Преступление против мира и человечества. Преступления против мира и безопасности человечества. международное уголовное право. Преступления против мира

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Преступления против мира и безопасности человечества являются так называемыми международными преступлениями. Правовой основой борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера являются двусторонние и многосторонние международные соглашения путем установления уголовно-правовых запретов о них в уголовном законодательстве конкретных государств.

Эти преступления делятся на две группы в зависимости от непосредственного объекта: 1)преступления против мира; 2)преступления против безопасности человечества.

К преступлениям против мира относятся:

– ст. 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны;

– ст. 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны;

– ст. 360 УК РФ. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой;

– ст. 359 УК РФ. Наемничество.

Преступления против безопасности человечества:

– ст. 355 УК РФ. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения;

– ст. 356 УК РФ. Применение запрещенных средств и методов ведения войны;

– ст. 357 УК РФ. Геноцид;

– ст. 358 УК РФ. Экоцид.

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ) Объективная сторона состоит:

– в планировании агрессивной войны– разработка планов ведения боевых действий, расположения вооруженных сил, захвата объектов и т. д. на территории иностранного государства;

– в подготовке агрессивной войны– совершение действий, которые направлены на обеспечение готовности к ведению агрессивной войны;

– в развязывании агрессивной войны– начало действий по ее ведению.

Агрессиейявляется применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом ООН, как это установлено в настоящем определении. Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является свидетельством акта агрессии. Любое из следующих действий независимо от объявления войны будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:

– вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства, или любая военная оккупация, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

– бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

– блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

– действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства. Субъективная сторонахарактеризуется прямым умыслом. Субъект преступления– лица, занимающие высшие государственные должности.

Часть 2 статьи устанавливает ответственность за ведение агрессивной войны, т. е. за непосредственное осуществление военных операций на территории иностранного государства.

Хрупкое создание человек, несмотря на главенствующее положение на планете он очень уязвим. Самая большая опасность исходит от истинной природы и от других людей с недобрым умыслом. Нарушить мир одного человека очень просто могут люди разного уровня – от соседа до глав государств. Итак, давайте узнаем, какие действия являются преступлениями против мира и безопасности человечества.

Что такое преступления против мира и безопасности человечества?

Глобальные угрозы нависли над миром в основном после событий 39-54 годов 20 века. Новое смертоносное оружие, живые примеры страшнейших преступлений, миллионы жертв, упадок жизнедеятельности стран и мировая скорбь – все это послужило толчком для разработки мер защиты людей от преступлений против мира.

Кроме непосредственного развития вооружения, армии и защитных комплексов, люди создали нормативно-правовые акты, подписали конвенции, которые должны обезопасить людей и постараться предупредить совершение страшных преступлений. К важнейшим документам относятся:

  • Устав Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов;
  • Конвенции 1948 (о геноциде) и 1973 года (о преступлениях против лиц, защищенных международными объединениями);
  • Декларация ООН о запрете ядерного оружия;
  • Устав ООН;
  • Внутригосударственные Уголовные кодексы и иные законы.

Иногда речь идет и о кодексе преступлений против мира и безопасности человечества. Характеристика данных преступлений с точки зрения российского УК:

А теперь давайте узнаем что относится к преступлениям против мира и безопасности человечества, виды таких действий.

Виды ППМиБЧ

За преступления против мира человечества в России отвечает глава под номером 34 УК. В ней содержится 7 статей, характеризующие правонарушения в этой категории. Каждую из них можно отнести к одному из 4-х видов преступлений в описываемой категории:

  • Преступное нарушение мира – 4 статьи 353-356, в т.ч. , ;
  • Правонарушения, касающиеся несоблюдения принципа человечности – 2 статьи 357, 358 ( и );
  • Преступные изменения формирования военных конфликтов – 359 статья ();
  • Угроза безопасности лиц, находящихся под защитой международных организаций и объединений – 360 статья (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, пр. посольство России).

Способы борьбы с такими злодеяниями

Вопрос защиты от преступлений против безопасности человечества стоит очень остро в последнее время. И он достаточно сложен как в регулировании, так и в предотвращении.

  • Главным источником всех глобальных и масштабных войн, кровопролитных конфликтов, применения оружия массового поражения остается человек и его внутренняя психология. Дело в частном случае должно сводиться к слежке за каждым жителем земли, а это противоречит не только закону, но и здравому смыслу.
  • Второй особенностью данных преступлений является их масштаб. В делах, касающихся безопасности человечества, фигурирует зачастую не одна страна. Возникает необходимость в регулировании конфликта с учетом тонкостей законодательства разных стран.

ООН и Интерпол

На международной арене всеми вопросами по данной категории правонарушений управляет ООН. На сессиях принимаются главные законы, например Конвенции, резолюции, обсуждаются вопросы по борьбе с терроризмом и т.д. Из Социального и Экономического советов ООН вышел особый орган – Комитет по предупреждению и контролю таких преступлений. В его состав входят представители 27 государств.

