Понятие территории рф в уголовном праве. Действие уголовного закона в пространстве. Принципы действия. Условия применения реального принципа

), которые предусмотрены непосредственно в УК: территориальном, гражданства, универсальном и реальном.

Территориальный принцип

Территориальный принцип является основополагающим, так как неразрывно связан с государственным суверенитетом. Сущность этого принципа отражена в ч. 1 ст. 11 УК, согласно которой «лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу». Тем самым всякое лицо — гражданин России, гражданин другого государства, лицо без гражданства (апатрид) — обязано соблюдать нормы российского уголовного закона, находясь в любой части территории России, т.е. всюду, где распространяется ее суверенитет и юрисдикция.

Для установления того, что означает «территория России», необходимо обратиться к положениям Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». Согласно ему в состав государственной территории входят суша, воды, недра и воздушное пространство в пределах государственной границы (над сушей и водами). Сухопутная территория России включает материковую часть суши и острова в пределах государственной границы.

Водную территорию РФ составляют внутренние и территориальные воды. Внутренние воды включают морские воды, расположенные в сторону берега от территориальных вод; воды портов; воды заливов, бухт, лиманов, губ, морей и проливов; воды рек, озер и иных водоемов. К территориальным водам России относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих России.

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» недра — это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, которая простирается до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Воздушное пространство РФ составляет пространство над ее сухопутной и водной территорией, в том числе над территориальными водами (территориальным морем). Оно располагается внутри боковых и высотного пределов. Боковой предел образует вертикальная поверхность, проходящая по сухопутной и водной линиям государственной границы (ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»). Высотный предел отделяет воздушное пространство как часть территории России от космического пространства (международной территории). По сложившейся международной традиции этот предел равен 100-110 км, поэтому воздушное пространство ниже этой высоты относится к государственной территории, на которой Россия в полной мере осуществляет свою уголовно-правовую юрисдикцию: согласно ч. 2 ст. 11 УК преступления, совершенные в пределах территориальных вод, а также воздушного пространства РФ, признаются совершенными на территории РФ.

Часть 2 ст. 11 УК устанавливает также, что действие Кодекса распространяется и на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря России на всем протяжении естественного продолжения се сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка и принадлежащих нашей стране островов. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Однако уголовно-правовая юрисдикция России на континентальном шельфе осуществляется в ограниченных пределах: для защиты окружающей среды и собственных интересов, связанных с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов.

Ограничена также юрисдикция России в пределах исключительной экономической зоны. Она устанавливается в морских районах за пределами территориальных вод (территориального моря) России и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих нашей стране островов. Внешняя граница такой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальное море) России. С учетом особого правового режима исключительной экономической зоны (которая не входит в состав территориального моря РФ) юрисдикция нашей страны распространяется не на любые преступления в пределах исключительной экономической зоны, а только на некоторые (связанные с незаконной разведкой, разработкой и охраной живых или неживых природных ресурсов).

К государственной территории РФ согласно ст. 11 УК приравнены водные (морские и речные) суда , приписанные к портам России. При этом имеются отличия в правовом режиме гражданских и военных судов: ч. 3 указанной статьи устанавливает, что лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ, несет уголовную ответственность независимо от места их нахождения. Вопрос об уголовной ответственности за преступления, совершенные на невоенном судне, решается иначе: если такое судно приписано к российскому порту и находится в открытом водном или воздушном пространстве вне ее пределов, то виновные лица подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. без каких-либо исключений преступления, совершенные на борту российских судов, находящихся в открытом море, подпадают под действие российского уголовного закона.

Исходя из положений Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», уголовная юрисдикция России не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту иностранного судна во время его прохода, за исключением случаев, когда последствия преступления распространяются на территорию РФ, преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в нашей стране или добрый порядок в территориальном море РФ. Равным образом согласно международному морскому праву за преступления, совершенные на борту российских морских судов, находящихся в территориальных и внутренних водах и портах иностранных государств, ответственность наступает по нормам Особенной части УК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами.

Вопрос об уголовной ответственности лиц, совершивших преступления на борту воздушных судов, также решается на основе ст. 11 УК и норм международного воздушного права. Согласно последним в отношении преступлений, совершенных во время полета воздушного судна, действует юрисдикция государства регистрации судна. Это правило действует вне зависимости оттого, где осуществляется полет: в открытом (нейтральном) воздушном пространстве или над территорией иностранного государства.

Важным положением, связанным с действием уголовного закона в пространстве, является вопрос о месте совершения преступления. Прямое указание, что считать местом совершения преступления, в УК отсутствует. Однако, с учетом положения ч. 2 ст. 9 УК о времени совершения преступления, придающего решающее значение моменту совершения общественно опасного действия (бездействия), местом совершения преступления следует считать территорию России в том случае, если преступное деяние (действие или бездействие) хотя бы частично совершено на любой части ее территории, а преступный результат наступил за пределами России.

