Структура судебной системы в рф. Изменения после реформы. Полномочия арбитражных апелляционных судов

Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом...
Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной сис­темы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Консти­туции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими суда­ми в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, при­званного контролировать конституционность законов и иных право­вых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиня­ются никакие суды , в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную прак­тику, а равно практику других правоохранительных органов.

Что касается Верховного Суда РФ , о котором говорится в ст. 126 Конституции Российской Федерации, то ему отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов . В отношении судов, входящих в соответствующие подсисте­мы, он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт им разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы

Структура судебной системы в целом определяется предписания­ми не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодатель­ных актов:

  • Закона о судоустройстве;
  • Закона об арбитражных судах;
  • Закона о военных судах;
  • Закона о мировых судьях.

Подсистемы (блоки) федеральных судов:

  1. Конституционный Суд РФ;
  2. Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор:

Конституционный Суд РФ занимает обособленное по­ложение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Консти­туции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими феде­ральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

В ведение судов судов общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь судов общей юрисдикции образуют военные суды . Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

  • гарнизонных военных судов;
  • окружных (флотских) военных судов;
  • Военной коллегии - одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов . Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

Из приведенных конституционных положений и положений назван­ных законодательных актов можно сделать следующий вывод:

  • Правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования - даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитраж­ный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) - не относятся к чис­лу органов судебной власти, реализующих полномо­чия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение испол­нения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной сис­темы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", где сказано, что “в Россий­ской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (ус­тавные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, со­ставляющие судебную систему Российской Федерации”.

Суды федеральные и суды субъектов РФ

Суды в Российской Федерации подразделяют­ся на два вида:

федеральные суды;

  1. Конституционный Суд Российской Федерации;
  2. Верховный Суд Российской Федерации;
  3. кассационные суды общей юрисдикции, суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  4. арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

суды субъектов Российской Федерации;

  1. конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
  2. мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Вся судебная система Российской Федерации - единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:

“Единство судебной системы Российской Федерации обеспечива­ется путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конститу­ционным законом;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями ус­тановленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обще­признанных принципов и норм международного права и международ­ных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федераль­ного бюджета”.

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное зна­чение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов . В соответствии со

судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:

"1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом...

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституций Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается".

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Кон­ституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В первой из этих статей определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Как будет видно по материалу соответствующей главы учебника, ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов федерации, хотя его решения могут иметь существенное значение судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику.

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории РФ, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами,

п.3 ст.118 Конституции РФ предусматривает, что судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Судебная тема в Конституции РФ ст.125,126,127.

Судебную систему закрепляет:

В РФ суды бывают двух типов:

Федеральные

Суды субъектов федерации

К федеральным относятся 3 типа:

Конституционный суд РФ (входит в судебную систему, но ему больше никто не подчиняется).

Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ - высший судебный орган РФ. Верховный суд осуществляет контроль за Гражданскими и Военными судами.

а) Гражданские суды: Верховные суды республик, краевые, областные, городов Ф.З., суды автономных округов и областей, районные (городские) суды

б) Военные суды - создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: Окружные (флотские) и Гарнизонные.

Федеральные арбитражные суды. Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральные Арбитражные суды округов (10), Высшие Арбитражные суды республик, краевые, областные и городов Ф.З., суды автономных округов и областей.

К судам субъектов федерации относятся:

Конституционные или уставные суды субъектов РФ (осуществляют контроль за исполнением нормативных актов).

Мировые судьи.

Единство судебной системы обеспечивает:

Судебная система установлена Конституцией РФ и Федеральным законом РФ.

Судьи федеральных судов и мировые судьи рассматривают дела по единым правилам закреплённым в ГПК РСФСР, УПК РСФСР, и в АПК РСФСР.

Судьи имеют единый правовой статус, независимо от того, в каком суде они осуществляют свои полномочия.

