Функции и методология науки конституционного права. Конституционное право как отраслевая юридическая наука. Предмет, система и источники науки конституционного права. Список использованной литературы

Рейтинг кредитоспособности банка выставляется агентством «Эксперт РА» в соответствии со следующей шкалой:
класс A++ : Исключительно высокий (наивысший) уровень кредитоспособности и класс A+ : Очень высокий уровень кредитоспособности : В краткосрочной перспективе банк с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств как текущих, так и возникающих в ходе его деятельности. В среднесрочной перспективе существует высокая вероятность исполнения обязательств в условиях стабильности макроэкономических и рыночных показателей.
класс А: Высокий уровень кредитоспособности : В краткосрочной перспективе банк с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств, как текущих, так и возникающих в ходе его деятельности. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств, требующих значительных выплат, в значительной мере зависит от стабильности макроэкономических и рыночных показателей.
класс В++ : Приемлемый уровень кредитоспособности : В краткосрочной перспективе банк с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех текущих финансовых обязательств, а также незначительных и средних по величине новых обязательств, возникающих в ходе его деятельности. Вероятность финансовых затруднений в случае возникновения обязательств, требующих значительных единовременных выплат, оценивается как умеренная. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств зависит от стабильности макроэкономических и рыночных показателей.
класс В+ : Достаточный уровень кредитоспособности : В краткосрочной перспективе банк с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех текущих финансовых обязательств, а также незначительных и средних по величине новых обязательств, возникающих в ходе его деятельности. Вероятность финансовых затруднений в случае возникновения обязательств, требующих значительных выплат, оценивается как умеренно высокая. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств зависит от стабильности макроэкономических и рыночных показателей.
класс В: Удовлетворительный уровень кредитоспособности : В краткосрочной перспективе банк с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение практически всех текущих финансовых обязательств. Вероятность невыполнения банком возникающих в ходе его деятельности крупных финансовых обязательств находится на высоком уровне. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств зависит от стабильности макроэкономических и рыночных показателей
класс С++ : Низкий уровень кредитоспособности : Банк обеспечивает своевременное выполнение текущих финансовых обязательств, однако в краткосрочной перспективе высока вероятность невыполнения банком возникающих в ходе его деятельности крупных финансовых обязательств. В среднесрочной перспективе достаточно высока вероятность невыполнения обязательств в случае ухудшения макроэкономических показателей или неблагоприятной конъюнктуры рынка.
класс С+ : Очень низкий уровень кредитоспособности (преддефолтный) : Банк обеспечивает своевременное выполнение текущих финансовых обязательств, однако в краткосрочной перспективе крайне высока вероятность невыполнения банком возникающих в ходе его деятельности финансовых обязательств.
класс С: Неудовлетворительный уровень кредитоспособности (выборочный дефолт) : Банк не обеспечивает своевременное выполнение части текущих финансовых обязательств.
класс D: Банкротство : Банк не обеспечивает выполнение практически всех своих финансовых обязательств / Банк находится в стадии процедуры банкротства.
класс E: Отзыв лицензии или ликвидация : Банк находится в стадии процедуры ликвидации, либо у банка отозвана лицензия.

Подуровень рейтинга в рамках рейтингового класса (уровня) - это дополнительная характеристика уровня рейтинговой оценки. Представляет в рамках рейтинговых классов А и А+ подклассы - первый (высший в рамках данного уровня), второй (средний) и третий (нижний в рамках данного уровня).

И Standard & Poors . Имеет две штаб-квартиры – в Нью-Йорке и Лондоне, а также 51 представительство. Штат насчитывает 1 500 сотрудников. Рейтинги присвоены 3 100 финансовым институтам, 1 600 банкам, 1 400 страховым компаниям, 1 200 корпорациям, 89 государствами и 45 000 муниципальным образованиям. Компания существует с 1912 года как издательство, а с 1924-го – как рейтинговое агентство.

Fitch Ratings присваивает международные и национальные рейтинги, которые официально называются рейтингами дефолта эмитента.

