Что относится к специфическим чертам задатка. Чем задаток отличается от аванса. Сколько дается задаток при покупке квартиры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности.

От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности через 30, 40, 50 лет. Оценив образованность, здоровье, культурный потенциал подрастающего поколения России 90-х гг., можно предположить, какой будет российская действительность в 2010-2040 гг. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев - практически невозможно.

Успешное становление ребенка как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете, и прогресс развития общества в целом. Дети не просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как степень образованности, социализированные масштабы и уровень культуры, здоровья детей завтра материализуются в здоровье нации, в качество жизни народа, в новые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире. В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения.

1. Возрастные психологические особенности ребенка

1.1 Характеристика раннего возраста

Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. Изменяется и ведущая деятельность ребенка. Если младенец не выделяет еще способа действия с предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним. В таком сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие, главными компонентами которого являются:

* предметная деятельность и деловое общение со взрослым;

* активная речь;

* произвольное поведение; формирование потребности в общении со сверстниками; начало символической игры; самосознание и самостоятельность.

В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности, эту особенность принято называть ситуативностью. Ситуативность заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает непосредственное действие в ситуации. Вещи имеют особую притягательную силу для ребенка. Ребенок воспринимает вещь непосредственно здесь и сейчас, не привнося в ситуацию своего замысла и знания о других вещах.

Общение со сверстниками.

В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому объекту. В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов: * внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни); * стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни); * появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям (третий год жизни). Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, ненормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые.

Кризис трех лет.

К трем годам у ребенка появляются собственные желания, зачастую не совпадающие с желаниями взрослого, нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста появляется знаменитая формула «Я сам». Резко возросшее стремление к самостоятельности и независимости приводит к существенным изменениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми. Симптомы кризиса трех лет:

* негативизм (непослушание, нежелание выполнять указания взрослого, стремление все делать на оборот);

* упрямство (ребенок настаивает на своем не потому, что ему чего-то сильно хочется, а потому, что он этого потребовал);

* строптивость (протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни; это бунт против всего, с чем он имел дело раньше);

* своеволие (ребенок все хочет делать сам и добивается самостоятельности там, где мало что умеет). Далеко не все дети обнаруживают столь резкие негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. Следует различать объективный и субъективный кризис. Объективный кризис -- обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением. Важнейшим личностным образованием является открытие ребенком самого себя. С этих пор он начинает называть себя не в третьем лице («Маша хочет домой»), а сознательно произносит местоимение «я». Образовавшаяся «система Я» знаменует переход от самопознания к самосознанию. Возникновение «системы Я» порождает мощную потребность в самостоятельной деятельности. Наряду с этим ребенок из мира, ограниченного предметами, переходит в мир людей, где его «Я» занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения. Отчетливо проявляется своеобразный комплекс поведения, который включает в себя:

* стремление к достижению результата своей деятельности;

* желание продемонстрировать успехи взрослому, получить одобрение;

* обостренное чувство собственного достоинства, которое проявляется в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений, эмоциональных вспышках, бахвальстве. Этот комплекс был назван «гордостью за достижения». Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка -- к предметному миру, к другим лицам и к самому себе. Суть этого новообразования, являющегося поведенческим коррелятом кризиса трех лет, состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

1.2 Характеристика дошкольного детства

Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения. По А.Н. Леонтьеву, личностное становление в этом возрасте связано, прежде всего, с развитием соподчинения или иерархии мотивов. Деятельность ребенка, как правило, побуждается и направляется уже не отделенными мотивами, которые сменяются или вступают в конфликт между собой, а определенным соподчинением мотивов. Если связь между мотивами и результатом действия понятна ребенку, то он еще до начала действия предвосхищает значение будущего продукта и эмоционально настраивается на процесс его изготовления. Примечательно, что эмоции могут появляться до выполнения действия в форме эмоционального предвосхищения. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям между ними и к новой ситуации развития ребенка. Общение с взрослым приобретает внеситуативный характер и осуществляется в двух различных формах -- внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной.

В сознании ребенка появляется образ идеального взрослого, который становится примером для его поведения и опосредует его действия. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением «быть, как взрослый» и невозможностью это стремление реализовать на деле. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра.

Общение дошкольников со сверстниками.

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Примерно к 4 годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение с взрослым отличает ряд специфических особенностей, среди которых:

* богатство и разнообразие коммуникативных действий;

* чрезвычайная эмоциональная насыщенность;

* нестандартность и нерегламентированность;

* преобладание инициативных действий над ответными;

* небольшая чувствительность к воздействиям сверстника.

Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом этапе (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит, в основном, себя. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстниками приобретает черты внеситуативности; складываются устойчивые избирательные предпочтения. К 6 годам ребенок начинает воспринимать и себя и другого как целостную личность, несводимую к отдельным качествам, благодаря чему становится возможным личностное отношение к сверстнику.

Кризис шести лет.

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом. К этому времени происходят резкие изменения на физическом уровне: быстрый рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации движений, появление первых постоянных зубов. Однако главные перемены состоят не в изменении внешнего облика ребенка, а в изменении его поведения. Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривлянье, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать привычным нормам поведения. За этими симптомами, стоит потеря непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений потери непосредственности. Механизм этого явления состоит в том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент -- ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

2. Возрастные психологические особенности ребенка в школе

2.1 Характеристика младшего школьника

От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность -- учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Теперь его положение в обществе -- положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других. Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил. В школе ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия с взрослым человеком. Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений. С поступлением в школу появляется необходимость постигать не только назначение предметов и явлений, но и их суть. От собственного представления об объекте он переходит к научному представлению о нем.

Особенности общения со сверстниками и взрослыми.

Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников -- с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь -- учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям.