В то же время, исходя из защиты интересов России и ее граждан, преступление должно считаться совершенным на территории нашей страны, если преступные последствия наступили на территории России или оно было пресечено на ее территории. Тем самым решается вопрос о месте совершения длящегося, продолжаемого, неоконченного преступлений и преступления, совершенного в соучастии. Чаще всего этой позиции придерживается законодатель зарубежных государств, устанавливая, что уголовный закон применяется и тогда, когда на территории государства преступление не только закончилось, но и было начато или продолжаюсь (§ 9 УК ФРГ, ст. 113-2 УК Франции, ч. 2 ст. 5 УК Беларуси, ч. 2 ст. 6 УК Казахстана, ст. 5, 6 УК Таиланда).

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве имеет исключение. Оно обусловлено статусом лиц, пребывающих в иностранном государстве и пользующихся иммунитетом в части уголовно-правовой юрисдикции (принцип экстерриториальности). Согласно ч. 4 ст. 11 УК вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права. Это означает, что в случае совершения указанными лицами преступления привлечение их к уголовной ответственности за него по российскому УК возможно только при условии, если иностранное государство официально лишит их иммунитета. В противном случае они объявляются нежелательной персоной (persona non grata ) и в течение установленного времени обязаны покинуть территорию нашей страны.

Дипломатической неприкосновенностью наряду с дипломатическим персоналом (послы, посланники, поверенные в делах, консулы, советники, первые, вторые и третьи секретари посольств, атташе и их помощники) пользуются члены семей указанных лиц, если они проживают вместе с ними и не являются гражданами РФ, представители иностранных государств, члены правительственных и парламентских делегаций, сотрудники делегаций, прибывающие в Россию для участия в международных переговорах или с другими официальными поручениями либо следуют в этих целях транзитом через территорию нашей страны, а также сопровождающие члены семей указанных лиц, если они не являются гражданами РФ.

По взаимному соглашению России и иностранного государства дипломатическая неприкосновенность в полном объеме может быть распространена на консульских сотрудников, а также административно-технический персонал дипломатических представительств (не из числа российских граждан). Личной неприкосновенностью, исключающей их арест или задержание за совершение преступления, пользуются также дипломатические курьеры при исполнении своих служебных обязанностей.

Принцип гражданства

Принцип гражданства закреплен в ч. 1 ст. 12 УК: граждане России и постоянно проживающие в ней лица без гражданства (апатриды), совершившие вне пределов России преступление против интересов, охраняемых российским уголовным законом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с ним. Однако привлечение тех и других к уголовной ответственности за преступление, совершенное вис пределов России, возможно лишь при условии, что в отношении них «поданному преступлению не имеется решение суда иностранного государства». Другими словами, эти лица не были осуждены в иностранном государстве за данное преступление или не были признаны судом невиновными в его совершении.

По правилам, которые предусмотрены для гражданина России, уголовной ответственности подлежат постоянно проживающие на ее территории лица без гражданства, т.е. лица, которые не являются гражданами нашей страны и не имеют доказательств принадлежности к другому государству. Российские граждане, имеющие гражданство другого государства (двойное гражданство), если таковое окажется возможным по взаимному соглашению России и какого-либо иного государства (в настоящее время таких соглашений нет), рассматриваются исключительно как граждане нашей страны.

Особые условия привлечения к уголовной ответственности за преступления, совершенные вне пределов России, предусмотрены для военнослужащих российских воинских частей, дислоцирующихся за пределами России. Согласно ч. 2 ст. 12 УК за преступления, совершенные на территории иностранного государства, они несут уголовную ответственность по российскому уголовному закону, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Универсальный принцип

Исключением как из общего территориального принципа действия уголовного закона в пространстве, так и из принципа гражданства является универсальный принцип.

Универсальный принцип действия в пространстве исходит из общности интересов всех государств мирового сообщества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (например, терроризм, захват заложников и др.). В соответствии с универсальным принципом государство обязано применить свой уголовный закон к преступнику", посягнувшему не только на интересы данной страны, но и любого другого государства, вне зависимости оттого, кем и где совершено это преступление. Россия обязана выполнять международные конвенции, ею ратифицированные, обязывающие государства участников вести борьбу с соответствующими преступлениями.


