90 условно досрочное освобождение от отбывания наказания. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Что такое "ходатайство", и кто его подает

Миссия и функции региона.

Миссия региона вытекает из того, что Регион - это:

Часть страны;

Территориальная социально-экономическая система, состоящая из трех подсистем: социальной (население), экономической (хозяйство), природной.

Миссия (предназначение) региона:

1. Обеспечение условий для жизнедеятельности людей;

2. Внесение максимального вклада в национальный экономический рост.

Функции , выполняемые регионом:

- Институциональные (должен обеспечивать конст права, опред самостоятельность региона; необходимо сохранять единую целостность ос страной);

- Экономические (обеспечение эк безопасности страны; создание возможностей обеспечения эк деят-ти в регионе);

- Социальные (гарантия прав и возможностей соц развития населения благодаря эк потенциалу региона);

- Экологические (обеспечение среды, чтобы человек мог безопасно жить и работать);

- Этно-психологические (удовлетворение религиоз и культур потребностей населения, учитывая многонациональность страны).

Сущность региональной политики

Региональная политика, представляя собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития страны.

РП связана с:региональной эк-й(исследует совок-ть экон и соц фак-в,обуславливающих формирование и развитие производственных сил, соц процессов пределах конкретных регионов)

Рег. Развитием (изуч-е внутр. Соц-эк стр-ры рег-на)

Рег планированием, программированием

Рег. Моделированием (экономико-матем конструирование существующей или перспективной структуры региона с целью её оптимизации

Регионализацией

РП служит реализацией целей и задач гос-ва

Региональная политика и ее место в системе государственного регулирования территориального развития.



Региональное развитие - изменение внутренней социально-экономической структуры региона.

Государственное регулирование территориального (или регионального) развития - действия государства, цель которых - избирательное воздействие на социально-экономическое, политическое, экологическое развитие отдельных территорий.

Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным, экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

Региональная политика может существовать в эксплицитной или имплицитной форме.

Цели региональной политики.

Цели региональной политики.

1.Экономические - в основном - государственное регулирование размещения инвестиций.

2.Социальные - государственное регулирование регионального развития с целью выравнивания качества жизни населения

3.Политические

А.«Национальные»: обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности

Б.«Прагматические»: регулирование взаимоотношений между различными политическими блоками

(выявление и ранжирование интересов электората, общенациональных интересов правящей элитой)

1) создание и упрочение ед эк пространства и обеспечение эк, соц, прав и орг основ государственности (федерализма в полиэтнических, федеративных гос-вах)

2) относительное выравнивание условий соц-эк развития регионов

3) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для гос-ва

4) макс использование природных, в т.ч.ресурсных особенностей регионов

5) предотвращение загрязнения окр среды, экологизация рег природопользования, комплексная эколог защита регионов и др.

Функциональные формы региональной политики.

1.Прогнозирование - научное предвидение предполагаемых направлений и параметров экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры, etc.

2.Региональное программирование - целенаправленное вмешательство в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.

3.Региональное планирование - установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, конкретных исполнителей (долгосроч планы – концепции и осн направления эк и соц развития – 15 лет; среднесроч – распределение ресурсов, которыми сейчас располагает общество – 5 лет)

Виды региональной политики

По сферам воздействия можно выделить следующие виды РП:

1. Экономическая политика. Необходимость смягчения рег эк диспропорций, достижение рег эк равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает гос фин помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, фин ограничения, штрафные санкции.

2. Социальная политика. В поле зрения - процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Соц различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различ регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества соц среды составляют суть РП в социальной сфере.

3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство гос-ва, как в естественное, так и мех движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

4. Экистическая (поселенческая) политика. Экистика - наука об эффективном использовании территории конкр региона путем оптимал размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом прир, эк, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.

5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.

6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров.

Перераспределительная политика - финансовая помощь депрессивным регионам.

Стимулирующая политика – самостоятельное развитие.

Под региональной политикой подразумевается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизмы их реализации.

Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности государства, недопущении и распада на суверенные территории.

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.

Каждый регион имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свои структуры хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.

Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в тоже время единое экономическое целое с другими регионами.