«AAA» - наивысший уровень кредитоспособности, самые низкие ожидания по кредитным рискам. Присваивается только в случае исключительно высокой способности своевременно погашать финансовые обязательства.

«AA» - очень высокая кредитоспособность, очень низкие ожидания по кредитным рискам и очень высокая способность своевременно погашать финансовые обязательства.

«A» - высокая кредитоспособность, низкие ожидания по кредитным рискам, высокая способность своевременно погашать финансовые обязательства.

«BBB» - хорошая кредитоспособность, низкие на данный момент ожидания по кредитным рискам, адекватная способность своевременно погашать финансовые обязательства. Данный уровень рейтинга является самым низким среди рейтингов инвестиционной категории.

«BB» - спекулятивный рейтинг. Рейтинг уровня «BB» означает, что существует возможность развития кредитных рисков, особенно в результате негативных экономических изменений, которые могут произойти со временем. Однако при этом компаниям могут быть доступны альтернативные ресурсы в сфере бизнеса или финансов, позволяющие им выполнить свои финансовые обязательства. Ценные бумаги , которым присвоены рейтинги данного уровня, являются инвестиционными.

«B» - в значительной степени спекулятивный рейтинг. В отношении эмитентов и ценных бумаг, обязательства по которым выполняются, рейтинги уровня «B» обозначают наличие значительных кредитных рисков, однако при этом остается ограниченная «подушка безопасности». На данный момент финансовые обязательства выполняются, но способность продолжать выплаты зависит от устойчивой и благоприятной деловой и экономической конъюнктуры.

«CCC» - обязательства по ценным бумагам выполняются, дефолт представляется реальной возможностью. Способность выполнять финансовые обязательства целиком зависит от устойчивой и благоприятной деловой или экономической конъюнктуры.

«CC» - обязательства, дефолт представляется вероятным.

«C» - обязательства выполняются, дефолт представляется неизбежным.

«RD» - данный уровень рейтинга обозначает, что эмитент не провел своевременные платежи (с учетом применимого льготного периода) по некоторой, но не всей основной части обязательств и продолжает проводить выплаты по другим видам обязательств.

2. Национальный рейтинг выставляется так же, но в формате «AAA(xxx)», «АА(ххx)», «А(хxx)» и т. д. Суффикс обозначает страну, в которой он присвоен. Международный рейтинг организации не может быть выше рейтинга страны. Национальный рейтинг – относительный, для него высшей шкалой оценки выступает самый надежный заемщик на местном рынке, то есть государство.

Кроме того, у Fitch существует дополнительная градация для национальных рейтингов – рейтинг «E(xxx)», который обозначает, что нет достаточной информации для присвоения. Данная категория используется, если ранее рейтинг был приостановлен ввиду отсутствия документации от эмитента, необходимой для наблюдений и поддержки данных.

И международный, и национальный рейтинги могут быть дополнены пометкой rating watch («на контроле»), а также так называемым прогнозом - возможным пересмотром в течение года-двух. Прогноз по рейтингу может быть «позитивным», «стабильным» или «негативным». Для индикации промежуточной оценки используются знаки плюс (+) или минус (-).

Конституционное право– это не только отрасль права, но и наука. Слово «наука» означает знание, под которым понимаются достоверные сведения о материальных и духовных явлениях, их верное отражение в сознании людей.

Исторически произошло так, что в отличие, например, от науки гражданского или уголовного права, наука государственного (конституционного) права сложилась как самостоятельная научная дисциплина лишь в условиях буржуазного строя, примерно в середине ХIХ века и на рубеже ХХ века. Причины этого объяснить нетрудно. Наука государственного права стала возможной и необходимой лишь тогда, когда правовое регулирование форм и способов осуществления власти в государстве, т.е. структуры, образования и деятельности органов, достигло известного развития.

Необходимо было, чтобы сложилась более или менее значительная система правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, чтобы в связи с этим в практике возникли вопросы, требующие юридически обоснованного разрешения, а не просто произвольного разрешения того или иного наделенного властью лица.

