Международное право состоит из отраслей. Основные отрасли международного права. б) иным образом установлена договоренность участвующих в переговорах государств о том, что подписание должно иметь такую силу

Система международного права представляет собой комплекс его отраслей и институтов. Отрасль международного права - это совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большей степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретной области правоотношений.

Отраслями международного права являются: право международных договоров; дипломатическое право, международное морское, воздушное, космическое, атомное право, природоохранное право; право вооруженных конфликтов; гуманитарное и другие отрасли права. Рассмотрим предмет некоторых отраслей международного права.

Государства с древних времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров. В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, действия, действительности, толкования и прекращения условий договора. Эти нормы составили особую отрасль международного права - право международных договоров.

В соответствии со ст. 2 Венской Конвенции 1969 года и Венской Конвенции 1986 года, под договором понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одной, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования документа.

Каждое государство само определяет, какие меры необходимы для выполнения заключенных им договоров.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует, что международные договоры для своего применения не требуют издания какого-либо нормативного акта, они действуют непосредственно.

Международное морское право регламентирует порядок использования Мирового океана: мореплавание, рыболовство, научно-исследовательскую деятельность, разработку ресурсов морского дна и т.п. Международное морское право - это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанных с деятельностью по использованию Мирового океана.

Долгое время обычаи являлись единственным источником международного морского права. Однако уже в XVIII столетии стали появляться договоры, которые касались, в частности, вопросов морской войны и морских пределов осуществления власти прибрежных государств. В 1958 году на Женевской конференции ООН по морскому праву были приняты конвенции о территориальном море и прибрежной зоне; об открытом море, о континентальном шельфе и о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря.



Источниками международного морского права являются и другие договоры. Например, Конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года и другие.

Международное воздушное право регулирует порядок международных воздушных сообщений. Международное воздушное право - часть международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства.

Первым международным документом в области международного воздушного транспорта стала Парижская конвенция 1919 года об аэронавигации, участниками которой стали 38 государств. На сегодня основополагающим актом является Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года (Чикаго). В 1944 году принято Соглашение о транзите, или о «двух свободах воздуха», насчитывающее 112 участников, и Соглашение о международном воздушном транспорте, или «о пяти свободах воздуха», насчитывающее 11 участников.

В области международного воздушного права действует ряд принципов: принцип исключительного и полного суверенитета государств в отношении воздушного пространства, расположенного над их сухопутной территорией; принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве; принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Дипломатическое право определяет порядок внешних сношений государств через внутригосударственные и зарубежные органы.

Дипломатическое право - наиболее древняя отрасль международного права. С образованием государств стали складываться отдельные обычаи, которые затем постепенно находили отражение в договорах, регулирующих международные отношения.

Дипломатическое право возникло и развивалось как посольское право, т.е. как совокупность норм, определяющих положение посла. Лишь к началу XX века посольское право стало постепенно превращаться в дипломатическое, т.е. в совокупность норм, регулирующих все официальные отношения государств.

В настоящее время основным актом дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. Велика роль Конвенции 1969 года о специальных миссиях и Конвенция 1975 года о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, а также соответствующие внутригосударственные нормативные акты (например, Указ Президента РФ от 14 марта 1995 года, утвердивший Положение о МИДе).

Международное гуманитарное право регулирует сотрудничество по защите прав человека, в том числе в чрезвычайных обстоятельствах и военных конфликтах.

Мировое сообщество пришло к необходимости ограничения средств и методов ведения войны посредством выработки договоров, определяющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшить страдания, причиняемые вооруженным насилием, защитить человека - такова цель международного гуманитарного права. Таким образом, гуманитарное право - это система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в период вооруженного конфликта с целью ограничения применения средств и методов ведения войны, защиты ее жертв и устанавливающих ответственность за ее нарушение. В составе международного гуманитарного права лежат следующие принципы: гуманизация вооруженных конфликтов; международно-правовая защита жертв войн; охрана гражданских объектов и культурных ценностей; защита интересов нейтральных государств; ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны.

Основополагающим актом в этой сфере является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году. В данном акте сформулированы минимальные стандарты прав человека: право на жизнь, на труд, образование, удовлетворительные материальные условия жизни, право на семью, на свободу слова, религии, передвижения, справедливое судебное разбирательство, равноправие, свободу от дискриминации и т.п.

Основные институты международного права

Международное право включает ряд институтов. Международно- правовой институт - это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт признания государств, институт международной ответственности и т.п.). Рассмотрим некоторые из них.

Институт признания означает признание государства в качестве суверенного партнера. Вопрос о признании встает при появлении нового государства, которое намерено стать членом международного сообщества. Другие государства могут выразить свое отношение к вновь возникшему государству путем его официального признания (заявление о признании и готовности установить дипломатические отношения) или фактического признания (установление торговых и иных связей).

Правопреемство государств - это переход прав и обязанностей от государства (или государств) к государству (или государствам) - правопреемнику. В случае правопреемства при соединении государств, международные договоры, заключенные государствами-предшественниками, продолжают действовать для государства-правопреемника. При разделении государства международные договоры продолжают действовать для каждого вновь образовавшегося государства. Правопреемство не затрагивает границ, установленных договорами с третьими государствами.

Государственная территория и границы также представляют собой институт международного права.

Под территорией в международном праве понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами, воздушным пространством, а также космическое пространство.

По видам правового режима территория подразделяется на три категории: 1) государственная территория; 2) международная территория общего пользования; 3) территория со смешанным режимом.

Правовой режим государственной территории определяется ее принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении нее и в ее пределах свое территориальное верховенство.

Территория государства включает сушу, воду с находящимися под ними недрами, воздушное пространство в пределах границ.

Границы государства проходят по суше (сухопутные границы), по воде (морские и речные границы) и по воздуху (воздушные границы).

