Федеральные законы как источники хозяйственного права. Хозяйственное право и его источники

Источники хозяйственного (предпринимательского) права

Нормальное функционирование хозяйственной деятельности возможно лишь при условии обеспечения надлежащего ее правового регулирования. Необходим отлаженный и безупречно функционирующий механизм правового обеспечения экономики, представляющий собой совокупность законов и подзаконных (общих и специальных) нормативных актов, регулирующих основные направления хозяйственной деятельности. Эти акты и составляют источники хозяйственного (предпринимательского) права.

Под источниками права в российском законодательстве понимается государственная воля, выраженная в актах компетентных органов государственной власти. Этими актами в хозяйственном праве являются:

Конституция РФ - основной источник всей системы права. Нормы Основного закона определяют основы экономической, политической и социальной системы общества, компетенцию органов государственной власти всех уровней, принципы хозяйствования, гарантии предпринимательства и конституционные ограничения;

кодексы Российской Федерации. Поскольку хозяйственное (предпринимательское) право является комплексной отраслью права, то для регулирования правовых отношений с участием хозяйствующих субъектов оно сочетает нормативные правовые акты ряда фундаментальных отраслей права. В частности, нормы гражданского права, регулирующие имущественные, а также связанные с ними неимущественные частноправовые отношения участников экономического оборота, основанного на товарно-денежной форме; нормы административного, бюджетного, земельного, налогового, уголовного, трудового, экологического права, которые регулируют соответствующие правоотношения и определяют ответственность за дисциплинарные проступки и правонарушения в хозяйственной сфере;

федеральные конституционные законы, называемые иногда также органическими. Они представляют собой нормативные правовые акты высшей юридической силы, принимаемые в особом порядке по сравнению с федеральными законами. Они обладают более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами. Федеральный закон не может противоречить федеральному конституционному закону. Эта норма закреплена в ч. 3 ст. 76 Конституции РФ. Федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом РФ. Федеральный конституционный закон регулирует основополагающие, устойчивые общественные отношения, обладает повышенной стабильностью и более широкой сферой действия по сравнению с другими законами. Федеральные конституционные законы в соответствии с ч. 1 ст. 108 Конституции РФ принимаются исключительно по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ;

федеральные законы - нормативные правовые акты высшей юридической силы по отношению к иным актам, содержащие первичные нормы права, принятые в установленном порядке палатами Федерального Собрания РФ либо путем всенародного голосования. Наряду с Конституцией РФ федеральный закон занимает центральное место в иерархии нормативных актов и является основой для указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов субъектов РФ и иных актов. Федеральный закон - продукт законотворческого процесса и представляет собой властное предписание государства, подлежащее обязательному исполнению всеми гражданами, государственными и общественными организациями, хозяйствующими субъектами и должностными лицами, на которых эти предписания распространяются. В Российской Федерации установлено верховенство закона, т. е. все издаваемые акты должны соответствовать федеральным законам;

указы Президента РФ - нормативные акты, издаваемые в пределах компетенции Президента РФ, в том числе в дополнение или развитие законов при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;

постановления Правительства РФ - нормативные акты, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и во исполнение законов;

нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, действующие в экономической сфере, - Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства транспорта РФ, Федеральной антимонопольной службы, Центрального банка РФ и др.;

акты органов государственной власти субъектов РФ, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;

акты органов местного самоуправления, касающиеся хозяйственной деятельности на своих территориях.

Правовые акты органов государственной власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня.

В качестве источника хозяйственного права выступают решения Конституционного Суда РФ. Этот Суд занимается толкованием Конституции РФ и ее норм. Нормативное толкование Конституционного Суда РФ рассчитано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, в том числе хозяйственных, является официальным и обязательным. Правовая позиция Суда, выраженная в решении по конкретному делу, распространяется не только на участников спора, в связи с которым она была сформулирована, но и на неограниченный круг юридических и физических лиц. Поэтому прецеденты, создаваемые Конституционным Судом РФ, как и акты толкования, имеют нормативно регулирующее значение и в этом смысле также являются высшими по юридической силе правовыми нормами.

