Общие конституционные гарантии прав и свобод. Конституционные гарантии прав и свобод личности. Виды конституционных гарантий прав и свобод

Консенсус (согласие) является решением, приемлемым для конфликтующих сторон, в разработке которого сознательно участвуют все участники процесса. Следует четко понимать, что подобное соглашение может базироваться только на стабильной согласии, в которой заинтересованы все участники конфликта.

В широком концептуальном толковании консенсус означает состояние массовой, коллективной и индивидуальной сознания, когда разделены на группы люди ориентированы на стратегию социального партнерства. Содержательным антиподом понятию "консенсус" в конфликтологии выступал понятие "дисенсуализм" - система отношений людей друг к другу (к себе в том числе), состояние духовной организации общества, подчиняется стратегии поведения - социальной конфронтации. Консенсус - это принцип коллегиального решения, удаленного права вето, он предполагает положительное решение на основе согласованной позиции, компромисса, сотрудничества.

В то же время, консенсус, как метод решения конфликтов, предполагает и наличие определенных условий: предмет спора должен быть чрезвычайно сложным, а Интересы сторон должны в значительной мере разбегаться, что усложнило бы поиск решения конфликта; обе стороны готовы начать поиск в сфере непохожих ранее интересов; наличие времени для поиска альтернатив, которые смогли бы удовлетворить обе стороны; стороны должны быть заинтересованы в досрочном, но не во временном решении проблемы.

Использование технологии консенсуса при управлении конфликтами имеет целью не только минимизацию его последствий, но и максимальное увеличение пользы для всех причастных к конфликту. Кроме согласования интересов всех сторон, консенсус предполагает согласование и с интересами внешней стороны, с которыми должны согласиться участники конфликта.

Достаточно древним, хорошо проверенным временем, для разрешения противоречий является метод привлечения посредника как одного из видов консенсусных методов. Посредник становится между двумя враждующими сторонами и помогает им найти вариант решения конфликта. Он может взять на себя эту роль неформально или быть назначенным на нее. Во многих странах Запада существуют формальные структуры, которые организуют посредничество в качестве альтернативы правовым и другим традиционным методам разрешения споров.

В чем заключаются посреднические роли? Неформальное посредничество предлагает альтернативы, демонстрирует гибкий подход, не участвует в обсуждениях, привлекает внимание к мнению оппонента. По сути, это посредничество должно в дружеской форме поддерживать конфликтующих, стимулировать их к внимательного отношения друг к другу. При умелом его использовании стороны даже не замечают посреднической роли.

Какие преимущества дает технология посредничества?

Прежде всего, брокер не втягивается в проблему; посредник, в отличие от участников противоречия, является эмоционально стабильным; нейтральность посредника позволяет привлекать участников конфликта к объективным оценкам и позиции; увеличивается количество альтернатив; более продуктивно идет отбор альтернатив, которые одновременно устроили бы обоих оппонентов; гораздо быстрее идет процесс сближения позиций сторон; посредничество разрушает барьеры в общении сторон.

Среди самых распространенных технологий консенсуса современного времени можно выделить различные формы арбитража.

Обязывающий арбитраж.

Конфликтующие стороны выбирают группу лиц для рассмотрения Их споры и вынесения окончательного решения, будет обязывающую силу. Сходства с судебным процессом добавляет процедура рассмотрения вопроса, однако сам процесс не имеет четких норм, регулирующих непосредственное рассмотрение доказательств. Если процесс не допускал грубых ошибок, суды могут предоставить принудительную силу решением обязательного арбитража.

Процедура рассмотрения аналогична предыдущему варианту, однако, решение, которое выносит нейтральная лицо, носит для обеих сторон рекомендательный характер. Подобный вариант арбитража предполагает участие такой категории участника процесса, как эксперта. Участие эксперта вызвана необходимостью получения участниками противостояния квалифицированных заключений по спорному вопросу, в дальнейшем могут повлиять на их выбор, принятие или не принятие решения арбитра.

Арбитраж "конечной предложения".

