Конституция и конституционализм исходные начала конституционализма. Классификация конституций По способу принятия. Конституционное развитие России


Понятие и предназначение конституционных (основных) законов. Сущность конституции. Функции конституции: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая, политическая, социально-экономическая и др. Конституция и государство. Конституция и об-щество. Виды конституционных законов (по форме; структуре; порядку принятия; содержанию; соотношению фактического и юридического).
Конституционализм как политико-правовой режим конституционного правления. Исходные начала конституционализма. Идеи и ценности конституционализма. Конституционализм и правовое сознание общества. Становление конституционализма в Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации 1993 г.: история разработки и принятия. Форма и структура Конституции Российской Федерации 1993 г. Порядок принятия Конституции Российской Федерации и внесения в нее изменений. Юридические свойства Конституции Российской Федерации. Законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Федеральные конституционные законы. Декларации. Основы законодательства. Законы, обычные по форме, но конституционные по содержанию. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации. Структура и содержание Устава Тюменской области.
Реализация Конституции Российской Федерации: понятие. Формы реализации Конституции: использование, соблюдение, исполнение, применение. Толкование Конституции. Юридическая охрана Конституции
16
Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.
Пути совершенствования российской Конституции и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.
История конституционного развития России
Периодизация истории конституционного развития России. Дореволюционный период. Советский период. Современный период. Конституционные проекты устройства российского государства XIX в. Основные законы Российской империи 1906 г. Конституция РСФСР 1918 г. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г. Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г. Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. Конституционный проект, подготовленный Конституционной комиссией СНД РФ. Подготовка и принятие Конституции РФ 1993 г. Приостановление действия Конституции РСФСР 1978 г. Президентом РФ. Конституционное совещание. Референдум по Конституции РФ 12 декабря 1993 г.
Основы конституционного строя
Основы конституционного строя: понятие. Основы конституционного строя - ядро конституционного строя и составная часть конституционного права России. Основы конституционного строя как составная часть Конституции РФ 1993 г. Основные черты конституционного строя. Основы конституционного строя и структура общества. Отражение в основах конституционного строя политической и социально-экономической систем общества.
Основные конституционные начала организации российского государства. Полный государственный суверенитет. Народовластие в формах представительной и непосредственной демократии. Представительные органы государственной власти. Выборы, референдумы, опросы. Принципы организации Российской Федерации как государства: законность; федерализм; республиканская форма правления; разделение и соединение властей; правовой, социальный, светский характер государства.
Основные конституционные начала организации местного самоуправления. Местное самоуправление как институт общества и элемент публичной власти. Права и обязанности граждан в сфере местного самоуправле
ния. Принципы организации местного самоуправления: законность; само-стоятельность местного самоуправления и отделение его от государства; народовластие в формах представительной и непосредственной демократии; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; судебная защита местного самоуправления.
Понятие и сущность гражданского общества. Структура гражданского общества. Гражданское общество и негосударственные
17
объединения. Понятие и виды негосударственных объединений. Основные функции негосударственных объединений в обществе. Политические партии. Средства массовой информации. Гражданское общество и правовое государство. Проблемы выделения и становления гражданского общества в современной России.
Основные конституционные начала организации гражданского общества. Формы самоорганизации гражданского общества: государство и негосударственные объединения (партии, профессиональные союзы, общественные и религиозные объединения, другое). Принципы организации гражданского общества: законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина; равенство прав и свобод; свобода экономической деятельности; единство экономического пространства; многообразие форм собственности и их равная защита; мировоззренческое, идеологическое и политическое многообразие; открытость гражданского общества.

Еще по теме Конституция Российской Федерации и конституционализм:

  1. Верховенство Конституции Российской Федерации в ее соотношении с конституциями (уставами), нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  2. 4.3. История развития отечественного конституционализма и этапы конституционной реформы в Российской Федерации
  3. Обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта Федерации
  4. АРЗУМАНОВ Сергей Георгиевич. Конституционно-правовые средства обеспечения соответствия законодательства субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству / Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, 2002
  5. Глава П. Обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству

1.Понятие конституции. Конституция в любом современном государстве - это нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, обязательный признак национальной государственности, юридический фундамент, на котором держится государственная и общественная жизнь, основной источник правовой системы государства.