В качестве источника хозяйственного (предпринимательского) права приобретает все большее значение арбитражная и судебная практика. Она по форме выражается в решениях по отдельным делам, обобщенных и зафиксированных в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ по определенным направлениям. Эти документы выполняют функцию толкования норм закона и условий договоров, но порой под видом толкования создаются новые нормы права. И надо сказать, что это оправданно, потому что арбитражные суды и суды общей юрисдикции повседневно рассматривают тысячи конкретных дел, связанных с хозяйственной деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Заслуживают внимания постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан и юридических лиц», от 27 июня 2013 г. № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» и др.

В связи с вступлением Российской Федерации 1 сентября 2012 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО) особое значение приобретают нормы международного права и обычаи делового оборота для регламентации предпринимательской деятельности в стране.

Правда, нормы международного права применяются к хозяйственным отношениям в результате их преобразования в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации международных договоров в форме федеральных законов. Нормы международного права включаются также в нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, применяются правила международного договора. Следовательно, за нормами международного договора, участником которого является Российская Федерация, признается более высокая юридическая сила.

Нормы международного права в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности имеют существенное значение. Их удельный вес постоянно возрастает, что объясняется неуклонным стремлением России войти в мировую экономику, стать равноправным членом мирового сообщества. В настоящее время Российская Федерация является участником многих международных договоров.

Большое значение в регулировании хозяйственных отношений в Российской Федерации приобретают обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (ст. 5 ГК РФ).

Признаки обычая делового оборота сводятся к трем моментам. Во-первых, это правило поведения, не предусмотренное законодательством, применяется, если не противоречит обязательным для участников хозяйственного оборота положениям закона или договору. Во-вторых, это правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо нормативном акте. Статья 431 ГК РФ указывает, что при толковании условий договора судом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обычаи делового оборота. В-третьих, это правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Обычай хозяйственного оборота - это разновидность обычая вообще. Так, в ст. 309 ГК РФ установлено, что «обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».

К группе источников хозяйственного (предпринимательского) права относятся локальные акты субъектов хозяйственной деятельности. Это прежде всего нормативные акты, которые разрабатываются самими хозяйственными организациями, но подлежат государственной регистрации. К ним относятся уставы и другие документы, в которых фиксируется правовое положение конкретной организации, а также акты о службах, подразделениях, филиалах, должностные инструкции работников.

В практической деятельности руководители и служащие хозяйственных организаций обязаны строго руководствоваться не только вышеперечисленными источниками права, но и нормами нравственности. Сейчас ведется разработка кодекса деловой чести. Он будет содержать стандарты и этические нормы корпоративного управления. На его основе хозяйственные компании смогут разрабатывать собственные внутренние документы.

Безусловно, законодательство регулирует основную часть хозяйственных отношений, однако существуют ситуации, которые не подпадают под сферу действия правовых норм, но оказывают сильное влияние на экономику страны. Речь идет о корпоративной этике. Кодекс корпоративного поведения вынудит хозяйственные (предпринимательские) организации еще больше заботиться о собственной репутации. Хозяйственная организация, не выполняющая правил эффективного корпоративного управления, будет наказана не санкциями со стороны государства, а потерей репутации на рынках, уменьшением инвестиционной привлекательности и снижением котировок акций, а следовательно, уменьшением доходов.

Предмет, метод и источники хозяйственного права

Источники хозяйственного права

Главным источником права является Конституция РФ. Для хозяйственного права основополагающее значение имеют нормы ст.8 и 9, определяющие равенство форм собственности. Необходимо также обратить внимание на ст.34, провозглашающую право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и запрещающую экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

С позиций регулятивного воздействия в конституционном регулировании предпринимательской деятельности следует выделить нормы ст.35, устанавливающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а также ст.57, требующей, чтобы каждый платил законно установленные налоги и сборы. Эти и ряд других норм подобного рода дают возможность при рассмотрении спора непосредственно применять их, а не противоречащие им законы.

Значение конституционных основ предпринимательского права состоит в том, что они, во-первых, программируют правовое регулирование предпринимательской деятельности, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (ст.8). Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации товаров, работ и услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы.

Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.

Конституционные положения развиваются в федеральных законах. Особое значение имеет ГК РФ. Первая часть ГК РФ закрепляет основные принципы регулирования экономических отношений: свободу договора, неприкосновенность собственности, возможность беспрепятственного осуществления субъектами своих прав (ст.1.). В ст.2 закреплены признаки предпринимательской деятельности. Кодекс устанавливает наиболее важные для регулирования предпринимательской деятельности положения, касающиеся организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима ценных бумаг, содержания права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поставки товаров, кредитно-расчетных отношений.