Часто помогает справляться с поиском преступников и в целом с правонарушениями против мира и безопасности всем известный Интерпол – Международная уголовная полиция. Внутри него функционируют делегированные от страны-участника правоохранительные органы, функции которых отвечают требованиям Интерпола.

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью

На территории СНГ действует Бюро по координации борьбы с организованной преступностью. Оно подчиняется совету министров МВД различных стран, которые находятся в СНГ. Бюро выполняет следующие функции:

  1. Формирует банк данных для предоставления инициатив во внутренние МВД;
  2. Содействие и помощь Интерполу, например в международном розыске;
  3. Оперативное проведение розыскных, комплексных операций на территории нескольких стран СНГ.

В рамках сформировавшейся после Второй мировой войны кон­цепции международного уголовного права принято выделять две группы международных преступлений:

1) преступления против мира и безопасности человечества, круг которых определен Уставом международного военного трибунала от 8 августа 1945 г.;

2) преступления международного характера, подрывающие осно­вы сотрудничества государств в отдельных сферах, например терроризм, угон воздушного судна, контрабанда, незаконный оборот наркотиков, фальшивомонетничество, пиратство и др.

Ответственность за обе разновидности посягательств наступает при условии, если международно-правовые предписания относитель­но их наказуемости трансформировались в нормы отечественного уголовного права. Применительно к первой группе преступных деяний это сделано в разд. XII УК, состоящем из гл. 34 «Преступления против мира и безопасности человечества» (ст. 353-360). Что касает­ся международных преступлений, не затрагивающих прямо мир и без­опасность человечества, то они предусмотрены в главах Особенной части о посягательствах против других объектов уголовно-правовой охраны (ст. 186,188, 205, 221, 227, 270 и др.). Основанием для выделения в УК посягательств против мира и безопасности человечества явились предписания ст. 6 Устава между­народного военного трибунала. Преступления против мира и безопас­ности человечества могут быть подразделены на три группы:

преступления против мира (ст. 353, 354, 360);

военные преступления (ст. 355, 356, 359);

преступления против человечества (ст. 357, 358).

Объективная сторона всех этих видов преступлений предпола­гает активные действия субъектов и исходя из особой важности объ­ектов посягательства конструируется в рамках формальных составом.

С субъективной стороны характерен прямой умысел.

Субъектами по общему правилу, сформулированному в ч. 1 ст. 20, могут быть вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, хотя вы­зывает сомнение, способны ли подростки, например, планировать и развязывать агрессию (ст. 353), разрабатывать и распространять за­прещенные виды оружия массового поражения (ст. 355) либо финан­сировать и обучать наемников (ст. 359). Все преступления против мира и безопасности человечества, за исключением предусмотренного в ст. 354 (призывы к агрессии), от­носятся к категории тяжких или особо тяжких. В соответствии с Конвенцией о неприменении срока давности квоенным преступлениям и преступлениям против человечества от 28 ноября 1968 г. 1 УК в ч. 5 ст. 78 и ч. 4 ст. 83 установил, что сроки давности не применяются к лицам, совершившим деяния, предусмо­тренные ст. 353,356-358. Итак, на основе международно-правовых норм о наказании пре­ступлений против мира и безопасности человечества УК предусмо­трел ответственность за три группы подобных посягательств:



преступления против международного мира;

военные преступления;

преступления против человечества.

Все они могут быть совершены только активными действиями виновных и предполагают прямой умысел.

Умысел и его виды.

Умысел (ст. 25 УК РФ) - наиболее распространенная форма вины. В УК РФ определены два вида умысла - прямой и косвенный. При совершении преступления с прямым умыслом лицо сознает обще­ственно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или ре­альную возможность наступления общественно опасных последствий и же­лает их наступления. Интеллектуальный момент прямого умысла характеризуется осознани­ем общественно опасного характера совершаемого виновным деяния. Пред­ставляется, что прежде всего при совершении преступления с прямым умыс­лом человек должен понимать фактический характер своего поведения. Должностное лицо не­сет ответственность за регистрацию заведомо незаконной сделки с землей, совершенной из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 169 УК РФ), т.е. субъект должен осознавать прямое противоречие своего деяния предписаниям законодательства.

Волевой момент прямого умысла состоит в желании лицом наступления тех последствий, которые охватывались его предвидением. Желание лица как волевая характеристика прямого умысла заключается в стремлении к определенным последствиям, которые могут выступать в ка­честве:

а) конечной цели;

б) промежуточного этапа - при прямом умысле вредные последствия
могут быть как непосредственной, так и промежуточной целью дей­
ствий виновного;

в) средства достижения цели;

г) необходимого сопутствующего элемента деяния 3 .

При косвенном умысле лицо, совершая преступление, осознает обществен­но опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероят­ность) наступления его общественно опасных последствий и хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление. Косвенный умысел отличается от прямого умысла как по интеллектуальному, так и по волевому моменту.

Интеллектуальный момент косвенного умысла в части осознания об­щественно опасного характера деяния аналогичен прямому умыслу. Отли­чия имеются в характере предвидения общественно опасных последствий: интеллектуальный момент прямого умысла включает предвидение неизбеж­ности наступления общественно опасных последствий, что исключено в кос­венном умысле. Основное отличие между прямым и косвенным умыслом заключается в волевом моменте, характеризующем направленность воли человека. Воле­вой момент косвенного умысла характеризуется сознательным допущением виновным общественно опасных последствий совершенного деяния (безраз­личным отношением виновного к указанным последствиям).

Суд присяжных обоснованно признал лицо виновным в убийстве с косвен­ным умыслом, совершенном при следующих обстоятельствах: С. совершил убийство Д., произведя с близкого расстояния выстрел в шею потерпевшей. Он предвидел наступление ее смерти и к этим последствиям относился без­различно.

Следовательно, при совершении преступления с косвенным умыслом лицо никак не идентифицирует свое волевое отношение к возможным ре­зультатам (последствиям) собственного поведения, действует «на авось».

В ст. 25 УК РФ определены виды умысла применительно к преступлени­ям с материальными составами.

В преступлениях с формальными составами допускается только пря­мой умысел, причем его интеллектуальный момент заключается в осозна­нии лицом фактического характера своего общественно опасного деяния, а волевой - в желании его совершения. Сам факт теоретического допущения косвенного умысла по отношению к деянию противоречит презумпции вме­няемости, так как при допущении собственного деяния под сомнение ставит­ся свободная воля субъекта.

Практическое значение деление умысла на прямой и косвенный выра­жается в первую очередь в процессе квалификации преступлений с матери­альным составом. Так, при прямом умысле в отношении более тяжких по­следствий, не наступивших вопреки воле лица, содеянное квалифицируется как покушение на более тяжкое преступление. При установление косвенного умысла в отношении более тяжких последствий содеянное квалифицируется в зависимости от фактических последствий как оконченное преступление.

В теории уголовного права выделяют иные разновидности умысла. По моменту формирования различают заранее обдуманный и внезапно возник­ший; по четкости предвидения характера общественно опасных последствий преступления умысел делят на конкретизированный (определенный) и не-конкретизированный (неопределенный). Разновидностью внезапно возникшего умысла является аффектирован­ный умысел, который может возникнуть при сильном душевном волнении, вызванном неправомерными действиями потерпевшего. Существует альтернативный умысел, при котором лицо, совершая об­щественно опасное деяние, одинаково относится к любому из последствий, которые могут наступить.

военный международный преступление агрессия

Преступления против мира и безопасности человечества - это международные правовые деяния, возникающие в результате нарушения международного обязательства настолько основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как международное преступление всем международным сообществом.

К преступлениям против мира в соответствии с Уставом Международного военного трибунала относятся планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны либо войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, а также участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из вышеуказанных действий.

Военные преступления - деяния, являющиеся нарушением законов и обычаев войны, выражающиеся в убийствах, истязаниях, уводе в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории, в убийствах и истязаниях военнопленных и лиц, находящихся на море, в убийствах заложников, в незаконном завладении чужим имуществом, бессмысленном разрушении городов или деревень, разорении, и другие преступления.

Преступления против человечности - убийства, истребление, порабощение, ссылки и другие деяния, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым либо религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала. Российское уголовное право. Особенная часть. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М.,2009.

I. Преступления против мира:

  • а) планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений;
  • б) участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из действий, упомянутых в подпункте "а".

II. Военные преступления: нарушение законов и обычаев войны и, в том числе, но не исключительно, убийства, дурное обращение или увод на рабский труд или для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или дурное обращение с военнопленными или лицами, находящимися в море, убийства заложников или разграбление городов и деревень или разорение, не оправдываемое военной необходимостью.

III. Преступления против человечности: убийства, истребление, порабощение, высылка и другие бесчеловечные акты, совершаемые в отношении гражданского населения, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, если такие действия совершаются или такие преследования имеют место при выполнении какого-либо военного преступления против мира или какого-либо военного преступления, или в связи с таковым».

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. впервые предусмотрел самостоятельный раздел (XII) и самостоятельную главу (гл.34) о преступлениях против мира и безопасности человечества. Впервые преступность данных деяний была сформулирована в нормах международного права. Устав ООН от 26 июня 1945 г. говорит о том, что предотвращение и устранение угроз миру осуществляются путем развития «международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гуманитарного характера». Развивая этот тезис, подавляющее большинство международных документов уголовно-правового характера требуют установить преступность того или иного деяния в национальном законодательстве также и в связи с тем, что положения международного уголовного права имеют малую возможность применения непосредственно. Данная традиция была заложена в ст.5 Конвенции о геноциде, предписывающей государствам-участникам для введения в силу её положений «привести необходимое законодательство... в соответствии со своей конституционной процедурой».

После Нюрнбергского и Токийского процессов в рамках ООН продолжалась работа по развитию нормативной базы, необходимой для борьбы с преступлениями против мира и безопасности человечества. В 1947 г. в резолюции 177 Генеральная Ассамблея ООН поручила в этих целях Комиссии международного права составить проект кодекса о преступлениях против мира, и безопасности человечества. В 1991 году на своей 43-й сессии Комиссия международного права в предварительном порядке приняла в первом чтении проект этого Кодекса, который через Генерального секретаря ООН был направлен правительствам стран на предмет его обсуждения.

Статья первая проекта включает нормы, формулирующие общие вопросы уголовной ответственности за указанные преступления (принципы, судебные гарантии, обстоятельства, исключающие ответственность и др.).

Статья вторая формулирует 12 составов преступлений против мира и безопасности:

  • 1) агрессия,
  • 2) угроза агрессией,
  • 3) вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства, 4) колониальное господство и др. формы иностранного господства,
  • 5) геноцид,
  • 6) апартеид,
  • 7) систематическое и массовое нарушение прав человека,
  • 8) исключительно серьёзные военные преступления,
  • 9) вербовка, использование, финансирование и обучение наёмников,
  • 10) международный терроризм,
  • 11) незаконный оборот наркотических средств,
  • 12) преднамеренный и серьёзный ущерб окружающей среде.

Такой расширенный перечень преступлений (по сравнению с Нюрнбергом) вызвал замечания, поступившие от 22 государств. Так, например, английские юристы справедливо заметили, что понятие «колониальное господство» не обладает четким юридическим содержанием и в настоящее время представляет собой явление, фактически исчезнувшее из политической жизни. Деяния, совершаемые во время колониального господства, могут войти в качестве составных частей других преступлений (например, геноцида). Также юридически неопределенно понятие систематических и массовых нарушений прав человека, охватывающее совершение убийств, пыток, преследование по социальному, политическому, расовому, религиозному или культурному признаку, осуществляемое на систематической основе или в массовом масштабе. Данное определение также «пересекается» с определениями геноцида и апартеида, а также военных преступлений, что нарушает принцип ст. 20 Римского статута Международного Уголовного суда и национальных уголовно-правовых систем - «никто не может дважды подлежать уголовной ответственности за одно деяние». Нечёткие перспективы принятия Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества привели к тому, что проблема ответственности за эти преступления стала превращаться в проблему национального уголовного права. Следует отметить, что и прежний Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. содержал ряд статей об ответственности за такие преступления: ст.67.1 УК РСФСР (применение биологического оружия) и ст.67.2 УК РСФСР (разработка, производство, приобретение, хранение и сбыт, транспортировка биологического оружия); ст.78.1 (незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения). "Обгоняя" кодификацию международно-правовых норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, государства объединяют эти нормы в самостоятельные разделы своих национальных уголовных кодексов.

По этому пути пошёл и российский законодатель, предусмотрев в УК РФ 1996г. самостоятельный раздел (главу) об этих преступлениях, содержащий следующие статьи:

  • · статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны;
  • · статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны;
  • · статья 355. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения;
  • · статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны;
  • · статья 357. Геноцид;
  • · статья 358. Экоцид;
  • · статья 359.Наёмничество;
  • · статья 360.Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.

Объединение в одну группу преступлений против мира, преступлений против безопасности человечества и военных преступлений обосновано тем, что общим родовым объектом преступлений гл.34 УК являются основы существования жизни на земле, существование значительной части человечества.

Юридическим основанием для выделения трёх категорий преступлений гл.34 УК РФ является их непосредственный объект.

Непосредственным объектом преступлений против мира признаются охраняемые общепризнанными принципами международного права и международным правом интересы соблюдения всеобщего мира и правил мирного урегулирования межгосударственных споров.

Юридическое содержание термина «безопасность» определено в ст.1 ФЗ РФ "О безопасности" от 5 марта 1992г. «Безопасность»- это «состояние защищенности жизненно важных интересов... от внутренних и внешних угроз». Исходя из целостного понимания преступлений против мира и безопасности человечества, определенных в международном праве, становится ясным, что эти жизненно важные интересы значимы для всего мирового сообщества. С другой стороны, безопасность человечества включает в себя защиту также жизни той или иной демографической группы. Следовательно, непосредственным объектом безопасности человечества будет интерес защищенности человечества в целом, либо демографических групп от угроз их физическому существованию, исходящих от субъектов уголовного права. При этом безопасность человечества не связана наличием военных действий. Это подтверждает и ст.1 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948г.: «Договаривающиеся стороны подтверждают, что геноцид независимо от того, совершается ли он в мирное или военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права...».

Так же и преступление экоцида может быть совершено в мирное время, поставив под угрозу физическое существование неопределенного круга лиц. Так, в Конвенции о воздействии на природную среду установлена обязанность не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, «которые имеют широкие, долгосрочные или серьёзные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику» (ст.1). Начиная с момента принятия указанной конвенции (1977 г.) экоцид стал рассматриваться в международном праве как преступление, угрожающее безопасному существованию человечества в целом. Уголовное право РФ. Учебник / Под ред. Гайкова В.Т.- М.: Феникс, 2008.

Таким образом, преступления против безопасности человечества образуют самостоятельную группу преступлений против мира и безопасности человечества, к которой по УК РФ относятся геноцид (ст.357) и экоцид (ст.358).

Женевские конвенции 1949 г., дополнительные протоколы к ним, ст.5,8,17,20 и 21 Римского Статута называют «военными» преступления, объединенные следующими юридическими критериями: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 9 декабря 1948 г. // Сборник международных договоров. Т. 1, ч. 2.

  • 1. Деяние должно иметь место во время вооруженного конфликта - т.е. при наличии фактического состояния войны между государствами, либо при внутригосударственном вооруженном конфликте. В противном случае деяния, причиняющие вред или угрожающие причинением вреда интересам безопасности человечества, должны быть квалифицированы как соответствующие преступления общеуголовного характера.
  • 2. Деяние посягает на установленный в международном гуманитарном праве порядок ведения вооруженных конфликтов. Этот порядок является составной частью интересов мира и безопасности человечества.
  • 3. Перечень военных преступлений как преступлений против мира и безопасности человечества установлен в актах международного уголовного права.

Таким образом, теоретико-юридическим основанием для выделения категории военных преступлений среди преступлений против мира и безопасности человечества является непосредственный объект военных преступлений: охраняемые общепризнанными принципами международного права и международным гуманитарным правом интересы соблюдения правил ведения вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера.

В соответствии с предложенным определением основного объекта военных преступлений можно выделить в УК РФ военные преступления - применение запрещённых средств и методов ведения войны (ст.356) и наёмничество (ст.359).

Таким образом, Российская Федерация неотступно следует принципу развития международного сотрудничества для поддержания международного мира и безопасности с целью предотвращения либо устранения угрозы миру, имплементируя соответствующие положения международного уголовного права в национальное законодательство.

Преступления против мира и безопасности человечества – запрещенные уголовным законом общественно опасные деяния, связанные с подготовкой, развязыванием агрессивной войны, незаконным оборотом оружия массового поражения, действиями, направленными на уничтожение определенного круга лиц, уничтожением растительного мира, наемничеством и совершением иных действий, посягающих на основы мирного сосуществования государств и безопасность человечества.

Объектом рассматриваемых преступлений являются основы добрососедского, взаимовыгодного, мирного соседства и сосуществования государств, безопасность человечества. В качестве дополнительного объекта выступают жизнь и здоровье человека, отношения, обеспечивающие сохранность природы, отношения собственности.

Отдельные преступления в качестве обязательного признака предусматривают предмет (производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355 УК РФ).

Объективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется деянием в форме активных действий. По конституции рассматриваемые преступления являются в основном формальными составами, считаются оконченными с момента совершения указанных в законе действий.

Экоцид (ст. 358 УК РФ) является формально-материальным составом преступления.

Субъективная сторона преступлений против мира и безопасности человечества характеризуется виной в форме прямого умысла. Для отдельных преступлений обязательным признаком субъективной стороны является цель (нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, в целях провокации войны или осложнения международных отношений (ст. 360 УК РФ).

Субъект – вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Отдельные составы преступления в качестве обязательных предусматривают признаки специального субъекта (ч. 2 ст. 354 УК РФ – публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации).

Преступления против мира

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ). Наличие двух частей рассматриваемой статьи не означает, вопреки мнению некоторых авторов, что налицо основной и квалифицированный составы. В рамках одной нормы УК фактически объединены два состава, объективная сторона одного из которых состоит в подготовительных действиях к агрессивной войне, а второй – в ведении этой войны. Различия в санкциях (ч. 1 предусматривает лишение свободы на срок от 7 до 15 лет, а ч. 2 – на срок от 20 до 30 лет) понятны. Они связаны с различием тяжести наступивших или возможных последствий.

Ключевое слово при характеристике рассматриваемых составов – агрессивная война. Таким образом, речь идет не о любой войне, как вооруженной борьбе между государствами для достижения определенных целей, а о применении государством вооруженной силы первым в нарушение Устава ООН. Имеется ввиду применение вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности, политической независимости другого государств. Предполагается, что оценку действий государства как развязывания и ведения агрессивной войны (акта агрессии) дает Совет Безопасности ООН, если достигнуто единогласие его постоянных членов. Оборонительная война, когда государство защищается от агрессора, очевидно, не создает ситуаций, предусмотренных в ст. 353 УК.

Непосредственный объект деяний, предусмотренных рассматриваемой статьей, – состояние мира между государствами и безопасность человечества. Применение вооруженной силы для подавления внутреннего мятежа, попыток незаконных вооруженных формирований установить контроль над определенной территорией, даже, если это связано с самопровозглашением независимости, не влечет для государства применившего в соответствии с Конституцией силу защиты своей целостности, оценки его действий, как акта агрессии. Такая оценка применима только к вооруженной борьбе двух или нескольких государств.

Планирование агрессивной войны, уже факт которого с которого является оконченным преступление – это разработка ее политических и стратегических целей, расчеты необходимых людских и материальных ресурсов для осуществления и закрепления результатов агрессии, разработка планов военных операций, перевода народного хозяйства на военные рельсы, мобилизации людей и технических средств; разработка планов управления оккупированными территориями, создания повода для нее и т. д.

Подготовка агрессивной войны – другой вариант объективной стороны состава, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК – включает в широком смысле и ее планирование. «’Разведение’’ этих понятий означает, что в качестве самостоятельного варианта выделяются уже не «’кабинетные’’ действия, а реальные – в воинских частях, соединенных и объединенных, в народном хозяйстве, в средствах массовой информации, в дипломатии, на местности прилегающей к будущему театру военных действия и т. д. Речь идет, в частности, о фортификационном и коммуникационном оборудовании исходных позиций, о сосредоточении войск в районах, из которых начнется вторжение, о приведении их в повышенную боевую готовность, об интенсивной разведке определенных территорий, об "обработке" общественного мнения и т. д.

Наконец, развязывание агрессивной войны, также упомянутое в ч. 1 ст. 353 УК – это предъявление ультиматума, блокада сухопутных, водных, воздушных коммуникаций страны, в отношении которой развязывается война, вторжение ограниченного контингента для разведки боем и захвата опорных пунктов, захват дипломатических представителей, интернирование других граждан страны, на которую осуществляется нападение, захват ее имущества и т. д. Если планирование и подготовка агрессивной войны обычно отделены от ее развязывания достаточно значительным промежутком времени, то действия по развязыванию агрессии немедленно переходят в полномасштабное ведение агрессивной войны (ч. 2 статьи). Речь идет о бомбардировке территории или части страны, подвергнувшейся нападению. Агрессивной войной являются и обычные действия, которые развертывают вооруженные силы страны агрессора, уже ранее введенные на территорию какой-либо страны по соглашению с ней для выполнения каких-либо совместных задач (например, по договору о взаимопомощи) если предпринимают военные операции, вопреки условиям соглашения.

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК). Расположение данной статьи указывает, что законодатель по существу рассматривает описанное в ней преступление как элемент подготовки агрессивной войны. Выделение этого состава из общего определения подготовки войны связано, по-видимому, со спецификой объективной стороны и субъекта деяния.

Основной состав, описанный в ст. 354 УК, предполагает обращение в любой форме (устной, письменной, графической и т. д.) к достаточно значительной аудитории (на митинге, собрании, в общественном месте, где находится много людей и т. д.) для того, чтобы убедить ее в необходимости начать агрессивную войну для разрешения, возникшего или прогнозируемого межгосударственного конфликта. Таким образом, непосредственный объект здесь состояние мир между государствами и – хотя в более отдаленной перспективе безопасность человечества.

Одним из условий ответственности по ст. 354 УК является неоднократность, так как закон говорит о «призывах». Вместе с тем, изменение терминологии УК 1996 г. , по сравнению с предыдущим УК, в котором говорилось о пропаганде войны, свидетельствует о том, что теперь не требуется ни обращения к одной и той же аудитории, ни специальной подготовки выступлений, ни их систематичности. Достаточно, повторности и конкретности.

Квалифицированный состав (ч. 2) предусматривает усиление наказания в случаях использования средств массовой информации, либо, если субъект деяния занимает государственную должность РФ или субъекта федерации.

За обозначенным исключением субъект преступления – любое лицо, достигшее 16 лет. Субъективная сторона – прямой умысел.

Производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355 УК). Ключевое слово при характеристике данного состава преступления – массовое поражение. Речь идет не об обычном стрелковом оружии, не об артиллерийских снарядах или авиабомбах даже большой мощности или снабженных устройствами для особо точного прицеливания, а об оружии (боеприпасах к нему), применение которого влечет массовую гибель людей или уничтожение природной среды, не ограниченное полем боя, а охватывающее значительную территорию и не имеющее избирательного характера. Владение и подготовка к использованию оружия массового поражения имеет важное значение планирования и подготовки агрессивной войны, создавая у виновных психологическую уверенность в результативности нападения; в свою очередь применение такого оружия агрессором (оно находится за рамками данного состава и предусматривает ст. 356 УК) может явиться – как, например, применение химического оружия германской армией в первой Мировой войне – предпосылкой успеха наступления и создания паники среди мирного населения, масштабы поражающего воздействия на которое оказывается еще большими, нежели на вооруженные силы.

С учетом изложенного, непосредственным объектом рассматриваемого преступления, так же как и деяний, является состояние мира между государствами и безопасность человечества.

Субъективная сторона предполагает производство оружия массового поражения, начиная с создания экспериментальных образцов кончая серийным производством; приобретение или сбыт в любой форме.

Иными словами, речь идет о торговле, поставках, иных формах передачи во владение, пользование и распоряжение (в том числе, безвозмездно, в кредит и т. д.), как на межгосударственном, так и на внутригосударственном уровне. Причем, не только государственными структурами, но и частными предприятиями, организациями, учреждениями, отдельными лицами. Существенный признак объективной стороны запрещенность производства, приобретения или сбыта оружия массового поражения международным договором России. В настоящее время этот запрет существует в отношении химического, биологического; установлен ряд договорных организаций на оборот ядерного оружия, поражающее действие которого связано с ударным действием взрыва, проникающей радиацией и радиоактивным заражением (ядерное, термоядерное и нейтронное оружие).

В документах ООН содержится общее определение оружия массового поражения (1984 г.), которое идет не от нереальной попытки дать заранее исчерпывающий перечень видов такого оружия, могущих появиться в будущем, а из их качественной характеристики; сравнимости с атомной бомбой по поражающему действию.

Субъект деяния, предусмотренного ст. 355 УК – общий. Но в большинстве случаев речь идет – за исключением сравнительно немногочисленных попыток изготовления или похищения оружия массового поражения террористами, лицами, действующими из корысти и т. д. – о лицах, связанных с оборотом такого оружия профессионально.

Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК). С некоторой долей условности, можно включить данный состав в группу преступных деяний против мира. Несмотря на гораздо более локальный характер, по сравнению с деяниями, предусмотренными ст. ст. 353 и 355 УК (но не ст. 354 УК), непосредственный объект деяния – по существу тот же. Ведь нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, всегда нарушает или создает угрозу нарушения нормальных отношений между государствами; в ряде случаев такое нападение может явиться провокацией вооруженного конфликта.

Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в нападении на таких лиц или учреждения, то есть в применении силы или ее угрозы для захвата людей, помещения, транспортного средства, для причинения вреда здоровью, имуществу, чести и достоинству лиц, пользующихся международной защитой. Поскольку, преступление является законченным в момент нападения, причинение существенного, а тем более тяжкого вреда рассматриваемым составом не охватывается. Иными словами, в ряде случаев имеет место и второй объект посягательства – общественные отношения, защищающие личность и имущество – и необходима квалификация по совокупности деяний.

Круг лиц, защищаемый рассматриваемым составом, достаточно широк. Это дипломатические, консульские, торговые, специальные представители иностранных государств, члены их семей; представители международных (в том числе, региональных) организаций, статус которых предусматривает специальную защиту их прав и законных интересов в государстве пребывания. Речь идет, конечно, и о главах и членах государственных делегаций.

Субъективная сторона рассматриваемого деяния выражается в прямом умысле; лицо нападает, зная, что потерпевший (помещение, транспортное средство) пользуется международно-правовой защитой. Вместе с тем, спорным представляется распространенное в учебной и методической литературе утверждение о необходимости специальной цели: провокации войны или международных осложнений. Содержание рассматриваемой нормы не дает оснований для подобных утверждений. Нельзя смешивать возможные объективные последствии с направленностью конкретного умысла. Виновный может желать этих последствий, а может желать лишь нападения на лицо, пользующееся международной защитой из хулиганских побуждений, из корысти, из стремления выразить протест против тех или иных акций государства (организации), которую потерпевший представляет. Для квалификации деяния по ст. 360 УК необходимо и достаточно знание нападавшим статуса потерпевшего.

Субъект преступления – общий. Если нападение является составной частью акта терроризма или захвата заложников, представляется необходимой квалификация по совокупности деяний.

Преступления против человечества

В эту группу преступлений по УК входят геноцид (ст. 357) и экоцид (ст. 358 УК). Их непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни народов, этносов, социальных или религиозных групп населения и т. п. При геноциде преступные действия непосредственно направлены на уничтожение людей или создание таких условий для их жизни, которые рано или поздно приведут к их гибели или к исчезновению данной общности. При экоциде преступные действия направлены на разрушение природной среды, но тем самым и на разрушение жизненных условий населения, проживающего на данной территории.

Геноцид и экоцид могут осуществляться как в ходе войны, иных вооруженных конфликтов (как это было, например, во Вьетнаме, где с помощью химических веществ американцами был уничтожен растительный и животный мир на обширных территориях), так и в мирное время, в частности, в результате захоронения радиоактивных отходов в условиях заведомо влекущих отравление ими природной среды.

Геноцид. Геноцид объявлен международным преступлением против человечности резолюцией ООН 1946 г. В настоящее время действует Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.) Понятие геноцида по объективной стороне охватывает убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, насильственное воспрепятствование деторождению, насильственное изъятие детей и передачу их в другую воспитательную среду в целях ассимиляции, если эти действия направлены на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

Ранее уже упоминалось о двойном смысле понятия «нация». В данном случае речь идет о народе или его части (территориальной, культурной, исторической, психологической общности людей, могущих принадлежать к одному или к разным этносам). Во втором смысле этого термина, то есть к генетической, имеющей общих предков, общности. Расовая группа – это общность людей, выделенная по наследуемым внешним признакам (цвет кожи, разрез глаз, форма головы, структура волос и т. п.). Термин «религиозная группа» не нуждается в расшифровке. Уголовный закон не выделяет специально ответственность за геноцид в отношении социальной группы, хотя Конституция РФ запрещает дискриминацию по признаку принадлежности к такой группе. По видимому имеется ввиду, что понятие геноцида в отношении национальной группы охватывает и геноцид по социальному признаку. Помимо перечисленных выше действий, составляющих объективную сторону геноцида законодатель в соответствии с международно-правовым его определением предусматривает и насильственное перечисление, либо создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение членов соответствующей группы населения.

Преступление, предусмотренное ст. 357 УК с субъективной стороны характеризуется прямым умыслом, ориентированным на цель полного или частичного уничтожения соответствующей группы населения.

Хотя, преступление является оконченным с момента совершения соответствующих действий, но в силу стеснения его к категории особо тяжких, например, с тяжкими деяниями против личности, не является обязательной.

Субъектом рассматриваемого деяния является любой его участник, достигший 16 лет (лица с 14 до 16 лет, участвующие в геноциде, например, из религиозного фанатизма несут ответственность за тяжкие преступления против личности). Вместе с тем, необходима индивидуализация ответственности организаторов, в том числе, высших должностных лиц, исполнителей, пособников. При этом возможна и констатация наличия преступной организации (преступного сообщества).

В связи с утверждениями в некоторых комментариях УК, что преступление геноцид является оконченным с момента наступления указанных в законе последствий подчеркнем, что нельзя отождествлять преступную цель и ее реализацию. Закон предусматривает, например, ответственность за насильственное переселение. Это деяние надо считать оконченным с момента начала принудительных действий (погрузка и этапирование), а не после вымирания переселенных лиц.

Экоцид. Что касается экоцида, то его объективная сторона состоит в массовом уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы или водных ресурсов, а также о совершении иных действий, способных вызывать экологическую катастрофу. Это преступление также относится к числу особо тяжких.

Речь идет о совершении не только выделенных в законе, но и любых других действий военного, производственного, научного, социально-обслуживающего характера, создающие угрозу экологической катастрофы, то есть разрушения природной среды на значительной территории и превращения условий жизни на ней в опасные для жизни и здоровья людей, нормального существования животного и растительного мира.

Надо отметить, что в характеристике объективной стороны экоцида имеются некоторые внутренние противоречия. С одной стороны, прямо выделенные в ней действия предполагают обязательное наступление тяжких последствий, то есть их характеристика носит материальный характер. Причем, по определению массовое уничтожение, массовое отравление и т. д. – это и есть экологическая катастрофа. Но с другой стороны, закон предусматривает, и возможность совершения иных действий лишь способных ее вызывать. По-видимому, в этих случаях наступление экологической катастрофы требует квалификации по совокупности деяний.

Некоторую специфику по сравнению с геноцидом, имеет субъективная сторона экоцида. Здесь возможен как прямой умысел, ориентированный на специальную цель создания экологической катастрофы (например, при акте терроризма, диверсии, а также из мести и т. д.), так и косвенный умысел. В последнем случае лицо осознает неизбежность или реальную возможность последствий, о которых говорит ст. 358 УК, но относится к ним безразлично. Однако, признак заведомости представляется обязательным. При неосторожных формах вины ответственность должна наступать не за преступления против человечества, а за соответствующее экологическое преступление.

Характеристика субъекта преступления сходна с субъектом геноцида. В заключение отметим, что хотя преступление имеет международный характер (в том числе, в связи с угрозой, которая распространяется на соседние страны), понятие экоцид, в отличие от геноцида не кодифицировано в международно-правовом плане. Вместе с тем, содержание его объективной стороны можно вывести из ряда международных конвенций по борьбе с загрязняющим воздействием на окружающую среду. Норма об экоциде в УК 1996 г. не только является новой для отечественного законодательства, но в определенном смысле – экспериментальной для международного уголовного права.

  • 4. Преступления, нарушающие общие правила безопасности. Характеристика отдельных видов преступлений против общественной безопасности
  • 51. Преступления против общественной безопасности и их классификация. Квалификация терроризма и вовлечения в совершение преступлений террористи-ческого характера.


  •  

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!