В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов Федерации необходима выработка четкой и действительной региональной политики в проведении экономических реформ в России.

Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономических реформ на региональный уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка на ряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходимы разработка государственных региональных программ и финансирование з государственного бюджета. В первую очередь это относиться к регионам уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам наиболее экономически отсталым, регионам с экстремальными природными условиями.

Необходимо обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов.

Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реконструкции экономически старопромышленных регионов, крупных городских агломераций, конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экономической обстановки и модернизации инфраструктуры.

Необходимо преодолеть депрессивное состояние отдельных регионов, установить утраченную жизненную среду в сельской местности. Создание жизнеспособной экономики хозяйственного комплекса регионов и страны в целом – немыслимо без активной региональной политики государства.


Классификация региональной политики может проводится по разнообразным критериям, в зависимости от цели анализа.

Региональная политика, намечаемая и проводимая самими ре­гионами, - это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространст­венно локализованной сферы на кон­кретной территории и с уче­том ме­стных условий. Государственная регио­нальная политика призвана обеспечить дееспособность региональной поли­тики на местах. Объект региональной политики - взаимосвязи и отноше­ния между регионами. Главный региональный интерес России в на­стоящее время должен быть осознан как минимизация негатив­ных проявле­ний территориаль­ной дезинтеграции на уровне субъ­ек­тов Федера­ции, как поддержка местных преобразований, как соз­дание обще­российских условий для того, чтобы ка­ждый субъ­ект Федерации максимально использовал свой внутренний потен­циал и во все меньшей мере претендовал на возможности госу­дар­ствен­ной помощи. Региональные интересы определяются обес­пече­нием полно­кров­ного и сбалансированного существования на дан­ной террито­рии человека, общества и природы, гарантирова­ние их согласо­ванного воспроизводства на базе задействования ре­сурсов и пол­номочий, государственно признаваемых местными.

Совершенно очевидно, что основой региональной политики является реализация экономических целей и задач государственной власти, даже в том случае, когда речь идет о внеэкономической сфере, механизм обеспечения, например, необходимых социальных или экономических стандартов неизбежно «упирается» в финансово-экономические рычаги. Таким образом, предлагаемое ниже структурирование региональной политики с точки зрения ее направленности носит в известной степени условный характер.

- Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, а в ряде случаев – и достижения регионального экономического равновесия характерна для всех стран, как процветающих, так и входящих в известный список ООН наиболее развитых стран мира.

Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции и т.п. Разумеется, типичный обобщающий опыт региональной экономической политики не исключает применение таких лишь частных случаев и форм регулирования или комбинированного использования сразу нескольких мер.

Элементами региональной экономической политики являются:

Основными элементами региональной политики являются следующие.

а) налоговая политика – определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.

б) бюджетная политика – механизм формирования и использования

государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между

регионами.

в) ценовая политика – государственное регулирование цен и тарифов,

способы и формы этого регулирования.

г) инвестиционная политика – мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.

д) структурная политика – система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.

е) институциональная политика – реорганизация отношений собственности, управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие с негосударственным сектором.

- Социальная политика. В поле ее зрения находятся процессы и формы организации жизни моделей общественного производства с точки зрения условий труда быта и отдыха и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения большинства государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровень жизни между различными регионами и типами населений (особенно между городом и селом), а также общее улучшение качества социальной среды составляет суть региональной социальной политики.

Поскольку грани в обществе весьма условны, объекты и процессы, имеющие отношения к региональной социальной политике, требует интегрального подхода, включающего экономические, социальные и иные оценки. В этой в связи предлагается экономическую и социальную политику различать не по объектам проследования, а по поводу и по конечному результату.

- Демографическая политика. Строго говоря, демографическая политика является необходимым ингредиентом социальной политики, однако настолько специфическим, что в литературе получила самостоятельный статус. Она означает активное вмешательство государства как естественное, так и в механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

В федеративных и полиэтнических странах демографическая политика нередко носит дуалистический характер: в одних регионах она направлена на повышение рождаемости и естественного прироста населения, в других – на ограничение рождаемости и естественного прироста. Реализация региональной демографической политики с «разновекторной» направленностью в рамках многонациональных стран (в том числе в России) таит в себе опасность межэтнических и межконфессиональных коллиций и связана с большими трудностями.

