Пункт 1 статьи 48 гк рф. Юридическое лицо. Обязательные признаки юридического лица

Специалисты, которые ввели в употребление этот термин, разъясняют, что информационным общество становится, если в нём наблюдается изобильное циркулирование информации высокого качества, есть средства, необходимые для её хранения, использования, распределения. Информация в таком обществе быстро и легко распространяется согласно требованиям заинтересованных в ней людей либо организаций и подаётся в привычной для всех форме. Информация и услуги, связанные с её доставкой, должны быть как можно более дёшевы, потому что общество становится информационным, только если информация доступна всем. Здесь будут рассматриваться плюсы и минусы информационного общества.

Движущая сила

Как избавить людей от рутины в процессе производства, как обеспечить должный уровень автоматизации в обработке информации в социальной и производственной сферах? Здесь панацея - компьютеризация. прогресса японцы, например, считают производство отнюдь не материального, а как раз информационного продукта. Инновации, дизайн и маркетинг сделают продукт более ёмким информационно. Плюсы и минусы информационного общества при данной постановке вопроса видны невооружённым глазом.

В плюс пойдёт изменение не только производства, но и всего уклада с системой ценностей в плане увеличения значимости культурного досуга. В отличие от индустриального общества, где целями являются потребление и производство, информационное общество предлагает к употреблению интеллект, то есть - знания, и большинство работающих занято сбором, хранением и распределением их. Это плюсы. И минусы информационного общества вытекают отсюда же - меньшинство работающих, занимающихся созданием материальных, а не интеллектуальных ценностей, попросту не сможет всех "думающих" прокормить, одеть, обуть и обустроить на жительство.

Материальная база

Естественно, применяя интеллект, материальные ценности создавать легче. И это плюс. Но жизнь показывает, что современные материальные ценности становятся всё ближе к одноразовым, загрязняя окружающую среду и заставляя людей гораздо больше времени тратить на замену износившегося. И это огромный минус. Технологической и материальной базой становятся различные системы компьютерных сетей и техники, информационные связи.

Информационное общество, плюсы и минусы его в реальной практике - дело нескольких лет. Уже в двадцатом веке созданное теоретиками стало зримой картиной ближайшего будущего. Прогнозы таковы: мировое пространство превращается в компьютеризированное единое информационное сообщество, люди проживают в домах с электронной начинкой: всевозможными приборами и устройствами.

Приближение к будущему

Пример - "Умный дом", и это не фантастика. Уже в Москве используется комплексная система управления всей инженерией современного здания, автоматизация всех операций. Решения не только высокотехнологичны, но и с достаточно высоким эстетическим уровнем.

Здесь настройка, контроль и дистанционное управление осветительными приборами, а также климатом и вентиляцией, аудио-видео-телевидение-видеонаблюдение управляются голосом или жестом, охранная и пожарная сигнализации определяют возможность аварийной ситуации и контролируют всю систему самостоятельно, все электрические приводы автоматизированы системой датчиков и сенсорных панелей.

Плюсы и минусы информационного общества и здесь вычисляются легко. Плюс - жить становится удобнее, минус - последствия выхода из строя хотя бы одного компьютера могут быть необратимыми, что мы уже время от времени наблюдаем с авиалиниями любых, даже самых технологически высоко оснащённых стран. Также процветает хакерство, взлом банковских и даже оборонных данных целых стран, что способствует росту терроризма в мире. На этом фоне о взломах сайтов с личными данными граждан с целью шантажа или нанесения вреда репутации можно не вспоминать. Таковы характерные черты информационного общества.

Плюсы и минусы

Мы вплотную подходим к построению общества нового типа, поэтому необходимо точно вычислить, чем этот путь человечество обрадует, а чем грозит. Плюсы и минусы информационного общества таблица покажет наглядно:

Плюсы построения информационного общества Минусы построения информационного общества
1. Преодоление сглаживание противоречий между информационным морем и информационным недостатком. 1. Увеличивающееся влияние на общество любых средств массовой информации - даже недоброкачественных.
2. Обеспечение приоритета информации сравнительно с другими ресурсами. 2. Информационные технологии вмешиваются в частную жизнь людей, производя зачастую разрушительные действия, нарушается деятельность организаций.
3. Главенствующая форма развития - информационная экономика. 3. Не решается существующая проблема отбора информации качественной и достоверной.

