Что такое экологический контроль определение. Понятие, значение и виды экологического контроля. Экологический мониторинг

Экологический контроль рассматривается отечественной правовой системой как комплекс правоустанавливающих норм и одновременно как перечень конкретных мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление и пресечения нарушения законодательства в сфере охраны природной среды.

Таким образом, можно выделить следующие аспекты экологического контроля:

  • Функция государственного управления. Государство в лице уполномоченных органов обобщает информацию о состоянии правоотношений в сфере экологического права и охраны окружающей среды, после чего реализует ее в принятии конкретных нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу. Именно государство уполномочено разрабатывать нормы в отношении охраны природных объектов, которые должны соблюдать все субъекты;
  • Реализация законодательных норм на практике. Государство не ограничивается принятием комплекса нормативных актов, оно еще и контролирует их исполнение. В случае нарушения указанных норм по охране окружающей среды государство имеет возможность привлечь виновных лиц к различным видам ответственности.

Виды экологического контроля

Виды экологического контроля нашли свое отражение в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

  • Государственный экологический контроль. Осуществляется уполномоченными государственными органами и обеспечивается мерами властного принуждения в случае нарушения норм по охране природной среды;
  • Общественный экологический контроль. Осуществляется некоммерческими организациями, гражданами и их объединениями. Указанные субъекты по итогам общественного контроля имеют право направить в государственные и муниципальные органы свои предложения по устранению нарушений правил охраны природного мира, которые являются обязательными для рассмотрения.
  • Производственный экологический контроль. Осуществляется организациями и предпринимателями в ходе хозяйственной деятельности путем разработки и утверждения программы производственного экологического контроля в отношении каждого объекта природной среды, получающего негативное воздействие в процессе производства.

Также экологический контроль можно разделить по отдельным видам в зависимости от стадии контроля:

  • Предупредительный экологический контроль. Происходит на стадии подготовки к осуществлению хозяйственной деятельности (согласование, проектирование, получение разрешений на допустимый вред окружающей среде и т.д.). Позволяет предусмотреть профилактические меры для недопущения причинения вреда объектам природного мира, а также предотвратить потенциально опасную экологическую деятельность на стадии согласования.
  • Текущий экологический контроль. Осуществляется в рамках текущей хозяйственной деятельности и состоит в контроле за хозяйствующими субъектами. Такой контроль заключается в запросе документальной информации, выездных проверках и инспекциях.
  • Последующий экологический контроль. Заключается в сборе информации по итогам хозяйственной деятельности, ее обобщении и систематизации с целью дальнейшего регулирования природоохранных мероприятий.

Формы экологического контроля

В экологическом праве выделяют следующие формы экологического контроля:

  • Информационный экологический контроль. Реализовывается путем постоянного мониторинга за ситуацией в сфере охраны окружающей среды и позволяет своевременно отслеживать положительные или негативные изменения как в отношении отдельных объектов природы, так и в экологической ситуации в целом.
  • Карательный (принудительный) экологический контроль. Состоит в применении мер властного принуждения к субъектам, нарушающим нормы экологического права. Привлечение к ответственности осуществляется в пределах установленных санкций.

Методы экологического контроля

По методам проведения экологический контроль подразделяется на следующие виды:

  • Инспекционный экологический контроль. Уполномоченные органы в сфере охраны окружающей среды имеют право проводить инспекции хозяйствующих субъектов на предмет контроля за выполнением норм по охране окружающей среды. В процессе проверки инспекционные органы имеют доступ ко всей разрешительной и технической документации организации;
  • Аналитический экологический контроль заключается в анализе информации, полученной в ходе инспекционного контроля, а также обязательной отчетности хозяйствующих субъектов;
  • Инструментальный экологический контроль производится путем сбора проб и анализов на предмет причинения вреда объектам окружающей среды и дальнейшего их исследования в лабораторных условиях.
  • 8. Экологическое право как отрасль науки, отрасль права и учебная дисциплина.
  • 10. Конституционные основы экологического права.
  • 11. Характеристика фз «об охране окружающей среды».
  • 12. Понятие и функции объектов экологического права.
  • 12. Понятие, содержание и формы собственности на природные ресурсы и объекты.
  • 14. Экологические права и обязанности граждан.
  • 15. Права и обязанности юридических лиц в области охраны окружающей среды.
  • 16. Право природопользования.
  • 17. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 18. Виды органов общей компетенции с сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 19. Специальные органы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 20. Правовой механизм охраны окружающей среды.
  • 21. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм).
  • 22. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 23. Экономическое стимулирование.
  • 24. Экологическое страхование.
  • 25. Экологическая сертификация.
  • 26. Экологический аудит.
  • 27. Понятие, значение и классификация экологических нормативов.
  • 28. Нормативы качества окружающей среды.
  • 29. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
  • 30. Экологическое лицензирование.
  • 31. Понятие, задачи и система экологического контроля (надзора).
  • 32. Государственный экологический контроль.
  • 33. Производственный экологический контроль.
  • 34. Общественный экологический контроль.
  • 35. Государственная экологическая экспертиза.
  • 36. Общественная экологическая экспертиза.
  • 37. Экологический мониторинг.
  • 38. Понятие экологической информации.
  • 40. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 41. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 42. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
  • 43. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за экологические правонарушения.
  • 44. Понятие и значение экологических требований к различным видам хозяйственной и иной деятельности.
  • 45. Экологические требования при мелиорации земель, использовании мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.
  • 46. Экологические требования в области химизации с/х.
  • 47. Экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности.
  • 48. Экологические требования к обращения с опасными веществами.
  • 49. Обращение с отходами производства и потребления.
  • 2. Запрещаются:
  • 50. Экологические требования в энергетике.
  • 51. Понятие и правовая охрана земель.
  • 1.Рациональная организация земель включает:
  • 52. Правовая охрана недр.
  • 53. Охрана недр континентального шельфа и захоронение отходов в нём.
  • 54. Правовая охрана и защита лесов.
  • 55. Правовое регулирование водных отношений.
  • 56. Цели, виды и способы водопользования. Ограничения использования водных объектов. Природоохранные требования при водопользовании. Водоохранные зоны.
  • 57. Понятие и принципы правовой охраны животного мира.
  • 58. Право пользования животным миром.
  • 59. Охрана животного мира. (см. Текст в предыдущей редакции)
  • 59. Правовые меры защиты атмосферного воздуха.
  • 60. Особенности мониторинга атмосферного воздуха.
  • 61. Охрана озонового слоя Земли.
  • 62. Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов.
  • 64. Государственные природные заповедники и национальные парки.
  • 65. Природные парки и государственные заказники.
  • 66. Памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
  • 67. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
  • 68. Красная книга.
  • 69. Чрезвычайные ситуации и зоны экологического бедствия.
  • 72. Принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды.
  • 73. Международные орг-ии, участвующие в охране окружающей среды.
  • 31. Понятие, задачи и система экологического контроля (надзора).

    Об экологическом контроле и надзоре можно говорить в 2х аспектах:

    1) как проявление и реализация экологической функции российского государства.

    2) как элемент управления качеством окружающей среды.

    Экологический контроль и надзор - это система мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области охраны окружающей среды.

    Цель - реализация права граждан на благоприятную окружающую среду.

    Экологическому контролю можно дать следующую классификацию:

    По субъекту осуществления экологического контроля и надзора:

    1) государственный надзор.

    2) производственный контроль.

    3) общественный контроль.

    По направленности контроля:

    1) внешний, надведомственный. Специально созданными государственными органами надведомственного характера. На всех распространяются.

    2) внутренний, внутриведомственный. Внутри. Общественный сюда относится.

    По объекту экологического контроля:

    1) контроль за состоянием отдельных дифференцированных объектов (недра, почва, воды).

    2) контроль за состоянием отдельных природных комплексов и территорий.

    3) контроль за соблюдением экологических требований в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности.

    Из системы экологического контроля в 2004 г. был исключен такой вид контроля как муниципальный контроль. Но тем ни менее органы государственной власти могут делегировать свои полномочия ОМСУ.

    Функции контроля:

    1) предупредительная.

    2) информационная.

    3) карательная.

    32. Государственный экологический контроль.

    Под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных государственных органов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения требований экологического законодательства.

    Гос. эк-й надзор:

    2. Специальный.

    Осуществляется в 2х формах:

    Предупредительный контроль

    Задачей является недопущение реализации хозяйственной деятельности, которая в будущем будет оказывать негативное воздействие на окр. среду.

