Местные органы власти по конституции 1936. Органы власти в ссср схема

Высшие органы государственной власти и управления СССР (по Конституции 1936 года)

Таблица 2. Система высших органов государственной власти и управления СССР (по Конституции 1936 года)

Верховный совет

Верховный Совет СССР - двухпалатный Совет в СССР, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Конституция СССР 1936 г. отменила все ограничения избирательного права, установила равные нормы представительства от сельского и городского населения. Выборы Верховного Совета СССР состоялись 12 декабря 1937 г. В них участвовали 96,8% избирателей, из них почти 99% отдали голоса за кандидатов блока коммунистов и беспартийных. Ясно, что это были выборы плебисцитарного типа - избиратели, по сути, должны были сказать «да» или «нет», одобрить или не одобрить политику государства, а не выбрать из нескольких кандидатов то или иное лицо.

Всего в Верховный Совет СССР было избрано 1143 депутата, в том числе 180 женщин, 870 членов ВКП(б). Рабочих среди депутатов было 460 (42%), крестьян - 337 (29,5%), из служащих и интеллигенции - 326 (28,5%). Было представлено более 50 народностей Советского Союза. Это был представительный орган типично соборного, а не парламентского типа.

На первой сессии ВС СССР был избран Президиум, образовано Правительство СССР, назначен Прокурор СССР. В июне 1938 г. состоялись выборы в ВС союзных и автономных республик. В декабре 1939 г. прошли выборы в местные Советы депутатов трудящихся. В выборах участвовало свыше 99% избирателей, всего в местные Советы депутатов трудящихся было избрано 1,3 млн. человек (из них 402 тыс. коммунистов). Таким образом, к началу 1940 г. была избрана вся система органов государственной власти сверху донизу.

В феврале 1935 г. пленум ЦК ВКП (б) принял решение об изменении Основного закона (Конституции) СССР. В соответствии с ним VII Всесоюзный съезд советов постановил внести изменения 8 союзную Конституцию.

ЦИК СССР образовал конституционную комиссию во главе с И. В. Сталиным. К апрелю 1936 г. был подготовлен первоначальный, а в мае того же года - окончательный проект Основного закона. Вместо изменения действующей Конституции был создан совершенно новый конституционный акт.

В июне 1936 г. проект был одобрен пленумом ЦК коммунистической партии. Пленум решил утвердить проект на Всесоюзном съезде советов. Проект был опубликован во всех газетах страны. Организовывалось всенародное обсуждение, в котором по официальным данным участвовало 55% взрослого населения страны.

5 декабря 1936 г. чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд советов принял текст Конституции (Основного закона) СССР. В средствах массовой информации и официальной историографии утвердилось ее наименование «сталинская конституция».

Конституция включала в себя 13 глав и насчитывала 146 статей:

Глава 1. Общественное устройство;

Глава II. Государственное устройство;

Глава III. Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик;

Глава IV. Высшие органы государственной власти союзных республик;

Глава V. органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик;

Глава VI. Органы государственного управления союзных республик;

Глава VII. IV Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических республик;

Глава VIII. Местные органы государственной власти;

Глава IX. Суд и прокуратура;

Глава X. Основные права и обязанности граждан;

Глава XI. Избирательная система;

Глава XII. Герб, флаг, столица;

Глава XIII. Порядок изменения Конституции.

В соответствии с классовым подходом и коммунистической идеологией конституционные нормы утверждали социалистический тип советского государства, социалистический характер общества и экономической системы. СССР определялся как «социалистическое государство рабочих и крестьян» (ст. 1).

Экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность. Закреплялся плановый принцип организации хозяйственной жизни. Труд объявлялся «обязанностью и делом чести» (ст. 12).

Социалистическая собственность имела две формы: государственную и кооперативно-колхозную. Земля, недра, воды, леса, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, крупные сельскохозяйственные предприятия, коммунальные предприятия и основной жилой фонд находились в государственной собственности. В собственности колхозов и кооперативов могли находиться постройки, инвентарь, скот. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Частная собственность не признавалась, однако устанавливалось право личной собственности граждан и допускалось «мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей», если при этом не применялся наемный труд. Колхозники также могли вести подсобное хозяйство, но в ограниченных размерах.

Хозяйственная жизнь определялась государственными планами.

Конституция отразила усиление централизации управления экономикой. В ведение СССР в лице общесоюзных органов власти перешло управление финансовой системой и сельским хозяйством, а также значительной долей промышленности и торговли.

Политическую основу СССР составляли советы депутатов трудящихся (ст. 2). Новое название советов (вместо прежнего - советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов) призвано было подчеркнуть участие в работе советов всех трупп трудящихся.

Структура системы советов была изменена и упрощена. Упразднялись съезды советов всех уровней. На всех уровнях функционировали советы: от Верховного совета СССР до сельских советов. Советы сохранили сессионный порядок работы.

Высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный совет СССР. Высшими органами государственной власти союзных республик и автономных республик были их верховные советы. Все иные советы назывались местными: краевые, областные, автономных областей, автономных округов, районные, городские, сельские.

Впервые в советской истории в конституционном акте была закреплена руководящая роль коммунистической партии в политической системе. Партия была объявлена руководящим ядром всех общественных и государственных организаций (ст. 126).