Как образно заметил один из русских (дореволюционных) ученых В.М. Гессен: «До тех пор, пока монарх может о себе сказать «государство – это я» – науки государственного (конституционного) права нет и не может быть места».

Что же собой представляет сегодня наука конституционного права, каков ее предмет и метод?

Предметы российского конституционного права как отрасли и как науки не совпадают, они не являются тождественными. Предметом конституционного права как науки является соответствующая отрасль права. Наука изучает отрасль, которая, представляя собой систему действующих правовых норм, регулирует и охраняет определенные общественные отношения.

В рамках юридической науки происходит освоение правовой действительности, ее анализ. Все, что связано с правом, его формированием и воздействием на поведение человека, все, что имеет правовую окраску, составляет предмет юридической науки. Таким образом, то, что изучает наука конституционного права, является ее предметом.

Итак, наука конституционного права изучает :

– общественные отношения, составляющие предмет рассматриваемой отрасли;

– закономерности развития конституционного права как отрасли права;

характерные черты и особенности для конституционного права;

– конституционные идеи и категории, процесс их разработки и формирования;

– характер взаимодействия конституционно-правовых норм с нормами и институтами других отраслей права.

Кроме того, наука конституционного права, изучая практику реализации конституционно-правовых норм и институтов, стремится постичь закономерности их развития и дает обоснованные рекомендации о замене устаревших норм новыми. С этой целью изучаются также теории и взгляды, разрабатываемые исследователями конституционного права, условия, влияющие на их эволюцию, то есть наука изучает и сама себя.

За последние годы наука конституционного права обращена к изучению опыта других стран с целью выявления общих тенденций и закономерностей развития конституционного права в современном мире, чтобы соответствующим образом использовать удачные конституционно-правовые решения, найденные в этих странах, либо избежать допущенных там ошибок.

Сегодня в Российской Федерации перед наукой конституционного права стоят очень важные задачи и нерешенные проблемы в различных направлениях исследования. Они в последнее время занимают центральное место в дискуссиях на круглых столах, конференциях, в научной литературе.

Нельзя не заметить, что конституционно-правовая наука начинает глубже изучать политологические аспекты конституционных институтов. Происходит постепенная интеграция знаний в области конституционного права и политики. С учетом этого и ранее обозначенных особенностей наука конституционного права в Российской Федерации обещает быть многослойной и постоянно обновляющейся.

Итак, то, что изучает наука, является ее предметом; то, как она исследует свой предмет, составляет ее метод.

Наука конституционного права использует различные методы, то есть способы исследования и изложения материала.

Общим методом выступают философские и исторические знания. Частные методы – это сравнительный, формально-юридический, статистический, конкретно-социологический и др.

Как и в других юридических науках, в конституционном праве применяется метод формально-логического анализа, необходимый для уяснения содержания исследуемого нормативного материала. Установление социальной эффективности конституционно-правовых решений немыслимо без основательных социологических исследований, изучения статистики. Адекватная постановка исследовательских задач и выбор пути их решения требуют применения системного анализа и системного подхода.

Представляется, что если российская наука конституционного права сможет успешно решать поставленные перед ней задачи, то она сможет занять достойное место в мировой конституционно-правовой науке.

Можно говорить о трех видах источников науки конституционного права: нормативных (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федерального уровня и субъектов Российской Федерации, нормативные акты органов местного самоуправления); теоретических (исследования отечественных и зарубежных учёных); эмпирических (документы правоприменительной практики, достижения прикладной экспериментальной психологии, аналитические документы, результаты социологических опросов и иных социологических исследований, статистические данные, справочная литература).

Вопрос 1.6. Конституционное право Российской Федерации как учебная дисциплина

Термин «Конституционное право Российской Федерации» обозначает также соответствующую юридическую дисциплину, соответствующий учебный курс, представляющий собой систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного права применительно к учебным целям.

