Закон о крестьянском фермерском хозяйстве. Что такое крестьянско-фермерское хозяйство и личное подсобное хозяйство, отличия

Прежде чем приступить к описанию достоинств и недостатков данного вида хозяйственной деятельности, необходимо отметить значение и некоторые особенности двух следующих терминов - самого КФХ и земельного участка, предназначенного для ведения деятельности КФХ.

- КФХ - форма организационно правовой коммерческой деятельности объединения граждан, либо одного лица.

Регистрируется КФХ в налоговой инспекции по месту регистрации (место жительства) главы КФХ.

Членов КФХ, не связанных родством, может быть не более 5 человек. Нанятых работников - не более 15 чел.

Имущество для создания или расширения КФХ юридически приобретается (и регистрируется) на имя физ. лиц. При внесении имущества в КФХ создается общая долевая собственность (доли определяются соглашением всех членов КФХ, либо признаются равными по умолчанию). В случае, если КФХ создает один гражданин, заключения соглашения не требуется.

Члены хозяйства, желающие выйти из него, вправе получить только денежную компенсацию (земельный участок и другое внесенное имущество остается в КФХ).

В КФХ может вноситься и часть имущества физ. лиц. Например, один из двух участков, принадлежащих члену КФХ.

С момента регистрации КФХ вступают в силу налоговые льготы с доходов физ. лиц и действуют они в течение 5 лет. Отчетность о ведении деятельности КФХ необходимо сдавать ежегодно в налоговые органы в установленные сроки (на практике же сдача деклараций часто игнорируется фермерами, и налоговые органы их совершенно не контролируют в силу многих причин).

Распоряжение имуществом, внесенным в КФХ, осуществляется главой КФХ, признаваемым индивидуальным предпринимателем (и.п.).

Участок, для ведения деятельности КФХ.

В большинстве случаев земельные участки выбираются из земель с/х назначения (могут быть предоставлены или приобретены из других категорий земель - поселения, лесфонд, земли промышленности и т.д.).

Целевое использование (в случае отсутствия разрешения на строительство)

Сельскохозяйственное использование (либо сельскохозяйственное производство, что по сути одно и то же).

Участки могут быть зарегистрированы только на имя физ. лица.

На земельном участке возможно получение разрешения на ИЖС с правом регистрации ПМЖ.

Площадь участков практически не ограничена (от 6-ти соток до тысяч га, в зависимости от видов деятельности КФХ и общей площади земель района).

Остановимся на одном из важнейших нюансов КФХ, а именно - не связанности возникновения права собственности на участок и создания самого КФХ!

Согласно существующему законодательству, не наблюдается никаких нормативных актов и статей, обязывающих собственника земельного участка, приобретенного для ведения деятельности КФХ, осуществлять регистрацию самого КФХ в соответствующих (налоговых) органах (в отличие от участка для ведения ЛПХ, превышающего максимально разрешенный размер (в каждом субъекте Федерации - свой).

Следующий фундаментальный вывод: собственник участка под КФХ еще не является фермером! Согласно существующему порядку, на сегодняшний день регистрация КФХ осуществляется по свободной воле собственника независимо от наличия или отсутствия каких-либо прав на земельные участки! Т.е. эти два понятия теперь не связаны друг с другом.

Если не планируется продажа продукции с участка и, соответственно, официальное подтверждение права продавать выращенную продукцию, то рекомендуем вообще не регистрировать в налоговой инспекции свое КФХ! Таким образом, избегается необходимость подачи ежегодной налоговой декларации о доходах физических лиц, и участок становится подобным дачному. Требуется только получение разрешения на строительство (достаточно стандартная, хотя и трудоемкая процедура), также не стоит забывать об уплате ежегодного земельного налога (который во много раз меньше "дачного", в нашем случае - в 5 раз).

Теперь коснемся темы строительства на участке.

Право возведения зданий, строений, сооружений на земельном участке, приобретенном для ведения КФХ.

Для начала процитируем некоторые фундаментальные основы частей федеральных законов, касающихся строительства на КФХ.

Закон о КФХ, глава 4, п.2: - Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

Земельный кодекс (ЗК) РФ: Статья 7. Состав земель в Российской Федерации 1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. 2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

ЗК РФ: Статья 85. п.3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Статья 85. п.4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Запрет на использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости до приведения их в соответствие с градостроительным регламентом или срок приведения видов использования земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом устанавливается органом местного самоуправления.

Статья 85. п.11. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сооружения (типа "лисья нора", баня, сарай, гараж, колодец, теплица, туалет и т.д.), не имеющие капитального фундамента регистрации не подлежат, но требуется получение разрешения на их возведение.

Сооружения можно возводить не только на участке, приобретенном для ведения КФХ, но и на участке, для ведения ЛПХ. Более подробно, читайте, соответственно, в комментарии к закону об ЛПХ.

После получения разрешения на строительство, необходимо в течение трех лет приступить к возведению построек. Часто владельцы участков приступают к возведению строительства, не дожидаясь получения необходимой градостроительной документации, касающейся самого здания или сооружения, а также их конструктивных особенностей (СНиП). Лишь после возведения ("задним числом") формируется проект застройки и согласование в инстанциях. Таким образом, избегается несоответствие реальной постройки с предварительными требованиями ее возведения. Это возможно только в случае, если застройщик заранее учел и соблюл все необходимые СНиПы самостоятельно! Иначе возможны существенные проблемы при проверке построенного здания и сдаче его в эксплуатацию. Данный путь более рискованный, но бывает, менее затратный. Т.е. главное при возведении постройки соблюсти требования СНиП.