Процесс, в целом, может рассматриваться как разновидность обязывающего арбитража. Каждая из сторон предлагает на рассмотрение свой вариант решения конфликтной ситуации, арбитр, рассмотрев предложенные варианты, выбирает одну из них, без права внесения каких-либо изменений.

Ограниченный арбитраж.

Особенностью подобного вида арбитража предварительное установление границ уступок конфликтующими сторонами. Если решение арбитра выходит за предварительно названы пределы, претензии учитываются согласно предварительным соглашениям или в течение нового раунда встреч.

Посреднический арбитраж.

Разновидность смешанного регулирования конфликта. Третьему лицу предлагается совместить в себе функции посредника и арбитра. Приглашенный (или группа) должна найти оптимальную форму согласия, которая не раздражала конфликтующих сторон, создавала бы благоприятные обстоятельства для его решения.

Третейский суд.

Сам третейский судебный процесс может стать предметом соглашения между сторонами или предметом законодательного регулирования. Стороны конфликта сами могут выбрать уполномоченное лицо, согласовать ее возможности и границы полномочий. Что касается решения третейского судьи, то оно является для всех сторон обязательным и окончательным.

Консенсус и компромисс - два близко связанных между собой явления и процессы. Компромисс - это процесс, объединяющий усилия конфликтующих сторон для совместного поиска выхода из состояния противостояния. В основе данного процесса лежат взаимные уступки, при этом они не обязательно должны быть взаимовыгодными. Сама технология, применяемая при этом, достаточно прост - это технология "торга". Простая форма разрешения конфликта скрывает сложность самого процесса ведения торга, и система уступок очень часто ведет не к решению конфликта, а только позволяет оттянуть на более отдаленный срок решения проблемы. Исходя из этого, можно говорить, что подобный способ просто не способен или не пригоден для решения большинства конфликтных ситуаций.

Компромисс можно рассматривать как отрицание, изменение своих первоначальных позиций, также может рассматриваться как вариант возражения. В то же время, если подобные изменения будут удовлетворять обе стороны, или уступка одной из сторон будет добровольной и при этом не будет нарушать его базовых интересов, то подобный компромисс вряд ли можно рассматривать как отрицание. Вероятнее подобное поведение будет напоминать поиск способов сближения позиций.

Конфронтация (соперничество, конкуренция, соревнование, подавление, доминирование) активное и самостоятельное поведение, направленное на удовлетворение собственных интересов без учета интересов другой стороны, а то и в ущерб им. Под поведением в данном контексте подразумеваются любые попытки урегулировать конфликт на условиях одной стороны. Если одна сторона выбирает эту стратегию, она добивается удовлетворения своих притязаний и старается убедить или принудить другую сторону пойти на уступки. Сравнивая диалог и давление на партнера как способы преодоления противоречий, следует заметить, что возможные различия между ними связаны с тем, что хотя в любом случае партнеры стремятся оказать влияние друг на друга, но в случае борьбы участники конфликта фактически не признают право другого на непринятие этого влияния и не стесняются в средствах своего воздействия друг на друга (Н.В. Гришина).

Зиммель же пишет о естественной враждебности между человеком и человеком, цитируя скептических моралистов, для которых homo homini lupus est (человек человеку волк). Он выводит это отношение из защитного инстинкта и называет его априорным инстинктом борьбы: личность даже, не подвергаясь нападению, лишь реагируя на самовыражения других, не способна утверждать себя иначе, как через оппозицию, что первый инстинкт, при помощи которого она себя утверждает, есть отрицание другого (Г. Зиммель Человек как враг: Социологический журнал, 1994, N2, С.114.) Таким образом, мы видим, что соперничество зачастую выбирается автоматически, без рационального расчета: Драка так и лезет из меня, - цитирует своего знакомого пятилетнего ребенка Е.Н. Иванова

Для сегодняшнего дня характерно еще большее развитие конкурентности в отношениях между людьми: Современная культура экономически основывается на принципе индивидуального соперничества. Отдельному человеку приходится бороться с другими представителями той же группы, приходится брать верх над ними и нередко отталкивать в сторону. Превосходство одного нередко означает неудачу для другого. Психологическим результатом такой ситуации является смутная враждебная напряженность между людьми. Каждый представляет собой реального или потенциального соперника для любого другого (К. Хорни Культура и невроз: Психология конфликта (под ред Н.В. Гришиной), с. 101). Именно при этой стратегии часто используются власть, сила закона, авторитет, связи и т.д., чтобы оправдать оценку своих интересов как высоких, а интересов соперника - как низких.

