Удобный доступ к информации. Право граждан на доступ к информации. II. Доступ к информации в Европе

Задачи управления, личное или профессиональное планирование времени, календарь, напоминания и многое другое может справиться с этими задачами удобный программный продукт. А который продукт лучше для вас?

На форуме темы был проведен опрос, который касается программного обеспечения для персонального планирования. С обсуждения пришли несколько интересных советов по конкретным программам, а также предложения для полного решения синхронизации с портативными устройствами. Что касается, рекомендуемого программного обеспечения была часто упомянута популярная и комплексная программа MS Outlook, которая отвечает за связь по электронной почте и задачи управления контактами работает на самом высоком уровне.

Другие почтовые клиенты, предлагающие персональное планирование были отмечены в беседе и встретите здесь. Часто также упоминался Google Calendar, который всегда доступный при подключении Интернет. Кроме того, мы предлагаем скачать самые разные программы.

Малое и простое приложение для Windows, Mac OS X и мобильных устройств под управлением Android, а также для iPhone и IPad. Служит как дневник, который через Интернет синхронизует с другими своими устройствами, но и со своими коллегами или друзьями. Для большей ясности, различные фильтры доступны для ввода и устранения нежелательных задач, а достались только к тем, которые необходимы.

Большим преимуществом является бесплатная лицензия. Календарь и контакты, приближено к услугам Google.

Lighting

Основным недостатком Thunderbird является отсутствие интегрированного календаря и планировщика задач. Lighting этого проекта частично компенсирует этот недостаток. Он добавляет в Thunderbird календарь и задачи записи. Хотя по-прежнему не дотягивает до такого качества как конкурентный Outlook, однако поклонникам , безусловно пригодится.

Она представляет собой сочетание Lighting с Google Calendar и другие инструменты как хороший вариант для управления личными планами.

Еще один клиент электронной почты уже отмечалось в ходе дискуссии. Это универсальный коммуникатор, в котором также работает почта и обмен мгновенными сообщениями, работа с социальными сетями, как Facebook или Twitter, также включает в себя календарь, менеджер контактов и блокнот.

Что касается последней деятельности, то eM Client позволяет обмениваться контактами и календарями с друзьями, синхронизация с Google Календарь, расписание заседаний и отправлять приглашения через ПОКМ / ITIP.
Программа совместима с Windows, Mac OS X и Android.

Rainlendar

Небольшой календарь, который может быть размещен непосредственно на рабочем столе операционной системы для мгновенного обзора проделанных и отложенных задач. Rainlendar имеет минимальные требования к системе, легко настраивается с использованием скинов. Просмотры записей могут быть синхронизированы с различными программами (как локально, так и удаленно), так как в Google Calendar и Microsoft Outlook.

Преимуществом также является то, что он может принести пользу не только владельцам Windows, а также Mac OS X и Linux.

Google Calendar Client

В заключение, у нас есть простой клиент для Google Calendar в случае, если вы хотите получить доступ к данным на компьютере без подключения к Интернету. Программа должна быть подключена интернет только во время обновления. Также сможет припомнить события или экспортировать в MS Outlook. Хорошая его особенность использование без необходимости инсталляции.

Планировщики задач могут избавить пользователя от необходимости держать все свои планы в голове. Для мобильных устройств доступно множество приложений, которые предназначены как для краткосрочного, так и долгосрочного планирования. Используемые для этого программы можно разделить на 3 категории – заметки, календари и менеджеры задач.

Выбор софта для планирования зависит от целей пользователя – многим хватит простой текстовой заметки с напоминаниями, которую они будут периодически редактировать. Тем, у кого больше дел, может понадобиться более продвинутое средство с маркированными списками и облачной синхронизацией, например, Evernote.

Современные менеджеры задач позволяют осуществлять эффективное планирование как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Чаще всего задания в них представлены в виде списков.

При добавлении новых задач указывается название, дата выполнения и т. д. В продвинутых приложениях также присутствуют папки, уровни приоритета, звуковые уведомления, проекты и метки, необходимые для быстрого поиска и управления заданиями.

Помимо этого, при создании задачи может приниматься во внимание периодичность, что позволит автоматически пересоздавать ее еженедельно, раз в месяц и т. д. Также некоторые подобные приложения позволяют взаимодействовать с операционной системой путем вывода в строке состояния уведомлений с информацией о заданиях.

Основным преимуществом планировщиков задач перед календарями и заметками является наличие продвинутых средств для эффективного управления данными.

Здесь можно в пару нажатий отсортировать задания по дате, сгруппировать по папкам, меткам или проектам, получить отчет за определенный временной период и многое другое. К описанию могут прикрепляться фотографии, заметки или списки подзадач.

Разработчики большинства современных таскменеджеров в той или иной степени придерживаются концепции GTD (Getting Things Done), что подразумевает наличие папки с входящими задачами и моментальное добавление в нее всего, что придет в голову.

Важно всегда иметь смартфон под рукой, а дополнить описание задания или переместить его в другой список можно когда угодно, главное – не забыть о нём.

Для сравнительного обзора было выбрано 10 планировщиков задач из числа наиболее востребованных на Google Play. Каждый из них получил общую оценку по 5-балльной шкале в зависимости от удобства и функциональных особенностей.

При определении итоговых результатов учитывалось наличие инструментов для облачной синхронизации, резервного копирования, продвинутых средств для сортировки задач и т. д.

Any.DO – самый популярный планировщик задач для Android. Он очень прост в управлении, а также обладает стильным и удобным интерфейсом.

