Понятие предмет криминологии как науки. Понятие, предмет, система и задачи криминологии. Общие и специальные методы криминологических исследований

Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур. Теория организации изучает принципы, законы и закономерности создания, функционирования, развития и ликвидации организаций.

Теория организации наука об основных закономерностях жизнедеятельности организаций.

Любая наука имеет свой предмет исследования и определяет рамки (границы), в которых анализируются ее объекты. Теория организации не является исключением. Объект ее изучения - организация.

Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах; совокупность организационных отношений, как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласование, т.е. взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ. В целом, объект теории организации носит многоуровневый характер - от общества в целом, его основных подсистем до первичных предпринимательских, государственных и общественных организаций.

Предметом изучения ТО являются:

    анализ процессов, которые происходят в организационных системах;

    закономерности и проблемы развития организаций.

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Под методом (от греч. methodos - буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.

В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность ученого, имеющего определенные потребности и обладающего возможностями и способностями. Таким образом, научный метод является одновременно и результатом научной деятельности человека, и средством его дальнейшей работы.

Метод теории организации - набор теоретических и логических принципов и категорий, а также научного инструментария для исследования системы организационных отношений.

Методы теории организации:

    Исторический – необходим для выявления причинно-следственных связей процессов и систем, а также определения:

    их первичности и производности;

    самостоятельности и зависимости;

    объективности и субъективности;

    природы происхождения и условия становления.

    смысл организационных отношений;

    практическое значение процессов происходящих в системах.

3.Структурный - направлен на определение:

* внутреннего строения процессов в системах;

* внешних форм их протекания.

4. Коммуникационный – ориентирован на выявление логики построения организационных отношений.

5. Прогнозный – состоит в получении на основе анализа прошлого и настоящего информации о будущем.

6. Комплексный – определяет место и роль каждого метода в изучении всей картины процессов и явлений. Он позволяет не упустить даже самый редкий сегмент возможных проявлений тех или иных процессов в организации. Использование комплексного подхода позволяет получить новые знания об организации посредством изучения этого явления в междисциплинарном аспекте на стыке различных наук.

Теория организации достаточно тесно связана с экономической, политической и социальной жизнью общества. Она выполняет ряд функций, наиболее важными из которых являются: познавательная, методологическая, рационально-организующая и прогностическая .

1. Познавательная функция проявляется в раскрытии процессов организации и самоорганизации социальных систем, закономерных тенденций организационного развития, динамики различных социальных явлений и событий.

2. Методологическая функция тесно связана с познавательной функцией. В отличие от частных теорий, теория организации является комплексной, интегрирующей наукой. Она исследует организационные отношения на макро - и микроуровнях как целостные, системные образования, органически связанные между собой.

Законы-тенденции теории организации раскрывают более масштабные процессы становления, развития и функционирования организационных систем. Знание о них, является необходимым условием правильного подхода к изучению более частных, сравнительно узких законов-тенденций общественных систем. Теория организации представляет собой методологическую базу для частных теорий, изучающих отдельные аспекты организационной деятельности.

3. Рационально-организующая функция теории организации проявляется в обобщении опыта организационной деятельности, как в прошлом, так и в настоящем, разработке оптимальных моделей организаций и их структур, определении социальных технологий относительно безболезненного разрешения социальных и политических конфликтов.

5. Прогностическая функция позволяет заглянуть в «общественное завтра», предугадать организационные явления и события.

Введение........................................................................................................... 3

1. Теория организации: объект и предмет исследования............................ 4

2. Связь теории организации с др. науками и поэтапное развитие теории организации................................................................................................................ 5

3. Цели и задачи теории организации............................................................ 8

4. Задача............................................................................................................ 9

Список использованной литературы........................................................... 11

Введение

Теория организации – дисциплина, опирающаяся на обобщение современного мирового опыта и отвечающая на целый ряд вопросов, касающихся целей существования организаций, принципов их построения, этапов развития и закономерностей изменения в процессе жизни и деятельности. Не понимая сущности организаций, не представляя закономерностей их функционирования невозможно управлять этими сложными многоуровневыми образованиями, скрывающими в себе огромный потенциал. Без знания основ построения и особенностей процесса развития организаций вряд ли возможно планирование и эффективное осуществление деятельности по управлению персоналом.