Условия эффективности использования данной стратегии:

  • проблема имеет жизненно важное значение для стороны конфликта;
  • вторая сторона легко идет на уступки;
  • сила действия одной стороны значительно превосходит силу противодействия, на которое способна другая сторона;
  • требуются быстрые и решительные меры в непредвиденной ситуации;
  • наличие большого авторитета для принятия решения и очевидно, что данное решение наилучшее;
  • участник конфликта в данный момент лишен другого выбора.

Стратегию соперничества можно наблюдать на разных уровнях взаимодействия. Для конкретного анализа используют описание тактик конфликтного взаимодействия, под которыми понимают совокупность различных приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Ничего неизбежно разрушительного и губительного в тактиках соперничества нет. Негативным скорее оказывается результат, к которому ведет применение этих тактик.

Тактики соперничества отличаются друг от друга по степени тяжести. К разряду легких тактик мы относим те, последствия, применения которых либо благоприятны, либо нейтральны для другой стороны. Напротив, тяжелые тактики - это тактики, приводящие или грозящие привести к неблагоприятным или дорогостоящим последствиям для другой стороны.

Тактики соперничества чаще всего используются по принципу возрастания их последствий от легких ко все более тяжелым. Это объясняется тем, что легкие тактики, как правило, обходятся для применяющей их стороны дешевле, чем тяжелые. И такая последовательность в их употреблении служит для другой стороны, а также для возможных наблюдателей знаком, что первая сторона действует благоразумно, то есть прибегает к тяжелым тактикам только как к последнему средству.

Если сторона прибегает сначала к тяжелым тактикам (пускает в ход обаяние), существует опасность, что другая сторона и прочие наблюдатели сочтут первую задирой, пытающейся всеми средствами навязать свою волю. Более того, могущий случиться сдвиг к более легким тактикам может создать впечатление, что первая сторона слаба: она не смогла добиться своего силой, и вынуждена была занять более мирную позицию. При таких обстоятельствах легкие тактики могут рассматриваться как подкуп, как попытки первой стороны купить себе победу, раз другие ее попытки не удались.

Разумеется, в ряде случаев переход от легких тактик к тяжелым представляется нецелесообразным. И нередко одна сторона прибегает сначала к тяжелым тактикам вроде угроз, чтобы припугнуть другую сторону, а потом переходит к легким тактикам, пуская, например, в ход обаяние. По контрасту с тяжелыми, легкие тактики кажутся столь приятными, что могут действовать весьма эффективно. Особенно впечатляюще бывает такая смена тактик, когда разные участники с одной стороны используют и тяжелые и легкие тактики, последовательно выступая в ролях плохого и хорошего полицейского. Этот прием называется также черная шляпа белая шляпа или дрянной малый добрый малый, плохой полицейский хороший полицейский.

Но все-таки надо признать, что более обычным бывает применение сначала легких, а потом уже тяжелых тактик.

Мягкие или легкие тактики не предполагают нанесения тяжелого физического или психологического ущерба оппоненту, но они, тем не менее, предполагают твердое настаивание на своей позиции. К ним относят:

    • обольщающие тактики или тактика дружелюбия, предполагающие корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, прощение;
    • тактика взъерошивание перьев;
    • тактика скрытых укоров;
    • тактика сделок взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ЗАДАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

11 класс

Часть I .

Задание 11.1. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Вексель, акциз, чек, акция, облигация.__________________________________________

____

2. Коллизия, консенсус, конфронтация, соперничество_____________________________

3. Хабаровский край, г. Москва, Камчатский край, Ванинский район_________________

_____________________________________________________________________________

Задание 11.2. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

2. В случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства.

