Закон о электроснабжении населения. Принципы организации оптового рынка. Особенности законодательной базы

Для начала укажем, что общие вопросы обеспечения жильем граждан (в том числе и инвалидов) достаточно подробно проанализированы в Определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 № 551-О-О (опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда РФ", № 6, 2011).

Всем, кого интересует проблема улучшения жилищных условий, настоятельно рекомендуем обратиться к этому определению.

Настоящая статья разбита на пункты для удобства восприятия, кроме того, по тексту статьи имеются ссылки на ее пункты.

1 . Жилое помещение должно соответствовать требованиям раздела II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47).

Указанное положение предусматривает (п. 33), что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие :

Ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

Изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Также в этом положении предусмотрено (п. 34), что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Следовательно, жилые помещения со значительным процентом физического износа, с деформированными и/или поврежденными фундаментом и/или стенами являются непригодными для проживания (а многоквартирный дом – аварийным).

2 . Приведем некоторые показатели, свидетельствующие о непригодности (аварийности) жилого помещения (многоквартирного дома).

Так, согласно п. 2.3. Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, которое утверждено Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 № 529 (далее – Положение 1985 г.) к непригодным для проживания относятся бараки, которыми следует считать одно-, двухэтажное жилое строение, предназначенное для временного проживания, с общей кухней и санитарным узлом, как правило, деревянное, рассчитанное на короткий срок службы - 10 - 20 лет.

Помимо этого, согласно п. 2.2. Положения 1985 г к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%, а также каменные дома с физическим износом свыше 70%.

Также следует учитывать, что согласно Постановлению Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», что для жилых зданий с деревянными, брусчатыми стенами установлен процент износа – 2% в год.

Следовательно, износ (по нормативам) деревянного дома за пятьдесят лет составит 100%.

Значит, если гражданину принадлежит деревянный жилой дом, построенный около 40-50 лет назад, то весьма высока вероятность того, что такой дом непригоден для проживания вследствие износа несущих конструкций и потери ими несущей способности.

3 . Необходимо учитывать, что в результате оценки (исследования) жилого помещения может быть принято одно из следующих решений :

Исходя из этого, гражданину (особенно это касается собственника жилья) необходимо добиться того, чтобы принадлежащее ему жилое помещение было признано непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту (реконструкции) - пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Непригодное для проживания жилое помещение является не подлежащим ремонту реконструкции, если капитальный ремонт жилого помещения экономически и технологически нецелесообразен, т. е. если ремонт такого помещения подразумевает смену стен и фундамента.

Иными словами, если жилому помещению необходим такой ремонт, который означает по существу, постройку нового жилья, то такое помещение признается не подлежащим ремонту (реконструкции).

Вопрос о том, подлежит ли жилое помещение ремонту (целесообразен ли такой ремонт) обычно решается в судебном порядке при оспаривании решения межведомственной комиссии (об этом ниже) в ходе проведения строительной экспертизы.

Если же жилое помещение признано не отвечающим установленным требованием, но при этом признано, что ремонт такого помещения возможен, то в такой ситуации собственник жилого помещения не получает никаких возможностей, у него не возникает права на первоочередное улучшение жилищных условий. Ведь согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (в том числе и ремонт).

Если жилое помещение признано не отвечающим установленным требованием, но при этом признано, что ремонт такого помещения возможен, то в такой ситуации наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе рассчитывать лишь на временное переселение в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома - ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (если наймодатель (муниципальное образование) такой ремонт (такую реконструкцию) все же будут проводить).

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение) признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.

Согласно п. 7 и п. 8 Положения жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, и жилые помещения, находящиеся в частной собственности граждан признаются пригодными (непригодными) для проживания межведомственной комиссией, создаваемой администрацией муниципального образования, на территории которого расположено жилое помещение.

При этом согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

Таким образом, вначале необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением о создании межведомственной комиссии и о проведении этой комиссией оценки (обследования) жилого помещения для решения вопроса о его пригодности (непригодности) для проживания.

К данному заявлению необходимо приложить копии следующих документов :

Правоустанавливающий документ на жилое помещение (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор приватизации, зарегистрированный БТИ, договор социального найма или ордер),

Заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения,

Заявления, фотографии дома, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Если заявитель не приложит заключение проектно-изыскательской организации и/или правоустанавливающий документ на жилье (при условии, что права на жилье не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость), то заявление возвращается гражданину без рассмотрения.

Для получения заключения проектно-изыскательской организации необходимо обратиться к любой организации, имеющей допуск на выполнение проектных работ и работ по техническому обследованию зданий и сооружений (выданный в установленном порядке – см. ст. 47 и ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации) с просьбой провести обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.

Результатом такого обследования и будет заключение проектно-изыскательской организации, которое следует приложить к своему заявлению.

В течение 30 дней с момента подачи заявления (с приложением) межведомственная комиссия для оценки жилого помещения должна быть создана местной администрацией.

В случае бездействия местной администрации и/или межведомственной комиссии подается жалоба в прокуратуру либо в суд (в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации).

Администрация муниципального образования по итогам рассмотрения заявления гражданина обязана создать межведомственную комиссию.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.

При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).