Конституционное право России является одной из основных отраслей системы права Российской Федерации, поэтому независимо от получаемой специальности ее изучение должно быть обязательным всистеме высшего юридического образования. Важность изучения данной учебной дисциплины объясняется значением и ценностью тех общест­венных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами конституционного права.

Изучение конституционного права России позволяет получить знания о базовых, основополагающих отношениях в политической, социальной, экономической и иных сферах жизни общества, понять ту сложную систему социальных связей, подлежащих правовому воздействию, которые определяют структуру всего нашего социального орга­низма. Предметом учебного курса российского конституционного права является изучение основ конституционного строя, основ правового положения человека и гражданина, федеративного устройства России, основы организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В изучении данных вопросов применяются прежде всего историко-правовой и формально-юридический (догматический) методы.

Сегодня стоит задача юридизации российского конституционного права как учебной дисциплины (в прошлом данный курс был слишком политизирован и идеологизирован), ее максимальное приближение к конституционно-правовым нормам и отношениям. Это позволит досконально изучить соответствующую отрасль отечественного права.

Преподавание курса «Конституционное право России» опирается на знания, полученные при изучении теории государства и права, истории государства и права и других учебных дисциплин. В свою очередь, знание конституционного права способствует усвоению знаний в области политологии, экономики. Изучение данного курса по учебному плану высшей школы предшествует изучению специальных правовых дисциплин, поскольку оно содержит необходимые исходные положения для познания остальных отраслей права.

Думается, нет необходимости доказывать, что юристу нужно знать основные положения Конституции России, основные права, свободы и обязанности граждан для успешной их защиты и реализации; систему органов государственной власти, их компетенцию и соподчиненность; а также разбираться в других вопросах, которые составляют предмет конституционного права России.

Словом, овладение данной учебной дисциплиной совершенно необ­ходимо для приобретения широкого профессионального кругозора, без которого нет полноценного специалиста правоохранительных органов.

Лекция 2. Теоретические основы конституции. Конституция Российской Федерации Вопросы
2.1 Понятие и сущность Конституции как Основного закона государства
2.2 Классификация конституций
2.3 Этапы развития российского конституционализма
2.4 Функции Конституции Российской Федерации
2.5 Основные черты и юридические свойства Конституции Российской Федерации
2.6 Правовая охрана Конституции Российской Федерации
2.7 Порядок принятия, внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации

Вопрос 2.1. Понятие и сущность Конституции как Основного закона государства

Конституции в современном смысле слова появились в период Нового времени, когда формулировались теории и закладывались основы современного демократического государства. Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio» (установление, предписание, норма, правило) и известен со времен Древнего Рима. Во множественном числе он употребляется в римскую императорскую эпоху как общее название различных видов предписаний римских императоров – эдиктов, декретов, мандатов и рескриптов, являвшихся, наряду с решениями сената, важнейшими законодательными актами1. Создание конституции у римлян выражалось техническим термином «rem publicat constituere». Из него и возникло выражение «конституция» в смысле устройства государства, которое стало употребляться в этом значении, как отмечал Г. Еллинек, только с 17 столетия 2 .

В разные исторические эпохи термином «конституция» именовались различные правовые акты, юридическое и политическое значение которых было иным, чем у конституций Нового времени на протяжении XVII, XIX и XX веков. Например, в средневековой Европе конституциями назывались уставы монашеских орденов и акты, определявшие структуру управления городов-государств. Однако только в Новое время с появлением писаных конституций, впервые в Североамериканских Соединенных Штатах, а затем в странах континентальной Европы, Латинской Америки, Азии и Африки получила распространение парадигма современной конституции.

Следует отметить, что в некоторых штатах США конституции были приняты ранее, например, в 1639 г. в штатах Коннектикут, Провиданс и Нью-Хэйвен, 1776 – конституция Виргинии. В Великобритании в 1653-1660 гг. действовал акт – «Орудие управления», который Д.Л. Златопольский признает первой писанной конституцией.

В конституционно-правовой доктрине появление писаных конституций нередко связывают с именем Монтескье и обоснованием им доктрины разде­ления властей. В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. говори­лось, что там, где нет разделения властей и обеспечения прав человека и гражданина, нет и конституции. Именно с этой самой поры слово «конс­титуция» стало политическим термином с вполне определенным юридическим значением.