Введение

В соответствии со ст.1-2 Конституции РФ Россия является демократическим правовым государством, в котором признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18).

Защита прав и свобод граждан объявляется обязанностью государства, и каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещёнными законами (ст.45 Конституции РФ).

Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют самые различные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны.

В России теоретически место судебной власти впервые в наиболее четкой форме было выражено М.М. Сперанским в "Проектах и записках" . Он считал, что судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом - сенатом. По его мнению, три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.

Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные.

Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики. Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.

Существующая закрытость судебной системы не является отражением целенаправленной политики судов. Напротив, суды стремятся стать прозрачными для общества. Проблема состоит в том, что обеспечение открытости правосудия требует значительных финансовых затрат, в частности, для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний.

При отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно. Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого и неэффективного рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качества.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с реформированием и развитием судебной системы, а также системы исполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловлена объективными причинами, в том числе:

большим значением эффективной работы органов правосудия для построения демократического правового государства;

тесной взаимосвязью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;

сложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию;

многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов и мероприятий .

В данной курсовой работе рассматривается понятие и структура судебной система Российской Федерации, правовое регулирование ее Конституцией РФ и законами нашей страны, а также проблемы судебного реформирования страны и роль судебной реформы в устройстве государства в настоящее время.

1. Понятие судебной системы РФ

1.1 Единство и независимость судебной системы РФ

Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судебным органам и осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и законом, не допускается.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Таким образом, судебную власть можно определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы .

Каждый суд осуществляет данную ему власть в пределах той компетенции, которой он наделен, а все вместе суды образуют единую судебную систему России.

Судебная система Российской Федерации - это закрепленная Конституцией России 1993 г. совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства нашей страны, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия . Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции.

В настоящее время судебная система устанавливается в соответствии с Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996 г. На основании пункта "о" статьи 71 Конституции РФ установление основ построения судоустройства относится исключительно к ведению Российской Федерации, а не ее субъектов. Единство судебной системы имеет важное значение, которое приобретает особую роль в федеративном государстве.

В нашей стране единство судебной системы обеспечивается путем:

1) установления судебной системы Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов России;

4) признания обязательности исполнения на всей российской территории судебных актов, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единого статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета .

1.2 Структура судебной системы РФ

В судебную систему России входят следующие виды судебных органов:

Федеральные суды;

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

Мировые судьи субъектов РФ .

К слову сказать, судебная система США включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных (апелляционных) судов и Верховного Суда США. Все судьи данной системы назначаются персонально президентом страны с согласия и одобрения Сената. Верховный Суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее важными делами. Осуществляет надзорные функции. Верховный Суд США одновременно исполняет функции и полномочия конституционного суда.

В Италии судебная система другая и включает в себя Высший Кассационный суд, суды по гражданским делам, суды по уголовным делам, а также апелляционные суды. Обособленное место в Италии занимает Конституционный суд. Он состоит из пятнадцати судей, назначаемых президентом, совместным заседанием палат парламента и Высшими общей и административной магистратурами, включающими высших должностных лиц судебного ведомства (семь человек).

В Англии все судьи назначаются монархом.

В целом, во многих странах действует правило, согласно которому судьи не избираются, а назначаются пожизненно, что гарантирует стабильность правосудия и независимость судей от других органов и должностных лиц .

К федеральным судам РФ относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд России, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов России, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства . Не подчиняется никаким органам, его решения носят обязательный характер.

Создание данного суда стало беспрецедентным явлением для России. Советские суды никогда не имели полномочий по проверке законов или подзаконных актов на соответствие их содержания Конституции страны, из-за чего конституционные права граждан советского государства оставались пустой формальностью и существовали только в письменном виде. Разработанный по европейским образцам закон предусмотрел несменяемость судей Конституционного Суда, их неподотчетность никому, запрет заниматься политической деятельностью и работать по совместительству. Их главная и основная задача - определять конституционность международных договоров России, федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и правоприменительной практики.