Внешне приложение смотрится очень стильно и современно. По умолчанию здесь присутствуют светло-синие элементы управления на белом фоне, но цветовая гамма может быть изменена в настройках. В ландшафтной ориентации на главный экран выводится информация о списках задач и датах выполнения – сегодня, завтра, предстоящие и без сроков.

При добавлении заданий может быть применен голосовой ввод или автозаполнение. Например, если ввести слово «билеты» на экране появятся варианты вроде «купить билеты», «забронировать билеты» и т. д. Это позволяет значительно сократить время на создание задач.

Для группировки заданий в Any.DO применяются пользовательские списки. Их можно добавить прямо из главного меню. Также отсюда можно перейти к уведомлениям или режиму планирования дня.

В данном режиме задания автоматически переключаются как в слайд-шоу, а пользователь указывает сроки выполнения для каждого из них – сегодня, завтра, позже и т. д. Изменения тут же применяются ко всем задачам.

Any.DO успешно справляется с разными данными – списки дел, покупок и т. д. Тут имеются быстрые действия, например, чтобы удалить выполненные задания достаточно потрясти устройство. Приложение тесно взаимодействует с операционной системой – программа может выводить различные напоминания в строку состояния.

GTasks – удобный планировщик задач с поддержкой облачной синхронизации. С его помощью можно эффективно управлять заданиями на разных устройствах

GTasks обеспечивает тесную интеграцию с сервисами от Google – для авторизации потребуется Google Аккаунт, а также поддерживается синхронизация с Google Календарем. Можно импортировать данные из календаря, сохранять расписание в облаке или работать в локальном режиме, когда вся информация хранится в памяти устройства.

Внешний вид GTasks не вызывает нареканий, как и удобство интерфейса. В панели главного меню доступны все необходимые средства – списки задач, настройки и данные аккаунта. Чтобы добавить новое задание надо написать его имя или воспользоваться голосовым вводом.

Также пользователь задает дату и время выполнения, режим повторения и при необходимости указывает подробности в текстовой заметке.

Для сортировки данных в GTasks присутствуют списки. Пользователь может вручную добавлять и удалять их. Также он управляет отображением данных на главном экране приложения – при желании часть списков можно скрыть.

GTasks в офлайновом режиме несколько ограничен. Здесь нет средств для резервного копирования на карту памяти и синхронизации, для этого потребуется авторизоваться и подключиться к онлайновому сервису.

Покупка платной версии стоимостью немногим более 150 рублей отключит рекламу и добавит несколько новых функций – смена темы оформления, автоматическая синхронизация и блокировка доступа графическим ключом.

GTasks можно по праву назвать одним из самых удобных таскменеджеров для Андроид. Приложение обеспечивает удобную синхронизацию и быстрое управление задачами. GTasks не имеет каких-либо явных преимуществ перед конкурентами, так что итоговая оценка – 4,5 балла из 5. 

Remember the Milk – менеджер задач, в арсенале которого огромный набор средств для эффективного планирования. Приложение поддерживает облачную синхронизацию, а также теги, пользовательские списки дел и т. д.

Для создания аккаунта в Remember the Milk потребуется электронная почта. Это позволит не только синхронизировать данные на разных устройствах, но и авторизоваться под своей учетной записью в веб-версии сервиса.

Интерфейс в Remember the Milk очень удобный и достаточно стильный, это касается не только версии для Android. Мобильный вариант программы неплохо адаптирован для сенсорного ввода – здесь можно быстро добавлять задания и редактировать уже имеющиеся.

В описании задачи могут быть указаны приоритет, дата окончания, исполнитель, тэги, заметки и т. д. Также пользователь выбирает список, в который будет помещено задание, а в Pro-версии могут добавляться подзадачи.
Remember the Milk неплохо подойдет для контроля рабочих процессов. Здесь имеются средства для быстрой сортировки и многопользовательского взаимодействия, когда участники делятся задачами друг с другом.

В Remember the Milk все задания по умолчанию помещаются в папку входящие, если не указано иное. В дальнейшем задание можно поместить в любой пользовательский список, связать их с контактами или геолокациями, а также дополнить описание тегами, по которым будет легко найти задачу.

В Remember the Milk присутствует система напоминаний, способная задействовать разные сервисы от электронной почты до Твиттера. Приложение также способно взаимодействовать с Google Календарем, Evernote и Microsoft Outlook. Бесплатная версия Remember the Milk имеет ряд ограничений.

Например, здесь нельзя создавать подзадачи, синхронизироваться с некоторыми из указанных выше сервисов, использовать цветные теги. Также в ней нет виджетов и продвинутых средств для многопользовательской работы. Pro-версия стоит около 40 долларов в год и не пользуется большим спросом.

Remember the Milk получает 4,6 балла. 

Do it – пожалуй, самое примитивное приложение в сегодняшнем обзоре. Здесь все задачи могут быть запланированы только на текущий день и на следующий и никак иначе.

В Do it присутствует облачная синхронизация. Можно залогиниться в настройках и получить доступ к данным через веб-версию.

Визуально Do it выглядит несколько примитивно, в каком-то смысле это не менеджер задач, а симулятор двух страниц записной книжки. Слева задачи на сегодня – справа на завтра. Интерфейс в меру удобный – можно одним нажатием помечать задание как завершенное (в этом случае оно будет перечеркнуто), а также при помощи стрелочек перемещать его с текущего дня на следующий и обратно.

Никаких специальных средств для сортировки данных в Do it не предусмотрено. По сути всё, что запланировано не на сегодня, перемещается на завтра.

В Do it нет папок, пользовательских списков, тегов и многого другого. Приложение неплохо подойдет для тех, кому нужен скорее не таскменеджер, а простенькая напоминалка.

