителе» - компакт-дисках (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 по делу № А73-7740/2016).


Правомерное использование произведения без разрешения правообладателя

Любые произведения науки, литературы и искусства все же можно свободно использовать без согласия автора и выплаты ему вознаграждения при совокупности следующих условий (статья 1274, определение ВС РФ № 305-ЭС16-18302 от 25.04.2017 по делу № А40-142345/2015):

  • произведение используется в информационных, научных, учебных или культурных целях;
  • указан создатель произведения;
  • указан источник заимствования;
  • объем цитирования оправдывается целью использования (но не более половины объема произведения).

Одним из критериев правомерного цитирования является ответ на вопрос: пытается ли лицо получить выгоду за счёт чужого труда или он хочет только утвердить свою позицию по определенному вопросу, проиллюстрировать какой-то феномен.

Чрезмерный объем цитирования влечет нарушение права автора на воспроизведение части творения и дает ему право на получение компенсации.

Свободно можно использовать произведения (картины, фотографии), которые постоянно находятся в открытом доступе (статья 1276 ГК РФ).

В этом ключе интересно будет упомянуть социальные сети и размещение в них авторского контента. Например, пользовательское соглашение, разработанное сетью «ВКонтакте», устанавливает, что пользователи передают друг другу права на использование своих контентов «исключительно в рамках предоставляемого сайтом функционала, путем просмотра, воспроизведения (в том числе копирования) и иные права исключительно с целью личного некоммерческого использования...». Таким образом, зарегистрировавшись в этой соцсети, можно свободно использовать материалы других участников в личных целях.


Предмет доказывания

В спорах о защите авторских прав истец (автор) доказывает факт авторства или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017)", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).

  • черновики своих работ на бумажном или электронном носителе,
  • атрибуты файла, в котором создано произведение,
  • прежние публикации в СМИ с указанием его в качестве автора,
  • договор авторского заказа (статья 1288 ГК РФ),
  • документы об участии в выставках,
  • дипломы,
  • переписку с отрывками произведения.

На будущее автор может отчасти застраховаться, направив самому себе свое творение (рассказ, стихотворение, ноты) по почте. В письме указываются данные о себе и дата создания произведения, отправитель и получатель (в одном лице). Дату отправления подтвердит почтовый штемпель.

В свою очередь ответчик должен доказать выполнение им требований закона при использовании произведений и (или) объектов смежных прав (Постановление № 15). В суд можно представить договоры с правообладателем или попытаться обосновать право свободно использовать спорное произведение.

В конечном итоге стороны нередко спорят о размере компенсации, которую должен уплатить нарушитель автору. В настоящее время она варьируется от 10 000 до 5 000 000 рублей (статья 1301 ГК РФ). Размер компенсации суды устанавливают по собственному усмотрению (Постановление № 5/29). Суд принимает во внимание:

Если автор обнаружил нарушение своих прав, первое, что следует сделать - обратиться за консультацией к опытному юристу. Он проанализирует проблему и выяснит, действительно ли имеет место правонарушение. Если ответ положительный, проведет переговоры с нарушителем, а в дальнейшем поможет подготовить иск и обосновать позицию автора.

Ответчик тоже нуждается в помощи юриста хотя бы для того, чтобы грамотно аргументировать в суде просьбу о снижении размера компенсации.

Анна Полетаева

Статья подготовлена специально для

юридической компании "Эра права"

  • (публикация)

1. Общие положения о свободном использовании произведения.

2. Условия свободного использования произведения.

3. Характеристика основных видов свободного использования произведений.

Как правило, для использования произведения необходимо спрашивать согласие автора, если автор либо иной правообладатель произведения известны, если сроки охраны не истекли в соответствии с условиями присоединения нашей страны к Всемирной конвенции (до 27 мая 1973 г.). См. тему № 1.

Статьи 18–26 Закона об авторском праве предусматривают определенные изъятия из этого правила. Подобные изъятия предусмотрены и международными конвенциями (ст. 10 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений).

Все случаи свободного использования произведения, то есть использования без согласия автора и без выплаты вознаграждения, установлены указанными выше статьями Закона об авторском праве и ГК РСФСР. В иных нормативных актах такие случаи не предусмотрены.

