Комиссия по служебным спорам. Служебные споры

Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

2. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее - комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.

4. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.

5. Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам осуществляется государственным органом.

6. Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

7. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя .

1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

16. В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

17. Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.

Гражданский служащий, считающий, что его права нарушены, по собственному усмотрению решает вопрос о способе разрешения индивидуального служебного спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию государственного органа по служебным спорам, а в случае несогласия с ее решением в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд.

Комиссия государственного органа по рассмотрению служебных споров (далее - комиссия по служебным спорам) как досудебный орган призвана рассматривать большинство служебных споров, возникающих на государственной службе. Она образуется решением представителя нанимателя на паритетной основе из равного числа представителей выборного профсоюзного органа гражданских служащих данного государственного органа и представителя нанимателя. Например, в Положении Министерства сельского хозяйства о комиссии по служебным спорам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 7 августа 2008 г. № 387 «О Комиссии по служебным спорам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» предусматривается, что Комиссия создается решением Министра сельского хозяйства Российской Федерации из равного числа представителей профсоюзного органа Минсельхоза России и представителей Минсельхоза России.

Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Под конференцией гражданских служащих имеется в виду собрание депутатов, избранных коллективом. В случае отсутствия профсоюзного органа на данной конференции принимается решение о кандидатурах, подлежащих включению в состав комиссии по служебным спорам.

Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам приказом представителя нанимателя. Так, Порядком работы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по судебным спорам, утвержденном Приказом Судебного департамента Российской Федерации при Верховном Суде от 1 ноября 2007 г. № 134 «Об образовании Комиссии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по служебным спорам» предусмотрено, что представители профсоюзного комитета Судебного департамента избираются в Комиссию на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители Судебного департамента назначаются в Комиссию Генеральным директором Судебного департамента.

Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Государственный орган осуществляет организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам. Так, упомянутым Порядком Судебного департамента установлено, что организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности Комиссии возлагается на Управление государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента. В Положении о Комиссии по служебным спорам Федеральной службы судебных приставов, утвержденном Приказом Федеральной службы судебных приставов от 16 февраля 2007 г. № 56 «Об образовании Комиссии по служебным спорам Федеральной службы судебных приставов» указывается, что организационное и техническое обеспечение деятельности Комиссии по служебным спорам осуществляется Управлением делами Федеральной службы судебных приставов.

Организация деятельности комиссии, как правило, возлагается на кадровую службу. Кроме того, необходимость технического обеспечения деятельности комиссии, включая изготовление печати, требует участия и иных структурных подразделений государственного органа, к компетенции которого отнесены соответствующие вопросы. Например, Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11 мая 2007 г. № 1307 «О Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по служебным спорам» утверждено, что организационное и техническое обеспечение деятельности Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по служебным спорам возложено на Управление координации и правового обеспечения надзора и контроля в сфере образования.

Должностной состав комиссии по служебным спорам Законом о гражданской службе не регламентируется. В ней могут быть лица замещающие, например, должности специалистов-экспертов, ведущих специалистов, а могут быть начальники отделов, заместители директоров департаментов. Председателем комиссии может быть избран любой гражданский служащий, замещающий любую должность в государственном органе.

Характер работы комиссии по служебным спорам исключает выполнение членами данной комиссии действий в порядке подчиненности, которая существует при исполнении членами данной комиссии своих непосредственных обязанностей. Представитель нанимателя также не наделен правом влиять на решения образованной комиссии, в том числе в вопросе выбора ее председателя.

Естественно, что в составе комиссии предпочтительно иметь гражданских служащих, владеющих знаниями законодательства о гражданской службе, трудового законодательства, об организации кадровой работы и делопроизводства в государственном органе и др. Комиссия вправе приглашать на свои заседания любых специалистов, необходимых для разрешения соответствующего служебного спора.

Участие в решении вопросов организации деятельности комиссии отражается в положениях о соответствующих структурных подразделениях, либо представитель нанимателя (иное уполномоченное им лицо) издает приказ (распоряжение, поручение), содержащее соответствующие поручения (указания) упомянутым подразделением государственного органа.

Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Такое положение подчеркивает статус комиссии как беспристрастного и независимого органа, уполномоченного принимать объективные, законные и справедливые решения без какого - либо давления со стороны представителя нанимателя.

Рассмотрение служебного спора комиссией по служебным спорам осуществляется в случае, если гражданскому служащему не удалось самостоятельно, либо с участием своего представителя урегулировать разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя (ч. 7 ст. 70 Закона о гражданской службе).

