Схема системы государственной службы. Система государственной службы российской федерации. Государственная гражданская служба

В соответствии с федеральным законом Российской Федерации «О системе государственной службы» различают следующие виды государственной службы:

1. Гражданская.
2. Военная.
3. Правоохранительная.

Они носят функциональный характер, обеспечивают выполнение всего объема государственно-важных задач и полномочий. Данные виды государственной службы позволяют комплексно и эффективно решать многочисленные и разные задачи и функции, повышать уровень профессиональной государственной деятельности, которая обеспечивает реализацию основных управленческих задач государственного масштаба.

Первый вид госслужбы включает в себя федеральную службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Федеральная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая призвана обеспечить исполнение полномочий РФ и полномочий федеральных органов и лиц, занимающих государственные должности. К ней относят военную и правоохранительную службы. Государственная федеральная служба регулируется соответствующей нормативной базой РФ.

Гражданская служба РФ – вид госслужбы, которая подразумевает профессиональную деятельность лиц, которые заняты в этой сфере и обеспечивают исполнение полномочий и задач государственных органов РФ.
Военная и правоохранительная служба представляет собой определенный вид госслужбы, который непосредственно связан с охранно-представительской деятельностью государства, обеспечивает полную безопасность граждан, внутреннюю и внешнюю безопасность государства в целом и правопорядок в нем.

К основным признакам этих служб относят:

1. Содержание данных служб. Они обеспечивают общественную безопасность, защищают права и свободы граждан, обеспечивают сохранность материальных ценностей и соблюдают общественный порядок.
2. Выполнение своих должностных обязанностей в различных условиях и ситуациях, при повышенном уровне риска.
3. Подчинение определенным правовым документам, осуществления деятельности согласно законодательной базы, которая регулирует организация службы и ее правовое положение.
4. Функционирование системы специальных званий и атрибутики.
5. Необходимость служащего принимать участие в массовых сборах, учениях и других мероприятиях.
6. Соответственные правила привлечения к ответственности.

Военная служба предусматривает выполнение основной цели, связанной с защитой государства от посягательств других стран на устоявшийся строй, его независимости, территориальной целостности, потенциала страны.
Правоохранительная служба обязана выполнят защитную функцию, то есть она защищает права и свободы граждан и структур РФ, обеспечивает общественный порядок и безопасность, борется с преступностью и административными нарушениями.

Государственная служба уже несколько лет сохраняет лидерство в рейтинге самых востребованных мест трудоустройства. Система государственных и муниципальных органов - это огромная иерархическая структура. Очевидно, что чем выше позиция - тем она привлекательнее. Разберемся с классификацией должностей госслужащих в России и узнаем, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ , который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаютсязаконами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.

Категории должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Ихосновная функциязаключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты.Этограждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной гражданской службы (таблица)

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:

  1. Высшие:руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие:специалисты и обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие: обеспечивающие специалисты.

Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС нужно соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Требования к минимальному стажу:

При этом конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ, с учетом положений Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12 октября 2017 года.

Обусловлены специализацией, которую определяют цели, уровень и функции соответствующих органов. Под этим понятием понимается особая профессиональная работа, направленная на обеспечение предоставленных законом полномочий аппарату власти.

Различные виды государственной службы возникли в связи с устройством РФ, имеющим федеративный характер. На эти разграничения повлияло также разделение властей и особенности различных секторов и сфер, относящихся к исполнительному аппарату.

Служба субъектов государства, которые находятся в его ведении;

Федеральная.

Совместным ведением государства и его субъектов являются только кадры, относящиеся к правоохранительным и судебным органам.

Также подразделяют виды государственной службы на:

Гражданскую;

Общеадминистративную;

Специализированную;

Правоохранительную;

Военную;

Войсковую;

Военизированную.

Госслужба обладает многоцелевым функциональным характером. Ее основной задачей является обеспечение исполнения всех полномочий, которые возложены на аппарат управления обществом. Именно это многообразие функций диктует специализацию и дифференциацию профессиональной служебной деятельности государственных органов. Глубокое понимание структуры этого механизма способствует решению проблемы модернизации и совершенствования работы всех его подразделений с целью повышения эффективности их функционирования.

Виды государственной службы, которые классифицируются в зависимости от можно разделить на несколько категорий. К ним относят:

Парламентскую службу;

Работу исполнительных органов (правительственную);

Судебную деятельность.

Различные элементы структуры государственной службы обладают специфическими особенностями и функциональными возможностями, которые зависят от предмета деятельности и компетенции соответствующего аппарата власти.

К управленческим или общеадминистративным органам относят:

Службу Президента и его Администрации;

Парламентские органы;

Правительственную службу;

Исполнительные органы.

