Пдд опасные ситуации на дорогах. Классный час "опасные ситуации на дорогах с пешеходами"

Данные об авторе

Фогель Ирина Николаевна

Место работы, должность:

МКОУ Воздвиженская СОШ, учитель ОБЖ

Новосибирская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Основы безопасности жизнедеятельности

Цель урока:

Обобщение и закрепление знаний и представлений школьников о безопасности дорожного движения.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Фролов, Литвинов А.В.Смирнов

Москва Просвещение 2011 г.

Используемое оборудование:

●мультимедийный проектор

● компьютер

● презентация (приложение)

Краткое описание:

Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс. Тема: «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах» Цель: обобщение и закрепление знаний и представлений школьников о безопасности дорожного движения. Задачи: Образовательная: сформировать знания о последствиях опасных ситуаций на дорогах и тротуарах; Развивающая: развивать внимание, сообразительность, умения четко и ясно выражать свою мысль; Воспитательная: воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Оборудование: ● мультимедийный проектор ● экран ● компьютер ● презентация (приложение)

Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс.

Тема: «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах»

Цель: обобщение и закрепление знаний и представлений школьников о безопасности дорожного движения.

Задачи:

Образовательная : сформировать знания о последствиях опасных ситуаций на дорогах и тротуарах;

Развивающая: развивать внимание, сообразительность, умения четко и ясно выражать свою мысль;

Воспитательная : воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование:

●мультимедийный проектор

● компьютер

● презентация (приложение)

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок, начинается урок - … урок ОБЖ.

II. Актуализация опорных знаний.

При встрече люди говорят друг другу: «Здравствуйте». Поздравляя с днём рождения, с праздником, в первую очередь желают здоровья. Здоровье - наше главное богатство и поэтому надо научиться беречь его с детства.

Быть здоровым значит не болеть, не подвергать своё здоровье опасности. Сегодня на уроке будем продолжать учиться беречь своё здоровье.

Отгадайте загадки. (Дети отгадывают загадки, учитель на доске прикрепляет слова)

Не живая, а идет,

Неподвижна - а ведет. (Дорога.)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю -

Правила я выполняю. (Пешеход)

Автомобиль. Дорога. Пешеход.Как неразрывны эти три слова! Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до нужного места. Почему многие попадают не туда, куда спешили, а в больницу?

III. Работа по теме урока.

Мы живём сегодня в век скоростей. Все вокруг торопятся, спешат…

Одна секунда... Много это или мало? Для пешехода одна секунда - пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда - вещь весьма серьёзная.

Какие же опасности угрожают нашему здоровью на дорогах? Какая причина?

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, какие опасности угрожают нам на дорогах и тротуарах, как их избежать. Слайды 1-5

Прочитаем девиз нашего урока «Дисциплина на улице - залог безопасности» (Запись на доске).

Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку, как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. Как же появился автомобиль?

Ученик. Первые деревянные, грубые повозки появились во 2-ом тысячелетии до н.э. Вот какой непростой и долгий процесс создания того автомобиля, который мы видим в настоящее время.

Учитель. Ребята, а как появились правила дорожного движения?

Ученик. В давние времена, когда человек перемещался по земле только пешком, правил дорожного движения не существовало. Чтобы двигаться быстрее, перевозить грузы, человек оседлал животных. А потом запряг их в повозки. По земле заколесили экипажи, и сразу всё осложнилось. Пока не было Правил дорожного движения, одни не хотели уступать дорогу другим, другие рады были бы уступить, но не знали, как это безопасно сделать. Царила неразбериха. Сталкивались экипажи, получали травмы пешеходы. Появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дорогах. И тогда людям пришлось задуматься над тем, как упорядочить движение экипажей и пешеходов.

Ученик. Ещё при царе Иване III на Руси повелевалось соблюдать правила езды и хождения по дорогам, а нарушителей строго наказывать. Известны такие же указы Петра I, царицы Анны Иоанновны, императрицы Екатерины II.

Именно эти указы и стали предшественниками современных Правил дорожного движения.

Ученик. Правилами дорожного движения мы не пользуемся, пока находимся дома, в школе, играем вдали от дороги. Но они сразу же становятся необходимыми, как только выходим из дома на улицу и превращаемся в участников дорожного движения. В этом случае все мы можем быть либо пешеходами, либо водителями, либо пассажирами.

Правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети. Слайды 6 - 9

Запомните : от ваших знаний правил дорожного движения зависит ваша жизнь. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила дорожного движения. Проведём викторину «Знаешь ли ты?»

Каждый ученик выбирает карточку с заданием, на которой написаны вопросы и отвечает.

1.Как правильно перейти улицу? (Переходя улицу посмотреть налево и направо. И только убедившись в том, что дорога свободна, можно переходить улицу. В тех местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны подчиняться сигналам светофора или регулировщика.)