3. Онтология является философской дисциплиной, изучающей общество

4. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме.

5. Субкультура – автономное, целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.

6. В соответствии с законом адвокатская деятельность не является предпринимательской.

7. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

8. Согласно закону стоимости величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товаров.

9. Наличие фрикционной безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов в экономике.

10. Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.

Задание 11.3. Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются действиями.

А. Новобрачные получили в подарок загородный дом.

Б. По достижении совершеннолетия Николай получил паспорт.

В. Предприниматель взял в аренду офис.

Г. В результате скоропостижной смерти гражданин Р. не смог вернуть долг.

Д. Для гражданина Т. истек срок уплаты налогов.

Е. В результате урагана в садовом товариществе повреждено 8 домов.

Ж. При приобретении автомобиля гражданин М. заключил договор о послепродажном гарантийном обслуживании.

Ответ: _______________________________________________________________________

Задание 11.4. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.

1. Следователь В. один производил допрос подозреваемого 15-летнего С. По окончании допроса следователь разрешил С. подписать протокол, не знакомясь с его содержанием. Какие нарушения закона допустил следователь?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Депутатская фракция Государственной Думы представила законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали исключать из российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Для решения вопроса документ был направлен на юридическую экспертизу.

Каково должно быть заключение экспертов с позиций международного и внутреннего законодательства? ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 11.5. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.

Типы обществ

Текстовые фрагменты

1 . Аграрное общество

2 . Индустриальное общество

3. Информационное общество

А . «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное агентство Росбалт

Б . По высказыванию всероссийского старосты М.И. Калинина - Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

В . WEBMONEY ДЛЯ ВАС:

Экономия времени и денежных средств.

Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

Г . Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, явля­ется владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

Д . Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам. В течение многих лет граждане СССР «подписывались на заем» в размере одно- двухнедельного заработка.

Е . А рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре, которою развлекался, того Артур награждает каким-либо щедрым подарком. По истечении трёх первых дней этих празднеств, созываются все, кого он возвысил и кто ему подчинен, и он жалует их всевозможными милостями.

Ж .Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни; наука становится массовым видом деятельности.

З. «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или родами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм» (А.де Токвиль)

Задание 11.7. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. По существующим тестам на совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи можно судить о вербальных навыках, необходимых для достижения успеха в современных индустриальных обществах с развитым традиционным образованием.

_____________________________________________________________________________

2. Согласно Марксу интеллектуальная свобода станет возможной только тогда, когда общество будет действовать не на основе безликих законов рынка, а благодаря прямому сотрудничеству людей и их групп, организованных для достижения конкретных целей, характеризующихся наличием общего интереса среди их членов.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Разве Эсхил и Софокл не создали свои великолепные трагедии много раньше, чем Аристотель построил на основании их творений первую систему представлений о прекрасном в природе и искусстве, разве какая-нибудь теория вдохновила Шекспира?___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. От обыденной жизни эта форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе, обособлена прежде всего отведенными для нее пространством и временем, и с этой обособленностью связано ее качество как культурной формы, которая может и повторяться и стать традицией

Задание 11.8. Прочитайте текст и выполните задания к нему

«Власть (1) варьируется от состояния полной анархии до жестокой диктатуры. В сущности антиномия (2) между ними делает достижение более или менее приемлемого положения между этими двумя крайностями весьма трудным делом. Как показывает исторический опыт, всякая анархия , (3) беспорядок, революция (4) кончаются установлением самых крайних форм всевластия. Если в обществе господствует нетерпимость, хаос, война всех против всех, то рано или поздно это кончается установлением той или иной формы диктатуры . (5) В новое время более или менее приемлемое решение данной проблемы было найдено на путях создания политической демократии и правового государства. Государство основано на силе, в правовом государстве эта сила узаконена, более того, она строго подчинена нормам права . (6) В правовом государстве четко и точно определены как формы, пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы (7) граждан, гарантируемые правом. Это значит, что государство связано правом; оно вправе разрабатывать и принимать тот или иной закон, но само в свою очередь обязано действовать в рамках этого закона, подчиняться ему. Более того, оно подсудно своим собственным судам и может быть осуждено ими. Соответственно представление о правовом государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: порядок в государстве и защищенность граждан. Отцам-основателям либерального мировоззрения (8) принадлежит идея, что в государстве должны властвовать не отдельные личности (9), а право и законы».