Вид государственной службы, являющийся специализированным, решает задачи по реализации особых полномочий. Они предоставляются служащим со специфической профессиональной подготовкой. Как правило, их целью является регулирование определенной однородной деятельности. Служба в специализированных государственных подразделениях относится к гражданскому виду. Деятельность таких госорганов основана на правовых актах, которые издаются для их функционирования. К ним можно отнести:

Дипломатическую службу;

Налоговые органы;

Правозащитный аппарат;

Службу контроля и надзора;

Финансово-кредитные госорганы;

Являющуюся альтернативной;

Избирательные комиссии.

Понятие и виды государственной службы со специальными компетенциями и функциями включают в себя также органы, которые решают правоохранительные задачи. Их деятельность основана на применении мер воздействия юридического характера, которые соответствуют действующему законодательству. Такая служба осуществляется в органах:

Прокуратуры;

Налоговой полиции;

Внутренних дел;

Таможни;

Юстиции;

Нотариальной службы.

По своей специфике к правоохранительной службе тесно примыкает военная. Это особый вид, отличающийся от гражданской рядом особенностей:

Условиями труда, сопряженными с риском;

Специфическими профессиональными особенностями;

Должностными обязанностями, в основе которых - защита здоровья и жизни граждан, а также обеспечение их безопасности;

Наличие дисциплинарного устава;

Особыми условиями приема на службу и порядком ее прохождения.

Термин «государственная служба» сформировалось в России в 90-е годы. Тогда впервые стали приниматься документы, в которых упоминался данный термин. До этого, данный термин характеризовал всех служащих, которые работают в учреждениях и организациях государства. В некоторых странах такое понимание осталось и до сих пор.

Современное определение формировалось из года в год, претерпевало различные изменения, пока не пришло в сегодняшнюю форму. За эти годы было создано масса нормативным документов, основных из которых было Положение о государственной службе и Закон «Об основах государственной службы» Именно после принятия данных документов, стали развиваться отношения в области работы органов государственной службы.

Согласно законам, государственная служба – это деятельность граждан России по обеспечения полномочий:

Государства Российская Федерация в целом;

Органов власти;

Субъектов России;

Лиц, которые заменяют должности, установленные в правовом порядке Конституцией.

Обеспечение полномочий, в данном определении обозначает непосредственный смысл самой органиации и включает в себя организацию, управление, планирование и контроль всех мероприятий.

Итак, исходя из всего вышесказанного, государственная служба подразумевает:

Значимую для государства деятельность;

Это лишь сектор государственной деятельности, которая обеспечивает выполнений нормативных полномочий;

К субъектам этой деятельности предъявляют специфические требования, характеризующие государственную политику.

Когда говорится о государственной службе, то необходимо понимать, что это служба государству и конкретным его интересам. Выполняются государственные задачи, осуществляются функции людьми, которые являются штатными единицами в государственных органах. За исключением обслуживающего персонала.

Виды и принципы государственной службы

Законодательство показывает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов, которые находятся в ведении России.

Федеральная государственная служба – деятельность служащих, которые реализовывают государственный и правовой статус, имеют определённые полномочия и их компетенция распространяется в пределах Конституции РФ. Осуществляется в системе органов судебной и исполнительной власти. К этим органам относят: Аппарат Правительства, Администрацию Президента, палаты Федерального собрания, Верховный Суд, Счётная палата, и другие.

Государственная служба субъектов подконтрольна законам, которые принимаются органами законодательной власти каждого из субъектов. Поэтому, чтобы понять суть государственной службы каждого субъекта, необходимо изучать каждый субъект в отдельности.

Есть и другие классификации видов. Также государственная служба может быть гражданской и милитаризованной.

Гражданская бывает общей и специальной. Общая осуществляет общие функции, которые не отличаются специальными факторами. В свою очередь, специальная гражданская служба реализует конкретные установленные цели, имеющие отраслевую принадлежность.

Милитаризованная государственная служба – служба в вооружённых силах, в органах внутренних дел, отделах правительственной связи, налоговой полиции, и прочих силовых ведомствах. Она отличается от гражданской государственной службы следующими аспектами:

У неё есть особые уставы, различные дисциплинарные положения;

Служащие этих служб должны соответствовать специализированным условиям.

Принципы государственной службы – это смысловой комплекс, который устанавливает различные правила и законы, задачи и функции, полномочия для субъектов, деятельность которых связана с государственной службой. Принципы определяют сущность взаимоотношений в обасти государственной службы.

Современные аспекты государственной службы отслеживаются в различных документах и реализуются служащими, путём выполнения повседневной профессиональной деятельности. Их можно разделить на конституционные и организационные.

Конституционные принципы отражаются в нормативных актах, документах, постановлениях. К ним относятся такие принципы:

Принцип главенства Конституции, как основного документа государства;

Принцип первенства и значимости прав и свобод граждан;

Принцип комплексности и системности государственной службы;

Принцип разграничения трёх векторов власти (законодательной, исполнительной, судебной)

Принцип равноправия граждан при принятии на работу в органы государственной службы.

