Как правильно оформить услуги по уходу и присмотру за детьми без образовательной деятельности. Является ли родительская плата за присмотр и уход за детьми в ДОУ доходом учреждения и как она отражается в бухгалтерском учете

В случае обучения по программе дошкольного образования немаловажным вопросом является то, как организован присмотр и уход за дошкольниками. Дети в этом возрасте еще не в состоянии обучаться в течение длительного времени, и существенную часть времени они не обучаются, а пребывают в детском саду. Несмотря на то, что образование ребенка фактически осуществляется в течение большей части времени его пребывания (его воспитывают, учат нормам общежития, прививают навыки гигиены и самообслуживания, учат соблюдать режим дня и т.п. – воспитание является составной частью образования, а оно может осуществляться в течение всего времени взаимодействия педагога с обучающимся), именно обучение ребенка довольно кратковременно. 42 Большую часть времени занимают питание, организация сна, прогулки и другие занятия ребенка. В связи с этим в рамках детского сада ребенок не только получает образование по программе дошкольного образования, за ним еще и осуществляют присмотр и уход. И если дошкольное образование является бесплатным (и это закреплено в Конституция), уход за ребенком оплачивается родителями. Так как получить образование без присмотра и ухода практически невозможно, а присмотр и уход – услуга платная, стоимость данной услуги – это важнейший вопрос, от которого зависит реальная доступность дошкольного образования для родителей. В первую очередь, надо понимать, что такое присмотр и уход. Статья 2 Закона дает такое определение: Присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно- бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Вопросам стоимости этой услуги посвящена отдельная, 65-я статья закона. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать родительскую плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер. При этом учредитель имеет право снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. Иногда учредители устанавливают пониженный размер родительской платы для всех (если сравнивать размер с реальными расходами на организацию присмотра и ухода), иногда снижают плату или освобождают от нее отдельные категории граждан (например, многодетные семьи). Это право учредителя, он может ввести полную стоимость услуги, а может частичную, может сделать для кого-то льготные условия, а может не делать. При этом есть такие категории детей, за присмотр и уход за которыми родительская плата не взимается на основании положений закона. Плата не может взиматься за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях. Возникает вопрос, ограничена ли как-то родительская плата? Закон содержит лишь самое общее ограничение. В родительскую плату нельзя включать расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Вместе с тем, размер устанавливает именно учредитель. А учредители не заинтересованы в росте родительской платы, тем более, что политически рекомендовано не допускать ее роста, с целью сохранения доступности дошкольного образования. Поэтому, формально, размер родительской платы может быть любым, но не более расходов на оказание услуги по присмотру и уходу. Реально же он чаще всего оказывается меньше этих расходов. С целью дальнейшей материальной поддержки родителей, которые внесли родительскую плату, закон предусматривает также специальную компенсацию для них. Закон гласит: «В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным 44 представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации». Это означает, что регион определит, какой же на его территории средний размеры родительской платы (некоторые регионы вводят разные размеры, например, в разных видах детских садов, либо в разных муниципалитетах). Далее те родители, чьи дети учатся в детских садах, получат компенсацию в размере 20, 50 или 70 процентов от среднего размера – в зависимости от того, первый это, второй, или третий и последующий ребенок. Компенсацию получат те, кто реально внес родительскую плату. Она выплачивается одному из родителей. Порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому надо искать соответствующий нормативный акт региона, чтобы понять, как конкретно действовать, чтобы получить компенсацию.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    оформление ребенка в детский сад

800 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (3)

    получен
    гонорар 100%

    Юрист

    Общаться в чате
    • 9,2 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте.

    Понимаете верно - если у вас в саду обучения не будет а только присмотр то лицензия не нужна.

    Как обозначить - как вам удобно - хоть дет сад, хоть семейная группа. Тут разницы нет с точки зрения услуг.

    На счет документов - пожнадзор- заключение сам на помещение потребуется.

    Ррспотребнадзор- разрешений не нужно но нужно будет уведомить о начале деятельности - ст 8 фз 294.