К преимуществам Do it можно отнести компактность и быстрый ввод данных. Тем не менее это нисколько не компенсирует значительную ограниченность в плане функционала. Через покупку в приложении можно получить 3 виджета для рабочего стола размерами 1*1, 3*3 и 4*4, но это практически ничего не меняет.

Do it не обладает достаточным набором функций, чтобы на равных тягаться с другими представленными в статье приложениями. Более того, под вопросом даже жанровая принадлежность программы, ведь здесь нет многих привычных для данного сегмента средств. Do it наверняка найдет свою целевую аудиторию, которая будет применять его в качестве таскменеджера, но в данном обзоре приложение получает лишь 3,8 балла из 5 возможных. 

To Do List от Asus представляет собой компактный и достаточно удобный планировщик задач для Android.Создавать аккаунт в приложении не потребуется, хотя в данном случае это скорее минус, ведь синхронизации тут нет ни в каком виде.

To Do List не поддерживает даже резервное сохранение и восстановление с карты памяти, так что в случае чего придется пользоваться специальным софтом для создания бэкапов типа Titanium Backup.

Визуально To Do List выглядит очень просто и не претендует на оригинальность. На главном экране представлены списки задач, между которыми можно быстро переключаться свайпом. Также пользователь может создавать свои списки и редактировать существующие.

Схема оформления вряд ли придется по нраву большинству пользователей из-за неудачного сочетания цветов и неверно подобранных шрифтов, причем в настройках это изменить нельзя.При добавлении новой задачи указывается ее название, дата, время, приоритет и подробное текстовое описание. Продвинутых средств вроде меток здесь нет, единственным средством группировки заданий служат списки. Сортировать задачи можно по сроку и приоритету, которых тут всего 3 – низкий, обычный и высокий.

To Do List удобен в управлении, здесь без труда создаются как обычные задания, так и списки покупок. Можно быстро добавлять новые задачи или перемещать их из одного списка в другой. В приложении нет платного контента и рекламы.

Из To Do List вышел относительно неплохой, но чересчур ограниченный таскменеджер. Его разработчики сильно обрезали набор функций в приложении, а, как известно, кто жертвует функционалом в угоду юзабилити, не получает ни того, ни другого.

Итоговая оценка To Do List – 4 балла из 5. 

SplenDO – удобный планировщик задач с голосовым вводом и виджетами для рабочего стола. Для авторизации в SplenDO применяется Google Аккаунт, который служит для синхронизации и получения доступа с других устройств. Учетные записи можно переключать в настройках.

Визуально SplenDO выглядит весьма стильно, а интерфейс отлично продуман. На главном экране присутствует список задач и все необходимые инструменты для управления им – поиск, переключение списков, добавление новых заданий и т. д. В описании задачи указываются сроки, режим повторения и напоминания.

В SplenDO присутствует режим, в котором удобно добавлять сразу несколько заданий. Пользователь лишь вносит нужные данные и после каждого пункта делает перенос на новую строку. Это очень удобно в случае со списками покупок.

SplenDO имеет все необходимые средства для сортировки и группировки задач. Виджеты позволяют выводит информацию о текущих заданиях на рабочий стол и добавлять оттуда же новые задачи.

SplenDO представляет собой неплохую альтернативу лидерам своего сегмента. Пусть здесь и нет продвинутых функций вроде прикрепления файлов, меток или кооперативного режима, для большинства пользователей этого будет более чем достаточно. При желании можно отключить рекламу в программе за 100 рублей, но новых функций это не добавит.

Итоговая оценка SplenDO – 4,4 балла из 5 возможных.

TickTick представляет собой приложение для работы со списками задач, доступное на нескольких платформах. Разработчики успешно реализовали в своём продукте концепцию Getting Things Done (GTD).

Внешний вид TickTick не вызывает нареканий – приложение смотрится стильно и современно, а схему оформления можно изменить в настройках. На главном экране имеются все необходимые средства для быстрого добавления новых задач и управления списками.

В режиме календаря данные выводятся по датам. Чтобы увидеть список задач на определенный день, надо лишь выбрать его в календаре.

С помощью TickTick можно легко контролировать задания на ближайший день, неделю, месяц и даже несколько лет. Новые задачи добавляются очень быстро, достаточно указать название, дату, приоритет и выбрать список. Изначально все задания помещаются во входящие, если не указано иное.

В TickTick имеется множество продвинутых функций – гибкие и повторяющиеся задачи, добавление данных по электронной почте, прикрепление вложений, классификация при помощи меток. Пользователю доступен быстрый поиск, голосовой ввод, напоминания по геолокации или времени, четыре уровня приоритета и пакетное редактирование заданий.

Также в TickTick присутствует возможность делиться списками задач с коллегами, интеграция с календарными приложениями, быстрый поиск и сортировка. Для некоторых из этих инструментов потребуется доступ к контактам девайса и службам определения местоположения.

К сожалению, в бесплатной версии TickTick часть функций отсутствует. Для получения доступ к средствам для совместной работы, дополнительным темам оформления, а также снятия лимитов на списки и задачи потребуется оформление платной подписки.

На момент публикации этой статьи TickTick PRO стоил от 70 рублей в месяц до 700 рублей в год. Для большинства пользователей разница между обычной версией и платной будет не столь ощутима.

TickTick получает 4 с половиной балла из 5. 

Заключение

На Android имеется множество планировщиков задач, хотя это далеко не самая популярная категория софта для мобильных устройств. Большинство приложений, попавших в этот обзор, получили высокие оценки, но не обошлось и без пары разочарований.

В лидеры вышли Any.DO и Wunderlist, получившие по 4,8 балла из 5 возможных. Это самые удобные и функциональные приложения в своем сегменте, а максимального балла они не удостоились лишь из-за необходимости оформления дорогой платной подписки для разблокировки всех имеющихся средств.