2.2 Характеристика подросткового возраста

Тема подросткового возраста в возрастной психологии занимает особое место. Важность ее определяется, во-первых, большим практическим значением (из десяти классов средней школы, по крайней мере, в пяти учатся подростки); во-вторых, именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке; в-третьих, подросток, очевидно, иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст». Когда ребенок становится подростком, подросток -- юношей, юноша -- взрослым? На «полюсах» вопрос более или менее ясен: никто не назовет 12-летнего юношей, а 20-летнего -- подростком. Но применительно к 14-18-летним употребляются оба эти термина, и это не случайно. Грани перехода от детства к зрелости достаточно условны. Возрастные категории всегда обозначают не только и не столько возраст и уровень биологического развития, сколько общественное положение, социальный статус человека. В наше время подростковым периодом считается возраст от 11 до 15-16 лет. Переходный возраст, включает в себя два ряда процессов:

* натуральный -- процессы биологического созревания организма, включая половое созревание;

* социальный -- процессы общения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны:

* различны темпы физического и психического развития у разных детей (один мальчик в 14-15 лет выглядит взрослым, другой -- ребенком);

* существуют внутренние диспропорции в созревании отдельных биологических систем и психики; * социальное возмужание по времени не тождественно физическому (физическое созревание происходит значительно быстрее, чем социальное -- завершение образования, приобретение профессии, экономическая самостоятельность, гражданское самоопределение и т.д.). Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало, чем отличается от детского. Подростки -- все еще школьники и находятся на иждивении родителей и государства. Их основная деятельность -- учеба. К биологическим факторам относят половое созревание, а также бурное развитие и перестройку всех органов, тканей и систем организма. Не следует объяснять особенности поведения детей в этом возрасте лишь исходя из изменений, происходящих в организме подростка. Половое созревание как главнейший биологический фактор влияет на поведение не прямо, а опосредованно. Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в подростковом возрасте схематично можно представить следующим образом. Начало полового созревания, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на центральную нервную систему, а также с бурным физическим развитием, повышает активность, физические и психические возможности детей и создает благоприятные условия для появления у них ощущения взрослости и самостоятельности.

Кризис подросткового возраста.

Подростковый кризис всегда особенно интересовал ученых. Кризис этот характеризуется перепадами настроения без достаточных причин, повышенной чувствительностью к оценке посторонними внешности, способностей, умений. При этом внешне подростки выглядят самоуверенными, безапелляционными в суждениях. Сентиментальность порой уживается с черствостью, а болезненная застенчивость -- с развязностью, показной независимостью, неприятием авторитетов и общепринятых правил, обожанием случайных кумиров. Теоретическая разработка этой проблемы началась на рубеже XX века. В это время господствовало представление о том, что источником кризиса и специфических особенностей подростка являются биологические моменты, генетически предопределенные изменения. Появление новых психологических особенностей рассматривалось как явление неизбежное и универсальное, то есть присущее всем подросткам. Из этого следовал вывод: трудности надо перетерпеть, вмешательство с целью что-то изменить нецелесообразно и бесполезно. Однако постепенно в науке накапливались факты, свидетельствующие о том, что особенности подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых. Особенно бурно у подростка протекает переходный период, если в детстве он усваивал то, что ему не пригодится как взрослому, и не учится необходимому для будущего. В этом случае он оказывается не подготовленным к будущему по достижении «формальной» зрелости. Немецкий психолог К. Левин констатировал, что в современном обществе существуют две самостоятельные группы -- взрослых и детей. Каждая обладает привилегиями, которых не имеет другая. Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между этими двумя группами: он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. В этом положении неприкаянности К. Левин видел источник специфических особенностей подростка. Он считал, что чем больше разрыв между двумя группами и, соответственно, чем длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протекает подростковый период. Л.С. Выготский полагал, что кризис переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка и составляет главное содержание кризиса. По мнению Л. И. Божович, подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Многие авторы связывают понятие кризисного развития с проблемой «акцентуаций характера». В подростковом возрасте формируется большинство характерологических типов, их черты еще не сглажены и не компенсированы последующим жизненным опытом, как это нередко бывает у взрослых. Именно в подростковом возрасте различные типологические варианты нормы выступают наиболее ярко как «акцентуации характера». У подростка от типа акцентуации характера зависит многое: само прохождение пубертатного кризиса, проявление острых аффективных реакций, неврозов, общий фон поведения. А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций подростков: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. Знание акцентуаций характера необходимо для налаживания отношений с подростком в семье, классе, внешкольных группах.

2.3 Характеристика раннего юношеского возраста

Возраст ранней юности -- 15-17 лет -- не всегда признавался особым этапом развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением человечества. С развитием общества, производства, культуры возрастает роль юношеского возраста, ибо усложняется социальная жизнь, растут сроки образования, увеличивается возраст, когда людей допускают к участию в активной общественной жизни. Однако было бы ошибочно рассматривать юность только как период подготовки к взрослой жизни. Каждый возраст важен сам по себе, независимо от связи с последующими возрастными периодами. При использовании понятия «ранний юношеский возраст» надо различать:

* хронологический возраст -- прожитое человеком число лет;

* физиологический возраст -- степень физического развития человека;

* психологический возраст -- степень личностного развития;

* социальный возраст -- степень гражданской зрелости. Эти возрасты могут не совпадать у одного и того же лица: существует закон неравномерности созревания и развития. Эта неравномерность является одновременно внутриличностной (гетерохронность развития одного и того же индивида) и межличностной (хронологические сверстники могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития). Поэтому при встрече со старшеклассником часто возникает вопрос: с кем мы фактически имеем дело -- с подростком, юношей или уже взрослым человеком? Как правило -- решается применительно к какой-то конкретной сфере деятельности. Помимо гетерохронности и неравномерности развития, нужно учитывать и существование принципиально разных типов развития:

* бурный и кризисный, характеризующийся серьезными поведенческими и эмоциональными трудностями, конфликтом; * спокойный и плавный, но до некоторой степени пассивный с выраженными проблемами формирования самостоятельности;

* тип быстрых, скачкообразных изменений, не вызывающих резких эмоциональных взрывов. Говоря о юношеском возрасте, необходимо иметь в виду не просто возрастные, а половозрастные особенности, ибо половые различия весьма существенны и проявляются в специфике эмоциональных реакций, в структуре общения, в критериях самооценок, в психосексуальном развитии, в соотношении этапов и возрастных характеристик профессионально-трудового и брачно-семейного самоопределения.

И, наконец, давая характеристику раннего юношеского возраста необходимо учитывать, что у каждого поколения юношей есть характеристики, которые присущи в принципе самой юности, но удельный вес этих характеристик у различных поколений может не совпадать. Кроме того, существуют и такие характеристики, которые свойственны только тому или иному поколению молодежи и обусловлены внешними факторами развития.

Личностное развитие старших школьников.