Водная территория государства состоит из внутренних вод (озера, воды портов, некоторых заливов) и территориального моря (прибрежная полоса шириной до 12 морских миль).

Воздушная граница представляет собой столб воздуха, ограниченный воображаемыми плоскостями, восходящими перпендикулярно по периметру государственной границы.

За пределами государственных территорий находится территория общего пользования. Государства не вправе подчинять эти территории своему суверенитету.

В международную территорию общего пользования входят открытое море, воздушное пространство над ним, Международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Общим для всех этих частей международной территории общего пользования является то, что они в целом или какой-то своей частью, во-первых, не принадлежат национальному присвоению каким бы то ни было образом и, во-вторых, открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства в соответствии с международным правом.

Территория со смешанным режимом характеризуется ее расположением в основном за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в ее пределах, как международных норм, так и внутригосударственных норм прибрежного государства. Таких территорий три: прибрежная зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

Население - это совокупность лиц, проживающих на территории государства: граждане, иностранцы и лица без гражданства. В этом институте велика роль понятия гражданства, которое представляет собой устойчивую правовую связь лица с государством. Законы каждого государства определяют порядок приобретения его гражданства.

Проживающие в государстве иностранцы, как правило, пользуются теми же правами, что и граждане данного государства, т.е. национальным режимом.