Обязанность собственников земельных участков соблюдать определенные нормы изложена в ЗК РФ:

Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

Сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

Осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

Своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

Своевременно производить платежи за землю;

Соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

Не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;

Выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Участок не может быть изъят в случае его неиспользования в течение первых трех лет после возникновения прав.

Требования по обработке участка аналогичны требованиям к другим видам целевого использования. Желательно не допускать естественного залесения на значительной части его территории.

В судебной практике не встречается изъятия земельных участков в случае их неиспользования. Изымают или предъявляют санкции только в случае иных видов нецелевого использования, т.е. использования не по назначению.

Исходя из практики сегодняшнего дня, огромное количество участков залесено, но государство не заинтересовано в их изъятии, поскольку данная процедура очень сложна и затратна.

В стране происходит массовое залесение заброшенных садоводческих и полевых участков фермерских и подсобных хозяйств! Особенно в непрестижных для земледелия зонах. Сотни тысяч гектар фактически выходят из оборота землепользования!

Согласно существующему законодательству, даже отказаться от заброшенного участка (если например, вам он уже не нужен) в пользу государства не представляется возможным! Это реальная проблема многих садоводов и некоторых фермеров, ибо они вынужденно обязаны продолжать платить ежегодный земельный налог (который постепенно повышается, как и все остальное) и нести иные виды ответственности за свой земельный участок.

Отказ от участка является двухсторонней сделкой, требующей согласия администрации.

Насильно изъять неиспользуемый участок - еще более сложная процедура.

При регистрации КФХ в налоговых органах в качестве основного вида деятельности рекомендуем выбрать ОКВЭД 01.12.2 - "Декоративное садоводство и производство продукции питомников" - данная форма прекрасно подходит под нужды родового поместья (РП).

Что нужно знать владельцу участка для ведения КФХ касательно его застройки:

1. Для получения права строительства и возведения зданий, строений и сооружений необходимо осуществить действия по формированию, утверждению и согласованию проекта застройки территории. Соответственно, изменению его целевого использования согласно градостроительных регламентов, указанных в проекте застройки.

2. Необходимо учитывать нормы санитарных, противопожарных и других СНиПов и норм, например, по соблюдению выдержанных расстояний посаженных деревьев от границы участка до соседнего (4м) и до физической границы леса (15м). А также требуется соблюдение градостроительных регламентов при возведении построек.

3. Следует не забывать, что при отсутствии постановки КФХ на налоговый учет законно продавать выращенную продукцию нельзя.

4. После регистрации КФХ в установленном порядке вступает в силу 5-ти летние льготы по уплате земельного налога и других налогов, связанных с ведением коммерческой деятельности. Поэтому рекомендуется (в случае с коммерческим подходом к выпуску продукции) не спешить с созданием и регистрацией КФХ, а произвести ее в наиболее выгодный для вашей деятельности момент, например, подготовив средства производства или, вырастив необходимую продукцию. Также, для более длительного пребывания в необлагаемом "коридоре", возможно каждые 5 лет ликвидировать и вновь создавать КФХ.

5. При добровольной ликвидации КФХ (выход всех членов хозяйства) право собственности на участок остается (если вносил в КФХ участок один собственник) или делится в соответствии с соглашением среди внесших в КФХ свои имущественные доли согласно ГК РФ (кратно внесенному имуществу).

Выводы:

КФХ практически по всем юридическим и градостроительным параметрам подходит для всех необходимых целей при создании и развитии Родового Поместья!

В первую очередь, данная форма организационно правовой деятельности и целевого использования земельного участка дает возможность получения разрешения на строительство и регистрации постоянного места жительства, а, следовательно, подведения инженерных сетей (ЛЭП, вода, газ и т.д.).

Собственник участка, приобретенного для ведения КФХ, вопреки разхожему мнению, не является фермером, соответственно, необходимость в регулярных отчетах о выращивании и продажи продукции отсутствует!

Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 2)
Глава 2. Создание фермерского хозяйства (ст.ст. 3 - 5)
Глава 3. Имущество фермерского хозяйства (ст.ст. 6 - 10)
Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности (ст.ст. 11 - 13)
Глава 5. Члены фермерского хозяйства (ст.ст. 14 - 18)
Глава 6. Деятельность фермерского хозяйства (ст. 19)
Глава 7. Объединения фермерских хозяйств (ст. 20)
Глава 8. Прекращение фермерского хозяйства (ст.ст. 21 - 22)
Глава 9. Заключительные и переходные положения (ст. 23)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.
2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Создание фермерского хозяйства

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства
1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
2. Членами фермерского хозяйства могут быть:
1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;
2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства
1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее - соглашение) должно содержать сведения:
1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.
4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.
5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.
6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.
7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Имущество фермерского хозяйства

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства
1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
О собственности крестьянского (фермерского) хозяйства см. также статью 257 ГК РФ
2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.
3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.
4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства
Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства
1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.
3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства
1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.
2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.
3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.
4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства
Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
1. Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
О порядке предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства см. Земельный кодекс РФ
2. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
3. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.
5. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
О предельных размерах и требованиях к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения см. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ

Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий
1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для создания или расширения фермерского хозяйства.
2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Глава 5. Члены фермерского хозяйства

Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве
1. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
2. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.
3. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства.
4. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.

Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства
1. Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.
2. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

Статья 16. Глава фермерского хозяйства
1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.
2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства
Глава фермерского хозяйства:
организует деятельность фермерского хозяйства;
без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
выдает доверенности;
осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства
1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.
2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

Глава 6. Деятельность фермерского хозяйства

Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства
1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.
3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:
1) сырья, кормов;
2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;
3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;
4) семян;
5) удобрений;
6) горюче-смазочных материалов;
7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Глава 7. Объединения фермерских хозяйств

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств
Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Глава 8. Прекращение фермерского хозяйства

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства
1. Фермерское хозяйство прекращается:
1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;
2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;
3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;
Об особенностях банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства см Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ
4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;
5) на основании решения суда.
2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства
Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Глава 9. Заключительные и переходные положения

Статья 23. Заключительные и переходные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст.324);
Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1990 года N 349-I "О введении в действие Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст.325);
Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года N 461-I "Об изменениях в Законе РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса" и Закона РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст.5);
статью 7 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-I "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, законы РСФСР "О Еврейской автономной области", "О выборах народных депутатов РСФСР", "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О земельной реформе", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О государственной налоговой службе РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", "О местном самоуправлении в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", "О государственной пошлине"; законы Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст.1966);
статью 2 Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 4888-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР "О плате за землю" и налогового законодательства России" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст.748);
пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст.1093).
3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.
На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

вы можете скачать текст закона в формате MS Word ниже

Предпринимательская деятельность может осуществляться посредством оформления Индивидуального Предпринимателя (ип), либо Общества с Ограниченной Ответственностью. Зависит от вида организации планируемого бизнеса, количества оформленных учредителей и ряда юридических моментов. Если говорить об организации сельскохозяйственного предприятия, то вариантов больше . Выбор формы организации зависит в первую очередь от планируемого масштаба прибыли.

Что такое личное подсобное хозяйство?

Обычный садовод, сажая больше продукции, чем может потребить, может решить направлять на продажу излишки. Обсуждая, считается ли подобная деятельность коммерческой, можно с полной уверенностью сказать, что частная продажа не является видом бизнеса. Обратимся к закону №112, принятому 7 марта 2013 года.

Согласно этому нормативному акту, можно дать следующее определение: личное подсобное хозяйство — это вид организации, не относящийся к предпринимательству, который подразумевает выращивание и дальнейшую обработку продукции, относящейся к сельскохозяйственной отрасли.

Личное подсобное хозяйство может осуществляться посредством владельцев участка в целях удовлетворения собственных интересов и нужд . Сельская продукция, выращенная на участке, предполагает личное использование, а реализация не относится к предпринимательской деятельности . Все, что необходимо для использования личного подсобного хозяйства, это формальная эксплуатируемого участка.

Что такое крестьянское фермерское хозяйство, особенности регистрационной процедуры

Предположим, в официальном распоряжении садовода оказалось земли больше, чем установлено согласно Федеральной законодательной баз — как целесообразно использовать природное богатство?

Крестьянское фермерское хозяйство — это организация, которая представляет собой объединение граждан, действующих на одной территории с целью проведения работ в сфере сельского хозяйства или родством, а также исполняющие совместную деятельность на данной территории при собственном участии.

Подобная характеристика соответствует принятому закону от 6 марта 2013 года ГК РФ. Федеральный закон разрешает управление крестьянским фермерским хозяйством несколькими лицами, и одному человеку.

Согласно Федеральному закону №74 осуществлять сельскохозяйственную деятельность на территории РФ могут лица без гражданства, либо иностранные представители .

Как оформить КФК?

Необходимо знать несколько особенностей. Если владельцем участка является один человек, он может прийти в налоговую инспекцию, где или проживает на постоянной основе и подать заявление о регистрации КФХ. Процесс регистрации осуществляется в течение пяти рабочих дней .

Если планируется организовать КФХ совместно с другими участниками, то к общей форме заявления, необходимо приложить дополнительное соглашение от лица всех заинтересованных с указанием данных:

  1. Полный состав участников организации КФХ.
  2. Указание главы КФХ, который является одним из участников организации. В таком случае, глава приравнивается к руководителю и имеет ряд конкретных полномочий.
  3. Обязательства каждого члена организации.
  4. Порядок использования фермерского имущества, его деление и т.п.
  5. Информация о принятии каждого участника в КФХ.
  6. Порядок использования и распределения сельскохозяйственной продукции между участниками в результате деятельности КФХ.

При подаче заявления, необходимо приложить копии документов, подтверждающих родство участников .

В процессе регулирования и осуществления деятельности, состав КФХ может меняться. К примеру, желающие покинуть его участники могут это сделать незамедлительно. Каждый желающий вступить или покинуть хозяйство обязан составить соответствующее заявление .

Согласно общим принятым решениям между участниками организации, ведется общая деятельность, направленная на конкретный результат, устанавливаются правила . Член предприятия может претендовать на процент доходов, приносящий КФХ .

Доля выражается в финансовом эквиваленте выращенной и переработанной продукцией. Полагающийся размер оплаты члену организации определяется всеми участниками официального мероприятия.