Главное психологическое приобретение ранней юности -- это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир -- только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. «Открытие» своего внутреннего мира -- важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие -- самая распространенная форма юношеской самокритики. Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я». Судя по имеющимся данным, все подростки начинают с периода относительно диффузного, расплывчатого «Я». Затем они проходят стадию «ролевого моратория», которая может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами. Уровень развития «Я» тесно связан с развитием других личностных особенностей. Старший школьный возраст -- это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок. В этот период происходит не просто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. У него появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам. Конкретный уровень знаний и теоретических способностей, так же как и широта интересов, у ребят весьма неодинаковы, но определенные изменения в это направлении наблюдаются у всех -- они-то и дают толчок юношескому «философствованию». Отсюда -- устойчивая потребность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего существования и развития всего человечества. Характерная черта ранней юности -- формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны -- это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план -- это план деятельности. Профессиональные планы старшеклассников зачастую недостаточно конкретны. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение квартиры, машины и т.д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Профессиональная ориентация -- сложная психологическая проблема, связанная еще и с проблемами социально-экономическими. Приятно отметить, что сегодня активно проводится профессиональное консультирование школьников и их родителей по проблемам выбора профессии. Решение задач самоутверждения и самоопределения в юношеском возрасте во многом зависит от потребности в достижении. Потребность в достижении понимается рядом исследователей как присущее людям стремление к успеху в деятельности, в соревновании с ориентацией на определенный стандарт высокого качества исполнения. В ранней юности наблюдается усиленное развитие потребности в достижении. Реализуется она по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других -- в различного рода хобби, у третьих -- в спорте и т. д. Есть основания полагать, что у тех старшеклассников, у которых особенно развита потребность в достижении, слабее выражена потребность в общении. В то же время именно в юности потребность в достижении может быть направлена на достижение успеха именно в сфере общения.

2.4 Старший школьный возраст

Старший школьный возраст -- это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них -- постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой -- в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей. Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, -- это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания. Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения -- для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении с взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого. Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению. Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

Заключение

Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от перехода из дошкольного образовательного учреждения в школу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Современная образовательная система и образовательные программы перегружены предметами, не привязанными к проблемам повседневной жизни, не всегда адекватны интеллектуальному развитию детей. Следовательно, у детей теряется интерес к обучению, они вынуждены искать замену, альтернативу, которая уже, в свою очередь, может вырасти в разные варианты: от соматической слабости (перенапряжение, переутомление деятельностью, несоблюдение основных психолого-педагогических условий при обучении) до социальных проблем (нежелание учиться, конфликты и пр.). Эти проблемы усиливаются также не только школьной дезадаптацией, но и, в огромной степени, от стиля педагогического общения, состояния самих педагогов, их компетентности. Все это приводит к аномалиям психологического здоровья, а именно к поведенческим нарушениям и эмоциональным расстройствам. В этом случае нужна уже специализированная помощь разных субъектов образования (родителей и педагогов) и специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, валеологов, социальных работников). Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека. Является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.

Профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье детей дошкольного возраста и учащихся в младшем школьном возрасте.

психологический подростковый возрастной личностный

Список используемой литературы

1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья.- СПб., 1998.

2. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. - 296с.

3. Войнов В.Б., Сысоева А.Ф., Варвулева И.Ю. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3 классов // Физиология развития человека. Материалы международной конференции. - М., 2000.-140с.

4. Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. -/Авт.- сост. Е.Е. Данилова/ - М.: Издательский центр “Академия”, 1998. - 160с.

5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы.- Москва: Академия, 1995. - 168с.

6. Дубровина И.В. «Психическое здоровье детей и подростков». -М.: Академия, 2000. - 256с.

7. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психологические аспекты понятия психологического здоровья. Психологическое здоровье в различных психологических теориях. Особенности развития личности дошкольника. Разработка коррекционных упражнений для профилактики психологического здоровья детей.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2010

    Особенности психологического здоровья дошкольника. Особенности психологического здоровья детей в младшем школьном детстве и факторы, влияющие на него. Сравнительный анализ психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2008

    Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах. Особенности протекания и практические рекомендации по преодолению кризисов у детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков, у лиц среднего и пожилого возраста.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2010

    Понятие и сущность возрастного кризиса как механизма совершенствования личности, исследование его структуры. Содержание нормативных психических кризисов на различных этапах развития: детского, подросткового и пожилого возраста и периода взросления.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2011

    Предмет, задачи и принципы возрастной психологии. Стратегии, методы и схема организации исследования в психологии развития и возрастной психологии. Детство как предмет психологического исследования. Анализ психосоциальных стадий развития личности.

    презентация , добавлен 27.01.2016

    Педагогическая психология как отрасль по разработке основ обучения и воспитания детей. Особенности ребенка на разных возрастных этапах. Изучение проблемы психического здоровья, трудностей социальной адаптации школьников и взаимодействия учеников в классе.

    презентация , добавлен 10.11.2011

    Понятие личности в психологии, поведение личности в обществе. Черты девиантной личности. Роль самовоспитания в развитии личности. Формирование личности на определенных этапах развития человека, особенности поведения людей разных возрастных групп.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Основные положения периодизации психического развития личности. Анализ особенностей психического развития личности на различных возрастных этапах. Общие закономерности, темп, тенденции и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2012

    Отклонение от нормы психологического здоровья в семье. Значение единства семейных взглядов и ценностей. Игры, направленные на развитие когнитивной стороны личности ребенка, его абстрактного мышления, внимания, памяти. Психологическая игра Гюнтера Хорна.

    реферат , добавлен 27.04.2010

    Определение нормы и патологии в современной психологии, подходы к их пониманию. Критерии психологического здоровья личности и уровни его нормы. Нормоцентристский и нозологический подходы в психологии акцентуаций личности и их отличительные черты.

Возрастные особенности развития личности в психологии описываются поэтапно, от рождения до смерти человека. Перемены, связанные с формированием психики, особенно очевидны в детском и подростковом возрасте, хотя на самом деле они продолжаются в течение всей жизни. Стремительное развитие в детстве и юности послужило причиной возникновения различных теорий деления жизненного пути на периоды. Позднее стали возникать концепции, которые охватывали этапы взрослости и поздней зрелости. Смысл задач, которые ставит каждый этап развития перед человеком, хорошо иллюстрирует цитата немецкого писателя Германа Гессе: «У каждого из нас есть только одно истинное призвание - найти путь к самому себе ».