    Реализуется путем:

    *проведения согласований на стадии планирования, проектирования объекта хозяйственной деятельности;

    *путем проведения экологической экспертизы.

    Текущий контроль

    Осуществляется специально уполномоченными органами (Фед. служба по надзору в сфере природопользования). Осуществляет надзор, включающий в себя:

    1) надзор за: геологическим изучением, рациональным использование и охраной недр

    2) гос. земельный надзор

    3) гос. надзор в области обращения с отходами

    4) гн в области охраны атм. воздуха

    5) гн в области использования, охраны водных объектов

    6) на континентальном шельфе

    7) во внутренних морских водах и на территориальных водах

    8) в искл. экономической зоне РФ

    9) в области охраны озера Байкал

    10) фед. гос. лесной надзор

    11) гн в области охраны животного мира на особоохраняемых территориях

    12) за особоохраняемыми территориями

    13) охотничий надзор на особоохранямых территориях

    Постановление Правительства от 1.03.2009г. Номер 285 о перечне объектов, подлежащих федеральному гос. экологическому контролю:

    1. Объекты хоз. и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении РФ:

    а) объекты относящиеся к фед. энергетическим системам, путям сообщения и т.д.

    б) объекты связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности гос-ва, относящихся к оборонному производству.

    в) объекты относящиеся к производству ядовитых и наркотических веществ и средств

    г) объекты, расположенные на континентальном шельфе и в искл. экономической зоне РФ

    д) объекты, оказывающие негативное воздействие на объекты подлежащие особой охране:

    объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, а также природные комплексы, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

    природные объекты Байкальской природной территории.

    2. Объекты хозяйственной и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

    3. Объекты, подлежащие федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов в соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 640.

    4. Объекты, подлежащие государственному лесному контролю и надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 394.

    5. Объекты, подлежащие государственному земельному контролю, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 689.

    6. Объекты, подлежащие государственному контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 293.

    7. Объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не указанные в пунктах 1 и 2 настоящего перечня, отнесенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов.

    Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности – контроль и надзор.

    Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.

    Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

    При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различие между этими видами деятельности уловить трудно. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26.06.2008 №102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" таким органом является Государственная метрологическая служба Росстандарта. Государственный метрологический контроль и надзор имеют целью проверку соблюдения метрологических правил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды (ст. 12 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений").

    Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную. Предупредительная функция заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок. В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

    Государственный экологический контроль выполняется установленными законом "Об обеспечении единства измерений" должностными лицами и органами государственного экологического контроля. Этот закон также определяет полномочия этих лиц и органов, к которым относится право:

    • посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения и знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей;
    • проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов;
    • устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ;
    • назначать государственную экологическую экспертизу;
    • требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении этих лиц к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан;
    • принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.

    Для решения круга задач, установленных действующим законодательством в рамках экологического контроля, потребовалось объединение усилий ряда государственных органов на разных уровнях представительной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. В зависимости от места и назначения этих органов в системе государственного управления их функции в части осуществления экологического контроля могут быть либо общей компетенцией, либо носить специализированный, отраслевой характер.

    Общеэкологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления, которые наряду с другими функциями осуществляют функции государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На федеральном уровне – это контрольное управление администрации Президента и Правительство РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов Федерации.

    Действующее законодательство предоставляет федеральным органам власти право не только осуществлять государственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его проведения. К компетенции субъектов Федерации отнесено осуществление государственного экологического контроля. Такие правовые положения предусмотрены Лесным кодексом РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ, Законом РФ от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах" и др. В Водном кодексе РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ эти положения более детализированы. Органы представительной власти устанавливают порядок организации и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, а органам исполнительной власти поручено осуществление этого контроля.

    Специализированный экологический контроль выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а также соответствующими негосударственными структурами субъектов Федерации.

    По всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля возложена Правительством РФ на Росприроднадзор. По характеру специализации государственные контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные. Роспотребнадзор является отраслевым контролирующим органом. К числу функциональных органов государственного экологического контроля относятся МВД России и др.

    К мерам государственного экологического контроля относятся постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, и предписание об ограничении (приостановлении) или прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности.

    Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут уголовную ответственность. Представления о привлечении физических лиц к уголовной ответственности направляются в следственные органы инспекторами но охране природы, охране рыбных ресурсов и др.

    Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов Федерации выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними заключается прежде всего в сфере осуществления – ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, а государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

    Ведомственный контроль проводится также министерствами и ведомствами, осуществляющими управление природопользованием и охраной окружающей среды: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Росприроднадзор и др. Они контролируют выполнение задач, возлагаемых на структурные подразделения и территориальные органы.

    • 1) спецификой отрасли;
    • 2) экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами;
    • 3) конкретными правами и обязанностями подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный контроль.

    Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокая эффективность обусловлены тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

    Содержание производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главные инженер, энергетик, технолог, механик и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами.

    Федеральный закон от 09.01.1996 №3-Ф3 "О радиационной безопасности населения" устанавливает более строгие требования к проведению производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности. Согласно ст. 11 этого закона порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

    Любая из существующих форм контроля утрачивает свою популярность. Государство пытается уйти от активного вмешательства в сфере деятельности физических и юридических лиц. Однако полностью отказать от такого контроля нельзя.

    Ст. 64-69 «Об охране окружающей среды».

    Экологический контроль - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, а также обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды.

    Ст. 64 Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

    Виды экологического контроля:

    Государственный – самый эффективный, сложный важный. Ст. 65 – осуществляется ФОИВ РФ и ОИВ субъектов. Существуют специальные положения Правительства, которые регулируют более специфические, отраслевые виды экологического контроля. Перечень объектов должен быть сформулирован Правительством РФ. Такие постановления существуют. Ст. 66: вводится такая должностная единица как государственный инспектор в области охраны ОС. Этот инспектор наделён следующими правами: посещать в целях проверки любые объекты всех форм собственности; знакомиться с необходимыми документами; обязан наблюдать соблюдение нормативов, стандартов и технических регламентов; вправе проверять работу очистных сооружений; проверять деятельность предприятия в целом; вправе предъявлять требования и предписания об устранении; вправе привлекать виновного к административной ответственности. Гораздо более подробно статус такого инспектора в ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    Установлен порядок проведения проверок. Все проверки делятся на плановые (3 года, для источников повышенной опасности – 2 года) и внеплановые – могут проводиться по различным основаниям. При внеплановой проверки проверяемый должен быть минимум за 2 недели. Проверки могут быть фактическими, а могут быть письменными. Достаточно подробно урегулирован порядок проведения этих проверок; проверяемый всегда может присутствовать при проверке.

    При широчайшем объёме правомочий, инспекторам могут стать известны некоторые виды информации, которые не находятся в открытом доступе. Он обязан сохранять в тайне эти сведение.

    Есть противоречия: Закон Об охране ОС не предусматривает муниципального экологического контроля, 131-ФЗ тоже не предусматривает таких полномочий. Муниципальный контроль не является экологическим в соответствии с положениями существующего законодательства.

    Производственный (ст. 67). Кроме того, существуют два специальных стандарта. На любом предприятии создаётся специальная служба – экологическая служба. Количество специалистов, которое в него входит – индивидуально. Контроль осуществляется работниками самого предприятия. Если экологические требования не соблюдается, то экологическая служба должна проинформировать об этом руководство; если руководство не реагирует, то служба должна обратиться к государственному экологическому инспектору. Производственный контроль динамично развивается. Помимо специалистов на предприятиях, создаются ещё и специальные лаборатории. Производственный экологический контроль собственно является содержанием понятия экологический менеджмент.

    Общественный экологический контроль (ст. 68). Реализуется самим гражданами индивидуально или общественными объединениями в области охраны окружающей среды. Нужно понимать, что здесь всё зависит от активности жизненной позиции гражданина.

    Принцип многообразия форм экологического контроля создан, чтобы наиболее всестороннее и полно выявлялись нарушение в сфере охраны окружающей среды.

    Деятельность СПб в области экологического контроля. Раньше был принят специальный закон, сейчас от его действия отказались. Результатом введения этого закона появилось новое явление: введение экологического паспорта – информационно-аналитического программного комплекса о состоянии окружающей среды на территории СПб. Это экологический паспорт способствует реализации общественного экологического контроля.