1. Дайте определение всем выделенным курсивом терминам.

2. Какие еще, помимо указанных в тексте, признаки правового государства вы знаете? Назовите их.

3. Какая словесная формула, выдвинутая известным английским философом XVII века, использована в тексте? Назовите этого философа. В каком контексте он ее использовал?

ОТВЕТ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть II. Сочинение-эссе.

Задание 11.9 Уважаемые участники! дПеред вами высказывания прославленных отечественных и зарубежных мыслителей и писателей, народные пословицы. Выберите то из них, которое станет темой вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

1. Чтобы власть стала сильнее, ее надо ограничить. (Л. Берне)

2. Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. (Ж.П. Сартр)

3. Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)

4. Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев (Э. Хаббард).

5. Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий. (А. Асмолов)

6. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. (Цицерон)

  • < Назад
  • Вперёд >

Поскольку негативные функции конфликта опасны для стабильного существования общества, центральной проблемой конфликтологии является поиск методов их урегулирования. Без этого может возникнуть ситуация, когда придется иметь дело не только с конфликтом, но и с его последствиями, которые могут быть опаснее самого конфликта. Урегулирование конфликтов - довольно широкое понятие. Оно подразумевает:


1) предупреждение открытых форм проявления конфлик­тов, сопровождающихся насильственными действиями (война­ми, массовыми беспорядками и др.);

2) разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их;

3) формирование нового уровня отношений участников (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, пере­вод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

В отличие от противоречия конфликт всегда субъективно осмыслен и разрешается сознательно-деятельным путем. В свя­зи с этим велика роль посредника как действующего лица кон­фликта. Роль третейского судьи должно выполнять государство, так как в его руках закон, средства массовой информации, воо­руженные силы. Государство обязано вмешиваться в ход собы­тий, когда конфликты угрожают интересам многих людей; когда участники конфликта допускают акты насилия, несовместимые с законом; когда конфликт превращается в причину затяжного массового насилия. Посредником в конфликте может быть и от­дельное лицо, обладающее авторитетом в глазах обеих кон­фликтующих сторон.

Политической практикой выработаны некоторые общепри­знанные положения, которые необходимо учитывать при урегу­лировании конфликтов:

1) в Конституции должны содержаться законодательные основы механизма разрешения конфликтов;

2) необходимо стремиться к достижению как можно боль­шей сферы согласия между конфликтующими сторонами;

3) нужно локализовать конфликт, четко определить его границы и не допускать включения в него дополнительных фак­торов;

4) следует избегать упрощения проблем, послуживших ос­нованием политического конфликта ;

5) не допускать промедления в принятии конструктивных усилий, так как фактор времени в разрешении конфликта часто является одним из решающих условий успеха;

6) использовать накопленный опыт урегулирования кон­фликтов с учетом их национальной специфики.

Урегулирование конфликта способствует ограничению его интенсивности и масштаба. Современная теоретическая и при­кладная политология выявляет ряд методов урегулирования по­литических конфликтов:


Применение I

«Избегание» конфликта

Временный уход с политической аре­ны, уклонение от встреч с противником и др.

Подмена конфликта

Перемещение его в иную плоскость

Конфронтация

Жесткие, «революционные» решения

Приспособление

Действия, акции, направленные на са­мостоятельную выработку решений по урегулированию конфликта одной из сторон, но удовлетворяющих обе

Откладывание

Временная уступка сильному оппо­ненту

Примирение сторон

Сближение их позиций через посред­ника.

Третейское разбирательст­во или арбитраж

Переговоры

Наиболее распространенный и пер­спективный способ разрешения поли­тических конфликтов.