В этой статье будут описаны главные стадии развития личности, их особенности, основные возрастные кризисы. Мы расскажем, какие признаки имеет зрелая личность, а какие свойственны детям в оболочке взрослого. Также будут рассмотрены основные пути преодоления возрастных кризисов.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Детство и подростковый возраст

В возрасте от рождения до года ребенок проделывает огромный путь развития. Он осваивает новые движения, учится сидеть, стоять. Первый год жизни – это время, когда ребенок овладевает умением обращаться с вещами, начинает понимать речь взрослых.

В преддошкольном возрасте (1-3 года) малыш наиболее интенсивно развивается физически и психологически. Меняется восприятие, поведение. Быстрыми темпами растет мозг. Трехлетние дети очень общительны. Когда взрослые читают или рассказывают сказки, они с удовольствием слушают их речь, эмоции, интонацию. Главная деятельность ребенка состоит в получении информации, познании окружающего мира. На развитие личности в раннем возрасте больше всего влияет общение с матерью или тем лицом, которое ее заменяет.

Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) – также характеризуется физическим ростом, ребенок становится более крепким. Ведущая деятельность на этом этапе – ролевая игра. Известный отечественный педагог-психолог А. Макаренко был убежден, что для ребенка в этом возрасте сюжетно-ролевая игра так же важна, как и для взрослого – производительный труд. В детской игре отображается взрослая жизнь, ребенок учится отыгрывать разные ситуации.

Главной деятельностью для младшего школьного возраста (от 6-7 до 11-12 лет) является обучение. Возрастные особенности развития личности на данном этапе связаны с изменением социальной ситуации развития – ребенок идет в школу. Ребенок теперь вступает во взаимодействие с обществом. Он наделяется обязанностями, за которые получает общественную оценку.

Юность и ранняя взрослость

Юность имеет условные возрастные границы. Большинство ученых придерживаются мнения, что юность, предшествующая ранней взрослости, длится до 22-25 лет. В это время ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Организм завершает физическое развитие, рост замедляется. Главной психологической задачей этого возраста является поиск своего места в мире. Зарубежные психологи, например, Э. Эриксон, называют этот процесс поиском идентичности. Отечественные исследования называют его самоопределением, самопознанием. Этот процесс должен получить свое завершение к 21-25 годам, чтобы человек мог приступить к решению других жизненных задач.

Ранняя взрослость, или молодость – это период от 21-23 до 30 лет. Главными особенностями этого возраста является быстрое когнитивное развитие на фоне все большего замедления физического роста. Человек учится быть независимым, брать на себя ответственность. Другим признаком взрослости является появление новых черт характера – твердости, решимости, надежности. Молодость – это время создания семьи. Оно наиболее оптимально для выбора спутника жизни и рождения детей.

Зрелость

Период зрелости, или взрослости (от 30 до 60-70 лет) – это время, когда человек имеет возможность полностью реализовать свой потенциал. В западной психологии этот процесс называется самоактуализацией. предполагает большую социальную активность, максимальную отдачу в профессии. Зрелость является периодом расцвета личности. Э. Эриксон считал этот этап возрастом «совершения деяний». Главной чертой взрослости является генеративность, неуспокоенность. Человек хочет быть лучшим родителем, достичь высот в профессии, быть опорой для членов своей семьи. Американский ученый Г. Олпорт выделяет следующие черты, свойственные самоактуализирующейся личности:

Реалистическое отношение в себе, активность и деятельность;
Ощущение эмоциональной теплоты;
Интерес к окружающему миру;
«Жизненная философия», которая обобщает полученный опыт, и определяет человеческие поступки;
Сострадание по отношению к другим людям, способность понимать и сопереживать.

Возрастные особенности развития личности в период старости

Старость связана со многими жизненными переменами негативного характера. Ухудшается здоровье, физические возможности ограничиваются, человек теряет социальный статус. Возрастные особенности развития личности этого периода изучает наука под названием геронтология. Ученые выделяют несколько особенностей, свойственных социальной ситуации позднего возраста:

Контакты с коллегами по работе могут сохраняться некоторое время после выхода на пенсию, но затем утрачиваются;

Пенсионеры обзаводятся новыми друзьями – чаще также преклонного возраста, но могут быть и более молодые люди;

Другие члены семьи, уверенные, что «у него и так много времени», любят оставлять с бабушками и дедушками детей. Поэтому общение с внуками также является важным элементом этого возраста;

Большая часть социальных контактов происходит внутри семьи. Поэтому близким людям нужно быть особенно тактичными с теми пенсионерами, которые «еще не набрались опыта».

В древности и даже в средние века очень небольшое количество людей достигало старости. До 17 века только 1% доживал до 65 лет. Сейчас средняя продолжительность жизни варьируется в зависимости от общества. Наглядно это демонстрирует так называемый «эффект Розето». Он заключался в следующем. Жители небольшого американского городка Розето, выходцы из Италии, в два раза реже, чем в других городах, умирали от сердечно-сосудистых заболеваний. Однажды врач из Розето встретился со своим приятелем-коллегой, работавшим в большом городе, и они поделились опытом. Выяснилось, что такая низкая смертность связана с образом жизни переселенцев. В домах этого городка жили сразу по три поколения. Семьи много времени проводили вместе за обеденным столом, активно включали в общественную жизнь стариков. Несмотря на тяжелый труд и традиционную итальянскую еду, которую жители готовили на свином сале, за счет каждодневного общения заболеваемость и смертность в старшем поколении имела низкие показатели.

Возрастные кризисы

Без переломных моментов – кризисов – невозможно стать взрослым. Возрастные особенности развития личности для каждого из кризисов свои: юности свойственен кризис одиночества, в 30 лет – ощущение бессмысленности жизни. В 40 лет человек осознает свою свободу, подводит промежуточные итоги жизни, возвращается к подлинному «Я». 60-70 лет – это «время собирать камни».

В подростковом возрасте человек решает задачу сепарации от родителей. Он либо делает шаг в самостоятельную жизнь и находит себе пару, либо остается в одиночестве и зависимости. Но общество обычно делает акцент не на психологическом отделении от родительской семьи, а на выборе профессии. Хорошее решение для выхода из кризиса – начать самостоятельно зарабатывать деньги, уехать за рубеж на учебу. Метафорой подросткового возраста может послужить образ созревшего яблока, падающего с яблони.