    Так же нужно будет соблюдение санпин (ниже дам название отдельно) для вашего вида деятельности.

    Питание - сами будете готовить или кто то вам будет привозить? Во первых нужно в любом случае соблюдение тр тс 021 о безопасности пищевой продукции.

    Тут же идет тр тс о безопасности товаров для детей и подростков.

    То есть на еду должен быть декларации соответствия если вы ее покупаете. Если сами готовите - то соблюдение и тех регламента и санпин.

    С ценой- решаете сами- с питанием услуги у вас или без. Или и так и так.

    Ип или ооо с точки зрения этих услуг разницы нет

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Как обозначить - как вам удобно - хоть дет сад, хоть семейная группа. Тут разницы нет с точки зрения услуг. Пожалуйста, уточните подробнее. Я имею ввиду следующее.

    То есть и ИП и ООО с ОКВЭД= 88.91 - предоставление услуг по дневному уходу за детьми (образовательной деятельности не будет) мы можем спокойно называть себя ДЕТСКИЙ САД (частный детский сад, семейный детский сад,семейная группа и пр.)- родителям, на сайте, в соц.сетях.Везде, где понадобится. Этот момент очень важен для продвижения своих услуг.

    По питанию. Есть предварительно подобранный поставщик по питанию. Может привозить питание в одноразовой таре. Сертификаты необходимые предоставит.Если мы будем продавать родителям питание, а мы используем бланки строгой отчетности (БСО), не будет ли это считаться реализацией питания с точки зрения налоговой?

    Вы пишете, что ИП или ООО с точки зрения этих услуг разницы нет. Если нет разницы, то как правильно оформить воспитателя? В смысле, что ИП будет сам воспитателем или может нанять сотрудника? Нужно ли для ИП профильное образование?

    По аренде. Правильно ли, что мы взяли в аренду нежилое помещение.Или это должно быть только жилое.Меня смущает вот этот документ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2017 г. N 08-364 "Об организации работы семейных дошкольных групп").

    • получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,2 рейтинг
      • эксперт

      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26
      (ред. от 27.08.2015)
      «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 „Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций“
      (вместе с „СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...“)

      очень внимательно подойдите к выбору помещения- правила тут жесткие

      детьми (образовательной деятельности не будет) мы можем спокойно называть себя ДЕТСКИЙ САД (частный детский сад, семейный детский сад, семейная группа и пр.)- родителям, на сайте, в соц.сетях.Везде, где понадобится. Этот момент очень важен для продвижения своих услуг.

      да нет тут разницы никакой

      важно только есть у вас услуги по какому то обучению или нет

      но об этом должно быть прямо прописано в договоре, дело не в названии а в самой деятельности

      Есть предварительно подобранный поставщик по питанию. Может привозить питание в одноразовой таре. Сертификаты необходимые предоставит.Если мы будем продавать родителям питание, а мы используем бланки строгой отчетности (БСО), не будет ли это считаться реализацией питания с точки зрения налоговой?

      по налогам думаю коллеги вам подскажут лучше но у вас я так понимаю комплекс услуг - питание + дет сад- поэтому думаю у вас все таки не общепит будет в прямом смысле- у вас именно питание детей в рамках дет сада и услуг по присмотру

      Если нет разницы, то как правильно оформить воспитателя? В смысле, что ИП будет сам воспитателем или может нанять сотрудника? Нужно ли для ИП профильное образование?

      можете оформить сотрудника по трудовому или гражданскому договору

      педагогическое образование обязательно если вы какое то обучение проводите - вот там надо под проф стандарты сотрудника педагога подбирать

      И еще момент. нужен ли медицинский кабинет или нанятый медработник?

      дет сад- это в 1 очередь как раз не жилые помещения - главное чтобы проходили они по санпин указанным выше

      нанятый мед работник- ну в идеале конечно лучше чтобы было такое

      но нанимать надо только в организации имеющей мед лицензию

      вы не имея мед лицензии не можете такого сотрудника держать в штате.

      Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2017 г. N 08-364 „Об организации работы семейных дошкольных групп“

      по моему это письмо больше говорит об образовании именно

      то есть той ситуации когда лицензия однозначно нужна

      исключения - только если ип преподает лично, без сотрудников - тогда можно обойтись без лицензии

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      "очень внимательно подойдите к выбору помещения- правила тут жесткие"- Помещение уже арендовано, но СанПИН не полностью соответствует, я думаю, т..к. изначально это было административное здание.

      Группа детей набрана, очень сложно подобрать новое помещение в том районе, где мы находимся, поэтому планируем постепенно приводить в соответствие арендованное помещение.

      Каковы меры ответственности за неполное соответствие САНПИН для ООО и директора ООО? Для ИП?

      Как максимально обезопасить себя в случае проверки?

1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.

3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

6. Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 65 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Положения комментируемой статьи уже известны образовательному законодательству, поскольку нормы о взимании платы за присмотр детей содержались в ст. 52.1. Закона N 3266-1.

Комментируемая статья регулирует вопросы, касающиеся установления родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях и компенсации родительской платы.

Часть 1 комментируемой статьи определяет, что дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в соответствии со ст. 23 комментируемого закона наряду с образовательной деятельностью является основной целевой деятельностью дошкольной образовательной организации. При этом толкование комментируемой статьи позволяет сделать вывод о том, что только та организация, которая оказывает услуги по присмотру и уходу (одновременно с образовательной деятельностью), является дошкольной образовательной организацией. В случае если какая-либо иная организация реализует образовательные программы дошкольного образования, то она вправе осуществлять присмотр и уход за детьми (хотя может и не оказывать такого рода услуги).

Присмотр и уход за детьми согласно - это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Таким образом, присмотр и уход за детьми - это совокупность действий, направленных на обслуживание детей, привитие им санитарно-гигиенических навыков, оказание им помощи в удовлетворении бытовых потребностей. На подзаконном уровне в содержание понятия "присмотр и уход" включаются, например: сопровождение на прогулки, одевание, раздевание, умывание, закаливание, кормление, купание, укладывание детей в постель, просушивание одежды*(90). Однако очевидно, что комментируемый Федеральный закон трактует данное понятие несколько шире, включая в него, в частности, не просто кормление, а организацию питания, которая, в свою очередь, подразумевает целый комплекс организационных действий.

Согласно части 2 комментируемой статьи за присмотр и уход за детьми учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). Вопрос о законности установления платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях и о соответствии такой нормы конституционным положениям о бесплатности дошкольного образования ставился перед Верховным Судом РФ. В своем решении от 27.01.2003 г. N ГКПИ 02-1399 Верховный Суд РФ указал, что взимание платы с родителей за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не означает, что ребенку не предоставляется бесплатное дошкольное образование, поскольку плата взимается именно за содержание (присмотр и уход), а не за образование. Кроме того, конституционная норма о гарантированности и бесплатности дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях не освобождает родителей от уплаты расходов, связанных с содержанием детей в таких организациях.

Действительно, содержание детей, т.е. деятельность, связанная с предоставлением питания, бытовым обслуживанием, соблюдением гигиенических процедур и т.п., не составляет существо образования в его обученческом и воспитательном контекстах, хотя в раннем возрасте тесно связана с ним. Поэтому хозяйственно-бытовое обслуживание детей в дошкольных образовательных организациях отграничивается от непосредственно образовательной деятельности, а расходы на такое обслуживание возмещаются родителями.

Комментируемый закон оставляет на усмотрение учредителя как саму возможность взимания платы за присмотр и уход, так и определение ее размера. Учредитель также вправе снижать размер платы для отдельных категорий родителей, чьи дети получают образовательные услуги в дошкольной образовательной организации. Таким образом, законодатель закрепил сложившуюся во многих субъектах Российской Федерации практику установления дополнительных категорий лиц, в отношении которых применяются льготы по внесению родительской платы. Например, Закон Санкт-Петербурга от 01.06.2007 г. N 247-38 "О плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" и постановление Правительства Нижегородской области от 03.05.2006 г. N 151 "Об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области"*(91) при определении размеров платы учитывают такие критерии, как полнота семьи, наличие инвалидности у родителей, уровень среднедушевого дохода в семье и др. Решением Совета народных депутатов города Владимир от 24.12.2008 г. N 283 "О дифференцированной плате за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" освобождаются от оплаты в муниципальных образовательных учреждениях Владимира на 50 процентов - малообеспеченные семьи со среднедушевым доходом, не превышающим прожиточный минимум в расчете на душу населения, установленный по Владимирской области; родители - работники дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, родители - воспитатели и младшие воспитатели в дошкольных группах муниципальных общеобразовательных учреждений*(92). Нормы, устанавливающие льготы по родительской плате для работников дошкольных образовательных учреждений и иных категорий граждан, закреплены и в иных муниципальных актах*(93).