Конституция регулирует общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью государственной власти; с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина; с взаимоотношениями между государством и личностью, между государством и местным самоуправлением граждан. Она является своеобразной юридической моделью устройства общества, важнейшим условием обеспечения стабильного существования институтов государства, законности и правопорядка.

Ее регулирующая роль охватывает не только организацию, государства, но и негосударственные сферы - здравоохранение, экологию, образование, культуру, социально-экономические отношения.

Конституция - явление конкретно-историческое, она возникла на определенном этапе развития человеческого общества. Появление идеи конституции было подготовлено созданием определенной социально-политической базы, специфической "конституционной" идеологии определенных социальных сил.

Сам лозунг "конституция" впервые возник в процессе борьбы буржуазии против феодализма и означал требование правового закрепления организации государственной власти и способов ее осуществления.

Правда, термин "конституция" (в переводе с латинского означает "установление, учреждение, упорядочение") возник в Древнем Риме - так назывались нормативные акты императоров, но идеи конституции в формальном смысле как единого высшего юридического акта, регулирующего важнейшие отношения и институты общественной и государственной жизни, до начала XYIII в. не было. Имевшиеся в средние века хартии (например, английская "Великая хартия вольностей", 1215 г.) представляли собой своеобразные юридические сделки между двумя сторонами, противостоящими друг другу в борьбе за власть и феодальные привилегии. Речь в них шла скорее о договоре, чем о законе, не только по форме, но и во многом по содержанию, в котором основное место занимали отношения господства и подчинения, неравенства, привилегии. Господствующие классы феодального общества, располагавшие неограниченной властью, меньше всего заботились о том, чтобы вводить для этой власти какие-либо правовые формы, ибо это означало бы ограничение власти. Идея закона, обладающего высшей юридической силой в государстве, была несовместима, в частности, с идеей абсолютной монархии.



В несвязанности монархической власти законами и заключалась сущность абсолютизма.

Требование конституции появляется в программе буржуазии, укрепившей к середине XYIII в. свои экономические позиции в обществе и рвущейся к политическому господству. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности будущего, угодного ей государственного и общественного строя. Так, экономическая потребность, классовые интересы буржуазии обусловили выдвижение идеи конституции как определенной части системы права, наделенной высшей юридической силой.

Первыми конституциями в собственном смысле слова были американская 1787 г. и французская 1791 г. В эту же эпоху возникает и институционализируется понятие конституционализма, которое истолковывалось как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодально-аристократической тирании.

Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника (большой вклад в становление теории конституционализма внесли Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, Б. Франклин, Т. Пейн, И. Кант, Г. Гегель и др.).

Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были исторически прогрессивным явлением.

С тех пор "прошло много времени, и может показаться, что угроза для свободы со стороны государства вроде бы исчезла. Но это не так, хотя за прошедшие два столетия демократическое устройство общества значительно окрепло. Не следует забывать, что в 20-40 годах XX столетия во многих странах, в том числе Западной и Восточной Европы, пышно расцвел тоталитаризм, являющийся своеобразным аналогом неограниченного абсолютизма.

Вообще-то тенденция злоупотребления властью объективно присуща любому государству - даже самому демократическому. Поэтому любое цивилизованное общество нуждается в конституции и формировании в обществе режима ее неуклонного соблюдения. Противоречие "государство - конституция" неизбежно, но оно не представляет опасности, если общество находит в себе силы для его преодоления без насилия, на основе общественного консенсуса.

Демократическое государство - всегда конституционное государство, но не всякое государство, имеющее конституцию, может быть отнесено к числу конституционных и демократических.

Исторический опыт многих развитых государств доказывает непреходящую ценность Конституции как базы для формирования государственно-правовой системы, соответствующей принципам демократии. Например, Конституция США, принятая более 200 лет назад, отнюдь не стала архаизмом. Конституционные принципы разделения властей, приоритет федерального законодательства, билль о правах и другие немногочисленные поправки сделали ее вполне современным законом, идеи которого заимствовали многие страны в своей конституционной практике.

При этом необходимо иметь в виду, что незыблемость конституционного строя заключается не в том, что текст Конституции должен быть неприкосновенен, Нормы Основного Закона могут быть изменены, но они должны быть обусловлены, объективной необходимостью, востребованы практикой, общественного и государственного строительства.

В отличие от текущего законодательства, конституция всегда более консервативна, но именно это дает необходимую правовую устойчивость и стабильность, четкие ориентиры для развития государства и общества в настоящем и будущем Соодонбеков С.С., Укушев М.К. Конституционное права КР. Общая и особенная часть. Б. 1999 г. с. 65.

Итак, конституция- это система нормативных правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных правовых актах - основном законе, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях.

Различают конституцию в материальном смысле и конституцию в формальном смысле. Конституция в материальном смыслепредставляет собой писаный акт, который, прежде всего, провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, а равно определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения.

Однако в материальном смысле термин "конституция" употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле, т.е. о законе, обладающем высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Различаются также понятия юридической и фактической конституций. Юридическая конституция, в материальном или формальном смысле, - это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция - это реально существующая в данном обществе. Например, в Конституции Кыргызской Республики 1993 г. содержится статья 1 12, устанавливающая, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Однако реальность такова, что эта норма пока остается частично декларативной, так как органы исполнительной власти и местного самоуправления, суды, хозяйствующие субъекты, должностные лица, граждане не всегда руководствуются требованиями Конституции, Или другой пример: статья 30 Конституции Кыргызской Республики гласит, что граждане имеют право на забастовку, а порядок и условия проведения забастовок определяются законом, фактически же регламентация права на забастовку специальным законом по состоянию на 1 января 1999 г. отсутствует.

Расхождение между фактической и юридической конституциями свидетельствует, что часть норм юридической конституции может стать фиктивной.В этом случае возникает необходимость приведения фактической конституции в соответствие с предписаниями юридической конституции.

Фиктивность конституции обычно характерна для стран с авторитарным и, особенно, тоталитарным политическими режимами. Юридические конституции в таких странах содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике, ибо включаются только для того, чтобы скрыть антидемократическую сущность режима.

Характерным в этом отношении был пример СССР, где в конституциях провозглашалась власть народа, осуществляемая через представительные органы (статья 2 Конституции СССР 1977 г.), а на практике власть принадлежала аппарату КПСС. Такое положение закреплялось нормой статьи 6 Конституции СССР, где указывалось, что КПСС является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций.

Не случайно в СССР не существовало ни конституционной, ни административной юстиции, а общая юстиция (суды) Конституцию непосредственно не применяла, ибо власть не была заинтересована в последовательной реализации демократических конституционных норм. В результате Конституция СССР находилась в подвешенном состоянии: текущее законодательство, акты исполнительной и судебной власти не сопрягались с основным законом, который таким образом оставался только актом идеологическим и политическим, но не выполнял своего главного предназначения.

Высшая юридическая силаконституции проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют приоритет перед положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре. В-третьих, все без исключения правовые нормы должны соответствовать по существу или, во всяком случае не противоречить нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по существу, либо по форме, должен быть признан недействительным.

Верховенство Конституции Кыргызской Республики обеспечивается ее собственными нормами. Так, статья 12 устанавливает, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие; на основе Конституции принимаются законы и другие нормативные акты.

2. Социально-политическая сущность конституции. Любая конституция, наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что действительная конституция страны - это фактическое соотношение сил, существующих в стране; писанная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил" Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот, 1905.С.33-34.. Конституция - это своего рода общественный договор, в котором согласованы интересы различных частей общества. Каждая часть общества: общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок.

В итоге применения в отдельности или комплексно вышеперечисленных и некоторых иных методов обструкции, "живая" конституция может оказаться достаточно далекой от текста и смысла ранее принятого конституционного документа.

Социальные функции конституции. Функции конституции - различные проявления ее назначения, они отражают роль основного закона в политике, жизни общества, осуществлении задач государства.

Первая функция конституции * - юридическая. Как отмечалось, конституция - это основной закон (т.е. закон законов). Она -главный источник права государства, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений.

Принятие конституции народом(избирательным корпусом) складывается из двух этапов: разработка проекта специальным конституционным комитетом (учредительным собранием) и окончательное его одобрение референдумом (плебисцитом) - голосованием граждан (избирателей). Референдумами были приняты конституции Франции (1958 г.), Египта (1971 г.), Российской Федерации (1993г.), Казахстана (1995 г.). Беларуси (1996 г.) и др.

Способ принятия конституции имеет большое значение, так как от него в значительной степени зависит само содержание основного закона.

3.Конституционный контроль. Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Из этого принципа вытекает концепция конституционного контроля, в соответствии с которой правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции; в противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной (не соответствующей конституции и потому не.действующей, ее действие отменяется). Эта задача, как правило, возлагается на специальный институт конституционного контроля, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия конституции.

Применяются следующие формы конституционного контроля: предварительный и последующий.

Конституционный контроль называется предварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Как правило, такой контроль осуществляют конституционные советы, к которым обращается глава государства, правительство или определенная группа депутатов с просьбой о проверке конституционности принятого закона до его подписания главой государства (применяется, например, во Франции, Швеции).

При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного нормативного правового акта рассматривается специализированными судами лишь после того, как этот акт вступил в законную силу (Германия, Кыргызстан, Россия, США и др.).

Законы и иные нормативные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации и, следовательно, не вступают в силу, либо, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами, государственными и иными органами, гражданами.

Как правило, решения органов конституционного контроля являются окончательными и обжалованию не подлежат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституции все чаще регулируют основы экономических отношений, и тем самым конституционное право определяет основы гражданского и коммерческого (торгового) права. Подобным образом конституционное право устанавливает исходные принципы финансового, трудового, уголовного, процессуального и других отраслей права соответствующей страны.

Центральное место конституционного права и правовых системах государств, не следует понимать в том смысле, что включает, объединяет все отрасли права. Оно устанавливает лишь их важнейшие принципы, с которыми и согласуются многочисленные нормы, составляющие ту или иную отрасль права. Конституционное право определяет также порядок принятия и изменения отраслевых правовых норм.

Социально-политическая сущность Конституции Кыргызской Республики 1993 г. заключается в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, политических интересов различных частей общества, существовавших в период после объявления независимости республики. Конституция 1993 г. - это своего рода общественный договор, достигнутый в результате компромисса социальных интересов, от крайне националистических, с одной стороны, и интернационалистических - с другой.

В Конституции 1993 г. (здесь и далее речь идет о редакции Конституции от 5 мая 1993 г.) содержится 97 статей, в Конституции 1978 г. - 172 статьи. Структурно Конституция 1993 г. делится только на главы и разделы. Главная отличительная особенность Конституции 1993 г. - ее деидеологизация. В статье 8 Конституции подчеркивается, что в Кыргызской Республике не допускается "слияние государственных и партийных институтов, а также подчинение государственной деятельности партийным программам и решениям". Теоретически Конституция 1993 г. опирается на идеи правового государства, общечеловеческие ценности и принципы.

Конституция Кыргызской Республики 1993 г. имеет следующую структуру: преамбула, глава 1 "Кыргызская Республика" (разделы "Общие принципы", "Устройство и деятельность государства"); глава 11 "Граждане" (разделы "Гражданство", "Права и свободы человека", "Права и обязанности гражданина"); глава 111 "Президент" (разделы "Избрание Президента", "Полномочия Президента"); глава 4 "Жогорку Кенеш" (разделы "Избрание Жогорку Кенеша", "Полномочия Жогорку Кенеша", "Законодательная деятельность Жогорку Кенеша"); глава 5 "Исполнительная власть" (разделы "Правительство", "Местная государственная администрация"); глава 6 "Суды и правосудие"; глава 7 "Местное самоуправление"; глава 8 "Порядок изменения и дополнения Конституции Кыргызской Республики".

Закон Кыргызской Республики "О введении в действие Конституции Кыргызской Республики" от 5 мая 1993 г. отрегулировал некоторые особенности ввода в действие новой Конституции. Так, в статье 2 Закона было указано, что "Верховный Совет Республики Кыргызстан сохраняет свой порядок деятельности и осуществляет полномочия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, предусмотренные настоящей Конституцией". Такие же правила распространялись на Президента, Правительство, суды Кыргызской Республики.

Одной из важнейших особенностей Конституции 1993 г. являлось законодательное закрепление права частной собственности (за исключением на землю). Статья 19 Конституции устанавливает, что "частная собственность признается и гарантируется в Кыргызской Республике как неотъемлемое, право человека...").

Конституция закрепила, что государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Этим Конституция 1993 г. отличается от своих предшественниц, которые опиралась на принципы всевластия Советов.

Особенностью Конституции 1993 г. является то, что она закрепляет многопартийную систему (статья 8), в то время как ранее в обществе безраздельно господствовала одна единственная - Коммунистическая партия Советского Союза

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Конституционное право зарубежных стан. Уч. пособ. М. 2003 г.

3. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988, с.

4. Арабаев А.А. Конституционное развитие Кыргызстана. Б: 1998;

5. Баглай М.В. Конституционное право РФ / Учебник для юридических факультетов вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 1998.

6. Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот, 1905..

7. Ракимбаев Р.. Конституционное право КР. Б. 2003 г.

8. Соодонбеков С.С., Укушев М.К. Конституционное права КР. Общая и особенная часть. Б. 1999 г.

Рассмотрению понятие и сущности Конституции России важно изучить такое явление как конституционализм, который предваряет и обеспечивает действие и развитие Конституции.

Существует несколько подходов к понятию и содержанию конституцио­нализма. В узком смысле под конституционализмом понимают систему пред­ставлений и идей о развитом демократическом государственном строе, осно­ванном на конституции. В широком смысле конституционализм представляет ряд взаимосвязанных элементов: конституционные идеи; конституционное законодательство; конституционную практику; реализацию и охрану консти­туции.

Конституционные идеи. Они лежат в основе всего представления о кон­ституционализме. В современном обществе существуют разные представле­ния об этих идеях. Но в любом случае эти идеи должны быть направлены на поиск и оценку справедливой модели общества. И эта модель должна отве­чать двум основным критериям: народность государственной власти (вся власть от народа) и свобода личности как высшая ценность.

Конституционное законодательство (нормативно-правовой фундамент) состоит из нескольких частей:

    конституции государства. Конституция одновременно является основ­ным источником всей системы права и источником закрепления важнейших принципов организации общества: политических, правовых, социальных, нравственных, духовных;

    конституционно-правовых институтов, которые могут быть закрепле­ны как в конституции, так и в иных нормативных правовых актах или реше­ниях судов;

    правовой системы страны, которая создана и применяется в соответст­вии с конституцией государства.

Политический режим. Политический режим характеризует конституцио­нализм со стороны фактического осуществления положений конституции. Если способы и методы осуществления государственной власти не соответ­ствуют демократическим принципам, которые закреплены в конституции, или соответствуют им, но само общество их не поддерживает, то отношения конституционализма в таком случае не складываются.

Механизм защиты конституции. Конституционализм основан на том, что конституция связывает государство, общество и личность определенными правилами. Она распространяет свою высшую юридическую силу на все го­сударственные органы, общественные организации и всех граждан. Особая значимость конституции для общества обусловливает ее повышенную охрану и защиту. Этой охраной занимаются и органы государства, и организации гражданского общества. Никто помимо народа и в конституционных рамках не может решать вопросы принадлежности государственной власти. 1

Конституционализм может рассматриваться как: система идей; политиче­ский процесс по поводу конституционных вопросов; цель (установление оп­ределенного механизма власти); политико-юридическая реальность; юриди­ческий результат; средство разрешения политических кризисов; тип правовой системы страны; тип конституционного строя - либеральный или государст-веннический. 2

Таким образом, конституционализм является комплексным образованием и имеет несколько аспектов: идейно-теоретический; нормативно-правовой; функциональный (практика, охрана); духовно-нравственный.

Доктрина конституционализма включает в себя набор основных пред­ставлений о сути идей конституционализма. Содержание этого перечня ди­намично. Первоначально эта доктрина имела ограниченный характер. Суть ее включалась в наличии конституционных рамок государственной власти, а также устройстве этой власти в интересах общества и свободной личности. К началу Первой мировой войны содержание конституционализма расшири­лось, в него стали включать такие элементы, как: необходимость конститу­ции для государства; принятие ее представительным органом; демократиче­ская система управления (включая принцип разделения властей); независи­мый суд; местное самоуправление.

Развитие постиндустриального общества увеличило число социальных элементов в современной политике, что обусловило широкий подход к кон­ституционализму.

К наиболее значимым конституционным ценностям можно отнести: нали­чие конституции как средства ограничения власти государства, установления границ государственной власти, связанность этой власти законом, правом; участие народа в осуществлении государственной власти, в том числе непо­средственно; свобода и достоинство личности как важнейшей ценности об­щественного строя; правильная организация системы органов государствен­ной власти, при которой не допускается монополизация власти одним лицом или одним органом; наличие представительных органов государственной власти и развитая избирательная система, выборность органов государствен­ной власти; наличие реальных средств защиты закрепленных основных прав и свобод личности, политического и идеологического плюрализма и др.; на­личие общественного сознания, построенного на том, что положения консти­туции и практика их реализации действительно направлены на достижение лучшей модели справедливого общества. Конституционализм характеризуется наличием системы ценностей по справедливому устройству общества, где организация государственного и общественного строя учреждена и основана на конституции как основном за­коне, где четко определены границы и принципы взаимоотношений общест­ва, государства и личности, где основной ценностью является свобода лично­сти и обеспечение основных прав и свобод человека.

Понятие российского конституционализма связывается с вопросом о его происхождении. Первая точка зрения основана на том, что доктрина консти­туционализма полностью заимствована у западноевропейской цивилизации. Поэтому реальное осуществление идей этой концепции требует полного пе­реустройства нашей политико-правовой и духовной среды под западные стандарты. Вторая точка зрения основана на том, что идеи конституциона­лизма имеют корни в историческом прошлом России и следует ориентиро­ваться на традиции и ценности российской социально-политической среды. Третья точка зрения является синтетической, интеграционной. Она основана на том, что конституционализм имеет набор универсальных принципов, об­щих для демократических стран, и ряд уникальных особенностей нашей страны, нашей политической реальности.

Не может быть никаких международных требований, предъявляемых к организации демократического порядка осуществления государственной вла­сти. Такие требования противоречили бы не только идее суверенного госу­дарства, но и самой идее конституционализма, основанной на идее народного суверенитета. 1

Наличие разработанных ценностей конституционализма не означает, что в данном государстве реальность конституционного воздействия соответст­вует этим идеалам. Главное заключается в том, что эта система ценностей служит неким эталоном политико-правовой и нравственной оценки деятель­ности публичной власти.

Британский конституционализм представляет собой своеобразное явление правовой действительности. Древние и крепкие корни парламентаризма, правовая система, характеризующаяся исключительной ролью судов, монархическая форма правления, функционирующая в демократической
системе власти, - все это делает фактическую и юридическую конституцию Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (далее для краткости - Великобритания, хотя ни географически, ни юридически эти понятия не совпадают) уникальной и чрезвычайно интересной для исследования.
Парадоксальным, на первый взгляд, кажется то обстоятельство, что, являясь родиной конституционализма, страна по сей день в отличие от большинства других государств не имеет в качестве основного, высшего закона единого писаного нормативного правового акта. Однако более внимательное ознакомление с британским опытом конституционного развития позволяет заключить, что ничего парадоксального в этом нет.
Возводимое в течение многих столетий здание британского конституционализма имеет столь прочный и надежный фундамент в виде общего права, высокой правовой культуры и известного английского консерватизма, что в этой стране до сих пор просто не возникало необходимости в укреплении каркаса отношений между человеком, обществом и государством путем принятия единого законодательного акта с повышенной юридической силой. Уместно, наверное, заметить, что конституция Великобритании вполне подтверждает общепринятое мнение о ней как о стране традиций.
Особенности британской конституции выражаются прежде всего в специфике ее формы. Большинство специалистов конституционного права характеризует эту конституцию как неписаную. Некоторые авторы считают ее форму смешанной с учетом того, что конституция включает как писаные, так и неписаные источники. При этом британская доктрина относит к писаным только акты Парламента - статуты (statutes). Судебные же прецеденты и доктринальные источники британские ученые считают столь же неписаной частью права, как и обычаи*. В отечественной же литературе выражалось мнение, что писаную часть британской конституции составляют не только источники статутного права, но также судебные прецеденты, ибо решения судов фиксируются на бумаге, равно как и доктрины ученых**.
* См.: James Ph. S. Introduction to English Law. 9th ed. L.: Buttersworths, 1977, p. 7.
** См.: МаклаковВ.В. Конституция Великобритании (вступительная статья). В кн.: Конституции зарубежных государств. Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Канада. М.: БЕК, 1996. с. 57.
Конституция Великобритании охватывает практически необозримое число источников, которые образуют четыре группы: 1) статуты; 2) судебные прецеденты; 3) конституционные обычаи (конституционное соглашение); 4) доктрины.
Соотношение писаной и неписаной частей британской конституции было неодинаково в различные исторические периоды: первоначально именно судебные прецеденты и конституционные соглашения составляли ее основу и предопределяли своеобразие ее формы. В XX в. возросло число статутов, многие неписаные нормы заменяются писаными. Однако и по сей день статутное регулирование конституционных отношений не имеет всестороннего, систематизированного и детализированного характера. Так, должность Премьер-министра в писаном конституционном праве установлена лишь косвенно - она упомянута в одном из статутов (в Акте о министрах Короны 1937 г.) в связи с определением жалованья министров. Тщетно было бы искать в этом и других статутах целостный правовой статус Премьер-министра, министров, нормы, регулирующие отношения между ними, и т.п. Здесь господствует обычай.
По порядку своего изменения британская конституция является, естественно, гибкой. Однако в сочетании с известным политическим и правовым консерватизмом общественного сознания эта формальная гибкость не подрывает стабильности конституции и позволяет, с одной стороны, обеспечивать преемственность государственного управления, а с другой - приспосабливать существующие конституционные нормы и институты к изменяющимся условиям действительности.
Трудности изучения британской конституции связаны не только со спецификой ее формы, но и с тем, что в Великобритании в отличие от других стран нет единого официального органа для опубликования законов. Их тексты можно найти в серии «Statutes», в сборниках судебных решений «Law Reports», а также в периодически издаваемых сборниках «Great Britain. Laws and Statutes. The Public General Acts and General Synod Measures...», представляющих собой как бы свод законов. Самые важные статуты публикуются отдельными брошюрами. Наиболее авторитетными сборниками судебных решений являются «All England Law Reports» и «Weekly Law Reports».



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!