Кризис 30 лет характеризуется тем, что человеку перестает приносить радость все, что раньше было ее источником – работа, семья, хобби. Человек может страдать от тяжелых депрессий. Он имеет последний шанс отделиться от родителей, если это не было сделано прежде. Главная задача – понять, подходит ли выбранный ранее путь. Метафорой может послужить Сизиф, катящий камень в гору. Человек задумывается: есть ли разница в том, как прожить жизнь, если все равны перед вратами вечности. Но через какое-то время он осознает, что смысл жизни – в получении собственного уникального опыта, проживании подлинной жизни.

Кризисы второй половины жизни

«Божественная комедия» была написана Данте, когда тому было 33 года – священный возраст во многих религиях и мифах. Автобиографический герой поэмы оказывается в темном лесу, метафорически обозначающем середину жизни. Так как продолжительность жизни увеличилась, то теперь этот кризис называют «кризисом 40 лет». Это самый продолжительный и мощный психологический кризис. Его энергии хватит, чтобы разрушить жизнь испытывающего перед кризисом страх. Хватит ее и для созидания – но только для того, кто не боится перемен и готов встретить их лицом к лицу.

Возрастное развитие личности этого периода лучше всего отображает образ шута, или дурака. В руке он держит розу – она обозначает чистоту мыслей. За спиной у него узелок с пожитками – все, что можно было взять из прошлой жизни. На картах таро шут часто изображается занесшим ногу над пропастью, а позади у него предзакатное солнце. Внизу находится море. Образ шута символизирует возможность начать все сначала.

Самый тяжелый для осознания – кризис постпенсионного возраста, или 60-70 лет. Если раньше можно было прятаться от мыслей о конечности жизни, то теперь смерть, образно выражаясь, «смотрит в глаза». Если раньше можно было попросить о помощи других людей, теперь с кризисом придется столкнуться самостоятельно – никто из живых «на том свете» не бывал.
Легче приходится верующим, так как для них существует Царствие небесное, вечная жизнь. Материалистам сложнее. Главная идея кризиса – «все люди смертны». В современном мире люди стараются не придавать значения этому страху. Они держатся подальше от того, что каким-либо образом связано со смертью – это ритуалы, предметы, связанные похоронами, тела усопших. Все, что несет неизвестность, страшит. Страх смерти прорывается в повседневную жизнь лишь в виде фобий, страхов, ночных кошмаров. Смерть стремятся либо отрицать, либо стремятся к ней. Однако один лишь Танатос Фрейда не может полностью ее объяснить.

Многие в этот период жизни становятся более религиозными. Некоторые выбирают для себя веру в новое рождение после смерти, реинкарнацию. Об этом говорит «Тибетская книга мертвых».

Зрелая личность

Возрастное развитие личности, несмотря на свою универсальность, не всегда предполагает достижения психологической зрелости. Личностная зрелость – это способность решать возникающие перед ним проблемы, а если этой возможности нет – просить о помощи других. Взрослый человек ставит и достигает конкретных целей. Каковы признаки того, что личность действительно достигла этапа зрелости?

Взрослый человек имеет ясное понимание того, что его жизнь напрямую зависит от совершенных ошибок. При этом он не прячется от них, не перестает действовать. Сделав ошибку, он делает соответствующие выводы;

Он понимает, что его жизнь – это уникальный путь. Он делает карьеру, достигает намеченных целей. Совершает те поступки, что сам считает верными, а не те, что навязаны другими. Иногда желания взрослого могут совпадать с желаниями окружающих, иногда – нет; но он поступает в соответствии с собственной системой ценностей;

Зрелый человек обладает терпением. Он понимает, что его желания не могут исполняться сиюминутно. Он также не требует от других, чтобы они удовлетворяли его потребности вместо него;

Взрослый понимает, что взаимопонимание всегда зависит от двоих людей. Он способен четко выражать свои мысли для того, чтобы добиться диалога с собеседником. Нередко это представляет трудность для супружеских пар. Многие из них наивно полагают, что супруг может магическим образом «прочитать» их мысли. Когда этого почему-то не происходит, они испытывают разочарование и отправляются на поиски нового партнера. Вместо того, чтобы обратить внимание на собственную незрелость, они уверены, что просто ошиблись с выбором партнера.

Психологический инфантилизм

Но бывает и так, что по паспорту человеку исполняется 30 (40, 50) лет, а он так и остается недоразвитым психологически. В эту категорию входят те, кто постоянно слышат в свой адрес: «Когда же ты, наконец, повзрослеешь?». Некоторые из них даже гордятся тем, что не хотят принимать ответственность взрослой жизни. Инфантильному взрослому в мире, полном проблем, приходится очень тяжело.

Для того, чтобы повзрослеть, необходимо пройти через все , которые психологи называют «кризисами». При этом кризис – это не только обстоятельства. Он является платформой, на которой человеческая душа имеет возможность научиться решать определенные проблемы, получая за это свои «бонусы». В три года ребенок учится самостоятельности. Это время называется «кризисом 3 лет», когда маленький человек все чаще говорит «Я сам». Но если он находит поддержку со стороны взрослых в своих действиях, у него появляется ощущение «Я могу». Инфантильные взрослые нередко вырастают из семей с гиперопекой.

Возрастное развитие личности также представляет масштабный кризис для подростков. При этом возраст 12-18 лет – довольно плодородная почва, чтобы у человека сформировалась инфантильность. Именно в подростковом возрасте он решает, оставаться ли ему ребенком, или повзрослеть.

Многие интересуются, можно ли предотвратить возрастные кризисы, каким-то образом их обогнуть? Каждый период имеет свои возрастные особенности развития личности, и, к счастью, этих этапов не избежать никому. Наличие кризиса говорит о переходе на новую ступень – развитие личности на разных возрастных этапах толкает человека на новый уровень. Этапы развития проходят у каждого по-своему и в свое время – наука не привязывает их к определенному возрасту, все даты условны.

Цель первого занятия заключается в том, чтобы понять предмет и задачи возрастной и педагогической психологии, проанализировать особенности ее развития в отечественной и зарубежной науке, уяснить суть и специфику методов, которые используются в возрастной и педагогической психологии.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

2) сделать конспект тематических вопросов, выполнить задания для самостоятельной работы, раскрыть основные понятия темы;

3) выполнить практическую работу и сделать выводы.

