Общегосударственный аппарат управления в англии. Центральный государственный аппарат

Формирование классового общества во Франции и его особенности. Социально-политические процессы во Франции ХI-ХII веков. Усиление королевской власти в начале ХIV века. Столетняя война. Политическое объединение Франции во второй половине ХV века.

К концу ХI века во Франции завершается формирование классов феодального общества.

Дальнейшее развитие классовой структуры общества связано с социально-экономическим развитием Франции. Происходят заметные сдвиги в развитии производительных сил, как в сельском хозяйстве, так и в городском ремесле. Развитие товарно-денежных отношений привело к замене продуктовой ренты денежной. Начинается процесс выкупа крестьян на волю.

Начинается процесс централизации государства. Устанавливается союз городов и королевской власти. Кроме того, в сильной королевской власти нуждались мелкие и средние феодалы. Противниками централизаторской политики оставались крупные феодалы, дорожившие своей политической самостоятельностью. Постепенно короли увеличивают размеры своего домена. Создается общегосударственный аппарат управления. Основной линией развития государственного аппарата была постепенная замена службы по вассальным обязательствам службой, оплачиваемой государством, которую несли чиновники.

В ХIV веке усиливается процесс дифференциации крестьянства. Возникает особая категория сельского населения – наемные работники. Изменения происходили и в среде господствующего класса. Сокращаются возможности дополнительного обогащения феодалов.

В конце ХIII- начале ХIV веков оформляется сословная монархия. В правление Филиппа IV закладываются основы государственной налоговой системы. Оформление этой системы

было тесно связано с реформами в армии.

Усиление королевской власти привело к конфликту с папством. Король ограничил имущественные и судебные права церкви.

В конце 30-х годов ХIV века началась Столетняя война Франции с Англией (1337-1453 гг.).

Столетняя война началась и проходила под знаком династических притязаний английской монархии. В ходе войны Франция столкнулась с серьезным недовольством народных масс, которое вылилось в ряд серьезных выступлений.

В 1439 г. Карл VII установил королевскую монополию на талью- побор, который взимался до тех пор и королем, и сеньорами на общественные нужды.

Франция одержала победу в Столетней войне. Победа означала ликвидацию притязаний Англии на французскую корону и земли на континенте.

Франции удалось за три десятилетия преодолеть урон нанесенный войной. Господствующий класс попытался наверстать упущенную выгоду, увеличив ренту и вернуть забытые баналитеты. Общины сопротивлялись этому давлению, а вот против налогового нажима со стороны государства они оказались бессильными.

После Столетней войны королевская власть усилилась, но не исключила сопротивление сил реакции и сепаратизма. Тем не менее. К концу ХV в. процесс объединения страны в основных чертах был завершен. Франция шла к новой форме государственности – абсолютной монархии.

Нормандское завоевание Англии. Социально-политическое развитие страны в ХI-ХII веках. Англия в ХIII веке. Социально-экономическое развитие Англии в ХIV-ХV веках. Особенности социально-политического развития Англии в ХV веке. Война Алой и Белой розы.

К концу ХI века в Англии завершался процесс феодализации. В 1066 г. Англия подверглась нормандскому завоеванию, которое способствовало окончательному завершению процесса феодализации Англии. После нормандского завоевания феодальная вотчина (манор) принимает законченную форму, подчинив себе ранее свободную сельскую общину. Основную часть крестьянства составляли вилланы. В стране была введена прямая вассальная зависимость всех феодальных землевладельцев от короля.

Нормандское завоевание усилило королевскую власть, политическое единство страны и создало предпосылки для образования в Англии относительно централизованного государства. Для укрепления государства была проведена судебная реформа. Она увеличила доходы короля. Генрих II провел военную реформу.

В ХIII веке в Англии совершенствовалось земледелие, утверждалось трехполье. Деревня играла большую роль в развитии внутренних связей. Основной хозяйственной и социальной ячейкой английского общества оставался манор. К концу ХIII в. преобладающей стала денежная рента. Коммутация ренты ускорила и углубила имущественное расслоение крестьянства.

В стране сложилась оппозиция королевской власти. В результате король вынужден был подписать 15 июня 1215 г. Великую хартию вольностей. Вскоре разразился новый политический конфликт в стране. Этот конфликт вылился в гражданскую войну.