2. Как нужно двигаться вдоль дороги, на которой нет пешеходной дорожки?(Идти так, чтобы машины не обгоняли нас, а ехали навстречу)

3.Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Что это? (тротуар)

4. Как называется техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешехода? (светофор)

5. С какого возраста можно выезжать на велосипеде на проезжую часть? (С 14 лет).

6. Как определить место остановки автобуса, трамвая? (По знаку «Остановка»)

7. Как нужно ходить по тротуару? (Придерживаться правой стороны, чтобы не мешать идущим навстречу людям)

8. Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы? (Дети, которые играют на дороге, мешают движению и могут попасть под колёса машины)

9. Как правильно обходить автобус? (Дождаться, пока не отъедет, а потом переходить)

10. По какой стороне улицы или дороги движется автотранспорт в нашей стране?(По правой)

11. С какого возраста разрешается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля? (с 12 лет).

12.При каком условии можно вам ездить на переднем сидении? (Если есть специальное детское кресло).

Учитель . Отгадайте загадку

В дороге всем ребятам
Мы светим с давних пор:
Мы три родные брата:
Наш домик… (светофор). Что означает каждый цвет светофора?

Красный свет светофора-

Стой на месте!
Идти опасно!

Жёлтый свет светофора-

Приготовиться!
Внимание.

Зелёный свет светофора -

Можно идти.

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали, а теперь пора и отдохнуть.

Раз, два, три, четыре, пять! Ох, устали мы читать. (Потягивания.)
В «Светофор» мы поиграем, (Ходьба на месте.)
Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками. Встряхивание ногами.)
Красный свет нам «Стой!» кричит, ждать зелёного велит.
Чтобы было ждать нескучно, наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперёд. (Наклоны.)
Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)
Вот и жёлтый загорелся, приготовится пора.
Руки, ноги разогреем. (Рывки руками перед грудью.)
Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.)
Вверх поднимем, вниз опустим, пролетим, как самолёт. (Прыжки.)
Вот зелёный загорелся, можно нам идти вперёд.
Левой, правой, левой, правой. (Бег с высоким подниманием бедра.)
Смело мы идём вперёд. (Ходьба на месте.)
Светофор- помощник славный - уставать нам не даёт.

Учитель. Отгадайте загадку: "Кто на дороге без языка, а говорит?"(Дорожные знаки). Слайды 10-11

Назовите виды дорожных знаков. (Предупреждающие, запрещающие, информационные, предписывающие).

У вас в конвертах дорожные знаки. Разложите их и приклейте каждый вид на отдельном листе. Расскажите, что означают эти знаки, чем они отличаются друг от друга. Работа в группе. (От каждой группы выходят дети и рассказывают, к какой группе относятся знаки, что они обозначают).

Ребята, кто из вас ездил ночью?

Что происходит со знаками в тёмное время суток?

Почему знаки светятся?

Они предупреждают водителя

Как вы думаете, у какого животного человек позаимствовал светящийся эффект? (варианты ответов детей)

Ученик. Англичанин Перси Шоу туманной ночью чуть не сорвался с обрыва на своей машине. В самый последний момент он увидел отражение света фар машины в глазах кошки. Эта кошка мирно сидела на обочине дороги.

Под впечатлением этого случая англичанин изобрёл отражающий элемент. Учитель. Вам сейчас тоже приходится ждать автобус утром, когда ещё темно. Нужны ли нам светоотражающие повязки? Зачем нужны? (Чтобы предупредить водителя ). Гимнастика для глаз (вращение)

Кроссворд. Каждой группе учитель читает вопрос. Ответивший ученик пишет ответ на доске.

Вопросы:

1. Знак, подаваемый транспортным средством или светофором.
2. Повреждение машины транспортного средства.
3. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход.
4. Лицо, управляющее транспортным средством.
5. Человек, идущий пешком.
6. Твердое и гладкое покрытие дороги.
7. Боковая часть, край дороги.
8. Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую.

Ответы на кроссворд

Ключевое слово: СВЕТОФОР .

Работа в группах .

Вам даны задачи - шутки.

1. За Сережей, Колей и Петей гонится дворник с метлой. Убегая от дворника, Коля и Петя перебежали улицу на красный сигнал светофора. Сережа спрятался за куст.

Скольких друзей поймал милиционер за нарушение правил дорожного движения?

2. Знайка, Незнайка, Винтик и Шпунтик катались на лыжах, санках и коньках. Винтик прицепился сзади к машине и очень быстро мчался на коньках. Шпунтик на санках съезжал с горки на шоссе и веселился, когда шоферы с испугу тормозили. Знайка и Незнайка уехали на лыжах в лес. Кто из них поступил неправильно? Почему?