Избирательная система подверглась существенным изменениям. Активное и пассивное право были предоставлены всем гражданам СССР (ст. 134). Тем самым было отменено правило о лишении избирательных прав представителей «эксплуататорских классов». Отменялось и неравное представительство городских (рабочие) и сельских (колхозные крестьяне) жителей: все граждане должны участвовать в выборах на равных основаниях (ст. 136). Отменялась многоступенчатость выборов. Выборы во все советы стали прямыми. При этом вводилось тайное голосование.

Указанные изменения избирательного права означали его демократизацию. Однако сохранение однопартийной системы, отсутствие какой-либо политической конкуренции, полный контроль партийно-государственного руководства над всей процедурой выборов придали этой демократичности внешний, «показательный» характер.

В 1937 г. социалистическая экономическая и политическая система была закреплена конституциями союзных республик. Все конституции имели одинаковые или схожие основные положения. Близость содержания подчеркивалась сходством структуры: две первые главы каждой конституции имели одинаковое название («общественное устройство» и «государственное устройство»). Политическую основу всех республик составляли советы депутатов трудящихся. Все конституции закрепляли руководящую роль коммунистической партии. Во всех конституциях говорилось о добровольном объединении в составе СССР, о сохранении права на выход из состава союза. Имевшиеся различия менее важного характера определялись специфическими условиями отдельных республик. Например, конституции Таджикской, Туркменской и Узбекской республик декларировали национальное воссоединение их народов.

В рассматриваемый период государственные полномочия осуществляли не только государственные органы, но и руководящие органы ВКП(б). Партийные органы превратились по существу в важнейший компонент государственного механизма.

Партийное руководство определяло внутреннюю и внешнюю политику страны и решало все важнейшие вопросы. Фактически руководителем СССР являлся генеральный секретарь (с 1934 г.

Секретарь) ЦК ВКП(б) И. В. Сталин, не занимавший государственных постов. В стране сформировался культ личности Сталина. Официальная пропаганда широко использовала неюридическую терминологию, обозначавшую исключительное положение Сталина («вождь», «гениальный продолжатель дела Ленина», «великий зодчий коммунизма», «отец народов» и пр.).

Центральные партийные органы (съезды, конференции, ЦК, Политбюро) принимали решения, являвшиеся обязательными как для членов партии, так и для государственных органов. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин отмечал: «Кадры партии - это командный состав партии, а так как наша партия стоит у власти - они являются также командным составом руководящих государственных органов».

Прерогативой партии являлось формирование кадрового руководящего состава государственных органов. Центральные партийные органы СССР и союзных республик решали вопросы назначения и увольнения руководителей советов, народных комиссаров и т. д. Во исполнение партийных директив государственные органы проводили необходимые процедуры избрания, назначения, перевода на другую работу.

Высшим государственным органом до 1936 г. юридически являлся Всесоюзный съезд советов. Конституция СССР 1936 г. предусматривала в качестве высшего государственного органа Верховный совет СССР. Верховный совет состоял из двух равноправных палат: Совета Союза, избираемого по территориальным округам, и Совета национальностей, избираемого по национальным округам.

К компетенции Верховного совета относилось принятие законов, формирование правительства.

Функции главы государства выполнял Президиум Верховного совета (председатель - М. И. Калинин). Президиум имел право издавать указы в качестве общеобязательных нормативных актов.

Функции правительства выполнял Совет народных комиссаров СССР (СИК СССР). Члены СНК избирались Верховным советом.

При СНК функционировал экономический совет, контролировавший выполнение хозяйственных планов. ВСНХ был преобразован в наркомат тяжелой промышленности. Центральными отраслевыми органами управления являлись народные комиссариаты.

Количество, структура и компетенция наркоматов менялись. Например, в 1936 г. был создан Наркомат юстиции СССР, в компетенцию которого входило: контроль за деятельностью судов, коллегий адвокатов, нотариата, оказание юридической помощи населению, кодификационная работа, обобщение судебной практики.

В 1938 г. Закон СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республиках» установил следующую систему судебных органов. Она состояла из общих судов и специальных судов.

Судами первой инстанции были народные суды. В качестве второй инстанции выступали коллегии по гражданским и уголовным делам краевых, областных, окружных судов. Высшими судебными инстанциями являлись Верховные суды автономных и союзных республик и Верховный суд СССР.

Постоянно повышалось значение правоохранительных органов.

В 1933 г. была создана прокуратура СССР. С 1936 г. прокуратура превратилась в централизованную систему: все прокуроры страны стали подчиняться Прокурору СССР. Наркоматы юстиции союзных республик лишились полномочий по контролю за органами прокуратуры.

В 1934 г. система правоохранительных органов была централизована. В состав НКВД СССР было включено ОГПУ. Среди структурных подразделений НКВД имелись Главное управление рабоче-крестьянской милиции и Главное управление лагерей (ГУЛАГ). При НКВД действовал карательный несудебный орган - Особое совещание. Совещание имело полномочия применять в административном прядке меры уголовного наказания: ссылка, заключение в исправительно-трудовые лагеря.

НКВД осуществлял функции охраны общественного порядка, обеспечения государственной безопасности, охраны государственных границ. Затем в его ведение были переданы управление автомобильными дорогами, архивами, картографией и т. д.