Действие уголовного закона в пространстве основывается на пяти принципах: территориальном, гражданства, покровительственном (специального режима), универсальном и реальном.
В соответствии с территориальным принципом, основанным на незыблемости суверенитета Российской федерации, все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ (ч. 1 ст. 11 УК).
Действие УК РФ 1996 г. распространяется на всю территорию Российской Федерации. Эта территория, согласно Закону РФ "О Государственной границе Российской федерации" от 1 апреля 1993 г., определяется как сухопутное, водное и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ. Следовательно, территорией Российской Федерации являются находящиеся в пределах их государственных границ суша, воды, недра, воздушное пространство над сушей и водами. Государственной границей Российской Федерации, согласно этому закону, является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР (граница Российской Федерации).
Сухопутная государственная территория включает в себя материковую часть государства и островов в пределах Государственной границы.
Водную территорию Российской Федерации составляют территориальные и внутренние морские воды, а также части пограничных рек и озер.
К территориальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих России (см. ст. 15 и 16 Водного кодекса Российской федерации 1995 г.). Международными договорами Российской Федерации, а при их отсутствии - согласно общим принципам и нормам международного права - ширина территориальных вод может быть установлена иной.
К внутренним морским водам относятся воды: портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа и них не более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
Территориальное море РФ - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, определяемых от исходных линий - согласно Закону "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. В этом Законе устанавливаются правила захода в морские порты иностранных судов, порядок захода иностранных военных кораблей и других некоммерческих государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в морские порты и т.д.
Уголовное законодательство действует и в случаях совершения преступления на континентальном шельфе Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 УК). В соответствии с международной Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Федеральным законом РФ "О континентальном шельфе Российской Федерации" 1995 г. континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за границей территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склоны и подъемы. Приведенное определение шельфа относится и к островам Российской Федерации. Закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" определяет пространственные пределы внутренней и внешней границ континентального шельфа.
Иными словами, континентальный шельф Российской Федерации - это примыкающие к территориальному морю до определенной глубины поверхности и недра морского дна. Сооружения и установки, возведенные в целях разведки или разработки естественных богатств континентального шельфа Российской федерации, находятся под юрисдикцией России. Иностранные физические и юридические лица не имеют права проводить исследования, разведку и разработку естественных богатств и иные работы на континентальном шельфе, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено соглашениями Российской Федерации с иностранным государством или специально разрешено компетентным органом власти России. За нарушение Закона о континентальном шельфе предусмотрена уголовная ответственность (см. ст. 253 УК).
В ч. 2 ст. 11 УК РФ определено, что его действие распространяется и на исключительную экономическую зону Российской Федерации. Ее правовой режим аналогичен континентальному шельфу. И ответственность за преступные нарушения такого режима также предусмотрена ст. 253 УК РФ.
Исключительная экономическая зона устанавливается в морских регионах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) Российской Федерации и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих Российской Федерации островов. Российская граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальные моря) Российской Федерации. Разграничение особой экономической зоны между Россией и другими иностранными государствами, побережья которых противолежат с побережьем Российской Федерации, осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации путем соглашения на основе международного права с целью достижения справедливого решения. Создание исключительных экономических зон осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Российская Федерация в таких зонах имеет исключительное право на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, морском дне и в его недрах, на управление такими ресурсами, а также на любые виды деятельности по экономической разработке зоны. В такой зоне могут создаваться искусственные острова, установки и сооружения, осуществляться научные исследования мер по защите и сохранению морской среды.
Необходимо подчеркнуть, что в исключительной экономической зоне наказуемыми по УК РФ являются только деяния, сопряженные с незаконным созданием зон безопасности, исследованиями и разработкой естественных богатств зоны. Поэтому, например, если вне территориальных вод в исключительной экономической зоне на иностранном судне будет совершено убийство, то реакция на него не входит в юрисдикцию Российской Федерации. При совершении преступления на приписанных к порту воздушном, морском, речном судне, находящихся вне пределов России в нейтральном воздушном или водном пространстве, ответственность наступает по УК РФ. Имеются в виду гражданские самолеты, вертолеты, пароходы, яхты и т.д. В случае совершения преступления на судне в территориальных и внутренних водах или воздушном пространстве другой страны ответственность наступает по законодательству последней.
К территории Российской Федерации приравниваются военные воздушные, морские и речные суда РФ вне зависимости от той территории, на которой они находятся (ч. 3 ст. 11 УК).
Территория посольств Российской Федерации в иностранных государствах и машины послов под флагом РФ территориями Российской Федерации не являются. Вместе с тем здания посольств, автомашины послов пользуются дипломатическим иммунитетом.