Основные понятия темы: возрастная и педагогическая психология, методы возрастной и педагогической психологии, психическое развитие.

Тематические вопросы

1. Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии.

2. Методы возрастной и педагогической психологии.

3. Понятие о психическом развитии человека.

Задания для самостоятельной работы

Нужно ознакомиться с проблемой возрастной периодизации психического развития человека (Д.Б. Эльконин ) и законспектировать возрастные этапы психического развития человека на протяжении всей жизни .

Второй задачей является раскрыть и законспектировать содержание методов, которые представлены в схеме на рисунке 1.

Ориентировочные теоретические сведения

Возрастная и педагогическая психологии являются отраслями психологической науки, которые отделились от нее соответственно в XVIII и XIX вв.

Предметом возрастной психологии закономерности психического развития человека на разных возрастных этапах ее индивидуальной жизни. Структура возрастной психологии определяется перечнем возрастных этапов всей жизни человека.

Предметом педагогической психологии являются психологические закономерности обучения и воспитания. Структура педагогической психологии состоит из психологии обучения и психологии воспитания. Предметом психологии обучения закономерности развития личности, возникновение психологических новообразований у людей разных возрастных групп во время их обучения. Предметом психологии воспитания является изучение психологических закономерностей формирования личности в условиях целенаправленной организации педагогического процесса.

Задача возрастной и педагогической психологии разделяют на три группы.

1) Методологические задачи (направленные на разработку принципов и способов познания предмета науки):

Изучение движущих сил психического развития человека;

Исследование возрастной периодизации развития человека;

Установление системы соотношения обучения и развития.

2) Теоретические познавательные задачи:

Определение стандартов зрелости личности;

Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни;

Построение концептуальной модели материнства и отцовства;

Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии ребенка;

Научное прогнозирование в развитии психических ресурсов ребенка.

3) Практические задачи:

Организация оптимальных форм детской деятельности и общения;

Оказание психологической помощи в периоды различных возрастных кризисов;

Гуманизация учебно-воспитательного процесса;

Работа с "трудными" детьми.

В возрастной и педагогической психологии используются методы, с которыми вы познакомились при изучении курса "общая психология".

Но они имеют свою специфику, которая определена предметом данной дисциплины. Система методов возрастной и педагогической психологии изображена на рисунке 1. Необходимо самостоятельно раскрыть содержание всех методов, представленных в схеме.

Как уже было отмечено, основным вопросом возрастной психологии является психическое развитие человека на разных возрастных этапах его жизни. Существует целый ряд понятий, которые используются при рассмотрении этого вопроса. Первым из них рассмотрим понятие развитие - это изменения от простого к сложному, от низшего к высшему в результате накопления количественных изменений, которые приводят к качественным преобразованиям. Развитие психики человека - это чередование стабильных и кризисных периодов в ее жизни.

Развитие психики никогда не прекращается до конца жизни. Он является необратимым, меняется только по направлению (прогресс или регресс), интенсивностью (неравномерно), характером и качеством.

Развитие психики человека происходит по определенным законам. Л. С. Выготский в своих исследованиях установил четыре законы развития психики ребенка:

1. Развитие психических функций осуществляется неравномерно во времени (то быстрее, то замедляется) и асинхронно (если развитие одних функций ускоряется, то в то же время развитие других становится медленнее).

2. Закон метаморфозы: развитие не сводится только к количественным изменениям; это цепь качественных изменений, преобразования изменений количественных в качественные.

3. Закон неравномерности: различные психические функции и стороны личности ребенка имеют свой оптимальный (сенситивный) период развития.

4. Закон развития высших психических функций: высшие психические функции сначала возникают как форма коллективного поведения, а лишь потом они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.

Каждый человек проходит одинаковые возрастные этапы психического развития, но при этом переживает их индивидуально, поскольку имеет свои особенности нервной системы, умственные способности, физические свойства и т.д.

Любой возрастной этап психического развития человека характеризуется ведущей деятельностью, психологическими новообразованиями, социальной ситуацией развития и кризисом.

Ведущая деятельность - это деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе развития его личности. Ведущая деятельность не возникает сразу. Она появляется постепенно. Деятельность, которая была ведущей на предыдущем возрастном этапе, остается, но уже не приводит к психологическим новообразований.

Психологические новообразования - это психические и социальные изменения, которые впервые возникают на определенном возрастном этапе, определяют сознание человека, его отношение к среде, ее внутреннюю и внешнюю жизнь, перестраивают весь ход психического развития. Новообразования формируются в конце возрастного периода.

Социальная ситуация развития - своеобразные, специфические, единственные и неповторимые для каждого возраста взаимоотношения между человеком и его социальным окружением. Эти взаимоотношения происходят через ведущую деятельность возрастного этапа.

Возрастной кризис - это период в жизни человека, когда в течение относительно короткого времени, происходят резкие и существенные психологические сдвиги и изменения личности, а развитие приобретает бурного, стремительного, кризисного оттенка.

Человеческая психика не развивается только за счет созревания мозга. Существуют движущие силы психического развития человека. В каждой теории психического развития человека, которые разработаны учеными психологами и которые мы рассмотрим в практической части исследования данной темы, есть разные версии относительно движущих сил.

Например, Л. С. Выготский считал, что главной движущей силой психического развития человека является обучение. При этом он отмечал, что обучение еще не является развитием. Оно должно быть правильно организовано: ориентироваться на новые возможности ребенка, забегать вперед развития. При таких условиях обучения создает "зону ближайшего развития" - расстояние между уровнем актуального развития (задачи, которые ребенок уже может решить самостоятельно) и уровнем возможного развития (задачи, которые ребенок может решать под руководством взрослых).

Другой ученый-психолог, Г. С. Костюк, рассматривал в качестве движущих сил психического развития человека противоречия (противоречия), которые возникают в ее жизни. Причем они сначала возникают как внешние (еще не является движущей силой), а затем в процессе интериоризации (преобразование внешнего во внутреннее) превращаются во внутренние противоречия, которые уже становятся источником активности индивида, направленной на их решение из-за выработки новых способов поведения.

В своей теории Г. С. Костюк выделил три типа противоречий:

1) основная внутренняя противоречивость - различие между новыми потребностями и достигнутым уровнем овладения средствами их удовлетворения;

2) общая противоречие - между тенденцией к постоянству, инертности, устойчивости и желанием к изменению, движения, развития; 3) социальное противоречие - между достигнутым уровнем психического развития и местом человека, которое она занимает в обществе.