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых (областных) судов, судов автономных округов и автономной области, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции также входят военные суды. Система судов общей юрисдикции является централизованной и возглавляется Верховным судом России, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам.

Система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов России.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов России, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ .

Необходимо отметить, что Конституционный Суд РФ существует без связи с конституционными (уставными) судами, не образует подсистемы судов конституционной юрисдикции, не пересматривает решения иных судебных органов. Кроме того, законность некоторых нормативных актов проверяют конституционные (уставные) суды и суды общей юрисдикции.

Следовательно, судебная власть в Российской Федерации представляет собой соединение трех структур: Конституционного Суда РФ и не связанных с ним конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов; Верховного суда РФ и системы судов общей юрисдикции.

Таким образом, и Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга частей общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан .

Все вышеперечисленные судебные органы имеют следующие общие признаки, отличающие их от других органов государства:

· правосудие осуществляется только судом (в государстве ни один другой орган или общественная организация не осуществляет разбирательства судебных дел);

· правосудие реализуется только при помощи способов, указанных в законе;

· правосудие основано на точном соблюдении закона;

· правосудие производится только в процессуальной форме;

· суду предоставлено право применять государственное принуждение.

Одной из главных характеристик судебной системы является понятие "судебное звено". Оно лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

К примеру, мировые судьи и районные (городские) суды образуют первое звено судов общей юрисдикции. Но районный суд является вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Областные и соответствующим им суды - второе звено, Верховный суд РФ - третье и самое высшее звено. Суды первого звена рассматривают основной объем судебных дел. Суды второго и третьего звеньев (вышестоящие) правомочны проверять законность и обоснованность решений судов первого звена (нижестоящего). Таким образом, любое судебное дело может быть рассмотрено в двух инстанциях - первой и второй. Пересмотр дел в порядке надзора не является третьей инстанцией, поскольку допускается в исключительных случаях.

Военные суды также состоят и трех звеньев:

основное (первое) звено - военные суды гарнизонов и им равные;

среднее (второе) звено - военные суды Вооруженных сил, военных округов, флотов, групп войск;

судебная система судья статус

высшее (третье) звено - Военная коллегия Верховного Суда РФ .

По трехзвенной системе построена и система арбитражных судов.

Понятие "судебная инстанция" относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

Понятие звена и инстанции очень близкие, но не тождественные. Звено - понятие судоустройства, им определяется место именно данного суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории. Инстанция - понятие судопроизводства, разновидность судебной деятельности.

Все термины "вышестоящий суд", "вышестоящая инстанция", "нижестоящая" не означают подчинение одних судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции вправе отменить приговор нижестоящего суда, но никак не может давать ему указания о квалификации содеянного, о мере наказания и пр.

2. Регулирование судебной системы РФ законодательством России. Полномочия судебной власти

Суд среди других органов государственной власти занимает исключительно особое место. Только данный орган своим решением может положить конец спору между истцом и ответчиком, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Именно поэтому в новой Конституции России, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от двух других ветвей (исполнительной и законодательной) нашла свое отражение в выделении самостоятельной главы № 7 "Судебная власть", наряду с главами 4 "Президент", 5 "Федеральное Собрание", 6 "Правительство Российской Федерации".

Таким образом, судебная реформа в России началась в 1993 г. с принятием Конституции РФ. В последующие годы вышли различные нормативные акты, такие как Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ", Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и др., более четко сформулировавшие характер, организацию и реализацию судебной власти в России .

Конституция России же является основополагающим актом, в общих чертах определяющим суть российской судебной системы. Статья 118 " 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается".

В соответствии с частью 3 данной статьи и Законом о судебной системе приводятся основные положения, относящиеся к построению судебной системы РФ. Это касается формирования судейского корпуса, полномочий, порядка организации и деятельности судов, и прежде всего Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда.