Третью строчку также делят два претендента – Todoist и Remember the Milk, получившие по 4,6 балла. Эти приложения отлично подойдут для использования на нескольких устройствах и многопользовательской работы с большим количеством задач. Remember the Milk немного опережает Todoist по функционалу, но большая стоимость платной подписки и отсутствие русского языка уравняли общий балл до одной отметки.

Неплохо проявили себя GTasks и TickTick, получившие по 4,5 из 5, а также SplenDO с оценкой в 4,4. Явных аутсайдеров всего 3 и если To Do Reminder и To Do List (4,1 и 4 балла ровно соответственно) еще сгодятся в качестве таскменеджеров, то Do it – это скорее эмулятор записной книжки, который не подходит для эффективного планирования, за что и получил самый низкий балл среди всех – 3,8.

В случае с планировщиками задач популярность приложений оказалось пропорциональна их качеству – Any.DO и Wunderlist и здесь возглавляют список, хотя у первого перевес почти в два раза – 10 млн установок c Google Play против 5. Тройку лидеров замкнул Todoist, практически не уступающий Wunderlist в популярности, а большая часть оставшихся таскменеджеров имеет по 1 миллиону загрузок.

Вторая таблица целиком посвящена функциональным особенностям приложений. Как и в первой, они тут расположены в порядке убывания количества установок с Google Play. Здесь можно убедиться, что практически все приложения поддерживают облачную синхронизацию и предоставляют платный контент.

В большинстве случаев это подписка, открывающая доступ к дополнительным функциям. Из 10 приложений только 6 имеют веб-версию. 5 «+» из 5 по второй таблице получила половина таскменедежеров - Any.DO, Wunderlist, Todoist, Remember The Milk и TickTick.

Any.DO и Wunderlist – безусловные лидеры своего сегмента, которые даже без оформления платной подписки удовлетворят нужны 90% пользователей. Тем не менее при выборе планировщика задач надо ориентироваться прежде всего на собственный опыт, а не только на оценки в данном обзоре или на Google Play.

Кому-то для этих целей хватит и Do it со списками заданий на 2 дня или даже простой текстовой заметки, а кому-то понадобится гораздо больше, особенно для контроля рабочих процессов.

На поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ:

  • п. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
  • Статья 29 п. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  • п. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на доступ к информации означает:

  1. право каждого обращаться в органы государственной власти, общественные объединения, органы и организации, другие структуры за получением необходимой информации;
  2. право обращаться в учреждения культуры, иные структуры, к хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации;
  3. право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации, право получать информацию, содержащуюся в научных и литературных произведениях, а также другую информацию, распространяемую в том числе и в коммерческих целях.

Ст. 8 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает, что (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Не может быть ограничен доступ к:

  • , затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения .

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Предоставляется бесплатно информация :

  1. о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
  2. затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
  3. иная установленная законом информация.

Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» содержит перечень видов сведений, доступ к которым не может быть ограничен. Среди этих видов наибольший интерес представляет собой информация о деятельности государственных и муниципальных органов власти ввиду ее особой социальной и политической значимости. Принцип открытости доступа к этому виду информации имеет особую важность для развития демократических основ государства, являясь одним из гарантов реализации гражданами своей власти в государстве. Этот принцип также корреспондирует концепции «электронного государства», в соответствии с которой в современном информационном обществе для развития гражданского общества, улучшения качества работы публичных органов и повышения уровня вовлеченности граждан в политические процессы государство должно использовать информационные и коммуникационные технологии в публичной политике .

Информация о деятельности органов власти

Необходимо отметить, что на протяжении многих лет в Российской Федерации официальная информация носила закрытый характер. К примеру, Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» устанавливало нормы, в соответствии с которыми информация, предоставление которой обязательно, ограничивается определенным перечнем как для федеральных органов власти, так и для других уровней .

Источник фотографии: bartronics.com

В настоящий момент главным законодательным актом в сфере официальной информации является Федеральный Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В ст. 1 указанного закона содержится дефиниция подобного рода информации. Законодатель предлагает относить к ней данные, созданные в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными подразделениями, органами местного самоуправления или их подведомственными организациями, либо сведения, поступившие в данные органы или организации. Таким образом, информация, полученная определенным органом или организацией от других уполномоченных органов, либо не относящаяся к полномочиям данных органов и организаций, не регулируется особым правовым режимом открытого доступа.

Стоит обратить внимание на тот факт, что законодательство относит официальные Интернет-сайты к основным источникам распространения информации о деятельности органа власти. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закрепляет перечень информации, которая подлежит обязательному размещению. К ней относятся:

Правовой режим информации о состоянии окружающей среды

Деятельность органов также может охватывать их компетенцию по предоставлению такой информации, как сведения о состоянии окружающей среды. Право на доступ к ним обеспечивает в первую очередь ст. 42 Конституции РФ. Также это право упомянуто в ряде федеральных законов. Примечательным среди них является Федеральный Закон «О гидрометеорологической службе», в котором содержится определения качественного характера этого вида информации: ею признаются сведения, полученные в результате мониторинга окружающей среды, ее загрязнения . Данная информация должна предоставляться бесплатно, являясь открытой и общедоступной. Различные органы исполнительной власти (такие, как Госкомэкология РФ, Госгидромет, Госсанэпиднадзор, Госстандарт и др.) обязаны предоставлять гражданам по соответствующему запросу интересующую их информацию о состоянии экологии. При электронном запросе информации уполномоченные органы должны предоставить запрашиваемую информацию через свои Интернет-ресурсы. Следует обратить внимание на то, что информация о состоянии окружающей среды, предоставляемая в Интернете уполномоченными органами, является так называемым «источником первого уровня», т.к. распространяющие сведения частные СМИ являются источниками не экологической информации, но информационной продукции ввиду того, что используют данные, полученные из официальных источников и сами не несут ответственности за их несоответствие действительности .