В результате усвоения дисциплины «Теория организации» дипломированный специалист должен:

    Иметь представление о месте теории организации в системе научного и психологического знания;

    Знать основные теории формирования организации;

    Изучить особенности и закономерности жизнедеятельности организации;

    Получить представление об основных законах и принципах развития организаций.

1. Теория организации: объект и предмет исследования

Теория организации – наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей.

Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессионально подходить к формированию протекающих в организациях процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей.

Предмет теории организации составляют организационные отношения людей в процессе совместной деятельности и закономерности их развития.

Организацией как объектом исследования занимаются менеджмент, экономика, социология, психология, политология и другие науки. Каждая из этих дисциплин рассматривает лишь часть процессов, происходящих в организации. Так, менеджмент рассматривает вопросы, связанные с элементами организации и процесса управления, коммуникациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций. Экономика изучает элементы организации и оплаты труда; организации производства; экономические законы развития, в том числе пропорционального и планомерного развития, соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Психология изучает психическое отражение человеком различных аспектов организационных отношений. Политология рассматривает отношение людей к политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики. Однако это лишь элементы, составляющие организацию в целом как процесс и как явление. Предпринимались попытки объединить усилия перечисленных наук в области исследования организаций как больших систем посредством кибернетики, теории управления. Так, теория управления изучает следующие проблемы, касающиеся организации: производство как система, типы отношений управления, организационная структура управления, линейные и функциональные связи, организационно-распорядительные методы управления, организация процесса управления, организация управленческого труда. Дальнейшее развитие исследований в области теории управления способствовало выделению теории организации как самостоятельной новой науки. Она призвана интегрированно подходить к ключевым процессам, происходящим в формальных и неформальных объединениях людей и их коммуникациях.

Таким образом, теория организации – одна из серии управленческих наук, основой которой служит теория управления.

2. Связь теории организации с др. науками и развитие теории организации поэтапно

Теория организации, обособившись, сохраняет связь с основополагающими науками и опирается на законодательно-правовую базу.

Связь теории организации с другими науками

Развитие каждой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация – это поиск своей ниши (своего предмета и объекта исследования) для проведения углубленных исследований. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом. Ученые, занимающиеся теорией организации, обсуждают перспективность трех путей ее развития:

    создания общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся в менеджменте, экономике, социологии и других относительно разработанных науках научных воззрений и дальнейшего продвижения в исследованиях;

    выделения своей локальной области исследования части организации и развития ее;

    формирования трехступенной схемы развития.

1-я ступень:

Создание локальной области исследования и доведение теории организации до уровня развития экономики, психологических наук.

2-я ступень:

Объединение усилий сопутствующих наук по системному развитию теории организации.

3-я ступень:

Выделение из сопутствующих наук и развитие своего собственного предмета исследования.

Определенной трудностью для развития теории организации является проблема количественного измерения организационных параметров. В настоящее время в основном оперируют качественными измерениями: хороший, плохой, высокий, средний, низкий, большой, маленький; эффективный, неэффективный. Например, организация обладает высоким научным потенциалом.

Из числа эффективных методов исследования в теории организации могут использоваться дедукция и индукция. Дедукция предусматривает исследования путем перехода от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные и групповые события. Индукция предусматривает исследования путем перехода от частного к общему. Вначале собирается обширный материал, на базе которого создается теория, могущая объяснить любые происходящие события из данной типологии данных. Например, по результатам большого количества собранных материалов о зависимости характера отношений между работниками и эффективностью их труда была создана весьма эффективная теория коммуникаций, включающая пять уровней отношений: полная поддержка, различие, поляризация, столкновение и антагонизм. Каждый метод опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений). Они должны удовлетворять следующим требованиям:

    осмысленность введенных терминов, категорий и понятий;

    непротиворечивость дефиниций одного и того же предмета или явления;

    достоверность выводов, т.е. возможность проведения проверки или повторения результатов;

    возможность обобщения на другие классы событий;

    наличие ограничений на применение гипотез (технических, экологических, социальных и т.д.);

    возможность объяснения происходящих событий и их прогнозирования.