ГК РФ провозгласил регулирование предпринимательской деятельности сферой гражданского законодательства.

Федеральные законы РФ - это следующий источник хозяйственного права. В их числе следует прежде всего назвать законы, регламентирующие исходные позиции рыночной экономики. Большая группа законов посвящена правовому положению субъектов, действующих в новых условиях.

В законах решаются также многие вопросы регулирования хозяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции и товаров, инвестирования, приватизации, закупки сельскохозяйственных продуктов, перевозки грузов и др.

Следующим источником предпринимательского права являются указы Президента РФ. Они составляют большой массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения. В соответствии со ст.90 Конституции РФ указы Президента РФ не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а в случае противоречия им действуют нормы Конституции и законов РФ. Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам предпринимательского (хозяйственного) права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей издаются в развитие и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, а также на их основании.

К числу источников предпринимательского (хозяйственного) права относятся акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере.

Важнейшими для осуществления предпринимательской деятельности являются акты Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Центрального банка РФ. Большинство из них принимается во исполнение и на основании постановлений Правительства РФ.

Также источниками хозяйственного права являются - акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.

Современное хозяйственное право - самостоятельная отрасль, регулирующая отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности, связанной с изготовлением и реализацией продукции...

Анализ сущности нормативно-правового акта как основного источника права

От обычаев делового оборота и деловых обыкновений необходимо отличать практику, которую стороны договора установили в своих взаимных отношениях (ст.9 Венской конвенции). Подобная практика представляет собой особую правовую категорию...

Источники трудового права РФ

Для решения задач, стоящих перед юридической наукой, и повышения эффективности правового регулирования определенное значение имеет разработка основных понятий, поскольку формулирование научных понятий помогает выявить и раскрыть факторы...

Ограниченные вещные права в гражданском праве

Особенности права хозяйственного ведения и права оперативного управления имуществом

право оперативный управление собственность Право хозяйственного ведения (далее: ХВ) - производное от права собственности вещное право юридических лиц -- несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества...

Понятие и виды ограниченных вещных прав

Субъектами рассматриваемого права выступают УП, основанные на государственной или частной собственности физического или юридического лица, а также дочерние предприятия, созданные ими...

Каждой самостоятельной отрасли права, как части общей системы права, присуща своя собственная система. Она формируется, объединяя в единые группы однородные правовые нормы, регулирующие определённый вид общественных отношений...

Понятие и сущность хозяйственного права

Под источниками права понимаются формы его выражения во внешнем мире. Основным источником хозяйственного права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт. Роль других источников права невелика...

Предмет, метод и источники хозяйственного права

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, к которым относятся: широкое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования...

Предмет, метод и источники хозяйственного права

Главным источником права является Конституция РФ. Для хозяйственного права основополагающее значение имеют нормы ст.8 и 9, определяющие равенство форм собственности. Необходимо также обратить внимание на ст.34...

Соотношение права полного хозяйственного и права оперативного управления по законодательству РФ

Исторически первым появилось только право оперативного управления. Оно впервые было законодательно закреплено Основами гражданского законодательства 1961 г....

Характеристика субъектов хозяйственной деятельности

Субъекты хозяйственного права многообразны. Их классификация может осуществляться по различным признакам. Прежде всего, можно различать субъекты хозяйственного права в зависимости от формы собственности, на базе которой они действуют...

Хозяйственное законодательство

Хозяйственное право (как отрасль прав) - это система правовых норм...

Хозяйственные договора

Совокупность условий, определяющих права и обязанности сторон, составляет содержание договора. Условия договора в зависимости от их назначения делятся на три вида: существенные, обычные и случайные...

Список использованной литературы

§ 1. Понятие и виды источников предпринимательского(хозяйственного) права

В современной теории права выражение «источник права» чаще используется в двух значениях: в материальном и формальном. В первом значении под ним понимается сила, создающая право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Во втором (формальном) значении под источником права понимается форма выражения государственной воли. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы. Именно последнее значение источника права преобладает в учебной и научной литературе.

Обычно в теории и истории источников (форм) права применительно к Российской Федерации принято говорить о трех ее видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте. Вместе с тем не надо забывать о применении на территории Российской Федерации норм международного права и международных договоров (ст. 7 ГК).

