Помощи судебно правового воздействия осуществляется. Тема: Правовое регулирование. Механизм правового регулирования

Государство и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке (хотя в данных областях влияние государства в настоящее время ощущается чуть меньше), к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию.

Одной из самых важных задач государства и государственных органов (и это подчеркивает действующая Конституция РФ) является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. В той или иной мере данными проблемами занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными . Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства - охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

Признаки правоохранительной деятельности

1) Правоохранительная деятельность осуществляется с помощью мер юридического воздействия. Главным образом, правоохранительную деятельность от любой другой отличает возможность и необходимость применения различных мер юридического принуждения. Все меры принуждения, применяемые при осуществлении правоохранительной деятельности, должны быть регламентированы в законе. Условно все меры юридического принуждения, которые применяют в своей деятельности правоохранительные органы можно разделить на виды. Это меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной); меры пресечения (как правило, они применяются к лицам, обвиняемым в совершении преступления: подписка о невыезде, заключение под стражу и другие). Также к мерам юридического принуждения относятся меры предупредительно - обеспечительного характера (например, наложение ареста на банковский счет, обыск и другие).

2) (ее содержание, органы и лица, которые ее осуществляют) должна основываться на законе или ином нормативном документе. Данный признак имеет два аспекта:

А) он означает, что конкретный государственный орган, занимающийся правоохранительной деятельностью, должен быть предусмотрен в каком-либо законе или нормативном акте (в Конституции РФ, в федеральном законе, в специальном положении, указе и т.д.);

Б) он означает, что меры юридического воздействия (которые всегда применяется в ходе правоохранительной деятельности) должны соответствовать нормам закона или другого нормативного акта. Например, по действующему законодательству, заключение под стражу может быть применено только к гражданину, обвиняемому в преступлении при наличии достаточных данных полагать, что лицо скроется от следствия и суда, воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, продолжит преступную деятельность.

3) Правоохранительную деятельность могут осуществлять, как правило, только специальные государственные органы , которые для этого созданы и уполномочены государством данной деятельностью заниматься. Существуют даже жесткие критерии отбора лиц для работы в этих органах. Образование, структура и деятельность правоохранительных органов четко определена нормативным актом.

4) Правоохранительная деятельность реализуется на практике с соблюдением строгих процедур (различных, но всегда определяемых законом). Например, обыск жилого помещения возможен только после возбуждения уголовного дела, вынесения должностным лицом (следователем, дознавателем) постановления о производстве обыска, далее необходимо получить решение судьи о принудительном проникновении в жилище, санкцию прокурора на обыск, а лишь потом его производить. Четкая, установленная нормативными актами процедура характерна для любого органа, занимающегося правоохранительной деятельностью. Особенно строгая процедура характерна для деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам.

5) Правоохранительная деятельность делится на виды в зависимости от конкретных целей, способов, методов и приемов, применяемых при ее осуществлении. Перечень этих видов может быть различным, в зависимости от того, какой критерий положен в основу классификации, также многое зависит от мнения ученого, который данную классификацию составляет.

6) Целью правоохранительной деятельности является охрана и защита прав и интересов граждан, законных интересов организаций и предприятий, общества и государства, обеспечение безопасности, правопорядка и законности. Охрана направлена на права трех основных объектов: личности, общества, государства.

Правоохранительная деятельность - это деятельность специальных государственных органов, которая осуществляется путем применения мер юридического воздействия в соответствии с законом, с целью охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и предприятий, общества и государства, обеспечения безопасности, правопорядка и законности.

История мировой цивилизации показывает, что государство может оказывать воздействие на общественные отношения правовыми и неправовыми способами.

Неправовые способы выражаются в прямых, никакими законами не ограниченных насильственных действиях, выходят за рамки действующих в стране правовых норм, предпринимаются вопреки всему тому, что предусмотрено в этих нормах.

Марксистско-ленинской доктриной они оправдывались интересами пролетариата, целями социалистической революции. В последние годы использование таких способов мотивируется не менее высокопарными соображениями о необходимости подавлять сопротивление консервативных депутатов, бандитских формирований и т.п. При этом всячески игнорируется то, что такие неправовые способы государственного воздействия неизменно перерастают в беззаконие (произвол), неприемлемое в демократическом обществе ни при каких обстоятельствах. Нельзя оправдывать своеволие даже ссылкой на «всю российскую действительность», которая якобы объективно нуждается в сильном, авторитарном правлении.