В Законе о судебной системе раскрывается содержание принципов судопроизводства, таких как: самостоятельность судов, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия, равенство всех перед законом и судом, язык судопроизводства и делопроизводства.

Ряд статей закона посвящен основам статуса судей в РФ, порядку создания и упразднения судов, органам судейского сообщества, обеспечения деятельности судов, аппарату суда, порядку введения Закона в действие.

Значительное место в Законе о судебной системе РФ уделяется порядку создания и упразднения (ликвидации) судов, регламентации (регулированию) полномочий судов судебной системы .

Полномочия судебной власти следующие:

осуществление правосудия;

конституционный контроль;

контроль за законность и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, должностных лиц и граждан нашей страны;

обеспечения исполнения приговоров и иных судебных решений (к примеру, судебных приказов или постановлений суда);

дача разъяснений по вопросам судебной практики;

участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Правосудие не осуществляют различные псевдосудебные органы, а третейские суды, равно действующие на постоянной основе Международный коммерческий арбитраж и Морская судебная арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, учрежденные Законом РФ от 07.07.1993 г. № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" . Все данные учреждения являются административными и судебной властью не обладают.

2.1 Конституционно-правовой статус судей РФ

Правовое положение судей, их функции, полномочия, права и обязанности, ответственность, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" .

Судебная власть в нашей стране принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьями в соответствии с указанным Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно высокому статусу судей к ним предъявляются определенные требования, а именно в соответствии со ст.119 Конституции РФ судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Закон о статусе судей также в статье 4 указывает, что "Судьей может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям; не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии всем требованиям:

1) судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет.

Согласно ст.128 Конституции РФ судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента России. Судьи других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов) назначаются Президентом России в порядке, установленном законом.

Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти в нашей стране и в мире в целом является независимость судей. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону . Это является и главным условием их самостоятельности, а также эффективности всей судебной власти, ее способности защищать и охранять права и свободы граждан и организаций.

Статьи 121-122 Конституции РФ указывает, что судьи несменяемы и неприкасаемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (к примеру, по состоянию здоровья, или прекращение российского гражданства).

Судьи и суды соответственно наделены широкими полномочиями и обладают большим количеством привилегий (материальное обеспечение, ведомственное жилье, неприкосновенность и т.п.). С одной стороны, это должно ускорять процесс судопроизводства и делать его максимально эффективным, но с другой стороны можно заметить, что суды становятся практически бесконтрольными, и судьи, не подвергаясь никакой ответственности, порой ведут и разрешают дела не объективно, а руководствуясь личными, иногда корыстными мотивами.

Поэтому судебная система России нуждается еще в значительных доработках и совершенствовании .

Заключение

Главный смысл деятельности судебной власти состоит в обеспечении прав и свобод человека. Конституционное право на судебную защиту, предусмотренное статьей 46 Конституции РФ, гарантируется каждому находящемуся на территории России человеку. Обязанность рассматривать жалобы граждан возложена на все виды судебных органов: суды общей юрисдикции, арбитражные суды, военные суды, конституционные (уставные) суды, а также на все без исключения судебные инстанции (первую, кассационную, апелляционную, надзорную).

На основании анализа Основного закона нашей страны - Конституции РФ можно сделать некоторые следующие выводы, а именно, ранее мы говорили, что в Конституции судебной власти посвящена отдельная 7 глава с аналогичным названием. Данное название "Судебная власть" наиболее точно отражает назначение судов и юридическую природу их деятельности. Они осуществляют один из видов государственной власти и обладают необходимой самостоятельностью для этого.

Отрицательным моментом можно считать то, что в систему органов судебной власти включена прокуратура, а именно статья 129 Конституции РФ гласит: "1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ…". Включение данного органа в судебную систему России не соответствует роли прокуратуры и ведет к необоснованному расширению и неправильному толкованию понятия "судебная власть".