Нормативный правовой акт - основной источник права России в целом и предпринимательского в частности. Официальная доктрина не признает индивидуальные акты, которые рассчитаны на конкретный случай и обращены к отдельным лицам, в качестве источника права.

Нормативный договор как источник предпринимательского права. Прежде всего следует отметить, что от нормативного договора необходимо отличать гражданско-правовой договор, в том числе публичный договор. Гражданско-правовой договор есть вид сделки (ст. 154 ГК), индивидуальный правовой акт. В этом качестве гражданско-правовой договор не обладает такими свойствами права, как нормативность и общеобязательность. По этой причине нельзя полностью согласиться с распространенным в литературе мнением о том, что источником права является нормативный договор.

В большинстве случаев договор играет роль индивидуального регулятора общественных отношений.

Причем сказанное относится в равной степени и к публичным договорам в области гражданского права. В силу ст. 426 ГК публичный договор - это договор, заключаемый коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которую такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. По общему правилу цена товаров (работ, услуг), а также иные условия публичного договора одинаковы для всех потребителей.

Таким образом, публичный договор относится к разновидности гражданско-правового договора, хотя и содержит элементы публичного права. Поэтому вряд ли можно признать верным утверждение В. С. Нерсесянца о том, что нормативно-правовое значение (в смысле источника права) имеет так называемый публичный договор. По мнению авторитетного ученого, положения публичного договора распространяются на неопределенное множество лиц и обязательны для сторон всех конкретных договоров, которые могут быть заключены на основе общих правил (норм)

соответствующего публичного договора.

В данном случае произошло, на наш взгляд, смешение разных понятий - «публичного договора» и «публичной оферты». Именно положения (существенные условия) последней распространяются на неопределенное множество лиц, т. е. на тех, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК).

Публичный договор представляет собой конкретный гражданско-правовой договор, заключенный между коммерческой организацией и потребителем (например, договор банковского вклада). От публичного договора, юридическая конструкция которого очерчена ст. 426 ГК, надо отличать публично-правовой договор, используемый в конституционном (государственном), административном, финансовом, бюджетном, налоговом и других отраслях публичного права.

Нормативный характер договор приобретает при его заключении между государствами. Так, в силу ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Более того, международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в п. 1 и 2 ст. 2 Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила договора.

О нормативном договоре можно говорить применительно к публичноправовым соглашениям. Ю. А. Тихомиров предлагает следующую классификацию публично-правовых договоров: учредительные договоры; компетенционно-разграничительные соглашения; соглашения о делегировании полномочий; программно-политические договоры о дружбе и сотрудничестве; функционально-управленческие соглашения; договоры между государственными и негосударственными структурами; договоры о гражданском согласии; международные договоры.

Не вдаваясь в какую-либо дискуссию по этому вопросу, отметим, что приведенная классификация не является жесткой. Подвижность договоров и соглашений подчас затрудняет их строгое разграничение. В то же время надо посмотреть на содержание публично-правовых договоров, с тем чтобы отнести их либо нет к нормативным договорам.

И, наконец, правовой обычай как источник предпринимательского права.

Правовой обычай - это неоднократно и достаточно широко применяемое правило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права.

Эти свойства правового обычая отличают его от традиций, обыкновений и заведенного порядка.

Разновидностью правового обычая являются обычаи делового оборота. В Гражданском кодексе РФ (ст. 5) дано определение обычаев делового оборота в какой-либо области предпринимательской деятельности.


Список использованной литературы.

1. Предпринимательское право России: учеб. / В. С. Белых,

П71 Г. Э. Берсункаев, С. И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В. С. Белых. - М.: Проспект, 2009. - 656 с.

Нормальное функционирование хозяйственной деятельности возможно лишь при условии обеспечения надлежащего ее правового регулирования. Необходим отлаженный и безупречно функционирующий механизм правового обеспечения экономики, представляющий собой совокупность законов и подзаконных (общих и специальных) нормативных актов, регулирующих основные направления хозяйственной деятельности. Эти акты и составляют источники хозяйственного (предпринимательского) права.