В результате своей работы комиссия выносит одно из следующих решений :

О соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

О выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

О выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

О выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

О выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

Об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения.

Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Таким образом, в результате исследования фактического состояния жилого помещения (с обязательным выездом на место) комиссия выносит заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

При несогласии с выводами, содержащимися в заключении комиссии, это заключение следует оспорить в судебном порядке (согласно Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации). Срок для оспаривания – три месяца с момента принятия заключения (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Для обоснования ошибочности выводов межведомственной комиссии необходимо ходатайствовать перед судом о проведении строительной экспертизы.

Для подтверждения непригодности жилого помещения и для подтверждения того, что жилье не подлежит ремонту (реконструкции) перед экспертом в ходатайстве необходимо сформулировать примерно такие вопросы :

Каково техническое состояние жилого помещения, расположенного по адресу: (указать адрес).

Возможно ли технически проведение капитального ремонта, а также реконструкции жилого помещения, расположенного по адресу: (указать адрес).

Целесообразно ли экономически проведение капитального ремонта, а также реконструкции жилого помещения, расположенного по адресу: (указать адрес).

Если экспертиза покажет, что жилое помещение непригодно для проживания и при этом ремонт (реконструкция) помещения (дома) нецелесообразны, то заключение межведомственной комиссии будет признано незаконным.

Дальнейший порядок действий будет зависеть от того, является ли гражданин собственником квартиры (дома) или проживает в ней по договору социального найма.

Следует подчеркнуть, что жилое помещение должно быть признано непригодным для проживания согласно заключению межведомственной комиссии или по решению суда.

Более того, жилое помещение должно быть признано не просто непригодным для проживания, а непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, исходим из того, что у гражданина имеются соответствующие документы (заключение межведомственной комиссии/решение суда), в соответствии с которым жилое помещение признано непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту или реконструкции.

С учетом изложенного укажем примерный план (этапы) действий по получению жилого помещения.

5.1 . Необходимо встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования, в котором гражданин проживает.

5.1.1 . Для реализации этапа, указанного в п. 5.1. настоящей статьи, необходимо предварительно получить статус малоимущего – ст. 49 ЖК РФ.

Необходимость этапов, указанных в пунктах 5.1. и 5.1.1.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) возможно только в случае признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Иными словами, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо наличие следующих условий: подтверждение права пользования гражданином жилым помещением, пришедшим в негодность; признание гражданина нуждающимся в жилом помещении; признание гражданина малоимущим.

Такой подход утвердился и в судебной практике (см. ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ Верховного Суда Чувашской Республики по гражданским делам за 4 квартал 2014 года http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=47&id=1812973).

Конституционный Суд Российской Федерации делает аналогичные выводы.

Для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 данного Кодекса, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Приведенные выше выводы содержатся в Определении Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 N 2092-О.

Следует оговориться, что гражданину нет необходимости проходить этапы, обозначенные в пунктах 5.1 и 5.1.1., если он принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.

Так, согласно п. 6 "Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015) граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам.

Следовательно, такой гражданин может непосредственно переходить к реализации этапа, указанного в п. 5.2. настоящей статьи.

Реализация этапа, указанного в пункте 5.1.1.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Гражданин признается малоимущим администрацией того муниципального образования, в котором он проживает.

Граждане признаются малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, если размер дохода, приходящегося на каждого члена их семьи, недостаточен для накопления денежных средств, необходимых для приобретения жилого помещения по средней рыночной стоимости жилья в данном муниципальном образовании за период времени, установленный органом местного самоуправления.

Признание гражданина малоимущим производится органом местного самоуправления на основании личного заявления гражданина, с предоставлением сведений о размере дохода заявителя и членов его семьи, а также перечня движимого и недвижимого имущества, подлежащего налогообложению и находящегося в собственности заявителя и членов его семьи.

Для принятия решения о признании гражданина малоимущим, органом местного самоуправления производится сравнение размера возможных денежных накоплений заявителя и членов его семьи за определенный период накопления и средней рыночной стоимости жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

С заявлением о признании малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда представляются следующие документы :

а) документы о составе семьи (свидетельство о заключении (расторжении) брака, свидетельства о рождении детей (несовершеннолетних), судебные и иные решения);

б) копия поквартирной карточки (домоуправление) или домовой книги;

в) копия финансового лицевого счета (домоуправление – бухгалтерия);

г) правоустанавливающие документы на жилое помещение, занимаемое заявителем и членами его семьи (копия: ордера, свидетельства регистрации, права собственности на жилое помещение или договора социального найма);

д) справка из органов технической инвентаризации и технического учета, подтверждающая наличие или отсутствие у заявителя и совместно проживающих членов семьи недвижимого имущества на праве собственности;

е) справка о заработной плате с места работы за 12 месяцев (форма НДФЛ-2), о размере получаемой пенсии, стипендии и иные документы, подтверждающие размер доходов заявителя и членов его семьи, для индивидуальных предпринимателейналоговые декларации о доходах за расчетный период (один календарный год, непосредственно предшествующий месяцу подачи заявления) с отметкой налогового органа о принятии;

ж) документы, подтверждающие место работы (учебы) заявителя и членов его семьи (заверенная копия трудовой книжки, справка из учебного заведения и т.д.), либо справка центра занятости;

з) документы, подтверждающие сведения о стоимости принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи налогооблагаемого движимого и недвижимого имущества;

и) справка из отделения ГИБДД о наличии либо отсутствии транспортного средства у заявителя и членов его семьи. При наличии в собственности транспортного средства у заявителя и/или членов его семьи предоставить оценочную стоимость данного транспортного средства.