Организационные принципы включают в себя способы создания и функционирования государственной службы, обеспечивают её эффективность и направленность. К ним относятся следующие принципы:

Принцип подчинённости и исполнительности одних работников государственной службы, перед другими работниками, которые находятся выше по должностной иерархии;

Принцип общности основных правил и требований, присущих государственной службе;

Принцип высокой квалификации и профессионализма работников государственной службы;

Политика гласности, осуществляемая государственной службой;

Принцип постоянства кадров, которыми располагает государственная служба.

Функции государственной службы и ее регулирование

Когда речь идёт о функциях государственной службы, то подразумевается непосредственная деятельность государственных служащих. Данная деятельность включает в себя следующие функции:

Правомерная функция - заключается в осуществлении полномочий регулирующего и распределительного смысла, исполнение государственных полномочий от лица государства, либо органа государственного правления;

Правообразующая функция -состоит в создании и развитии нормативно-правовых актов, создание и использование законов и прочих важных документов;

Регулятивная функция - основана на развитии и выполнении политики государства во всех сферах жизни, реализация юридических полномочий, использование системы государственного принуждения к лицам и обеспечения их интересов;

Организационная функция – включает в себя реализацию компетенции и правомерности государственных органов, выполнение организационных мер и технических операций, которые способствуют организационным процессам;

Правовая функция – состоит из осуществления мероприятий, которые способствуют обеспечению прав граждан, выполнение обязательств перед государством.

Можно сказать, что государственная служба состоит из деятельности государственных служащих, которая заключается в реализации всех ветвей государственной власти в различных сферах общества, с целью осуществления принципов, задач и функций государства.

Основами правовой политики и функциональности государственной службы выступают , законы, указы, постановления, распоряжения и прочие нормативно-правовые акты. Конституция в своём виде не может вобрать в себя все аспекты, которые позволят регулировать деятельность государственной службы, поэтому существует масса других документов, позволяющих усовершенствовать этот процесс.

Теперь рассмотрим, что же означает определение должность государственной службы. Согласно документам, должность государственной службы определяется и утверждается законами или иными актами.

Должности в государственной службе делят на такие:

Должности гражданской федеральной структуры;

Должности гражданской службы субъекта РФ;

Военные должности;

Правоохранительные должности.

Список должностей государственной службы;

Перечень существующих военных должностей;

Типовые перечни должностей правоохранительных органов.

Должности государственной службы выделены по следующим аспектам:

По виду деятельности – управленческие, контролирующие, планирующие и прочее;

По масштабам распространения – типовые и индивидуальные.

По наличию рабочих мест – занятые и вакантные;

По соотношению между государственными служащими и занимаемыми ими должностями, делятся на группы 5-я группа (высшие должности), 4-я группа (главные должности), 3-я группа (ведущие должности), 2-я группа (старшие должности), 1-я группа (низшие должности).

Как поступить на государственную службу

Согласно Конституции РФ существует одинаковый доступ граждан страны на поступление на государственную службу. При этом, главными факторами выбора кандидатов является профессионализм, стрессоустойчивость, порядочность и высокая производительность труда.

Не может быть принят гражданин на государственную службу, если:

Признаётся недееспособным по решению уда или имеет ограниченную дееспособность;

Лишается права работать в органах государственной власти по распоряжению суда;

Если имеются заболевания, подтвержденные медицинским заключением, которые не позволяют выполнять должностные обязанности;

Нежелание проходить специальную процедуру допуска к сведениям государственной службы;

Гражданство иного государства, при исключении особых случаев;

Близкого родства с государственными служащими, кроме отдельных случаев;

Нежелание предоставлять необходимые данные для поступления на государственную службу.

На государственную службу, возможно, поступить посредством назначения, зачисления, выбора либо конкурса. Каждый способ прописан в специальных законах и тщательно контролируется.

Зачисление происходит, когда замещают должности дополнительного персонала. Оформляется специальными актами, заключается трудовой договор или .

Назначение на должность характеризуется теми же юридическими моментами, отличается только специфическим административным актом Лица, которые занимают должность по назначению, ограничены руководящими должностями.

Выборы на должность являются довольно распространённым способом. Выбирают из тех, кто избирается, акт оформлять не нужно, а трудовой договор по итогам избирательного процесса.

Суть конкурса состоит в том, что замещение должности происходит путём проведения соревнований между кандидатами. Специфика соревнований установлена на законодательном уровне. На данный момент конкурсная основа является распространённым способом замещения кадров.