В январе 1265 г. Монфор созвал собрание представителей различных слоев общества. Это стало началом английского парламента. Возникновение парламента и оформление сословной монархии отразило успехи политической централизации страны.

В ХIV в. идет процесс коммутации ренты и продолжается процесс личного освобождения крестьян. Обостряются противоречия в деревне, усилению которых способствовала эпидемия чумы. К этим бедствиям добавились невзгоды принесенные Столетней войной.

Во второй половине ХIV в. в Англии развертывается движение за реформу католической церкви. Король и парламент стремились освободить английскую церковь из-под влияния пап и наложить руку на ее земельные владения.

В стране усиливаются прогрессивные формы производства- мелкотоварное крестьянское хозяйство, а также помещичье хозяйство нового типа, послужившими в дальнейшем базой для зарождения капиталистических отношений в деревне. Важным моментом в жизни английской деревни ХV в.было личное освобождение основной массы вилланов.

В среде господствующего класса появляется новое дворянство, активно занимающееся хозяйственной деятельностью. Развивается ремесло и торговля.

В политической жизни страны временно возрастает роль анархии и господства феодальной аристократии. Народ отреагировал как обычно - восстанием под руководством Джека Кэда.

С окончанием Столетней войны феодальная аристократия сосредоточилась на борьбе за власть. Поводом для феодальных усобиц явились династические споры Ланкастеров и Йорков. В итоге споров и столкновений в стране установилась власть новой династии Тюдоров(1485-1603). Генрих 7 основатель новой династии продолжил борьбу с самостоятельностью баронов, за укрепление королевской власти. В конце XV века создаются уже предпосылки для перехода Англии к новой форме государства- абсолютизму.

Литература: 7,8,11,16-18,23-26,28,29,48,60,67,99,102,111,113,116-122

Проблема: Абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны всех против всех. Но в то же время в XVI– XVII вв. в Европе происходят революции, одна из задач которых – уничтожение системы абсолютизма. Почему же в обществе велась борьба против абсолютизма? Может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения? 2






Члены корпораций были равны,отве-чали друг за дру-га. В основе их дейст-вий лежало право данное богом. Другим источником права были древ-ние обычаи. 1.Понятие АБСОЛЮТИЗМ.. Абсолютизм Неограниченная верховная власть Во главе государства- МОНАРХ Власть принадлежит одному лицу форма правления




Работа над таблицей «Отличие централизованного государства от феодально раздробленного » 7 Вопросы для сравненияРаздробленноеЦентрализованное 1.Кому принадлежала власть в стране? ФеодаламКоролю 1.Права короля: А) по отношению к Феодалам; Б) в государстве. А) Б) А) Б) 1.Источники доходов короля. 1.Какими военными силами располагал король? 5. Суд и законы. 6.Административное управление. 6.Города в системе государства.


Работа над таблицей «Отличие централизованного государства от феодально раздробленного » 8 Вопросы для сравненияРаздробленноеЦентрализованное 1.Кому принадлежала власть в стране? ФеодаламКоролю 1.Права короля: А) по отношению к Феодалам; Б) в государстве. А) Первый среди равных. Б) Формальное право. А) Верховное право короля (феодалы подданные короля). Б) Глава государства. 1.Источники доходов короля. Королевский домен.Казна государства. 1.Какими военными силами располагал король? Личная дружина. Вассалы. Постоянное войско. 5. Суд и законы.В каждой области свой суд и законы.Единые суд и законы. 6.Административное управление. Органы управления в каждой отдельной области. Местная власть назначается и подчиняется центральной власти. 6.Города в системе государства. Резиденции местных правителей.Центры ремесла и торговли.