    В результате изучения данной главы студент должен: знать:

    • ? понятие контроля в сфере охраны окружающей среды;
    • ? понятие и содержание государственного экологического надзора;
    • ? о субъектах государственного экологического надзора;
    • ? об общественном экологическом контроле;
    • ? о производственном экологическом контроле;
    • ? о видах проверок, проводимых субъектами экологического надзора; уметь :
    • ? охарактеризовать государственный экологический надзор;
    • ? сформулировать понятие контроля в сфере охраны окружающей среды;
    • ? определить полномочия государственных инспекторов при проведении проверок соблюдения экологического законодательства;
    • ? раскрыть порядок проведения государственного экологического надзора.

    Понятие и виды экологического контроля и надзора

    Одной из обязанностей хозяйствующих субъектов является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды (природоохранных требований), под которыми в ст. 1 Закона об охране окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

    Обеспечение соблюдение обязательных экологических требований осуществляется посредством различных правовых инструментов: юридической ответственности, контроля за соблюдением установленных требований, экологического мониторинга, экологической экспертизы, выдачи специальных разрешений на негативное воздействие на окружающую среду.

    Экологический контроль и надзор являются одними из традиционных механизмов обеспечения соблюдения требований экологического законодательства. Данный правовой инструмент имеет ярко выраженную административно-правовую природу, осуществляется в рамках публично-правовых отношений.

    В настоящее время экологический контроль и надзор разграничиваются в экологическом законодательстве. Под контролем в области охраны окружающей среды (экологическом контролем) в cm. / Закона об охране окружающей среды понимается система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

    Среди видов экологического контроля в Законе об охране окружающей среды выделяются производственный экологический контроль и общественный экологический контроль.

    Наряду с экологическим контролем в Законе об охране окружающей среды выделяется государственный экологический надзор, под которым понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

    Государственный экологический надзор включает в себя большое количество надзорных направлений".

    • ? государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
    • ? государственный земельный надзор;
    • ? государственный надзор в области обращения с отходами;
    • ? государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
    • ? государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
    • ? государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;
    • ? государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
    • ? государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
    • ? государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
    • ? федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);
    • ? федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
    • ? федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
    • ? федеральный государственный охотничий надзор;
    • ? государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
    • ? государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

    Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. За отсутствие такой программы наступает административная ответственность.

    Программа производственного экологического контроля содержит сведения".

    • ? об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
    • ? об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
    • ? об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
    • ? о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
    • ? о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
    • ? о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

    Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:

    • ? о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
    • ? о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
    • ? об обращении с отходами производства и потребления;
    • ? о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченные территориальные управления Росприроднадзора или органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    В отличие от производственного экологического контроля общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль ) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

    Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

    Порядок проведения общественного экологического контроля не установлен в законодательстве, поэтому общественный экологический контроль может осуществляться в любых формах, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации, например путем направления жалоб, петиций и предложений в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, проведения митингов, пикетов, демонстраций, обращения в правоохранительные органы в том числе в природоохранную прокуратуру.

    Представители общественной организации «Охрана природы» обратились к администрации предприятия легкой промышленности в связи намерением провести общественную проверку соблюдения предприятием требований законодательства в области охраны окружающей среды. Администрация отказала в предоставлении доступа на территорию предприятия и возможности ознакомиться с документами по охране окружающей среды на предприятии. Что бы вы порекомендовали сделать представителям общественной организации?

    Общественный экологический контроль может осуществляться отдельными гражданами , однако более эффективным шагом является объединение граждан в инициативные группы, которые не подлежат регистрации, либо даже создание общественных объединений, в уставе которых будет определено в качестве цели создания охрана окружающей среды, осуществление общественного экологического контроля.

    При осуществлении общественного экологического контроля важно руководствоваться не только положениями экологического законодательства, но и Конституцией Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными законодательными актами.

    Большую помощь в проведении общественного экологического контроля может оказать Федеральный закон от 21.07.2014№ 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в котором под общественным экологическим контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Указанным законом установлены цели, задачи, принципы общественного контроля. Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:

    • 1) общественные наблюдательные комиссии;
    • 2) общественные инспекции;
    • 3) группы общественного контроля;
    • 4) иные организационные структуры общественного контроля.


     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!