- Экистическая политика (поселенческая). Как известно, экистикой называется теоретический раздел геопланироваки – науки об эффективном использовании территории (территориальных ресурсов) конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Ограниченность территории многих западноевропейских государств понуждают их правительство и органы местного самоуправления уделять особое внимание вопросам рационального использования земельных участков как городской, так и сельской местности. Широко используются финансово-экономические рычаги (дифференцированная плата за землю, налоговые коэффициенты и т.д.) и административно-правовые санкции.

Обширность территории Российской Федерации подчас порождает иллюзию меньшей актуальности проведения здесь активной экистической политики в сравнении с небольшими по размерам странами. Между тем, именно в России, с ее обширными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно с экономить колоссальные средства.

- Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктующая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возрастающей нагрузке на окружающую среду. Опаснейшее нарушение естественного круговорота веществ и энергетических потоков в биосфере, а также повреждение ее регенерационных механизмов поставили человечество фактически на грань глобального коллапса. При этом становится очевидным, что прежние природоохранные действия типа «латания и штопанья дыр» уже не в состоянии сколько-нибудь надежно улучшить ситуацию: нужны принципиально новые подходы, основанные на тесном союзе науки и практики.

Ясно, что детериорация (то есть ухудшение качества окружающей среды) носит ярко выраженный региональный характер, что связано кА с различиями в хозяйственной специализации стран и регионов, так и не одинаковыми возможностями государств регулировать качество окружающей среды. В этой связи проведение целенаправленной региональной политики становиться императивом.

- Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации научно-исследовательских и конструкторских разработок и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства (в том числе технополисы и технопарки), региональные перемещения научных кадров (в том числе утечка мозгов) и т.п.

Структурирование региональной политики может производиться и по другим критериям:

1. по целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов и т.д.);

2. по механизму (автоматическая, то есть распределение по формуле; проблемная, то есть – по спецпрограммам; целевая, то есть – по конкретным регионам);

3. по средствам (финансовая - помощь, льготы, штрафы и т.д.; административная - разрешения и запреты; инфраструктурная - сооружение дорог, мостов и т.д.);

4. по адресату (региональные власти, фирмы, организации, отдельные граждане) и т. д.

Поскольку региональная политика подразделяет сферу деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в региональном аспекте в соответствии с заранее разработанной программой, то логично кратко остановиться на организационных формах такого управления.

Как известно объект любого управления представляет собой нечто такое, по отношению к которому направлено управляющее воздействие субъекта управления.

К основным объектам региональной политики относятся: производственные (прежде всего предприятие как первичное звено общественного воздействия труда), социальные (прежде всего – человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и т.д. В качестве субъектов регионального управления могут выступать как конкретные представители государственной и региональной власти (лица физические), так и отдельные учреждения, организации, предприятия (лица юридические).

К основным функциональным формам региональной политики относят:

1. прогнозирование;

2. программирование;

3. планирование.

Региональное программирование ассоциируется уже с целенаправленным вмешательством в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов. И, наконец, региональное планирование, которое в бывшем СССР связывалось лишь с социалистическими производственными отношениями (планово-централизованной экономикой), означает установление конкретных задач и целей на плановый (планируемый) период с указанием источников финансирования, непосредственных исполнителей и т.д.

Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического развития и качества жизни населения, инфраструктурной оснащенности в экономическом состоянии среды, остроты национальных и социальных конфликтов присущи практически всем странах не зависимо от их положения в мировом табели о рангах (даже в странах «большой семерки» региональный довод на душу населения разниться иногда по штатам, провинциям и т.д. на 30-50%). Эти контрасты постоянно и повсеместно продуцируются из-за несовпадения экономических и социальных, стратегических и тактических целей развития. Часто возникают проблемы освоения (доосвоения) территорий. Особенно в таких обширных по площади странах, как Канада, США, Австралия, Китай, не говоря уже о России.

Совершенно очевидно, что цели и задачи региональной политики (равно как ее формы и методы) различных государств не могут совпадать и варьируют в весьма широких пределах. Вместе с тем существуют общие, генерализованные цели, присущие региональной политике практически всех без исключения стран, ее реализующих.