Все суды учреждаются Конституцией России и федеральным конституционным законом. Судебная система имеет важное политическое и правовое значение для государства.

Однако современная судебная система, к сожалению, страдает многими недостатками, мешающими ей в полной мере эффективно заниматься своей основной обязанностью - защитой прав граждан. Это объясняется многими организационными и психологическими причинами: недостаточной развитостью системы судебных органов, их перегруженностью и медлительностью разбирательства во многих случаях .

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ "России надо быть сильной и конкурентоспособной" отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.

Так, в целях повышения доступности правосудия существенно увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов общей юрисдикции и арбитражных судов, создана мировая юстиция, значительно повышена оплата труда судей.

В то же время многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы, разрешить не удалось. Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 гг. призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Указанные задачи требуют комплексного подхода к их решению и существенных материальных затрат. Вложение необходимых для реализации Программы средств в приоритетные проекты, направленные на совершенствование судебной системы, способно оказать позитивное влияние на развитие экономических отношений в России в целом.

Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также проблем создания условий для осуществления правосудия .

Судебная реформа, проходящая в настоящее время в Российской Федерации, призвана укрепить авторитет судебной власти, сделать ее наиболее важным и действенным инструментом защиты прав граждан .

Сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и суду, и чем выше уровень правосознания граждан в государстве, тем более высок уровень уважения к суду и его решениям. Необходимо отметить, что использование в полном объеме уже имеющегося потенциала правозащитной деятельности судов позволило бы значительно поднять авторитет и самих судебных органов, и государства .

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // Российская газета. 1993. № 237 (25 декабря).

2. Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996 г. // Российская газета. № 3.06.01.1997.

3. Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.1994 г. // Собрание законодательства РФ.25.07.1994. № 13. ст.1447.

4. Федеральный конституционный закон от 29 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации" // Основные кодексы и законы Российской Федерации. - 2-е изд.; перераб. - СПб.: ИД "Весь", 2002.

5. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Основные кодексы и законы Российской Федерации. - 2-е изд.; перераб. - СПб.: ИД "Весь", 2002.

6. Закон РФ от 07.07.1993 г. № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" // Российская газета. № 156.14.08.1993. Российская газета.09.12.2008 г.

7. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006г. № 583 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 гг." // Собрание законодательства РФ.09.10.2006. № 41. ст.4248.

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.6-е изд. изм. и доп. - М.: НОРМА, 2007.

9. Климов О.Ю. Судебная реформа в России: Проблемы совершенствования процессуального законодательства. М.: Городец, 2001.

10. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.М. 2004.

11. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002г.

12. Конституционное право России. Под ред. д. ю. н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005.

13. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. М.: Лань, 2001.

14. Организация деятельности судов. Курс лекций для вузов / Отв. ред. Н.А. Петухов. - М., 2005.

15. Сафонов В.Е. Судебная власть и национальная безопасность в историческом измерении // История государства и права. 2009. № 4.


См.: Сперанский М.М. Проекты и записки. Л.: Изд-во АН СССР, 1961 / Сафонов В.Е. Судебная власть и национальная безопасность в историческом измерении // История государства и права. 2009. № 4.С. 23.

Пункты 3-4 статьи 4 ФКЗ "О судебной системе РФ".

Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. М.: Лань, 2001.С. 45.

Федеральный конституционный закон от 29 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации" // Основные кодексы и законы Российской Федерации. - 2-е изд.; перераб. - СПб.: ИД "Весь", 2002.

Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.М. 2004.С. 304.

Климов О.Ю. Судебная реформа в России: Проблемы совершенствования процессуального законодательства. М.: Городец, 2001.С. 78.

    Судебная система РФ по действующему законодательству.

    Звено судебной системы; судебные инстанции; суд 1-ой инстанции.

    Суд 2-ой (кассационной) инстанции.

    Судебные инстанции, рассматривающие дела в порядке надзора.

Вопрос 1.