Законом Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 г. определено, что они являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов. Они простираются до глубины, доступной для геологического изучения и освоения. К недрам относится пространство под сухопутной поверхностью и водной территорией, определенной Государственной границей Российской Федерации.
Под воздушным пространством согласно ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ 1997 г. "понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем". Боковой границей воздушного пространства России является вертикальная поверхность, проходящая по сухопутной и водной государственной границе страны. Высотный предел, отделяющий воздушное пространство страны от космоса, не установлен. Международные обычаи и практика исходят из того, что космическое пространство, имеющее международный режим, начинается с высоты 100-110 км над уровнем моря.
Договором о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства 1967 г. установлено, что юрисдикция государств распространяется на объекты и их экипажи, находящиеся в космическом пространстве.
Преступление считается совершенным на территории России, если начинается оно за границей, а оканчивается в РФ.
Также решается рассматриваемый вопрос и в том случае, если за границей осуществлялась организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество, а исполнитель действовал на территории РФ.
В тех случаях, когда приготовительная деятельность для совершения преступления за границей осуществлялась в Российской Федерации или же на нашей территории, имело место соучастие в совершении преступления за рубежом, ответственность также следует по УК РФ.
В соответствии с территориальным принципом действия уголовного закона все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, в том числе иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, подлежат уголовной ответственности по УК РФ. Из этого общего правила в ч. 4 ст. 11 УК РФ предусмотрено исключение, касающееся лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.
Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей, согласно действующим законам и международным договорам, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации решается дипломатическим путем (ч. 4 ст. 11 УК).
Личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной ответственности пользуются: глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советник, торговые представители и их заместители; военные, военно-полевые и военно-воздушные атташе и их помощники; первый, второй и третий секретарь, атташе и секретарь-архивариус, а также члены их семей, не являющиеся гражданами Российской Федерации и проживающие с ними совместно.
На началах взаимности ограниченным иммунитетом от уголовной ответственности пользуются консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также представители и должностные лица международных организаций, члены парламентских и правительственных делегаций. Право неприкосновенности распространяется на служебные и жилые помещения, на средства передвижения дипломатических представителей. Однако это не дает права использовать дипломатическую неприкосновенность в целях, несовместимых с функциями дипломатического представительства. Лица, преступно злоупотребляющие правом дипломатической неприкосновенности, объявляются персонами non grata и должны покинуть территорию Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 98 Конституции РФ установлено, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Следовательно, они не могут быть подвергнуты уголовной ответственности без от мены их неприкосновенности. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Депутаты законодательных органов субъектов Федерации и иных уровней правом неприкосновенности не обладают. Несмотря на это на территории ряда субъектов Федерации в нарушение Конституции РФ действовали акты, устанавливающие неприкосновенность депутатов законодательных органов субъектов Федерации.
Конституционный Суд РФ неоднократно признавал такие местные акты неконституционными. Такое, например, решение Конституционного Суда РФ было принято в 1995 г. по закону Калининградской областной Думы, в 1996 г. - по закону Законодательного Собрания Тамбовской области. В январе 1998 г. Генеральный прокурор РФ издал приказ, предписывающий работникам прокуратуры и органам предварительного дознания привлекать депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации к ответственности на общих основаниях.
Как ранее отмечалось, существуют большие сомнения в обоснованности установления неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Правом неприкосновенности пользуются также судьи (ч. 1 ст. 122 Конституции РФ). Судья может быть привлечен к уголовной ответственности только в порядке, определенном федеральным законом. Этот порядок сложен и требует больших затрат времени.
Принцип гражданства установлен в ч. 1 ст. 12 УК РФ. Он предусматривает, что граждане Российской Федерации и постоянно живущие в России лица без гражданства, совершившие преступления за рубежом, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. Невозможность повторного осуждения предопределена ч. 2 ст. 6 УК РФ, в которой воспроизведена ст. 50 Конституции РФ. При осуждении таких лиц наказание не может превышать верхний предел санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. (в редакции ФЗ от 6 февраля 1995 г.) гражданами России являются лица, приобретшие ее гражданство в соответствии с законом независимо от оснований его приобретения: по рождению, в порядке регистрации, в результате приема в гражданство, восстановления в гражданстве, принятия гражданства, а также выбора гражданства и по другим основаниям. В Законе определено, что лицами без гражданства (апатридами) являются лица, не принадлежащие к гражданству России и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Лица без гражданства могут постоянно проживать на территории России не менее 185 дней в календарном году или же - находиться в нашей стране временно. Первая категория апатридов при решении вопросов привлечения к уголовной ответственности приравнена к гражданам РФ, а вторая - к иностранцам.
Иностранными гражданами являются лица, обладающие гражданством (подданством) иностранного государства и не имеющие гражданства РФ.