В 1941 г. НКВД был разделен на Наркомат внутренних дел (НКВД) и Наркомат государственной безопасности (НГБ).

В 1940 г. была проведена централизация контролирующих органов. Образован Наркомат государственного контроля СССР вместо ранее существовавших контрольных органов. Указания Наркомата государственного контроля являлись обязательными для руководителей предприятий и учреждений.

3. Местные органы власти. В 1938-1940 гг. прошла реорганизация местных органов государственной власти.

В 1938 г. прошли выборы в Верховные советы союзных и автономных республик, в 1939 г. - выборы в областные, краевые, окружные, городские, поселковые и сельские советы. Кандидаты блока коммунистов и беспартийных получили 98-99% голосов. После выборов новые Советы сформировали свои исполнительные комитеты. «К началу 1940 г. была перестроена вся система органов государственной власти сверху донизу в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Конституциями союзных республик».

4. Вооруженные силы. Существенно изменилось как управление, так и организация вооруженных сил.

Территориально-милиционная система была ликвидирована. Все вооруженные силы стали кадровыми. Закон «О всеобщей воинской обязанности» (1939 г.) увеличил сроки военной службы по призыву до трех лет в сухопутных частях и до пяти лет во флоте. Призывной возраст снижался до 19 лет, а для окончивших среднюю школу - до 18 лет. Женщины, имевшие медицинскую, санитарную и специальную техническую подготовку подлежали воинскому учету, призыву на учебные сборы в мирное время и на военную служб в военное время.

В 1935 г. штаб РККА переименован в Генеральный штаб; в 1937 г. образован Наркомат военно-морского флота; в 1938 г. создан Главный военный совет Красной армии и Главный совет военно-морского флота. Увеличилось количество военных округов.

В автономных республиках, краях, областях и городах создавались военные комиссариаты, обеспечивавшие воинский учет и призыв в армию. При партийных комитетах создавались военные отделы.

В 1937 г. был введен институт военных комиссаров. Он просуществовал недолго и был ликвидирован в 1940 г. с учетом опыта военных действий против Японии и Финляндии.

Во второй половине 1930-х гг. была изменена система воинских званий. Устанавливались новые генеральские, адмиральские и офицерские звания.

Кадровый состав вооруженных сил подвергся политическим репрессиям. В силу этого уровень компетентности советских генералов, адмиралов и офицеров накануне Великой Отечественной войны серьезно понизился.

К 1941 г. по численности личного состава вооруженных сил СССР занимал одно из первых мест в мире, а по количеству боевой техники - первое место в мире.

VII съезд Советов СССР в одном из своих последних постановлений определил: "Предложить ЦИКу СССР избрать конституционную комиссию, которой поручить выработать исправленный текст Конституции на указанных в п. 1 основах и внести его на утверждение сессии ЦИК СССР" (СЗ СССР. 1935. N 8. Ст. 69). В соответствии с идеологическими воззрениями большевиков считалось, что изменения в социальной структуре общества, качественно иное его состояние требуют своей фиксации в тексте Основного Закона. Дескать, достигнуты еще одни рубежи на пути к коммунизму. В этом и заключался смысл п. 1 названного Постановления.

По мысли большевиков , достижение советским обществом основ социализма делает реставрацию капитализма в СССР невозможной, а раз так, то необходима дальнейшая демократизация власти и управления. В ситуации, когда исчезает классовый антагонизм первоначальной эпохи диктатуры пролетариата , представители повергнутых эксплуататорских классов могут быть уравнены в политических правах. Они могут быть допущены к выборам, сами выборы могут стать наконец-таки на двадцатый год революции прямыми, равными и тайными.

Согласно этому идеологическому представлению строился новый механизм государственной власти в СССР. При этом он подвергался упрощению и рационализации. В монолите Советской власти теперь появлялось место для технического разделения труда по управлению обществом: законодательная функция власти целиком и полностью вручалась Верховному Совету - двухпалатному парламенту. Исполнительная власть вручалась Правительству СССР, до 1946 г. именовавшемуся по-старому "Советом народных комиссаров", а после "Советом министров" (Вед. ВС СССР. 1946. N 10) . Судебная функция государственной власти олицетворялась единой судебной системой. Вместе с тем речь здесь может идти исключительно о техническом характере разделения власти, но никак не о действительном претворении в жизнь принципа разделения властей. Советская система отвергала этот принцип напрочь, напомним об этом еще раз.

Итак, высшим органом государственной власти становился Верховный Совет СССР (ст. 30) . Именно он осуществлял законодательную власть в стране (ст. 32) . Верховный Совет состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета национальностей. В случае разногласия между ними решение принималось согласительной комиссией (ст. 47) . Но, как и в предыдущий период, таких случаев ни разу не замечалось. Совет Союза избирался от всего населения страны по квоте: 1 депутат от 300 тыс. населения (ст. 34) . Совет национальностей формировался следующим образом: союзная республика посылала в него 25 депутатов, автономная - 11, автономная область - 5, национальный округ - одного депутата (ст. 35) . Палаты имели собственных председателей и по два заместителя. После 1956 г. каждая палата избирала уже по четыре заместителя. Палаты могли создавать собственные комиссии на постоянной основе (ст. ст. 50 и 51 ). Срок легислатуры Верховного Совета устанавливался в четыре года. Сессии полагалось проводить два раза в год.