Реализация этапа, указанного в пункте 5.1.

Для получения жилого помещения по договору социального найма необходимо встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Такой учет ведется администрацией того муниципального образования, в котором гражданин проживает.

При этом ЖК РФ предусматривает ряд оснований, при наличии которых администрация обязана поставить гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Эти основания закреплены в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Встать на учет можно по одному из указанных в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ оснований.

Нам представляется, что наиболее просто встать на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Для этого необходимо вначале реализовать этап 5.1.1., т. е. получить статус малоимущего.

Помимо этого, для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ необходимо, чтобы общая площадь жилого помещения (квартиры), приходящаяся на одного члена семьи (зарегистрированного/проживающего в данном жилом помещении), была меньше учетной нормы.

Иными словами, если общую площадь занимаемого Вами помещения поделить на количество зарегистрированных там граждан, и эта цифра окажется меньше учетной нормы (которая утверждается отдельно в каждом муниципальном образовании), то Вы подпадаете под п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Однако следует учитывать, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).

Важно обратить внимание, что при подсчете площади, приходящейся на каждого члена семьи, проживающего в квартире, принимается в расчет только площадь пригодных для проживания жилых помещений.

При этом учетная норма в каждом муниципальном образовании разная и устанавливается местными органами власти.

Таким образом, для реализации этапа 5.1. необходимо получить статус малоимущего (исходя из среднедушевого дохода семьи), а также представить в администрацию документы (копии: свидетельство о праве собственности, паспорт БТИ на квартиру, поквартирная карточка, документы о непригодности квартиры для проживания), подтверждающие, что общая площадь квартиры, которая приходится на одного проживающего в ней члена семьи, меньше учетной нормы.

Еще раз подчеркнем, что при подсчете площади, приходящейся на каждого члена семьи, не учитывается площадь непригодных для проживания жилых помещений.

В случае отказа органа местного самоуправления признавать гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий данный отказ необходимо обжаловать в порядке искового производства (согласно Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации) либо пожаловаться на действия администрации в прокуратуру.

В ч. 1 ст. 51 ЖК РФ указаны и иные случаи, когда гражданин вправе встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Так, например, согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ у гражданина возникнет право встать на учет, при наличии следующих условий :

Гражданин должен страдать одним из заболеваний, указанных в перечне, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378,

Проживающие в жилом помещении лица не должны иметь иного жилого помещения,

Жилое помещение должно быть занято несколькими семьями (более, чем одной).

Исходя из этого, еще раз подчеркнем, что в большинстве случаев наиболее просто встать на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ

5.2 . Далее необходимо обратиться в администрацию того муниципального, в котором гражданин проживает, с заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Реализация этапа, указанного в пункте 5.2.

К заявлению в уполномоченный орган местного самоуправления необходимо приложить (копии) :

а) свидетельство о праве собственности на квартиру (или иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности на жилье),

б) поквартирная карточка,

в) справка органа технической инвентаризации (паспорт БТИ),

г) заключение межведомственной комиссии/решение суда, в соответствии с которым жилое помещение признано непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту или реконструкции,

д) решение о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Срок рассмотрения обращения – 30 дней (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»)

На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ администрация обязана предоставить гражданину жилое помещение вне очереди.

Подчеркнем, что жилое помещение предоставляется органом местного самоуправления на условиях договора социального найма.

При этом тот факт, что гражданин не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении до признания квартиры непригодной для проживания и встал на учет только после признания квартиры непригодной, не исключает возможность предоставления жилого помещения во внеочередном порядке (Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 376-О-П).

5.3 . В случае отказа предоставить жилье вне очереди (или в случае бездействия администрации) наступает следующий этап, а именно: обжалование отказа местной администрации предоставить жилое помещение вне очереди в порядке искового производства согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (возможна также жалоба в прокуратуру).

Реализация этапа, указанного в пункте 5.3.

В суд необходимо подать исковое заявление, которое должно соответствовать требованиям ст. 131 и ст. 132 ГПК РФ.

Иск подается в районный (городской) суд по месту нахождения местной администрации.

Признать незаконным отказ (уполномоченного органа местного самоуправления) предоставить вне очереди (истцу) благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма,

Обязать (уполномоченный орган местного самоуправления) немедленно предоставить (истцу) на семью из (количество человек) благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма в (где) общей площадью не менее (площадь, исходя из нормы предоставления).

При этом в исковом заявлении следует указать :

Наименование суда, в который подается заявление;

Наименование лица, подающего жалобу, его место жительства, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

Наименование ответчика, его место нахождения;

Какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием);

Обстоятельства, на которых основаны требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

Перечень прилагаемых к заявлению документов.