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории РФ, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами,

п.3 ст.118 Конституции РФ предусматривает, что судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Судебная тема в Конституции РФ ст.125,126,127.

Судебную систему закрепляет:

В РФ суды бывают двух типов:

Федеральные

Суды субъектов федерации

К федеральным относятся 3 типа:

    Конституционный суд РФ (входит в судебную систему, но ему больше никто не подчиняется).

    Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ - высший судебный орган РФ. Верховный суд осуществляет контроль за Гражданскими и Военными судами.

а) Гражданские суды: Верховные суды республик, краевые, областные, городов Ф.З., суды автономных округов и областей, районные (городские) суды

б) Военные суды - создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: Окружные (флотские) и Гарнизонные.

    Федеральные арбитражные суды. Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральные Арбитражные суды округов (10), Высшие Арбитражные суды республик, краевые, областные и городов Ф.З., суды автономных округов и областей.

К судам субъектов федерации относятся:

    Конституционные или уставные суды субъектов РФ (осуществляют контроль за исполнением нормативных актов).

    Мировые судьи.

Единство судебной системы обеспечивает:

    Судебная система установлена Конституцией РФ и Федеральным законом РФ.

    Судьи федеральных судов и мировые судьи рассматривают дела по единым правилам закреплённым в ГПК РСФСР, УПК РСФСР, и в АПК РСФСР.

    Судьи имеют единый правовой статус, независимо от того, в каком суде они осуществляют свои полномочия.

    Федеральные судьи и частично мировые судьи финансируются из федерального бюджета.

    Все судьи независимы и подчиняются конституции и закону.

    Судебные постановления вступившие в законную силу подлежат обязательному исполнению на территории РФ.

    Существует единый порядок создания и упразднения судебных органов. Высшие федеральные суды и арбитражные суды могут быть упразднены только внесением поправок в Конституцию РФ, иные высшие ФЗ, судебную систему РФ, на основе законов субъектов РФ.

Вопрос 2.

Звено судебной системы – это суды, наделённые однородными полномочиями с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

В судах общей юрисдикции:

    Основное звено – районные суды.

    Среднее звено – высшие суды субъектов РФ, краевые, областные, суды город федерального значения, суды автономных областей, суды автономных округов…

    Верховный суд РФ.

Военные суды:

    Основное звено – гарнизонный суд.

    Среднее – окружной.

    Высшее – военная коллегия в Верховном суде РФ.

Арбитражные суды:

    Основное звено – арбитражные суды субъектов федерации.

    Среднее звено – федеральные арбитражные суды округов.

    Высшее звено – Высший арбитражный суд РФ.

Судебная инстанция – это стадия рассмотрения дела в суде определённой компетенции.

Суд первой инстанции – это суд, который непосредственно исследует и устанавливает в судебном заседании обстоятельства дела, выносит по нему решение или приговор.

Решение суда – это акт правосудия осуществляемого от имени государства, которым гражданское дело разрешается по существу.

Приговор – это акт правосудия, вынесенный судом в заседании, по вопросу о виновности или невиновности подсудимого, и о применении или неприменении к нему наказания.

Приговор: 1) оправдательный 2) обвинительный.

Определение – это постановление суда, которым дело не разрешается по существу.

Постановление – это решение принятое судьёй единолично по уголовному делу.

Судебная система Российской Федерации

Преподаватель Верхнепышминского филиала

Уральского государственного колледжа им.И.И.Ползунова

Хмелева Е.Г.


Судебная система России

Судебная система России - система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих

правосудие на территории России.