Развитие теории организации включает три конкретных этапа, которые в свою очередь могут быть поделены на соответствующие подэтапы:

1) сбор и обработка информации:

    сбор фактов, явлений, прогнозов, тенденций, исторических и фольклорных сведений, легенд и мифов о существовании или функционировании организаций (как явления), особенностях организации (как процесса);

    систематизация информации и составление типологии, например, по времени, по эффективности, по характеру организационных отношений, по сфере деятельности;

2) создание теорий и методик:

    создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы;

    привлечение научного багажа других наук для более полного понимания своих собственных проблем, например теории управления, разработки управленческих решений, кибернетики Виннера, функционально-стоимостного анализа;

    нахождение зависимостей между параметрами, отношений между категориями, формулирование законов и закономерностей, например нормы управляемости персоналом в зависимости от характера деятельности, закон развития, закон самосохранения, закон синергии;

    практическое апробирование разработанных теорий и методик;

    обобщение теоретических разработок и практических результатов применения отдельных положений теории организации, накопление статистических данных.

Перечисленные этапы выполняются циклически друг за другом, совершенствуя на каждом очередном витке знания в области теории организации.

3. Цели и задачи теории организации

Целью дисциплины является освоение методов изучения самой массовой и разнообразной формы объединения людей, желающих или вынужденных что-то делать совместно - мира организаций. С системных позиций следует раскрыть сущность государственных и общественных организаций, историю организационной науки и историю развития государственных и общественных организаций – в частности.

Задачи дисциплины:

1. Ознакомиться с историей теории организации, феноменом организации, источниками организованности, основными проблемами развития отечественных и зарубежных организаций.

2. Дать студентам необходимые знания по теории организации, методам социологического изучения различных типов и видов организаций, их стадий развития и раскрыть особенности государственных и общественных организаций, типологию организационных патологий и способами их преодоления.

3. Научить студентов формулировать цели и задачи, формировать структуру, вычленять функции организации, применять академическую теорию организаций применять на практике.

4. Привить будущим специалистам по связям с общественностью навыки управления организациями, сбора, обработки и использования информации о внутренней и внешней среде организации.

4. Задача №7

Описание системы принципов управления, действующих в нашей организации:

Классификация принципов

Сущность принципов

Пример действия на примере предприятия

1. Принцип разомкнутого управления

В основе его лежит идея автономного воздействия на

систему вне зависимости от условий ее работы.

Для организационных систем подобная

уверенность допустима при высокой исполнительской дисциплине, когда отданное

распоряжение не нуждается в последующем контроле.

2. Принцип разомкнутого управления с компенсацией возмущений

Сущность этого принципа в том, что стремление ликвидировать ограниченность первой схемы: нерегулируемое

воздействие возмущений на функционирование системы.

Однако на практике далеко не всегда удается

зафиксировать информацию о внешних возмущениях, не говоря о контроле отклонений

параметров системы или неожиданных структурных изменениях. При наличии информации о

возмущениях принцип их компенсации путем введения компенсирующего управления представляет практический интерес.

3. Принцип замкнутого управления

Рассмотренные принципы относятся к классу разомкнутых

контуров управления: величина управления не зависит от поведения объекта, а представляет

собой функцию времени или возмущения. Класс замкнутых контуров управления образуют

системы с отрицательной обратной связью, воплощающие базовый принцип кибернетики. В

таких системах заранее программируется не входное воздействие, а требуемое состояние

Аналогия с действиями правительства, которое не в состоянии выполнять

плановые задания, например бюджетные. Условия функционирования экономики меняются

нерасчетным образом, с нарушением прогнозов, поэтому приходится постоянно корректировать намеченный план в стремлении достичь итоговых показателей, в частности производить

секвестр. Отклонения от априорных предположений могут быть столь велики, что имеющимися

ресурсами и принимаемыми мерами управления уже нельзя обеспечить выполнение цели.