Решение противоречий порождает новые противоречия, таким образом, обеспечивается постоянный психическое развитие человека.

Практическая часть работы

Для того чтобы изучить, развить понимание, "чувство" и умение применять психолого-педагогический опыт известных ученых психологов и педагогов разных временных измерений истории человечества к пониманию процесса развития психики человека, человека как личности и профессионала, особенностей развития обучения и воспитания учащихся, в данной работе предлагается провести "рефлексивный историко-ро-Леви тренинг", автором которого является В. Рыбак. Тренинг является несколько изменен и адаптирован для подготовки учителей по направлению "технологическое образование".

В основе тренинга положена техника дебатов. Участники пытаются доказать определенную теорию психического развития человека в течение его жизни.

Инструкция к выполнению тренинга

Группа студентов делится на микрогруппы: по 3 человека в каждой. Один студент в группе выполняет отдельное задание.

Каждой микрогруппе нужно изучить отдельную теорию таким образом, чтобы они как бы "вжились" в роли ученых-представителей этой теории и могли бы доводить ее в дебатах своим оппонентам - другим микрогруппы.

Теории избираются микрогруппами самостоятельно ("психоаналитическая теория детского развития", "теория социального научения", "теория интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже", "концепция диалектического характера развития Г. С. Костюка", "теория развития высших психических функций Л. С. Выготского "," периодизация возрастного развития Д.Б. Эль-Конина "и др.).

Отдельному студенту из группы нужно подготовить вопросы на тему "биогенетическом подходы к исследованию психики ребенка". Роль этого студента - ученый времени Ч. Дарвина, который оказался в настоящем на 1:00 и хочет узнать после своего рассказа как изменились со временем научные знания о развитии психики и личностных качеств человека в течение его жизни.

Роль микрогрупп студентов - играя соответствующих научных и их учеников или последователей (возможно использование грима, одежды соответствующего времени и т.п.), рассказать тогдашнем ученому "свою" точку зрения на эту тему и попытаться доказать ее другим представителям.

Для наиболее удачной подготовки к тренингу необходимо изучить не только научную теорию, но и биографические аспекты творчества своих героев для того, чтобы на время занятия временно суметь воплотиться в их образ. Использовать возможно любые источники информации.

Последовательность проведения тренинга

1. Выступление отдельного студента - ученого времени Ч. Дарвина: рассказ о цели прибытия в настоящее время; сообщение теории биогенетического подхода к исследованию психики человека и его личностных качеств на разных этапах жизни; просьба рассказать о новых знаниях по этой теме.

2. Поочередное выступление с рассказом других теорий представителей микрогрупп от каждой по одному студенту, которые играют роль своего ученого.

3. "Ролевые" вопрос или критика между оппонентами: эта задача решается другие представители микрогрупп.

4. Ответы на вопросы и критику оппонентов: выполняет третий студент с каждой микрогруппы.

5. Ответ в виде заключения первого студента, который играет роль "ученого-путешественника" сквозь время.

Таким образом, во время самого тренинга по сценарию предполагается выступление каждого студента и творческая дискуссия между участниками игры.

За время, которое отведено на выступления представителей микро-групп студент, играющий роль ученого-путешественника во времени, внимательно выслушивает доклады, по возможности конспектирует их для того, чтобы в конце сделать свои выводы, объявить их, задать свои вопросы, или обсудить с аудиторией.

Тренинг заканчивается общим обсуждением. После выполнения тренинга сделайте выводы, в которых ответьте на следующие вопросы:

Какая из теорий психического развития человека поняла вам больше всего? Чем именно?

Что в рассмотренных теориях психического развития человека осталось для вас непонятным?

Вопросы для самоконтроля и защиты практической работы

1. Назовите предмет и задачи возрастной и педагогической психологии.

2. Охарактеризуйте методы возрастной и педагогической психологии.

3. Назовите и охарактеризуйте основные понятия психического развития.

4. Приведите возрастную периодизацию психического развития человека.

эмоциональный учебный мотивация

Как известно, мотивы могут быть познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Если мотивация внешняя, это не значит, что она плохая, у нее имеются свои достоинства и недостатки. Поговорим сначала о внешней мотивации учения школьников.

Если рассматривать внешнюю мотивацию с точки зрения онтогенеза аффективно-эмоциональной сферы, то станет ясно: для каждого возрастного периода наиболее эффективна какая-то определенная мотивация.

Если рассмотреть модель развития аффективно-эмоциональной сферы в виде четырехуровневой структуры, (аффективной пластичности, аффективных стереотипов, аффективной экспансии, эмоционального контроля), то можно увидеть, что в каждом возрастном диапазоне следует опираться на тот уровень аффективной регуляции (и, соответственно, тип внешних мотиваторов), который является приоритетным для этого возраста, решающим задачи адаптации ребенка именно этого возрастного диапазона. Имеется ввиду то, что каждый уровень аффективной регуляции отличается разными уровнями адаптации, саморегуляции детей, качеством их контактов с окружающим миром и так далее.

На 1-м уровне - уровне аффективной пластичности мотивация создается, в первую очередь, за счет комфортности среды занятия, то есть приятного для ребенка окружения, желания приходить сюда еще и еще. Фактически это создание образовательного пространства.

Сюда входят и освещение, и интерьер стен и окон и т.п. Но комфортными должны быть не только внешние условия. Это касается и непосредственно игровых и дидактических материалов: «приятности» канцелярских товаров (если речь идет о рисовании, письме, аппликации), мягкости (а в некоторых случаях, в соответствии с задачами работы, - и жесткости, твердости) игрушек. Особое внимание следует уделять цвету игровых и дидактических материалов.

К этому же «уровню» мотивации относится и атмосфера занятий (но не его организация). Это и мягкость движений психолога, его голос, интонация и мелодика. Здесь же следует говорить (и это может быть одним из основных мотиваторов работы) о своего рода «энергетизме» психолога, проводящего занятие. От настроения специалиста, от его способности к «куражу» в хорошем смысле этого слова многое зависит. Психолог должен уметь вступить с детьми в эмоциональный контакт, начиная уже с первых моментов занятия. Впрочем, этот вид мотивации, опирающийся на механизмы тонизации первого уровня аффективной регуляции, важен при работе с детьми любого возраста.