Согласно ст. 62 Конституции РФ гражданин нашей страны может иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство. При совершении таким гражданином преступления в каком-либо третьем государстве возникает вопрос о том, по законам какого государства он должен нести ответственность, если он не был привлечен к ней в этом третьем государстве. В таком случае следует исходить из международного принципа "эффективного гражданства", установленного в международном праве, согласно которому применяется закон того государства, на территории которого гражданин и его семья постоянно проживают, имеют работу, жилье, имущество, пользуются всеми гражданскими и политическими правами.
Воинские части Российской Федерации могут находиться и вне пределов нашего государства. Так, например, миротворческие функции выполняют наши воинские формирования на границе между Грузией и Абхазией. Российские военные базы существуют в Грузии и Армении, а пограничные части - в Таджикистане. Военнослужащие Российской Федерации, находящиеся за границей и совершившие там преступление, несут ответственность по УК РФ, если международными соглашениями России не предусмотрен иной порядок решения этого вопроса (ч. 2 ст. 12 УК)*(76).
В рассматриваемой норме установлен покровительственный принцип, или принцип специального режима.
Российская Федерация участвует в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (с фальшивомонетничеством, угоном воздушного судна, с преступлениями, связанными с незаконным изготовлением, сбытом или распространением наркотиков и т.д.). Вследствие этого в ч. 3 ст. 12 УК РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных между народными договорами страны, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. В данной норме имеет место универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве, вытекающий из международно-правовых обязательств России.
В ч. 3 ст. 12 УК РФ предусмотрен еще один принцип действия Закона в пространстве - реальный. Суть этого принципа заключается в том, что иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по УК РФ за преступления, направленные против интересов Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Часть 1 ст. 13 УК РФ регламентирует институт выдачи (экстрадиции) лиц, совершивших преступления вне территории России. Под выдачей понимается передача одним государством находящихся на его территории лиц другому государству, в котором они совершили преступление, для привлечения их к уголовной ответственности или для отбывания наказания.
В 1995 г. в Генеральную прокуратуру РФ поступило 1400 ходатайств иностранных государств о выдаче преступников, а в I квартале 1996 г. - более 500*(77).
В ч. 1 ст. 13 установлено, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Расширительное толкование этой нормы дает основание для вывода о том, что она распространяется и на лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России. Такой вывод подтверждается сопоставительным анализом ч. 1 ст. 13 УК РФ с ч. 1 ст. 12 УК РФ, в которой правовой статус лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, приравнен к статусу граждан Российской Федерации.
Так, если гражданин (подданный) какого-либо государства на территории этого государства совершил преступление, а затем переехал в Россию и приобрел ее гражданство, то встает вопрос о недопустимости его выдачи тому государству, на территории которого он совершил преступление. Поскольку такие лица обвиняются в совершении преступления до того, как оно стало гражданином России, на них не распространяется запрет, установленный ч. 1 ст. 13 УК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 УК РФ иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, совершившие преступления за рубежом, находящиеся на территории России, могут быть выданы для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Такие договоры могут носить многосторонний характер (см., например, Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., принятую государствами-членами Содружества Независимых Государств). Но такие договоры могут быть и двусторонними*(78).
Российская Федерация 25 октября 1999 г. ратифицировала Европейскую Конвенцию о выдаче лиц, совершивших преступления, от 13 декабря 1957 г. с протоколами к ней*(79). В 62 статьях подробно регламентируются материальные и процессуальные аспекты экстрадиции. Установлен приоритет Конвенции над двусторонними договорами о выдаче. Так, согласно Конвенции выдача осуществляется в отношении лиц, совершивших преступления, наказуемые в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон лишением свободы не менее одного года. Если преступление наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей страны, то в выдаче может быть отказано при непредоставлении гарантий того, что смертная казнь не будет исполнена. Достаточно многочисленны и оговорки к Конвенции и протоколам к ней, сделанные Российской Федерацией при их под писании.
Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища. Оно предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Право на политическое убежище утрачивается в ряде предусмотренных законом случаев, например, при осуждении лица за преступление. Предоставление политического убежища и лишение его производятся указом Президента РФ. Лица, получившие политическое убежище, выдаче в другое государство не подлежат.
Если иностранный гражданин совершил преступление на территории России, то в его выдаче может быть отказано вследствие приоритета территориального принципа над принципом гражданства.
Недопустима выдача лица, если истекли согласно УК РФ сроки давности привлечения его к уголовной ответственности.
Выдача осужденных другому государству для отбывания наказания также определяется международными соглашениями. Выдача возможна в отношении лиц, осужденных за преступление, наказуемое у нас и в государстве, требующем выдачу осужденного. К тому же она возможна только в отношении лиц, осужденных к лишению свободы на срок не менее шести месяцев.
В 1997 г. из общего числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, 2% (15 тысяч) осужденных не являлись гражданами России. Из них 1,1% - лица без гражданства, 0,6% - граждане Украины, остальные - в основном граждане бывших республик СССР. Не все прилегающие к Российской Федерации республики проявляют желание истребовать выдачу своих граждан для отбывания наказания. Особенно часто это относится к женщинам. В основе такого негативного отношения к своим гражданам лежат экономические трудности, осложняющие надлежащую организацию и материальное обеспечение мест лишения свободы в этих республиках.
В местах лишения свободы Российской Федерации 99% лиц, отбывающих лишение свободы, осуждены судом России. Около 7,5 тыс. осужденных были выданы Российской Федерации другими государствами для отбывания наказания.