Право международных договоров
Международные договоры заключались еще во втором тысячелетии до новой эры, о чем свидетельствуют археологические находки.
В настоящее время действуют сотни тысяч двусторонних и многосторонних договоров. Только Российская Федерация имеет порядка 20 000 договоров с другими государствами.
Международными договорами считаются соглашения субъектов международного права по любому вопросу их взаимоотношений. Существуют и устные договоры (их называют джентльменскими соглашениями).
Веками порядок заключения и исполнения договоров основывался на международном обычае. В 1969 г. была принята Венская конвенция о праве международных договоров, которая кодифицировала нормы обычного права в этой области.
Договор - понятие родовое, т.е. договорами считаются заключаемые государствами соглашения, конвенции, пакты, уставы, протоколы и т.д.
По форме классический договор имеет название, преамбулу, материальные статьи, заключительные положения и подписи; часто договоры содержат одно или несколько приложений.
Тексты договоров на двух или нескольких языках считаются аутентичными (подлинными) и имеют одинаковую юридическую силу.
Заключение договора проходит несколько стадий - подготовка проекта по инициативе одного или группы государств либо международной организации, переговоры по согласованию текста договора, принятие текста, его подписание, а затем одобрение или ратификация высшими органами государств. Договор считается действующим с момента его вступления в силу. Порядок вступления в силу определяется в заключительных положениях самого договора (с момента подписания, после ратификации или после присоединения к договору).
Двусторонний договор составляется в двух аутентичных экземплярах, подлинники которых хранятся у обеих сторон. Многосторонний договор составляется в одном экземпляре (хотя и на нескольких языках), а его подлинник хранится у депозитария, которым может быть назначено какое-либо правительство или высшее должностное лицо международной организации (например, Генеральный секретарь ООН).
Договор прекращает свое существование после исполнения всех действий, предусмотренных договором, после истечения срока действия, в результате его аннулирования с согласия сторон, замены другим договором. Односторонний отказ государства от договора называется денонсацией.
Дипломатическое право
Дипломатические сношения между государствами осуществляются уже несколько тысячелетий. Их порядок и условия регулировались обычным правом вплоть до 1961 г., когда оно было кодифицировано в Венской конвенции о дипломатических сношениях.
Внешние сношения каждое государство осуществляет через специальные органы - внутригосударственные и зарубежные. К внутригосударственным органам относятся высший представительный орган, определяющий основы внешней политики; глава государства; правительство и ведомство иностранных дел. К зарубежным относятся посольства, консульства, представительства при международных организациях, делегации на переговорах и конференциях.
Состав сотрудников зарубежного органа внешних сношений включает дипломатический персонал, административно-технический и обслуживающий персонал. Дипломатический персонал пользуется в стране пребывания дипломатическими привилегиями и иммунитетами (неподчинением местной административной, уголовной, гражданской и судебной юрисдикции). У остальных категорий персонала иммунитеты являются в основном функциональными, т.е. распространяющимися на действия, связанные с исполнением служебных обязанностей.
Одной из важнейших норм дипломатического права является неприкосновенность служебных помещений и документов дипломатического представительства и неприкосновенность дипломатического персонала.
В случае нарушения местных законов или порядка деятельности представительства дипломат может быть выслан из страны пребывания, а ответственность за его поведение будет нести его государство.
Во время нахождения граждан за границей большое значение имеет консульство, представляющее их страну. Консул обязан вести учет соотечественников, находящихся в стране его пребывания, консультировать и оказывать практическую помощь своим согражданам, осуществлять широкий круг нотариальных действий. Деятельность консульств регламентируется Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г.
Другие отрасли международного права
Международное морское право регламентирует порядок использования Мирового океана - мореплавание, рыболовство, научно-исследовательская деятельность, разработка ресурсов морского дна и т.д. Соответствующие международно-правовые нормы содержатся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и многих конвенциях по специальным вопросам.
Международное воздушное право регулирует порядок международных воздушных сообщений. Общие принципы и нормы воздушного права отражены в Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., а конкретные условия осуществления регулярных полетов авиакомпаний за границу определяются государствами в двусторонних соглашениях о международных воздушных сообщениях.
Международное космическое право регламентирует порядок деятельности в космическом пространстве. Важнейшим документом этой отрасли является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства включая Луну и другие небесные тела 1967 г.
Выделяют и другие отрасли - атомное право, природоохранное (или экологическое) право, право вооруженных конфликтов и т.д.
Одной из наиболее актуальных отраслей международного права сегодня считается международное гуманитарное право. Знание его основ необходимо каждому человеку, и неслучайно, что Генеральная Ассамблея провозгласила период, начинающийся с 1 января 1995 г., десятилетием обучения правам человека.
Международное гуманитарное право
Различные специалисты понимают под гуманитарным правом неодинаковый комплекс принципов и норм. По мнению одних, гуманитарное право охватывает ту часть международного права, которая посвящена защите прав жертв войны - военнопленных, раненых, мирного гражданского населения в районах боевых действий (законы и обычаи войны и прежде всего Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.). Другие полагают, что международное гуманитарное право регламентирует международное сотрудничество по защите прав человека в обычных условиях, а также в чрезвычайных обстоятельствах, в том числе в ходе вооруженных конфликтов.
Мы остановимся на проблеме защиты прав человека в мирное время, исходя из того, что это - важнейшая часть международного гуманитарного права.
Со времени принятия Устава ООН в 1945 г. признается, что защита и поощрение прав человека должны быть предметом международного сотрудничества, ибо сохранение мира (а это - главная цель ООН) зависит не только от решения военно-политических проблем и проблем экономического развития, но и от уважения и соблюдения в каждом государстве основных прав и свобод личности, что считается одним из критериев миролюбивого и демократического государства.
В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой сформулированы минимальные стандарты прав человека, признаваемые на данном этапе человеческой цивилизации тем общим знаменателем, который должен быть законодательно обеспечен для каждой личности в любом государстве. Среди них право на жизнь, на труд, образование, на удовлетворительные материальные условия жизни, на семью, на свободу слова, религии, передвижения, на справедливое судебное разбирательство, равноправие, свободу от дискриминации и т.д.
Всеобщая декларация в дальнейшем была конкретизирована и развита в десятках международных конвенций, посвященных защите прав человека, которые были приняты в ООН, МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, а также в международно-правовых актах регионального уровня. Среди универсальных договоров этой отрасли права важнейшими являются международные пакты о правах человека 1966 г.
Международные пакты о правах человека
В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Факультативный протокол к последнему. Пакты вступили в силу в 1976 г. В 1989 г. был принят второй Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах (об отмене смертной казни), который вступил в силу в 1991 г.
В Пакте о гражданских и политических правах закрепляются право на жизнь, на свободу от пыток и жестокого обращения, право на свободу от рабства, на личную неприкосновенность, на уважение личности, на неприкосновенность жилища и тайну переписки, на свободу мысли, совести, религии и убеждений, на мирные собрания, на участие в выборах, на участие в ведении государственных дел и др.
Эти права и свободы имеют ограничения. Пакт запрещает пропаганду войны, национальной, расовой или религиозной ненависти. Пакт предоставляет государствам право ограничивать законом некоторые права и свободы, если это необходимо для поддержания общественного порядка и для защиты прав других лиц.
В Пакте о гражданских и политических правах в ст. 28-45 предусмотрено создание Комитета по правам человека из 18 независимых экспертов, избираемых на 4 года государствами-участниками Пакта из числа своих граждан. Комитет уполномочен рассматривать доклады государств-участников Пакта и делать рекомендации общего характера.
Помимо этой процедуры Комитет по правам человека уполномочен принимать меры на основании Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Протокол предусматривает рассмотрение жалоб, поступающих от отдельных лиц, которые считают себя жертвами нарушений любого из прав, провозглашенных в Пакте. При этом могут рассматриваться только претензии к государствам-участникам Пакта.
В Протоколе указаны условия, при которых жалоба может быть признана приемлемой:
должно быть нарушено право, предусмотренное самим Протоколом;
государство должно быть участником и Пакта, и Факультативного протокола;
должны быть исчерпаны все средства правовой защиты внутри страны;
жалоба не должна быть предметом одновременного рассмотрения другим органом.
Признав жалобу приемлемой, Комитет по правам человека на закрытом заседании изучает ее и обсуждает существо дела. Он может высказать свою точку зрения относительно того, были ли нарушены права, предусмотренные Пактом, правительству и жалобщику. Комитет включает свое мнение в ежегодный открытый доклад Генеральной Ассамблее ООН.
Пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает право на создание профсоюзов, на социальное обеспечение, на защиту семьи, достойный уровень жизни, на здравоохранение, образование, участие в культурной жизни, на труд, на отдых и т.д.
Другие важнейшие международные договоры о правах человека