Это прежде всего:

1. Создание и упрочение единого экономического пространства обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности (федерализма в полиэтнических, федеративных государствах);

2. Относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

3. Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства;

4. Максимальное использование природных, в том числе ресурсных особенностей регионов;

5. Предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др.

Основные направления региональной политики западноевропейских государств преимущественно связываются с судьбой так называемых проблемных районов: депрессивных старопромышленных, слаборазвитых (аграрно-индустриальных и с экстремальными природными условиями) чрезмерной концентрацией населения и хозяйства и кризисных территорий в пределах крупнейших агломераций и т.п.

Стратегические цели региональной политики современной России в соответствии с Указом президента РФ от 03 июня 1996г. « Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» состоит в стабилизации производства, возобновлении экономического роста в каждом из регионов страны, повышения на этой основе уровня жизни населения, обеспечения единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов. В этом же документе формулируются главные задачи региональной экономической политики, связанные в частности с укреплением экономических основ территориальной целостности и стабильности государства, достижением экономически и социально оправданного уровня комплектности и рациональности структуры хозяйства регионов.

В развивающихся странах региональная политика требует вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий и ресурсов, интеграции различных пространств в единый национальный рынок, смягчения противоречий между городом и деревней, регулирования процесса урбанизации. Здесь отчетливо прослеживаются две контрастные тенденции в региональном развитии, выражающие через взаимоотношения «центр-переферия» (развитие «сверху») и посредством «внутри-переферийных диффузий» (развитие «снизу»). Во многом это следствие слаборазвитости, поскольку наиболее эффективно именно сочетание (слияние) обоих направлений региональной политики: и «сверху» и «снизу». Об этом со всей очевидностью свидетельствует прошлый опыт Индии, Бразилии, Мексики и других стран.

В орбиту региональной политики включаются такие основные моменты, как:

Соотношение и взаимодействие главных движущих сил регионального развития: социально-экономических укладов и секторов (государственного, частного, акционерного, кооперативного, смешанного и т.д.);

Баланс внутренних и внешних фактов и средств регионального развития;

Соотношение национального (общегосударственного) и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой (уровень региональной автономии, степень централизации планирования и управления);

Отношение к задаче оптимизации региональных пропорций, подъему экономики отсталых районов, освоению новых территорий и природных ресурсов.

Региональная политика

Региональная политика представляет собой систему законодательных, административных, экономических и природоохранных мер, способствующих более рациональному размещению производительных сил, сглаживанию различий в уровнях развития отдельных регионов. Региональную политику проводят и страны Запада, и развивающиеся страны, и страны с переходной экономикой.

В странах Запада государство до Второй мировой войны сравнительно мало вмешивалось в вопросы размещения производительных сил. Если такое вмешательство и было, то оно носило спорадический характер и было связано либо с военной обстановкой, либо с экономическими кризисами. Так, в годы Великой депрессии в США (1929–1933) по инициативе президента Ф. Рузвельта была принята федеральная программа по освоению и развитию ресурсов долины р. Теннесси, имевшая задачей комплексное развитие всего штата Теннесси. До сих пор она остается предметом гордости американских специалистов.

После Второй мировой войны государственное регулирование экономики вообще приняло на Западе значительно большие масштабы, особенно в Западной Европе. Составной частью такого регулирования стала и региональная политика, которая начала охватывать все важнейшие отрасли производственной и непроизводственной сфер. Проводят ее обычно в двух главных формах. Первая из них – региональное планирование (программирование), которое выражается в составлении региональных планов (программ). Они могут быть кратко-, средне– и долгосрочными. При этом некоторые страны (Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Швеция, Япония) проводят такое планирование с полным, а некоторые (ФРГ, Бельгия, США, Канада) с неполным охватом территории своих стран. Вторая форма – региональное прогнозирование. Органы осуществления региональной политики могут быть национальными (например, в США) и наднациональными (например, в ЕС).