Важнейшим органом Верховного Совета стал его Президиум - коллегиальный глава государства в СССР. Президиум формировался на первом заседании вновь избранного Совета в составе председателя и 15 его заместителей. В период с 1940 по 1956 г. таких замов было 16 по числу союзных республик. Помимо председателя и его заместителей в состав Президиума первоначально избиралось 24 человека, в 1946 г. их стало только 15, а в 1956 г. - 16.

К компетенции Верховного Совета относились все вопросы компетенции Союза ССР (ст. ст. 14 и 31 ). Исключение из этих вопросов составляли те, которые в силу той же ст. 31 были подведомственны Президиуму Верховного Совета СССР, Совнаркому (Совмину) СССР и наркоматам (министерствам). Фактически именно в этой статье закреплялось техническое разделение государственной власти в СССР. Если мы посмотрим на те вопросы, которые отнесены к ведению высших государственных органов Союза, то это и позволит сделать вывод, что Верховный Совет обладал полномочиями представительного законодательного органа власти. Президиум Верховного Совета обладал полномочиями главы государства , традиционными для него. Совнарком (Совмин) ведал вопросами, обычно относимыми к компетенции Правительства - руководящего органа исполнительной власти, а наркоматы (министерства) являлись образчиками органов центрального отраслевого управления.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР являлся Совнарком (Совмин) СССР. Правительство образовывалось Верховным Советом на первом его заседании после проведения новых выборов (ст. 56) . Правительство СССР, по Конституции 1936 г., образуется в составе министров, Председателя СНК СССР, первых заместителей Председателя СНК СССР, заместителей Председателя СНК СССР, Председателя Государственного планового комитета СНК СССР, председателя Комитета народного контроля, председателя Комитета заготовок, председателя Комитета по делам искусств, председателя Комитета по делам высшей школы (ст. 70) . В 1956 г. тем не менее произошло радикальное увеличение численности Совмина СССР. В его составе к прежним заместителям добавились первые заместители, помимо министров в состав Совета вошло еще 19 председателей государственных комитетов и приравненных к ним ведомств, например, председатель правления Госбанка СССР, начальник ЦСУ СССР. Тогда же было определено, что в состав Совмина СССР входят председатели Совминов союзных республик.

Компетенция Правительства СССР определялась ст. 68 Конституции. Положения ее, заметим, традиционные для высшего правительственного органа власти.

Органы центрального управления, по Конституции 1936 г., были представлены в лице наркоматов, после 1946 г. - министерствами. Как и ранее, они носили строго отраслевой характер. К ним примыкали ведомства - учреждения, равно наделенные конституционным статусом. Чаще всего они именовались "государственными комитетами". Но были и исключения, например Совет при Совмине СССР по делам религий или Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС), эти ведомства в Конституции не упомянуты, но их статус все равно соответствовал статусу союзного министерства.

Доктринальное определение министерства того периода способно только сбить с толку современного исследователя. Например, "советские министерства - это части социалистического госаппарата. Они построены и действуют на основе демократического централизма, проводят в жизнь принципы социалистической законности, государственного планирования, равноправия наций и учета национальных особенностей, широкого участия масс в государственном управлении" [Аманов. 1960: 11].

Классификация министерств согласно Конституции 1936 г. изменилась. Теперь в СССР существовали общесоюзные, союзно-республиканские или республиканские наркоматы (министерства) (ст. ст. 74 и 86 Конст. ). По сравнению с предыдущим периодом также более четко были установлены критерии подобной классификации.

Так, общесоюзные министерства руководили порученной им отраслью государственного управления на всей территории СССР или непосредственно через назначаемые ими органы (ст. 75) . Список таких министерств фиксировался в ст. 77 Конституции. Он, надо сказать, постоянно изменялся, если в 1936 г. общесоюзных наркоматов было 8, то к 1947 г. их стало 35, а после 1957 г. их осталось только 6.

Союзно-республиканские наркоматы (министерства) руководили порученной им отраслью государственного управления через одноименные республиканские министерства. При этом в их подчинении находились предприятия, чей список утверждался Президиумом Верховного Совета СССР (ст. 76 Конст.) . Количество таких министерств также разнилось в зависимости от времени. Стоит отметить и то, что они находились в двойном подчинении: от Совмина СССР и Совмина союзной республики (ст. 87) .

Наконец, республиканские наркоматы (министерства) руководили порученной им отраслью государственного управления, входящей в компетенцию союзной республики (ст. 84) . Они непосредственно подчинялись как Совмину своей республики, так и соответствующему союзно-республиканскому Министерству СССР (ст. 88) .

Конституция 1936 г. подробно в отличие от Конституции 1924 г. рассматривала вопросы государственной власти и управления союзных и автономных республик. Этому были посвящены соответственно гл. IV, VI, VII. Организация этих органов власти и управления целиком копировала структуру союзных. Тем не менее в республиканских конституциях, изданных в 1937 г., регулировались вопросы компетенции республиканских органов власти и управления, порядок их формирования и деятельности.