Основные положения

Судебная власть в Российской Федерации:

  • осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия;
  • самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей;
  • осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Законодательство о судебной системе

Судебная система РФ устанавливается:

  • Конституцией РФ;
  • ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ “О судебной системе РФ”;
  • ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;
  • ФКЗ от 05.02.2014 №3 “О Верховном Суде РФ”;
  • ФКЗ от 28.04.1995 № 1 “Об арбитражных судах в РФ”;

Cхема судебной системы Российской Федерации

Суды высшей инстанции

Конституционные суды

Конституционный Суд РФ

Суды II инстанции

Суды общей юрисдикции

Военные суды

Верховный Суд РФ

Суды I инстанции

Арбитражные суды

Суды субъектов РФ

  • Городские (районные) суды
  • Мировые судьи
  • Арбитражные суды округов
  • Гарнизонные военные суды
  • Военные (флотские) суды РФ
  • Арбитражные суды субъектов РФ

Конституционный Суд Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации (КСРФ ) - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.


Система Конституционных Судов в РФ

Конституционные суды

Суды высшей инстанции

Конституционный Суд РФ

Суды II инстанции

Конституционные (уставные) суды субъектов


Структура Конституционных Судов Российской Федерации

Главой Конституционного Суда является председатель.

  • Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Председатель и заместители председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

  • По запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
  • Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

  • По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.
  • По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации.
  • По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

Конституционные (уставные) суды субъектов рассматривают Соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации их Конституциям (уставам) - Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.


Суды общей юрисдикции

Суд общей юрисдикции - это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.


Система судов общей юрисдикции в РФ

Суды общей юрисдикции

Суды высшей инстанции

Верховный Суд РФ

Суды II инстанции

Суды субъектов РФ

Суды I инстанции

  • Городские (районные) суды
  • Мировые судьи

Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации - высший судебный орган Российской Федерации. По состоянию на 1 июля 2014 года расположен в бывшем здании Верховного Суда СССР в Москве. Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации, существовавший с момента принятия Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, когда Суд был высшей инстанцией в системе федеральных судов общей юрисдикции, был изменен Президентом РФ, утвердившим 5 февраля 2014 года Закон о поправках к Конституции.

Согласно этому Закону произошло объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ в новый орган, являющийся их правопреемником - Верховный Суд Российской Федерации, который с момента начала своей работы не будет принадлежать к системе федеральных судов общей юрисдикции.


Полномочия Верховного Суда РФ

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

  • Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции;
  • является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Московскому, Санкт-Петербургскому и Севастопольскому городским судам), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики;
  • разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Структура Верховного Суда Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

  • Пленума Верховного суда Российской Федерации;
  • Президиума Верховного суда Российской Федерации;
  • Апелляционной коллегии ВС РФ;
  • Дисциплинарной коллегии ВС РФ;
  • Судебной коллегии по административным делам;
  • Судебной коллегии по гражданским делам;
  • Судебной коллегии по уголовным делам;
  • Судебной коллегии по экономическим спорам;
  • Судебной коллегии по делам военнослужащих.

Районные (городские) суды РФ

Районный (городской) суд - в Российской Федерации орган федеральной судебной власти, входящий в систему судов общей юрисдикции и занимающий положение второго звена этой системы (выше мировых судей, но ниже судов уровня субъекта РФ и Верховного Суда РФ).

Образуются в районах, районах в городах (для крупных городов) и городах (за исключением городов федерального значения, суды которых являются судами субъектов РФ, а не районными (городскими) судами) на всей территории России.


  • Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.
  • В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.
  • Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
  • Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
  • Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Мировые судьи

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и наряду с федеральными судами входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» - на основании которого принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»; общий статус мировых судей и основные положения порядка назначения (избрания) мировых судей устанавливаются Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Подробный порядок назначения М. С. законодательным (представительным) органом субъекта РФ либо избрания населением судебного участка (за счёт соответствующего субъекта РФ) устанавливается законом субъекта РФ.


Компетенция мировых судей

Мировые судьи рассматривают дела только в первой инстанции.