Одна группа документов посвящена конкретизации отдельных прав человека и направлена на их максимально возможную унификацию в национальных законах. Например, Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 г.; Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г.; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.; Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. (предусматривает самостоятельность женщины в деле решения вопроса о своем гражданстве при вступлении в брак с иностранцем); Конвенция Международной организации труда № 138 о минимальном возрасте для приема на работу 1973 г. (этот возраст не должен быть ниже 15 лет).
Следующая группа документов охватывает проблемы совместной борьбы государств с грубыми нарушениями прав человека: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. (геноцид - это действия, направленные на уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы); Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. (преступление апартеида включает политику и практику расовой сегрегации и дискриминации в целях установления господства одной расовой группы людей над другой); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984г. (пытка - это действие, которым лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или третьего лица сведения или признания, наказать его, запугать или принудить) и др.
Наконец, еще одна группа договоров берет под защиту наиболее уязвимые группы населения, которые без особой помощи не в состоянии пользоваться равными со всеми правами или отстаивать их. К ним относятся Конвенция о статусе апатридов 1954 г. (посвящена защите прав лиц, не имеющих гражданства какого-либо государства); Конвенция о статусе беженцев 1951 г.; Конвенция об охране материнства 1952 г.; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.; Конвенция о правах ребенка 1989 г.; Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц 1971 г.; Декларация о правах инвалидов 1975г.; Основные принципы обращения с заключенными (приняты ООН в 1990 г.); Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990г.
В нескольких конвенциях содержатся разделы, по которым учреждены специальные комитеты экспертов для контроля за выполнением государствами взятых на себя обязательств о достигнутом государствами прогрессе в соответствующей области прав человека. Правительства обязаны на периодической основе представлять в комитеты свои национальные доклады. Эксперты комитетов являются независимыми, выступая исключительно в личном качестве. Их обязанность - объективная оценка положения на основе докладов и иных источников (в последние годы во внимание все больше принимаются данные, поступающие от национальных и международных общественных организаций и объединений неправительственного характера) и выработка соответствующих рекомендаций, адресуемых правительствам.
Такими комитетами являются: Комитет по правам человека; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам; Комитет по ликвидации расовой дискриминации; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин; Комитет против пыток; Комитет по правам ребенка.
Для защиты прав беженцев и оказания им практической помощи в 1950 г. был учрежден пост Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
В 1994 г. учрежден пост Верховного комиссара ООН по правам человека.
Особое место среди документов по правам человека принадлежит Конвенции о правах ребенка. Уникальность ее состоит в том, что после принятия 20 ноября 1989 г. она вступила в силу уже 2 сентября 1990 г. (для этого требовалось, чтобы участниками стали не менее 20 государств). К началу 1998 г. сторонами Конвенции было уже 191 государство. Упомянутые сроки и цифры являются рекордными для международных договоров по правам человека. Не являются участниками этой Конвенции лишь США и Сомали.
Необычайная популярность Конвенции объясняется тем, что международное сообщество отдает себе отчет в том, что население Земли уже в первой четверти XXI в. будет таким, какими будут выращены сегодняшние дети. Русский писатель Ф.М. Достоевский удачно сказал: «Из подростков созидаются поколения».
Защита прав человека в документах Организации
по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
До 1995 г. ОБСЕ функционировала в качестве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) - это уникальный переговорно-консультативный процесс, в котором первоначально участвовали все государства Европы, США и Канада, а сегодня включились также закавказские и среднеазиатские государства, входившие до 1991 г. в состав Союза ССР. Сейчас в этом процессе участвуют 53 государства.
Общеевропейский процесс организационно состоит из совещаний на уровне руководителей государств-участников (такие встречи проходили в 1975 г. в Хельсинки, в 1990 г. в Париже, в 1992 г. в Хельсинки, в 1994 г. в Будапеште, в 1996 г. в Лиссабоне); встреч представителей государств-участников СБСЕ (в 1977-1978 гг. в Белграде, в 1980-1983 гг. в Мадриде, в 1986-1989 гг. в Вене). По существу, последние были длительными международными конференциями. В рамках ОБСЕ проводятся также различного рода другие форумы по отдельным аспектам общеевропейского сотрудничества - по вопросам разоружения, экономического и научно-технического сотрудничества, по защите прав человека.
На Парижской встрече 1990 г. на высшем уровне было принято решение о создании ряда постоянно действующих органов СБСЕ - Секретариат с местопребыванием в Праге (затем был переведен в Вену), Центр по предотвращению конфликтов с местопребыванием в Вене, Бюро по демократическим институтам и правам человека со штаб-квартирой в Варшаве, пост Верховного комиссара по делам национальных меньшинств в Гааге, Европейский банк реконструкции и развития в Лондоне (ЕБРР).
Начало сотрудничеству по защите прав человека в рамках СБСЕ было положено Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ от 1 августа 1975 г. Этот акт включает, в частности, Декларацию принципов, которыми государства-участники руководствуются во взаимных отношениях. Среди десяти принципов Декларации седьмой озаглавлен «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений».
В соответствии с этим принципом участники СБСЕ обязались уважать права человека и основные свободы без какой-либо дискриминации, поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных и других прав и свобод.
Кроме этого, в. Заключительном акте содержится раздел «Сотрудничество в гуманитарных и других областях», в котором устанавливается общеевропейский порядок контактов на основе семейных связей людей, проживающих в разных странах, воссоединения разделенных семей, браков между гражданами различных государств, поездок по личным или профессиональным причинам, встреч между молодежью и т.д.
На последующих форумах СБСЕ его участники обменивались мнениями и информацией о ходе осуществления этих договоренностей в каждой стране. Постепенно углублялось и содержание принципов. Нередко дискуссии по правам человека носили политизированный и конфронтационный характер.
Подлинный прорыв в области сотрудничества по правам человека в рамках СБСЕ был достигнут в 1989 г. на Венской встрече представителей государств-участников. В Итоговом документе Венской встречи государства выразили решимость гарантировать эффективное осуществление прав человека, согласились совершенствовать свои законы в этой сфере, эффективно обеспечивать право лиц знать свои права и обязанности, поощрять обсуждение в школах и других учебных заведениях вопросов прав человека.
Главным же итогом Венской встречи было создание международного контрольного механизма потравам человека, который получил название «Человеческое измерение СБСЕ». Механизм заключает в себе четыре этапа:
1) государства согласились, что они будут давать письменные ответы на запросы и представления друг другу по существу состояния дел в их странах в области прав человека;
2) они согласились проводить двусторонние обсуждения по этим вопросам по требованию любого государства - участника СБСЕ в целях разрешения конкретных случаев нарушения прав человека;
3) любое государство получило право привлекать внимание по дипломатическим каналам других участников СБСЕ к случаям и ситуациям, которые явились предметом двусторонних обсуждений;
4) любое государство-участник получило право ставить эти проблемы на обсуждение Конвенции по человеческому измерению и на очередных основных встречах СБСЕ.
Этим узаконивалось оказание дипломатического давления, в том числе и многостороннего, на те государства, где происходят нарушения прав человека.
Установленный механизм начал действовать и был усовершенствован на Конференции по человеческому измерению. Эта Конференция проводилась в форме трех совещаний: в 1989г. в Париже, в 1990 г. в Копенгагене и в 1991 г. в Москве.
Самым результативным явилось Московское совещание Конференции по человеческому измерению (10 сентября - 4 октября 1991 г.).
Механизм «человеческого измерения СБСЕ» был конкретизирован следующим образом:
письменные ответы на взаимные запросы и представления о правах человека должны представляться не позднее чем через 10 дней;
двусторонние встречи по требованию одного государства, обращенному к другому, должны состояться в течение недели после запроса;
был учрежден список экспертов (по 3 от каждого государства), из числа которых государства могли бы создавать миссии из трех экспертов для поездки в соответствующую страну в целях содействия решению на месте конкретного вопроса или проблемы по защите прав человека;
в случае основания полагать, что в каком-либо государстве-участнике не соблюдаются права человека, другие государства имеют право направить туда миссию экспертов и докладчиков, которые устанавливают на месте факты и дают рекомендации.
Организация деятельности миссий экспертов и докладчиков была возложена на Бюро по демократическим институтам и правам человека.
В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению было сформулировано понятие «правовое государство», означающее «не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями, образующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выражение».
В Хельсинкском документе СБСЕ, принятом 10 июля 1992 г. на встрече на высшем уровне (документ получил образное название «Вызов времени перемен»), подчеркнуто, что «обязательства, принятые в области человеческого измерения СБСЕ, представляют непосредственный и законный интерес для всех государств-участников и не являются исключительно внутренним делом какого-то одного государства».
Таким образом, защита и поощрение прав человека все более интернационализируются и соответственно возрастает роль международного права в данной сфере межгосударственного сотрудничества.

Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей.

Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычноправовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся: законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.

Периодизация:

1) Международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации, период распада родоплеменных отношений и образования ранних рабовладельческих государств, где и зарождаются первые нормы международного права;

2) Международное право средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации, период падения Западной Римской империи, с которым отмечено бурное развитие феодальных отношений;

3) Классическое международное право. С конца средних веков начинают складываться материальные и духовные предпосылки международного права. Идея международного права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII вв. среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций (1583-1654 гг.). В своем труде «О праве войны и мира» (1625 г.) он впервые детально обосновал существование «права, которое определяет отношения между народами или их правителями».

К концу XIX в. завершился раздел мира между колониальными державами. В оформлении колониальной зависимости использовались те или иные международно-правовые акты.

Международный договор постепенно становиться основным наряду с обычаем, а затем и главным источником международного права.

4)Переход от классического к современному международному праву. Современное международное право. Отсчет международного права этого периода следует вести от Версальского договора 1919 г. и создания Лиги Наций в 1919 г. Важным шагом в направлении к современному международному праву было принятие в 1928 году Парижского пакта об отказе от войны как орудия национальной политики (проект Бриана-Келлога).

2. Понятие международного права. Особенности международного права: по субъекту, объекту, источникам, формам реализации, санкциям.

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.

Круг субъектов международного права составляют: государство, международные межправительственные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и государствоподобные образования.

Субъекты международного права являются непосредственными участниками процесса нормообразования; Субъекты выполняют свои международные обязательства на основе принципа добровольного выполнения норм международного права.

Объект международного права- материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий, не относящиеся исключительно к внутренней компетенции государств, по поводу которых субъекты международного права могут вступать в правоотношения.

Источники международного права – это формы существования международных правовых норм.

В международном праве выделяют два основных вида источников: международный договор и международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Однако наряду с этими основными источниками международного права выделяют акты международных организаций, акты международных конференций и совещаний. Такие акты будут источниками международного права только в том случае, если они будут устанавливать обязательные правила поведения для самих международных организаций или иных субъектов международного права. Данные акты должны отвечать требованиям нормо-образования.

Наряду с вышеперечисленными источниками международного права существует концепция «мягкого права», которая включает в себя акты рекомендательного характера или программные установки международных органов и организаций, в первую очередь это относится к актам (резолюциям) Генеральной Ассамблеи ООН. судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Санкции - это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя.

Санкции не могут иметь превентивного действия; их цель - защита и восстановление уже нарушенных прав субъектов международного права. Международно-правовые санкции - это дозволенные международным правом и осуществляемые в особом процессуальном порядке принудительные меры, применяемые субъектами международного права для охраны международного правопорядка, когда правонарушитель отказывается прекратить правонарушение, восстановить права потерпевших и добровольно выполнить обязательства, вытекающие из его ответственности.

§1. Международное гуманитарное право

В международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Основу составляет принцип уважения прав человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее значение. Для обозначения рассматриваемой отрасли предложен термин “международное гуманитарное право”. Использование слова “гуманитарное” согласуется с терминологией Устава ООН. Он провозглашает цель осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем гуманитарного характера. Данная отрасль права включает нормы трех видов: 1) нормы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени; 2) нормы, предназначенные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимально возможной гуманизации; 3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (например, право на свободу мысли, религии, запрещение пыток). Специфика международного гуманитарного права заключается в том, что участниками регулируемых его нормами отношений являются наряду с государствами и индивиды (физические лица).

Источниками международного гуманитарного права являются: Конвенция о политических правах женщин 1952 г., конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Международная конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. Самостоятельную группу составляют акты, ориентированные на предотвращение действий, которые посягают на права больших человеческих коллективов или отдельных людей. Имеются в виду Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенция против пыток 1984 г. Далее назовем региональные акты, регламентирующие весь комплекс основных прав и свобод применительно к определенной группе государств и их гражданам. Это Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская социальная хартия 1961 г. 26 мая 1995 г. подписана Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, неотъемлемой частью которой считается Положение о Комиссии по правам человека СНГ.

Следует подчеркнуть, что в международном гуманитарном праве отвергается деление прав и свобод по степени их значимости для человека. Целостный взгляд на проблему четко выражен в тексте Итогового документа Венской встречи СБСЕ 1989 г., где сказано, что все права и свободы являются существенными для свободного и полного развития личности. Эта же мысль выражена в Венской декларации Всемирной конференции по правам человека 1993 г.