В соответствии с ним федеральные законы:

  • подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации»;
  • вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Уголовный закон прекращает действие в результате:

  • его отмены;
  • замены другим законом;
  • истечения срока, указанного в самом законе;
  • изменения условий и обстоятельств, обусловивших принятие данного закона;
  • признания Конституционным судом РФ неконституционным.

Особенности действия уголовного закона во времени:

  1. если новый закон влечет усиление ответственности , то по всем правоотношениям, возникшим до его издания, применяется старый, отмененный закон;
  2. уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу , т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость ;
  3. уголовный закон, устанавливающий преступность деяния , усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет .

УК РФ гласит: "Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий" (ч. 2 ст. 9 УК). Юридическим основанием такого решения является то, что субъективное отношение виновного к своим поступкам связано с законом, существовавшим во время совершения действия (бездействия).

Признание временем совершения преступления времени совершения действий исключает привлечение к ответственности лица, совершившего действия в период, когда они не признавались преступными, если последствия наступили после вступления в силу нового закона, криминализировавшего это деяние. Соответственно исключается квалификация действий виновного по новому закону, предусмотревшему более строгое наказание, если действия были совершены до принятия нового закона.

Так, если ранение с целью убийства из ревности было нанесено в декабре 1996 г., а смерть наступила в январе 1997 г., то временем совершения преступления следует считать декабрь 1996 г. и действия виновного квалифицировать по ст. 103 УК РСФСР (наказание: лишение свободы от 3 до 10 лет), а не по ч. 1 ст. 105 УК РФ (наказание: лишение свободы от 6 до 15 лет).

Положение о том, что временем совершения преступления признается время совершения действия, отличается универсальностью. Не все составы преступления включают в себя в качестве обязательного признака наступление последствий. Подобный признак отсутствует в формальных составах, объективная сторона которых заключается лишь в совершении действий или в бездействии (например, ст. 125 УК - оставление в опасности), в усеченных составах, момент окончания преступления в которых перенесен на более раннюю, чем наступление последствий, стадию (например, ст. 162 УК - разбой). Между тем никакое преступление невозможно без совершения определенных действий или без факта бездействия.

Понятие времени совершения преступления

Время совершения преступления как определенный временной промежуток довольно редко упоминается в действующем УК как обязательный признак объективной стороны. Так, в ст. 106 УК предусмотрена ответственность за убийство матерью новорожденного ребенка во время родов или сразу же после родов. В ст. 331 УК, определяющей понятие преступления против военной службы, говорится об этих преступлениях, совершенных в военное время (ч. 3). Ответственность за насильственные действия в отношении начальника наступает при совершении таких действий во время исполнения им обязанностей военной службы (ст. 334 УК).

В некоторых случаях время выступает в качестве квалифицирующего признака. Так, наказание за самовольное оставление части или места службы более строгое в зависимости от срока отсутствия (ч. 3 и 4 ст. УК).

Как факультативный признак объективной стороны преступления время совершения общественно опасного деяния может оказывать влияние на степень опасности посягательства, и тогда оно учитывается при индивидуализации наказания.

Так, для квалификации кражи безразлично, в какое время она совершена. Однако совершение хулиганских действий во время проведения массовых мероприятий повышает степень опасности хулиганских проявлений и должно быть учтено при индивидуализации наказания.

Действие уголовного закона в пространстве

При решении вопросов, связанных с действием уголовного закона в пространстве, следует иметь в виду, что местом совершения преступления по общему правилу признается место совершения общественно опасного действия независимо от места наступления последствий .

Это означает, что территория России будет местом совершения преступления, если хотя бы один из системы волевых физических актов, образующих действие как признак объективной стороны преступления, совершен на территории России, определяемой в соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 11 УК.

В дополнение к этому общему правилу, Россия будет местом совершения преступления:

  • в случае, если последствия наступили на территории России, а само по себе общественно опасное действие совершено в ином месте;
  • в преступлении с двумя обязательными действиями, если хотя бы одно из составляющих преступление действий совершено на территории России;
  • если в ходе совершения длящегося или продолжаемого преступления лицо окажется на территории России и совершаемое им деяние предусматривается действующим уголовным законодательством России;
  • в соучастии, если исполнитель совершил деяние или соучастники совершили свои действия на территории России.

В случае признания местом совершения преступления территории Российской Федерации применению подлежит основной принцип действия уголовного закона в пространстве - территориальный принцип, сформулированный в ч. 1 ст. 11 УК. В соответствии с данным принципом уголовная юрисдикция Российской Федерации на ее территории безусловна, т.е. к уголовной ответственности по российскому уголовному закону привлекается любое лицо независимо от его гражданства , совершившее преступление, предусмотренное российским уголовным законом, на территории России.

Территория РФ устанавливается ее государственной границей. Уголовная юрисдикция осуществляется также в отношении лиц, совершивших преступления на континентальном шельфе и в 200-мильной исключительной экономической зоне.

Военно-морские корабли и военно-воздушные суда обладают экстерриториальностью. Независимо от их местонахождения, преступления, совершенные на указанных судах, подпадают под действие уголовного закона России.

На гражданских морских и воздушных судах уголовный закон РФ действует лишь в случае, если они находятся на территории России, а также в международном воздушном пространстве или международных водах.

В уголовном законе закреплен дипломатический иммунитет. Члены дипломатического персонала (послы, посланники, советники, атташе и др.) пользуются личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной юрисдикции.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 УК вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан , которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории России разрешается в соответствии с нормами международного права .

Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. и Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., а также согласно иным международно-правовым актам, определяющим статус международных организаций и их сотрудников, и двусторонним международным соглашениям лица, пользующиеся иммунитетом в соответствии с этими документами, обладают абсолютным иммунитетом от уголовной юрисдикции России; к уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству они могут быть привлечены, лишь если на то будет дано определенно выраженное согласие государства, гражданами которого указанные лица являются .