Государственная тайна

Итак, в целом положения действующего законодательства нацелены на повышение прозрачности системы органов власти. Тем не менее, следует подчеркнуть, что доступ к информации государственных и муниципальных органов может ограничиваться на основе нормативно-правовых норм о государственной и служебной тайне, переходя в разряд информации с режимом ограниченного доступа. Общие принципы ограничения доступа к информации, находящейся в режиме ограниченного доступа, содержатся в ст. 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

«В целом положения действующего законодательства нацелены на повышение прозрачности системы органов власти»

Дефиниция государственной тайны и определение отношений, связанных с ней, регламентируются рядом законов, в первую очередь Законом РФ «О государственной тайне». Так, государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, внешнеэкономической, экономической, разведывательной и розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб Российской Федерации . Следует отметить, что законодательство о государственной тайне характеризуется перечневой системой. Существует три уровня перечней, определяющих секретность тех или иных данных. Первый перечень, закрепляющий общие положения о государственной тайне и сферы ее применения, содержится в ст. 5 Закона «О государственной тайне». Второй перечень представлен в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. №1203 «Об утверждении Перечня сведений, составляющих государственную тайну». Третий является системой перечней, сформулированных уполномоченными лицами, содержит более детализированную информацию, составляющую государственную тайну. Последние два вида перечней отнесены к режиму государственной тайны и не подлежат публикации.

Очевидно, что отнесение конкретных сведений к закрытой для общего доступа информации необходимо для защиты безопасности государства и общества. Тем не менее, нельзя не отметить, что на законодательном уровне не существует общей доступной методики определения потенциального ущерба, порождённого разглашением определённых сведений, и, как следствие, невозможно проверить обоснованность отнесения информации к категории государственной тайны . Далее, отсутствие доступа к аппарату оценки секретности сведений приводит к затруднениям в проверке правомерности отказа в предоставлении информации о деятельности органа власти, а также обжалования подобного отказа. Более того, нередки случаи, когда лица, не имеющие непосредственного отношения к защите государственной тайны и получающие доступ к определенного рода информации, не могут точно знать, попадает ли такая информация в перечень, определяющий ее как секретную .

«На законодательном уровне не существует общей доступной методики определения потенциального ущерба, порождённого разглашением определенных сведений, и, как следствие, невозможно проверить обоснованность отнесения информации к категории государственной тайны»

Служебная тайна

Следующим фактором правомерного ограничения доступа является служебная тайна. Определяя правовой режим информации, ограниченной служебной тайной, российское законодательство использует понятие «служебная информация ограниченного распространения». Категории сведений, попадающих под данное понятие, содержатся в Постановлении Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233: это «несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространения которой диктуются служебной необходимостью». Очевидно, что компетенция лиц, уполномоченных руководителем федерального органа относить сведения к данной категории, весьма широка. Необходимо обратить внимание на тот факт, что само понятие служебной необходимости не регламентируется законодательством, и, следовательно, может толковаться вольно, что создает риск ограничения информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе фиктивной причины такого ограничения. Далее, установление режима ограниченного доступа к информации осуществляется должностными лицами путем издания подзаконного акта, что в свою очередь прямо противоречит ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», предусматривающей введение такого режима только на основании федерального закона .

Анализируя регламентацию доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, необходимо обратить внимание на правовой режим доступа к такому не менее важному виду официальной информации, включённому в область деятельности органов, как нормативно-правовые акты, закрепляющие права, свободы и обязанности граждан, а также определяющие статус организаций и органов власти. Подобные акты должны находится в открытом доступе в соответствии с ч. 3. ст. 15 Конституции РФ, закрепляющей за уполномоченными органами обязанность их публикации . В контексте развития идеи электронного государства возможность ознакомления с данной категорией актов должна быть бесплатно предоставлена на Интернет-ресурсах. То же касается нормативных документов, затрагивающих вопросы обработки персональных данных. К примеру, ст. 4 ФЗ «О персональных данных» определяет, что на основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, касающимся персональных данных .

Тем не менее, в практике правоприменения имеют место случаи, когда те или иные властные органы определяют права и обязанности граждан, основываясь на нормативных актах, доступ к которым ограничен служебными целями. Примечательным является случай, когда ФСТЭК России 4 мая 2012 г. опубликовал сообщение №240/24/1701, согласно которому средства защиты персональных данных должны быть сертифицированы со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. №330 . Данное постановление не находилось в открытом доступе. Очевидно, что установление прав и обязанностей со ссылкой на не опубликованный в общем доступе нормативно-правовой акт является нарушением конституционного права граждан, закрепленного в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Выводы и предложения

Таким образом, законодательство о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов все еще находится на стадии развития. Во избежание коллизий при практической реализации норм информационного права, в законодательстве должны быть четко прописаны дефиниции используемых понятий, что пресекло бы возможность их свободной трактовки. Необходимо разработать единую систему оценки секретности информации и уровня потенциального вреда, который может быть нанесен государству в случае разглашения информации.

Источник фотографии: travel.rambler.ru

Богдановская И.Ю. Конституционное государство в условиях информационного общества. Право в цифровую эпоху.

Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа

к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». // СЗ РФ. № 7. 2003. Ст. 658.

Право на информацию (Right of Access to information, RTI) чётко обозначено в международном законодательстве как право человека, относящееся к свободе самовыражения, а также как важный механизм реализации других прав и целей, в том числе целей борьбы с коррупцией.