4. Основой общества должны быть автоматизированные генерация, обработка, хранение и использование всевозможных знаний посредством новейших информационных технологий и техники.

4. Большинство людей с трудом адаптируются в информационном обществе.
5. Информационная технология глобального характера, охватывающая все сферы деятельности человека. 5. Трудности в нейтрализации опасности разрыва между потребителями и "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой и распределением информационных технологий).
6. Формирование информационного единства человеческой цивилизации. 6. Нет достаточно актуальных разработок информационного права и информационной защиты.
7. Посредством информатики реализация свободного доступа каждого человека к ресурсам информации всей цивилизации. 7. Угроза нарушения конфиденциальности информационных данных.
8. Реализация гуманистических принципов управления обществом и контроль над воздействием на окружающую среду. 8. Не обеспечена должным образом безопасность личного информационного пространства.

Деятельность людей направлена главным образом на обработку информации, всё материальное производство, а также производство энергии должно быть возложено на машины. Процесс этот идёт полным ходом: уже в 1980 году в США кардинально поменялись доли занятости людей: на сельское хозяйство пришлось только 3% всех работающих, в промышленном производстве - 20%, около 30% работающих людей занимались сферой обслуживания, а 48% - занимались созданием информационных средств и непосредственно работали с ними. Так что плюсы и минусы открытого информационного общества - реальность, требующая планомерного изучения.

Средство конкурентной борьбы

Информацию как промышленный продукт начали рассматривать ещё в шестидесятых годах прошлого века сначала в Америке, затем в СССР, с предложениями концепции безбумажной организации сфер управления. Но активнее других распорядились японцы. Они грамотно использовали плюсы и минусы информационного общества. Таблица, предложенная выше, не вполне отвечает японскому уровню технологий двадцатилетней давности: безопасность в Японии обеспечивалась неплохо, и адаптация людей в компьютеризированном пространстве прошла быстро и довольно гладко.

Именно они стали самыми ревностными пропагандистами идей промышленного использования информации. Впоследствии блестяще управлялись на мировом рынке, раз за разом выигрывая конкурентную борьбу за счёт японских приборов, вычислительных машин и прочих систем, которые создают техносферу. Поэтому они очень долго удерживали лидерство в этой области. Плюсы и минусы становления информационного общества японцам удалось учесть и обойти почти все подводные камни этого плавания в рукотворно созданном информационном море.

Каковы реалии информационного общества

Нет причин ждать каких-либо кардинальных перемен в социальных структурах после перехода в информационное общество. Плюсы и минусы уравновешивают это сооружение. Расслоение людей на обеспеченных и бедных останется практически в тех же пропорциях, поскольку мера пользования плодами трудов останется различной. Несмотря на дифференцированность сферы виртуальных услуг, будут услуги более важные (дорогостоящие) и менее - по возможностям каждого члена нового общества. Это, разумеется, не пойдёт в плюсы. И минусы современного информационного общества тут не кончаются.

Проблемы встанут и в доступе к той информации, которая принадлежит не одной какой-то стране, а нескольким или всему человечеству, - например, касающейся космоса. Банки данных о различных отраслях сельского хозяйства и промышленности, о покупательсткой потенции и потенциальных продавцах - тайны за семью печатями, принадлежащие и составляющие богатство отдельных бирж и прочих брокерских контор, которые занимаются перераспределением товара. Но более всего страдает именно отдельный человек в информационном обществе. Плюсы и минусы тут не равновесны. Но это тема отдельной статьи, ибо лавина виртуальных данных снесла уже многих.

Работа на дому - дефицит общения

Удельный вес надомного труда - одна из важных особенностей информационного общества. В индустриальном индивидуальный труд был на грани исчезновения. позволяют многим специалистам работать, не выходя из дома. Это неизбежная реальность ближайшего будущего. В США уже сейчас 27 миллионов работающих на дому, треть всех современных фирм широко используют удалённую занятость.

Огромные подвижки идут в сфере образования, научной деятельности. Обмен результатами в сетях происходит мгновенно, нет зависимости от полиграфии - всё это ускоряет темпы научных исследований. Информатика играет огромную роль в организации производств, технологиях, сейчас она стала важна не менее, чем все инженерные науки, химия, физика и другие в индустриальном обществе.