Предлагаю вам сдать зачет по правилам дорожного движения. Но зачет не простой. Предлагаю текст по правилам дорожного движения, в тексте пропущены слова «Разрешается - запрещается». Вместо этих слов вы нарисуете красный кружочек, что означает, запрещается, а зелёный - разрешается.

Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

Идти по тротуару слева…(запрещается)

Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

Самопроверка. Проверьте свои тексы и поставьте оценку. Нет ошибок - 5, одна ошибка 4, две ошибки - 3.

Разгадайте ребусы

дорога

переход

IV. Д.З. Найти в журналах и газетах сообщения о нарушениях ПДД

V. Итог урока. Выставление оценок.

Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. Напоследок мне хочется вам сказать: берегите свою жизнь, соблюдайте правила дорожного движения.

Очень важно,
Чтобы все без исключенья.
Знали правила движенья,
И не только твёрдо знали,
Но и строго выполняли!

Литература

1. Фролов, Литвинов А.В.Смирнов

«Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для 5 класса

Москва Просвещение 2011 г.

2. Г.П.Попова

«Школьный курс в тестах» (5-8 классы) Москва издательство «Учитель».

3. Фролов, Литвинов А.В.Смирнов

Разработки по курсу ОБЖ для 5-8 класса Москва «Астрель» 2009 г.

4. Материал из Интернета .






ОСТАНОВКА ЭТО ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДОРОГИ ЗАПОМНИ! На остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара. Тебя нечаянно могут толкнуть, и ты окажешься под колесами. Ждать автобус, троллейбус или трамвай нужно только на остановках – местах, обозначенных такими знаками, как на рисунках. А там, где их нет– на тротуаре. В сельской местности, если нет оборудованной остановки, автобус ждут на обочине дороги.




Ловушки на углу перекрестка Опасность на углу перекрестка состоит в том, что автотранспорт может поворачивать направо, при этом и водителю, и пешеходу горит зеленый сигнал. Иногда задние колеса автобусов, грузовиков, прицепов оказываются очень близко к тротуару, бывает неопытный водитель выезжает на бровку тротуара, к тому же автотранспорт может быть с прицепом или буксировать другой автомобиль.


Ловушки у светофора У светофора, нельзя забывать, что на дороге могут возникнуть самые непредвиденные обстоятельства, например, поедут на красный сигнал спецавтомашины (скорая помощь, милиция, пожарная); могут быть и водители, нарушающие ПДД. Нередко и сами пешеходы, как взрослые, так и дети, переходят дорогу на красный сигнал.


Ловушки отвлечения внимания Пешеход не замечает опасность, потому что его взгляд прикован к интересую- чему его предмету – автобус на другой стороне дороги, приятель, мяч, собака, лужа. К дорожным ловушка м могут привести и еще два изобретения – плеер и мобильный телефон.


Ловушки понижения внимания По дороге, окруженной жилыми домами, зеленью, редко проезжает транспорт, и создается ложное представление об отсутствии угрозы. У водителей тоже притупляется внимание, и они едут быстрее обычного, не предполагая появления пешеходов. Такие дороги часто становятся любимым местом роллеров, скейтбордистов, а также для различных игр, катания на санках и коньках.


Ловушки, подстерегающие возле дома Нельзя выбегать, не осмотревшись, из-за стоящего транспорта. Если возле дома стоит автомобиль, необходимо помнить, что он может поехать вперед, не подав сигнал, или, что опаснее, – задним ходом. Особенно опасны грузовики- фургоны, такси и автомобили скорой помощи. Водителям грузовиков трудно наблюдать и замечать пешеходов. Такси и скорая помощь часто спешат. Проезды у домов часто становятся местом для игр.


Ловушки середины дороги Пешеход, находящийся между потоками движущихся автомобилей, сильно испуган и его поведение хаотично и не поддается логике и прогнозу. Обзор могут закрывать стоящие рядом пеше- ходы. От большого количества мелькающих рядом автомашин может закружиться голова, и пешеход потеряет равновесие.


Ловушки при движении вдоль проезжей части В эту ситуацию пешеход может попасть, если идет по дороге в нарушение правил дорожного движения, то есть по ходу движения транспортных средств. В этом случае движение автомобилей происходит со спины, и пешеход не видит опасность. Автомобиль на скользкой дороге может вильнуть, или груз выступает за борта – все это грозит пешеходу травмами.

Слайд 2

Тема № 1:

«Опасные ситуации на дорогах»

Слайд 3

Полная статистика ДТП за 2010 -2011 -2012 г

  • Слайд 4

    Статистика ДТП по Кемеровской области:

    • 842 автоаварий, в результате которых 90человек погибло и 1165 травмировано. В результате ДТП погибло 3 и травмировано 82 детей.
    • По вине водителей, управляющих транспортом в состоянии опьянения зарегистрировано 44 автоаварий.
  • Слайд 5

    ЗАПОМНИ:

    От твоих знаний ПДД зависит твоя жизнь!