Говоря о режиме функционирования Конституции - самом продолжительном по времени из всех советских конституций, нельзя не упомянуть о семилетнем периоде с 1957 по 1964 г., когда на уровне союзной республики существовали так называемые Советы народного хозяйства (Совнархозы).

Совнархозы.

В 1957 г. был принят новый Закон "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством" (Вед. ВС СССР. 1957. N 11) . На основании этого Закона в Конституцию СССР вносились изменения: ст. ст. 88-а и 88-б .

Основной замысел реформы сводился к отказу от отраслевого принципа управления народным хозяйством и к переходу на территориальный принцип "на основе экономических административных районов" (ст. 2 Зак.) . С этой целью в союзных республиках образовывались особые административные единицы, в рамках которых создавались совнархозы. По замыслу авторов реформы все промышленные предприятия на территории этой экономической административной единицы переходили из подчинения министерств, которые вообще упразднялись (ст. ст. 9 и 11 Зак. ), в подчинение совнархозу. Если на территории республики имелось несколько экономических административных районов, то их совнархозы объединялись в республиканский совнархоз (ст. 3 Зак.) .

Организационно совнархоз состоял из председателя, его заместителей и членов. Председатель совнархоза мог состоять в ранге республиканского министра. Дело в том, что республиканские министерства в основном не упразднялись этой реформой, основной удар был нанесен по общесоюзным и союзно-республиканским министерствам. Председателя и членов совнархоза утверждал Совмин союзной республики, тогда как председателя и членов республиканского совнархоза назначал Президиум Верховного Совета союзной республики. Руководство совнархозами осуществлял Совмин союзной республики, но республиканский совнархоз подчинялся еще и Совмину СССР. При совнархозах на правах совещательного органа образовывался Технико-экономический совет.

Эта реформа - плод типично советского идеологического заблуждения, что экономикой можно управлять посредством приказов, инструкций и одних бюрократов, сменяя их другими. Производительность труда, урожайность полей от этого, как известно, не зависят. В конце концов внесенные этой реформой в советскую плановую экономику дезорганизация и хаос вынудили отказаться от нее.

Конституция СССР 1936 г. упорядочила систему местных органов государственной власти. На местах - краях, областях, округах, районах, городах, селах образовывались Советы депутатов трудящихся (ст. 94 Конст.) . Теперь эти советы формировались посредством прямых выборов сроком на два года (ст. 95 Конст.) . Исполнительными органами Советов являлись исполкомы, которые помимо подчинения собственному Совету были подотчетны исполкому вышестоящего Совета (ст. 101 Конст.) . Именно таким образом теперь обеспечивалось единство Советской власти.

В главах III-VIII (ст.30-101) Конституции СССР рассматривалась организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Конституция СССР исходила из принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы государственного управления. Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР , избиравшийся на 4 года. Он осуществлял все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входили в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР состоял из двух палат : Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинались и заканчивались одновременно. Законы считались утвержденными, если были они приняты обеими палатами простым большинством голосов. Совет Союза и Совет Национальностей избирали мандатные комиссии, которые проверяли полномочия депутатов каждой палаты. Верховный Совет СССР мог назначить, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны были выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы. Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР. Они не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР . Созыв его очередных сессий предусматривался два раза в год, а внеочередных — по усмотрению Президиума Верховного Совета СССР или по требованию одной из союзных республик. Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему , избиравшийся на совместном заседании обеих палат, компетенция которого была определена в Конституции СССР. Согласно ст. 49 Конституции Президиум Верховного Совета СССР созывал сессии Верховного Совета СССР, давал толкование действовавших законов СССР, издавал указы, распускал Верховный Совет СССР при отсутствии согласного решения двух его палат и назначал новые выборы; производил всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; отменял постановления СНК СССР в СНК союзных республик в случае их несоответствия закону и тд.

Конституция 1937 года учреждала в стране постоянный парламент — Верховный Совет России состоящий из одной палаты, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, без различия пола, религии и национальности, сроком на 4 года. Верховный Совет принимал законы, устанавливал размеры налогов и пошлин, принимал государственный бюджет.

Заседания Верховного Совета вёл Председатель Верховного Совета (имел восемь заместителей), избираемый Верховным Советом.

К Верховному Совету переходило право формирования и подотчётность Совета Народных Комиссаров (в 1945 году переименован в Совет Министров). Конституция 1937 года также сохранила народные комиссариаты (в 1945 году переименованы в министерства) в качестве центральных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли народные комиссары.

Конституцией также создавался Президиум Верховного Совета (в составе председателя, заместителя председателя, заместителей Председателя от автономий, секретаря и 14 членов) — высший государственный совет осуществлявший полномочия главы государства (введенные Конституцией 1937 года — созыв сессий парламента, назначение выборов в парламент, установление и присвоение почётных званий, осуществление помилования).

Постоянными представительными органами местного самоуправления становились советы депутатов трудящихся избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет сроком на 2 года. Заседания совета депутатов трудящихся вели председатель совета депутатов трудящихся и секретаря совета депутатов трудящихся, избираемые советом депутатов трудящихся.

К советам депутатов трудящихся переходило право избрания местных исполнительных комитетов. Конституция 1937 года также сохранила местные отделы в качестве местных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли начальники отделов.