Уже в самом построении занятия можно использовать механизмы эмоциональной тонизации, специфичные для 2-го уровня - уровня аффективных стереотипов. Это ритуализация занятия, его постоянно существующие компоненты, знание ребенком того, что будет происходить на занятии. В данном случае мы говорим о стереотипном построении рисунка занятия, определенных, жестко заданных его компонентах (ритуалах приветствия и прощания, оценки прошедшего занятия и т.п.). Сюда же относится повторяемость отдельных упражнений, заданий. Во многих случаях в качестве поощрения могут выступать наиболее запомнившиеся и приятные детям задания - любимые игры и упражнения. Таким образом дети и материал повторяют и удовольствие получают.

Основным мотиватором, опирающимся на механизмы 3-го уровня аффективной регуляции - уровня аффективной экспансии, следует считать включение соревновательной мотивации, иногда перерастающей в азарт, - от новизны, от ощущения собственных возможностей сделать что-то новое, трудное.

У некоторых детей к этим же мотиваторам следует отнести создание познавательной мотивации - как преодоления собственных границ. Кроме того, здесь уже на более высоком уровне используется мотивация «новизной». Примером может стать следующий реализуемый психологом тезис: «После того как сделаешь это упражнение, мы будем играть в очень интересную игру». Естественно, что одновременно может реализоваться и соревновательная мотивация: «Ну-ка посмотрим, у кого лучше получится новое задание?».

Причем соревновательные мотиваторы могут быть двух видов - соревнование с самим собой (по принципу: «Сегодня ты сделал лучше, чем вчера, а завтра у тебя еще лучше получится») и непосредственное соревнование между детьми в группе. Таким образом начинает включаться и социальный, межличностный компонент деятельности, который характеризует уже опору на механизмы 4-го уровня - эмоционального контроля.

Следует отметить, что механизмы этого уровня включаются практически с самого рождения ребенка. Но если в раннем возрасте они подразумевают лишь необходимость эмоционального одобрения (своего рода тот же контроль) со стороны взрослого, то после 4,5-5 лет к этому уже подключается оценка себя со стороны сверстников, а далее и социально одобряемое поведение (по типу: «положено учиться», «быть как взрослый»). То есть подключается рефлексия второго и третьего порядка - оценка себя через отношение сверстников, референтных взрослых, социальных норм.

Уровни аффективной регуляции вступают в действие в процессе развития постепенно (по крайней мере, не одновременно), в различные возрастные периоды:

Теперь поговорим о внутренней мотивации.

Лишь очень небольшое число учеников ориентировано на получение знания - именно их в педагогической среде и называют мотивированными. Они хотят и, как правило, могут хорошо учиться.

Психологи выделяют три уровня развития познавательной мотивации школьников:

широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний;

учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний;

мотив самообразования.

В идеале картина может быть представлена так. Для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны

проявляться зрелые познавательные мотивы - мотивы самообразования.

А как обстоит дело в реальности? В младшем школьном возрасте познавательной мотивации еще нет, в старшем - уже нет (хотя среди старшеклассников встречаются счастливые исключения). Поэтому обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-х-8-х классов.

Мотивированные 5-6-классники хорошо учатся, аккуратно выполняют все задания учителя. Они всегда знают, какая тема изучается и когда ожидается контрольная работа. У них есть любимые учебные предметы, что, как правило, определяется отношением к учителю. Познавательный мотив отличается большой широтой: им равно интересно и почему нельзя делить на ноль, и почему в русском и английском языке разное число букв.

Уже к концу 6-го класса картина меняется. Во-первых, становится очевидной тенденция определения круга интересов, хотя первоначально и весьма расплывчатых. Дети еще не в состоянии конкретно обозначить наиболее привлекательную для них предметную область, но уже могут точно сказать, что им неинтересно. Во-вторых, мотивированные дети подчас стремятся к самим знаниям, а не к оценке за демонстрируемые результаты. Они могут владеть большим объемом информации по тому или иному предмету и при этом иметь удовлетворительные отметки.

При переходе в старшую школу подростки вынуждены профессионально определиться. Мотивированные старшеклассники нередко оказываются в более выгодном положении по сравнению с неопределившимися одноклассниками, не имеющими выраженного интереса.

Наиболее продуктивным с точки зрения развития внутренней мотивации школьников является обучение, в котором соблюдаются следующие условия:

Во-первых, ребенку сообщаются базовые (инвариантные) знания. Например, при обучении азам математики вводятся понятия меры и единицы, на которые ученик будет опираться при любом измерении. Единица всегда условна: ложка, стакан, банка риса, а результат измерения будет зависеть от того, что взято в качестве единицы. На вопрос «Сколько?» ребенок спросит: «Сколько чего - ложек или стаканов?» При таком обучении дети не испытывают трудности при переходе от единиц к десяткам, сотням и т.д. Они понимают, что один десяток и одна сотня -- вещи разные, что сотня - самостоятельная единица, но состоит из 10 десятков и 100 единиц.

Во-вторых, ученика знакомят с обобщенными способами работы с базовыми знаниями. Что касается математики, то здесь ученик усваивает основные принципы подхода к любой задаче: определить, к какому типу относится задача, отделить известное от неизвестного и т.д.

В-третьих, усвоение знаний происходит в процессе их практического применения.

Если все условия соблюдаются, то обучение приобретает творческий характер. Ученик, обладающий базовыми предметными знаниями, чувствует, что он в состоянии справиться с конкретными учебными заданиями. Как правило, успех окрыляет ребенка, и у него возникает потребность в получении новых знаний.

Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса характеризуется наложением одного, более близкого к цели учения мотива на другой, более удалённый от неё. Поэтому в мотивационном развитии учащихся следует учитывать зону ближайшего развития. Для того, чтобы учащиеся по-настоящему включились в работу, надо, чтобы задачи, которые ставятся перед ними в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты ими, то есть, чтобы они стали значимыми для учащихся.

В настоящее время исследователям уже не приходиться сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами есть сложная система взаимосвязей. Недостаток способностей при определённых условиях (при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может восполняться развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии) - и студент добивается больших успехов. У студентов же следует говорить о профессиональной мотивации. В зависимости от отношения студента к своей будущей профессии степень мотивации также будет разной.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!