Общие положения о свободном использовании произведений:

Изъятия из общих правил использования охраняемых произведений касаются только правомерно обнародованных произведений. Если произведение еще не обнародовано, то оно может использоваться только с разрешения автора, за исключением установленных случаев - публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также воспроизведение произведений для судебных целей;

Свободное использование возможно только в том случае, если этим использованием не наносится ущерб нормальному использованию произведения;

Виды свободного использования произведений:

Cлучаи использования произведения исключительно в личных целях ;

Результаты творческой деятельности, объединяющим признаком которых является необходимость доступа к произведениям в целях свободного распространения информации;

Случаи свободного репродуцирования правомерно опубликованных произведений в единичном экземпляре без извлечения прибыли;

Случаи использования произведений, объединяющим признаком которых является официальный характер использования произведений. Публичное исполнение возможно только обнародованных музыкальных произведений, для судебного производства допускается воспроизведение также в случаях, если они не были обнародованы;


Cлучаи использования программ для ЭВМ и баз данных, а также производства записей краткосрочного пользования, осуществляемые организациями эфирного вещания.

Характеристика основных видов свободного использования произведений

Разрешенное воспроизведение для личных целей относится не только к факту воспроизведения того или иного произведения, но и к факту последующего использования произведения. Допустимо такое использование только в личных целях. Значит, полученная воспроизведением копия не должна попадать в гражданский оборот (быть предметом проката, продажи и т.д.)

Данная норма не распространяется на юридических лиц , так как вопросы личного использования не связаны с использованием произведений юридическими лицами.

Однако свободное воспроизведение содержит ряд исключений, которые касаются отдельных категорий объектов авторского права.

Так, нельзя воспроизводить даже для личных целей:

Объекты архитектуры в форме зданий и сооружений. Запрещается практически строить, сооружать, реализовывать произведения архитектуры;

Базы данных или существенные части из них, программы для ЭВМ;

Репродуцировать полностью книги и нотные тексты.

Статья 19 Закона разрешает использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения в целях свободного распространения информации.

Условия свободного использования:

Ненанесение неоправданного ущерба нормальному использованию произведения;

Случаи свободного использования произведения, предусмотренные ст. 19 Закона.

1) Согласно п. 1 ст. 19 Закона допускается «цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати ».

Возможны два различных способа использования:

Цитирование;

Обзор печати (подборка произведений).

Цитата - это точная, дословная выдержка из какого-либо текста, высказывания. (Словарь русского языка. С.И. Ожегова. М., 1964 г.).

Зачастую вопрос жанра, характера и объема произведения является предметом проведения судебной экспертизы.

2) Согласно п. 2 ст. 19 Закона допускается «использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью».

Вопрос связан со свободным использованием с учебной целью произведения в качестве иллюстрации. В эту группу входит различная учебная литература, в которую включаются произведения других авторов. Иллюстрациями может быть не только литературное произведение, но и музыкальное произведение. Например, для обучения иностранному языку может быть использована часть музыкального произведения.

Понятие иллюстраций имеет несколько значений. В качестве иллюстрации может быть использована графика, рисунок, литературное произведение.

3) Согласно п. 3 ст. 19 Закона допускается «Воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором».

Данные случаи объединяет прежде всего характер произведений, которые можно свободно использовать - текущий экономический, политический, социальный и религиозный. Закон разрешает воспроизведение только в газетах, поэтому в журналах и хрестоматиях эти произведения свободно использовать не следует. Предметом свободного использования являются только статьи, а также переданные в эфир произведения.

Переданные в эфир произведения по смыслу Закона тоже должны касаться текущих вопросов, и основной акцент в них должен быть поставлен на экономические, политические социальные и религиозные темы.

Закон определяет, что такое воспроизведение не должно быть специально запрещено автором. На практике это означает, что, если на произведении стоит оговорка, допустим, «Эксклюзивное интервью», то автор запрещает свободное использование его произведения.

4) Согласно п. 4 ст. 19 допускается «воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках».

Закон разрешает свободное воспроизведение определенной категории произведений (публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений, в эту группу можно отнести также интервью политических деятелей, записи конференций с участием политиков) с информационной целью.

Закон предусматривает три условия, регламентирующих эту форму использования:

Произведения должны быть публично произнесены;

Произведения должны относиться к политике и аналогичным темам;

Использование таких произведений должно быть оправдано информационной целью.

5) Согласно п. 5 ст. 19 допускается «воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках».

Эта норма затрагивает только те произведения, которые случайно попали в обзоры текущих событий, имеющие информационную цель.

Примером может служить следующий частный случай. Допустим, программа «Культура» рассказывает о культурных новостях г. Москвы. Освещается открытие выставки, и в эфире показана одна из картин художника. То есть произведение автора картины попутно попало в кадр и показ такого произведения имеет информационную цель. Такое воспроизведение законно.