Альтернативное разреше­ние конфликтов

Конфликт регулируется самими участ­никами путем взаимного сотрудниче­ства и соглашения

Каждый из этих методов обладает рядом достоинств, не­достатков и ограничений. Обычно наиболее эффективным явля­ется комплексное применение различных методов в зависимо­сти от конкретных условий и характера конфликта. В любом случае выбор конкретных методов урегулирования должен обеспечивать предотвращение развития насильственной стадии конфликта ; разрешение противоречий, вызвавших конфликт; снижение уровня противостояния сторон и переход к поиску совместного решения проблемы. Наиболее благоприятным ре­зультатом разрешения конфликта является достижение кон­сенсуса.


Термин консенсус (от лат. - взаимопонимание, общность чувств, мыслей). Консенсус - это соглашение значи­тельного большинства людей любого сообщества относитель­но наиболее важных принципов политической организации, рас­пределения ценностей, власти и прав в обществе. Консенсус - универсальный принцип демократии , позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряжен­ность в обществе, достигать согласия по спорным вопросам. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинст­ва, так и меньшинства. Достижению консенсуса способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод человека, на­личие толерантности (т. е. терпимости, лояльности) в обществе, существование институциональных форм разрешения конфлик­та, этническая и религиозная однородность общества. Впервые понятие консенсуса было введено в политическую практику О. Контом. Теория консенсуса разрабатывалась А. Токвилем, кото­рый обосновал вывод о том, что общество существует только тогда, когда большая часть людей имеет общий взгляд на раз­ные проблемы, общие привычки. Господствующие в конкрет­ном обществе ценности и идеалы предопределяют модели пове­дения индивида. Общность этих ценностей заставляет индивида приспосабливаться к позициям других людей, тем самым дости­гается равновесие всей общественной системы.

В законченной форме теория консенсуса сложилась в 1950-1960-е годы в трудах Т. Парсонса, Э. Дюркгейма и др. Она строится на убежденности в способности человека предот­вратить различные конфликты и вести дебаты в умеренной ат­мосфере.

В демократических обществах обычно выделяются три объекта возможного соглашения, которые могут быть транс­формированы в соответствующие им уровни консенсуса:


Первый уровень консенсуса показывает, разделяет ли дан­ное общество одинаковые ценностные представления и цели. Он означает согласие по базовым нормам и принципам большинст­ва общества.

Второй уровень консенсуса устанавливает правила поли­тического поведения, фиксируемые в конституциях. Он означа­ет согласие большинства относительно главных «правил игры» (например, признание результатов состоявшихся выборов).

Третий уровень консенсуса выдвигает на передний план проблему «власть - оппозиция». Консенсус по поводу политики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (например, согласие с суще­ствованием данной формы правления). При этом разногласия могут существовать по поводу разного отношения к членам правительства, а не к форме управления.

Путь от конфликта к консенсусу предполагает ряд стадий:

1. Обмен конфликтующих сторон требованиями;

2. Выдвижение встречных предложений;

3. Выявление общих позиций.

Способом реализации этих стадий выступают переговоры, в ходе которых соблюдаются некоторые принципы. Для того чтобы переговоры не зашли в тупик, их проведение не должно строиться на основе торга по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Метод принципиальных переговоров предполагает, что участники конфликта стремятся найти взаим­ную выгоду там, где только возможно, а где их интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы обоснован какими-то справедливыми нормами незави­симо от воли каждой из сторон. В основе принципиальных пере­говоров лежат следующие нормы:

а) ведение переговоров по конкретному конфликту, недо­пущение ситуации спора по прежним конфликтам;

б) равные права двух сторон в разрешении конфликтной ситуации;

в) отказ от ведения позиционного торга и сосредоточение на интересах, а не на позициях;

г) использование объективных критериев при обосновании своей позиции;

д) разграничение между участниками дискуссии и обсуж­даемыми проблемами;

е) учет цивилизационной, национально-этнической и со­циокультурной среды, в которой происходит конфликт и ее влияния на его специфику.