Часть 3 комментируемой статьи содержит перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы. Комментируемый закон скорректировал данный перечень по сравнению с прежним законодательством. Если раньше к таким категориям относились посещающие государственные и муниципальные образовательные учреждения дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети с туберкулезной интоксикацией, то сейчас этот перечень был расширен посредством включения в него детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а категория детей с ограниченными возможностями здоровья заменена категорией "дети-инвалиды".

В правоприменительной практике рассматривался вопрос, связанный с определением источника финансирования расходов на содержание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных муниципальных организациях. Суд определил, что поскольку расходы на питание детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях не обеспечиваются субвенциями бюджета субъекта Российской Федерации, то эти расходы должны финансироваться из местного бюджета. Как отметил суд, спорные расходы являются не льготами, а одной из форм общегосударственного конституционного гарантирования доступности получения образования в дошкольных образовательных организациях*(94).

Частью 4 комментируемой статьи предусмотрен запрет на включение в родительскую плату за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций. Исключение данных статей расходов из числа, включаемых в родительскую плату, обусловлено следующими причинами.

Оказание государственными и муниципальными дошкольными образовательными организациями образовательных услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования, являясь основной целью деятельности таких организаций, осуществляется ими без взимания платы - бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях гарантирована Конституцией РФ. Поэтому все расходы, связанные с реализацией образовательной программы дошкольного образования, исключаются из состава родительской платы. Не включаются в родительскую плату и затраты на содержание недвижимого имущества, что, по всей видимости, связано с тем, что бремя содержания имущества возложено на его собственника и не может быть переложено на лиц, получающих услуги в такой организации.

Иных параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход за детьми комментируемый Федеральный закон не предусматривает, оставляя, очевидно, это на усмотрение учредителя. Не исключается и возможность определения расходов, учитываемых при определении родительской платы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части полномочия по установлению среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми.

Отметим, что на подзаконном уровне установлен перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка, утвержденный в соответствии с прежним Законом Российской Федерации "Об образовании" постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 849. В число таких затрат постановлением включены: оплата труда и начисления на оплату труда, приобретение услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, арендной платы за пользование имуществом, увеличение стоимости материальных запасов в связи с содержанием ребенка в дошкольной образовательной организации и прочие услуги. Однако применение положений вышеназванного постановления должно быть скорректировано с учетом новой дефиниции присмотра и ухода и установленных комментируемым Федеральным законом требований к определению величины родительской платы.

Часть 5 комментируемой статьи устанавливает параметры определения размера компенсации родительской платы за присмотр и уход. Согласно комментируемому Федеральному закону основное предназначение родительской платы - материальная поддержка родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста. При этом нормы Федерального закона не связывают право родителя на получение компенсации родительской платы с отнесением дошкольной образовательной организации, которую посещает дошкольник, к государственным, муниципальным или частным организациям. Это означает, что данные нормы в равной мере распространяются и на родителей, дети которых получают дошкольное образование в частных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Непосредственно размеры компенсаций устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, однако федеральный законодатель определил минимальные компенсационные пороги, которые составляют: не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов - на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Вопрос определения среднего размера родительской платы в субъектах Российской Федерации решается по-разному. В отдельных субъектах Российской Федерации он устанавливается в виде фиксированной суммы на соответствующий год (например, в Калужской области - 656 руб. в месяц в 2013 г.*(95); в Москве - 598 руб. на 1 января 2012 г.*(96); в Мурманской области - 1514 руб. в месяц в 2013 г.*(97)). В некоторых субъектах Российской Федерации средний размер родительской платы дифференцируется в зависимости от территориальной принадлежности той или иной дошкольной образовательной организации (например, от 751 руб. до 1730 руб. в месяц во Владимирской области в 2013 г.*(98)) либо от вида группы образовательного учреждения*(99) или от возраста ребенка*(100).