Государство, считающее себя демократическим, должно воздействовать на общественные отношения только способами, которые исключают произвол, беззаконие. Это - правовые способы, определяющие основания, пределы, приемы и формы государственного воздействия на те или иные отношения, должным образом соотнесенные с выраженными в праве мерами справедливости, свободы и равенства.

Правовыми являются способы, опосредованные правом, опирающиеся на право и предпринимаемые по основаниям, в пределах и в порядке, обозначенным в праве. Такие способы имеют созидательный характер, в то время как неправовые, силовые способы воздействия используются преимущественно в разрушительных целях.

Правовые способы, применяемые государством при осуществлении своих задач и функций, весьма разнообразны. Тем не менее, представляется возможным объединить их в три группы, образуемые с учетом специфики их регулятивного, организаторского и идеолого-психологического воздействия на общественные отношения и на их участников.

Регулятивные способы выражаются в использовании права как регулятивного средства, характерны для нормативного и индивидуального правового регулирования, о чем подробно будет говориться в следующей главе данного раздела нашей работы.

Другая группа правовых способов рассчитана на организаторское воздействие, состоит из форм и методов, выражающихся главным образом в организации исполнения принятых нормативных и индивидуальных актов государства. За правовыми рамками остаются лишь сугубо технические приемы, которые носят вспомогательный характер и не могут расцениваться как самостоятельный способ государственной деятельности. Юридически оправданные организационные меры всегда предпринимаются в рамках действующего права.

Регулятивное и организаторское воздействие на упорядочиваемые отношения, так или иначе, оставляет отпечаток в сознании и психологии их участников. Больше того, чаще всего оно прямо сориентировано на формирование у людей определенных поведенческих образцов (образов), установок и побуждений. Кроме того, государство через находящиеся в его ведении средства массовой информации зачастую предпринимает специальные усилия для того, чтобы убедить население в правильности своей политики, в разумности и необходимости предпринимаемых мер в той или иной области жизни. Все это говорит об идеолого-психологическом воздействии на людей со стороны государства.

Конечно, не может быть речи об оправдании или возрождении порочной практики, когда государство считало одной из основных своих функций идеологическую обработку людей как на собственной территории, так и за ее пределами. Такая практика, широко применявшаяся в бывшем Советском Союзе, себя изжила. Она породила требование о деидеологизации государственной деятельности с тем, чтобы отгородить ее от обязательных идейных постулатов тех или иных вождей, политических партий и движений. Но это отнюдь не означает полного отрицания идеолого-психологического воздействия государства на граждан, ибо невозможно отсечь регулятивную и организаторскую деятельность государства от ее влияния на сознание и психологию людей.

Государство не должно позволить превратить себя в инструмент навязывания определенной идеологии. Оно, однако, неизбежно оказывает идеолого-психологическое воздействие на население, когда обнародует законы и подзаконные акты, разъясняет их цели и содержание, убеждает в их разумности, справедливости и социальной ценности, предупреждает об ответственности за их нарушение, наказывает виновных, поощряет добросовестных и т.д. Такое воздействие рассчитано одновременно и на сознание, психологию, и внешнее поведение людей, способно благотворно влиять на их чувства и представления, ценностные ориентации, внутренние потребности, установки и реальные волеизъявления, а равно и содействовать повышению уровня их правового сознания и правовой культуры.

Правовое регулирование - это, прежде всего, специфическая организаторская деятельность, рассчитанная на то, чтобы юридически обозначить русло тех или иных актуальных жизненных отношений, упорядочить их путем определения «правил игры». Своим непосредственным назначением оно имеет юридическое закрепление и, стало быть, возведение в официальный ранг оптимального направления динамики организуемых отношений.

Предметом регулирования служат сами жизненные (общественные ) отношения, и только они. Хотя юридическое воздействие проходит через сознание участников организуемых отношений, тем не менее, предметом регулирования является не сознание, а конкретные волеизъявления людей, их внешнее поведение, выражающееся в виде реального содержания соответствующего жизненного отношения.

Причем жизненные отношения как предмет правового регулирования могут иметь разные формы проявления. Они бывают двусторонние (скажем, купля-продажа) или многосторонние (к примеру, подрядные отношения, где есть заказчик, подрядчик и субподрядчики). При регулировании подобных отношений взаимные права и обязанности их участников всегда соотнесены друг с другом. Но регулируемые жизненные отношения могут носить характер отграничений или зависимостей. Первые из них типичны, например, отношениям собственности, где принадлежащие собственнику ценности отграничены от притязаний любых других лиц, вторые - иным, вещным отношениям по владению, пользованию и распоряжению имуществом (хозяйственное ведение, оперативное управление и т.д.), где ряд возможностей владельца зависит от решения собственника имущества.

Есть достаточные основания считать правовым регулированием не любую властную деятельность даже государственных органов и должностных лиц, а лишь ту, которая имеет непосредственной целью направить в четко определенное русло поведение участников организуемых отношений при помощи нормы права и основанных на ней индивидуальных правовых актов.

Систематизация нормативно-правовых актов, толкование содержащихся в них норм, координация деятельности правотворческих, правоприменительных и иных органов, организация исполнения принятых решений индивидуального порядка, надзор и контроль за законностью юридически значимых актов, предупреждение, пресечение и профилактика правонарушений, изучение, обобщение, объективизация и внедрение в практику положительного опыта при отсутствии указанных выше признаков не могут считаться правовым регулированием. Они составляют, скорее, иные разновидности правового деятельности, призванные «обслуживать» правовое регулирование.

Правовое регулирование, к тому же, необходимо связано:

  • а) с относительно четким размежеванием субъекта и объекта регуляции;
  • б) с выделением регулирующей и регулируемой подсистем;
  • в) с выполнением сугубо функциональных задач;
  • г) с совершением некоторой суммы внешних операций, предпринимаемых для направляющего воздействия на регулируемую подсистему.

Этим требованиям полностью удовлетворяет деятельность государства, его органов, должностных лиц и других уполномоченных на то структур, которая заключается в принятии нормативных или индивидуальных правовых решений в пределах своей компетенции, решений, выступающих в роли общих или персонифицированных регуляторов поведения участников организуемых отношений. Когда же речь идет о результатах действия таких актов, в частности, о правомерном поведении участников регулируемых отношений, состоящем в сообразовании собственного поведения с действующими нормами права или правовыми актами индивидуального характера, то здесь нет ни одного из отмеченных выше признаков, свойственных правовому регулированию. В этом случае, наоборот, налицо типичная саморегуляция, которая, как и всякая иная разновидность целенаправленной социальной саморегуляции, выражается в сообразовании своего поведения с существующими правилами поведения, в реализации собственных прав, свобод, полномочий или обязанностей.

Юридически значимая саморегуляция связана, разумеется, с правовым регулированием, поскольку речь идет о сообразовании участниками общественных отношений своего поведения с нормами права или с индивидуально-правовыми актами, установленными в регулятивном порядке. Однако она отнюдь не поглощается регулятивной деятельностью. При всех своих взаимосвязях с регулированием саморегуляция выступает как другая специфическая реальность, имеющая не менее важное значение в достижении целей права. Ее роль в условиях демократизации общества и рыночной экономики постоянно возрастает, однако это не создает почвы для смешения саморегулятивных и регулятивных начал в организации жизненных отношений.

Напротив, по мере формирования гражданского общества и правового государства, с одной стороны, становятся все более отчетливыми их различия, с другой - совершенствуется их взаимодействие в надлежащей организации жизнедеятельности людей, их общностей и образований.

Способы правового воздействия - многочисленны, и их классификация различается у отдельных авторов.

По форме правового воздействия - т.е. по воплощению, внешней реализации правового влияния на общественные отношения различают следующие:

правовая культура,

правовая идеология,

правосознание,

правовые принципы,

правотворческий процесс,

непосредственно правовое регулирование (механизмы правового регулирования).

Примерно таким же образом классифицируются способы правового воздействия и у авторов учебника Общей теории права под. ред. А.С. Пиголкина. Надо сказать, что данная классификация соответствует скорее не инструментам воздействия, а результатам, которые складываются в процессе правового воздействия на индивида. То есть, вследствие длительного, целенаправленного влияния права, лицо становится наделенным правовой культурой, следует определенной правовой идеологии, обладает правовым сознанием и т.д.

Другие авторы вообще не рассматривают отдельно правовое воздействие, а только в связи его с государственным властным влиянием. То есть различают государственно-правовое воздействие на отдельные сферы жизни человека:

  • - государственно-правовое воздействие на политику;
  • - государственно-правовое воздействие на экономику;
  • - государственно-правовое воздействие на культуру;
  • - государственно-правовое воздействие на социальную сферу и т.д.

Такая позиция основывается на том, что право вне государства не имеет собственного влияния. Право как способ регулирования общественных отношений возникает в государстве и не существует вне его. А поскольку влияние это не является абстрактным, оно направлено на нормирование конкретных сфер жизни и деятельности человека в государстве (они являются объектами правового воздействия).

Воздействие права на политику осуществляется по нескольким направлениям. Прежде всего, публичное право (конституция, конституционные законы) способствует закреплению политического строя общества, обеспечивает систему разделения властей. Права граждан на участие в политической жизни государства являются элементом функционирования механизма политической системы. Посредством участия в выборах, создания партий и движений граждане реализуют свои права и тем самым воздействуют на политику. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.

Право придает легитимность политическим решениям, а также органам государственной власти. Легитимность обеспечивает власти поддержку населения даже в случае принятия ею непопулярных решений. Противодействие власти считается недопустимым, противоправным.

Экономические отношения могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Правовая нормативная форма естественным образом отвечает сущности экономических отношений, рыночной экономики. Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости, воплощенного в них труда. Вмешательство государства в экономические отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т. е. его права. Таким образом, право есть способ саморегулирования экономики. Правовое воздействие государства на экономику призвано в первую очередь обеспечить легальность совершаемых экономических действий, защиту интересов участников рыночных отношений, что положительно влияет не только на развитие внутренних экономических мощностей государства, но и закреплению позитивного образа для иностранного экономического сотрудничества.

Воздействие государства и права на культуру реализуется в том, что государства всячески способствует развитию материальной и духовной культуры общества. Государство берет на себя заботу об образовании подрастающего поколения, способствует развитию общей и профессиональной культуры своих граждан. Кроме того, государство посредством права охраняет и защищает культурные ценности, накопленные человечеством. Государство заботится о развитии духовной культуры, поддерживая и финансируя библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры. Конституция РК гарантирует каждому право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

На основе права формируется особый пласт культуры -- правовая культура, носителями которой выступают общество в целом, государственные органы и должностные лица, социальные группы, политические деятели, граждане.

Как верно подытоживает Л.С. Явич, «активное воздействие права на породившие его общественные отношения не ограничивается и не может ограничиваться сферой хозяйственной жизни страны, оно охватывает область государственной деятельности, определенные стороны развития культуры, науки, техники, идеологии. Без права и законности нельзя себе представить нормальное и успешное осуществление государственных функций, развертывание политической демократии, развитие человеческой личности, удовлетворение ее растущих духовных и материальных потребностей, совершенствование социального обслуживания населения и т.п.»

Довольно привычной и наиболее часто встречающейся классификацией способов правового воздействия является разделение их на информационное воздействие и ценностно-ориентационное. Это как бы каналы, по которым осуществляется общее воздействие права на общественные отношения.

Информационное воздействие права основано на том, что оно является одной из разновидностей социальной информации. При помощи юридических норм до сведения участников общественных отношений доводится позиция государства о требуемом, дозволенном или запрещенном поведении, сообщается о средствах достижения необходимого результата, о последствиях нарушения норм.

Ценностно-ориентационное воздействие базируется на том, что, будучи самостоятельной ценностью, право является одновременно носителем многих политических, моральных, духовных ценностей и поэтому способно вместе с информацией о требуемом, дозволенном и запрещенном поведении формулировать те или иные ценностные представления участников общественных отношений, содействовать воспитанию у лица данного образа поведения.

Кроме этих, в работах В.Н. Кудрявцева выделяются два дополнительных канала воздействия права - «принудительное и стимулирующее». Как замечает С.С. Алексеев, принуждение и стимулирование характеризуют в основном собственно юридическое воздействие, т.е. правовое регулирование - таким образом, они выражают деятельность государства и состоят государственно-властном нормировании общественных отношений; при этом стимулирование и принуждение присутствуют также в определенной своей части в информационном и ценностно-ориентационном воздействии.

Несмотря на тесное переплетение всех каналов (форм) правового воздействия, их нельзя исследовать в одном ряду, поскольку они находятся в различных плоскостях правового воздействия. Поэтому правовое регулирование, информационное воздействие и ценностно-ориентационное воздействие будут рассматриваться отдельно.

Здесь следует обговорить следующее: в литературе, особенно учебной, встречаются различные термины для обозначения в целом одного и того же явления. Так, «информационное» воздействие именуется «информационно-психологическим», «ценностно-ориентационное» может именоваться «воспитательным», «социальным». По сути эти уточнения являют собой лишь расшифровку конкретной функции права при одном направлении воздействия. То есть, воздействуя на духовные, моральные и социальные качества личности, право оказывает воспитательное (педагогическое) и социально-направляющее действие. Как замечает Н.Н. Лебедева, в рамках данных форм осуществляется влияние правовой информации на мотивы субъектов, на их внутренний мир, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности, социальную среду действия права, общественные отношения, а в целом на общественную жизнь, сознание и поведение людей. Таким образом, право оказывает существенное влияние на формирование правовой культуры, как общества, так и личности.

На базе данной классификации будет строится дальнейшее изложение в нашей работе, а именно - характеристика отдельных каналов правового воздействия.

Итак, мы выделяем отдельно:

  • - правовое регулирование;
  • - информационное воздействие;
  • - ценностно-ориентационное воздействие.

Обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем. Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.

Во-вторых, если правовое регулирование, как специально- юридическое воздействие, связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие не всегда связано. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе — необязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование — лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную (С. С. Алексеев, М. И. Бай- тин, А. М. Витченко, В. И. Гойман, В. П. Казимирчук, В. В. Лазарев, Н. И. Матузов, А. В. Мицкевич, М. Ф. Орзих, Ю. К. Толстой и др.).

Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (управленческой) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства — правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.

Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный, общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Ведь действие права «состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)» (Л. И. Пегражицкий). Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Роль права тут заключается в повышении юридической культуры, в привитии прогрессивных, цивилизованных правовых идей, принципов, аксиом.

Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (экономических, политических, нравственных и др.) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют то, что называют социальной средой действия права. К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль и т. п.

Разумеется, все вышеперечисленные формы правового воздействия пересекаются, взаимопереходят, между ними нет и не может быть «китайской стены». Специально-юридическое действие (правовое регулирование) включает в себя необходимую для своей реализации часть информационно-психологического воздействия, неизбежно сопровождается воспитательными и социальными процессами. Точно гак же каждый иной вид правового воздействия в определенной доле присутствует в других видах, взаимообогащает их.

Вместе с тем это не дает достаточных оснований для полного понятийного уравнивания правового регулирования с правовым воздействием, для нивелирования всех рассмотренных выше форм, что предлагается в литературе (С. А. Голунский, Е. А. Лукашева, А. С. Пиголкин, Б. В. Шейндлин, Л. С. Явич и др.). Специфика каждой из форм действия права дает о себе знать в различных его проявлениях в социальной жизнедеятельности, требует соответствующих подходов и методологического инструментария к своему изучению, самостоятельного угла зрения. Отсюда следует, что, с одной стороны, нельзя полностью отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (их содержание не совпадает), а с другой стороны, их нельзя противопоставлять, разводить. В самом общем виде их можно использовать как синонимы, ибо подобное разделение условно и связано с выделением различных граней весьма сложного действия права.

Способы и типы правового воздействия

- формально определенное государственно-властное веление, устанавливающее с помощью правовых средств необходимый порядок связей, деяний и процессов, отражающих правовую позицию правотворческого органа по разграничению сталкивающихся интересов в определенных сферах общественной жизни. Такое разграничение и установление необходимого паритета интересов возможно с помощью запретов, обязываний и дозволений, являющихся первичными элементами правовой материи. Эти универсальные способы воздействия на сознание и поведение человека отражают связь сущего и должного, фактического содержания реальных отношений и специально-юридического воздействия на их участников. С их помощью появляется возхможность системного и разнопланового воздействия на все элементы регулируемых отношений, а право превращается во всеобщий масштаб определения «добродетели и пороков», в работающий механизм, адекватно реагирующий на потребности общественной жизни.

Запрет означает возложение на субъекта пассивной обязанности не совершать определенных социально вредных деяний.

Подкрепляя и гарантируя необходимое состояние общественной и личной жизни, он отличается категоричностью, четкостью и детальной определенностью зафиксированных в нем требований. Тем самым запрет предупреждает совершение социально вредных поступков. Запрет может быть общим (адресованным всем гражданам) и специальным (рассчитанным на определенную ситуацию или категорию лиц); прямым (зафиксированным в запрещающей норме) и косвенным , логически вытекающим из обязывающей нормы (обязанность бороться с терроризмом свидетельствует о его запрете); управомочивающим (предоставление права для использования лишь в определенных интересах, что свидетельствует о запрете его использования в других обстоятельствах).

Обязывание предполагает императивно адресное возложение обязанности на определенного субъекта. Оно свидетельствует о необходимости активного выполнения конкретных социально полезных действий под страхом наказания. Этот способ является своеобразным профилактическим средством против игнорирования общезначимого интереса, проявления неорганизованности и возможного причинения вреда. Однако императивность обязанности может существенно снижаться при отсутствии санкции за ее невыполнение. Для чиновника такая обязанность превращается в деятельность по собственному усмотрению. Причем, с молчаливого согласия окружающих, он может трансформировать эту обязанность в свое право. Примером может послужить избирательное привлечение людей к юридической ответственности. Так, инспектор ГИБДД часто воспринимает свою служебную обязанность как право наказывать правонарушителя.

Дозволение выражается в предоставлении субъекту возможности совершать определенные деяния по удовлетворению личного или общественного интереса. Реализация такой возможности, формально выраженной в правах, свободах и законных интересах, происходит лишь по усмотрению самого адресата. Ее существование свидетельствует лишь о начальном этапе предполагаемого направления юридически значимого поведения, которое может и не состояться. С помощью дозволений стимулируется социально значимое поведение различной ценности. Ведь не все, что дозволено, достойно уважения. Наиболее важные и социально ценные поступки, как правило, дополнительно обеспечиваются поощрением. Широкое использование дозволений, стимулирующих социально полезные поступки и рассчитанных на перспективу, наблюдается при демократических режимах. Но любое дозволение вовсе не означает свободы без границ. Люди должны быть готовы морально и профессионально к использованию дозволений. С их помощью общество, государство и личность проверяются на зрелость.

Без использования запретов, обязываний и дозволений не может обойтись ни одна правовая система. Однако используются и распределяются они в разных правовых системах и на разных этапах общественного развития по-разному.

Если в древности на протяжении тысячелетий в управлении обществом доминировали запреты, охраняющие людей от негативного воздействия окружающей среды, а потом обязывайия, заставляющие людей действовать определенным образом, то в условиях современности преобладающее значение приобретают дозволения, побуждающие проявление самостоятельности и социально полезной активности субъектов права. Широкое распространение запретов, препятствующих развитию гражданского общества и ограничивающих политический, идеологический и экономический плюрализм, носит эпизодический, временный характер и практикуется лишь при тоталитарных режимах для обеспечения полновластия определенной социальной группы.

Иерархическое строение механизма государства обусловливает неравное распределение властных возможностей внутри пирамиды власти. Причем это распределение во многом зависит от характера взаимоотношения власти с обществом. Чем больше запретов и обязанностей адресуется обществу, тем меньше у него прав, которые сосредоточиваются у властных структур, освобождающихся за счет своего положения от обязанностей перед обществом и не допускающих запретов для своего поведения. В сильном же гражданском обществе, реализуя свое суверенное право, население обязывает чиновников действовать лишь в рамках правовых актов, выражающих его волю, и осуществляет повседневный контроль за выполнением должностных обязанностей.

При комбинированном использовании основных способов регулятивного воздействия, отражающих позитивную или негативную оценку юридически значимого поведения, регулятивную и охранительную функции права, складываются общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования, обеспечивающие достижение общих целей.

При общедозволительном - участникам регулируемых отношений дозволено все, за исключением конкретных случаев запрета, указанных в законе (объектами свободной купли-прода- жи являются все веши, за исключением наркотиков, огнестрельного оружия и т. д.).

При разрешительном - участникам отношений запрещено все, кроме конкретно разрешенного. Действия данного типа позволяют экономить правовые запреты, поскольку их не нужно перечислять в конкретном законе.

Названные типы правового регулирования используются в зависимости от возможностей общества и специфики складывающихся отношений. Так, на заре развития человечества, когда возможности отдельного индивида были минимальными и он был беспомощен перед природой, преимущественно использовался разрешительный тип правового регулирования, доминировали многочисленные запреты. Затем, по мере развития человечества, стали все шире использоваться дозволения. Общедозволительный тип регулирования предполагает стимулирование свободы, инициативы и предприимчивости субъекта. Поэтому он используется преимущественно в сфере частного права при регулировании имущественных, социально-культурных и других отношений. Разрешительный тип регулирования предполагает повышенную четкость, организованность, порядок и ответственность. Поэтому он используется преимущественно при регулировании отношений, имеющих повышенную степень социальной значимости, и в сфере публичного права при регламентации деятельности государственных органов и должностных лиц, использующих властные полномочия. Его использование предупреждает их произвольное поведение.

Cтраница 1


Юридическое воздействие заключается в применении правовых норм, регулирующих связи и взаимоотношения, возникающие в процессе управления производством.  

Под юридическим воздействием понимается использование силы закона; экономическое воздействие определяется величиной прибыли; на формирование этических норм влияют различные мотивы, описанные выше.  

Способы (приемы) юридического воздействия различаются в зависимости от особенностей предмета правового регулирования. Так, отношения, связанные с материальным обеспечением, должны быть урегулированы способом, отличным от регулирования, например, семейных отношений. Достижение имущественного интереса (например, покупка дозволенного правом имущества) может быть обеспечено посредством вступления заинтересованных лиц в отношение купли-продажи. Для этого не требуется такое особое дополнительное средство, как специальное решение (правовой акт) компетентного государственного органа. Интерес же по материальному обеспечению в старости лица, достигшего определенного возраста, трудового стажа, не может осуществляться без специального правового акта государственного органа, полномочного назначить пенсию определенного размера и с определенного времени.  

Под административно-правовыми методами понимается совокупность средств юридического воздействия на общественные отношения. Нормы права либо исходят от государства, либо им санкционируются, либо исходят от разных общественных организаций. Они принимают форму законодательных актов, инструкций, приказов, распоряжений, хозяйственных договоров.  

Административно-правовые методы представляют собой совокупность средств юридического воздействия на общественные отношения. Нормы права либо исходят от государства, либо им санкционируются, либо исходят от разных общественных организаций. Они принимают форму законодательных актов, инструкций, приказов, распоряжений, хозяйственных договоров.  

Под способами правового регулирования понимаются те пути юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах, в других элементах правовой системы. Термины метод и способ - понятия близкие, в значительной мере совпадающие по своему содержанию (Алексеев С.С. Указ. В настоящей книге термин способ употребляется для обозначения элементарных приемов юридического воздействия.  

Административно-правовые методы управления представляют собой совокупность средств административного и юридического воздействия в отрасли, объединении и предприятии на отношения людей в производстве.  

Прямое воздействие на объект управления также оказывает и юридическое воздействие, которое заключается в применении правовых норм, регулирующих связи и отношения в процессе управления производством. Нормы права выражаются в законодательных актах, положениях и других документах, исходящих от государства.  

Ее роль заключается в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации.  

Организационно-распорядительные, или административно-правовые, методы означают совокупность средств организационного и юридического воздействия на общественные отношения, формирующиеся в процессе производства.  

В 1990 г. 13 стран подписали Меморандум о взаимопонимании, который не преследует цели оказания юридического воздействия на подписавшие стороны и носит сугубо рекомендательный характер. В соответствии с Меморандумом создан Комитет ВЕЛМЕТ, работающий по своим процедурным правилам.  

Осуществляя свою деятельность по организации и упорядоченности бухгалтерского учета, государство пользуется специфическим набором приемов юридического воздействия, составляющим метод правового регулирования бухгалтерского учета.  

Правовые формы руководства колхозами выражаются в издании и санкционировании государством правовых актов, регулирующих организационно-хозяйственную деятельность колхозов и определяющих их правовое положение. Юридическое воздействие при этом достигается тем, что через соответствующие нормы права государство направляет деятельность колхозов по социалистическому пути развития, регламентирует их права и обязанности как хозяйствующих субъектов, определяет содержание и характер взаимоотношений колхозов с другими организациями и гражданами, в том числе с членами колхоза, а также степень материальной заинтересованности и соотношение общественных и личных интересов в колхозах. Руководствуясь этими нормами, колхозы организуют управление своим производством, разрабатывают и осуществляют конкретные меры по успешному выполнению стоящих перед ними задач.  

Правовое воздействие же понимается более широко. К нему относятся все формы и средства юридического воздействия на общественные отношения. Последняя трактовка представляется более убедительной, поскольку она отражает различия между регулятивно-охранительной и воспитательной функциями социалистического права. Правовое воздействие включает наряду с правовым регулированием общие правовые принципы, исполнение правовых запретов, воспитательное влияние социалистического права.  



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!