Им подсудны:

  • Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 3-х лет лишения свободы
  • Гражданские дела (только относящиеся к подведомственности судов общей юрисдикции, не подведомственные арбитражным судам):

1. о выдаче судебного приказа;

2. о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3. о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

4. иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении и ограничении родительских прав, -об усыновлении (удочерении) ребенка, о признании брака недействительным;

5. по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

6. об определении порядка пользования имуществом;

  • Дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Военные суды РФ

Военные суды рассматривают уголовные дела:

О преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба, а также граждан, призванных в установленном Законодательством РФ на военные сборы.

Система военных судов занимается также разрешением гражданских дел между военнослужащими и Министерством обороны, гражданских дел при обжаловании бывшими военнослужащими действий органов военного управления по правоотношениям, возникшим в период прохождения военной службы, и рассмотрением дел об административных правонарушениях военнослужащих, подведомственных согласно КоАП РФ судам общей юрисдикции. 


Система военных судов РФ

Военные суды

Суды высшей инстанции

Верховный Суд РФ

Суды II инстанции

Суды I инстанции

  • Гарнизонные военные суды
  • Военные (флотские) суды РФ

Гарнизонные военные суды.

Первое звено в системе военных судов – это гарнизонный военный суд. Он действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

Гарнизонный военный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности вышестоящих военных судов, т.е. окружного (флотского) военного суда и Верховного Суда РФ, а также дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им и вступивших в силу, т.е. по существу те же дела, что отнесены к подсудности районных судов, только в отношении военнослужащих.

Кроме того, уголовные и гражданские дела, подсудные мировым судьям, в отношении лиц, обладающих статусом военнослужащих, также рассматриваются единолично судьями гарнизонных военных судов, так как в системе военных судов создание мировой юстиции не предусмотрено законом. Соответственно, решения, принятые судьями гарнизонных военных судов по таким делам, могут быть обжалованы в кассационном порядке в окружной (флотский) военный суд.


Окружные (флотские) военные суды

Окружной (флотский) военный суд является вторым (средним) звеном в системе военных судов. Он действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы


Компетенция окружных (флотских) военных судов

Окружному (флотскому) военному суду подсудны по первой инстанции:

1) уголовные дела в отношении военнослужащих о тех же преступлениях, что подсудны общегражданским областным, краевым судам и др. судам соответствующего звена (ч.3 и ч.6 ст.31 УПК РФ);

2) гражданские дела, связанные с государственной тайной.

Кроме того, окружной (флотский) военный суд рассматривает в качестве суда второй инстанции дела по жалобам и представлениям на решения гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции, а также на решения, принятые самим окружным (флотским) военным судом в кассационном порядке.


Арбитражные суды РФ

Арбитражный суд - постоянно действующий официальный государственный орган, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.


Система арбитражных судов в РФ

Арбитражные суды

Суды высшей инстанции

Верховный Суд РФ

Суды II инстанции

  • Арбитражные суды округов
  • Арбитражные апелляционные суды

Суды I инстанции

Арбитражные суды субъектов РФ


Задачи арбитражных судов в РФ

Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
  • обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;
  • укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • формирование уважительного отношения к закону и суду;
  • содействие становлению и развитию партнёрских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

  • разрешение споров, возникающих в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • ведение статистического учёта и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
  • предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
  • установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

Арбитражные суды округов

Арбитражные суды округов - создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов. АС округа изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, а также подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в данном деле.


Арбитражные апелляционные суды

Арбитражные апелляционные суды - органы судебной власти Российской Федерации, входящие в систему федеральных арбитражных судов. Являются судом по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Деятельность арбитражных апелляционных судов регулируется Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации».


Полномочия арбитражных апелляционных судов

К полномочиям арбитражных апелляционных судов относятся:

  • проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривают дело;
  • пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;
  • обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемым ими в апелляционной инстанции;
  • изучение и обобщение судебной практики;
  • подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализ судебной статистики.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации - создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично.

К полномочиям относятся:

  • рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Высшего Арбитражного Суда РФ
  • пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов
  • изучение и обобщение судебной практики
  • анализ судебной статистики



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!