Государственная служба РФ является правовой структура, которая не стоит на месте и находится в постоянном развитии. Трансформируется, обновляется новыми инструментами, изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов. Это говорит о том, что данную сферу необходимо развивать и подвергать реформам.

Реформирование является следствием множественных факторов:

Необходимость создания и закрепления новой современной государственности в России;

Разграничение государственной власти на три направления: законодательное, исполнительное и судебное;

Способствование проведению правовых изменений;

Улучшение экономического климата;

Закрепление высших органов государственной власти и местного самоуправления;

Образование аппарата государственной и муниципальной власти;

Разработка принципов и методов новой кадровой государственной политики;

Проведение мероприятий, позволяющих укрепить государственные органы власти.

Правовому регулированию необходимо уделять больше времени, отстаёт от процессов экономического и политического развития. Потому что государственная служба не менее важна, как общественный институт, она призвана обеспечить стабильное и правомерное управление государством. Также она способна выполнять решающую роль в осуществлении стабильных процессов в социальной, политической и экономической жизни государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственная служба - профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственная служба осуществляется на профессиональной основе и является для служащего основной деятельностью, требующей специальной профессиональной подготовки и квалификации. В рамках осуществления государственной службы происходит реализация компетенции государственных органов.

Законодательством предусматривается государственная служба в аппаратах законодательных, исполнительных и судебных органов. Государственная служба осуществляется также и в иных государственных органах: в аппаратах избирательных комиссий, в органах прокуратуры, других контрольных, ревизионных государственных органах.

Государственная служба включает в себя федеральную государственную службу (в аппаратах Президента Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Правительства и иных федеральных органах исполнительной власти, в аппаратах судов, Центральной избирательной комиссии и иных федеральных государственных органов) и государственную службу субъектов Российской Федерации (в аппаратах законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий и иных государственных органах субъектов Федерации).

Государственная служба основана на принципах верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными актами при исполнении служащими должностных обязанностей; приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия - обязанности служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; равного доступа граждан к государственной службе; единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; гласности в осуществлении государственной службы; внепартийности и светском характере.

В соответствии с принятой в законодательстве классификацией к должностям государственной службы относятся государственные должности категорий "Б" и "В". Государственные должности категории "Б" учреждаются в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А" - государственных должностей, устанавливаемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, главы законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи). Государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничивается сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А". Государственные должности категории "В" учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Должности государственной службы включаются в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации.

Должности государственной службы замещаются по результатам квалификационного отбора и конкурса на замещение вакантной должности. См. .

Законодательство о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации", иных принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Законодательством о выборах и референдумах устанавливаются определенные ограничения, связанные с нахождением лица на государственной службе. В частности, в соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, наряду с другими ограничениями, не может находиться на государственной службе. Нормы ст. 36 названного закона обязывают зарегистрированного кандидата, находящегося на государственной службе, на время их участия в выборах приостановить выполнение их служебных обязанностей и представить в комиссию, их зарегистрировавшую в качестве кандидата, заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации. , находящийся на государственной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Российское избирательное право: словарь-справочник . 2013 .

Смотреть что такое "Государственная служба" в других словарях:

    Государственная служба - в РФ институт административного права; профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.… … Финансовый словарь

    Государственная служба - Государственная служба профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной службы. == Росс Основная статья: Государственная служба Российской Федерации Государственная служба Российской Федерации России … … Википедия

    Государственная служба - институт административного права, профессиональная деятельность лиц, замещающих государственные должности, по исполнению полномочий государственных органов. В Российской Федерации в соответствии с ФЗ № 58 ФЗ от 27.05.2003 г. О системе… … Политология. Словарь.

    государственная служба - гражданская служба Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - один из центральных институтов административного права; профессиональная деятельность по реализации полномочий государственных органов. Включает: федеральную Г.с., находящуюся в ведении РФ; Г.с. субъектов РФ, находящуюся в их ведении … Юридический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, институт административного права (см. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО), профессиональная деятельность по исполнению полномочий государственных органов лицами, занимающими государственные должности. В Российской Федерации… … Энциклопедический словарь

    Государственная служба - (англ. public service) в РФ профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К Г.с. относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В». Г.с.… … Энциклопедия права

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - (State Service; по общепринятому названию в мировой практике государственная/ Civil Service, иногда именуется правительственная служба Government Service) работа в пользу государства в системе его органов, служба в государственных учреждениях.… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Государственная служба - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий Б и В. Государственная… … Административное право. Словарь-справочник

    Государственная служба РФ - 1. Государственная служба Российской Федерации (далее государственная служба) профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее граждане) по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов… … Официальная терминология

Книги

  • Государственная служба. Учебник и практикум , Г. А. Борщевский. Учебник позволяет: - подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов по дисциплинам, связанным с государственной службой, а также по административному праву и политологии, менеджменту и управлению…


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!