6) Согласно п. 6 ст. 19 Закона допускается «воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения».

Это воспроизведение должно производиться без извлечения прибыли, то есть продажная цена должна быть не выше себестоимости. Эта норма не относится к произведениям, специально созданным для слепых. Создание таких произведений обычно оплачивается.

Статья 20 Закона разрешает свободное использование произведений путем репродуцирования в единичном экземпляре без извлечения прибыли .

В соответствии с законом допускается репродуцирование только в единичном экземпляре. То есть для одного заказчика может быть изготовлен один экземпляр. Репродуцировать можно только опубликованные произведения. Изготовленная таким образом копия не должна попадать в гражданский оборот.

Льгота, предоставляемая ст. 20 Закона об авторском праве, предусмотрена только для архивов, библиотек и образовательных учреждений. Все другие юридические лица могут осуществлять репродуцирование только с разрешения автора.

Репродуцирование в единичном экземпляре допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.

Понятие репродуцирования дано в ст. 4 Закона.

Закон предусматривает 3 случая свободного репродуцирования:

Правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов».

Не может применяться для произведений, которые никогда не были в фондах этих библиотек. Правомерно опубликованные произведения предоставляются другим библиотекам в качестве взаимопомощи;

Отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях».

Предметом репродуцирования являются только отдельные статьи, малообъемные произведения, которые могут быть репродуцированы целиком, а также короткие отрывки из письменных произведений. В эту группу произведений входят также фотографии, рисунки и прочее. Осуществлять репродуцирование могут только библиотеки и архивы по запросу физических лиц;

Отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий».

В соответствии с данной нормой свободно репродуцировать произведения могут только образовательное учреждение и только для аудиторных занятий.

Во всех остальных случая для репродуцирования произведения необходимо спрашивать согласие автора.

Статья 21 Закона допускает свободное «воспроизведение, передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключение случаев, когда изображение является основным объектом передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или же когда изображение произведения используется для коммерческих целей».

Норма закона устанавливает порядок свободного использования конкретных произведений: архитектуры, фотографии, изобразительного искусства. Обязательным является условие о местонахождении произведения: произведения должны постоянно находиться в месте, открытом для свободного посещения.

Закон устанавливает ограничения свободного использования произведений:

Используемое произведение не должно быть основным объектом воспроизведения;

Изображение используемого произведения нельзя использовать для коммерческих целей;

В качестве иллюстрации применения данной нормы может служить следующий частный случай использования произведения.

Если по телевидению идет передача о событиях, происходящих у памятника известного скульптора, то показ памятника в эфире не требует разрешения автора. Это произведение можно свободно использовать.

Наоборот, для показа передачи о памятнике известного скульптора либо о его творчестве, если срок охраны произведения не истек, телевизионному каналу необходимо получить согласие автора, поскольку произведения скульптора в данной передаче являются основным объектом передачи.

Статьи 22 и 23 Закона предусматривают случаи свободного использования произведений (без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения), имеющих официальный характер.

Статья 22 Закона предусматривает случаи публичного исполнения музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний , а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний.

В данном случае законодатель предусматривает использование только одного вида произведения - музыкального. Использование произведений не должно ущемлять законных интересов авторов.

Статья 23 Закона допускает свободное «воспроизведение произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью».

Эта норма относится как к обнародованным, так и необнародованным произведений. Если произведение не стало еще доступно публике, то его использование в судебном процессе не будет считаться обнародованием.

Статья 24 Закона предусматривает свободную запись краткосрочного пользования, производимую организациями эфирного вещания.

Эта льгота предоставляется только организациям эфирного вещания (радио- и телевещательным организациям). На организации кабельного вещания она не распространяется. Объектом использования являются произведения, на которые организация получила право на передачу в эфир (по индивидуальному договору с автором либо на основе иного соглашения). Краткосрочность в законодательстве определена сроком 6 месяцев. Затем запись должна быть уничтожена. В законе предусмотрено два исключения из этого правила:

Если запись носит исключительно документальный характер, то она может быть сохранена без согласия автора в официальных архивах.

Краткосрочная запись должна производиться только на оборудовании организации эфирного вещания, находящемся в собственности организации и для ее собственных передач.

Статья 25 Закона предусматривает свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных.

Поскольку данная статья имеет узкоспециальный характер, останавливаться на ней подробно не представляется целесообразным.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!