Право на информацию полностью признано статьей 19 Всеобщей декларации прав человека и статьёй 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (далее - Пакт) как право на поиск и получение информации. В 2011 году Комитет ООН по правам человека выпустил директивное Замечание общего порядка, определяющее предмет и границы права на информацию. Этот документ устанавливает, что статья 19 Пакта гарантирует право на информацию, находящуюся в распоряжении государственных органов. Он требует, чтобы государства в приоритетном порядке распространяли информацию, имеющую общественный интерес, и что доступ к ней должен быть "легким, быстрым, эффективным и практическим". В Замечании также заявляется, что государства должны учредить " необходимые процедуры", например, законодательство, для реализации права на информацию, а также что плата за доступ к информации должна быть ограничена в размерах, отвечать на запросы следует своевременно, органы власти должны обосновывать отказы в предоставлении, а государствам следует создать механизмы обжалования отказов.

Позже Комитет по правам человека работал над включением вопроса о праве на информацию в деле Токтакунова против Кыргызстана , постановив, что исключения из данного права ограничиваются случаями, предусмотренными пунктом 3 статьи 19 Пакта, и что для предоставления информации не требуется непосредственной потребности в ней или какого-либо обоснования. Помимо свободы самовыражения, потребность в доступе к информации в различных других секторах также была признана международным правом, относящимся к иным правам человека, социальным и экономическим правам - в частности, к праву на воду , праву на здоровье и праву на образование . Право на информацию рассматривается здесь как инструмент обеспечения иных прав, содействующий общественному участию или позволяющий людям лучше реализовывать свои иные права. Право на информации. также упоминается в многочисленных международных договорах и соглашениях, в том числе по вопросам загрязнения окружающей среды , изменений климата , ограниченных возможностей и мигрантов.

Существуют и иные важные международные соглашения, признающие право на доступ к информации. Одно из важнейших - статья 13 Конвенции ООН против коррупции (UNCAC), требующая, чтобы государства принимали надлежащие меры обеспечения для населения эффективного доступа к информации. Эта статья обязывает также защищать информаторов (whistle-blower).

II. Доступ к информации в Европе

Доступ к информации широко признан в Европе в рамках различных правовых систем. Право на информацию признается как необъемлемое условие свободы самовыражения, необходимое для укрепления демократии и общественного участия, как антикоррупционный инструмент, а также как важный инструмент защиты окружающей среды. Хотя многие из соответствующих правовых инструментов чисто декларативны, некоторые из них, в частности, Европейская конвенция по правам человека, касаются в том числе и России и налагают на страну обязательства, которые должны соблюдаться государственным служащими.

Совет Европы/ ЕСПЧ

Совет Европы признает важность права на доступ к информации давно - начиная с конца 1970-х годов. Сейчас это выражено в многочисленных резолюциях Комитета министров и Парламентской ассамблеи, решениях по делам в рамках Европейской конвенции по правам человека и Европейской социальной хартии, а также в недавно одобренной конвенции о доступе к документам. Комитет министров и Парламентская ассамблея Совета Европы подчеркнули, что в демократическом обществе информация имеет принципиальное значение для общественности и для укрепления доверия граждан к государству, и призвали государства предпринять "всё возможное… для обеспечения максимально возможной доступности для общественности информации, имеющейся у органов власти", в том числе предоставлять любому право на получение информации без предъявления конкретного правового интереса к ней (с ограниченными исключениями), своевременно отвечать на вопросы и создать механизм оспаривания отказов.

Европейский суд по правам человека находит, что право на доступ к информации предусмотрено несколькими положениями Европейской конвенции по правам человека. Это включает право на информацию как средство содействия подотчетности государств, свободе самовыражения, а также защите окружающей среды и здоровья населения. Начиная с 1980-х годов, ЕСПЧ начал выносить постановления о том, что в рамках статьи 2 Конвенции (право на жизнь) и статьи 8 (право на жилище) существенной обязанностью государственных органов является сбор и предоставление гражданам информации о факторах окружающей среды, способных отрицательно повлиять на здоровье населения. В частности, в двух делах суд принял решение не в пользу Турции: одно касалось доступа к исследованиям загрязнения окружающей среды золотодобывающим прииском, другое - отсутствия своевременного информирования жителей трущоб об опасностях, связанных с муниципальной свалкой, что привело к смерти 39 человек. Обязанности того же рода были найдены и в Европейской социальной хартии. С 2009 года ЕСПЧ утверждает существование более широкого основного права, чем собственно право на свободу самовыражения, в рамках статьи 10 Конвенции, - права на доступ к информации государственных органов как средства участия в свободном обмене мнениями и идеями, а также эффективного и корректного администрирования публичной политики. Суд также подчеркнул важность обеспечения доступа к информации для общественных наблюдателей, в том числе - прессы, НКО и любых физических лиц, планирующих вынести информацию в публичное поле.