    А теперь - ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ!

    Слайд 6

    У асфальтовой дороги Возмущались носороги: - Пешеходам нет пути! Как дорогу перейти?

    Здесь не катится автобус.
    Здесь трамваи не пройдут.
    Здесь спокойно пешеходы
    Вдоль по улице идут.
    Для машин и для трамвая
    Путь-дорога есть другая

    (тротуар)

    Слайд 8

    А как ты знаешь дорожные знаки?

    Посреди дороги дети,
    Мы всегда за них в ответе.
    Чтоб не плакал их родитель,
    Будь внимательней, водитель!

    В дождь и в ясную погоду
    Здесь не ходят пешеходы.
    Говорит им знак одно:
    "Вам ходить запрещено!"

    «Движение пешеходов запрещено»

    Слайд 10

    В этом месте пешеход
    Терпеливо транспорт ждет.
    Он пешком устал шагать,
    Хочет пассажиром стать.

    «Место остановки автотранспорта»

    Не один здесь знак, а много:
    Здесь железная дорога!
    Рельсы, шпалы и пути –
    С электричкой не шути.

    «Железнодорожный переезд»

    Слайд 12

    НЕМНОГО СТАТИСТИКИ:

    • Виновниками дорожных происшествий с велосипедистами в 70 случаях из 100 оказываются сами велосипедисты!
    • До 70% уличных травм дети получают по дороге из школы домой!
  • Слайд 13

    Правила Дорожного Движения:

    • Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.
    • При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).
    • При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
    • При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
  • Слайд 14

    • Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
    • Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
    • При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
  • Слайд 15

    • В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.
    • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
    • При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Слайд 16

    • Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.
    • Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
    • Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
  • Слайд 17

    «Семь правил ПДД для детей»

  • Слайд 18

    Правило первое

    Выберите безопасное место для перехода.Если вблизи нет пешеходного перехода или перехода со светофором, выберите место, откуда хорошо видно дорогу во всех направлениях. Не пытайтесь пробраться на дорогу между стоящими машинами. Важно, чтобы не только вы хорошо видели дорогу, но и чтобы вас хорошо было видно любому водителю. Выбрав подходящее для перехода место, постойте, осмотритесь.

    Слайд 19

    Правило второе и третье

    Перед переходом обязательно остановитесь, прежде чем ступить на проезжую часть, и внимательно осмотрите дорогу. Стоять нужно у края тротуара, немного отступив от бордюра - так, чтобы видеть приближение машин.

    Осмотритесь и прислушайтесь. Машина может выехать неожиданно. Но если быть внимательным, «держать ушки на макушке», можно услышать приближение машины еще до того, как она станет видна.

    Слайд 20

    Правило четвёртое

    Если приближается машина, пропустите ее, затем снова осмотритесь и прислушайтесь, нет ли поблизости других автомобилей. Когда машина проедет, необходимо снова осмотреться. В первые секунды она может заслонить собой автомобиль, который едет ей навстречу. Не заметив его, можно попасть в «ловушку». Правило пятое. Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода. Только удостоверившись в полной безопасности, не спеша, переходите улицу. Пересекайте ее только под прямым углом.

    Слайд 21

    Правило шестое и седьмое

    Переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой,чтобы вовремя заметить изменение обстановки.Обстановка на дороге быстро меняется: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо - повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут вынырнуть новые машины.

    Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина), осторожно выглянув из-за нее, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители.

    Слайд 23

    Никакое транспортное средство, набравшее скорость, не может сразу же остановиться, а будет продолжать ехать по инерции!

    Слайд 24

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    • п.13.1
    • Нарисовать дорожные знаки.
    • Изготовить: 1. «Памятка пешеходу»

    2. «Памятка водителю»

    Слайд 25

    Тема № 2:

    «Безопасность в общественном и личном транспорте»

    Слайд 26

    Вспомним правила этикета в общественном транспорте.

    В транспорте мы ежедневно проводим много времени. И очень часто впечатления, полученные там, портят нам настроение на целый день. Наивно думать, что в один прекрасный день все люди начнут соблюдать правила этикета, и пребывание в автобусе или метро перестанет быть для нас слишком обременительным. Но нужно начинать. И почему бы не с себя самого? Какие же правила этикета действуют в транспорте?