2. Характерные черты абсолютизма 1.Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; 2.Формирование постоянной профессиональной армии. 3.Создание государственной налоговой системы; 4.Введение единого законодательства и административного устройства, единых мер и весов; 5.Образование государственной церкви; 6.Проведение единой государственной экономической политики. 10 Проверь свою схему




Текст на 163 Доп. материал «Этикет при дворе Людовика XIV» Выберите источник самостоятельно 12 1.Составить устный рассказ Из чего складывался культ монарха – помазанника Божьего? Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Монарх – «помазанник божий»




Отводили парламенту английские монархи Отводили Генеральным штатам французские монархи 14 Выясните, какое место в системе государственного управления… Генрих VIII Тюдор. Король Англии Елизавета I Тюдор.Королева Англии Англии Яков I Стюарт. Король Англии и Шотландии. Франциск I Валуа. Король Франции


Единая система управления (с.29-30) Англия Тайный совет: 1.Внешняя политика 2.Внутренняя политика 3.Финансы 4.Оборона страны. королькоролькоролькороль ФранцияПравительство 1.Внешняя политика 2.Внутренняя политика 3.Финансы 4.Оборона страны. королькоролькоролькороль 15 Сравните деятельность государственного аппарата Англии и Франции


Единая судебная власть Англия Звездная палата судьи мировые судьи судьи 1.Вести судебные процессы; 2.Разоблачать заговоры; 3.Подавлять мятежи; 4.Преследовать бродяг; 5.Собирать налоги; 6.Сбор денег бедным. ФранцияПарламенты 1.Право обжаловать судебные и правительственные решения; 2.Назначение регента; 3.Рассмотрение договоров, указов. 16


Местная власть Англия Франция Чиновники Жалованье + плата населения за услуги 17 Средства к существованию?










22 Меркантилизм – экономическая политика, в основе которой лежит идея преобладания вывоза товаров над ввозом с целью накопления золота Протекционизм - Протекционизм - экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства.


Закончите предложения и запишите их: 1.У населения таких европейских стран, как _____________________________________ в эпоху абсолютизма складывается национальное самосознание и образуются централизованные государства. 2. В Германии и Италии в XVI – XVII веках не сложились централизованные государства, т.к. здесь существовали _____________________________ 23


Итог урока: Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Черты: 1.Создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; 2.Формирование постоянной профессиональной армии. 3.Создание государственной налоговой системы; 4.Введение единого законодательства и административного устройства, единых мер и весов; 5.Образование государственной церкви; 6.Проведение единой государственной экономической политики. 24


Кому принадлежат слова? «Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение. Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться». Яков I Стюарт Яков I Стюарт «В моем лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь остров – моя законная жена. Я глава, а остров – моё тело. Я пастырь, а остров – моё стадо». (из речи на первом парламенте). Яков I Стюарт «Такова моя добрая воля, ибо так мы желаем» Людовик XV. 25 «Вы думали господа, что государство – это Вы? Ошибаетесь. Государство – это Я!». Людовик XIV Людовик XIV





В годы правления Генриха VIII произошла радикальная реорганизация государственной административной системы, в которой до этого сохранялись многочисленные пережитки принципов дворцово-вотчинного управления. В результате был построен более современный аппарат - разветвленный, постоянно действующий, формируемой на кадровой, профессиональной основе. Следует, однако, отметить, что как величина, так и степень централизации и бюрократизации этого аппарата значительно уступал аналогам, существовавшим в континентальных абсолютных монархиях. Число высших государственных чиновников не превышало 1,5 тыс. человек. Основные расходы на содержание этого аппарата поступали не из казны, а складывались из тех взносов и поступлений, которые вносили частные посетители, обращавшиеся к должностным лицам. Крупные чиновники предпочитали формировать штат своих ведомств из числа людей, находившихся под их покровительством. Поскольку выплата жалования этим мелким клеркам также в значительной степени осуществлялась не из государственных средств, а из средств их патронов, низовой чиновничий аппарат оказывался в подчинении своему начальству не только в плане должностной субординации, но и по линии материальной зависимости.