Ближе всех к построению такого общества стоят информационно-индустриальные страны: Англия, Япония, США, Германия и другие. Там много инвестируют в индустрию информации, компьютерные системы и телекоммуникации. Какие плюсы и минусы несет информационное общество своим членам, эти страны знают уже не понаслышке.

Позитив и негатив

Свободный доступ к любой информации, кроме личной и корпоративной, - это хорошо. Но плохо то, что вместе с нужной и полезной информацией нас буквально сносит потоком ненужной, зачастую безнравственной, навязываемой человеку прямо с детства. Плюсы и минусы информационного общества кратко формулируются как излишняя свобода доступа с побочным эффектом в виде ущерба духовности.

Создана великолепная индустрия развлечений, досуга, спорта, туризма, человек может расслабиться, отвлечься от работы, отдохнуть, восполнить духовные силы, и это тоже можно отнести к плюсам. Минус - невостребованность духовного потенциала в силу опрощения человеческих потребностей посредством коммуникаций, поэтому чаще всего из богатейшего арсенала услуг выбирается просмотр телепередач или игры на компьютере. Впрочем, так же часто этот выбор обусловлен финансовой несостоятельностью. Во всяком случае, это реальность.

Телевидение и персональные компьютеры

Каковы плюсы и минусы информационного общества, лучше всего демонстрирует телевидение. С его помощью создаются памятники, шедевры культуры. Но также - реклама и спам. Велико также количество поп- и рок-концертов, "мыльных" сериалов, где гарантированы прибыли, опять-таки в большой степени опрощается человеческая личность, общество становится всё менее нравственным и культурным.

Система среднего и высшего образования стала шире использовать базы данных, словари, справочники, поскольку процесс работы с ними значительно упростился. Появилась возможность получать дистанционное образование. Много фильмов и передач, носящих обучающий характер. Это в плюсы. И минусы информационного общества здесь тоже немалые: учащиеся и студенты разбалованы доступностью информации, привыкли рассчитывать на чужие идеи, списывают из интернета и ничего своего зачастую не создают. Такого плана мыслительная леность может привести к тому, что наука не найдёт своих исследователей и изобретателей.

Духовность и творчество

Характерные черты информационного общества, плюсы и минусы их прекрасно видны на влиянии СМИ в среде подрастающего поколения. Должны (да и пытаются) формироваться эстетические вкусы, идёт популяризация стереотипов поведения, моды на музыку, на одежду. Подаются духовности, преимуществ семейного образа жизни. И рядом, если не вместе, - раскручивание "звёзд", антигероев с рекламой противоположных стандартов существования, часто не традиционных для нашей страны и остального христианского мира.

Характерные черты информационного общества - плюсы и минусы его. Это возможность для творчества и леность, когда больше нравится наблюдать, чем жить, воспитанная СМИ в людях, и компенсация за не свершённый акт творчества в виде жестоких зрелищ. Вместо творчества зачастую выбираются секс и наркотики - то, что доступнее. Очень хороши возможности общения без границ: помимо знакомств на работе или учёбе появляются "френды" в блогах со всех концов света. Минус - частые случаи мошенничества, общение на безнравственной почве, всё это ожесточает и развращает молодёжь.

Итак, главное: способность к развитию свобод, которое даёт информационное общество, против появления человечества-серой массы. Выбор за человечеством.

Существование человечества на планете Земля, формирование и разлитие общества и государства связаны с информацией и обусловлены ею. Недаром в Библии вначале было слово: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:1-5).

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гуттенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.

Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции - повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмов распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой.

Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.


Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация в целом и каждый из нас. в частности, находимся в стадии формирования общества нового типа - информационного общества. Это общество все еще непонятно для многих. Социальная система и право как один из основных регуляторов этой системы существенно отстают от темпов развития информационного общества, от непостижимых скоростей наступления на нас новых информационных технологий и всемирной паутины Интернет - (строительного материала» информационного общества.

Что же такое информационное общество? В соответствии с концепцией 3. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество - разновидность постиндустриального общества. Рассматривая обществе иное развитие как «смену стадий*, сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами - сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе.