    Слайд 27

    • Правила поведения в общественном транспорте при посадке гласят, что первыми входят:
    1. пожилые люди,
    2. дети,
    3. женщины.
    • Если мужчина изъявляет желание помочь при посадке в общественный транспорт данным категориям граждан, то он обязательно должен попросить на это разрешения. При входе необходимо снимать с плеч рюкзаки и объёмные (например, спортивные) сумки, чтобы не беспокоить других пассажиров.
  • Слайд 28

    • Для того чтобы не стать виновником скандала в общественном транспорте, надо соблюдать правила этикета, по возможности не наступать людям на ноги, не толкаться, не опираться на других пассажиров, не разглядывать людей в автобусе, метро, троллейбусе, трамвае и т.д.
    • Многие полагают, что мужчины обязаны уступать места в транспорте женщинам. Однако это не совсем так. Уставший мужчина, возвращающийся домой после тяжёлого рабочего дня, должен сам решить, хватит ли у него сил на благородный поступок уступить место прекрасной даме, если та вовсе не кажется измученной трудовыми буднями.
  • Слайд 29

    Толкаться, суетиться, запрыгивать на ходу!
    Наступать людям на ноги!
    Громко разговаривать, кричать!
    Высовывать голову из окна!

    Посмотри:

    Где в салоне расположены запасные выходы.
    Прочитай инструкцию, как ими пользоваться!

    Обязательно держись за поручни!
    Не располагайся возле выхода!
    Если увидел бесхозную сумку или пакет –
    сообщи взрослым или кондуктору!

  • Слайд 30

    Пожар в общественном транспорте

    Алгоритм действия:

    • Немедленно сообщи о возгорании водителю или кондуктору.
    • Оповести пассажиров, разбуди спящих.
    • Защити рот и нос от дыма платком, рукавом.
    • Пригнись, выбираясь из салона, не касаясь металлических частей.
    • Закрой окна, чтобы ветер не раздувал пламя.
    • В поезде уходи от пламени в передние вагоны., плотно закрывая за собой двери.
    • Если есть угроза для жизни – не пытайся спасти багаж.
    • Из вагона выпрыгивай лишь в крайнем случае, при этом надев на себя для амортизации побольше одежды или вместе с матрасом.
  • Слайд 31

    Опасности в автомобиле

    • Самое опасное место в автомобиле – рядом с водителем!
    • Необходимо пользоваться ремнями безопасности!
    • Для детей – специальные кресла!
    • Если столкновение неизбежно – наклони голову к ногам, закрыв её руками!
    • Выбравшись из машины – отойди от неё на расстояние 15-20 м.
  • Слайд 32

    Задание № 1:

    • Рассмотрите внимательно рисунок и выберите предметы, которыми можно разбить стекло при аварии автомобиля (троллейбуса, трамвая).
  • Тема: «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах»

    5 класс.

    Цель урока : рассмотреть ситуации соблюдения правил дорожного движения, условия установки светофоров.

    Задачи урока:

    • определить ситуации, в которых необходимо соблюдать правила дорожного движения;
    • рассмотреть опасности проведения игр на проезжей части дороги или около нее;
    • рассмотреть существующие виды светофоров и перекрестки на которых они устанавливаются;
    • сформировать ответственное отношение к выполнению правил дорожного движения, внимательность и осмотрительность при их соблюдении;
    • развитие интереса к предмету ОБЖ;
    • развитие навыков индивидуальной работы и в группах;
    • отработка навыков работы с различными источниками информации;
    • отработка навыков публичного выступления.

    Оборудование к уроку: наглядное пособие (таблицы: Тормозной путь в зависимости от скорости движение, Тормозной путь в зависимости от состояния проезжей части, «Кратчайший» путь пешехода-нарушителя, Опасная ситуация при движении к своему дому); раздаточный материал.

    Ход урока.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

    МОТИВАЦИЯ

    Через улицу, мой друг,

    Не беги на остановку.

    Прежде осмотрись вокруг.

    Жизнь дается только раз.

    Не теряй её сейчас!

    АКТУАЛИЗАЦИЯ

    Прослушайте сообщение, выполненное ваш одноклассником и сформулируйте, какая будет тема урока и его цель?

    Сообщение.

    Ребята, мы с вами живем в небольшом красивом городе, по улицам которого движутся машины, идут пешеходы. Вы знаете, что автомобиль оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозках народнохозяйственных грузов, так и в перевозках пассажиров.

    Вместе с тем, автомобиль может стать причиной несчастных случаев. Первой аварией на механическом транспорте можно считать аварию с паровой телегой французского изобретателя Кюньо. Паровой автомобиль выехал в пробный рейс на улицы Парижа, водитель не смог справиться с управлением тяжёлой и неуклюжей техники, и она врезалась в каменный забор. Котёл паровой телеги взорвался с «грохотом на весь Париж», как писал об этом очевидец. Водителя отправили в больницу.

    Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающем на бензине, увеличилось и количество дорожно- транспортных происшествий. Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты, под их колесами погибло более двух с половиной миллионов человек.