В начале ХХ века под конституцией понимали «совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению своих функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти».

В конституционной теории нет единой точки зрения на понимание конституции. Всю совокупность определений можно разделить на материальные определения и формальные :

1. в материальном смысле конституция представляет собой писанный акт или совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, равно определяют основы общественного строя, формы правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу;

2. в формальном смысле конституция определяется как закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению к другим законам (Конституция – это закон законов, высший закон).

Одной из причин выделения двух подходов в понимании термина «конституция» является то, что все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не все в формальном (например, Великобритания, нет единой конституции, но есть прецеденты и законы парламента).

Для очевидности плюрализма определений термина «конституция» и подходов к ним приведем некоторые её определения, предлагаемые отечественными и зарубежными учеными. Так, например:

Конституция – это документ, который устанавливает принципы, процессы и процедуры управления нацией, государством и обществом (Маккартни Ю).

Конституция – совокупность принципов, в соответствии с которыми регулируются полномочия правительства, права управляемых и отношения между ними (Стронг Ч.).

Конституция – это основной закон государства, закрепляющий главные начала общественного и государственного устройства, избирательной системы, устанавливающий порядок, принципы организации и деятельности представительных органов, права и обязанности граждан, государственные символы (Бабаев В.К.).

Конституция – основной закон государства, выражающий волю народа в целом либо отдельных социальных слоёв (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны (С.А. Авакьян).

Конституция правовой акт высшей юридической силы, юридический документ государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права (Михалёва Н.А.).

Конституция – основной закон общества, нацеленный на учреждение государственных, общественных институтов, регулирование их деятельности, соединение права и моральных, мировоззренческих иных ценностей, общественной устойчивости и модернизации, стратегическое целепологание, систематизацию законодательства, права и предназначенный для обеспечения баланса индивидуальных, групповых (классовых), общесоциальных интересов (А.Н. Кокотов).

Конституцию определяют так же как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе принципов и норм которого функционирует власть, весь государственный механизм, обеспечиваются и защищаются права и свободы граждан, предопределяются многие сферы общественного развития (Топорнин Б.М.).

Для того чтобы определить термин «конституция» необходимо перечислить признаки явления. Разные авторы предлагают различные их варианты и перечни, единая позиция ученых здесь так же отсутствует. Так, ещё в 1862 году Ф. Лассаль выделил следующие признаки: 1) более глубокое содержание по сравнению с обыкновенным законом; 2) выполнение роли основания для других законов; 3) её незыблемость.

Определение понятия «Конституция Российской Федерации» (далее Конституция РФ) характеризуют следующие признаки :

1. Конституция – это, прежде всего, нормативный правовой акт;

2. Конституция обладает высшей юридической силой;

3. Она была принята в особом процедурном порядке (путем всенародного референдума);

4. Действует на всей территории государства;

5. Конституция РФ регулирует общественные отношения, вытекающие из основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства и основ организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, Конституция РФ это нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке, действующий на всей территории страны и регулирующий общественные отношения, вытекающие из основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства и основ организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Существуют разные взгляды на сущность конституции. Так, Ж.И. Овсепян выделяет шесть основных направлений в исследовании сущности конституции: формально-юридическое (позитивистское) направление (Р. Иеринг, Г. Кельзен, Н.Коркунов), естественно-правовое (договорная теория) (Ж.-Ж. Руссо, А.Радищев), социологическая (лассальская) концепция (Ф. Лассаль), классово-волевая (марксистско-ленинская) теория, институционалистическое направление (М. Ориу), социально-генетическое направление.

Мы разберем лишь основные точки зрения и взгляды на данный вопрос. Итак, с юридической точки зрения сущность конституции состоит в том, что она является организационным центром правовой системы государства. В условиях, когда во многих областях общественной жизни различными органами государственной власти и органами местного самоуправления издаётся множество правовых актов, очень важно, чтобы их содержание было скоординировано между собой, исходило из общих принципов.