Неодинаково на регулятивном уровне решается в субъектах Российской Федерации вопрос о размере предоставления компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В некоторых субъектах Российской Федерации действуют специальные законы, регламентирующие размер и порядок компенсации части родительской платы за содержание ребенка*(101). Однако в большинстве субъектов данные вопросы решаются на подзаконном уровне.

Как правило, субъекты Российской Федерации придерживаются установленных федеральным законодателем минимальных размеров компенсации: двадцать процентов среднего размера родительской платы за содержание ребенка - на первого ребенка; пятьдесят процентов - на второго ребенка; семьдесят процентов - на третьего и последующих детей. Таковы размеры компенсации части родительской платы, в частности, в Ивановской области*(102); Москве*(103); Московской области*(104); Республике Татарстан*(105) и других субъектах Российской Федерации.

В отдельных регионах устанавливаются дополнительные параметры определения размеров компенсации. Например, Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2007 г. N 247-38 "О плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" и постановление Правительства Нижегородской области от 03.05.2006 г. N 151 "Об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области"*(106) при определении размеров учитывают также такие критерии, как полнота семьи, наличие инвалидности у родителей, уровень среднедушевого дохода в семье и др. Решением Совета народных депутатов города Владимир от 24.12.2008 г. N 283 "О дифференцированной плате за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" освобождаются от оплаты в муниципальных образовательных учреждениях Владимира на 50 процентов - малообеспеченные семьи со среднедушевым доходом, не превышающим прожиточный минимум в расчете на душу населения, установленный по Владимирской области; родители - работники дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, родители - воспитатели и младшие воспитатели в дошкольных группах муниципальных общеобразовательных учреждений*(107). Нормы, устанавливающие льготы по родительской плате для работников дошкольных образовательных учреждений и иных категорий граждан, закреплены и в иных муниципальных актах*(108).

Согласно комментируемому Федеральному закону право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Часть 6 комментируемой статьи определяет, что порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 комментируемой статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация данного полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется посредством принятия ими соответствующих нормативных правовых актов. Как правило, порядок обращения за получением компенсации части родительской платы и порядок ее выплаты регламентируются в субъектах Российской Федерации на подзаконном уровне*(109), однако в Чеченской Республике правоотношения в данной сфере урегулированы законом *(110). Нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок обращения за получением компенсации части родительской платы и порядок ее выплаты, как правило, устанавливается последовательность действий родителей (законных представителей) и уполномоченных органов власти, а также организаций в целях осуществления соответствующих выплат; периодичность выплат и их формы; источники финансирования и т.д.

Отметим, что Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по созданию эффективных механизмов выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования*(111), в которых проанализированы используемые в субъектах Российской Федерации механизмы выплаты компенсации части родительской платы и выработаны некоторые рекомендации.

Часть 7 комментируемой статьи определяет источник финансирования расходов, связанных с осуществлением выплат компенсации части родительской платы. Согласно комментируемой статье финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации части родительской платы, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Согласно нормам статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (в данном случае - субъекта Российской Федерации) предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета. Общие размеры выделяемых бюджетом средств на указанные цели в соответствующем году устанавливаются законами о бюджете субъектов Российской Федерации на соответствующий год. Так, Законом Республики Марий Эл от 10.12.2012 г. N 70-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусматривается выделение на компенсацию части родительской платы бюджетных ассигнований на сумму 91 171 тыс. руб., а Закон Удмуртской Республики от 24.12.2012 г. N 75-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусматривает выделение субвенции на 2013 год бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в общей сумме 200 622,3 тыс. руб.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!