Информационное общество - общество особое, не известное истории. Дать его определение трудно, однако можно перечислить основные особенности и характеристики:

наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний;

массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС). Именно массовое, иначе это не общество, а совокупность отдельных его членов;

подготовленность членом общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;

новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.);

возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;

практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по интересам в Интернет);

трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации - мультимедиа;

отсутствие географических и геополитических границ государств - участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.

Типичный пример информационной инфраструктуры такого информационного общества - Интернет. Сегодня Интернет активно заполняет информационное пространство во всех странах и на всех континентах и является основным и активным средством формирования информационного общества.

Существует две оценки объемов информационного наполнения Интернет. По одним данным (контролируемый Интернет) на начало 2000 г. в Интернет насчитывалось более I млрд. документов на 4 млн. серверов, по другим данным («невидимый» или «глубокий» Интернет) в нем содержится более 550 млрд. документов. В целом же объемы информационных ресурсов растут в Интернет экспоненциально.

США и Европа идут в информационное общество несколько разными путями.

США были своего рода пионером в формировании основ практического осуществления информационной инфраструктуры - технологической основы информационного общества. В 1993 г. правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры (НИИ) (Agenda for Action). Для изучения проблем, связанных с построением НИИ, была создана Рабочая группа по Информационной Инфраструктуре (Information Infrastructure Task Force).

В специально подготовленном докладе были рекомендованы основные принципы формирования информационного общества: поощрение частных инвестиций; концепция универсального доступа; помощь в технологических инновациях; обеспечение интерактивного доступа; защита личной жизни, безопасности и надежности сетей; улучшенное управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа к государственной информации. В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали как технологического средства, позволяющего каждому найти информацию, развлечение себе по вкусу, и которая определяется как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, будь то телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие онлайновые компании.

Доклады рабочих групп, призванных изучать связанные с этими процессами проблемы, посвящены гуманитарным темам - здравоохранению, образованию, сохранению неприкосновенности личной жизни и информации, охране прав интеллектуальной собственности и т.п. С учетом глобального характера происходящих под воздействием информационных и телекоммуникационных технологий изменений инициатива из национальной постепенно перерастает в глобальную.

В Европе также уделяется серьезное внимание формированию информационного общества. Разработана стратегия вхождения Европы в информационное общество, подготовлены и реализуются рекомендации по вхождению в него.

Резолюции и документы Совета Европы посвящены разным аспектам становления информационного общества в европейских странах. Европейская комиссия в феврале 1995 г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. 128 его членов представляют пользователей новых технологий, различные социальные группы, поставщиков содержания и услуг, сетевых операторов, государственные и международные институты. Цель работы Форума - проследить процесс становления информационного общества в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание социальных и демократических ценностей в «виртуальном сообществе»; воздействие на общественные, государственные службы; образование, переквалификация, обучение в информационном обществе; культурное измерение и будущее СМИ; устойчивое развитие, технология и инфраструктура.

Обращается внимание на то, что если Европа не сможет быстро и эффективно адаптироваться к условиям информационного общества, ее ждет потеря конкурентоспособности перед лицом США и азиатских экономик, а также социальное отчуждение внутри европейского сообщества. Проблемы развития информационного общества представлены в первом ежегодном докладе Форума «Сети для людей и сообществ».

Практически каждая из стран Европы имеет программу, посвященную формированию национальной политики в деле построения информационного общества, причем эта политика воспринимается не как лань моде, а как императив, невыполнение которого чревато потерей конкурентоспособности всей страны, сравнительным снижением уровня жизни, потерей темпов развития и отбрасыванием с передовых экономических, торговых, технологических позиций.

Если рассматривать проблему формирования информационного общества в целом, то специфика современного момента выражается в том, что дальнейший прогресс информационных и теле коммуникационных технологий зависит не столько от прорывов собственно в технологиях, сколько от того, насколько быстро будут приспособлены к новым реалиям старые нормы, регулирующие традиционно разные сектора, - телекоммуникации, телевидение и иные средства массовой информации. Наиболее квалифицированным ответом на новые требования, предъявляемые к регулированию информационной сферы, представляется новый закон о телекоммуникациях в США, подписанный в феврале 1996 г.



Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Практика

Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.

Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?



3.1. Концептуальные основы формирования информационного общества в России

В течение последних лет многие развитые и развивающиеся страны мира, в полной мере осознав те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение новых информационно-телекоммуникационных технологий, демонстрируют последовательное продвижение по пути к информационному обществу. При этом каждая страна движется в этом направлении в соответствии со сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями. В России проблема формирования информационного общества также рассматривается сейчас как необходимое условие для устойчивого развития страны, ее полноценной интеграции в мировую экономику. Следует признать, к сожалению, насколько сильно мы на сегодняшний день отстали в этой области, хотя в последнее время темпы информатизации в целом быстро растут. С целью сокращения разрыва между Россией и развитыми странами в уровне распространения, производства и эффективности использования информационных продуктов и технологий принят и реализуется ряд основополагающих документов, разработаны соответствующие программы, среди которых Концепция государственной информационной политики, Концепция формирования информационного общества в России, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)" и др.

Концепция государственной информационной политики была разработана в 1998 году, одобрена Комитетом по информационной политике и связи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 15 октября 1998 года и Постоянной палатой по государственной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 года, опубликована в 1999 году и разослана во все органы государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации.(Артамонов Г.Т., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. и др. О концептуальной базе построения в России информационного общества // Информационное общество, 1999, N 9, 17-19.) В ней провозглашены следующие базовые принципы государственной информационной политики:

• принцип открытости - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом, и государство учитывает общественное мнение;

• принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности, вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и гражданства;

• принцип системности - при реализации тех или иных решений должны учитываться их последствия при состоянии всех объектов и субъектов, затрагиваемых этими решениями;

• принцип приоритетности производителя - при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг;

• принцип социальной ориентации - основные мероприятия государственной информационной политики должны быть направлены на обеспечение социальных интересов общества;

• принцип государственной поддержки - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируются преимущественно государством;

• принцип приоритетности права - развитие и применение правовых методов имеет приоритет перед экономическими и административными решениями проблем информационной сферы.

Таким образом, реализация государственной информационной политики закладывает основы для решения таких жизненно важных задач, как формирование единого информационного пространства России, ее интеграции в мировое информационное пространство, уделяя при этом особое внимание обеспечению информационной безопасности личности, общества и государства, развитие сферы информационных услуг, совершенствование правового поля регулирования происходящих информационных процессов.

Концепция формирования информационного общества в России была разработана в 1999 году, 28 мая этого же года ее рассмотрела и одобрила основные положения межведомственная Государственная комиссия по информатизации при Государственном Комитете Российской Федерации по связям и информатизации. Содержание Концепции определяют названия ее разделов: предпосылки перехода России к информационному обществу; цель концепции; ее базовые положения; особенности и возможные пути перехода России к информационному обществу; социально-культурные обоснования выбранного пути; основные направления реализации перехода к информационному обществу; первоочередные задачи государственной политики обеспечения перехода к информационному обществу.

Целью Концепции стало определение российского пути развития информационного общества, основных усилий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих этот процесс. Основой российского пути, по мнению авторов Концепции, должно стать расширение и углубление информатизации всех сфер жизни, ориентация общественного сознания на особенности жизни в информационном обществе, обучение разных категорий населения умению получать и эффективно использовать информацию, формирование рынка информационных продуктов и универсальных информационных услуг.(Концепция формирования информационного общества в России, 1999 г. // Информационное общество, 1999, N 3, с. 3-11.) Основные направления реализации предлагаемого пути должны охватывать две главные составляющие: разработку и последующее воплощение политических, социально-экономических и правовых решений, обеспечивающих движение по пути к информационному обществу; полномасштабное формирование и развитие информационно-технологической инфраструктуры.

В Концепции особо подчеркивается, что ведущая роль в развитии информационного общества в России должна принадлежать государству. В связи с этим его первоочередная задача заключается прежде всего в развитии соответствующей законодательной базы. Правовые основы формирования информационного общества в России закреплены на сегодняшний день рядом базовых федеральных законов: "Об информации, информатизации и защите информации", "О связи", "Об участии в международном информационном обмене", "О средствах массовой информации", "О государственной тайне", "Об авторском праве и смежных правах", "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" и др.