С социальной точки зрения сущность конституции заключается в том, что она позволяет сбалансировать интересы различных слоёв населения, выразить компромисс различных социальных сил. В данном контексте конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех классов и слоёв общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность, от имени которого выступает государство.

В условиях конституционного реформирования становится полезной концепция двойственной социально-юридической природы основного закона. Конституция может и должна выступать основным законом государства, регламентирующим пове­дение субъектов права, но одновременно в ней должны быть заложены качества основного закона общества, установленного народом и регламенти­рующего деятельность государства, определяющего пределы государствен­ной власти и гарантирующего общество и его структуры от произвола государства1.

С политической точки зрения сущность конституции заключается в том, что она представляет собой соглашение различных политических сил в государстве.

Марксистко-ленинский подход : конституция представляет собой результат соотношения сил в классовой борьбе, воля господствующего класса.

Естественно-правовой подход : сущность конституции в записи гипотетического (подразумеваемого) общественного договора, в котором люди устанавливают для себя правила жизни.

Согласно теологическим мусульманским концепциям конституция – это выражение воли Аллаха, который «водит рукой» составляющего законы.

Историческая школа права рассматривает конституцию как воплощение духа народа, его многовекового опыта, традиций.

Нормативистская школа права считает, что сущность конституции в том, что в ней проявляется высшая, основная норма миропорядка.

Таким образом, сущность конституции – это многоплановая категория, имеющая различные аспекты. Во многих из этих аспектов есть рациональное зерно. Нет смысла спорить по вопросу: чем, прежде всего является конституция? Одни говорят, что это, прежде всего, политический акт. Другие, напротив, упирают на сугубо юридический характер конституции. Истина, как это обычно бывает, лежит посередине. Конституция – политико-юридический акт. К тому же в преамбуле и статьях Конституции РФ содержатся нравственные ориентиры справедливости для нашего общества и государства. Каждый в Российской Федерации должен уважать и соблюдать нынешнюю Конституцию, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.

Впрочем, студент вправе отстаивать любую позицию. Важно лишь приводить в обоснование своего мнения убедительные аргумен­ты. Не стоит при этом забывать, что дело не в количестве доводов, а в их весомости.

К предмету науки российского конституционного права относятся:

  • 1) сущность, система, построение отрасли российского конституционного права, ее источники;
  • 2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права России, в том числе в сфере местного самоуправления;
  • 3) практика реализации норм конституционного права;
  • 4) история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы.

Таким образом, наука конституционного права России это отрасль правоведения, которая изучает конституционно- правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей данной отрасли знания.

Исходя из своего предмета, наука конституционного права выполняет ряд функций. К их числу относится прогностическая функция , направленная на осуществление квалифицированного анализа государственно-правовых тенденций, прогнозирования оптимальной модели властных отношений, соответствующей публичным интересам общества.

Другой важной функцией науки конституционного права, присущей и другим наукам, является познавательная функция, обеспечивающая исследование (познание) политических и конституционных институтов, что в итоге приводит к повышению уровня правовой культуры специалистов-юристов и населения в целом.

Практически-прикладная функция помогает применять конституционно-правовые знания при функционировании государственных институтов, органов местного самоуправления, политических партий, других общественных объединений. Широкое использование рекомендаций, выводов и предложений исследователей-правоведов позволяет повысить качество всей государственной деятельности, и не только правотворчества.

И наконец, следует назвать коммуникативную функцию этой науки, информационное содержание которой способствует эффективной совместной деятельности различных органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, граждан и других участников конституционных отношений, правильному пониманию их истинных целей, намерений.

Наука конституционного права России включает в себя следующие разделы:

  • – исследование соответствующего понятийного аппарата;
  • – учение о конституции в ее историческом развитии;
  • – сущность, структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ;
  • – системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя;
  • – изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, закрепления, гарантирования и реализации прав и свобод человека и гражданина;
  • – анализ формы правления и государственного устройства РФ, тенденций развития отечественной государственности.