Тогда приходится «приближать» цель, размещая ее внутри новой области достижимости.

4. Принцип однократного управления

Принять некоторое решение, последствия которого

сказываются длительное время.

Часто в госучреждениях принятие решения

абсолютизируют и сводят к оперированию многочисленными показателями и

оптимальному осуществлению разового управленческого акта. При этом выпадают из

поля зрения последствия произведенного действия для системы; забывают, что

управляют не критерием, а системой, не учитывая многостадийный замкнутый процесс

Конечно, на этом долгом пути делается множество ошибок, объективных и

субъективных, которых уже достаточно для серьезного отклонения от плановых

результатов.

Список использованной литературы

1. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. – 332 с.

2. Лафта Дж. К. Теория организации: Учебное пособие / К. Дж. Лафта. – М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2009. – 416 с.

3. Латфуллин Г. Р. Теория организации: Учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. 2-е изд., доп. И перераб. – СПб.: Питер, 2010. – 464 с.

4. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 720 с.

5. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 320 с.

6. Теория организации. Учебник. / Под общей редакцией В.Г. Алиева. М.: «Экономика», 2009. – 431 с.

7. Управление организацией. / Под ред. Поршнева А.Г. М.: ИНФРА – М. 2008. – 231 с.

Предмет теории организации – как общие, так и частные закономерности...

  • Классическая теория организации (3)

    Реферат >> Экономическая теория

    Изучает пути повышения ее эффективности. Предмет теории организации охватывает три основных аспекта: - исследование...

  • Теория организации и ее место в системе научных знаний

    Предмет и метод теории организации

    Тема 1. Введение в теорию организации

    КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

    «Теория организации»

    План:

    Существуют три основополагающих концептуальных положения, присущие только данной науке - объект, предмет и метод исследования. Рассмотрим эти важ­нейшие положения теории организации.

    Объектом исследования науки понимается та область, сфера природы или общества, в которой применяется познавательная дея­тельность исследователя. Объектом теории организации является организационный опыт всей совокупности организационных структур, проявляющийся в практической творческой деятельности природы и общества, а также выявленный и зафиксированный в научных отраслях знаний.

    Следующее концептуальное положение теории организации как науки - это предмет исследования. Эта основополагающая кате­гория отображает сущность, законы, зависимости, принципы, свой­ства, механизм функционирования, отношения и другие особенно­сти, характеризующие объект науки, которые исследуются теорией. По мнению А.А. Богданова, предметом организационной науки должны стать общие организационные принципы и законы, в соответствии с которыми протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей.

    В современной учебной литературе по теории организации предмет этой науки сформулирован несколько иначе. Так, по мнению Э.А.Смирнова, «предмет теории организации составляют организационные отношения между организационными объектами как по горизонтали, так и по вертикали». Существует и такая точка зрения, что «предметом изучения теории организации является анализ процессов, протекающих в организационных сис­темах, включая закономерности и проблемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности».

    Предметом исследования теории организации являются организационные отношения в виде связей и взаимоотношений между структурными составляющими любого целостного объекта, его отношений и взаи­мосвязей с другими организационными структурами, а также организационные процессы и действия при фор­мировании, развитии и разрушении организационной структуры.

    Третьим концептуальным положением теории организации является ее научный метод познания. Для любой науки и, в частности для теории организации, научный метод исследования пред­ставляет собой совокупность мыслительных способов, приемов, дей­ствий и принципов, направленных на раскрытие, выявление свойств объекта науки. В теории организации они направлены на выявление свойств, закономерностей, зависимостей и законов организации, ор­ганизационных отношений проявляющихся в организационном опыте природы и общества.


    В основе специфики метода теории организации лежат рас­смотренные ранее особенности ее содержания как науки, ее предме­та и объекта.

