8.31 коап рф нарушение требований пожарной безопасности. Теория всего

1. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах -


влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.


2. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса -


влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.


3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, -


влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.




Комментарии к ст. 8.31 КОАП РФ


1. Цель данной статьи - охрана лесных ресурсов от загрязнения отходами и веществами, оказывающими негативное воздействие на них, защита лесов от возможного отрицательного воздействия в ходе производственной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах. В разделе VI указанных Правил определены санитарные требования к использованию лесов.

Не допускается: загрязнение почвы в связи с обращениями с пестицидами, агрохимикатами; невыполнение работ по очистке лесосек; выпас сельскохозяйственных животных на неогороженных лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, без пастуха или без привязи; уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных; уничтожение или повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах; загрязнение лесов промышленными или бытовыми отходами, а также иные действия, способные нанести вред лесам.

2. Предусмотрено установление правил санитарной безопасности для каждого лесного района.

Санитарная безопасность в лесах РФ обеспечивается согласно ст. 55 ЛК РФ целым комплексом различных по своей юридической природе и фактическому содержанию мер. К ним относятся: лесозащитное районирование, т.е. определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы; лесопатологические обследования и мониторинг; авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации вредных организмов - вредителей леса; санитарно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые путем вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, очистки лесов; установление санитарных требований к использованию лесов, т.е. специальная правовая мера.

3. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо отходами производства или потребления (ч. 2 комментируемой статьи) - материальный состав, сформулированный путем использования одного термина "загрязнение" для обозначения и объективной стороны, и последствий деяния.

Сложнее квалифицировать по ч. 2 данной статьи "иное негативное воздействие на леса", поскольку в определенных случаях оно может не вызвать вредных последствий. Таким образом, ч. 2 содержит два состава правонарушения: материальный (загрязнение) и формальный (иное негативное воздействие). В связи с этим различаются доказательная база и процесс квалификации. Это существенное различие следует учитывать при определении административного наказания.

О понятии вредных веществ, отходов производства и потребления см. комментарий к ст. 8.2. Отходами производства и потребления (в новой редакции комментируемой статьи) являются образовавшиеся в процессе потребления изделия и материалы, утратившие свои потребительские качества в результате физического и морального износа, пищевые остатки и т.п., например остатки упаковки, тары, стекло, макулатура, пластиковые бутылки, жестяные банки и иные отходы. Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов устанавливают, что к бытовым относятся отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений), крупногабаритные предметы домашнего обихода и т.п. (см. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155 с изм. и доп.).

Сточные воды - это использованные в промышленном производстве (в том числе для разбавления отходов) или для нужд коммунально-бытового хозяйства воды, получившие в результате такого использования дополнительные примеси, изменившие их химический или биологический состав, температурный режим и иные свойства, сбрасываемые (сливаемые) в водные объекты, карьеры, овраги, на почву земель лесного фонда. Источниками сточных вод являются также стоки с территории населенных пунктов. Сточные воды подвергаются различной степени очистки либо сбрасываются неочищенными.

Иное негативное воздействие на леса - новое понятие. Оно означает все те воздействия, которые не охватываются сбросами сточных вод и размещением отходов (естественно, незаконных, т.е. превышающих соответствующие квоты, лимиты и нормативы). Иными словами, речь может идти о загрязняющих выбросах, ультразвуковом, магнитном и иных воздействиях на леса. При этом подразумевается, что такие воздействия оказываются как на лесные насаждения непосредственно, так и на почву (землю), водные объекты, из которых (или на которых) леса произрастают, расположены, черпают питательные вещества.

4. Объективная сторона правонарушения может выражаться в засорении леса, т.е. размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан и т.п., поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания и т.п. или сбросов сточных вод, т.е. привнесении, выпуске, сливании и т.п. их в водные объекты, расположенные на территории земель лесного фонда, или непосредственно на земли, покрытые и не покрытые лесом, а также путем размещения отходов производства, т.е. устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда, т.е. размещения на поверхности земли, занятой лесом, или на не покрытых лесом площадях. Загрязнение лесов может быть химическим, биологическим, радиационным и иным, осуществляться путем привнесения различными способами указанных в диспозиции нормы веществ, их соединений и т.п. О понятии химических, биологических, радиоактивных веществ см. комментарий к ст. 8.2.

5. Квалифицированный состав ч. 3 данной статьи выделен по признаку места совершения правонарушения - в защитных лесах, т.е. лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах; выполняющих функции защиты природных и иных объектов, а также расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитных полосах лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей и иных объектов транспортной инфраструктуры; зеленых зон, лесопарков; городских лесов; лесов, расположенных в первой, второй и третьей зонах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; ценных лесах; государственных защитных лесных полосах; противоэрозионных лесах; лесах, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; лесах, имеющих научное или историческое значение; орехово-промысловых зонах; лесных плодовых насаждениях; ленточных борах. Второй признак по месту совершения правонарушения - особо защитные участки лесов. Согласно ч. 3 ст. 102 ЛК РФ к ним относятся: берегозащитные и почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов и склонов оврагов, опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки; заповедные лесные участки; участки лесов, на которых произрастают реликтовые и эндемичные (т.е. присущие только данной местности) виды растений; место обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов. Таким образом, установлены два различных списка мест, являющихся квалифицирующими признаками составов административных правонарушений по ч. 3 ст. 8.31: закрытый - в отношении защитных лесов - и открытый - в отношении особо защитных участков лесов. Учет этого обстоятельства может сказываться при индивидуализации административного наказания, но не при квалификации деяния. См. по этому вопросу Приказ Минсельхоза России от 6 ноября 2009 г. N 543 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, расположенных на особо защитных участках лесов" (РГ. 2010. 14 янв.).

Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

6. Дела рассматриваются должностными лицами федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) (ст. ст. 23.24 и 23.24.1), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25), органов, осуществляющих государственный экологический контроль, - в отношении правонарушений, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи (ст. 23.29), а также судьями по ч. ч. 2 и 3 данной статьи при необходимости применения административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1); см. комментарий к ст. 3.12.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Судебная практика по ст. 8.31 КоАП РФ обжалование штрафов за нарушение правил санитарной безопасности в лесах

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Л.В., действующей на основании доверенности в интересах государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее — ГУП «», предприятие), на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу от 30 декабря 2014 г. N 16-152/2014-ПО, представление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу от 30 декабря 2014 г. N 16-152/2014, решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 июля 2015 г., решение судьи Ленинградского областного суда от 9 сентября 2015 г. и постановление заместителя председателя Ленинградского областного суда от 3 декабря 2015 г., вынесенные в отношении ГУП «» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу от 30 декабря 2014 г. N 16-152/2014-ПО (далее — постановление должностного лица от 30 декабря 2014 г. N 16-152/2014-ПО) ГУП «» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению предприятием, 30 декабря 2014 г. должностное лицо, руководствуясь частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесло в адрес предприятия представление N 16-152/2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Данным представлением на предприятие возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в частности, разработать и представить в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее — Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу) план мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Указанные постановление и представление должностного лица были обжалованы защитником предприятия Л.В. в Выборгский городской суд Ленинградской области.
Решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 июля 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Ленинградского областного суда от 9 сентября 2015 г. и постановлением заместителя председателя Ленинградского областного суда от 3 декабря 2015 г., постановление должностного лица от 30 декабря 2014 г. N 16-152/2014-ПО оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник предприятия Л.В. просит об отмене постановления и представления должностного лица, а также судебных актов, вынесенных по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дел об административных правонарушениях, поступивших из Выборгского городского суда Ленинградской области N 12243/15, из Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу N 16-105/2014, N 16-152/2014 г. и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 21 августа 2014 г. Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области по поручению Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры проведена рейдовая проверка по вопросу сброса неочищенных сточных вод из системы централизованного водоотведения п. Красавица на почвенный покров.
Актом рейдовой проверки от 21 августа 2014 г. N <…> зафиксировано подтопление сточными водами из неисправного канализационного коллектора, идущего от воинской части N <…> земель лесного фонда Российской Федерации на территории Выборгского района Ленинградской области в лесотаксационном выделе 14 лесного квартала 131 Ленинского участкового лесничества Рощинского лесничества — филиал ЛОГКУ «» на площади 512 м2.
Согласно распоряжению Комитета по управлению городским имуществом г. Санкт-Петербурга от 21 октября 2010 г. N 2576-рз указанный объект водоотведения закреплен за ГУП «» на праве хозяйственного ведения.
Постановлением и.о. Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора от 12 сентября 2014 г. по факту выявленного нарушения в отношении ГУП «» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и принято решение о проведении административного расследования.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложенными материалами направлено для проведения административного расследования в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.
В ходе проведенных осмотров территории лесного квартала 131 Ленинского участкового лесничества Рощинского лесничества — филиал ЛОГКУ «» выявлено поступление сточных вод через крышку канализационного колодца на рельеф, зафиксировано подтопление сточными водами из неисправного канализационного коллектора земель лесного фонда Российской Федерации на территории Выборгского района Ленинградской области в выделах 7, 14 лесного квартала 131 Ленинского участкового лесничества Рощинского лесничества — филиал ЛОГКУ «». Было назначено проведение экспертизы санитарного и лесопатологического состояния насаждений на указанной территории.
В рамках административного расследования установлено, что предприятие допустило уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель, и загрязнение лесов сточными водами в результате попадания неочищенных сточных вод на почву указанного выше участка леса.
24 ноября 2014 г. по факту данных нарушений в отношении предприятия составлен протокол N 16-105/2014-П об административном правонарушении по части 2 статьи 8 6, части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
В ходе проведения экспертизы санитарного и лесопатологического состояния насаждений лесных участков на указанной территории, подтопленной сточными водами, выявлены ослабление и усыхание в результате подтопления подроста хозяйственно ценных пород, загрязнение обследуемого участка леса.
Согласно заключению данной экспертизы участки леса в 131 квартале выделы 7, 14 Ленинского участкового лесничества Рощинского лесничества — филиал ЛОГКУ «» относятся к категории особо защитных участков леса (участки вокруг населенных пунктов) (заключение от 18 декабря 2014 г. N <…>).
22 декабря 2014 г. по факту загрязнения особо защитных участков леса, допущенного в результате попадания неочищенных сточных вод на почву в 131 квартале выделы 7, 14 Ленинского участкового лесничества Рощинского лесничества — филиал ЛОГКУ «», установленного в рамках указанных выше мероприятий, в отношении предприятия был составлен протокол N 16-152/2014 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данной нормой установлена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, совершенное в защитных лесах и на особо защитных участках лесов.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу от 25 декабря 2014 г. N 16-105/2014 производство по делу об административном правонарушении, ранее возбужденному в отношении ГУП «» по части 2 статьи 8.6, части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением должностного лица от 30 декабря 2014 г. N 16-152/2014-ПО предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за допущенное загрязнение особо защитных участков леса в результате подтопления сточными водами из неисправного канализационного коллектора земель лесного фонда Российской Федерации на территории Выборгского района Ленинградской области в выделах 7, 14 лесного квартала 131 Ленинского участкового лесничества Рощинского лесничества — филиал ЛОГКУ «».
Представлением об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на предприятие возложена обязанность принять меры по их устранению, в частности, разработать и представить в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу план мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Указанные постановление о назначении административного наказания и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обжалованы защитником предприятия Л.В. в порядке, предусмотренном статьями 30.1 — 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Выборгский городской суд Ленинградской области.
Обжалуемое постановление должностного лица оставлено судьей Выборгского городского суда Ленинградской области без изменения.
С выводами судьи городского суда согласились вышестоящие судебные инстанции.
Однако состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 3 статьи 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей городского суда не выполнены.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Предусмотренные данной статьей представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.
Как следует из жалобы, поданной в Выборгский городской суд Ленинградской области, одновременно с постановлением должностного лица от 30 декабря 2014 г. N 16-152/2014-ПО защитником предприятия Трофимовой Л.В. обжаловалось внесенное должностным лицом в адрес предприятия представление N 16-152/2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ставился вопрос об их отмене.
Вместе с тем в данной части указанная жалоба не рассматривалась. В протоколе судебного заседания отсутствуют сведения, которые могли бы свидетельствовать о том, что разрешался вопрос относительно обжалуемого защитником представления должностного лица. Решение, принятое судьей городского суда, каких-либо суждений относительно внесенного должностным лицом представления, не содержит, равно как и судебные акты вышестоящих инстанций, в которые данное представление также обжаловалось.
В числе иных доводов защитником со ссылкой на положения пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявлялось о необоснованности привлечения предприятия к административной ответственности по тому же факту, по которому ранее производство по делу в отношении предприятия было прекращено, а также о том, что на счет предприятия незаконно отнесены издержки, понесенные в связи с проведением экспертизы, имевшей место в рамках другого дела, производство по которому было прекращено.
Однако данные доводы в нарушение требований статей 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей городского суда не проверены, оценка им не дана.
Допущенное судьей городского суда нарушение требований указанных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.
Вышестоящими судебными инстанциями данное нарушение не устранено, указанные доводы оставлены без должного внимания, факт обжалования защитником представления должностного лица об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, проигнорирован.
С учетом изложенного принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 июля 2015 г., решение судьи Ленинградского областного суда от 9 сентября 2015 г. и постановление заместителя председателя Ленинградского областного суда от 3 декабря 2015 г., вынесенные в отношении ГУП «» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Дело по жалобе защитника ГУП «»Л.В. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу от 30 декабря 2014 г. N 16-152/2014-ПО и представление указанного должностного лица от 30 декабря 2014 г. N 16152/2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, подлежит направлению в Выборгский городской суд Ленинградской области на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

Постановил:

жалобу защитника Т Л.В., действующей на основании доверенности в интересах ГУП «», — удовлетворить частично.
Решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 июля 2015 г., решение судьи Ленинградского областного суда от 9 сентября 2015 г. и постановление заместителя председателя Ленинградского областного суда от 3 декабря 2015 г., вынесенные в отношении ГУП «» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судебная практика по ст. 8.31 КоАП РФ

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ
1. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.

Комментарий к статье 8.31 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением санитарной безопасности в лесах, а также предотвращением загрязнения лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иного негативного воздействия на леса. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Все виды лесопользования и лесовосстановления согласно Санитарным правилам в лесах РФ, утв. Приказом Рослесхоза от 15 января 1998 г. N 10, должны осуществляться в соответствии с принципами устойчивого развития лесов и сохранения биологического разнообразия, согласовываться со специалистами лесозащиты и предусматривать необходимые меры по предотвращению возможного ущерба, которые составляют неотъемлемую часть договора аренды участка лесного фонда РФ, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета и лесного билета. Ущерб, нанесенный лесному фонду из-за нарушения требований санитарных правил, должен быть возмещен в порядке, установленном законодательством РФ. Санитарно-оздоровительные мероприятия составляют комплекс мер, направленных на ограничение распространения вредителей и болезней леса, локализацию их очагов, а также на предотвращение экономического ущерба лесному хозяйству, вызываемого развитием вредителей, болезней леса и другими негативными факторами естественного и антропогенного происхождения. Юридические лица и граждане, осуществляющие ведение лесного хозяйства, обязаны своевременно проводить такие санитарно-оздоровительные мероприятия, как выборочные санитарные рубки, включающие выборку из древостоя усыхающих и сухостойных, ветровальных, буреломных, снеголомных, заселенных стволовыми вредителями и пораженных болезнями, поврежденных деревьев; сплошные санитарные рубки погибших или расстроенных насаждений; очистку леса от захламленности; другие необходимые меры защиты растущего леса и находящихся в лесу заготовленных лесоматериалов (п. 3, п. 7, п. 8).

3. Юридические и физические лица в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством РФ. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду (ст. 49). Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком. Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы); лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг; авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия); установление санитарных требований к использованию лесов (ч. 1, ч. 3 ст. 51, ч. 1 ст. 54, ч. 1 ст. 55 ЛК РФ). Положение о государственном контроле за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 октября 2005 г. N 600.

Другой комментарий к статье 8.31 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии со ст. 98 ЛК мероприятия по защите лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса регламентируются санитарными правилами, утверждаемыми федеральным органом управления лесным хозяйством. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, федеральным органом управления лесным хозяйством является МПР России.

Санитарные правила о лесах РФ утверждены Приказом Рослесхоза от 15 января 1998 г. N 10 (в ред. Приказа Рослесхоза от 24 декабря 1998 г. N 214). См. п. 6, 7 комментария к ст. 8.24 КоАП.

Соблюдение санитарных правил в лесах является одной из обязанностей лесопользователя, установленных ст. 83 ЛК.

О статусе санитарных правил см. комментарий к ст. 6.3. О статусе лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, см. п. 1, 2 комментария к ст. 7.9, п. 1, 3 комментария к ст. 8.24.

2. Лесопользователь обязан вести работы способами, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов.

Деятельность лесопользователя не должна оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду, данная обязанность лесопользователя предусмотрена ст. 83, 86, 101 ЛК.

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом МПР России с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.

Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуются перевод лесных земель в нелесные земли и (или) их изъятие, осуществляются на основании разрешения лесхоза, относящегося к системе МПР России.

В данном разрешении указываются наименование проводимых работ, сроки и условия их выполнения, требования к охране окружающей природной среды.

В случае, если выполнение этих работ связано с рубками, вышеуказанный лесхоз выписывает лесорубочный билет.

Способы, которые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесного фонда, воспроизводство лесов.

3. Согласно ст. 92 ЛК леса подлежат защите от вредителей и болезней леса.

Защита лесов осуществляется с учетом их биологических и иных особенностей и включает в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий.

Охрана и защита лесов осуществляются наземными и авиационными методами лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством, базами авиационной охраны лесов и другими организациями МПР России.

Общие обязанности лесопользователей и граждан по предотвращению загрязнения лесов и иных негативных последствий предусмотрены ЛК, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также иными законами и подзаконными актами. Согласно ст. 86 ЛК граждане обязаны, в частности, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур и засорение лесов.

Административно-правовой охране лесов от загрязнения подлежат леса, входящие в лесной фонд, а также не относящиеся к нему.

Предотвращение вредоносного воздействия на леса обеспечивается и лицензированием отдельных видов деятельности, осуществление которых может оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию подлежат, в частности, деятельность по эксплуатации химически опасных производственных объектов, а также деятельность по обращению с опасными отходами.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами соискатель лицензии представляет в МПР России или его территориальный орган наряду с другими документами экологическое обоснование осуществления указанной деятельности.

О понятии опасных отходов см. п. 1 комментария к ст. 8.2. О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами см. п. 5 комментария к ст. 8.2. О понятии загрязняющего вещества см. п. 1 комментария к ст. 8.22.

4. В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов на территории лесопарковых, лечебно-оздоровительных зон. Указанным Федеральным законом установлены, в частности, требования по размещению, хранению, захоронению и использованию отходов. Общие требования к лесопользователям, направленные на предотвращение повреждения леса, определены ст. 83, 86, 101 ЛК.

Согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15 сентября 2000 г. N 694), под указанными бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовления пищи, упаковки товаров, уборки и текущего ремонта жилых помещений, использования крупногабаритных предметов домашнего обихода, нецентрализованной канализации и др.).

При причинении указанного вреда нарушитель - гражданин или юридическое лицо - обязан его возместить (см. ст. 85, 111 ЛК, а также комментарий к ст. 4.7 КоАП).

5. К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Разделение указанных лесов на категории защитности предусмотрено ст. 56 ЛК.

6. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, выражаются в указанных противоправных действиях лесопользователей, а также граждан и юридических лиц, не наделенных правомочиями лесопользователя, например при пользовании участками лесного фонда, а также участками, не входящими в лесной фонд, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. Выявление фактов систематического (более двух раз) загрязнения лесов является основанием принудительного прекращения права лесопользования.

7. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами квалифицируется как преступление (ч. 2 ст. 261 УК).

8. Помимо должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, указанных в п. 9 комментария к ст. 8.24, дела о правонарушениях, определенных ч. 2, 3 комментируемой статьи, вправе также рассматривать должностные лица МПР России и его территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, указанные в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. п. 2 комментария к названной статье).

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ
1. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.

Комментарий к статье 8.31 КоАП РФ

1. Цель данной статьи - охрана лесных ресурсов от загрязнения отходами и веществами, оказывающими негативное воздействие на них, защита лесов от возможного отрицательного воздействия в ходе производственной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах. В разделе VI указанных Правил определены санитарные требования к использованию лесов.

Не допускается: загрязнение почвы в связи с обращениями с пестицидами, агрохимикатами; невыполнение работ по очистке лесосек; выпас сельскохозяйственных животных на неогороженных лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, без пастуха или без привязи; уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных; уничтожение или повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах; загрязнение лесов промышленными или бытовыми отходами, а также иные действия, способные нанести вред лесам.

2. Предусмотрено установление правил санитарной безопасности для каждого лесного района.

Санитарная безопасность в лесах РФ обеспечивается согласно ст. 55 ЛК РФ целым комплексом различных по своей юридической природе и фактическому содержанию мер. К ним относятся: лесозащитное районирование, т.е. определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы; лесопатологические обследования и мониторинг; авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации вредных организмов - вредителей леса; санитарно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые путем вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, очистки лесов; установление санитарных требований к использованию лесов, т.е. специальная правовая мера.

3. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо отходами производства или потребления (ч. 2 комментируемой статьи) - материальный состав, сформулированный путем использования одного термина "загрязнение" для обозначения и объективной стороны, и последствий деяния.

Сложнее квалифицировать по ч. 2 данной статьи "иное негативное воздействие на леса", поскольку в определенных случаях оно может не вызвать вредных последствий. Таким образом, ч. 2 содержит два состава правонарушения: материальный (загрязнение) и формальный (иное негативное воздействие). В связи с этим различаются доказательная база и процесс квалификации. Это существенное различие следует учитывать при определении административного наказания.

О понятии вредных веществ, отходов производства и потребления см. комментарий к ст. 8.2. Отходами производства и потребления (в новой редакции комментируемой статьи) являются образовавшиеся в процессе потребления изделия и материалы, утратившие свои потребительские качества в результате физического и морального износа, пищевые остатки и т.п., например остатки упаковки, тары, стекло, макулатура, пластиковые бутылки, жестяные банки и иные отходы. Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов устанавливают, что к бытовым относятся отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений), крупногабаритные предметы домашнего обихода и т.п. (см. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155 с изм. и доп.).

Сточные воды - это использованные в промышленном производстве (в том числе для разбавления отходов) или для нужд коммунально-бытового хозяйства воды, получившие в результате такого использования дополнительные примеси, изменившие их химический или биологический состав, температурный режим и иные свойства, сбрасываемые (сливаемые) в водные объекты, карьеры, овраги, на почву земель лесного фонда. Источниками сточных вод являются также стоки с территории населенных пунктов. Сточные воды подвергаются различной степени очистки либо сбрасываются неочищенными.

Иное негативное воздействие на леса - новое понятие. Оно означает все те воздействия, которые не охватываются сбросами сточных вод и размещением отходов (естественно, незаконных, т.е. превышающих соответствующие квоты, лимиты и нормативы). Иными словами, речь может идти о загрязняющих выбросах, ультразвуковом, магнитном и иных воздействиях на леса. При этом подразумевается, что такие воздействия оказываются как на лесные насаждения непосредственно, так и на почву (землю), водные объекты, из которых (или на которых) леса произрастают, расположены, черпают питательные вещества.

4. Объективная сторона правонарушения может выражаться в засорении леса, т.е. размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан и т.п., поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания и т.п. или сбросов сточных вод, т.е. привнесении, выпуске, сливании и т.п. их в водные объекты, расположенные на территории земель лесного фонда, или непосредственно на земли, покрытые и не покрытые лесом, а также путем размещения отходов производства, т.е. устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда, т.е. размещения на поверхности земли, занятой лесом, или на не покрытых лесом площадях. Загрязнение лесов может быть химическим, биологическим, радиационным и иным, осуществляться путем привнесения различными способами указанных в диспозиции нормы веществ, их соединений и т.п. О понятии химических, биологических, радиоактивных веществ см. комментарий к ст. 8.2.

5. Квалифицированный состав ч. 3 данной статьи выделен по признаку места совершения правонарушения - в защитных лесах, т.е. лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах; выполняющих функции защиты природных и иных объектов, а также расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитных полосах лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей и иных объектов транспортной инфраструктуры; зеленых зон, лесопарков; городских лесов; лесов, расположенных в первой, второй и третьей зонах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; ценных лесах; государственных защитных лесных полосах; противоэрозионных лесах; лесах, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; лесах, имеющих научное или историческое значение; орехово-промысловых зонах; лесных плодовых насаждениях; ленточных борах. Второй признак по месту совершения правонарушения - особо защитные участки лесов. Согласно ч. 3 ст. 102 ЛК РФ к ним относятся: берегозащитные и почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов и склонов оврагов, опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки; заповедные лесные участки; участки лесов, на которых произрастают реликтовые и эндемичные (т.е. присущие только данной местности) виды растений; место обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов. Таким образом, установлены два различных списка мест, являющихся квалифицирующими признаками составов административных правонарушений по ч. 3 ст. 8.31: закрытый - в отношении защитных лесов - и открытый - в отношении особо защитных участков лесов. Учет этого обстоятельства может сказываться при индивидуализации административного наказания, но не при квалификации деяния. См. по этому вопросу Приказ Минсельхоза России от 6 ноября 2009 г. N 543 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, расположенных на особо защитных участках лесов" (РГ. 2010. 14 янв.).

Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

6. Дела рассматриваются должностными лицами федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) (ст. ст. 23.24 и 23.24.1), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25), органов, осуществляющих государственный экологический контроль, - в отношении правонарушений, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи (ст. 23.29), а также судьями по ч. ч. 2 и 3 данной статьи при необходимости применения административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1); см. комментарий к ст. 3.12.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 8.31 КоАП РФ

1. В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, не допускается загрязнение почвы в связи с обращениями с пестицидами, агрохимикатами, невыполнение работ по очистке лесосек, выпас сельскохозяйственных животных на неогороженных лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, без пастуха или без привязи, уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных, уничтожение или повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах, загрязнение лесов промышленными или бытовыми отходами, а также иные действия, способные нанести вред лесам.

Санитарная безопасность в лесах Российской Федерации обеспечивается согласно ст. 55 Лесного кодекса РФ комплексом различных по своей юридической природе и фактическому содержанию мер.

Объективная сторона правонарушения может выражаться в засорении леса: размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан, в поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания и т.п. или сбросов сточных вод - привнесении, выпуске, сливании их в водные объекты, расположенные на территории земель лесного фонда, или непосредственно на земли, покрытые и не покрытые лесом, а также путем размещения отходов производства, устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда, размещения на поверхности земли, занятой лесом, или на не покрытых лесом площадях. Загрязнение лесов может быть химическим, биологическим, радиационным и иным, осуществляться путем привнесения различными способами указанных в диспозиции нормы веществ, их соединений.

Предусмотренный ч. 3 комментируемой статьи состав административного правонарушения характеризуется обязательным признаком объективной стороны - местом совершения правонарушения: в защитных лесах.

К защитным лесам относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, а также расположенные в первом и втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, защитных полосах лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей и иных объектов транспортной инфраструктуры, зеленых зон, лесопарков, городских лесов, лесов, расположенных в первой, второй и третьей зонах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ценных лесах, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных лесах, лесах, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, лесах, имеющих научное или историческое значение, орехово-промысловых зонах, лесных плодовых насаждениях, ленточных борах.

В соответствии со ст. 102 Лесного кодекса РФ к особо защитным участкам лесов относятся берегозащитные и почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов и склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки, заповедные лесные участки, участки лесов, на которых произрастают реликтовые и эндемичные виды растений; место обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов.

2. С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются умышленной или неосторожной формами вины.

Субъектами административной ответственности по данной статье могут выступать физические и юридические лица, должностные лица.

Текущая редакция ст. 8.31 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ
1. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.

Комментарий к статье 8.31 КоАП РФ

1. Цель данной статьи - охрана лесных ресурсов от загрязнения отходами и веществами, оказывающими негативное воздействие на них, защита лесов от возможного отрицательного воздействия в ходе производственной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах. В разделе VI указанных Правил определены санитарные требования к использованию лесов.

Не допускается: загрязнение почвы в связи с обращениями с пестицидами, агрохимикатами; невыполнение работ по очистке лесосек; выпас сельскохозяйственных животных на неогороженных лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, без пастуха или без привязи; уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных; уничтожение или повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах; загрязнение лесов промышленными или бытовыми отходами, а также иные действия, способные нанести вред лесам.

2. Предусмотрено установление правил санитарной безопасности для каждого лесного района.

Санитарная безопасность в лесах РФ обеспечивается согласно ст. 55 ЛК РФ целым комплексом различных по своей юридической природе и фактическому содержанию мер. К ним относятся: лесозащитное районирование, т.е. определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы; лесопатологические обследования и мониторинг; авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации вредных организмов - вредителей леса; санитарно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые путем вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, очистки лесов; установление санитарных требований к использованию лесов, т.е. специальная правовая мера.

3. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо отходами производства или потребления (ч. 2 комментируемой статьи) - материальный состав, сформулированный путем использования одного термина "загрязнение" для обозначения и объективной стороны, и последствий деяния.

Сложнее квалифицировать по ч. 2 данной статьи "иное негативное воздействие на леса", поскольку в определенных случаях оно может не вызвать вредных последствий. Таким образом, ч. 2 содержит два состава правонарушения: материальный (загрязнение) и формальный (иное негативное воздействие). В связи с этим различаются доказательная база и процесс квалификации. Это существенное различие следует учитывать при определении административного наказания.

О понятии вредных веществ, отходов производства и потребления см. комментарий к ст. 8.2. Отходами производства и потребления (в новой редакции комментируемой статьи) являются образовавшиеся в процессе потребления изделия и материалы, утратившие свои потребительские качества в результате физического и морального износа, пищевые остатки и т.п., например остатки упаковки, тары, стекло, макулатура, пластиковые бутылки, жестяные банки и иные отходы. Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов устанавливают, что к бытовым относятся отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений), крупногабаритные предметы домашнего обихода и т.п. (см. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155 с изм. и доп.).

Сточные воды - это использованные в промышленном производстве (в том числе для разбавления отходов) или для нужд коммунально-бытового хозяйства воды, получившие в результате такого использования дополнительные примеси, изменившие их химический или биологический состав, температурный режим и иные свойства, сбрасываемые (сливаемые) в водные объекты, карьеры, овраги, на почву земель лесного фонда. Источниками сточных вод являются также стоки с территории населенных пунктов. Сточные воды подвергаются различной степени очистки либо сбрасываются неочищенными.

Иное негативное воздействие на леса - новое понятие. Оно означает все те воздействия, которые не охватываются сбросами сточных вод и размещением отходов (естественно, незаконных, т.е. превышающих соответствующие квоты, лимиты и нормативы). Иными словами, речь может идти о загрязняющих выбросах, ультразвуковом, магнитном и иных воздействиях на леса. При этом подразумевается, что такие воздействия оказываются как на лесные насаждения непосредственно, так и на почву (землю), водные объекты, из которых (или на которых) леса произрастают, расположены, черпают питательные вещества.

4. Объективная сторона правонарушения может выражаться в засорении леса, т.е. размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан и т.п., поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания и т.п. или сбросов сточных вод, т.е. привнесении, выпуске, сливании и т.п. их в водные объекты, расположенные на территории земель лесного фонда, или непосредственно на земли, покрытые и не покрытые лесом, а также путем размещения отходов производства, т.е. устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда, т.е. размещения на поверхности земли, занятой лесом, или на не покрытых лесом площадях. Загрязнение лесов может быть химическим, биологическим, радиационным и иным, осуществляться путем привнесения различными способами указанных в диспозиции нормы веществ, их соединений и т.п. О понятии химических, биологических, радиоактивных веществ см. комментарий к ст. 8.2.

5. Квалифицированный состав ч. 3 данной статьи выделен по признаку места совершения правонарушения - в защитных лесах, т.е. лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах; выполняющих функции защиты природных и иных объектов, а также расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитных полосах лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей и иных объектов транспортной инфраструктуры; зеленых зон, лесопарков; городских лесов; лесов, расположенных в первой, второй и третьей зонах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; ценных лесах; государственных защитных лесных полосах; противоэрозионных лесах; лесах, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; лесах, имеющих научное или историческое значение; орехово-промысловых зонах; лесных плодовых насаждениях; ленточных борах. Второй признак по месту совершения правонарушения - особо защитные участки лесов. Согласно ч. 3 ст. 102 ЛК РФ к ним относятся: берегозащитные и почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов и склонов оврагов, опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки; заповедные лесные участки; участки лесов, на которых произрастают реликтовые и эндемичные (т.е. присущие только данной местности) виды растений; место обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов. Таким образом, установлены два различных списка мест, являющихся квалифицирующими признаками составов административных правонарушений по ч. 3 ст. 8.31: закрытый - в отношении защитных лесов - и открытый - в отношении особо защитных участков лесов. Учет этого обстоятельства может сказываться при индивидуализации административного наказания, но не при квалификации деяния. См. по этому вопросу Приказ Минсельхоза России от 6 ноября 2009 г. N 543 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, расположенных на особо защитных участках лесов" (РГ. 2010. 14 янв.).

Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

6. Дела рассматриваются должностными лицами федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) (ст. ст. 23.24 и 23.24.1), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25), органов, осуществляющих государственный экологический контроль, - в отношении правонарушений, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи (ст. 23.29), а также судьями по ч. ч. 2 и 3 данной статьи при необходимости применения административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1); см. комментарий к ст. 3.12.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 8.31 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 8.31 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!