На протяжении послевоенных десятилетий методы региональной политики не оставались неизменными. Так, сначала акцент делали в первую очередь на решении социальных задач, затем больше внимания стали уделять и экономическим задачам. Со временем для решения региональных проблем стали привлекать не только государственный, но и частный капитал. От крупномасштабных программ часто стали переходить к решению более локальных проблем. И тем не менее главная цель региональной политики остается неизменной. Она заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны, чреватых массовыми выступлениями трудящихся и усилением напряженности в обществе, в выравнивании уровней качества жизни. В региональной политике широко используют как ограничительные, так и поощрительные меры.

На этом общем фоне обычно выделяют четыре главных конкретных направления региональной политики.

Первое направление заключается в подъеме отсталых аграрных районов. Их называют также бедствующими, проблемными, серыми. Это районы, мало затронутые НТР. Для них характерны отток и старение населения, повышенный уровень безработицы, недостаточность капиталовложений. Классический пример такого рода являет собой Юг Италии, сильно отстающий в развитии от промышленного Севера этой страны. Во Франции к подобным районам относят Центральный массив, Аквитанию, Северо-Запад, Корсику, в Испании – Галисию, некоторые районы Юга и Центра, в Великобритании – Северную Шотландию, в США – плато Озарк, район «Четыре угла», находящийся на стыке штатов Аризона, Колорадо, Нью-Мексико и Юта.

Региональная политика по отношению к таким районам предусматривает налоговые льготы, организацию специальных фондов (например, «Касса Юга» в Италии), создание на государственные средства производственной и социальной инфраструктуры, которая во многом определяет «деловой климат» района. Нередко в них создаются крупные промышленные предприятия, играющие роль «полюсов роста». Впервые в рамках региональной политики закон о «полюсах роста» был принят в Италии в 1957 г. В соответствии с ним на Юге было построено несколько крупных предприятий, например мощный металлургический комбинат в Таранто. «Полюса роста» стали создавать также в Испании, во Франции, в других странах. В последнее время наряду с индустриализацией в слаборазвитых районах много внимания уделяют также развитию сельского хозяйства, туризма и рекреации.

Второе направление региональной политики заключается в «реанимации» депрессивных районов. Это старопромышленные районы с преимущественным развитием угольной, железорудной, текстильной промышленности, которые возникли еще в период промышленных переворотов XVIII–XIX вв. В эпоху НТР переход энергетики с угля на нефть и газ, черной металлургии – с местной на более богатую заморскую железную руду, текстильной промышленности – с натурального на искусственное волокно привел к экономическому упадку, депрессии таких районов. Сам термин «депрессивный район» возник еще в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. Но особенно сильно их отставание проявилось уже в эпоху НТР. Начались старение и отток населения, структурный кризис, структурная безработица.

Ярким примером депрессивного района по крайней мере до недавнего времени мог служить Аппалачский район США, полностью или частично охватывающий территорию 13 штатов с населением около 20 млн человек. Этот район, в котором находится главный каменноугольный бассейн страны, давно уже переживает экономический застой. Структурный кризис поразил и большинство каменноугольных и железорудных бассейнов, старых текстильных районов зарубежной Европы.

Региональная политика в депрессивных районах, как правило, включает в себя внедрение в их экономику новых и новейших отраслей производства, тесно связанных с НТР, перепрофилирование предприятий, переспециализацию рабочей силы, создание филиалов ТНК.

Третье направление региональной политики заключается в сдерживании гипертрофированного роста городских агломераций, особенно столичных. Такой рост, происходивший в 60-70-х гг. XX в., имел своим последствием возникновение довольно общего явления, которое стали называть кризисом городов. Он проявился в угрожающем загрязнении городской среды и ухудшении санитарно-гигиенических условий жизни, в перегрузке транспорта, в ухудшении жилищного фонда и т. д. В результате начался массовый отток зажиточных слоев населения из центральных частей городов в пригороды.

Главной задачей региональной политики в этой сфере стало обуздание таких «сверхгородов». Это достигается прежде всего при помощи районной планировки, которую стали широко применять во Франции, в Нидерландах, Японии, США, Канаде. В Великобритании, во Франции большие масштабы приняло сооружение городов-спутников Лондона и Парижа и вообще новых городов, которые способствуют разгрузке городских агломераций. Есть отдельные примеры осуществления так называемой дегломерации – как пассивной (ограничение нового строительства в крупнейших городах), так и активной (вынос предприятий из таких городов).