Российская наука конституционного права основывается на данных общественных наук (политической экономии, философии и др.), которые носят методологический характер, тесно связана с отечественной историей государства и права, изучающей процесс исторического становления и развития институтов российской государственности. Она взаимодействует с наукой международного права, ибо общепризнанные принципы и нормы международного права согласно Конституции РФ включены в российскую правовую систему и имеют приоритет над внутренним законодательством.

Методы науки показывают, как, каким способом она исследует (познает) свой предмет. Любая наука имеет общефилософскую и общенаучную методологию. Наука конституционного права использует разнообразные методы познания, апробированные практикой: системный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический и др.

Системный метод дает возможность обеспечить целостное и достаточно полное восприятие тех или иных явлений и процессов, проанализировать институт (проблему) в контексте разнообразных социальных отношений, как часть целого в системе права или конституционного права, выявить характер (тип) связи между ними. Он опирается на логический прием "расчлененного целого", широко использует такие понятия, как "элемент", "структура", "система", "функция", "целостность".

Исторический метод позволяет прояснить процессы возникновения и становления конституционных идей, норм, отношений, в том числе как анализируемое явление появилось, развивалось и чем является в данный период. Знание исторических фактов способствует лучшему пониманию закономерностей и тенденций развития в конституционно-правовой сфере, выяснению связей с современностью. Большое значение имеет привлечение отмененных актов, материалов обсуждений законопроектов, а также учет совокупности всех действовавших в тот период социально-исторических факторов. Историзм как принцип и метод научного познания обеспечивает связь прошлого (исторического) с настоящим (современностью).

Формально-юридический метод направлен на выявление и уяснение смысла нормативных источников, содержащих нормы права, прежде всего законов. Принципиальное значение имеет правильное понимание специальных понятий и терминов и их интерпретация, недопущение двусмысленных трактовок.

Сравнительно-правовой (компаративный ) метод на основе сопоставления конкретных норм и институтов различных стран делает возможным выявление общего и особенного в их возникновении и функционировании, показ позитивных и негативных черт (свойств). В условиях глобализации социально-экономических и политических процессов роль данного метода возрастает.

Социологический метод многообразен и связан с проведением опросов граждан, других категорий физических лиц, переписей населения, интервью, осуществлением анкетирования. В результате его применения изучаются общественное мнение, правовое сознание различных слоев (в том числе специалистов-юристов, депутатов, политиков), эффективность норм и институтов конституционного права. Этот метод исследует материал прежде всего на основе конкретного эмпирического опыта. Так, во второй половине 90-х гг. прошлого века во многом благодаря этому методу были осмыслены результаты эксперимента по введению упрощенной системы налогообложения муниципальных образований, проводившегося в Новгородской области, а также по учреждению института мировых судей в Архангельске, Владивостоке, Омске, Самаре.

Эти и иные методы могут быть использованы не только в конституционном праве, но и других отраслях правоведения и обществоведения.

Источники науки конституционного права связаны с предметом этой отрасли знания и по содержанию разнообразны. Их можно подразделить на четыре группы.

  • 1. Труды отечественных и зарубежных правоведов, а также работы политологов, социологов, философов, историков, относящиеся или связанные с предметом конституционного права. Они представлены в таких научных изданиях, как индивидуальные и коллективные монографии, журнальные статьи, альманахи (ежегодники) научных статей, ученые записки вузов, научных организаций, материалы научных и научно-практических конференций (совещаний, семинаров, симпозиумов). Особое значение имеют диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук, а также авторефераты диссертаций.
  • 2. Нормативные источники, содержащие нормы конституционного права: Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, конституционные и другие законы, акты исполнительных органов государственной власти, международные и внутригосударственные договоры, принятые и введенные в действие в установленном порядке.
  • 3. Официальные документы: послания президентов, законопроекты, проекты ведомственных актов и правоприменительных решений, стенограммы заседаний представительных (законодательных) органов государственной власти, совещаний глав государств, правительств, председателей высших (верховных) судов, ранее отмененные нормативные акты, являющиеся памятниками права (например, Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг.). Существенное значение имеют архивы государственных органов и органов местного самоуправления.
  • 4. Практика реализации норм конституционного права и деятельность институтов публичной власти, субъектов конституционного права, в том числе политических партий. Одна из важных задач исследователей как раз и состоит в критическом анализе конституционных, политических процессов, протекающих в сфере осуществления государственного строительства, публичной власти. Объективная оценка практической деятельности (в том числе результатов правореализации) позволяет выяснить позитивные и негативные стороны, прогнозировать сложные и противоречивые явления правовой и общественно-политической жизни, обобщить и осмыслить накопленный опыт, исправить ошибки, устранить недостатки.

