Федеральная служба россии по финансовому оздоровлению и банкротству. Правовое положение иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, и органа государственного управления по делам о банкротстве
02 Мар 2018г
В условиях экономической неустойчивости возросло количество должников, не способных погасить требования кредиторов по обязательствам. Вопросы по банкротству вызывают большой интерес и множество споров в обществе.
Понятие «должник», описано в федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-фз «о несостоятельности (банкротстве)». Должником является сторона, которая обязана погасить кредитору все платежи по обязательствам в срок, установленный законом о банкротстве.
Банкротство — это судебная процедура, в которой объединяются все кредиторы банкротящегося должника. С момента введения наблюдения, законом не дозволяется взыскание с должника каких-либо средств вне процедуры банкротства. Отныне все действия, связанные с оплатой должником-банкротом своих долгов будут осуществляться только в рамках процедуры банкротства.
Чье участие предусмотрено в деле о банкротстве?
Это тоже прописано в законе — должник, конкурсные кредиторы, арбитражный управляющий, государственный орган по делам о банкротстве, налоговые и другие уполномоченные органы (в случае требования уплаты обязательных платежей), прокурор (в случае возбуждения дела по его заявлению).
У руководителей организаций-банкротов возникают вопросы: какая ответственность наступает при банкротстве? Кто привлекается к ответственности? И как уменьшить ответственность директора предприятия-должника?
Ответственность в делах о банкротстве может быть различной:
- гражданско-правовая ответственность,
- административная ответственность,
- уголовная ответственность.
Симптомами банкротства указывается задолженность (для организаций более 100 000 руб., для индивидуальных предпринимателей свыше 10 000 руб.), неспособность погасить требования кредиторов в течение 3-х месяцев, перевес обязательств над стоимостью имущества.
Дела о банкротстве граждан и организаций, рассматриваются в суде по месту нахождения должника — организации или по месту жительства гражданина, в арбитражном суде.
Представителями сторон могут быть граждане, имеющие полномочия на представление в суде. Права руководителей подтверждаются учредительными документами, или бумагами о служебном положении. Права представителей подтверждаются в суде документами, удостоверяющими их полномочия. Другие представители должны иметь доверенность.
Должник вправе появиться в арбитражном суде и подать заявление при наличии обстоятельств, по которым он не сможет осуществить обязательства перед кредиторами и обязанности по оплате обязательных платежей в установленные сроки. Должник пишет заявление по установленной форме, и оно подписывается лицом с полномочиями. Заявление подписывает должник или его представитель в случае, когда имеется доверенность и такое право в ней предусмотрено.
Нарушение сроков подачи заявления в арбитражный суд, влечет за собой дополнительную ответственность для лиц, которые принимают решения о подаче заявления. Если судом устанавливается, что заявление подано с нарушением буквы закона, то суд выносит определение о оставлении его (заявления) без движения. В таком определении указываются причины и срок, в течение которого надо ликвидировать обстоятельства, ставшие причиной оставления заявления. Определение посылается сторонам в виде копии.
Если обстоятельства не ликвидируются в срок, обозначенный судом, то выносится определение о возврате заявления, и суд отправляет обратно заявление со всеми приложениями. С минуты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом отдельный кредитор не может обращаться к должнику в частном порядке для погашения своего требования. Все требования идут через арбитражного управляющего.
По итогам первого заседания кредиторов арбитражный суд выносит определение о включении в реестр требований кредиторов или об отказе во включении в реестр кредиторов. Это определение при несогласии может быть обжаловано в течение 10 дней.
Голосующими участниками заседания признаются кредиторы, налоговый, таможенный и иной уполномоченный орган. В заседании кредиторов принимает участие представитель должника. Количество голосов определяется по сумме требования к должнику каждого кредитора, налогового или другого уполномоченного органа.
Заявление кредитора-организации должен завизировать его руководитель или представитель, заявление кредитора-гражданина сам гражданин или его представитель, посредник. В последнем случае нужна доверенность (скачать доверенность на ведение дела о банкротстве в арбитражном суде).