    Сейчас в автомобильных катастрофах во всем мире гибнет ежегодно около 300 тысяч человек. К этому нужно добавить, что миллионы людей получают при дорожно-транспортных происшествиях разного рода физические и психические травмы.

    Ежегодно в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек. Каждый десятый из них-ребенок, 180 тысяч человек получают травмы.

    Тема урока: «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах».

    ПРОБЛЕМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Вот почему вопросам безопасности дорожного движения уделяют сейчас серьезное внимание.

    Переход улицы в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, появление пешеходов из-за стоящего на проезжей части транспорта-это наиболее частые нарушения правил дорожного движения.

    А особо много их с участием детей.

    А что же такое – Правила дорожного движения?

    Опр. Правила дорожного движения – это нормы, устанавливающие порядок движения по дорогам.

    Первые ПДД в Советской России были утверждены декретом СНК от 10 июня 1920 года и назывались «Об автодвижении по Москве и ее окрестностям».

    Чтобы знать правила дорожного движения, их надо изучать и строго соблюдать. Ведь недисциплинированные пешеходы создают на улицах и дорогах опасную обстановку, нередко становятся виновниками несчастий.

    А какие нервные потрясения и тяжелые ранения получают водители автомобилей, под колесами которых погибают дети! Некоторые водители после ДТП не в состоянии длительное время, а то и всю жизнь, водить автомобиль, лишаясь возможности заниматься любимой работой. Нередко водители автомобиля, спасая жизнь внезапно появившегося перед машиной пешехода, не по своей воле совершают еще более тяжелые аварии, в которых страдают ни в чем не повинные люди.

    Однажды произошел такой случай. Один ученик стал перебегать дорогу. Было это зимой, когда дорога покрыта тонким слоем льда. Когда водитель заметил перед машиной пешехода, он резко нажал на тормоза. Машина стала вращаться, как волчок, ее понесло в сторону и бросило на тротуар. Рядом находился газетный киоск, около которого стояли люди. Автомобиль нанес травмы ни в чем не повинным людям.

    Недисциплинированный ученик сам не пострадал, но принес несчастье другим. Какую ошибку допустил ученик?

    Ребята, дадим определение, что такое дорога.

    Опр. «Дорога»- любая используемая для движения улица, проспект, дорога, переулок и т.п. по всей ширине (включая тротуары, обочины и разделительные полосы).

    Опр. Перекресток-это место, где пересекаются улицы и дороги. Перекрестки бывают трехсторонние, четырехсторонние и площади.

    По способу организации движения перекрестки могут быть регулируемые и нерегулируемые. Первые имеют регулировщика или светофор. Нерегулируемые перекрестки не имеют регулировщика, а светофор либо отсутствует, либо включен на желтый мигающий сигнал.

    Первый электрический светофор появился в США в 1914 году в Кливленде, а затем в Нью-Йорке и Чикаго. Управлялся он вручную и имел два цвета: зеленый и красный. Функции желтого сигнала выполнял предупредительный свисток полицейского.

    В 30-е годы 20 в. во многих странах, в т.ч. в Москве, устанавливаются стрелочные светофоры.

    В 20-е годы 20 в. на улицах Москвы появились первые светофоры семафорного типа для регулирования движения.

    В 1930 г. был установлен отечественный трехцветный электрический светофор с ручным управлением, а автоматические светофоры появились у нас в 1968 году.

    Вас застал жёлтый сигнал светофора на середине проезжей части, каковы ваши действия?

    ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ

    1. Как должен вести себя пешеход, переходящий улицу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, который одновременно разрешает поворот транспорта на право на перекрестке?

    2. Горит зеленый сигнал светофора для машин, но они стоят. Почему они могут стоять? Опасно переходить улицу или безопасно?

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ (ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ)

    Ребята, послушайте стихотворение Р.Фархади.

    У любого перекрестка

    Нас встречает светофор

    И заводит очень просто

    С пешеходом разговор:

    Свет зеленый – проходи!

    Желтый – лучше подожди.

    Если свет зажегся красный –

    Значит, двигаться опасно!

    Стой!

    Пускай пройдет трамвай.

    Наберись терпения,

    Изучай и уважай

    Правила движения.

    Итак ребята, что означает красный сигнал светофора? Желтый? Зеленый?

    А что означает само слово «светофор»?

    «Светофор» состоит из двух слов: свет + фор.

    «Свет» означат свет.

    «Фор»(греч.) –«форос» -«несущий».

    Т.е. получаем, что слово «светофор» означает – несущий свет.

    Ребята, послушайте стихотворение А.Дмоховского «Ученик и грузовик» и ответьте на вопрос: Что же случиться? Почему?

    Говорит беспечный Петя:

    Мне опасность не грозит,

    Как шофер меня заметит –

    В тот же миг затормозит.