    Исходя из этих концептуальных положений, а также учитывая междисциплинарный характер предмета, научный метод теории организации представляет собой совокупность теоретико-познавательных средств, которые, по существу, интегрированы из методов познания других фундаменталь­ных наук. Его специфической особенностью при этом явля­ется то, что он позволяет выделить из этой совокупности нужный способ познания конкретных свойств организаци­онных отношений в организационном опыте.

    К таким методам познания относятся индукция, абстрактно-аналитический, анализа и синтеза, статистический, исторический подход в диалектическом аспекте их применения. Именно такой комплекс общих методов познания организационного опыта по­зволяет глубоко исследовать сущность и содержание предмета науки, раскрыть и обобщить многообразие связей и структур, вы­явить общие закономерности любых организационных системных образований.

    Особое место в теории организации занимает системный под­ход - направление в методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит понимание объектов как систем. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориенти­рует исследование на раскрытие целостности объекта исследования и обеспечивающих эту целостность механизмов, выявление много­образия связей.

    Теория организации рассматривает явление материального и духовного мира с позиций организационного опытаи определяет единые для любых объектов законы организации.

    Любой исследуемый с т.з. теории организации объект рассматривается как:

    отношение между целым и частями целого;

    отношение целого с окружающей его внешней средой.

    Объект теории организации – организационный опыт, окружающей нас действительности. Теория организации охватывает материал многих наук и жизненной практики, изучает и обобщает методы и способы организации природы и человеческой деятельности, устанавливает закономерности и тенденции их развития.

    Предмет теории организации – это организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными подразделениями, а также процесс и действие организующей и дезорганизующей направленности.

    Методы теории организации

    1. Индукция – движение мысли от единичного ко всеобщему. От знаний меньшей степени общности к знаниям большей степени общности.

    2. Абстрактно-аналитический метод – это мысленное или реальное отвлечение от несущественных с т.з. анализа свойств и характеристик объекта для чистоты эксперимента.

    3. Синтез – обобщение данных о наблюдаемом объекте или явлении в единую упорядоченную систему знаний.

    4. Дедукция – это движение мысли от всеобщего к единичному, от знаний большей степени общности к знаниям меньшей степени общности; данный метод создает условия для новых теоретических обобщений и практических выводов.

    Место теории организации в системе научных знаний

    Существующие науки с различных т.з. рассматривают единую целостность, т.е. окружающий мир. Подобное дробление позволяет глубоко изучить его для практического использования, однако дальнейшее развитие знаний о целостном мире не всегда возможно получить, используя базу специализированных наук. В результате возникают науки междисциплинарные, которые объединяют знания различных областей. В частности теория организации базируется на узловом(генеральном) понятиицелого . При этом теория организации использует знание других наук для целостного понимания единства мира: социология, экономика, философия, управление человеческими ресурсами.



    Кроме того теория организации тесно связана с кибернетикой и синергетикой.

    Кибернетика определяет управление живыми и неживыми системами путем информационного подхода к управлению. В результате информация рассматривается как важный и равноправный ресурс любой системы.

    Синергетика –объединяет знания теории организации и кибернетики. Использует универсальное понятие самоорганизации как источника развития любых систем за счет изменения внутренней структуры и объединительных действий, порождающих новые качества.

    Функции теории организации как науки

    1) Познавательная или объяснительная . Теория организации раскрывает процессы организации и самоорганизации социальных систем, а также тенденции организационного развития.

    2) Методологическая . Исследует целостные системные образования на всех уровнях органически-связанных между собой и является методологической базой для прочих наук, которые отражают отдельные или частные аспекты организационной деятельности.

    3) Рационально-организующая . Упорядочивает и совершенствует организационно-управленческие науки на базе всеобщих законов организации, свойственных живы.м и неживым системам.

    Тема №2.

    Научные подходы к изучению организации, используемые в теории организации.

    1. Общая теория систем.

    2. Кибернетика.

    3. Классификация систем.

    4. Синергетика.

    5. Общая и особенная в научном подходе теория организации.