В 2009 г. Совет Европы принял Конвенцию о доступе к официальным документам. Этот документ устанавливает широкое поле для доступа к информации в любой форме, хранящейся государственными органами, ограниченный набор исключений, проверку соответствия общественным интересам и процесс обжалования отказа, в том числе рассмотрение жалобы независимым органом или судом. Эта конвенция вступит в силу, когда ее ратифицируют 10 стран. На момент написания данного руководства Россия не подписала и не ратифицировала данную конвенцию. Доступ к информации также является важной частью мер по противодействию коррупции в рамках Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), включающая США и 48 стран - членов Совета Европы, включила право на информацию как ключевой момент в свой опросник по реализации данных конвенций. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН )

ЕЭК ООН, региональная комиссия ООН, охватывающая Европу и Центральную Азию, приняла несколько договоров, связанных с доступом к информации. Наиболее заметный из них - Конвенция о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция). Она требует от всех стран-участниц (на сегодня их 47) принять правовые нормы, обеспечивающие любым лицам доступ к экологической информации, хранящейся как государственными, так и многими негосударственными организациями, а также упростить процедуры запроса и получения такой информации - с ограниченными исключениями. Каждому государству следует также принять соответствующие законодательные нормы касательно сбора и публикации экологической информации. Помимо этого, общественность должна быть вовлечена в принятие важных решений касательно окружающей среды, а также должен действовать эффективный механизм реализации соответствующих прав. К данной конвенции имеется также несколько протоколов касательно публикации данных в общедоступных форматах в открытом реестре, генетически модифицированных организмов, а также загрязнения воздуха. Конвенция обязательна для всех стран Европейского Союза , а страны-участницы согласились продвигать ее принципы на всех международных форумах.

Кроме того, ЕЭК ООН приняла ряд других конвенций, содержащих положения о доступе общественности к информации, устанавливающие минимальные процедуры по вовлечению общественности в экологическое планирование. Это касается доступа к оценкам воздействия на окружающую среду (ОВОС) , промышленных аварий, требующих уведомления общественности, а также защиты трансграничных водотоков.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

ОБСЕ также во многих документах возвращается к изначальной важности свободы самовыражения, включая право всех на поиск и получение информации. На встрече стран - участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе "Человеческое измерение" (1990) была достигнута договорённость о "поощрении, продвижении и… поддержке" инициатив, направленных на "доступ к информации и защиту частной жизни", а также о "предоставлении общественности доступа к информации касательно применения смертной казни". Позже, на саммите в Дублине в 2012 г., была достигнута следующая договорённость :

"Мы признаем, что свобода информации и доступ к ней способствуют открытости и подотчетности в вопросах государственной политики и закупок и позволяют гражданскому обществу, включая средства массовой информации, вносить вклад в предупреждение коррупции, финансирования терроризма, отмывания денег и предикативных преступлений и борьбу с ними. Мы вновь подтверждаем наше обязательство повышать транспарентность наших государственных органов посредством дальнейшего развития процедур и институтов, предназначенных для предоставления своевременной информации, включая надежные статистические данные, в целях создания условий для диалога между хорошо информированными сторонами, восприимчивыми к мнению друг друга".

Европейский Союз

У Европейского Союза имеется ряд различных обязательных соглашений касательно прозрачности, начиная с подотчетности государств, государственных закупок, защиты окружающей среды и прав человека. На высшем уровне как Договор о Европейском Союзе, так и Хартия Европейского Союза об основных правах утверждают: "Каждый гражданин или гражданка Союза либо каждое физическое или юридическое лицо, проживающее или имеющее юридический адрес в государстве-члене, имеет право доступа к документам Европейского парламента, Совета и Комиссии".

ЕС принял множество Директив, требующих от стран-членов принять законодательство о доступе к информации в различных областях, в том числе связанных с добывающей промышленностью , опасными отходами , загрязнением окружающей среды , а также с генетически модифицированными организмами . Директива о повторном использовании информации государственного сектора требует от стран - членов ЕС установить “справедливые, пропорциональные и недискриминирующие условия для повторного использования” информации, выпускаемой государственными органами, как для экономических, так и для некоммерческих целей. Это помогло запустить во многих странах инициативы по открытым данным.

III. Национальные тенденции в области законов о праве на информацию

На уровне отдельных стран признание права на информацию значительно выросло за последние 15 лет. На сегодня около 100 стран мира (около 70 из них - за последние 15 лет) приняли законы о доступе к информации или национальные нормативные акты, устанавливающие официальные правила доступа к информации государственных органов. В последние годы в их число вошли страны, весьма различные по уровню экономического и политического развития, в том числе Бразилия, Индонезия, Китай, Монголия, Нигерия, Россия, Тунис, Чили и Эфиопия. Многие другие страны (примерно 50), в том числе Ботсвана, Гана, Египет, Казахстан, Камбоджа и Парагвай, находятся на различных стадиях рассмотрения соответствующих законопроектов. Проактивный доступ общественности к информации обеспечивается во все большем масштабе не только законодательными, но и иными способами, такими, как открытые данные и электронные правительства.

Большинство законов о праве на информацию весьма схожи по структуре и функциям. Ниже представлены общие элементы, содержащиеся в законах разных стран мира о праве на информацию.

Право на доступ - право физического лица. организации или юридического лица на возможность запрашивать информацию у государственных органов без обязанности правового обоснования своего к ней интереса;

Обязанность предоставлять информацию - обязанность государственных органов отвечать на запросы и предоставлять информацию. Это включает механизмы работы с запросами и установление предельных сроков ответа на запросы;

Исключения - позволяют не раскрывать определенные категории информации. Обычно для этого требуется, чтобы до сокрытия информации было показано, какой вред ее раскрытие может нанести;

Обжалование - внутренние механизмы обжалования, позволяющие заявителю оспаривать отказы в предоставлении информации;

Внешнее обжалование и надзор - рассмотрение жалоб независимым органом. Обычно в рамках закона либо создается отдельное ведомство (например, комиссия по информации) либо жалобы могут рассматриваться действующим уполномоченным по правам человека или судебными инстанциями. Такой орган также надзирает за реализацией закона.

Проактивная публикация - требование к органам власти проактивно публиковать информацию (некоторых конкретных видов) о своей деятельности.

Санкции - наказание для должностных лиц за незаконное уничтожение или изменение информации либо за незаконный отказ в ее предоставлении, а для органов - за неисполнение распоряжений внешнего надзирающего органа.