В случае совершения преступления вне пределов России (ст. 12 УК РФ) лицо тем не менее может быть привлечено к уголовной ответственности по российскому законодательству на основе дополнительных трех принципов действия уголовного закона в пространстве:

1) принципа граждaнства;

Условия применения принципа гражданства:

    • гражданская принадлежность лица, совершившего преступление;
    • факт совершения такими лицами за пределами территории России преступления против интересов, охраняемых уголовным законодательством России, т.е. любого преступления, предусмотренного УК;
    • отсутствие в отношении этих лиц по данному преступлению решения суда иностранного государства, т.е. вступившего в законную силу окончательного решения или об осуждении, или об оправдании (применению российского уголовного закона в равной мере препятствует как решение об осуждении указанных лиц, так и решение об их оправдании).

Под действие УК РФ РФ подпадают и преступления, совершенные российскими военнослужащими воинских частей, дислоцирующихся за пределами России.

2) реального принципа;

Условия применения реального принципа:

    • гражданская принадлежность лица, совершившего преступление (на основании реального принципа уголовной ответственности могут подлежать только иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России);
    • факт совершения такими лицами за пределами территории России преступления против интересов России, гражданина России или постоянно проживающего в России лица без гражданства, т.е. любого преступления, предусмотренного УК;

3) универсального принципа.

Условия применения универсального принципа:

    • гражданская принадлежность лица, совершившего преступление (на основании универсального принципа уголовной ответственности могут подлежать только иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России);
    • предусмотренность совершенного ими деяния российским уголовным законом;
    • факт совершения такими лицами за пределами территории России преступления, которое Россия может преследовать в соответствии с международными договорами, участницей которых она является, или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые РФ, в сфере уголовного права , применяя национальное уголовное законодательство и независимо от того, против интересов какого государства такое преступление направлено;
    • отсутствие факта осуждения таких лиц в иностранном государстве, т.е. вступившего в законную силу окончательного решения об осуждении (вместе с тем привлечению к уголовной ответственности по российскому законодательству указанных лиц в соответствии с ч. 1 ст. 50 Конституции РФ препятствует не только их осуждение в иностранном государстве, но и оправдание).

Уголовный кодекс Российской Федерации действует на всей территории России, закрепляя тем самым ее государственный суверенитет.

Пределы действия Уголовного закона в пространстве определяются следующими принципами: территориальным, гражданства, реальным и универсальным.

Территориальный принцип действия уголовного закона является основополагающим. Так, согласно ч. 1 ст. 11 УК РФ: «Лицо, совершившие преступления на территории Российской Федерации, привлекаются к ответственности по настоящему Кодексу».

Территорией России охватываются в пределах государственной границы суша, включая острова; водное и воздушное пространство; недра. В тех случаях, когда территория суши соприкасается с водами внешних морей и океанов, то к границам России относятся прибрежные воды и воздушное пространство над ними в пределах 12-мильной зоны, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих к России. Граница на пограничных судоходных реках проходит по средине главного фарватера, на пограничных озерах - по средине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера.

Нормы Уголовного кодекса РФ распространяют свое действие на преступления совершенные в пространстве континентального шельфа России, под которым понимается примыкающая к территориальному морю до определенной глубины поверхность и недра морского дна. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Уголовно-правовая юрисдикция РФ над континентальным шельфом распространяется лишь на некоторые категории преступлений, связанные с разведкой и использованием ресурсов континентального шельфа, а также защитой окружающей среды. Кроме того, уголовно-правовая юрисдикция государства распространяется на все искусственные сооружения на континентальном шельфе – острова, установки, сооружения, подводные кабели и т. п.

Под уголовно-правовой юрисдикцией России находится пространство исключительной экономической зоны, под которой понимается район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под особый правовой режим. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ. В пределах экономической зоны уголовно-правовая юрисдикция РФ распространяется лишь на преступления, которые связаны с суверенными правами государства.

К территориальной, уголовно-правовой юрисдикции РФ, на основании положений норм международного права, относятся также территории гражданских морских, речных и воздушных судов, приписанных к портам Российской Федерации и находящихся в нейтральных водах и воздушном пространстве. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. любое гражданское судно имеет национальность того государства, под флагом которого оно плавает в водах открытого моря, и подчиняется власти того государства, флаг которого несет. Что же касается военных морских, речных и воздушных судов, то они признаются территорией России независимо от места нахождения. Данное правило законодательно закреплено в ч. 3 ст. 11 УК РФ. Аналогичным образом решается вопрос и с местонахождением военных баз и месторасположением военных частей (гарнизонов) за пределами России, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Как правило, международными договорами устанавливается следующий порядок:

за должностные преступления и преступления против порядка несения воинской службы военнослужащие, находящиеся за границей, несут ответственность по законодательству своей страны;

за преступления, совершенные вне территории расположения воинской части и носящие общеуголовный характер (убийство, изнасилование, кража, грабеж, незаконный оборот наркотиков и т.д.), военнослужащие несут ответственность по законодательству страны пребывания. Однако такой порядок действия уголовного закона не применяется, если войска выполняют «оккупационные» функции.