К заявлению необходимо приложить копии следующих документов (перечень примерный) :

Копию искового заявления;

Доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя;

Сведения, подтверждающие факт принятия оспариваемых решений, совершение оспариваемых действий или бездействия;

Свидетельство о праве собственности на квартиру (или иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности на жилье);

Заключение межведомственной комиссии/решение суда, в соответствии с которым жилое помещение признано непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту или реконструкции;

Решение о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий;

Поквартирную карточку

Справку органа технической инвентаризации (паспорт БТИ).

При подаче искового заявления в суд следует оплатить государственную пошлину и к исковому заявлению необходимо приложить оригинал квитанции об ее оплате.

При обжаловании отказа администрации предоставить жилое помещение без очереди следует учитывать следующие правовые позиции :

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (Определение Кемеровского областного суда от 23.12.2011 по делу № 33-14308).

Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения (Апелляционное определение Тульского областного суда от 01.11.2012 по делу № 33-2911).

Отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для отказа в иске, так как это нарушает гарантированное право истцов на внеочередное предоставление жилого помещения и препятствует реализации данного права (Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 09.10.2012 № 33-9899 Апелляционное определение Кировского областного суда от 15.03.2012 по делу № 33-752).

Государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие средств или других ресурсов (таких, как жилье) в качестве оправдания для неисполнения судебного решения (Постановление ЕСПЧ от 15.01.2009 по делу «Бурдов (Burdov) против Российской Федерации» (№ 2), жалоба № 33509/04, § 70).

Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения (Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации»).

5.4 . Исполнение судебного решения об обязании органа местного самоуправления предоставить жилое помещение вне очереди.

Реализация этапа, указанного в пункте 5.4.

В случае если суд удовлетворит исковые требования, т. е. вынесет решение об обязании администрации предоставить гражданину жилое помещение, и такое решение вступит в законную силу, то необходимо в суде первой инстанции (который вынес решение по существу) получить исполнительный лист на принудительное исполнение судебного акта.

После получения исполнительного листа необходимо предъявить его в службу судебных приставов по месту нахождения местной администрации для принудительного исполнения.

Процедура исполнительного производства регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

Согласно ч. 7 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Таким образом, постановление о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем должно быть принято через 6 рабочих дней после поступления заявления взыскателя и исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

При этом согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Согласно ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 2 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Следовательно, если должник (местная администрация) в течение вновь установленного приставами срока не исполнит решение суда, то гражданин вправе обращаться в соответствующее подразделение службы судебных приставов (либо в прокуратуру) с жалобой на неисполнение органом местного самоуправления судебного акта.

Более того, в действующем законодательстве предусмотрена административная и уголовная ответственность за неисполнение решения суда (ст. 17.14 КоАП РФ, ст. 315 УК РФ).

Значит, в обращении к судебным приставам по поводу неисполнения администрацией судебного решения допустимо просить привлечь виновных лиц к установленной законом ответственности.

5.4.1 . В некоторых случаях гражданину придется противодействовать предоставлению отсрочки исполнения решения суда.

Администрация муниципального образования в целях уклонения от исполнения судебного решения о предоставлении жилого помещения может обращаться в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

В этом случае необходимо подать в суд отзыв на такое заявление, в котором выступить против предоставления местной администрации отсрочки исполнения решения суда.

Следует подчеркнуть, что суд может предоставить отсрочку исполнения решения лишь в том случае, когда соблюдаются два необходимых условия: 1) наличие исключительных обстоятельств, затрудняющих его исполнение и препятствующих совершению исполнительных действий 2) отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованию справедливости, не должна нарушать баланс интересов взыскателя и должника (т. е. при решении вопроса об отсрочке и рассрочке исполнения судебного решения суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя).

При этом отсутствие финансирования, отсутствие целевых денежных средств в бюджете муниципального образования не относится к исключительным обстоятельствам, затрудняющим исполнение решения суда и/или препятствующим совершению исполнительных действий, что неоднократно подтверждено в судебной практике.

Следует обратить внимание на позицию Европейского Суда по правам человека, согласно которой государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие средств или других ресурсов (таких, как жилье) в качестве оправдания для неисполнения судебного решения (Постановление ЕСПЧ от 15.01.2009 по делу «Бурдов (Burdov) против Российской Федерации» (№ 2), жалоба № 33509/04, § 70).

В Апелляционном определении Липецкого областного суда от 13.06.2012 по делу № 33-1322а/2012 указано, что отсутствие средств в бюджете не может явиться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения.

В Апелляционном определении Новгородского областного суда от 30.05.2012 по делу № 2-737-33-811 также подчеркивается, что затруднительное финансовое положение должника, само по себе, не является основанием для длительного неисполнения судебного акта и нарушения тем самым прав взыскателя.

В Определении Оренбургского областного суда от 13.02.2013 по делу № 33-1250/13 указано, что отсутствие достаточных денежных средств для приобретения жилья не может являться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения, поскольку по смыслу закона при предоставлении отсрочки исполнения судебного решения суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, поскольку в данном случае нарушаются жилищные права истца.

Таким образом, отсутствие бюджетных средств в бюджете муниципального образования не является исключительным обстоятельством объективного характера, препятствующим исполнению судебного акта.

Более того, в судебной практике подчеркивается, что поскольку поводом для обращения истца в суд явилось неисполнение ответчиком обязательства по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке, отсрочка исполнения решения суда в такой ситуации повлечет дальнейшее нарушение прав и законных интересов истца и членов ее семьи (Апелляционное определение Липецкого областного суда от 13.06.2012 по делу № 33-1322а/2012).