Под источниками права в российском законодательстве понимается государственная воля, выраженная в актах компетентных органов государственной власти. Этими актами в хозяйственном праве являются:

  • · Конституция Российской Федерации -- основной источник всей системы права. Нормы Основного закона определяют основы экономической, политической и социальной системы общества, компетенцию органов государственной власти всех уровней, принципы хозяйствования, гарантии предпринимательства и конституционные ограничения;
  • · Кодексы Российской Федерации. Поскольку хозяйственное (предпринимательское) право является комплексной отраслью права, то для регулирования правовых отношений с участием хозяйствующих субъектов оно сочетает нормативные правовые акты ряда фундаментальных отраслей права. В частности, нормы гражданского права, регулирующие имущественные, и также связанные с ними неимущественные частноправовые отношения участников экономического оборота, основанного на товарно-денежной форме; нормы административного, бюджетного, земельного, налогового, уголовного, трудового, экологического права, которые регулируют соответствующие правоотношения, и определяют ответственность за дисциплинарные проступки и правонарушения в хозяйственной сфере;
  • · Федеральный конституционный закон, называемый иногда также органическим, представляет собой нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке по сравнению с федеральным законом. Он обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральш.ш шкопом. Федеральный закон не может противоречить федеральному конституционному закону. Эта норма закреплена в ч. 3 ст. 76 Конституции РФ. Федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом РФ. Федеральный конституционный закон регулирует основополагающие, устойчивые общественные отношения, обладает повышенной стабильностью и более широкой сферой действия по сравнению с другими законами. Федеральные конституционные законы в соответствии с ч. 1 ст. 108 Конституции РФ принимаются исключительно по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ;
  • · Федеральный закон -- нормативный правовой акт высшей юридической силы по отношению к иным актам, содержащий первичные нормы права, принятый в установленном порядке палатами Федерального Собрания РФ, либо путем всенародного голосования. Наряду с Конституцией РФ федеральный закон занимает центральное место в иерархии нормативных актов и является основой для указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов субъектов РФ и иных актов. Федеральный закон -- продукт законотворческого процесса и представляет собой властное предписание государства, подлежащее обязательному исполнению всеми гражданами, государственными и общественными организациями, хозяйствующими субъектами и должностными лицами, на которых эти предписания распространяются. В Российской Федерации установлено верховенство закона, т. е. все издаваемые акты должны соответствовать федеральным законам;
  • · Указы Президента РФ -- нормативные акты, издаваемые в пределах компетенции Президента РФ, в том числе в дополнение или развитие законов при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;
  • · Постановления Правительства РФ -- нормативные акты, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и во исполнение законов;
  • · Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, действующие в экономической сфере, -- Министерства Финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства транспорта РФ, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по финансовым рынкам, Центрального банка РФ и др.;
  • · акты органов государственной власти субъектов РФ, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;
  • · акты органов местного самоуправления, касающиеся хозяйственной деятельности на своих территориях.

Правовые акты органов государственной власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня.

В качестве источника хозяйственного права выступают решения Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ занимается толкованием Конституции РФ и ее норм. Нормативное толкование Конституционного Суда РФ рассчитано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, в том числе и хозяйственных, является официальным и обязательным. Правовая позиция суда, выраженная в решении по конкретному делу, распространяется не только на участников спора, в связи с которым она была сформулирована, но и на неограниченный круг юридических и физических лиц. Поэтому прецеденты, создаваемые Конституционным Судом РФ, как и акты толкования, имеют нормативно регулирующее значение и в этом смысле также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами.

В качестве источника хозяйственного (предпринимательского) права приобретает все большее значение арбитражная и судебная практика. Она по форме выражается в решениях по отдельным делам, обобщенных и зафиксированных в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по определенным направлениям. Эти документы выполняют функцию толкования норм закона и условий договоров, но порой под видом толкования создаются новые нормы права. И надо сказать, что это оправданно, потому что арбитражные суды и суды общей юрисдикции повседневно рассматривают тысячи конкретных дел, связанных с хозяйственной деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В качестве примеров можно привести следующие совместные постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ:

  • · от 8 октября 1998 г. № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами»;
  • · от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»;
  • · от 4 декабря 2000 г. № 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей»;
  • · от 12 ноября 2001 г. № 15 и от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».
  • · Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан и юридических лиц».

В связи с предстоящим вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) особое значение приобретают нормы международного права и обычаи делового оборота для регламентации предпринимательской деятельности в стране.