    Что же может тут случиться?

    Ведь на улице пока

    Грузовик меня боиться,

    А не я грузовика!

    Он смеется:

    Не пойму,

    Отчего и почему

    Должен путь ученик

    Уступать грузовику,

    Если может грузовик

    Уступить ученику…

    Вывод: очень переходить дорогу перед приближающимся транспортом, потому что автомашину водитель не может остановить мгновенно. Ведь с начала торможения до полной остановки машина пройдет значительное расстояние. Это расстояние зависит от скорости машины, ее веса, состояния шин, дороги…

    Поэтому, прежде чем переходить дорогу, осмотритесь, пропустите приближающийся транспорт.

    (Показываю учащимся таблицы: зависимость тормозного пути от скорости и состояния дороги).

    Внезапно из-за кустиков, которыми отделен здесь тротуар, на проезжую часть вылетел мячик, а за ним выскочила девочка, старавшаяся его догнать. Забыв обо всем на свете, она бежала прямо наперерез несущемуся на большой скорости грузовик.

    Опытный шофер был внимателен. Он мгновенно нажал на тормоз, круто повернул руль. Громадная машина проскочила в двух шагах от девочки, не задев ее.

    Однако такое резкое торможение не прошло даром. Груженый прицеп развернуло, бросило вправо, и он всей своей тяжестью ударил по двум стоящим возле тротуара легковым машинам. Вот какова цена легкомысленного поступка девочки…

    Учащиеся, работая в группах (по 4 человека) отвечают на вопросы:

    1. Где играла девочка?
    2. Можно ли играть на тротуаре (мостовой)?
    3. Почему девочка побежала а мячиком на проезжую часть улицы?
    4. Что сделал шофер, чтобы не наехать на девочку?
    5. Смог шофер сразу остановить тяжелый грузовик?

    ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

    Задача.

    В сухую погоду у легкового автомобиля, едущего со скоростью 60 км/ч. Тормозной путь составляет 23 м, а при гололеде он увеличивается в 3 раза. Какова длина тормозного пути в гололед? Как это нужно учитывать водителю, пешеходу?

    Решение.

    23*3=69 (м) – тормозной путь автомобиля в гололед.

    Ответ: водитель должен двигаться с меньшей скоростью, начинать тормозить дальше от пешеходной дорожки, перекрестка. Пешеход должен переходить дорогу только в установленных местах и строго по разрешающему сигналу светофора.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    РЕФЛЕКСИЯ

    1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
    2. Возникли ли и на каком этапе урока, затруднения?
    3. Где могут найти применения полученные знания?

    Что необходимо знать, чтобы избежать дорожных трагедий!

    Большинство ДТП с детьми происходят в одинаковых повторяющихся ситуациях. Дети то и дело попадают в дорожные ловушки, потому что просто не умеют их разгадывать. Между тем научиться безопасному поведению вполне можно. Надеяться на то, что всему научит школа нельзя. Учителя делают все возможное, чтобы дать детям знания, но без вашей помощи ребенок вряд ли ими овладеет в полном объеме.

    Давайте вместе с вами рассмотрим ситуации-ловушки и уже по ходу обратим внимание на опасные моменты.

    1. Одной из самых распространенных ситуаций, приводящих к ДТП, является ситуация закрытого обзора. Это моменты на дороге, когда опасность скрыта от пешехода за какими-либо предметами. В данном случае опасность представляет движущаяся машина, которую не видит пешеход и по той же причине водитель легкового авто не видит пешехода. Дети склонны воспринимать стоящие у края дороги машины как некую защиту. Этот миф нужно разрушить и чем раньше, тем лучше.

    2. Большую опасность на дороге представляют крупногабаритные транспортные средства. Они закрывают обзор, поэтому едущие за ним транспортные средства не видны. Чаще всего в такую ситуацию-ловушку попадают пешеходы, спешащие перейти через проезжую часть перед «носом» маршрутного автобуса.

    3. Обходить автобус ни спереди, ни сзади нельзя. Формулировка «Обходи автобус сзади, а трамвай спереди» крайне опасна в современном транспортном мире. На остановках общественного транспорта скапливается большое количество автобусов, водителей которых больше заботит, к сожалению, не безопасность, а желание быть первыми на следующей остановке. Остановки общественного транспорта устроены таким образом, что рядом с ними располагаются либо пешеходный переход либо перекресток. Но если ни того ни другого нет, то отчаиваться не надо. Задача безопасного перехода заключается в том, чтобы проезжая часть была открыта взоры во всех направлениях. Для этого нужно отойти от автобуса на такое расстояние, чтобы дорога хорошо просматривалась в обе стороны либо подождать, когда транспортное средство уедет и с соблюдением правил осторожности перейти на противоположную сторону дороги.