Центральным административным и исполнительным органом в системе правительственных учреждений являлся Тайный Совет (Privy Council), сложившийся в своих основных чертах в годы правления Генриха VII и получившего законодательное оформление в 1526 году. Этот орган возник на базе старого Постоянного совета, в который традиционно входили пэры королевства и представители высшего церковного клира. Члены Тайного совета персонально назначались королём из числа своих наиболее надёжных приверженцев; при этом в составе Совета могли оказаться не только представители знатных аристократических фамилий, но и лица весьма скромного происхождения. Первоначально Тайный совет имел исключительно совещательные функции, но при Генрихе VIII приобрёл статус высшего постоянно действующего органа, наделённого правом решения всех важнейших вопросов из сферы внутренней и внешней политики - финансовых, военных, дипломатических и т.д. С ведома Совета осуществлялось назначение и смещение чиновников. Кроме того, Тайный совет имел право рассмотрения некоторых судебных дел в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке. Число членов Тайного совета в соответствии с регламентом 1526 года было определенно в 20 человек; при первых Стюартах оно увеличилось до 42 человек. В Совете были представлены высшие должностные лица государства: королевский секретарь, лорд-канцлер, лорд-казначей, лорд-хранитель королевской печати, глава придворного ведомства, высшие военные армейские и морские чины, руководитель столичной полиции и др. Заседания Тайного совета происходили, как правило, без личного участия короля; посреднические функции между королём и Советом осуществлялись королевским секретарём. Должность последнего в эпоху Тюдоров претерпела значительную эволюцию: из личного слуги монарха он превратился в могущественного министра, на которого была возложена задача координации деятельности различных государственных ведомств. Регламентом 1526 года предусматривалось и существование Малого совета, состоявшего из 10 членов Тайного совета, особо приближённым к королю. Государство и право Древнего мира и средних веков: В двух частях. под ред. Кучма В.В. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2004. - с. 450

Значение Совета - а вместе с тем и абсолютистской власти - возросло с обособлением Звёздной палаты. Созданная впервые в 1488 году в качестве особого королевского суда из членов Постоянного совета, Звёздная палата к 1530-м годам стала совершенно особым учреждением. Это был орган борьбы с мятежными феодалами, политической преступностью; в 1540 году он получил права королевской обще уголовной юстиции. Формально задачей палаты было противостояние "происходящим шумным беспорядкам и противозакониям продажности должностных лиц", а на деле она стала органом ничем не ограниченной политической и уголовной репрессии. Формировалась палата из членов Тайного совета и судей других королевских судов по личному усмотрению короля. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2т. под ред. Омельченко О.А. Т. 1 - М.: Остожье, 2003. - с. 284

С начала XV в. роль и значение английского парламента начинают сокращаться. В Англии, как и в других государствах Европы, начинает складываться абсолютная монархия. Однако, в отличие от континентальной Европы, английский абсолютизм имел ряд особенностей, позволяющих определить его как "незавершенный".

Во-первых, в Англии наряду с сильной королевской властью продолжал существовать парламент. Во-вторых, в Англии продолжало существовать местное самоуправление и отсутствовала централизация и бюрократизация государственного аппарата. Кроме того, в Англии не было и крупной постоянной армии.

Борьбу королевской власти против крупных феодалов и церкви поддерживали "джентри" (новое дворянство) и буржуазия. Союз между джентри и буржуазией позволил сохранить свое значение парламенту и местному самоуправлению.

Однако реальная власть в этот период сосредоточилась в руках короля, которую он осуществлял через подчиненные непосредственно ему органы исполнительной и судебной власти. Сюда входили Тайный совет в составе лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-адмирала и др., осуществлявший непосредственное управление, и чрезвычайные судебные органы - Звездная палата и Высокая комиссия.

Своеобразие источников английского права. Формы судебных исков. Статуты и судебные прецеденты, трактаты английских юристов. Формирование двух систем права: общего и справедливости. Регулирование права собственности. Институт доверительной собственности. Основные институты обязательственного, семейного, наследственного и уголовного права. Судебный процесс.

16-18. Государство и право Франции в средние века

Французское королевство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии этапы феодальной раздробленности (1Х-Х111 вв.), сословно-представительной монархии (XVI-XV вв.) и абсолютной монархии (XVI-XVIII вв.).

В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли практически независимые политические образования. Соответственно власть короля на местах была или очень слабой, или отсутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях - "королевском домене" - он полностью контролировал ситуацию.

Вся структура государства этого периода определялась структурой феодальных поземельных отношений, выражавшейся в системе вассалитета.

Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (условного наследственного земельного владения). Они считались вассалами короля, а он их сеньором.