Четвертое направление региональной политики заключается в освоении новых ресурсных районов с экстремальными природными условиями. До Второй мировой войны страны Западной Европы, США, Япония могли опереться на топливно-сырьевые ресурсы своих колоний и полуколоний. Поэтому их интерес к районам Севера, к Австралии был эпизодическим, связанным преимущественно с «золотыми лихорадками» (Клондайк, Калгурли), после которых нередко оставались лишь «города-призраки». После крушения колониальной системы интерес стран Запада к районам нового освоения повысился. При этом отчетливо проявилось стремление переориентировать тяжелую промышленность на собственные ресурсы, уменьшить зависимость от импорта сырья и топлива из развивающихся стран. В результате началось широкое освоение этих районов, занимающих вместе огромную территорию в 18 млн км 2 (рис. 62).

В целом результаты региональной политики в экономически развитых странах Запада можно охарактеризовать как довольно ограниченные. Во всяком случае, подразделение районов на высокоразвитые, отсталые и депрессивные остается. Очаги тяжелой промышленности, создаваемые в отсталых районах в соответствии с региональными программами, представлены большей частью предприятиями черной металлургии, нефтепереработки и других базовых отраслей, которые в большинстве стран переживают застой и к тому же мало связаны с местной экономикой. А в освоении новых ресурсных районов приоритет зачастую принадлежит интересам военно-стратегического плана. И тем не менее нельзя отрицать, что без проведения региональной политики многие территориальные диспропорции в странах Запада были бы значительно острее.

Рис. 62. Районы нового освоения в экономически развитых странах Запада (по Л. Н. Карпову)

В развивающихся странах региональная политика имеет свои особенности. Например, для них в целом мало актуальна проблема «реанимации» старопромышленных депрессивных районов. Но остальные три направления такой политики оказываются весьма актуальными. Это и подъем отсталых районов, в том числе при помощи крупных промышленных новостроек – «полюсов роста» (например, Асуан в Египте, Бхилаи в Индии). Это и сдерживание гипертрофированного роста «сверхгородов», особенно столичных. Это и освоение новых ресурсных районов, наиболее ярким примером которого может служить бразильская Амазония. Кстати, для освоения глубинных районов некоторые развивающиеся страны (Бразилия, Пакистан, Танзания, Нигерия, Кот-д"Ивуар) уже предприняли перенос своих столиц из приморских городов в города, расположенные вдали от побережья. Изменения в экономической модели развития и свертывание госсектора (например, в Латинской Америке) не привели к отмене региональных программ, хотя и видоизменили их формы.

Россия имеет большой опыт осуществления региональной политики, поскольку в бывшем Советском Союзе были разработаны многие крупные региональные программы, хотя в большинстве своем они так и не были завершены. После распада СССР нарушились экономические связи не только между бывшими союзными республиками страны, но и между вновь созданными субъектами Российской Федерации. Поэтому государственной региональной политике ныне придается все большее значение. Ее проводят на федеральном, межрегиональном и внутрирегиональном уровнях, а ее «адресатами» стали все 86 субъектов РФ. На переходном этапе развития страны сформировались восемь межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия: «Северо-Запад», «Центр России», «Черноземье», «Большая Волга», «Северный Кавказ», «Урал», «Сибирь», «Дальний Восток и Забайкалье». С 1995 г. в стране работает Международная академия регионального развития и сотрудничества (МАРС), в деятельности которой активно участвуют и географы. А с 2000 г., когда началась коренная административная реформа и были образованы семь федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный), можно, повидимому, говорить и о новом этапе осуществления государственной региональной политики. В 2001 г. была принята первая новая региональная программа «Юг России». За ней последовали и другие.

Региональная политика (РП) - охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.

Региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и охватывает следующие основные направления:

1) определение соотношения движущихся сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный сектора экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);

2) соотношение общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления

экономикой;

3) подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;

4)национально-экономические вопросы (в условиях многонационального государства);

5) проблемы урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства. Содержание региональной политики практически во всех развитых странах (проводящих активную региональную политику) имеет общие черты:

Освоение слаборазвитых территорий, реконструкция экономики депрессивных промышленных районов;

Децентрализация агломераций и районов концентрации промышленного производства;

Образование новых промышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных с существующими центрами промышленности.