    4. Медленно приближающийся автомобиль опасен тем, что из-за него в любой момент может выехать другой на большей скорости. Часто пешеход, заметив медленно приближающийся автомобиль, решает, что успеет перейти дорогу и принимает решение переходить. Но не каждый знает, что автобус или другое крупногабаритное транспортное средство закрывает обзор, а, следовательно, не дает гарантии безопасного перехода через проезжую часть.

    5. Здесь наглядно показана опасность только что проехавшего автомобиля. Обычно, пропустив ТС, движущееся слева, пешеходы спешат перейти через проезжую часть. Однако в первые секунды только что проехавший автомобиль скрывает те, которые едут во встречном направлении.

    6. Движение через дорогу без остановки дает большое количество ДТП. Привычка останавливаться у края проезжей части для наблюдения должна быть выработана именно вами. Здесь уместно сказать о «правиле темного подвала». Открывая дверь в темное помещение первое, что мы делаем – останавливается. Затем останавливаемся и прислушиваемся. Все это мы будем делать на уровне интуиции, потому что темнота и неизвестность заставят нас это сделать.

    7. Алгоритм перехода через проезжую часть не может быть один, потому дороги разные: с двусторонним и односторонним движением, полосы движения могут быть однорядные и многорядные. Одно общее правило, прежде чем начать переходить, надо убедиться в безопасности, стараться переходить через проезжую часть за один прием и без крайней необходимости не останавливаться на середине проезжей части. Это опасная дорожная ловушка.

    8. Самыми опасными местами на проезжей части являются перекрестки и остановки общественного транспорта. В районе остановок легко попасть в дорожную ловушку «концентрация заинтересованного внимания». У спешащих к автобусу людей угол бокового зрения сильно сужается, следовательно, внимание притупляется.

    Детей всегда привлекает то, что им интересно. Нужно знать, что в эту ловушку родители довольно часто загоняют своих собственных детей. Звать к себе детей, которые находятся на противоположной стороне проезжей части очень опасно. Реакция у детей на звуки замедлена. Поэтому на крик «Стой!» они реагируют с опозданием, тогда как движение на проезжей части не останавливается и не замедляется.

    9. Ловушка «пустынная улица». На так называемых пустынных улицах, где транспортные потоки не интенсивны, пешеходы расслабляются. Позволяют ходить по дороге, дети играют, катаются на велосипедах. Однако и на таких тихих улицах надо быть осторожными. При переходе смотреть по сторонам. Идти по краю проезжей части навстречу движения транспортного потока. И оглядываться назад, если вы слышите звук приближающейся машины.

    10. Не стоит забывать и про опасные для дороги привычки. Взрослые часто небрежно держат ребенка за руку и он может вырваться в самый не подходящий момент. Начиная с дошкольного возраста в ребенке начинают накапливаться бытовые привычки: отступать назад, не глядя или наоборот бежать вперед, не оглядываясь по сторонам.

    Нельзя пугать ребенка опасностями на дороге. Ему не нужно ее бояться и жутко бояться проезжающих машин. Чувство страха вводит человека в оцепенение и чем сложнее ситуация, тем не правильнее будут, в таком случае, его действия. А вот о воспитании разумного чувства осторожности надо заниматься уже сейчас. Учить наблюдать надо тоже уже сейчас. Обращайте внимание на сигналы поворотов и стоп-сигналы. Транспорт движется не только по проезжей части, но и во дворах, где дети иногда находятся одни. Следовательно ориентироваться приходится самостоятельно. Чем больше вы будете рассуждать и обращать внимание на те или иные особенности дорожного движения, тем больше ребенок будет готов к участию в дорожном движении.

    Большую ошибку совершают те родители, в семьях которых есть личный транспорт. Дети, которых постоянно перевозят в салоне машины воспринимают правила движения со стороны водителя и даже будучи школьниками такие ребята плохо ориентируются в дорожном движении в качестве пешехода – торопятся, много лишней суеты, т.е. не закреплены алгоритмы действия. Поэтому используйте любую возможность для обучения. Не ходите по улице молча. Объясняйте, почему надо переходить через проезжую именно здесь и как это надо делать более безопасно.

    Если у детей есть проблемы со слухом или зрением, то это тоже нужно учитывать. Одного беглого взгляда по сторонам недостаточно, необходимо выработать привычку постоянно смотреть по сторонам.

    При использовании личного автотранспорта необходимо пристёгиваться ремнями безопасности, также использовать ремни безопасности и другие устройства при перевозке детей.

    По возможности, не сажать ребёнка на переднее пассажирское кресло.

    Самое действенное воспитание – пример взрослого. Иными словами, успех профилактики детского дорожно-транспортного травматизма во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих родителей.



  •  

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!