Право на информацию признано в Европе почти повсеместно, за исключением горстки малых стран и островов, где законы пока не приняты.

IV. Зачем нужно право на информацию

В общем, все согласны, что работающий и правильно применяемый режим права на информацию приносит немало выгод государственным ведомствам, равно как и гражданам. Исследование Всемирного банка (2003) пришло к выводу, что “чем прозрачнее правительство, тем лучше оно управляет - с точки зрения множества различных показателей, таких как эффективность правительства, бремя нормативно-правового соответствия, уровень коррупции, право голоса и подотчётность, верховенство закона, административная эффективность, уровень отказов от исполнения договоров, уровень риска экспроприации и [комбинированный индекс прозрачности/коррупции].”

- Демократическое участие и понимание: Общественность более способна участвовать в демократических процессах, располагая информацией о деятельности и политике правительства. Информированность общества о причинах принимаемых решений укрепляет поддержку и уменьшает непонимание и неудовлетворённость. Каждый парламентарий тоже становится способнее осуществлять наблюдение. Наблюдательный комитет в Новой Зеландии пришёл к выводу,что "нельзя ожидать, что бОльшая свобода информации покончит со всеми расхождениями во мнениях внутри сообщества или решать глобальные политические проблемы. Однако при ее систематической применении, с надлежащим соблюдением равновесия в решении разнонаправленных вопросов, [изменения] будут содействовать сужению расхождений во мнениях, росту эффективности реализуемой политики и усилению общественного доверия к системе.”

- Улучшение процессов принятия решений: Решения, которым предстоит стать публичными, с большей вероятностью основываются на объективных разумных причинах, которые также оглашаются публично. Доверие к правительству возрастает, если известно, что его решения предсказуемы. Канадская Комиссия по вопросам доступа к информации находит, что “содержание и качество подачи информации в документах канадских центральных ведомств со временем улучшило”. В Австралии Комиссия по реформированию законодательства и Совет по административному надзору пришли в 1997 году к выводу,что “Акт [о свободе информации] заметно повлиял на то, как ведомства принимают решения и документируют информацию …[Он] сосредоточил мышление тех, кто принимает решения, на необходимости основывать свои решения на релевантных факторах и документировать процесс принятия решений. Государственный сектор постоянно дисциплинируется, зная, что решения и процессы открыты для внимательного изучения, в том числе в рамках Акта о свободе информации.”

- Улучшение обращения с государственными документами: Оказалось, что принятие законодательства о праве на информацию улучшает практику документооборота в государственных органах. Причиной этому - как модификация систем документооборота в соответствии с новыми требованиями закона, так и упомянутая выше необходимость основывать решения на рациональных процессах. Некоторые правительства воспользовались этим как возможностью переписать заново руководства и иные документы. Другие стали хранить больше информации касательно решений.

- Борьба с коррупцией : Право на информации считается ключевым инструментом антикоррупционной деятельности, так как заключение контрактов и иные финансовые транзакции должны быть задокументированы и обоснованы . Как Конвенция ООН по борьбе с коррупцией, так и региональные конвенции Европы, обеих Америк и Африки требуют от государств принятия законов, обеспечивающих доступ общественности к соответствующей информации.

- Восстановление справедливости по отношению к прошлому: В странах, совершивших переход к демократии недавно, законы о праве на информацию разрешают правительствам порвать с прошлым и позволить обществу лучше понять, что происходило в прошлом с жертвами злоупотреблений и с их близкими. Большинство стран Центральной Европы приняли законы о доступе к документам тайной полиции прошлого. Специальный докладчик ООН по вопросам продвижения и защиты прав человека и свободы информации в условиях борьбы с терроризмом, а также Европейский и Межамериканский суды по правам человека подчеркивали важность доступа общественности к информации для продвижения права на правду.

- Улучшение внутриведомственной эффективности: Право на информацию может также усовершенствовать информационные потоки внутри самих правительств. Избыточная секретность сужает возможности обмена информацией между государственными ведомствами и снижает их эффективность. Многие государства отчитались, что принятие законов о свободе информации улучшило координацию работы и процессы разработки политик.

- Альтернативное регулирование: Государственные органы собирают большие объёмы информации о деятельности частного сектора. Раскрытие информации государственными органами может служить альтернативным методом регулирования. Публичное раскрытие информации может мотивировать негосударственные субъекты улучшить своё поведение, чтобы избежать критики и репутационных потерь. Дюжины государств публикуют информацию об индустриальных загрязнениях окружающей среды, информируя местные сообщества о потенциальных угрозах. В Европе свыше 30 стран ратифицировали протокол ЕЭК ООН о регистрах выбросов и переноса загрязнителей от 2003 года. В США пришли к выводу, что введение Реестра токсичных выбросов помогло снизить объёмы выбросов токсичных материалов по стране почти вдвое. Теперь региональные регистры существуют в Европе и Северной Америке.

Ирландское правительство делает вывод о выгодах принятия Акта о свободе информации (1997), что было одной из основных рекомендаций программы модернизации “Обеспечить лучшее правительство ”. Оценочный отчет, выпущенный через 5 лет после принятия акта, указывает, что:

“Он оказал долговременное и широкомасштабное положительное влияние на государственную службу …Почти все руководящие работники высшего звена, с которыми мы говорили, признали значительную роль Акта в обеспечении прозрачности государственных заказов и в развитии чувства подотчётности перед обществом. Это подтверждают также результаты опроса: 60% респондентов ощущают, что их ведомство/отдел стали более открытыми во взаимодействии с заказчиками и заинтересованными лицами.”



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!