К Верховному Совету также переходило право избрания Верховного Суда, а к областным советам депутатов трудящихся право избрания областных судов. Районные Народные Суды избирались совершеннолетними жителями района. Конституционно закреплялась независимость судей и открытость разбирательства дел.

Конституция СССР 1936 года. Структура и общая характеристика. Система органов государственной власти.

Окончательное обсуждение проекта Основного закона осстоялось на специально созванном VIII чрезвычайном съезде Советов СССР, который 5 декабря 1936 утвердил КОнституцию.

Она состояла из 13 глав и 146 статей. Структура конституции стала более четкой и целостной. В ней появились новые главы об общественном устройстве, суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан. В целом специалисты считают Основной закон 1936 одним из самых передовых для совего времени.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г политической основой страны являлись Советы депутатов трудящихся, а экономической основой — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия исредства производста.

Конституция признавала СССР федеративным гоударством, закрепляла принцип добровольности объединения союзных республик, допускала и право на свободный выход из состава СССР, раграничивала компетенцию союза и союзных республик.

Конституция как и предыдущие законодательные акты устанавливала систему органов гос власти.

Система гос власти выглядело следующим образом:

  1. Верховный Совет СССР — высший орган государственной власти, получивший те же права, которыми ранее обладали Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Сюза. Он избирался населением СССР (впервые в истории Советского государства) на основе всеобщего, прямого ир авного избирательного права при тайном голосовании срококм на 4 года. Верховный Совет состоял из двух равноправных палат — Совета Союза и СОвета Национальностей.
  2. Президиум Верховного Совета СССР — высший орган власти в перерывах между сессиями Верховного Совета. Формировался Верховным Советов СССР на совместном заседании обеих палат.
  3. Совет Народных комиссаров СССР (правительство СССР) — высший исполнительный и распорядительный орган власти. Формировался Верховным Советом СССР.
  4. Народные комиссариаты — органы управления отдельными сферами общественной жизни. Конституцией предусматривалось создание трех групп наркоматов: общесоюзных, союзно-республиканских и республиканских.

На региональном и местном уровнях органами государственной власти выступали соответствующие советы тдепутатов трудящихся, которые избирались населением сроком на 2 года.

Также Конституцией 1936 регламентировался статус суда и прокуратуры. Высший надзор за исполнением законов возлагался на Прокурора СССР.

Яркой новеллой союзной Конституции 1936 г стала глава 10, в которой закреплялись основные права, свободы и обязанности граждан. В основном законе провозглашались следующие права и свободы: личные, политические, социально-экономические,духовные.

Также гарантировалось арвенство в правах всем гражданам независимо от пола, национальности и расы.

Избирательное же право, как активное, так и пассивное, предоставлялось всем гражданам СССР, достигшим ко дню выборов 18 летнего возраста. Также устранялось существовавшее ранее неравенство городских и сельских избирателей.

Конституция 1936 являлась гибкой по своему хараткреу. Любая норма Основного закона могла быть изменена решением Верховного СОвета СССР, принятым большинством не менее 2/3 голосов каждой из его палат.

Конституция 1936 г. и изменения в системе высших органов государственной власти. Рабкрин

Конституция СССР 1936 г. формально приблизила систему органов государственной власти, порядок их образования и компетенцию к стандартам конституционного государства в его европейском понимании. В ней не только были провозглашены основные права и обязанности граждан, но и проведено достаточно строгое распределение законодательной и исполнительной функций между разными органами.

Конституция определила новую систему центральных органов власти СССР. Съезды Советов ушли в прошлое. Высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР. Именно ему принадлежала высшая законодательная власть в стране (ст. 32). Верховный Совет состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей, избираемых на четыре года. Первая палата формировалась по норме один депутат от 300 тыс. населения, вторая – по норме 25 депутатов от союзной республики, 11 – от автономной республики, пять – от автономной области и один – от национального округа. Представительство национальностей в союзном органе по сравнению с тем, что было раньше, увеличилось. Верховный Совет избирал Президиум Верховного Совета и утверждал Правительство СССР.

Сессии Верховного Совета созывались его Президиумом два раза в год. Ряд функций государственной власти в период между сессиями разрешалось осуществлять Президиуму. В частности, он был уполномочен давать толкование действующих законов СССР и издавать указы, производить референдум по своей инициативе или по требованию одной из республик, осуществлять право помилования и пр. (ст. 49). Таким образом, Президиум формально был лишен законодательных полномочий. Впрочем, отсутствие четкой формальной грани между законом и указом привело к тому, что в реальности Президиум продолжал активно заниматься законотворчеством, внося своими указами изменения в действующее законодательство.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР становился СНК. Он был подотчетен Верховному Совету, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР. СНК издавал постановления и распоряжения только на основе и во исполнение действующих законов и проверял их исполнение. Таким образом, СНК лишался права издавать общесоюзные законы.

Конституция 1936 г. сыграла определенную роль в становлении централизованной административно-командной системы управления экономикой, культурой, образованием. Достаточно сказать, что в ней закрепляется принцип строгой соподчиненности (иерархия) Советов всех уровней. Так, устанавливается подотчетность исполнительных органов Советов как избравшему их Совету, так и исполнительному органу вышестоящего Совета (ст. 101). В деятельности государственного аппарата был воспроизведен принцип демократического централизма, который подразумевал не только строгое подчинение нижестоящих органов вышестоящим, но и доведенную до абсолюта централизацию планового руководства всеми сферами жизни общества. Роль государственного плана социально-экономического развития была закреплена в отдельной статье Конституции.

В качестве экономической основы советского строя названы социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства в форме государственной или кооперативно-колхозной. Несмотря на то, что ст. 9 допускает мелкое частное хозяйство, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда, очевидно, что с экономическим плюрализмом было покончено. Примат государственной собственности был необходимым условием развертывания административно-командной системы.

По мере укрепления административно-командной системы и партийно-номенклатурного управления усиливалась централизация управления, сузилась сфера самостоятельной деятельности Советов, их инициатива ограничивалась. Формально Советам принадлежала обширная власть, а фактически они были отстранены от нее. Участие трудящихся и общественных организаций в осуществлении контрольных функций было затруднено после ликвидации в 1934 г. ЦКК – РКП. По положению о Наркомате госконтроля СССР, учрежденном в 1940 г., такое участие вообще не предусматривалось. Задачей этого наркомата был контроль за исполнительной дисциплиной и за расходованием материальных и денежных ресурсов, для чего ко всем ведомствам были прикреплены главные контролеры. Многие нормы Конституции очень скоро стали юридической фикцией, перестали действовать. Нарушались сроки созыва сессий Советов, отчеты исполкомов, а также компетенция представительных учреждений, которые в ряде случаев подменялись исполнительными органами.

Уже с начала 1930-х гг. органы НКВД, органы финансового, санитарного, планового и т.п. контроля, различные инспекции и уполномоченные были превращены в централизованные федеральные службы, т.е. действовали в масштабах всего СССР. Всеобщий административный надзор осуществлял вновь созданный в 1934 г. НКВД СССР. Увеличивалась численность государственного аппарата, прежде всего, на федеральном уровне. В начале 1930-х гг. наблюдается резкое увеличение числа актов о центральных органах государственного управления. Их появление было вызвано курсом на более жесткую централизацию экономики и внедрением административно-командных методов руководства. Быстро росла численность исполнительного аппарата, особенно контрольных и карательных органов . В рассматриваемый период эти органы уже были достаточно жестко централизованы и выведены из-под контроля Советов.

В 1932 г. был ликвидирован единый промышленный наркомат – ВСНХ СССР и вместо него образованы три отраслевых наркомата. В 1934 г. их уже четыре, а в 1939 г, – 21, причем большинство из них – общесоюзные. Наркоматы быстро превращались в центры замкнутых административно-хозяйственных систем. С увеличением числа предприятий, объемов производства и ресурсов такие центры все больше сосредоточивались на собственных интересах по выполнению планов. Постепенно ведомственный интерес в управлении стал вступать в противоречие с государственным. Уже с начала 1930-х гг. перед большевиками, занимающими руководящие должности в промышленности, ставилась задача овладения вопросами техники, экономики, финансов. Директора заводов обязаны были «вмешиваться во все». Это рассматривалось как основное условие для перехода к принципу единоначалия в руководстве экономикой и как существенное условие, которое может положить предел «вредительству» в экономике. Показательные процессы над такими «вредителями» (Шахтинское дело, процесс «Промпартии») к этому времени уже состоялись. Даже в сфере управления сельским хозяйством существовало два самостоятельных наркомата: Наркомзем, в ведении которого находились колхозы, и Наркомсовхозов.

Мобилизационная экономика вызвала серьезные изменения в системе управления народным хозяйством. Все большую роль в общем и текущем управлении начинают играть партийные организации, а партийные документы все чаще носят нормативный характер, содержат административные предписания. Так, в 1929 г. в связи с переходом на непрерывную рабочую неделю парторганизациям была дана директива Политбюро, где, в частности, говорилось о необходимости реорганизовать работу транспортных, культурно-просветительных и бытовых учреждений (трамваи, рабочие поезда, столовые, ясли, бани, детские площадки, театры, кино, выставки и т.п.), приспособив их к равномерному обслуживанию разных смен и постепенно переводя эти учреждения на непрерывную неделю.

  • Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г.– декабрь 1991 г. М., 1995. С. 23.

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.

Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР.

Исключительно Верховный Совет СССР осуществляет законодательную власть.

Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива.

Законы считаются утвержденными, если они приняты обеими палатами простым большинством голосов.

Верховный Совет СССР может назначать, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.

Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР: их нельзя было привлечь к судебной ответственности или арестовать без согласия Верховного Совета СССР.

Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР.

Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему Президиум Верховного Совета СССР.

Президиум Верховного Совета СССР обладал широчайшими правами: созывал сессии, давал толкование действовавших законов, издавал указы, распускал Верховный Совет и назначал новые выборы; производил всенародный опрос (референдум); осуществлял право помилования; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; объявлял общую и частичную мобилизацию; ратифицировал международные договоры и т. п.

Правительство СССР (Совнарком) было высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, объединяя и направляя работу 8 общесоюзных наркоматов: обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности и 10 союзно-республиканских наркоматов: пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия и др.

Тема 19. Высшие органы власти и управления

Структура высших органов власти и управления была установлена II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов в октябре 1917 года. Конституция РСФСР 1918 года полностью сохранила эту структуру.

Органы государственной власти и управления РСФСР по Конституции

К высшим органам власти относились Всероссийский съезд Советов (высший представительный орган), ВЦИК.

Делегаты Всероссийского съезда Советов избирались городскими и губернскими Советами. При этом обеспечивалось явное преимущество рабочего класса. Неравная норма представительства депутатов от разных слоев населения РСФСР сохраняла возможность единовластия большевиков на съездах и проведение предлагаемых ими решений.

К исключительной компетенции съезда Советов относились следующие вопросы:

— принятие и изменение Конституции;

— ратификация мирных договоров;

— установление, изменение границ республики;

— объявление войны и заключение мира;

— избрание ВЦИК и заслушивание отчетов о его деятельности.

Предметы ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК детально не

разграничивались. ВЦИК мог самостоятельно решать все вопросы общегосударственного значения. ВЦИК считался высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК образовывал правительство — СНК.

Рабочими органами ВЦИК были Президиум, отделы и комиссии. Президиум осуществлял всю организационную работу по подготовке

заседаний ВЦИК, должен был организовывать проведение в жизнь принимаемых ВЦИК декретов и постановлений, осуществлять руководство работой отделов и комиссий ВЦИК.

СНК осуществлял общее управление делами государства. СНК выполнял сложные функции как высший орган управления, но и имел право принимать законодательные акты.

Особым органом управления народным хозяйством и государственными финансами был созданный при СНК Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

Большевики отвергли буржуазный парламентаризм и идею разделения властей. В. Ленин считал, что представительный орган должен быть и парламентарным и работающим органом государства, т. е. соединить в себе функции законодательной и исполнительной властей.

Органы государственной власти и управления СССР по Конституции

  • 73. Изменение и расторжение договора понятие, основания, порядок, последствия 73. Изменение и расторжение договора: понятие, основания, порядок, последствия Существуют три варианта […]
  • Домогательство уголовно Что это такое и как себя защитить С учетом опыта США 2. ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН О СЕКСУАЛЬНЫХ ДОМОГАТЕЛЬСТВАХ? Общество закрывает глаза на деликатную проблему […]
  • Практически каждая мамочка, получившая сертификат при рождении второго и последующего ребенка, не знает, как правильно им распорядиться, какие существуют законные методы использования […]
  • Окончательное обсуждение проекта Основного закона осстоялось на специально созванном VIII чрезвычайном съезде Советов СССР, который 5 декабря 1936 утвердил КОнституцию.

    Она состояла из 13 глав и 146 статей. Структура конституции стала более четкой и целостной. В ней появились новые главы об общественном устройстве, суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан. В целом специалисты считают Основной закон 1936 одним из самых передовых для совего времени.

    В соответствии с Конституцией СССР 1936 г политической основой страны являлись Советы депутатов трудящихся, а экономической основой - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия исредства производста.

    Конституция признавала СССР федеративным гоударством, закрепляла принцип добровольности объединения союзных республик, допускала и право на свободный выход из состава СССР, раграничивала компетенцию союза и союзных республик.

    Конституция как и предыдущие законодательные акты устанавливала систему органов гос власти.

    Система гос власти выглядело следующим образом:

    1. Верховный Совет СССР - высший орган государственной власти, получивший те же права, которыми ранее обладали Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Сюза. Он избирался населением СССР (впервые в истории Советского государства) на основе всеобщего, прямого ир авного избирательного права при тайном голосовании срококм на 4 года. Верховный Совет состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и СОвета Национальностей.
    2. Президиум Верховного Совета СССР - высший орган власти в перерывах между сессиями Верховного Совета. Формировался Верховным Советов СССР на совместном заседании обеих палат.
    3. Совет Народных комиссаров СССР (правительство СССР) - высший исполнительный и распорядительный орган власти. Формировался Верховным Советом СССР.
    4. Народные комиссариаты - органы управления отдельными сферами общественной жизни. Конституцией предусматривалось создание трех групп наркоматов: общесоюзных, союзно-республиканских и республиканских.

    На региональном и местном уровнях органами государственной власти выступали соответствующие советы тдепутатов трудящихся, которые избирались населением сроком на 2 года.

    Также Конституцией 1936 регламентировался статус суда и прокуратуры. Высший надзор за исполнением законов возлагался на Прокурора СССР.

    Яркой новеллой союзной Конституции 1936 г стала глава 10, в которой закреплялись основные права, свободы и обязанности граждан. В основном законе провозглашались следующие права и свободы: личные, политические, социально-экономические,духовные.

    Также гарантировалось арвенство в правах всем гражданам независимо от пола, национальности и расы.

    Избирательное же право, как активное, так и пассивное, предоставлялось всем гражданам СССР, достигшим ко дню выборов 18 летнего возраста. Также устранялось существовавшее ранее неравенство городских и сельских избирателей.

    Конституция 1936 являлась гибкой по своему хараткреу. Любая норма Основного закона могла быть изменена решением Верховного СОвета СССР, принятым большинством не менее 2/3 голосов каждой из его палат.



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!