Деятельность КФХ регулируется руководителем, избираемым всеми членами организации. Он должен действовать исключительно в интересах самого предприятия и не использовать власть в корыстных целях. Каждый глава КФХ должен организовывать четкую структуру работы и следить за исполнением обязанностей каждого члена. Имеет право без составления официальной доверенности принимать ответственные решения и может нанимать в случае необходимости дополнительных сотрудников на сезон, а также увольнять их . Для ведения порядка следит за отчетностью о проделанной работе .

Основные работы, которыми может заниматься КФХ — это выращивание сельскохозяйственной продукции, ее содержание, осуществление транспортировки кормов для содержания скотины, если таковая присутствует на территории организации. В качестве имущества КФХ могут выступать инвентарь, постройки, созданные за время существования предприятия, приобретенная техника.

Отличия

Главное отличие фермерского хозяйства от крестьянского заключается в форме устройства, использовании средств труда, а также масштабности всего предприятия. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо ознакомиться со следующими характеристиками:

Крестьянское фермерское хозяйство Личное подсобное хозяйство
Осуществление предпринимательской деятельности без надобности оформления как юридическое лицо. Хозяйство не предусматривает ведение предпринимательской деятельности. Осуществляется самостоятельная переработка выращенной продукции.
Организация, которая представляет собой объединение граждан, действующих на одной территории с целью проведения работ в сфере сельского хозяйства или родством, а также исполняющие совместную деятельность на данной территории при собственном участии. Вид организации, не относящийся к предпринимательству, который подразумевает выращивание и дальнейшую обработку продукции, относящейся к сельскохозяйственной отрасли.
Необходима регистрация в налоговом органе. Не нужна регистрация.
Может быть создано после официального получения документа о регистрации. Владелец участка имеет право на осуществление любых манипуляций с землей с момента ее регистрации в собственность. Дополнительный правовой режим не предусмотрен.
Владельцем и членом КФХ может выступать как один человек, так несколько участников. Законными претендентами являются: близкие родственники (супруги, дети, внуки до трех поколений) и участники, не имеющие родства с главой предприятия. Как правило, организация может включать не более пяти таких участников. Единственный участник.
Вся сельскохозяйственная продукция, выращенная за время существования КФХ, является собственностью предприятия. Все имущество, доход должен делиться в некой доле, согласно договоренности между всеми участниками хозяйства. Вся выращенные культуры и прочие результаты деятельности личного хозяйства находятся в собственности владельца участка.
Если земли предоставляются государством для образования КФХ, то хозяйство должно располагаться в пределах 5 га. Допустимый размер участка, предназначающийся для использования в качестве личного хозяйства, ограничиваются одним га.

Банкротство и ликвидация крестьянского фермерского хозяйства

В действительности перед тем, как признать КФХ банкротом с последующей ликвидацией, необходимо убедиться в том, что предприятие занималось сельскохозяйственной деятельностью. Кроме того, хозяйство должно иметь официальный статус юридического лица , целью создания предприятия являлось выращивание и последующая переработка сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, чтобы признать фермерское хозяйство банкротом, оно должно иметь непогашенную задолженность по кредитному договору не менее чем в течение трех месяцев , а также если долг организации составляет не менее полумиллиона рублей . В том случае, когда соблюдены два условия, можно начать юридическую процедуру банкротства.

Как правило, комиссия может учитывать и ряд других факторов. К примеру, если сезон был засушливым и большая часть урожая погибла в виду форсмажорных обстоятельств, то подобные причины могут отложить процедуру банкротства.

Кроме того, дело могут отложить до тех пор, пока не собран и не переработан урожай, поскольку после осуществления сбыта продукции, предприятие может справиться с задолженностью и рассчитаться перед банком. Решение о банкротстве всегда рассматривается в совокупности со всеми факторами, поэтому данную процедуру инициировать не так просто.

Если говорить о самой процедуре, то она не имеет никаких специфических особенностей, а выполняется согласно общей установленной форме, как и при банкротстве обычной организации или предпринимательской деятельности.

Однако при инициировании всего процесса, всегда будут учитываться внешние условия, поскольку сельское хозяйство во многом зависит от факторов, которые не в силах изменить даже самые опытные управленцы или профессионалы в данной области.

Льготы, субсидии и другие формы государственной поддержки

Государство активно занимается субсидиями, распространяющиеся на КФК в разных регионах страны. Была создана программа, рассчитанная на 7 лет. Программа предусматривает формирование ценового предложения, тендерных конкурсов и субсидирование, что важно для начинающих производителей. Субсидирование на ранних этапах формирования фермерского хозяйства предоставляются в качестве помощи по выплате процентов по кредиту, сумм на развитие животноводческих предприятий, помощь с первоначальным взносом по лизингу. Поддержка, как правило, предоставляется на конкурсной основе.

В качестве поддержки, государство может выдавать гранты для , либо расширения имеющегося предприятия.

Если речь идет о поддержке начинающего производителя, то на грант он может рассчитывать единожды.

Налогообложение

Если фермерское предприятие было зарегистрировано как юридическое лицо, то оно может пользоваться общепринятой системой налогообложения, упрощенной системой или платить единый сельскохозяйственный налог .

Если КФХ не перешло на единый сельскохозяйственный налог, то при некоторых условиях, фермерство может быть освобождено от налога на прибыль. Либо будет действовать сниженная ставка под ноль процентов.

При использовании единой системы налогообложения, КФХ обязано оплатить имущественный налог (в том числе и на приобретенные объекты/строения или инвентарь), процент по НДФЛ (согласно предоставленной налоговой декларации), налог на транспорт (если он записан как имущество КФХ).

Что касается оплаты НДФЛ, то в течение первых пяти лет он не уплачивается от полученной прибыли, обработки готовой продукции и ее реализации. Упрощенная система используется редко, поэтому она подчиняется общему порядку и устанавливает то же самое налогообложение, что в стандартном порядке. Согласно налоговому законодательству, если КФХ является юридической организацией, то оно автоматически приравнивается к статусу индивидуального предпринимателя. Поэтому предприятие не освобождается от уплаты страховых взносов за каждого участника предприятия.

Глава КФК, плюсы по сравнению с физическим лицом

Регистрируя КФХ, его участники получают ряд соблазнительных перспектив. К примеру, КФХ имеет право использовать большую площадь земли для производства сельскохозяйственной продукции. Используя личное хозяйство, обычный дачник или садовод не имеет права без регистрации заниматься коммерческим бизнесом, продавая свой урожай. В то время, как КФХ после регистрации своего объединения, получает разрешение на проведение любых доступных в рамках закона операций в сфере сельского хозяйства.

Материальная сторона тоже имеет серьезные различия. КФХ как малый, официальный производитель может претендовать на государственную поддержку. Взаимодействие с банковскими организациями происходит абсолютно на другом уровне. Если КФХ вынужден оформить кредит для поддержания предприятия, то банк предоставит ему большую сумму, чем ЛФХ . Просто потому, что у физического лица размер дохода в несколько раз меньше.

Если в КФХ планируется расширение, то это возможность обеспечить местное население дополнительными рабочими местами. Трудоустройство и оформление на работу производится согласно законодательству РФ.

Видеоконсультация

О различиях между КФК и ЛПХ рассказывает Сергей Маслехин.

По каким правилам и законам в настоящее время ведётся фермерское хозяйство? Рассмотрим, какими особенностями обладают КФХ, что требуется для их создания и функционирования, а также кто имеет право организовывать такие объединения и чем они отличаются от личных подсобных хозяйств.

Что обозначает «КФХ»: расшифровка, цели создания и основные характеристики

КФХ - что это такое? Этой аббревиатурой в настоящее время принято обозначать «крестьянское фермерское хозяйство» - особую форму предпринимательской деятельности, направленную на создание или выращивание сельскохозяйственных товаров и их реализацию на рынке.

Главная цель любого КФХ - получение прибыли путём выращивания аграрной продукции и продажи её розничным или оптовым покупателям. Для этого в рамках фермерского объединения работают близкие родственники и привлекаются посторонние участники (но не более 5 человек).

Любое такое К Ф Х создаётся исключительно добровольно, а каждый член хозяйства полноценно участвует в его деятельности, но не ранее чем с 16 лет. Состоять одновременно в нескольких подобных объединениях, зарегистрированных как юридические лица, запрещено. КФХ имеют право на государственную поддержку в форме субсидий и грантов, так как работают в стратегически важной отрасли производства продуктов питания.

В настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе.

Особенности юридического оформления КФХ

Теперь, когда вам известна расшифровка данной аббревиатуры, рассмотрим другие важные особенности КФХ. Современные российские фермеры имеют право регистрировать крестьянское фермерское хозяйство как юридическое лицо или отказаться от этой процедуры. К сожалению, в настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе. То есть, хозяйства могут функционировать как юридические лица, так и без регистрации.

Также возможен вариант, когда КФХ регистрирует индивидуальный предприниматель, который планирует работать полностью самостоятельно или с привлечением наёмных работников. С другой стороны, человек, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, также имеет право единолично зарегистрировать КФХ и работать единолично.

Как видите, вариантов, кто вправе организовать КФХ несколько. Это может быть:

  • добровольное соглашение нескольких человек с регистрацией юридического лица;
  • добровольное объединение нескольких человек без регистрации юридического лица;
  • индивидуальный предприниматель;
  • гражданин без статуса ИП, регистрирующий и ведущий хозяйство единолично.

Законодательное регулирование фермерских объединений

Такой форме хозяйствования посвящён федеральный закон №74. В нём подробно описан порядок ведения хозяйства, распоряжения имуществом и земельными участками, приём новых членов в КФХ и другие важные нормы. Учтите, что этот закон касается только объединений, оформленных как юридические лица.

Обратите внимание, что если крестьянское хозяйство не зарегистрировано как юридическое лицо, в своей деятельности с точки зрения законодательства оно руководствуется Гражданским кодексом - точнее статьёй 86. Эта статья фиксирует добровольность участия в объединении, возраст, с которого разрешено быть членом КФХ, субсидиарную ответственность участников (рассмотрим ниже).

Юридические нюансы оформления КФХ

При создании фермерского хозяйства группой лиц или членами одной семьи составляется специальное соглашение, в которое вносятся:

  1. Полный перечень участников объединения, с указанием родственных связей (при наличии).
  2. Данные о главе хозяйства.
  3. Права и обязанности участников объединения.
  4. Полный перечень имущества, порядок владения и пользования им в хозяйственных целях.
  5. Порядок вступления в объединение или выхода из него.
  6. Порядок распределения произведённой продукции, основные каналы реализации.
  7. Иные пункты по усмотрению участников хозяйства, не противоречащие российскому законодательству.

Все члены крестьянского хозяйства подписывают соглашение о его создании лично и добровольно (даже несовершеннолетние). Кстати, если планируется, что через несколько лет к объединению присоединится ещё один член семьи (например, достигнет 16-летия), этот пункт можно внести в соглашение . Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.

Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.

Ответственность членов крестьянского хозяйства

Статья 86.1 ГК РФ фиксирует субсидиарную ответственность для членов фермерского хозяйства. Что это значит? В связи с тем, что любое КФХ ведёт предпринимательскую деятельность, то есть пытается получать систематическую прибыль, оно рискует потерей части капитала или имущества.

Если хозяйство задолжает по кредитам или другим финансовым обязательствам, его имущество будет пущено с публичных торгов. Если этого окажется недостаточно, возможно взыскание долгов не только засчёт личного имущества главы хозяйства, но и всех остальных членов КФХ в равной степени.

Что делает глава фермерского хозяйства

У любого хозяйства должен быть глава КФХ. В этом качестве выступает либо один из членов объединения, либо единоличный хозяин. В связи с тем, что любое крестьянское хозяйство по сути является добровольным объединением равноправных работников, никаких особенных полномочий, равно как и особенной ответственности у главы нет.

Это во многом формальная должность, предполагающая представительские функции , например, при получении субсидий, взаимодействии с контрагентами и государственными органами. Интересно, что создавать КФХ и возглавлять его вправе не только граждане России, но также граждане других стран и даже лица без гражданства.

Статистика: как много КФХ в России

Сколько таких хозяйств действует на территории России в настоящее время? Может быть странно, но точного ответа на этот вопрос сейчас ещё нет. Дело в том, что результаты последней сельскохозяйственной переписи (2016 год) ещё не подведены. Их опубликование планируется в конце 2018 года.

Если учесть более старые данные переписи 2006 года, можно сказать, что в стране действует не менее 170 тысяч крестьянских хозяйств. В рамках огромного государства это очень небольшое число. Однако учитывая с 2012 года реализуется государственная программа поддержки фермеров, можно предположить, что сейчас КФХ стало значительно больше.

Чем и каким образом владеет крестьянское фермерское хозяйство

В рамках своей деятельности любое фермерское объединение вправе владеть и использовать:

  • земельные угодья;
  • объекты капитального строительства и иные сооружения;
  • сельскохозяйственную технику, оборудование и любой инвентарь;
  • финансовые средства, полученные в ходе предпринимательства;
  • сооружения для мелиорации;
  • транспортные средства, включая грузовые;
  • племенных животных;
  • семена и другие сырьевые ресурсы.

Важно помнить, что перечень имущества (по крайней мере такого как земля и техника) обязательно должен быть указан в соглашении. Все члены владеют собственностью сообща, на равных правах. Поэтому нельзя утверждать, что земельное угодье принадлежит, например, главе КФХ, а грузовик - его брату.

После подписания соглашения перечисленная в нём собственность становится общей. При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства, а после смерти переходит по наследству в соответствии с требованиями российского законодательства, в частности Гражданского Кодекса.

При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства.

Чем КФХ отличается от ЛПХ

Иногда люди, ещё не владеющие понятийным аппаратом в данной области, путают понятие КФХ с «личным подсобным хозяйством» или сокращённо ЛПХ. Отличаются ли чем-либо эти термины? Ответ на этот вопрос довольно прост. Основное отличие состоит в цели деятельности: у КФХ - это предпринимательство и получение прибыли, у ЛПХ - производство продукции для личных нужд.

То есть, члены крестьянских объединений выращивают и производят продукцию на продажу, а хозяева ЛПХ - только для себя. Личное подсобное хозяйство не требует регистрации и уплаты налогов, в то время как на КФХ налагаются такие обязательства.

Уплата налогов фермерскими хозяйствами

КФХ занимаются предпринимательской деятельностью, поэтому обязаны уплачивать в бюджет налог на прибыль. Большинство таких объединений используют упрощённую систему налогообложения со ставкой 6% от прибыли. В таком случае декларация в ФНС подаётся всего 1 раз в год, что существенно экономит время. Другие режимы (УСН с 15%, ОСНО и ЕВНД) не запрещены законом, но считаются менее выгодными.

Следить за своевременной уплатой налогов в полном объёме обязан глава хозяйства. Помимо налогов за всех членов КФХ нужно уплачивать страховые и пенсионные взносы, а за наёмных работников - обязательные взносы и подоходные налоги.

Стоит ли создавать КФХ: плюсы и минусы

Какие преимущества и недостатки есть у такой формы сельскохозяйственного объединения? Многие аграрии, работающие в профильной сфере долго не могут решить, нужно ли регистрировать такой вид хозяйства. Его выгодные стороны во многом не очевидны. Равно как и «подводные камни», проявляющиеся уже только после начала работы. Рассмотрим, какой положительный и отрицательный опыт накоплен российскими фермерами.

Преимущества создания КФХ

  1. Для создания такой формы хозяйствования отсутствуют требования к минимальному уставному капиталу (для обычных юридических лиц - от 10 тысяч рублей).
  2. Зарегистрированные КФХ с большей вероятностью получат государственные или муниципальные субсидии.
  3. КФХ могут получать землю для деятельности на льготных условиях.
  4. Значительно меньший объём отчётности, по сравнению с ООО.

Недостатки регистрации фермерского хозяйства

  1. Возможность привлечь в объединение только 5 человек, не являющихся родственниками.
  2. Для всех членов хозяйства обязательно личное участие в сельскохозяйственных работах, что затрудняет привлечение новых членов и тем более инвесторов.
  3. В случае финансовых проблем у хозяйства его членам придётся нести личную ответственность, в том числе за счёт частной собственности.
  4. Законодательство в отношении крестьянских хозяйств проработано недостаточно, многие сферы не урегулированы вовсе.

КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле.

Перспективы фермерских хозяйств

В настоящее время назвать российское сельское хозяйство современным и преуспевающим довольно трудно. Несмотря на постоянный высокий спрос на продукты питания среди населения, организация производства и выход на рынок требуют существенных затрат.

Такая форма ведения сельского хозяйства подходит большим семьям, живущим в сельской местности. Она даёт возможность рассчитывать на государственную помощь, в том числе выделение земельных угодий и в то же время не отягощает владельцев бумажной волокитой.

КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле. Помните, что цель такого объединения - производство товаров на продажу, а не только личное пользование. Поэтому не лишним будет составление бизнес-плана и заблаговременное продумывание порядка реализации продукции.

    • На что можно рассчитывать
  • Выгодно ли этим заниматься
        • Похожие бизнес-идеи:

Пошаговый план открытия крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ)

Крестьянское фермерское хозяйство (КФХ) - это объединение граждан по родственным связям, которые имеют в собственности имущество и осуществляют совместную деятельность по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции. Фермерское хозяйство регистрируется без образования юридического лица . Поэтому глава хозяйства, как и индивидуальный предприниматель являются физическими лицами. Организовать крестьянское фермерское хозяйство имеют право дееспособные граждане РФ и иностранные лица без гражданства состоящие в родстве.

Особенности крестьянского фермерского хозяйства

  • Фермерское хозяйство возглавляет глава хозяйства;
  • Все члены хозяйства должны обладать родственной связью и быть не младше 16-ти лет. Возможно включение в состав фермы сторонних работников в количестве не более 5 человек;
  • Имущество хозяйства является общей собственностью ее участников. При выходе их состава КФХ его участнику выплачивается компенсация.
  • Фермерское хозяйство производит и перерабатывает сельскохозяйственную продукцию;
  • Все члены хозяйства лично заняты в хозяйственной деятельности.

Законодательство, регулирующее деятельность КФХ

Деятельность крестьянско фермерских хозяйств регламентируется федеральным законом РФ от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах. В соответствии с законодательством, граждане, которые изъявили желание создать фермерское хозяйство, должны заключить между собой соглашение. Если фермерское хозяйство создается одним гражданином, то соглашение не требуется. В соглашение о создании крестьянско фермерского хозяйства должны входить следующие сведения: 1) О членах создаваемого фермерского хозяйства; 2) О назначении главы фермерского хозяйства; 3) О правах и обязанностях всех членов фермерского хозяйства; 4) О порядке образования имущества фермерского хозяйства, а также о владении, пользовании и распоряжении данным имуществом; 5) О порядке принятия в члены фермерского хозяйства и о порядке выхода из него. 6) О порядке распределения продукции, полученной от деятельности фермерского хозяйства. Для государственной регистрации крестьянско фермерского хозяйства необходимо обратиться в налоговую службу по месту регистрации физического лица.

Нужно ли разрешение для открытия фермерского хозяйства

Проще и дешевле всего - арендовать земельный участок. В некоторых случаях, например, для пасеки , землю можно только арендовать. Однако в большинстве ситуаций в дальнейшем можно выкупить используемый участок по цене не дороже 15 % кадастровой стоимости, обладая преимущественным правом покупки. При наличии участка в собственности стоит помнить, что его нужно использовать. Если поле пустует дольше 3 лет, его могут отобрать. Также к землям сельхозназначения нужно относиться бережно - экологические нарушения тоже могут стать причиной изъятия участка. На сегодняшний день Министерство сельского хозяйство РФ реализует различные программы поддержки начинающих фермеров , в том числе субсидирует затраты на приобретения с.х. оборудования и техники. Поэтому, если вы планируете развивать свое фермерское хозяйство и участвовать в программах поддержки, то стоит обратиться в местное управление сельского хозяйства за более подробной консультацией об условиях участия в программах поддержки фермерских хозяйств.

Государственная поддержка КФХ

На что можно рассчитывать

  • По линии сельхозпроизводства КФХ могут получить финансирование от государства, например, субсидии на покупку ГСМ, особый налоговый режим с 5-летними каникулами, госзаказ, регулирование цен и тарифов, антимонопольные мероприятия, информационно-консультационную поддержку, участие представителей от фермеров в формировании политики.
  • По линии малого бизнеса и непосредственно КФХ возможны субсидии, как правило, от регионов, в частности, оплата лизинга на спецтехнику или дотации на реализацию приоритетных для области проектов (строительство теплиц , выращивание определённых пород и т.п.).
  • По линии поддержки села есть программы по строительству жилья, привлечению молодых специалистов (учителей, врачей, ветеринаров - важная инфраструктура для жизни фермерской семьи), развитию детских садов, школ, спортивных комплексов и т.п.

Какие документы необходимы для регистрации в местной налоговой службе

  • Заявление о регистрации по форме № р21002;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины (800 руб.);
  • Документ, подтверждающий место проживания физического лица подающего заявку на регистрацию;
  • Соглашение о создании КФХ и копии документов, подтверждающих родство членов крестьянского хозяйства — если количество заявителей 2 и более человек. Решение о создании хозяйства — если один заявитель (образец);
  • Оригинал и копия паспорта главы фермерского хозяйства.

Регистрация фермерского хозяйства занимает 5 рабочих дней со дня подачи документов в регистрирующий (налоговый) орган. После окончания регистрации фермер получает на руки следующие документы:

Какую систему налогообложения выбрать

Одновременно с подачей документов на регистрацию следует написать заявление о переходе на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН ). Данный режим налогообложения избавит вас от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и НДС. ЕСХН - один из самых «гуманных» налоговых режимов, по которому фермер платит налог всего 6% от прибыли. Уплата налога происходит каждое полугодие, а отчетность по ЕСХН сдается 1 раз в год.

Выгодно ли этим заниматься

Сельскохозяйственные виды деятельности

Организуя КФХ, следует понимать, что работать в сельском хозяйстве придётся лично. Глава фермерского хозяйства не директор, он так же, как все, пашет, убирает навоз и проч. Возможно, для горожанина далеко не самый лёгкий способ заработать на жизнь, но для крестьянина, привыкшего к такой работе, ферма может стать достойной альтернативой другим вариантам трудоустройства. Выбирая направление, стоит учесть, что животноводство меньше зависит от сезона, зато дольше окупается, чем растениеводство. Для начала выгоднее выращивать овощи. Сколько можно заработать на КФХ Затраты и доходы от ведения фермерского хозяйства напрямую зависят от сферы деятельности. В зависимости от того, что выберет фермер птицеводство, животноводство или выращивание растений и происходит окупаемость деятельности При приемлемых условиях (отсутствие падежа скота, засухи, сильных дождей) первая прибыль появляется после 9-ти месяцев.

  1. Курятник на 1000 голов дает прибыль до 80-120 тыс. руб. за полный цикл между помещением птицы, ноской, выемом на продажу. Т.е. полгода - 80 тыс. руб.
  2. Зеленый лук , выращиваемый на 100 кв. м. принесет более 150 тыс. руб. за сезон.
  3. Разведение карликовых коров на продажу принесет более 50 тыс. руб. за голову.
  4. Выращивание бычков на мясо принесет более 35 тыс. руб. за голову. Прибыль можно увеличить, если организовать поставку мяса в рестораны, кафе, столовые.

Сколько нужно для открытия бизнеса

Затраты на открытия КФХ зависят от вида деятельности. Для выращивания свиней понадобиться:

  1. Свиноматки - от 10000 руб. за голову.
  2. Корма - 1,4 тонны овощная смесь и 500 кг комбикорм. 20000 руб.
  3. Ветеринарные медикаменты - от 1500 руб.
  4. Иные расходы - от 5000 руб.

Всего необходимо от 36500 руб. для выращивания одной свиноматки. Рентабельной деятельность становиться при выращивании более 10 голов. В год можно получить от 500000 чистой прибыли.

Как выбрать оборудование для КФХ

Для выращивания животных потребуется специальное оборудование: поилки, молокопроводы, очиститель от навоза и иное. При покупке специального оборудования стоит отдавать предпочтение компаниям, которые занимаются их продажей. При оптовой покупке фирмы предоставляют индивидуальные скидки на оборудование для КФХ.

Какой ОКВЭД выбрать для регистрации бизнеса

ОКВЭД для выращивания растений:

  • 1 - выращивание однолетников;
  • 2 - выращивание многолетников;
  • 3 - выращивание рассады.

ОКВЭД для бизнеса, связанного с выращиванием животных:

  • 41.1 — 01.41.29 - выращивание животных для продажи молочной продукции;
  • 42.1 — 01.42.12 - выращивание животных для продажи мясных продуктов;
  • 43.1 — 01.43.3 - выращивание парнокопытных;
  • 44 — 01.46.2 - выращивание коз и овец;
  • 47.1 — 01.47.3 - выращивание птицы и продажа мясной продукции;
  • 49.11 — 01.49.13 - выращивание пчел и реализация их продукции;
  • 49.21 — 01.49.22 - выращивание пушных животных;

Нужно ли разрешение для открытия КФХ

Открытие КФХ регламентируется законодателем. Стать фермером может каждый гражданин России. Его оформление аналогично оформлению ИП: соглашение о создании фермерства, заявление, копию паспорта и квитанцию об уплате государственной пошлины предоставляют в ИФНС. Специальных разрешений для открытия КФХ не требуется. Если вы хотите заработать на свое жилье и получить ипотеку на выгодных условиях, читайте бесплатную книгу «Как получить выгодную ипотеку «. Несколько шагов, которые вам необходимо будет сделать, помогут выгодно приобрести квартиру. Еще бизнес-идеи для фермеров:

  • Выращивание пекинской капусты
  • Выращивание рыжика
  • Выращивание картофеля по голландской технологии
  • Выращивание осетровых


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!