На территории посольств и консульств России в иностранных государствах действует принцип экстерриториальности . Эта территория, хотя фактически и не являются территорией России, однако, на них распространяется дипломатический иммунитет, а поэтому там действуют законы Российской Федерации. Поэтому за преступления, совершенные на территории посольств и консульств РФ, лицо будет нести уголовную ответственность по российскому уголовному законодательству.

Территориальный принцип действия уголовного закона напрямую зависит от места совершения преступления . К сожалению, в уголовном законе отсутствует понятие места совершения преступления. Правильное установление места совершения преступления имеет важное практическое значение, ибо от этого зависит, по уголовным законам какого государства надлежит квалифицировать содеянное. Преступление считается совершенным на территории России, если именно на этой территории было совершено общественно опасное посягательство, повлекшее наступление вреда, предусмотренного в одной из норм Особенной части УК.

Более сложно решается вопрос о месте совершения преступления при длящихся или продолжаемых преступлениях, если их совершение связано с территориями различных государств. На этот счет существует множество различных мнений. И все же, проанализировав их можно сделать вывод, что место совершения преступления, так или иначе, связывается с местом его юридического окончания или местом пресечения преступной деятельности лица.

Территориальный принцип означает, что любое лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, независимо от его правового статуса должно нести уголовную ответственность по УК РФ. Этот принцип, как и любое правило, имеет исключение и не распространяется на определенные категории лиц, пользующихся уголовно-правовым иммунитетом.

Наряду с основным территориальным принципом действия уголовного закона в пространстве существует принцип гражданства.

Согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ: «Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.».

Встречаются случаи, когда лицо, находясь на территории иностранного государства, совершает деяние, которое в этом государстве не признается преступлением, но считается таковым в России. В этом случае привлечение лица к уголовной ответственности было бы не оправданным. Так же сходя из требований Уголовного закона, лицо, совершившее деяние, которое в иностранном государстве является преступлением, но не является таковым в России, не может быть привлечено к уголовной ответственности, так как отсутствуют ее основания. Следует иметь в виду, что большая часть общеуголовных преступлений предусмотрена уголовным законодательством всех государств.

В ч.3 ст. 12 УК РФ впервые в уголовном законодательстве России закреплен реальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Он заключается в возможности привлечения любого лица, в том числе и иностранца и лица без гражданства, к ответственности по Уголовному кодексу за преступление, совершенное за границей, если оно направлено против интересов России либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Под интересами России в данном случае понимаются не только государственные интересы, но и интересы личности – российских граждан. Применяя реальный принцип, Россия, как и ряд зарубежных государств, наиболее полно защищает свои интересы и интересы своих граждан.

Исключением как из общего территориального принципа действия уголовного закона в пространстве, так и из принципа гражданства является универсальный принцип.

Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве исходит из общности интересов всех государств мирового сообщества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (например, терроризм, захват заложников, угон воздушных судов и др.). В соответствии с универсальным принципом государство обязано применить свой уголовный закон к преступнику, посягнувшему не только на интересы данной страны, но и любого другого государства, вне зависимости от того, кем и где совершено это преступление. Россия обязана выполнять международные конвенции, ею ратифицированные, обязывающие государства участников вести борьбу с соответствующими преступлениями.

Предыдущая

Действие уголовного закона в пространстве – применение его на определенной территории и в отношении определенных лиц, совершивших преступление.

Принципы действия уголовного закона в пространстве:

Принцип территориальности;

Принцип гражданства;

Универсальный принцип;

Реальный принцип.

Принцип территориальности – все лица, совершившие преступления на территории РФ, несут ответственность по УК РФ (ч. 1 ст. 11 УК РФ).

Действие уголовного закона распространяется:

На территорию РФ;

Континентальный шельф;

Исключительную экономическую зону.

Территория Рф – находящаяся в пределах государственной границы РФ суша, воды внутренних морей, озер и рек, недра и воздушное пространство над ними, а также территориальные воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ.

Континентальный шельф – поверхность и недра морского дна подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Исключительная экономическая зона устанавливается в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод РФ. Внешняя граница исключительной экономической зоны РФ находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же линий (от линии наибольшего отлива), что и территориальные воды.

Действие российского уголовного закона распространяется:

На военно-воздушные и военно-морские суда независимо от места нахождения;

Территории воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России;

Гражданские воздушные и морские суда, приписанные к порту РФ, если они находятся в открытом море или воздушном пространстве;

Иностранные морские или воздушные суда, если они находятся в порту РФ;

Здания и машины посольств РФ за границей;

Космические объекты, зарегистрированные в РФ.

Принцип гражданства – граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступление против охраняемых уголовным законом интересов вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по УК России, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решение суда иностранного государства (ч. 1 ст. 12 УК РФ).

Универсальный принцип – обязанность каждого государства применять свой уголовный закон к преступникам, посягнувшим на интересы не только данной страны, но и любого другого государства вне зависимости от того, где и кем совершено преступление, если это предусмотрено международным договором (ч. 3 ст. 12 УК РФ).



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!