В положениях о комиссиях по служебным спорам обычно предусматривается, что основанием для проведения заседания Комиссии является письменное заявление гражданского служащего о нарушении его права. Поступившее в Комиссию письменное заявление гражданского служащего подлежит обязательной регистрации комиссией в день его подачи. Служебный спор рассматривается комиссией в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

Акцент законодателя на проведении переговоров непосредственно с представителем нанимателя представляется весьма существенным, поскольку, учитывая сложную систему подчиненности в государственном органе, интересы гражданского служащего (гражданина) могут быть затронуты иными должностными лицами. В этой связи предписание п. 7 ст. 70 Закона о гражданской службе свидетельствует, о наличии у комиссии по служебным спорам возможности обеспечить перед рассмотрением служебного спора проведение переговоров гражданского служащего (гражданина) непосредственно с представителем нанимателя.

Однако указанная возможность не освобождает комиссию по служебным спорам от необходимости рассмотрения поступившего заявления в том случае, если гражданский служащий (гражданин) уже участвовал в переговорах с представителем нанимателя, а также в том случае, если представитель нанимателя не осуществляет проведение данных переговоров.

Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам указанного срока комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Наличие такого рода причин может быть связано не только с вопросами, касающимися состояния здоровья гражданина либо его бытовыми проблемами (был в отъезде, осуществлял уход за родственником и т. п.), но и с тем, что информация о факте нарушения прав гражданина стала очевидна для него позже установленного срока (он получил дополнительные консультации и т. п.).

Законодатель не приводит даже примерного перечня причин, которые могут быть признаны уважительными. В этой связи комиссии по рассмотрению служебного спора не следует чрезвычайно строго относиться к факту пропуска срока. Целесообразнее рассмотреть вопрос по существу, так как в дальнейшем гражданин обратится в суд.

Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение 10 календарных дней со дня подачи письменного заявления. Это предполагает фактическую обязанность представителя нанимателя обеспечить участие в работе комиссии всех гражданских служащих, включенных в ее состав. Комиссия не вправе отказывать в рассмотрении поступившего в ее адрес в установленном порядке заявления. Затягивание комиссией рассмотрения служебного спора с превышением 10-дневного срока может явиться основанием для последующего обжалования ее действий.

Закон о гражданской службе установил правовые основы порядка рассмотрения служебных споров в комиссии по рассмотрению служебных споров. В нем предусмотрено (часть 11 ст. 70), что порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом. Такой федеральный закон в настоящее время отсутствует. Представляется, что в данной ситуации, до вступления в силу специального федерального закона, регулирующего указанные вопросы, следует руководствоваться субсидиарным применением Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 387-389).

Копия решения комиссии по служебным спорам вручается каждой стороне - представителю нанимателя и гражданскому служащему, гражданину.

Закон о гражданской службе (ч. 12 ст. 70) содержит немаловажную процессуальную гарантию, позволяющую неудовлетворенным сторонам служебного спора воспользоваться правом обжалования в течение предусмотренного срока. В 10-дневный срок со дня вручения копии решения комиссии по служебным спорам любая из сторон вправе обжаловать данное решение в суд. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Устанавливая порядок рассмотрения служебных споров как в комиссиях государственных органов по служебным спорам, так и в судах, Закон о гражданской службе (ч. 13 ст. 70) предусматривает, что рассмотрение служебных споров в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством РФ.

Индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

3. Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее - комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.

4. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.

7. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

8. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

9. В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного частью 8 настоящей статьи, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

10. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

11. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом.

12. Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

13. В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует нпа

14. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

1) гражданского о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

2) представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

15. Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:

1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

16. В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда . Размер возмещения определяется судом.

При прохождении государственной гражданской службы возможны возникновения конфликтов. Среди них наиболее существенным является конфликт интересов.

Конфликты между сторонами служебных правоотношений, которыми являются представитель нанимателя и государственный служащий, могут возникать по самым разным поводам, основаниям и на любом этапе существования государственно-служебного правоотношения. При этом "конфликт" далеко не всегда может считаться синонимом правового термина "служебный спор". Конфликт интересов, сам по себе не являясь служебным спором, может повлечь возникновение служебного спора искового характера. В данном случае служебный спор будет являться своеобразным этапом разрешения конфликта интересов. Что же касается непосредственно служебных споров, то их, по аналогии с трудовыми, можно подразделить на две группы: индивидуальные и коллективные служебные споры.

Понятие "конфликт интересов" является компонентом корпоративного управления. Многие организации, в том числе российские, закрепляя модель внутрикорпоративного поведения, включают описание возможных конфликтов интересов и способы предотвращения таковых. Чаще всего при ознакомлении сотрудников организаций с нормами корпоративного поведения указываются потенциальные конфликты интересов: разглашение конфиденциальной информации заинтересованным организациям; использование возможностей, предоставляемых организацией, во вред самой организации в целях реализации собственных интересов; принятие подарков и займов от клиентов (граждан), что провоцирует определенные обязательства, противоречащие интересам государственной организации; связь с организациями для получения прямой или косвенной выгоды для себя или близких и др.

Несколько иной смысл имеет понятие конфликта интересов на государственной гражданской службе (См.: сх. 4.4.1). Законом предусмотрен особый порядок урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе (См.: сх. 4.4.2.).

Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. В Москве создана Городская комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Порядок работы этой комиссии утвержден Постановлением Правительства Москвы от 28 августа 2007 г. № 747-ПП «О создании Городской комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов».

Состав комиссий по урегулированию конфликтов интересов формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения (См.: сх. 4.4.3.).

Определение индивидуального служебного спора дано в ст. 69 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и, соответственно, в статье 58 Закона города Москвы № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы». Данное определение по своему смысловому содержанию практически полностью совпадает с определением индивидуального трудового спора, приведенного в ст. 381 Трудового кодекса РФ. Отличие состоит лишь в том, что определения, приведенные в ст. 69 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 58 Закона города Москвы № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы», не содержат указания на то, что индивидуальные служебные споры могут возникать по поводу установления или изменения индивидуальных условий труда, что свидетельствует о намерении исключить действие данной нормы в отношении гражданских служащих. Таким образом, индивидуальные служебные споры могут носить только исковой характер, т.е. возникать лишь по поводу условий труда, установленных законами и иными нормативными правовыми актами и индивидуальными договорами.

К индивидуальным служебным спорам относятся неурегулированные самостоятельные разногласия, о которых было заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Таким образом, юридически индивидуальный служебный спор возникает лишь с момента обращения заинтересованного лица в соответствующий орган. Согласно ст. 59 Закона города Москвы от 26 января 2005 г. № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы», индивидуальные служебные споры рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам, и судом (См.: сх. 4.4.4).

Сторонами индивидуального служебного спора, как правило, являются представитель нанимателя и гражданский служащий, однако служебный спор в некоторых случаях может возникать у лиц, служебные отношения с которыми еще не возникли или уже прекратились. В частности, служебным считается спор об отказе в приеме на государственную гражданскую службу. Закон закрепляет право лица, которому отказано в допуске к участию в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, обжаловать это решение. Кроме того, претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать и решение конкурсной комиссии. Вместе с тем, в соответствии с Законом к служебным относятся споры об увольнении с гражданской службы.

В отличие от индивидуальных служебных споров законодательство о государственной гражданской службе не регулирует разрешение коллективных служебных споров. Таким образом, при разрешении коллективных трудовых споров, возникших на государственной гражданской службе, необходимо руководствоваться нормами Трудового кодекса РФ в части, не противоречащей специальным нормам о гражданской службе. При этом следует помнить, что в отношении всех государственных служащих действует запрет на забастовку, как способ разрешения коллективного трудового спора.

По общему правилу лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться в комиссию по служебным спорам либо в суд. Вместе с тем Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. устанавливают ряд исключений из этого правила.

Комиссия по служебным спорам в государственной организации образуется решением представителя нанимателя на паритетных началах из равного числа представителей профсоюзной организации данного государственного учреждения и представителей нанимателя.

В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам, либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ. Кроме того, закон устанавливает перечень служебных споров, которые могут рассматриваться только судом (См.: сх.4.4.5).

В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным законом, или с нарушением установленного порядка увольнения с гражданской службы, либо в случае незаконного перевода на иную должность суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством.


4.4.1. Конфликт интересов и личная заинтересованность

4.4.2. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

4.4.3. Состав комиссии государственного органа по урегулированию конфликта интересов

4.4.4. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров

4.4.5. Перечень индивидуальных служебных споров, рассматриваемых судом

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

2. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее - комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.

4. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.

5. Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам осуществляется государственным органом.

6. Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

7. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

8. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

9. В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного частью 8 настоящей статьи, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

10. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

11. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом.

12. Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

13. В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

14. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

2) представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

15. Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:

1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

16. В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

17. Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!