Без осуществления такой политики диспропорции как в региональном плане, так и в масштабе всей страны будут возрастать.

В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает. Это обусловлено:

Необходимостью учета специфики регионов при проведении экономической реформы, переноса ряда направлений реформы на региональный уровень, учет отличающихся стартовых условий регионов;

Усилением центробежных, сепаратистских настроений в регионах, дезинтеграцией экономического пространства;

Незавершенностью и противоречивостью преобразования национально-государственного устройства России и разграничения компетенций федеральных и региональных органов управления;

Политической нестабильностью и межэтнической напряженностью в ряде регионов;

Геополитическими и социально-экономическими последствиями распада СССР;

Экономическим кризисом, острыми проблемами в регионах. Почти вся территория России относится теперь к разного рода проблемным регионам.

Региональную политику в период плановой экономики кратко можно охарактеризовать следующим образом:

Соотношение центрального и регионального уровней управления. В вопросах управления экономическим и социальным развитием приоритет отдавался централизованному управлению, роль регионов была незначительной;

Отношение к подъему экономики отсталых районов и к национально-этническим вопросам. Реализовался принцип выравнивания уровня экономического развития и уровня жизни населения национальных республик, часто в ущерб регионам Центра России;

Освоение новых районов и ресурсов, заселение Севера и Востока страны, стимулирование прибытия населения в эти районы, строительство здесь новых городов, формирование территориально-производственных комплексов. Это имело важное значение для экономического развития страны. Вместе с тем при освоении новых районов недостаточное внимание уделялось комплексному развитию территории, созданию инфраструктуры, решению социальных и экономических проблем. Не были учтены экстремальные природные условия, которые делают исключительно дорогим обеспечение условий для проживания большого количества населения в этих районах. Не были развиты другие отрасли, помимо добывающих. Это породило ряд острых проблем в данных регионах;

Отношение к проблемам урбанизации1. В этой области проводилась противоречивая и недостаточно эффективная политика.

Задачи региональной политики, как правило, имеют долговременный характер. новые задачи региональной политики обусловлены следующими обстоятельствами.

1. Изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления.

2. Федеративный договор изменил принципы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами, расширил хозяйственную компетенцию субъектов Федерации и вместе с тем актуальной задачей стало сохранение целостности России как объекта государственной, в том числе региональной, политики.

3. Произошел переход от административной системы управления к системе преимущественного рыночного регулирования.

Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются:

Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;

Преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российских сел, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных и иных земельных угодий;

Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, горные районы);

Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;

Стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;

Переспециализация новых приграничных регионов;

Развитие процессов экономической интеграции создает условия для выхода региональной экономики и на межнациональный уровень.

В рамках региональной экономики исследуются такие проблемы, как:

Региональная политика государства;

Разработка и реализация региональных программ экономического и социального развития;

Эффективность специализации и комплексного развития региона;

Экономическое районирование;

Районная планировка

и другие вопросы, связанные с размещением производительных сил и комплексным развитием регионов.

Региональная экономика изучает механизм экономического регулирования размещения производства, определения экономической эффективности регионального развития. Особое значение имеет глубокий анализ многих экономических факторов: динамики производительности труда, регионального распределения национального дохода, структуры и эффективности основных фондов, территориальной дифференциации цен и тарифов и т. д.

В региональной экономике используются следующие методы исследования:

балансовый, заключающийся в составлении региональных балансов. Он позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями специализации региона и отраслями, дополняющими территориальный комплекс. Балансы необходимы также для разработки рациональных межрайонных связей;

картографический, т. е. составление и использование карт, картосхем, картограмм.

Региональная экономика широко опирается на систему технико-экономических показателей. Она применяет различные методы расчетов экономической эффективности регионального развития производительных сил. Это вызывает необходимость широкого использования экономико-математических методов и моделей. Чаще применяются два вида экономико-математических моделей - структурные (балансовые) и оптимизационные.

Региональная экономика применяет в своих исследованиях также и другие методы: статистический, сравнительный, метод систематизации и т. д.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!