    6. Деятельность Богданова, как основоположника организационной теории.

    Общая теория систем

    Система дословно означает целое, состоящее из частей. Весь окружающий нас мир представляет собой сложную многоуровневую систему, состоящую из массы взаимодействующих систем различного ранга.

    Основные свойства, которыми должна обладать группа объектов, чтобы ее можно было считать системой:

    *целостность и делимость : система – это совокупность или единство элементов, выполняющих определенную роль в системе и взаимодействующих друг с другом. Элементы сосуществуют лишь в системе, а вне системы – это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью к образованию системы.

    *связь : целостность системы обеспечивается связями между элементами внутри нее, которые должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой. В противном случае система существовать не сможет. И те элементы, с которыми связи системы не достаточны из нее исключаются.

    рганизация : для появления целостной системы необходимо сформировать определенную структуру данной системы с тем, чтобы упорядочить пребывание элементов в рамках данной системы. Т.о. наличие системообразующих факторов у элементов системы создает возможность ее появления.

    *интегративные качества : это качество, присущее системе как совокупности элементов в целом, но не свойственные отдельно взятым ее элементам.

    Социальные системы – это большие и сложные многоуровневые иерархические(соподчинение) системы, каждая из которых является подсистемой системы более высокого ранга(внешней среды) и, в свою очередь, она состоит из подсистем, образованных из компонентов. Компоненты состоят из первичных элементов. В качестве первичного элемента выступают те ее части, которые не подлежат дальнейшему делению, иначе они теряют необходимые для достижения целей анализа признаки системы.

    Каждая система в определенный момент времени характеризуется параметрами внутренней среды, т.е. определенным состоянием .

    Если система способна переходить из одного состояния в другое, то считается, что она обладает поведением .

    Способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий или при неизменных воздействиях сохранять свое состояние определяется как равновесие .

    Способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была выведена из него внешними возмущающими факторами определяется как устойчивость.

    Внешней средой по отношению к системе являются другие системы и факторы, способные оказывать на нее возмущающее воздействие.

    Кибернетика.

    Дословно означает искусство управления. Как современная наука кибернетика занимается изучением систем, форм, методов и средств управления.

    В животном мире, в социальных системах и в технических процессах осуществляется управление, которое подчиняется общим законам. Данная общность заключается в том что любое управление есть информационный процесс, в котором в качестве перерабатываемого материала используется информация об окружающей среде и внутреннем состоянии системы. Т.о. кибернетика – это учение об общих закономерностях процессов управления и информационных связях в организационных системах.

    Кибернетика базируется:

    На информационном характере процесса управления: в общем смысле информация – это сигналы, сообщения, знания, повышающие осведомленность и снижающие неопределенность; качество информации характеризуется понятиями полноты и достоверности. От качества и своевременности поступления информации зависит достижение целей в управлении.

    На теории систем: любая кибернетическая система состоит из двух сложных подсистем: управляющая(реализует процесс обработки информации о внешней и внутренней среде организации) и управляемая(под действием полученной управленческой информации она реализует процесс функционирования системы).

    На моделировании: это сведение процессов управления к кибернетическим моделям, которые отражают управляемую информационную систему.

    На вероятностном подходе: это признание вероятностного характера управленческих решений и учет данного обстоятельства при построении модели эффективного управления.

    Основные понятия кибернетики.

    1) Понятие черного ящика – это системы, в которых известны и поддаются наблюдению входные и выходные величины и воздействия, а внутреннее ее устройство и протекающие в ней процессы не известны. Однако, наблюдая за системой в течение длительного времени можно сделать вывод о процессах, происходящих внутри системы, и с учетом данных знаний задавать входное воздействие таким образом, чтобы получать заданный или искомый результат на выходе

    2) Понятие обратной связи – с ее помощью получают сведения о результатах управляющих воздействий и внешних возмущений(это обратная реакция на управление)

    3) Понятие иерархической системы управления – каждый уровень управления осуществляет управление нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления уровня более высокого ранга.



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!