Существует два основополагающих принципа консенсуса:

1) поддержка решения большинством участвующих в его при­нятии; 2) отсутствие прямых возражений против принятия ре­шений со стороны хотя бы одного из участников.

Таким образом, консенсус - это не единогласие, но отсут­ствие прямых возражений при признании нейтральной позиции. Такой подход более рационален при разрешении конфликта, так как добиться полного единогласия среди участников при реше­нии спорной проблемы вряд ли возможно.

На разрешение конфликта оказывает и такой фактор, как участие или неучастие в данном процессе конфликтующих сто­рон. Если в разрешении конфликта не участвует ни одна сторо­на, то его исход может зависеть исключительно от третьей сто­роны (арбитра, судьи) или от случая. Именно третья сторона анализирует конфликт и дает готовые решения. Если в урегули­ровании противоречия принимает участие только одна кон­фликтующая сторона, то она чаще всего подвергается проверке, где она должна доказать свою правоту. Однако на практике до­биться этого очень сложно. Если обе противостоящие стороны участвуют в разрешении конфликта, тогда, как правило, меха­низм урегулирования приобретает формы борьбы между ними. Обе стороны вызывают к жизни новые виды конфронтации тем, что они в равной степени борются за недостающие им ценности.

Политические противоречия и конфликты - неизбежный спутник политики, атрибут политического процесса. Поэтому существует необходимость на основе цивилизованной полити­ческой культуры создавать справедливые нормы, позволяющие конструктивно решать конфликты, упорядочивать динамику политического процесса и общественной жизни в целом.

Мы рады приветствовать Вас

на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию!

Желаем успехов!

10 класс

    Что является лишним в ряду. Дайте краткое пояснение.

      Земля, труд, налоги, капитал, предпринимательство ___

      Анимизм, синтоизм, фетишизм, тотемизм. ___

      Коллизия, консенсус, конфронтация, соперничество ___

    По какому принципу образованы ряды.

2.1 Конституционное право, земельное право, гражданское право ___

2.2 Водитель, академик, аспирант, лауреат Нобелевской премии ___

    Составьте определения обществоведческих понятий из следующих групп слов. Понятие среди этих слов присутствует.

    1. Люди, общность, на, нация, жизнь, культура, устойчивая, национальные, язык, черты, территория, характер, сложившаяся, это, основа, экономическая. ___

      Общество, это, основное, искусство, и, средство, политика, управление. ___

    Решите задачи.

    1. Гражданин Л., работая по трудовому договору, с согласия родителей был признан судом полностью дееспособным в 17 лет. Может ли гражданин Л. Принять участие в референдуме. Ответ обоснуйте.

      Адвокат Васильев защищал Короедова. Короедов обвинялся в краже компьютеров. Во время беседы он рассказал адвокату, что совершил кражу не один, и назвал фамилии соучастников. Имеет ли право следователь допросить адвоката об этих обстоятельствах. Ответ обоснуйте.

5. Прочитайте текст.

Власть варьируется от состояния анархии до состояния жестокой диктатуры… Как показывает исторический опыт, всякаяанархия , беспорядок,революция кончаются установлением самых крайних форм всевластия. Если в обществе господствуют нетерпимость, хаос, война всех против всех, то рано или поздно это кончается установлением той или иной формыдиктатуры.

В новое время более или менее приемлемое решение данной проблемы было найдено на путях создания политической демократии и правового государства. В правовом государстве четко и точно определены как пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемыенормами права .

5.1 Дайте определения всем выделенным курсивом терминам.

5.2 Какая словесная формула, выдвинутая английским философом в 17 в., использована в тексте? Назовите этого философа. В каком контексте он ее использовал?

6. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний

1. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.

Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «...». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «…». При этом учитываются «…» его характеристики. Понятием «…» определяют систему «…» характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь «…» как продолжающийся «…» процесс усвоения культурных норм и социальных «…». Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение «…»; подростку необходимо мнение «…».

7 .Задания на соответствия

Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец и вписав соответствующие цифры и буквы в нужные графы.

Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.

Века

Науки

Имена ученых

    IVв. до н.э.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!