5.4.2 . В случае длительного неисполнения администрацией решения суда гражданин может попробовать изменить способ исполнения решения о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить жилое помещение.

Если решение суда о предоставлении жилого помещения не исполняется длительное время и если привлечение муниципальных чиновников к ответственности за неисполнение судебного акта не принесло результата, то возможно попытаться изменить способ исполнения решения о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить жилое помещение.

Так, в п. 20 Обзора судебной практики по гражданским делам Приморского краевого суда за II полугодие 2014 г. (утвержден на заседании президиума Приморского краевого суда 16.02.15 http://kraevoy.prm.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=541) сделан вывод о том, что законом не исключена возможность изменения способа исполнения решения о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма.

При этом суд рассмотрел следующую ситуацию.

Постановлением суда кассационной инстанции признана ошибочной позиция судебной коллегии по гражданским делам о невозможности изменения порядка и способа исполнения решения суда, которым на орган местного самоуправлениявозложена обязанность предоставить семье Р. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 36,5 кв.м в пределах территории города Партизанска. По мнению суда апелляционной инстанции, изменение способа исполнения решения с предоставления семье истицы квартиры на условиях социального найма на взыскание стоимости квартиры приведет к изменению правоотношений сторон и существа судебного акта.

Между тем, целью института изменения способа и порядка исполнения решения является обеспечение исполнимости решения суда при наличии обстоятельств, затрудняющих его исполнение либо свидетельствующих о невозможности его исполнения способом, указанным в решении суда, что следует из ст. 434 ГПК РФ. Решение суда о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить гражданам жилое помещение на условиях социального найма направлено на защиту жилищных прав граждан и преследует цель их реализации в натуре. Затруднительность или невозможность для органа местного самоуправления предоставить взыскателю жилое помещение не может лишать граждан права реализовать закрепленное судебным решением право на получение жилого помещения иным способом – путем взыскания с данного органа денежных средств для самостоятельного приобретения жилого помещения в счет исполнения решения суда. Взыскание в пользу граждан с ответчика денежных средств на эти цели существо его обязательства по обеспечению гражданина жилым помещением по договору социального найма не изменяет. Иной подход к разрешению данного вопроса повлечет неисполнимость решения суда, что лишает его значения акта правосудия и приведет к иллюзорности права на судебную защиту, что недопустимо.

Отменяя апелляционное определение, президиум краевого суда указал на существенное нарушение ч.ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. По делу оставлено в силе определение Партизанского горсуда об удовлетворении заявления.

Подводя итог всему сказанному выше, еще раз выделим рекомендуемые этапы по получению жилого помещения на условиях договора социального найма (при условии наличия у документов о признании непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту или реконструкции принадлежащего гражданину жилого помещения):

А) Получить статус малоимущего (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

Б) Встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования.

В) Обратиться в администрацию того муниципального, с заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Г) Обжаловать отказ местной администрации предоставить жилое помещение вне очереди в судебном порядке (возможна также жалоба в прокуратуру).

Д) Исполнение судебного решения об обязании органа местного самоуправления предоставить жилое помещение вне очереди.

6.1 . Если гражданин проживает в жилом помещении по договору социального найма (что подтверждается непосредственно договором социального найма или ордером), то порядок действий по получению жилого помещения взамен непригодного будет в целом таким же.

Однако в этом случае при обращении в уполномоченный орган местного самоуправления необходимо представлять не свидетельство о праве собственности на жилое помещение, а договор социального найма (либо ордер).

При этом, если в заключении межведомственной комиссии указано, что жилое помещение непригодно для проживания, но отсутствует оговорка о невозможности ремонта (реконструкции) или есть оговорка о необходимости (возможности) ремонта (реконструкции), то гражданин вправе требовать у уполномоченного органа местного самоуправления (наймодателя) проведения ремонта жилого помещения.

Так, согласно ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения (местная администрация) по договору социального найма обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, а также осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Таким образом, если в заключении межведомственной комиссии указано, что жилое помещение непригодно для проживания, но отсутствует оговорка о невозможности ремонта (реконструкции) жилья, то гражданин вправе требовать от органа местного самоуправления (наймодателя) проведения ремонта (реконструкции) жилого помещения (жилого дома).

Если же гражданина не устраивает только лишь проведение ремонта, и он хочет получить благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания, то в этом случае следует обжаловать в судебном порядке заключение межведомственной комиссии, в котором отсутствует оговорка о невозможности ремонта (реконструкции) жилья.

6.2 . Если гражданин проживает в жилом помещении по договору социального найма, то можно предложить еще один вариант действий, чтобы избежать этапа, указанного в п. 5.1. и 5.1.1. настоящей статьи, исходя из правовой позиции, выраженной в Определении Верховного Суда РФ от 18.11.2014 № 81-КГ14-16.

Итак, нет необходимости вставать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также нет необходимости получать статус малоимущего, если гражданин-наниматель жилого помещения обратится в администрацию муниципального образования с заявлением на получение жилого помещения в связи с необходимостью переселения из аварийного дома (ст. 85 ЖК РФ), а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Иными словами, если органом местного самоуправления дом был признан аварийным и подлежащим сносу, то на орган местного самоуправления возлагается обязанность по расселению жильцов указанного дома путем предоставления им благоустроенного жилья аналогичной площади.

Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Для получения жилья в порядке 85 ЖК РФ статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий не требуется (в отличие от получения жилья по ст. 57 ЖК РФ).

Однако в порядке 85 ЖК РФ жилье предоставляется той же площади, которую гражданин занимал и ранее (т. е. улучшения жилищных условий не происходит).

А в порядке ст. 57 ЖК РФ происходит улучшение жилищных условий (для этого и необходим статус нуждающегося в улучшении жилищных условий), т. к. в этом случае жилье предоставляется по нормам предоставления на каждого члена семьи.

При этом в Определении Верховного Суда РФ от 18.11.2014 № 81-КГ14-16 указано, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Как указывалось выше, обязанность предоставить истцам жилое помещение возложена на ответчика в связи с невозможностью проживания в аварийном доме, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 ЖК РФ).

Следовательно, в данном случае гражданину необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением, в котором указать на то, что жилое помещение находится в муниципальной собственности, непригодно для проживания, не подлежит ремонту (реконструкции), а значит, является аварийным и подлежит сносу, а жильцы при этом подлежат переселению.

В связи с невозможностью проживания в аварийном доме и в связи с необходимостью переселения из такого дома следует потребовать предоставить другое благоустроенное жилое помещение эквивалентной площади, а также потребовать включения аварийного дома в адресную программу по переселению из ветхого фонда.

Отказ (бездействие) местной администрации необходимо обжаловать в судебном порядке (см. п. 5.3. настоящей статьи).

Еще раз подчеркнем, что вариант действий, изложенный в п. 6.2. настоящей статьи, может быть использован, если гражданин проживает в жилом помещении по договору социального найма и если указанное жилое помещение признано непригодным для проживания и неподлежащим реконструкции/ремонту.

Бартов А.А. - Руководитель юридической клиники МОСИ.

ВАМ МОЖЕТЬ БЫТЬ ПОЛЕЗНО

Федеральный закон "Об электроэнергетике" с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019 года

Предисловие.

В пояснительной записке "" указывалось, что предпосылкой для принятия законопроекта "Об электроэнергетике" явились следующие обстоятельства.

"Действующее законодательство Российской Федерации не формирует системной правовой базы, регламентирующей правоотношения в сфере функционирования электроэнергетического комплекса. Предметом правового регулирования § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации является исключительно узкая сфера отношений между энергоснабжающими организациями и конечными потребителями энергии, тогда как к иным специфическим видам правоотношений в электроэнергетике, связанных с куплей - продажей электроэнергии в рамках оптового рынка, передачей энергии, оказанием услуг общесистемного характера и др., положения указанных статей Гражданского кодекса фактически не применимы. Предметом правового регулирования отдельных Федеральных законов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики … являются частные вопросы отношений в секторе - такие, как ценообразование, лицензирование отдельных видов деятельности, особенности банкротства энергокомпаний, особенности обращения акций организаций электроэнергетики; но при этом ни один из перечисленных законодательных актов не дает представления о системе хозяйственных отношений на рынке электроэнергии, участниках рынка, их правах и ответственности, системе управления технологической инфраструктурой рынка".

В пояснительной записке "К проектам Федеральных законов "Об электроэнергетике" и "О введении в действие Федерального закона "Об электроэнергетике " указано было на то, что

"предметом правового регулирования законопроекта является установление правовых основ экономических и производственных отношений в сфере электроэнергетики, полномочий органов государственной власти по регулированию этих отношений, основных прав и обязанностей лиц, участвующих в процессе производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии".

В пояснительной записке содержалась "концепция проекта Федерального закона "Об электроэнергетике", в частности, указывалось, что

"принятие проекта Федерального закона "Об электроэнергетике" необходимо для формирования правовых основ функционирования электроэнергетики. Предлагаемая в рамках законопроекта модель организации отношений в отрасли основана на обеспечении безусловной реализации в электроэнергетике принципов, закрепленных пунктом 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в отношении всех сфер хозяйственной деятельности: соблюдения гарантий единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности при условии поддержания технологического единства электроэнергетической системы страны, ее надежного и безопасного функционирования".

Первоначально текст Федерального закона "Об электроэнергетике" был опубликован 31.03.2003 года в "Собрании законодательства РФ" N 13, 01.04.2003 года в "Парламентской газете" (N 59), 01.04.2003 года в "Российской газете" (N 60).

Ниже представлен текст документа:

Федеральный закон "Об электроэнергетике" с последними изменениями , внесенными Федеральными законами от 29.07.2018 N 271-ФЗ, от 27.12.2018 N 522-ФЗ, вступившими в силу 01.01.2019 года (ред. 53).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Основы организации электроэнергетики

Глава 3. Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть

Глава 4. Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике

Глава 5. Система государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

Глава 6. Оптовый рынок

Глава 8. Особенности осуществления хозяйственной деятельности в электроэнергетике

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Энергетика - одна из ведущих отраслей современной Российской экономики. В настоящее время на территории РФ функционирует порядка 700 электростанций общей мощностью в 236,34 ГВт, составляющие ЕЭС Российской Федерации. Для регулирования их деятельности Государственной Думой РФ был принят соответствующий закон.