В целом в настоящее время в России действует более 40 федеральных законов в области информации, более 80 актов Президента России и около 200 актов правительства Российской Федерации.(Ершова Т.В. Российский опыт интеграции в информационное общество // Доклад на распределенной) Но следует отметить, что, несмотря на такое количество регламентирующих документов, еще не все вопросы, требующие правового регулирования в связи с формированием информационного общества в России и интеграцией ее в глобальное информационное пространство, имеют должное решение. В частности, интенсивное развитие Интернета в России требует совершенствования законодательства, регулирующего отношения субъектов при использовании сети. Особого внимания заслуживает правовое регулирование электронной коммерции. Можно сказать, что правовая основа становления информационного общества только начинает создаваться в стране и может быть качественно сформирована, как представляется, только при условии системного ее развития и завершения на региональном уровне.

Информационная инфраструктура и ее ресурсы в все большей степени становятся ареной межгосударственной борьбы за мировое лидерство, а индивидуальное и массовое сознание все в большей степени зависят от деятельности средств массовой информации и коммуникации. Именно эти обстоятельства, в первую очередь, предопределили содержание национальных интересов России в информационной сфере и потребность государства в обеспечении их безопасности. Базовым концептуальным документом в этой области является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, одобренная Советом Безопасности РФ на заседании 23 июня и утвержденная Президентом России В.В. Путиным 9 сентября 2000 года. В ней закреплены четыре основные составляющие национальных интересов страны в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов России в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая - информационное обеспечение государственной политики России, связанное с доведением до российской и мировой общественности достоверной информации о государственной политике страны, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов России в информационной сфере включает в себя развитие новых информационно-коммуникационных технологий, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

К четвертой составляющей национальных интересов относятся защита информационных ресурсов России от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационно-телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории страны.(Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, 2000 // Информационное общество, 2000, N 3, с. 3-5.)

В Доктрине отмечается, что за последние годы государством уже реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения информационной безопасности России, проводятся мероприятия соответствующего плана в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в учреждениях и организациях, которые непосредственным образом связаны с использованием информационо-телекоммуникационных технологий.

В итоге к числу первоочередных мероприятий государственной политики в области обеспечения информационной безопасности России отнесены:

• разработка и внедрение механизмов реализации правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, а также механизмов повышения эффективности государственного руководства деятельностью государственных СМИ и осуществления государственной политики в целом;

• развитие системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности страны;

• принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации; повышение правовой культуры и компьютерной грамотности населения; развитие инфраструктуры единого информационного пространства России; комплексное противодействие угрозам информационной войны; разработка и последующее внедрение безопасных информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и государства; пресечение компьютерной преступности, создание информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах государственных органов России; а также обеспечение технологической независимости страны в области создания и использования информационно-телекоммуникационных систем оборонного значения.(Там же, с. 19.)

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации прошла длительную и сложную процедуру обсуждения в Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ, на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, на всероссийских и межрегиональных научных конференциях, что способствовало всесторонней обработке затронутых в ней вопросов. Однако следует отметить, что практическая реализация Доктрины требует не только согласованной деятельности государственных органов исполнительной власти, но и активного участия общественных организаций и граждан.

В январе 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП) "Электронная Россия (2002-2010 годы)", заказчиками которой выступили семь министерств и ведомств. Главная роль в ее реализации отводится Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству РФ по связи и информатизации. Основной целью программы является повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления за счет внедрения и массового распространения новых информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; расширения подготовки специалистов в области новых информационных технологий и квалифицированных пользователей (в год - не менее 25 тыс. специалистов с высшим образованием и не менее 60 тыс. со средним специальным образованием). В рамках реализации данной программы планируется к 2005 году достигнуть 100 % уровень компьютеризации в высших учебных заведениях, а к 2010 году - всех средних учебных заведений. Общий объем выделяемых на программу средств до 2010 года должен составить более 76 млрд. рублей. Предполагается, что финансироваться она будет в основном за счет госбюджета, инвестиций со стороны российского бизнеса и зарубежных инвестиций. В выполнении самой программы "Электронная Россия" пока, к сожалению, наблюдается отставание. Однако определенные предпосылки того, что программа, хотя бы частично, будет выполнена, существуют.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!