Глава государства - король в этот период был выборным. Его избирали представители знати и бывшие иерархи церкви. власть короля на многих территориях была номинальной. Этому способствовало и утвердившееся во Франции правило: "Вассал моего вассала - не мой вассал".

В этих условиях единственным, по существу, органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явилась Королевская курия, или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны.

Управление на местах было во многом схоже с системой управления времен франкской монархии. Центральное управление осуществляли министериалы, местное - прево.

Судебная власть еще не была отделена от административной. Судебные органы организационно не обособились от других систем управления. Господствовал принцип "суда равных", когда каждый мог судиться только с равными ему в социальной иерархии.

Несвободное население, крестьян судили их феодалы или их должностные лица - министериалы и прево.

Начиная с XIII в. во Франции усиливается тенденция укрепления королевской власти и создаются предпосылки для преодоления раздробленности страны.

В XIV в. объединение страны завершается. Государство принимает форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная власть сочетается с представительством от сословий - Генеральными штатами.

Можно выделить три основные причины усиления королевской власти и преодоления раздробленности. Это поддержка городов, мелкого и среднего дворянства и необходимость борьбы с врагом.

В 1302 г. впервые было созвано общефранцузское собрание сословий, получившее название Генеральных штатов.

Первая палата состояла из высшего духовенства. Во второй - заседали выборные от дворянства. Причем наиболее знатные в состав палаты не входили, а принимали участие в работе королевской курии. Третье сословие, как правило, состояло из представителей городских советов (эшвенов). Каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сословия имели преимущество.

Генеральные штаты созывались по инициативе короля, и он имел возможность навязать нужное им решение.

После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV в. они перестают созываться.

К органам центрального управления в этот период относились Государственный совет, осуществлявший руководство и контроль отдельных звеньев государственного аппарата, и Счетная палата - орган финансового управления.

К началу XVI в. во Франции в основном оформляется абсолютная монархия. Она характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредотачивается в руках наследственного главы - короля. Соответственно ему подчинялся весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. А все французы, включая дворянство и аристократию, рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословным подчинением.

Система государственного управления включала: Государственный совет - высший совещательный орган при короле, который дополняли Совет финансов, Совет депеш и т.д., Генеральный контролер финансов и государственные секретари по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Кроме того, существовали аппарат местного управления и полиция.

Источники права: в 1Х-Х1 вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, которое сложилось на территории его проживания. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями - кутюмами.

В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права.

Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы.

Вещное право. Основным объектом вещных прав была земля. В феодальном праве существовало два основных вида вещных прав на землю: право собственности и право держания.

Аллод - форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей; земля свободно отчуждалась и передавалась по наследству. Был характерен лишь для раннего средневековья.

Феод - благородное (дворянское) держание земли, полученное на основе вассальных связей. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины - рельефа.

Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания - цензива. Цензива - это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наследству уплачивался определенный налог.

Семейно-брачные отношения в основном регулировались нормами канонического права, кутюмами и королевскими ордонансами.

Для вступления в брак необходимо было достичь определенного возраста:

мужчинам от 13 до 15 лет, женщинам - 12 лет. Необходимо было согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30-летнего, а дочерьми 25-летнего возраста последнего не требовалось.

Первоначально для заключения брака было достаточно согласия сторон и фактического брачного сожительства, затем церковь добилась обязательного церковного освящения брака. Брак, заключенный без церковного обряда, признавался не действительным.

Развод, по каноническому праву, не допускался. Главой семьи являлся муж, а жена обязана была повиноваться мужу и всюду следовать за ним.

В области уголовного права приблизительно до XVI в. господствовали постановления обычного права. Согласно "Кутюмам Бовези" различались: 1)преступления, караемые смертью, 2) преступления, караемые долголетним тюремным заключением с конфискацией имущества и 3) преступления, влекущие конфискацию имущества без смертной казни, без увечья и тюремного заключения. При этом подчеркивалось, что сила наказания должна зависеть от проступка, а также оттого, кто его совершил и кому нанесен ущерб.

Становление абсолютизма способствовало оформлению единой системы преступлений и наказаний. Всю совокупность преступлений, предусмотренных правом этого периода, можно разделить на три категории:

1) преступления против религии: богохульство, атеизм, ересь, колдовство и т.д.;

2) преступления против государства: посягательство на короля и членов его семьи, измена королю, посягательство на безопасность государства;

3) преступления против частных лиц.