Федеральный закон «Об электроэнергетике» N 35-ФЗ принят 23 февраля 2003 года и одобрен Советом РФ 12 марта 2003 года. Действительный закон о электроснабжении регламентирует деятельность объектов ЕЭС, юридические аспекты экономических отношений в области электроснабжения и определяет права и обязанности юридических лиц и потребителей в обозначенной сфере. Основанием для действительного закона является Конституция Российской Федерации.

ЕЭС (ОЭ) играет ведущую роль в осуществлении электроснабжения населения. Собственники электропроизводящих предприятий, входящих в состав Общероссийской Электросети, ограничиваются в своих правах. Эти нормы приняты в рамках обеспечения безопасности потребителей электрической энергии.

Рассматриваемый закон предусматривает ограничения по части:

  • Прав на оформление договорённости об электроснабжении с эксплуатацией объектов электрохозяйства, составляющих часть Единой Энергетической Системы;
  • Эксплуатации, признания непригодными для эксплуатации системных объектов без постановления органов управления ЕЭС.

Рассмотренные ограничения не применяются для изъятия у собственников доходов, приобретённых посредством осуществления права на энергетическую деятельность, предусмотренного законом.

При нарушении органом управления Единой Национальной Электросети условий, утверждённых в п. 1 ст. 21 настоящего закона, законные владельцы предприятий, осуществляющих электроснабжение, получают право самостоятельного заключения договоров по предоставлению электричества. Соответственно, в рамках рассматриваемого случая снимается запрет, предусмотренный в ч. 1 ст. 7 закона 35-ФЗ об электричестве для населения.

Централизованное оперативно-диспетчерское управление системами электроснабжения производится в соответствии нормам технического устава. Цель систематизированного управления - обеспечение безопасности, надёжности и высоких качественных характеристик процесса .

Организацией, на которую возлагаются управленческие обязанности в пределах ЕЭС РФ, является системный оператор . Это акционерное общество, доля непосредственного участия в уставном капитале которого по закону не может составлять более 52% процентов в период реформирования. По истечению указанного периода, доля акционеров должна составлять 100%.

Настоящий Федеральный закон не уполномочивает системного оператора и другие оперативно-диспетчерские системы энергетических объектов на закупку, продажу и производство электричества, кроме как для обеспечения работы и электроснабжения ЭС.

При возникновении опасностей деформации оборудования и прекращения (ограничения) тепло- и электроснабжения, объявляется режим чрезвычайной ситуации (ст. 15 настоящего Федерального закона). Действия управляющих органов в критических условиях регламентируются в порядке, утверждённом Правительством Российской Федерации.

Согласно нормативным актам актуального текста ФЗ об энергоснабжении 35-ФЗ надзор за деятельностью руководства Единой Энергетической Системы РФ, наложение запрета на дальнейшую трудовую деятельность недобросовестных операторов - прямая обязанность Правительства Российской Федерации.

При оплате услуг по предоставлению электроснабжения, учитывается компенсация затрат на расходы по организации администрирования по осуществлению электроснабжения, и экономически обоснованную прибыль. Тарифы на электричество для населения регулируются непосредственно государством.

Согласно ст. 23 настоящего Федерального закона, при упорядочивании цен и надбавок учитываются:

  • Расчётные себестоимость и прибыль, предполагаемая от предоставления услуг по энергоснабжению;
  • Затраты на выработку и сбыт электроэнергии коммерческими предприятиями;
  • Результаты плановой деятельности ЭС со времени действия предшествующих тарифов;
  • Соответствие требованиям акта об энергоснабжении и повышении качественной эффективности;
  • Наличие открытых и прозрачных взаимоотношений с потребителями и населением.

В Федеральный нормативный акт об электричестве планомерно вводятся изменения. Последние поправки были внесены 30 июня 2017 года.

Скачать Федеральный закон об электроэнергетике

В целях ознакомления с нормативами в отношении электроснабжения в Российской Федерации, необходимо ознакомиться с положением действительного закона. Актуальный текст Федерального закона «Об электроэнергетике» N 35-ФЗ можно скачать по

Последние изменения, внесенные в ФЗ 35

Последние поправки в действительный Федеральный закон ФЗ-35 были внесены 30 июня 2017 года и вступили в силу 18 июля 2017 года. Изменения коснулись нескольких статей и положений.

Ч. 8.1 ст. 23 настоящего закона об электроснабжении дополнена новыми абзацами 4, 4 и 6. В их тексте утверждается процентная ставка акционерного сообщества в отношении ЕЭС - 50% плюс одна голосующая акция. Субъекту, согласно юридическому праву, принадлежит энерговырабатывающее оборудование суммарной мощностью не менее 10 000 МВт.

Ст. 32 рассматриваемого закона дополнена пунктом 1.1, гласящим о положении субъектов оптового рынка по отношению к планируемым реформам в сфере энергоснабжения на территории Дальневосточного округа.