Понятие методологии

В связи с процессами отделения юридической науки от других областей знаний в конце XIX начале XX веков вопросы методологической науки о праве оказались в числе приоритетных среди исследователей.

К числу основных научных категорий можно отнести понятие методологии, однако в научном сообществе нет единой трактовки данного понятия. В правовой науке нет единого понимания систем и содержания методов познания науки, методов его практического использования.

Современные ученые считают, что понятие методологии науке о праве тесно переплетены с методологическими научными знаниями других наук, методология права занимает значительное место в общенаучной методологической системе.

Замечание 1

Здесь следует отметить, что понимание методологии как межотраслевой науки предполагает не только ее универсальность, но и ассимиляции к специфике объекта конкретного научного направления. Основываясь на том, что методология науки – это универсальная область знаний, можно привести следующее определение.

Определение 1

Методология науки – это совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения знаний, отражающих объективную реальность.

Классицикация методологии

Составной частью методологии науки являются:

  • Общие научные методы, которые объединяют основные подходы, которые применяются во всех науках в ходе процессе исследования.
  • Частные научные методы, в состав которых включены методы исследования , характерные только для конкретной области научного знания.
  • Частные научные методы исследования права.

Методы права

Исследователи выделили ряд методов характерных для права как отрасли научного знания.

  • Статистический метод.
  • Социологический метод.
  • Формально-логический метод.
  • Правовой эксперимент.
  • Моделирование.
  • Синергетический метод.
  • Исторический метод.
  • Системный метод.
  • Сравнительно-правовой метод.

Особую роль в понятие методологии права играет рассмотрение проблем методологии с точки зрения конституционного права. Конституционное право как отрасль права не имеет своего специального метода правового регулирования.

Определение 2

Метод в конституционном праве подразумевает совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

В конституционном праве применяется совокупность двух групп методов:

  • Императивного;
  • Диспозитивного.

Методы обвязывания и запрещения входят в состав императивной группы методов. Однако основным методом конституционно-правового регулирования отношений между субъектами конституционного права является метод обязывания. Метод дозволения входит в группу диспозитивных методов. В качестве примера данного метода можно привести ч.2 ст. 27 Конституции РФ, где закреплено право каждого покидать пределы Российской Федерации.

Помимо этой классификации методов в юридической литературе встречается деление как методов конституционного права на:

  • Частно-правовой (гражданско-правовой);
  • Публично-правовой.

Черты гражданско-правового метода

Гражданско-правовой метод имеет свои специфические черты.

  • Признается равноправие участников правовых отношений.
  • Констатируется автономия участников правовых отношений.
  • За участниками правовых отношений признается их самостоятельность.
  • Институт избирательного права является ярким примером применения гражданско-правового метода регулирования отношений в рамках конституционного права.

Публично-правовой метод

Публично-правовой метод базируется на системе подчинения одного субъекта правоотношений другим. Этот метод так же имеет свои характерные черты.

  • Использование принципы «команда-исполнение» среди субъектов правоотношений.
  • Субъекты правоотношений, наделенные властью, действуют самостоятельно в рамках их властных полномочий.
  • Позитивное обязывание является одной из основных черт данного метода.
  • Характерно использование запрещение в нормативно-правовом значении.


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!