Доверенность - документ, который дает право одному гражданину действовать в интересах другого. Доверенность является формой, регистрирующей права и пределы их применения для доверенного лица. Представитель будет действовать в пределах прав, которые дает доверенность. Доверенность на представление в суде всегда предоставляется в письменном виде. От должника доверенность по делу о банкротстве может быть выдана юристу организации она должна быть подтверждена печатью и завизирована подписью руководителя.
Доверенность физического лица заверяется у любого нотариуса.
К заявлению кредитора прилагаются документальные свидетельства, подтверждающие обещания должника перед кредитором, и их размер. Подшивается и доверенность, подтверждающая права подающего заявление лица. Уполномоченный орган вносит в документацию реквизиты уполномоченного органа, его адрес, размер требований, которые тот имеет к должнику, регистрационные данные должника, размер неустоек,процентов, и т.п.
Уполномоченный орган должен приложить частично не исполненные или не исполненные вовсе документы, которые предъявили таможенный или налоговый орган о выплате задолженности, включающей требование об уплате обязательных платежей. Уполномоченный орган добавляет к заявлению уведомление о задолженности по обязательным платежам.
В суде принимают заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением буквы закона. Если обращение с заявлением должника было обязательным, но получены не все документы, то заявление все равно рассматривается в суде, а недостающие документы потребуют позже при подготовке дела к разбирательству.
Не позднее 5 дней с даты заявления, в арбитражном суде выносится определение о принятии заявления. Если должником подано заявление, но у него есть потенциал для погашения долгов перед кредиторами в полном объеме (фиктивное банкротство), то должник будет нести перед кредиторами ответственность за ущерб. В определении о принятии заявления указываются кандидатура арбитражного управляющего и организация, из числа членов которой в суде утверждают этого управляющего, указываются дата разбора заявки и данные по регистрации должника.
Определение о принятии заявления направляется заявителю, должнику, в уполномоченный орган, и другим участникам процесса. В случае применения в работе должником сведений государственной тайны, суд направляет в территориальный орган исполнительной власти по обеспечению безопасности определение о принятии заявления.
В срок от пятнадцати до тридцати суток, суд рассматривает требования, выносит определение о введении наблюдения и выбирает управляющего. Суд может ввести меры по обеспечению заявления по ходатайству того, кто подал заявление. По итогам рассмотрения ходатайства выносится еще одно определение. Определение о принятии мер по обеспечению заявления или об отказе в принятии мер подлежит неотложному исполнению, но может быть обжаловано.
Получая определение суда, в котором указан арбитражный управляющий в деле о банкротстве, либо протокол заседания кредиторов о выборе арбитражного управляющего, заявленная организация предоставляет в суд полную информацию о нем.
При рассмотрении дела о банкротстве должника применяются следующие процедуры:
- Наблюдение;
- Внешнее управление;
- Конкурсное производство;
- Мировое соглашение в деле о банкротстве;
- Финансовое оздоровление.
Основными задачами процедур являются восстановление положения, необходимого для продолжения должником его деятельности и выплата долгов.
Наблюдение — процедура, вводимая для обеспечения сохранности имущества должника, изучения его финансового состояния, составления реестра требований и проведения первого собрания кредиторов. Определение арбитражного суда о наблюдении содержит признание заявления обоснованным, указание на введение наблюдения и утверждение управляющего. Наблюдение вводится после рассмотрения требований заявителя, за исключением случаев возбуждения дела по заявлению должника. Наблюдение утверждает ряд ограничений в отношении должника. Так, например, правление организации-должника может совершать сделки только по письменному согласию арбитражного управляющего.
Внешнее управление имуществом должника является не обязательным и направлено на сохранение деятельности предприятия.
Конкурсное производство — процедура, применяемая к должнику для соразмерного погашения требований кредиторов.
Финансовое оздоровление — это процедура для восстановления платежеспособности предприятия должника и погашения задолженности в соответствии с графиком. При финансовом оздоровлении должник почти сразу начинает расплачиваться по долгам, одновременно начинается финансовое оздоровление организации.
Мировое соглашение в деле о банкротстве — процедура, вводимая на любой стадии дела о банкротстве в целях прекращения дела о банкротстве через достижение согласия должника и кредиторов. Мировое соглашение в деле о банкротстве — это соглашение сторон о остановке спора на основе взаимных уступок.
Требования кредиторов по денежным обязательствам предъявляются должнику, включаются в реестр требований кредиторов, и погашаются по очереди. Вот почему важно подать заявление вовремя, чтобы попасть в реестр должников как можно раньше. Заявление о включении в реестр кредиторов должно быть составлено в соответствии с законом и подано в течение 30 дней с момента опубликования сведений о введении наблюдения в отношении должника. Заявление с приложенными документами направляется в арбитражный суд, в котором возбуждено дело банкротстве, а также арбитражному управляющему и самому должнику.
Каким бы явным не казалось требование кредитора, оно проходит проверку арбитражным судом перед включением в реестр. Даже, если у кредитора имеется исполнительный лист о взимании с должника некой суммы, он обязан подать заявление в суд о включении задолженности в реестр требований.
Заявление о включении в реестр требований может быть подано на любой стадии дела о банкротстве, но до истечения 2 месяцев с момента опубликования информации об введении наблюдения в отношении должника, поскольку тогда же закрывается реестр требований кредиторов и требования, заявленные позднее, погашаются в последнюю очередь. Обратите внимание, что речь идет о ситуации банкротства, и зачастую по этим требованиям выплаты не производятся в связи с отсутствием средств у должника.
В процессе банкротства учитываются денежные обязательства, в том числе задолженность за работы, товары и услуги, займы с процентами, требующие оплаты, задолженность, возникшая из-за безосновательного обогащения, и задолженность, возникшая из-за нанесения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств по выходным пособиям и оплате труда, а также обязательств перед учредителями должника, обязательные платежи, штрафы и иные финансовые санкции.
Неустойки, проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или не надлежащее исполнение обязательства, в том числе за неисполнение платежей, не учитываются при определении признаков банкротства.
Платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом — это так называемые текущие платежи. Текущие платежи — это платежи, возникшие после открытия дела о банкротстве, требования об оплате услуг, товаров и работ.
Так как должник зачастую продолжает деятельность и после принятия судом заявления о банкротстве, то у него появляются новые расходы — текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, аренда и т.п.
Для платежей по таким обязательствам, как текущие платежи — в законе предусмотрено исключение. Требования по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Требования по ним погашаются вне очереди.
Кредиторы вправе обжаловать текущие платежи у арбитражного управляющего. Его участие в суде по делу о банкротстве обязательно.
Если должник признан банкротом из-за действий проверяющих лиц, то они в случае нехватки имущества должника будут нести дополнительную ответственность по его обязательствам.
Действия арбитражного управляющего, нарушающие законодательство могут причинить вред. В этом случае должник и его кредиторы вправе взыскивать с арбитражного управляющего возмещение убытков.
может образовывать на местах территориальные органы, имеющие соответствующие полномочия.
Кроме того, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению может создать специализированный фонд, положение о котором должно утверждаться Правительством РФ (из этого фонда, в частности, будут осуществляться выплаты арбитражным управляющим минимального вознаграждения до реализации имущества должника).
Принятие Закона означает необходимость уточнения статуса Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, которая в свое время являлась правопреемником Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом (ФУДН) (которое было создано постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 20 сентября 1993 года № 926). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 848 «Вопросы Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению» Федеральная служба является органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и финансовому оздоровлению организаций.
В период существования и деятельности Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) на практике возникала сложная ситуация, вызванная тем, что ФУДН проявляло значительную активность, принимая на себя различные полномочия по отношению к должникам (при отсутствии запретов и регулирования определенных вопросов действовавшим законодательством). Такое положение было недопустимо, поскольку ФУДН являлось исполнительным органом государства, а государство выступает и в качестве одного из кредиторов, а в ряде случаев и должником. На практике часто возникали ситуации, когда ФУДН от имени государства подавало заявления о несостоятельности предприятий, в том числе и государственных.
Закон вслед за ГК РФ практически уравнивает государство с остальными участниками конкурсного процесса, если государство выступает как кредитор. Роль государственного органа по делам о банкротстве сведена к минимуму, частично функции ФУДН переданы Госкомимуществу.
Основная задача государственного органа – предупреждение банкротства , в настоящее время у него нет права на подачу заявления о признании несостоятельности; права на выступление в качестве представителя государства по долгам перед бюджетом; возможности объявлять любое государственное предприятие несостоятельным и обязывать его руководителя подавать заявление о несостоятельности в арбитражный суд.
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 17 февраля 1998 года № 202 «О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению» государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению является Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
список литературы
1. Гражданский кодекс РФ.
2. ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» от 21 октября 1994 года.
3. Гражданское право. – М.: БЕК, 1998.
4. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». – М.: БЕК, 1998. – 510 с.
5. Зайцева В. Несостоятельность и банкротство в современном российском праве. // Право и экономика, 1999. - № 5. – 12 с.
6. Телюкина М.В. Действие российского законодательства о несостоятельности (банкротстве). // Законодательство и экономика, 1999. - № 2. – 18 с.
7. Прудникова Т., Голубев В. Банкротство: общие положения, наблюдение, управление, конкурс. // Закон, 1998. - № 6. – 19 с.
8. Бунич П. Новый закон о банкротстве: шансов для спасения больше. // Экономика и жизнь, 1999. - № 1998. - № 4.
9. Весенева Н. Руководство для несостоятельных должников. Как грамотно стать банкротом. // Экономика и жизнь, 1999. - № 4.
Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:
1. Собственник имущества должника, либо его представители;
2. Учредители (участники) должника, их представители;
3. Представитель работников должника;
4. Прокурор;
5. Государственные органы и организации, в ведении и подчинении которых находится должник;
6. Другие заинтересованные органы и организации;
7. Иные лица в случаях, предусмотренных законодательством.
Органом государственного управления по делам о банкротстве является Департамент по санации и банкротству Министерства экономики, который:
1. Проводит в пределах своей компетенции государственную политику по предупреждению банкротства, а также обеспечивает условия для реализации процедур банкротства;
2. Организует систему подготовки управляющих;
3. Разработка и реализация государственной политики по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), а также участие в разработке актов законодательства по вопросам экономической несостоятельности (банкротства);
4. Осуществление на системной основе мер по финансовому оздоровлению и предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) ЮЛ и ИП;
5. Осуществление учета и анализа платежеспособности государственных организаций, организаций, имеющих долю государственной собственности в уставном фонде, и иных организаций;
6. Лицензирование деятельности антикризисного управляющего в производстве об экономической несостоятельности (банкротстве);
7. Осуществление контроля за соблюдением временными (антикризисными) управляющими требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) в форме проведения проверок их деятельности;
8. Рассмотрение по существу жалоб и обращений граждан и ЮЛ, касающихся неисполнения (ненадлежащего исполнения) управляющими своих обязанностей в производствах по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);
9. Организация подготовки и проведение аттестации временных (антикризисных) управляющих, лицензирование их деятельности.
ЮЛ, ИП, государственные органы, их руководители, другие должностные лица обязаны по требованию безвозмездно представлять документы и иную информацию, необходимую для осуществления этим органом его функций.
Правовое регулирование отношений по досудебному оздоровлению должника.
Досудебное оздоровление – это меры, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества ЮЛ, ИП, государственными органами и иными организациями по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной деятельности ЮЛ и ИП, а также по восстановлению их платежеспособности.
Меры по досудебному оздоровлению должника могут проводить до возбуждения производства по делу о банкротстве, так и после него.
В качестве мер по досудебному оздоровлению должника, а также созданию условий для стабильной и эффективной хозяйственной деятельности, уполномоченные лица вправе:
1) Изменять структуру и состав органов управления ЮЛ и иных организаций;
2) Взыскивать кредиторскую задолженность;
3) Принимать меры по выделению ЮЛ и ИН бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженности за счёт иных источников;
4) Привлекать инвестиции, в том числе и иностранные;
5) Содействовать достижению соглашений ЮЛ и ИП с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий.
Защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение: особенности правовой регулирования.
При рассмотрении дела о банкротстве должника – ЮЛ применяются следующие процедуры банкротства:
1) Защитный период;
2) Конкурсное производство (включает санацию и ликвидационное производство);
3) Мировое соглашение.
При рассмотрении дела о банкротстве должника – ИП применяются следующие процедуры банкротства:
1) Защитный период, в случае необходимости завершения досудебного оздоровления, если оно не завершено до возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротства);
2) Конкурсное производство;
3) Мировое соглашение.
К судебным процедурам, предотвращающим банкротство должника, относятся:
1. Защитный период;
2. Санация;
3. Мировое соглашение.
Защитный период
С момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника, судом устанавливается защитный период, продолжительность которого не может превышать 3 месяцев, если иное не установлено законодательством.
Защитный период вводится судом по ходатайству должника или органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления сроком до 3 лет в целях завершения досудебного оздоровления.
Управляющим может быть:
1. физическое лицо, имеющее высшее, преимущественно экономическое или юридическое, образование, имеющее необходимый опыт хозяйственной деятельности, не имеющее судимости, аттестованное на соответствие профессионально-квалифицирующим требованиям, получившее аттестат управляющего.
2. Юридическое лицо.
Управляющий должен пользоваться доверием суда, кредиторов и должника.
Должник обязан представлять управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся любой деятельности должника, если иное не предусмотрено законодательством.
В процессе защитного периода проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника в целях определения наличия оснований для возбуждения конкурсного производства.
По окончанию защитного периода суд рассматривает заявление о банкротстве должника, а также отчет управляющего.
2.Конкурсное производство – это процедура экономической несостоятельности (банкротства), осуществляющее в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процедуре санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований его проведения – процедуры ликвидационного производства должника.
Суд возбуждает конкурсное производство:
1. Если неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;
2. При наличии обстоятельства, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии исполнить платежные обязательства и/или произвести выплаты по обязательствам, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношениями в установленный срок из-за своей неплатежеспособности и др.
2.1Санация – это процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности и изменение договорных и других обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказанию финансовой поддержки должнику, осуществляющей для восстановления его устойчивой платежеспособность и урегулирования взаимоотношений должника и кредитора в установленный сроки.
В процедуре санации управляющий не реже одного раза в месяц предоставляет комитету (собранию) кредиторов отчёт о своей деятельности.
Для восстановления платежеспособности должника могут принимать меры:
1. Ликвидации дебиторской задолженности;
2. Меры об исполнении обязательств должника собственником имущества или третьих лиц;
3. Предоставление финансовой помощи.
Суд прекращает производство по делу по банкротству:
1. Восстановление платежеспособности должника в процессе санации;
2. Заключение мирового соглашения;
3. Удовлетворение всех предъявленных требований кредиторов до принятия судом решения по делу о банкротстве;
4. Установления ложного банкротства;
5. Отсутствие оснований, предусмотренных законодательством о банкротстве.
2.2Ликвидационное производство – это процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом в целях ликвидации должника – ЮЛ или прекращения деятельности должника – ИП, и освобождения его от долгов, продажей имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок не может превышать 1 года. Суд вправе продлить не более, чем на 6 месяцев.
Мировое соглашение – это процедура банкротства в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов или уменьшении долгов или рассрочки, их уплаты, а также изменение срока уплаты долгов и т.д.
Может быть заключено с момента возбуждения судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, но не ранее проведения первого собрания кредиторов. Мировое соглашение подлежит удовлетворению судом. Может быть заключено на условиях:
1. Отсрочки или рассрочки исполнения обязательств должника;
2. Уступки требования должника;
3. Исполнения обязательств должника третьими лицами и др.