Годами ранее существенные поправки были внесены и в другие статьи. Федеральным законом N 196-ФЗ, принятым 23 июня 2016 года, утверждены правки в статье 2 нормативного акта об электроснабжении. В ч. 1 ст. 2 говорится, что рассматриваемое законодательство базируется на принципах Конституции Российской Федерации и состоит из нормативов Гражданского кодекса, ФЗ-35 и Указов Президента Российской Федерации.

К рядовой терминологии 35-ФЗ, согласно ст. 3 действительного Федерального закона, относятся понятия:

  • Электроэнергетика - экономическая отрасль РФ, вовлечённая в сферу экономических отношений, основанных на выработке и реализации электрической энергии;
  • Единая Энергетическая Система - централизованная совокупность предприятий, осуществляющих энергоснабжение на территории Российской Федерации;
  • Субъекты электроэнергетики - юридические и физические лица, деятельность которых относится к энергетической системе и области электроснабжения;
  • Потребители электроэнергии - граждане, приобретающие электроэнергию для личных или производственных нужд.

Согласно поправкам на основании Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ, в ч. 4 ст. 26 35-ФЗ указывается порядок преобразования объектов электрообеспечения в случае смены законного владельца. Новый собственник обладает полномочиями присовокупления в технологическом смысле к энергопринимаемому устройству объект электроснабжения, принадлежащий другому лицу. Это допускается в случае выполнения владельцем всех технологических условий по эксплуатации и содержанию объекта энергоснабжения. При передаче права собственности и получении вытекающих из этого полномочий, новый владелец обязан уведомить сетевую организацию.

Согласно поправке в ч. 8 ст. 38 настоящего закона об электроснабжении, произведённой на основании 196-ФЗ от 23 июня 2016 года, меры, предпринимаемые в случае дефицита электроснабжения, возникновения внештатных ситуаций и аварий, производятся уполномоченными представителями оперативно-диспетчерского управления. Порядок соблюдения мер предосторожности и ограничений определяется Правительством Российской Федерации.

Сначала я хотел выложить только архив закона, потом решил, что лучше разместить текст полностью. Отредактировал немного и понял, что текста слишком много и читать его будет просто не удобно (да и сомневаюсь я, что его кто-то будет читать «от корки до корки»). Поэтому я составил содержание и решил опубликовать только его. Ссылка на скачивание документа, как обычно, в конце поста.

Формат документа: .doc (MS Word)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 04.11.2007 N 250-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 09.03.2010 N 26-ФЗ, от 26.07.2010 N 187-ФЗ, от 26.07.2010 N 188-ФЗ, от 26.07.2010 N 189-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 28.12.2010 N 401-ФЗ, от 08.03.2011 N 33-ФЗ, от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ).

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике

Статья 3. Определение основных понятий

Глава 2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики

Статья 5. Технологическая и экономическая основы функционирования электроэнергетики

Статья 6. Общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики

Глава 3. ЕДИНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ (ОБЩЕРОССИЙСКАЯ) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СЕТЬ

Статья 7. Понятие и правовой статус единой национальной (общероссийской) электрической сети

Статья 8. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью

Статья 9. Услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети


Статья 10. Развитие единой национальной (общероссийской) электрической сети

Глава 4. ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Статья 11. Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике

Статья 12. Субъекты оперативно-диспетчерского управления

Статья 13. Основные принципы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике

Статья 14. Функции субъектов оперативно-диспетчерского управления

Статья 15. Аварийные электроэнергетические режимы

Статья 16. Оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике

Статья 17. Контроль за системой оперативно-диспетчерского управления

Статья 18. Гражданско-правовая ответственность субъектов оперативно-диспетчерского управления

Статья 19. Оперативно-диспетчерское управление в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах

Глава 5. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Статья 20. Принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

Статья 22. Утратила силу. — Федеральный закон от 26.07.2010 N 187-ФЗ.

Статья 23. Принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике

Статья 23.1. Государственное регулирование цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках

Статья 23.2. Особенности государственного регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям

Статья 23.3. Государственное регулирование в электроэнергетике в условиях ограничения или отсутствия конкуренции

Статья 24. Полномочия Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)

Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках

Статья 26. Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии

Статья 27. Утратила силу. — Федеральный закон от 26.07.2010 N 187-ФЗ.

Статья 28. Техническое регулирование и контроль (надзор) в электроэнергетике

Статья 29. Инвестиционная политика государства в электроэнергетике

Статья 29.1. Федеральный государственный энергетический надзор

Статья 29.2. Государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике

Глава 6. ОПТОВЫЙ РЫНОК

Статья 30. Правовые основы функционирования оптового рынка

Статья 31. Субъекты оптового рынка и его организация

Статья 32. Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке

Статья 33. Особенности правового статуса и полномочия организаций коммерческой инфраструктуры

Статья 34. Порядок использования технологической инфраструктуры электроэнергетики субъектами оптового рынка

Статья 35. Порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке

Статья 36. Особенности функционирования отдельных субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии

Глава 7. РОЗНИЧНЫЕ РЫНКИ

Статья 37. Основы организации розничных рынков

Статья 38. Гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией

Статья 39. Регулирование деятельности по снабжению электрической энергией граждан

Статья 40. Ценообразование на розничных рынках

Статья 41. Функционирование технологической инфраструктуры розничных рынков

Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Статья 42. