Сведения для служебного пользования. Порядок работы с документами с пометкой «для служебного пользования

Фото с сайта forex-league.ru

Довольно часто сотрудники различных ведомств или учреждений мотивируют свои требования некими "внутренними инструкциями". Проверить, существуют ли они на самом деле или заглянуть в них - почти невозможно. Бумаги надежно защищает гриф "для служебного пользования". «Право.ru» спросило у юристов, возможно ли оспорить такие документы и каковы шансы на положительное решение суда.

Отменить нельзя оспорить

Набережный не уверен, можно ли отнести к таким актам приказ МВД из дела Кателевского, поскольку разъяснений законодательства как таковых он не содержит. Однако такие инструкции, по мнению эксперта, создают "опасную" ситуацию: они обязательны для неопределенного круга лиц, но скрываются под грифом "секретно". "Фактически в такой ситуации мы должны доверять только словам сотрудников ведомств, и оспаривание их действий будет "гаданием на кофейной гуще", ведь текст самой инструкции можно будет увидеть только в судебном заседании", - объясняет Набережный.

Соблюдать инструкции - не обязательно

Адвокат юридической группы " " Марина Костина считает, что в спорных случаях, подобно делу Кателевского, единственно верным решением будет обратиться к ч. 3 ст. 15 Конституции.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

"Следовательно, внутренние положения, инструкции и прочие документы, регламентирующие деятельность конкретного учреждения или организации, имеют локальный характер и не могут распространять своё действие на третьих лиц", - отметила Костина.

Вместе с тем на практике чаще всего приходится сталкиваться с обратным положением вещей, рассуждает юрист. Так, очень часто отдельные государственные или муниципальные органы по своему усмотрению устанавливают специальные требования к документам, представляемым им на рассмотрение. Например, определяют во внутренних инструкциях срок их действия или обязательные реквизиты. Однако, если закон или нормативно-правой акт таких требований не содержит, соблюдать их, по мнению Костиной, вовсе не обязательно.

А вот инструкции, в которые включены положения законодательства, соблюдать необходимо, а оспаривать - не имеет смысла. В прошлом году до ВС дошел спор об Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, согласно которой копия протокола судебного заседания изготавливается по письменному ходатайству участника разбирательства и за его счет (п. 7.12). Подсудимый же посчитал, что это требование противоречит НК, так как в нем с января 2013 года не предусмотрена оплата госпошлины за такое действие. Однако ВС с доводами Короткова не согласился и отказал в иске, поскольку инструкция не устанавливала "самостоятельные" нормы, а лишь дословно воспроизводила ч. 8 ст. 259 УПК (дело № АПЛ16-222).

Наверное, каждый из вас, дорогие читатели, помнит, как на заре защиты персональных данных, в далеком 2008 году, существовал почти оккультный труд под названием "четверокнижие ". ФСТЭК рассылала труд сей по запросу, ибо имел он гриф "ДСП", да за вознаграждение малое - ибо печать и пересылка. И каждый экземпляр труда этого был пронумерован и прогрифован соответствующим образом - не дай бог супостату в руки попадет. Времена те давно ушли, да и труд давно неактуален - да вот только гриф "Для Служебного Пользования" остался, и периодически дает о себе знать.

Согласно законодательства РФ, на любом предприятии, в любой организации и любом учреждении должен вестись воинский учет . Дело это весьма непростое и имеющее определенные нюансы, связанные, прежде всего, с взаимодействием с государственными силовыми ведомствами. Не так давно в одну знакомую фирму наведался товарищ проверяющий, который высказал массу претензий, связанных с отсутствием грифа ДСП на одной из форм, передаваемых в госучреждение, и соответствующих процедур, связанных с этим грифом. Лица, ответственные за воинский учет на предприятии, попытались возразить - но проверяющий был неумолим: надо - и все тут. А надо ли?

Давайте ненадолго вернемся в далекий 2008 год и представим, что некая коммерческая организация получила то самое, грифованное и нумерованное "четверокнижие". Что дальше? Вообще, "ДСП" расшифровывается как "для служебного пользования" и, стало быть, не предназначено для посторонних глаз. Отсюда вытекает необходимость ограничения доступа к информации, содержащейся в документе "ДСП", а также учета носителя, на котором эта информация зафиксирована, в какой-то системе делопроизводства (и скорее всего, создания такой системы) - в противном случае гриф ДСП не будет иметь никакого смысла. Тут же возникают затраты, которые ложатся на коммерческую организацию вследствие реализации всего того, что написано выше, и любой владелец бизнеса задаст вопрос - а насколько они обоснованы, прежде всего с законодательной точки зрения?

Прежде всего, заглянем в "трехглавый" Закон - 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации ", статья 5 которого делит всю информацию на 4 категории:

  1. Информацию, свободно распространяемую;
  2. Информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  3. Информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
  4. Информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
В статье 9 этого же закона упоминается понятие "служебная тайна" - это, согласно п. 3 Указа Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера », служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами. Таким образом, служебная информация относится к категории №4.

Пытливый читатель сразу задаст вопрос - свидетельствует ли гриф "ДСП" о том, что в документе содержится "служебная тайна"? На этот вопрос нам ответит Пункт 1.2 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти », в котором говорится: "к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью".

Именно это Постановление и предписывает проставлять гриф "ДСП" на документы, содержащие "служебную информацию ограниченного распространения" и, хотя и с большим "натягом", этот термин можно приравнять к определению "служебной тайны", но само постановление, согласно пункта 1.1, распространяется только на федеральные органы исполнительной власти, а также на подведомственные им предприятия, учреждения и организации.

Что делать коммерческому предприятию? Ответ прост - смотреть законодательство РФ. И вот здесь "коммерсант", увы, не найдет ничего, кроме проекта Федерального закона от 24.12.2004 №124871-4 «О служебной тайне» , который с момента своего внесения на рассмотрение в Государственную Думу в декабре 2004 года, так дальше никуда и не двинулся. Правда, была попытка вынести его на первое чтение в мае 2011 года, но по каким-то причинам оно не состоялось.

Получается интересный парадокс: служебная тайна, равно как и служебное делопроизводство, существует в настоящее время только в государственных структурах. Коммерческое предприятие, получающее документ с грифом "ДСП", не только не обязано предпринимать каких-либо мер по его охране, но и не обязано сохранять конфиденциальность полученной информации: согласно ч. 1 ст. 9 149-ФЗ, доступ к информации может быть ограничен только федеральным законом, а закона о "служебной тайне" пока нет и не предвидится.

Именно по этой причине использование коммерческим предприятием грифа "ДСП" на ЛЮБЫХ документах является невозможным: наносить-то можно, но вот только легитимным он не будет. А это означает, что товарищ проверяющий явно заблуждается: его "конторе" придется наносить гриф на полученный от коммерческого предприятия документ самостоятельно, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Особенности работы с документами, содержащими сведения ограниченного распространения, в том числе порядок их регистрации, определяются настоящей Инструкцией и другими нормативными и распорядительными актами Банка России, регламентирующими работу с данной категорией документов.

На документах и на их проектах, содержащих информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования».

В документах, направляемых иностранным корреспондентам, допускается использовать пометку «Конфиденциально».

Запрещается использовать другие ограничительные пометки или грифы для обозначения сведений ограниченного распространения («Банковская тайна», «Коммерческая тайна» и т.п.).

Пометка «Для служебного пользования» и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, а также на первой странице сопроводительного письма (при направлении документа с сопроводительным письмом).

На последнем листе экземпляра документа, формируемого в дело по месту регистрации (как правило, на оборотной стороне листа), должно быть указано: количество отпечатанных экземпляров, фамилия исполнителя, номер его телефона и при необходимости список рассылки.

На изданиях пометка «Для служебного пользования» и учетный номер проставляются на обложке и титульном листе издания,

На магнитных носителях информации пометка «Для служебного пользования» и учетный номер проставляются в любом удобном месте на элементе конструкции носителя информации.

Ограничительная пометка «Для служебного пользования» может не проставляться на бухгалтерских документах строгой отчетности, расчетно-денежных документах, на учитываемых формах подразделений по работе с персоналом Банка России, его территориальных и подведомственных учреждений.

Необходимость постановки на инвентарный учет подготовленного или поступившего документа, не подлежащего в соответствии с настоящей Инструкцией обязательной регистрации, определяется исполнителем. Инвентарные документы в дела не приобщаются.

На инвентарный учет ставятся документы с пометкой «Для служебного пользования», не подлежащие регистрации в делопроизводстве учреждения, типографские издания организационно-распорядительных, нормативных и методических материалов (документов), справочные материалы длительного пользования, используемые подразделениями Банка России при выполнении ими функциональных задач (инвентарные документы), а также магнитные носители информации.



В регистрационный номер всех видов документов (для инвентарных документов и магнитных носителей информации в учетный номер) включается аббревиатура «ДСП».

Сопроводительные письма, составляемые к ранее зарегистрированным документам с пометкой «Для служебного пользования», также имеют пометку «ДСП» и регистрируются в соответствии с требованиями к регистрации служебной переписки с включением в регистрационный номер аббревиатуры «ДСП» (п.4.4.4 настоящей Инструкции). В сопроводительном письме делается отметка о наличии приложения с указанием его регистрационного номера, номера экземпляра и количества листов в прилагаемом документе.

Документы (носители информации) с пометкой «Для служебного пользования» пересылаются сторонним организациям фельдсвязью, спецсвязью, заказными или ценными почтовыми отправлениями, а также доставляются работниками Российского объединения инкассации, курьерами Банка России и подведомственных ему учреждений. Документы с пометкой «Для служебного пользования» могут вручаться лично адресату под роспись за полученный документ.

Копирование документов осуществляется, если нет запрещения (ограничения) на снятие копий в тексте документа или в сопроводительном письме.

Документы с пометкой «Для служебного пользования» копируются только с письменного разрешения (подпись списка рассылки или резолюция на документе) руководителя учреждения системы Банка России или лиц, которым делегировано это право, в части сведений, относящихся к их компетенции.

Тиражирование документов для рассылки (кроме снятия единичных копий, осуществляемого в соответствии с резолюциями руководства по результатам рассмотрения документов) производится по согласованию с подразделением по защите государственной тайны.

Учет тиражированных документов осуществляется поэкземплярно, в учетных формах делается отметка о количестве тиражированных экземпляров.

При необходимости направления документов с пометкой «Для служебного пользования» в несколько адресов составляется список рассылки, в котором поадресно проставляются номера экземпляров отправляемых документов. Список рассылки подписывается исполнителем и руководителем структурного подразделения, осуществившего подготовку документа. Список рассылки делается на обороте последнего листа подписного экземпляра или на отдельном листе и прикладывается к подписному экземпляру.

Исполненные документы с пометкой «Для служебного пользования» группируются в дела в соответствии с номенклатурой дел общего делопроизводства. На обложке дела, в которое помещены такие документы, также проставляется пометка «Для служебного пользования». При определении документа в дело делается соответствующая отметка в учетных формах.

При большом объеме документов, содержащих сведения ограниченного распространения, их целесообразно группировать в дела отдельно от документов, не имеющих ограничительных пометок.

Документы с пометкой «Для служебного пользования» хранятся в надежно запираемых и опечатываемых во вне рабочее время шкафах (ящиках, хранилищах). Могут не опечатываться металлические хранилища, имеющие кодовые (цифровые) запоры, а также места хранения, которые находятся в помещениях, оборудованных охранной сигнализацией.

Уничтожение дел и документов с пометкой «Для служебного пользования», утративших свое практическое значение и не имеющих исторической ценности, производится по акту. Дела и документы уничтожаются с учетом сроков хранения, определенных нормативными актами Банка России. Акт составляется и подписывается не менее чем тремя служащими Банка России, назначенными руководителем подразделения. Об уничтожении делается отметка в учетных формах со ссылкой на соответствующий акт.

Черновики, варианты и неподписанные по каким-либо причинам проекты документов уничтожаются лично исполнителем, который несет за их уничтожение персональную ответственность.

Документы с пометкой «Для служебного пользования», черновики и проекты таких документов уничтожаются на стандартных бумагорезательных машинах без предъявления к ним особых требований. Дела с документами ограниченного распространения уничтожаются путем сжигания или на машинах по переработке отходов в присутствии лиц, ответственных за делопроизводство.

Передача документов и дел с пометкой «Для служебного пользования» между структурными подразделениями осуществляется с письменного разрешения руководителя структурного подразделения, в котором создан документ (в которое документ поступил), или лиц, которым они делегировали это право, в части сведений, относящихся к их компетенции, с соответствующей отметкой в формах учета.

При увольнении служащих, имеющих в пользовании документы ограниченного распространения, осуществляется проверка наличия этих документов с использованием установленных форм учета, в которых делается отметка о передаче документов другому должностному лицу. Передача документов производится в установленном порядке.

Проверка наличия документов, дел и инвентарных документов с пометкой «Для служебного пользования» проводится ежегодно комиссией, назначаемой распоряжением руководителя учреждения системы Банка России. В состав комиссий обязательно включаются работники, ответственные за учет и хранение этих материалов.

Комиссия проверяет наличие документов и дел с пометкой «Для служебного пользования», а также внесение в учетные формы (в том числе в САДД ТУ) информации о списании документов в дела. Если в учетных формах нет отметки о списании документов в дело, то комиссия проверяет их фактическое наличие у исполнителей.

Результаты проверки оформляются актом, который утверждается руководителем учреждения Банка России.

Вокруг вопросов безопасности в облаках существует множество мифов. Одним из таких мифов является невозможность размещения в облачной инфраструктуре документов «ДСП». Наиболее широко документы с данным грифом используются в государственных учреждениях но и для коммерческих организаций этот вопрос может быть интересен. Защита информации, составляющей служебную или коммерческую тайну не достаточно урегулирована на законодательном уровне, что порождает множество конфликтов и проблем.

Попробуем разобраться в этом вопросе.

ДСП относится к не секретной информации. Это информация не подлежащая открытому публикованию.

До 2006 года

До 2006 года обращение с информацией ограниченного распространения не составляющих гос. тайну регулировалось:

С 2006 года

В 2006 году вышла 4 часть ГК РФ и новый, т.н. «трехглавый закон» (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Соответственно утратила силу ст.139 ГК РФ (коммерческая тайна ушла в 4 часть ГК РФ, а служебная тайна выпала).

Кроме того после принятия нового «трехглавого закона»:

Таким образом с 2006 года служебная тайна выпала из под охраняемой законом тайны.

Любопытный факт: в 2006 году в Думу был внесен Законопроект № 124871-4 «О служебной тайне», но он так и не был принят и, в ноябре 2011, был снят с рассмотрения Думой.

В результате

  • служебная тайна (информация и документы под служебной отметкой ДСП) не является охраняемой законом тайной. Из этого следует, что с одной стороны не существует лицензий, сертификатов и соответствующих средств по защите информации именно такой категории, с другой стороны закон этого и не требует (в отличие например от защиты персональных данных).
  • обязанности по обеспечению сохранности служебной тайны несут только государственные/муниципальные органы а также те, кто принял на себя обязательства по сохранению этой информации. Если это регламентировано ведомственными инструкциями (для гос. органов) или внутренними регламентами (для коммерческих организаций), такие обязательства необходимо вносить в договор с провайдером. Договор RTCloud содержит соглашение о неразглашении информации.
  • ответственность может быть только дисциплинарная (для физических лиц) или предусмотренная в договорных обязательствах (для юридических лиц).

Таким образом не существует юридических ограничений по размещению информации ДСП и соответствующих систем документооборота в облачной инфраструктуре. Обязательства провайдера по сохранению конфиденциальной информации необходимо в явном виде отражать в договоре.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации
Северо-Западное таможенное управление Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ

О назначении ответственных за учет, хранение и использование
документов ДСП в подразделениях Санкт-Петербургской таможни

В соответствии с указанием СЗТУ России от 27.04.99 г. N 22-16/173 и в целях дальнейшего совершенствования документационного обеспечения и контроля за исполнением документов ДСП в подразделениях Санкт-Петербургской таможни

приказываю:

1. Назначить в таможенных постах и отделах должностных лиц, ответственных за учет, хранение и использование документов ДСП (Приложение 1).

2. Начальникам таможенных постов и отделов обеспечить:

2.1. В своих подразделениях организацию работы с документами ДСП в соответствии с требованиями Приказа ГТК России от 23.09.96 г. N 582 ДСП "Об утверждении Инструкции о порядке учета, обращения и хранения документов, дел и изданий, содержащих несекретные сведения ограниченного распространения в таможенных органах".

2.2. В срок до 24 мая 1999 г. на основе типовой (см. Приложение 2), в соответствии с Приказом ГТК РФ от 16.02.98 г. N 80 "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа РФ" разработать, согласовать в установленном порядке и утвердить у начальника таможни должностные инструкции на сотрудников, ответственных за работу с документами ДСП в подразделении.

2.3. О всех изменениях в составе должностных лиц, ответственных за работу с документами ДСП, незамедлительно информировать отделение специальной информации.

3. Контроль за выполнением установленных требований по работе с документами, содержащими сведения ограниченного распространения, осуществляет отделение специальной информации (Василькова М.В.).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник таможни
генерал-майор т/с
В.Г.Еременко

Приложение 1 к приказу. Ответственные за работу с документами ДСП

Приложение 1
к приказу
от 19.05.99 N 144

Наименования структурных подразделений

Личный номер

Должность

Лакомкин М.В.

нач. отделения

Завьялова Е.А.

ст. инспектор

Инсп. по л/с

Арбидан Т.Ю.

вед. инспектор

ст. инспектор

Севастьянова Т.И.

ст. оперуполн.

Семенов В.В.

ст. оперуполн.

Соколова Л.Ф.

ст. инспектор

Меркулова Н.И.

инспектор

Смирнова Е.Н.

инспектор

Суворин Ю.Ф.

нач. отдела

Мезенева С.В.

ст. инспектор

Белоусова Л.В.

нач. отдела

Морозова Э.А.

гл. инспектор

Шахвердова М.П.

зам. нач. отдела

Глушкова Ю.Г.

ст. инспектор

Николаев О.Н.

инспектор

Буянова О.В.

инспектор

Ловцова И.Н.

инспектор

Савельева А.В.

гл. инспектор

Ефимова М.К.

ст. инспектор

Юрид. отдел

Зимогляд Г.В.

ст. инспектор

Швецов Ю.В.

зам. нач. отдела

Панфилов В.И.

гл. инспектор

Отд. там. охр.

Андреева В.П.

инспектор

Козлова М.С.

инспектор

Василькова М.В.

нач. отделения

Виноградова Е.А.

зам. нач. отдела

Стекольникова Г.В.

инспектор

Голованова И.В.

гл. инспектор

Тарасова Т.А.

ст. инспектор

Одинцова Е.К.

ст. инспектор

Гусев А.Л.

гл. инспектор

Петрова Е.А.

инспектор

Васильева О.А.

инспектор

Марусина М.Г.

инспектор

Иоутсен Н.Л.

ст. инспектор

Калинина Т.Р.

инспектор

Рубченко Н.А.

инспектор

Алехин В.В.

нач. поста

Абрамов О.Е.

зам. нач. поста

Карницкий И.В.

зам. нач. ОТОиТК 2

Т/П Южный

Чистякова С.А.

ст. инспектор

Т/П Северный

Добродеев А.М.

инспектор

Серов В.Ю.

инспектор

Т/П Сев.-Зап.

Вавилов А.В.

зам. нач. поста

Буганова С.Ю.

ст. инспектор

Т/П Юго-Зап.

Воробей О.М.

ст. инспектор

Филиппов В.В.

инспектор

Т/П Киришский

Кузьмичева Т.Н.

вед. инспектор

Дашкевич Г.Н.

зам. нач. поста

Т/П Гатчинский

Колмогорова Н.В.

ст. инспектор

Т/П Лужский

Смирнов С.Е.

ст. инспектор

Т/П Волховский

Матросова Е.Г.

инспектор

Черевань С.П.

ст. инспектор

Т/П Всеволожс.

Ердяков А.В.

нач. поста

Богачкова О.А.

инспектор


Начальник отделения
специальной информации
М.В.Василькова

Приложение 2 к приказу. Примерная должностная инструкция ответственного за работу с документами ДСП в структурном подразделении (отделе) таможенного органа

Приложение 2
к приказу
от 19.05.99 N 144

1. Общие положения

1.1. Ответственный за делопроизводство структурного подразделения (отдела) таможенного органа осуществляет ведение делопроизводства документов ДСП в отделе (таможенном посте).

1.2. Ответственный за делопроизводство подчиняется непосредственно начальнику подразделения.

1.3. Ответственный за работу с документами ДСП назначается приказом по таможенному органу.

1.4. Ответственный за работу с документами ДСП в своей деятельности руководствуется Приказом ГТК РФ от 23.09.96 г. N 582 "Об утверждении Инструкции о порядке учета, обращения и хранения документов, дел и изданий, содержащих несекретные сведения ограниченного распространения в таможенных органах".

2. Права

2.1. Ответственный за работу с документами ДСП имеет право:

требовать от исполнителей исполнения документов ДСП в установленные сроки, а также все необходимые сведения о ходе исполнения документов;

не принимать документы ДСП на подпись начальника отдела, оформленные не в соответствии с Приказом ГТК РФ от 23.09.96 г. N 582.

3. Обязанности

3.1. Основной задачей ответственного за работу с документами ДСП является делопроизводство и осуществление контроля за исполнением документов ДСП.

3.2. Для выполнения указанной задачи ответственный за работу с документами, содержащими сведения ограниченного распространения, обязан:

принимать документы ДСП для структурного подразделения в отделе документационного обеспечения, передавать корреспонденцию на доклад руководству подразделения (таможенного поста), направлять ее после просмотра на исполнение в соответствии с резолюцией;

осуществлять контроль за прохождением и сроками исполнения документов ДСП, докладывать об их невыполнении, проставлять необходимые отметки на карточках;

составлять справки (сводки) о ходе исполнения документов ДСП;

принимать документы ДСП на подпись начальника подразделения, проверять правильность составления и оформления исходящих документов ДСП;

передавать исходящую корреспонденцию ДСП, подготовленную структурным подразделением, в отдел документационного обеспечения для отправки;

формировать дела в соответствии с установленной номенклатурой;

подготавливать документы ДСП к последующему хранению и использованию;

передавать дела постоянного и временного (свыше 10 лет) сроков хранения в архив управления таможни;

обеспечивать учет и хранение документов ДСП;

давать устные справки по работе в пределах своих обязанностей и компетенции.

4. Ответственность

Ответственный за работу с документами ДСП несет ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных Приказом ГТК РФ от 23.09.96 г. N 582 и должностной инструкцией.


Начальник подразделения ___________________________


СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела ____________________________



Текст документа сверен по:
официальная рассылка



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!