В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека. Соответствующие полномочия от имени ООН осуществляет Экономический и Социальный Совет. Под его руководством действует Комиссия по правам человека, в которой представлены 43 государства. Ее вспомогательным органом является Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. В составе Секретариата ООН имеется Центр по правам человека и утверждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека. На региональном уровне также существуют подобные структурные формирования. В их числе Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд, в которых представлено каждое государство - член Совета Европы. Устав СНГ предусмотрел создание Комиссии по правам человека из представителей государств - членов Содружества.

Гуманитарное право, действующее в условиях вооруженных конфликтов, включает международно-правовые нормы, охватывающие все вопросы защиты жертв войны, как это определено в Женевских конвенциях 1949 г.

§2. Международное уголовное право

Международное уголовное право складывалось и развивалось в условиях активизации международной преступности и совершенствования сотрудничества государств в предотвращении и пресечении этой деятельности. Сотрудничество осуществляется посредством использования двух взаимосвязанных механизмов, один из которых - договорной (конвенционный), то есть он воплощается в заключаемых государствами договорах, а другой имеет организационно-правовой характер и проявляется в деятельности общих и специализированных организаций.

К настоящему времени сложился комплекс многосторонних международных конвенций, каждая из которых посвящена определенному преступлению: Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, Конвенция о предотвращении преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, Европейская конвенция о подавлении терроризма. Ряд конвенций о преступлениях международного характера подготовлен в рамках ООН (Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ). Характерная черта конвенций - это фиксация права всех без исключения государств быть их участниками. Особую группу источников международного уголовного права составляют акты, регламентирующие сотрудничество в борьбе против мира и безопасности человечества, с военными преступлениями. Выделим акты, характеризующие правовой статус некоторых международных органов, координирующих деятельность государств в борьбе с преступностью: Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпола), Положение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью на территории СНГ.

В рамках Экономического и Социального Совета ООН учрежден Комитет по предупреждению и контролю над преступностью в составе представителей 27 государств. Одна из его функций - проведение раз в пять лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В структуре МВД РФ имеется Национальное центральное бюро Интерпола как органа взаимодействия органов внутренних дел РФ с аналогичными органами других государств - членов Интерпола. В штаб-квартире Интерпола во Франции работает группа штатных сотрудников, ведется картотека, включающая фотографии и дактилокарты многих тысяч международных преступников и описания наиболее опасных преступлений.

Специфика международного уголовного права обусловливает его ощутимое взаимодействие с национальным уголовным правом. Важнейшие вопросы предотвращения и пресечения международных преступлений разрешимы только в результате совместного применения норм международного уголовного права и норм национального уголовного права.

§3. Международное право в период вооруженных конфликтов

Это самостоятельная отрасль международного права - совокупность конвенционных и обычных норм, регулирующих отношения между участвующими в вооруженном конфликте и затронутыми им субъектами международного права по поводу применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, устанавливающих ответственность государств и отдельных лиц за нарушение этих норм.

Современное международное право запрещает захватнические, агрессивные войны (Устав ООН). Вместе с тем это не означает, что войны уже исключены из жизни общества, что исчезли причины и источники, порождающие вооруженные конфликты. Наличие источников, порождающих войны обусловливает необходимость существования в международном праве специфических правовых норм, призванных регулировать отношения между государствами в случае вооруженных конфликтов и содействовать гуманизации ведения вооруженной борьбы.

Соответствующие международно-правовые акты разрабатывались на протяжении последних ста с лишним лет, начиная с Петербургской Декларации 1868 г. об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль и комплекса Гаагских конвенций 1899 и 1907 г.г. Самостоятельный комплекс образуют конвенции, во-первых, запрещающие оружие массового уничтожения, - конвенция о запрещении разработки производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении; во-вторых, либо запрещающие или ограничивающие применение в военных действиях определенных видов обычного оружия, - Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек, зажигательного оружия).

§4. Международное морское право

Международное морское право - это совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные отношения в связи с их исследованием и использованием. Большую роль в становлении международного морского права сыграли Женевские конференции ООН по морскому праву 1958 и 1980 г.г., осуществившие кодификацию его норм. Следует отметить вклад в разработку ряда международных договоров по морскому праву Международной морской организации (ИМО).

В Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отражена специфика территориального моря. Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия). В отдельных государствах принята меньшая ширина - 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских мили (США, Германия). Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Оно имеет большое значение для международного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его внутреннего режима, которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море. Предварительного разрешения властей прибрежного государства на такой проход не требуется. А промысловая деятельность иностранными судами осуществляется только с разрешения властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

§5. Международное воздушное право

Международное воздушное право представляет совокупность норм, регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства, организации воздушных сообщений, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности гражданской авиации. Оно охватывает два аспекта: правовое регулирование международных полетов в воздушном пространстве того или иного государства и правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве. Каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством, находящимся в пределах его сухопутной и водной территории.

Основным источником международного воздушного права являются международные договоры. Первым многосторонним договором, установившим основы данной отрасли международного права, стала Парижская конвенция 1919 г. Она признала полный исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством. В 1929 г. в Варшаве был подписан другой многосторонний договор - Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки. Важнейшим международным актом стала подписанная в 1944 г. в Чикаго Конвенция о международной гражданской авиации. Во второй части Конвенции содержатся положения об учреждении Международной организации гражданской авиации (ИКАО), целями которой являются разработка принципов и методов международных аэронавигаций, содействие развитию международного воздушного транспорта, поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов, способствовать безопасности полетов. Продолжает действовать важная для международного регулирования Конвенция 1952 г. об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам. Страны СНГ подписали в 1992 г. Соглашение об использовании воздушного пространства.

В рамках СБСЕ 24 марта 1992 г. подписан Договор по открытому небу, устанавливающий “режим открытого неба”, то есть право государств-участников на проведение наблюдательных полетов над территориями друг друга. Режим открытого неба устанавливается для проведения наблюдательных полетов над территорией государств-участников с использованием невооруженных самолетов, зарегистрированных соответствующими органами государства-участника и оборудованных предусмотренной аппаратурой наблюдения. Полет осуществляется в соответствии с планом полета, содержание которого указывается ИКАО и представляется органам управления воздушным движением. Договором установлены квоты - количество наблюдательных полетов, установленное для каждого участника соглашения. Наблюдательные полеты имеют приоритет по отношению к любым регулярным воздушным полетам. Данные, полученные аппаратурой наблюдения, представляются всем участникам соглашения.

Международное воздушное пространство находится над открытым морем, международными проливами, а также над Антарктикой. Все государства, независимо от того, являются они прибрежными или нет, имеют право свободно осуществлять воздушное судоходство над открытым морем и не приобретают в отношении этого воздушного пространства суверенных прав. Государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистрированным им воздушным судном, осуществляющим полет в международном воздушном пространстве. В связи с этим важное значение имеет соблюдение правила - каждое воздушное судно имеет соответствующие национальные и регистрационные знаки.

Режим воздушного пространства над Антарктикой регулируется Договором об Антарктике 1959 г. Все государства имеют право свободно осуществлять над Антарктикой полеты гражданских воздушных судов, строго придерживаясь стандартов ИКАО. Антарктика, включая воздушное пространство над нею, используется только в мирных целях. В связи с этим запрещаются любые мероприятия военного характера, испытания любых видов оружия, включая ядерные взрывы.

§6. Международное космическое право

Международное космическое право - одна из новых отраслей современного международного права, сформировавшаяся в процессе освоения государствами космического пространства и включающая нормы, которые регулируют международные правоотношения применительно к статусу космического пространства как особой внеземной среды и к деятельности государств по исследованию и использованию этого пространства. Главным источником этой отрасли является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.

Другими многосторонними договорами, закрепляющими основные положения космического права, являются: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой; Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Страны, входящие в СНГ, заключили Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства и создали Межгосударственный совет по космосу.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел. Важным элементом космического права является принцип частичной демилитаризации космического пространства и полной демилитаризации небесных тел. Это означает, что государства - участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения. Исключительно в мирных целях используются Луна и другие небесные тела, на них установлен режим полной демилитаризации.

К принципам космического права относится и недопущение вредного загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды. Государства за свою деятельность в космическом пространстве несут международную ответственность.

Государство, запустившее космический объект на орбиту вокруг Земли регистрирует его путем записи в соответствующий регистр, который ведется данным государством. Кроме того, государство информирует об учреждении такого регистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь, ведет Реестр, в который заносится информация, представляемая государством регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним во время его нахождения в космическом пространстве.

Государства могут создавать на Луне обитаемые и необитаемые станции, информируя Генерального секретаря ООН о ее месторасположении и целях размещения. Для того, чтобы каждое государство-участник могло убедиться в том, что другие государства действуют в соответствии с Соглашением о Луне, все космические аппараты, станции и сооружения на Луне являются открытыми для контроля.

Имеются также международные межправительственные организации, которые созданы специально для сотрудничества по вопросам космоса. К ним относятся Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международная организация космической связи “Интерспутник”, международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ).

§7. Международное право окружающей среды

Международное право окружающей среды - это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения по поводу охраны природной среды и ее рационального использования. К этой отрасли применяется и иное наименование - международное экологическое право. Государства должны рационально использовать природные ресурсы, учитывая их потенциальные возможности и необходимость воспроизводства. Применительно к международному праву окружающей среды этот принцип был сформулирован в Стокгольмской декларации 1972 г. Он выражен также в международных договорах, в частности в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. В 1985 г. был принят протокол к Конвенции о сокращении выбросов серы, а в 1988 г. - об ограничении выбросов оксидов азота. Государства несут международную ответственность за экологический ущерб. Воплощением этого стали арбитражные и судебные решения по межгосударственным спорам об ущербе в результате загрязнения.

Особую угрозу представляет загрязнение атмосферы радиоактивными выбросами в результате аварий на АЭС. Она ощутимо дала о себе знать в чернобыльской трагедии. В 1986 г. в Вене были заключены конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и о помощи в случае ядерной аварии.

Женевские конвенции и Конвенция ООН по морскому праву налагают на государства обязанность охранять морскую среду обитания. Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью запрещает ее слив с судов и танкеров, обязывает государства-члены оборудовать порты установками по приему остатков нефти с судов. Вопросы возмещения ущерба регулируются Конвенцией об ответственности за ущерб от загрязнения нефтью.

Выделяется ряд конкретных направлений сотрудничества в сфере защиты флоры и фауны, каждое из которых включает группу договоров: регулирование рыболовства и промысла морских ресурсов; охрана растительного мира (Международная конвенция об охране растений); защита конкретных видов животных (Соглашение о сохранении белых медведей и др.); охрана мест обитания (двусторонние конвенции об охране перелетных птиц и среды их обитания).

§8. Международное экономическое право

Международное экономическое право характеризуется как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в области экономического сотрудничества. Важнейшим фактором, определяющим содержание международного экономического права, являются интеграционные процессы на двух уровнях - глобальном (всемирном) и региональном (локальном). Существенную роль в интеграционном сотрудничестве играют международные организации и органы: Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд (МВФ), Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК). На региональном и межрегиональном уровне следует отметить Европейское экономическое сообщество (ныне Европейский Союз) и Экономический союз в рамках СНГ, а также региональные экономические комиссии ООН.

Одна из особенностей международного экономического права состоит в активном участии в регулировании актов международных организаций и конференций. В числе резолюций ООН - Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о новом международном экономическом порядке.

Торговые договоры как источники международного торгового права имеют особое значение, поскольку устанавливают основы экономических взаимосвязей. В соответствии с ними заключаются соглашения о товарообороте. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров регулирует заключение договоров и обязательства продавца и покупателя, возникающие из договоров купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.

В отличие от системы внутреннего права, в отношении которой в последнее время все чаще высказываются сомнения относительно целесообразности ее деления на множественность самостоятельных отраслей права, в доктрине международного права наблюдается полное единодушие по вопросу о существовании в нем самостоятельных отраслей. Расхождения во взглядах касаются лишь количества отраслей международного права и критериев, которым последние должны отвечать.

  • Вместе с тем сегодня можно утверждать, что подавляющее большинство как отечественных, так и зарубежных юристов-международников сходится во мнении относительно того, что, для того чтобы совокупность международно-правовых норм признавалась самостоятельной отраслью международного права, должны быть выполнены следующие условия:
    • имелся специфический круг общественных отношений;
    • существовали специфические нормы, регулирующие эти отношения;
    • достаточно крупная общественная значимость круга общественных отношений;
    • достаточно обширный объем нормативно-правового материала;
    • заинтересованность общества в выделении новой отрасли права;
    • существовали специальные принципы права, регулирующие построение новой отрасли.
  • Как результат в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения правомерность выделения в международном праве в качестве самостоятельных следующих отраслей:
    • права международных договоров;
    • права международных организаций;
    • дипломатического и консульского права;
    • международного морского права;
    • международного воздушного права;
    • международного космического права;
    • международного экономического права;
    • права международной безопасности;
    • международного экологического права;
    • международного атомного права.

Контрольные вопросы

  1. Каковы причины возникновения международного права?
  2. Как Вы понимаете выражение: "международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы"?
  3. Раскройте содержание ч.4 ст.15 Конституции РФ.
  4. Что Вы понимаете под международным правом?
  5. Перечислите особенности международного права с раскрытием их сущности.
  6. Раскройте понятие системы международного права.
  7. Каково различие между системой и структурой международного права?
  8. В чем заключаются особенности принуждения в международном праве?
  9. Что является основой обязательности норм международного права?
  10. Какие задачи выполняет современный мировой правопорядок?
  11. Назовите основные современные концепции правовой природы международного частного права.
  12. В чем суть международной концепции юридической природы международного частного права?
  13. В чем заключаются особенности общественных отношений, регулируемых международным частным правом?
  14. Какие концепции о взаимоотношении международного и внутригосударственного права Вы знаете?
  15. В чем заключается суть дуалистической концепции взаимоотношения международного и внутригосударственного права?
  16. В чем заключается суть монистических концепций взаимоотношения международного и внутригосударственного права?
  17. Что означает термин "имплементация" в международном и внутригосударственном праве?
  18. Раскройте понятие "инкорпорация".
  19. Как Вы понимаете термин "легитимация"?
  20. Раскройте содержание доктрины примата международного права над внутригосударственным.
  21. В каком значении в юридической литературе принято понимать термин "источник права"?
  22. Дайте классификацию источников международного права.
  23. Дайте определение международного договора.
  24. Какими признаками характеризуется международно-правовой обычай?
  25. Какую роль в формировании источников международного права играют решения международных органов и организаций?
  26. Что такое доктрина международного права?
  27. Какое содержание современная международно-правовая доктрина вкладывает в понятие "общие принципы права"?
  28. В чем специфика процесса создания норм международного права?
  29. Какие элементы международно-правовых норм Вы знаете?
  30. Какие особенности имеют санкции в международном праве?
  31. Раскройте понятия "дефиниция", "фикция", "презумпция" и "преюдиция".
  32. В чем заключается различие между действием и реализацией норм международного права?
  33. Какими правовыми факторами определяется эффективность норм международного права?
  34. Дайте определение субъекта международного права.
  35. Что понимается под международным правоотношением?
  36. Что является отличительной особенностью государства как субъекта международного права?
  37. Назовите субъектов международного права, обладающих универсальной международной правосубъектностью.
  38. Зависит ли международная правосубъектность государства от факта его признания другими субъектами международного права и от количества правоотношений, в которых оно участвует?
  39. Каковы особенности международной правосубъектности народов и наций?
  40. Являются ли международные неправительственные организации субъектами международного права?
  41. Назовите основные признаки международных межправительственных организаций.
  42. Обладают ли международные организации автономной волей?
  43. Каковы особенности правового статуса и международной правосубъектности государственноподобных образований?
  44. Дайте определение основных принципов современного международного права.
  45. В чем состоит юридическое содержание принципа запрещения применения силы или угрозы силой?
  46. Каково соотношение между принципом территориальной целостности государств и правом народов на самоопределение?
  47. Назовите основные элементы принципа мирного разрешения международных споров.
  48. Дайте понятие кодификации и прогрессивного развития международного права в соответствии со ст.15 Статута Комиссии международного права ООН.
  49. Каково современное понимание кодификации международного права?
  50. Назовите виды кодификации.
  51. Что входит в состав государственной территории?
  52. Какой принцип международного права лежит в основе правового статуса государственной территории?
  53. Каково соотношение между понятиями "суверенитет", "суверенные права" и "юрисдикция"?
  54. Какие признаваемые международным правом законные способы изменения государственной территории Вы знаете?
  55. Раскройте содержание понятия "цессия".
  56. Дайте понятие государственной границы.
  57. Какие способы установления границы между соседними государствами Вы знаете?
  58. Что такое "делимитация" и "демаркация"?
  59. Какие предусмотрены в международном праве основания для изменения государственных границ?
  60. Где проходит морская государственная граница прибрежного государства?
  61. Каково назначение института пограничных комиссаров?
  62. Каковы особенности правового режима пограничных зон?
  63. Назовите признаки, которым должна отвечать самостоятельная отрасль международного права.


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!