Правда, нормы международного права применяются к хозяйственным отношениям в результате их преобразования в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации международных договоров в форме федеральных законов. Нормы международного права включаются также в нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, то применяются правила международного договора. Следовательно, за нормами международного договора, участником которого является Российская Федерация, признается более высокая юридическая сила.

Нормы международного права в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности имеют существенное значение.Их удельный вес постоянно возрастает, что объясняется неуклонным стремлением России войти в мировую экономику, стать равноправным членом мирового сообщества. В настоящее время Российская Федерация является участником многих международных договоров.

Большое значение в регулировании хозяйственных отношений в Российской Федерации приобретают обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (ст. 5 ГК РФ).

Признаки обычая делового оборота сводятся к трем моментам:

  • · Это правило поведения, не предусмотренное законодательством, применяется, если не противоречит обязательным для участников хозяйственного оборота положениям закона или договору.
  • · Это правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо нормативном акте. Статья 431 ГК РФ указывает, что при толковании условий договора судом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обычаи делового оборота.
  • · Это правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской деятельности.

Обычай хозяйственного оборота -- это разновидность обычая вообще. Так, в ст. 309 ГК РФ установлено, что «обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований -- в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».

К группе источников хозяйственного (предпринимательского) права относятся локальные акты субъектов хозяйственной деятельности. Это прежде всего нормативные акты, которые разрабатываются самими хозяйственными организациями, но обязательно подлежат государственной регистрации. К ним относятся уставы и другие документы, в которых фиксируется правовое положение конкретной организации, а также акты о службах, подразделениях, филиалах, должностные инструкции работников.

В своей практической деятельности руководители и служащие хозяйственных организаций обязаны строго руководствоваться не только вышеперечисленными источниками права, но и нормами нравственности. Сейчас ведется разработка Кодекса деловой чести. Он будет содержать стандарты и этические нормы корпоративного управления. На его основе хозяйственные компании смогут разрабатывать собственные внутренние документы.

Безусловно, законодательство регулирует основную часть хозяйственных отношений, однако существуют ситуации, которые не подпадают под сферу действия правовых норм, но оказывают сильное влияние на экономику страны. Речь идет о корпоративной этике. Кодекс корпоративного поведения вынудит хозяйственные (предпринимательские) организации еще больше заботиться о собственной репутации. Хозяйственная организация, не выполняющая правил эффективного корпоративного управления, будет наказана не санкциями со стороны государства, а потерей репутации на рынках, уменьшением инвестиционной привлекательности и снижением котировок акций, а следовательно, уменьшением доходов.

-

/. Понятие источников хозяйственного права.
Акты федеральных органов.
Акты субъектов Российской Федерации.
Акты органов местного самоуправления.
Акты органов бывшего СССР.
Международные акты.

1. Источники хозяйственного права - это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники хозяйственного права можно разделить на следующие группы:
акты федеральных органов;
акты субъектов Российской Федерации;

Акты органов местного самоуправления;
акты органов бывшего СССР;
международные акты.

2. Акты федеральных органов подразделяются на законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.
Законы Российской Федерации:
а)Конституция Российской Федерации. Конституция обладает высшей

Юридической силой и является базой текущего законодательства;
б)акты Федерального Собрания Российской Федерации:
федеральные конституционные законы;
федеральные законы;
акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).
Подзаконные федеральные акты:
указы, распоряжения Президента Российской Федерации;
постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

Нормативные акты министерств и других центральных органов;
приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

3. Акты субъектов Российской Федерации подразделяются па законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации:
конституции, уставы субъектов Российской Федерации;
законы субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:
указы, распоряжения президентов (губернаторов);
постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;
нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации;
приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

4. Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.
Виды актов местного самоуправления:
распоряжения;
решения.

5. После распада Советского Союза на территории Российской Федерации продолжают действовать союзные акты (акты органов бывшего СССР). Это обусловлено тем, что еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации или союзные акты не противоречат российскому законодательству.
К союзным актам, продолжающим действовать в Российской Федерации, относятся:
законы СССР;
указы Президиума Верховного Совета;
постановления и распоряжения Совета Министров СССР;
приказы, постановления, инструкции министерств и других государственных комитетов бывшего СССР.
6. Нормы международных актов имеют преимущество перед внутренним российским законодательством, в связи с чем их роль в регулировании хозяйственных отношений чрезвычайно высока.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!