Наказания в этот период преследуют выраженную цель устранения и носят чрезвычайно жестокий характер. Виды наказания подразделялись на:

1) тяжкие наказания: различные виды смертной казни, вечная ссылка, пожизненная каторга и т.п.;

2) членовредительные и телесные наказания: отрезание языка, ушей, носа и т.д., бичевание плетьми;

3) тюремное заключение и срочные каторжные работы;

4) позорящие наказания: штраф с выставлением у позорного столба, не сопровождаемые выставлением у позорного столба и прочие.

В период феодальной раздробленности судебный процесс продолжает оставаться обвинительным, дело возбуждается по инициативе истца (потерпевшего), судоговорение происходит в форме спора между сторонами, которые обладают равными процессуальными правами. Представительство первоначально не допускалось, но с XIII в. начинают появляться адвокаты.

При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Централизованный аппарат управления во Франции состоял из королевского совета, государственных секретарей, канцлера, интендантов, мэров и различных управлений.

Феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но затем они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.

В XVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции первого министра. Формально такая должность отсутствовала, но Ришелье, например, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула. Но при Генрихе IV, Людовике XIV, а также при Людовике XV (после 1743 года) король сам осуществлял руководство управлением в государстве, убирая из своего окружения лиц, которые могли иметь на него большое политическое влияние.

Старые государственные должности ликвидируются (например, коннетабль в 1627 году) или теряют всякое значение и превращаются в простые синекуры. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер, который становится после короля вторым лицом в государственном управлении.

Потребность в специализированной центральной администрации привела в конце XVI в. к возрастанию роли государственных секретарей, которым поручаются определенные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела). При Людовике XIV государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли чисто вспомогательную роль, приближаются к особе короля, выполняют роль его личных чиновников.

Расширение круга функций государственных секретарей ведет к быстрому росту центрального аппарата, к его бюрократизации. В XVIII в. вводится должность заместителей государственных секретарей, при них создаются значительные по размерам бюро, которые в свою очередь делятся на секции, со строгой специализацией и иерархией чиновников.

Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.

Неоднократной перестройке подвергалась и система королевских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным образом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.

Управление на местах отличалось особой сложностью и запутанностью. Некоторые должности (например, бальи) сохранились от предшествующей эпохи, но их роль неуклонно падала. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. Территориальные границы этих служб и их функции не были точно определены, что порождало многочисленные жалобы и споры. Особенности местной администрации нередко проистекали из сохранения в некоторых частях королевства старой феодальной структуры (границ бывших сеньорий), церковной земельной собственности. Поэтому политика централизации, которую проводила королевская власть, не затронула в равной степени всю территорию Франции.

В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. Поэтому постепенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.

Для укрепления своих позиций в провинциях короли, начиная с 1535 года, посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов. Они действовали уже не просто как контролеры, а как настоящие администраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Генеральные штаты в 1614 году, а затем собрания нотаблей протестовали против действий интендантов. В первой половине XVII в. полномочия последних были несколько ограничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена.

В 1653 году система интендантов была вновь восстановлена, и они стали назначаться в специальные финансовые округа. Интенданты имели прямые связи с центральным правительством, прежде всего с Генеральным контролером финансов. Функции интендантов были чрезвычайно широки и не ограничивались финансовой деятельностью. Они осуществляли контроль за фабриками, банками, дорогами, судоходством и т.д., собирали различные статистические сведения, относящиеся к промышленности и сельскому хозяйству. На них возлагалась обязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ересью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, за расквартированием войск, обеспечением их продовольствием и т.д. Наконец, они могли вмешиваться в любой судебный процесс, проводить расследование от имени короля, председательствовать в судах бальяжа или сенешальства.

Централизация коснулась и городского управления. Муниципальные советники (эшвены) и мэры перестали избираться, а назначались королевской администрацией (обычно за соответствующую плату). В деревнях постоянной королевской администрации не было, а низовые административные и судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы. Однако в условиях всесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце XVII в. приходит в упадок.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!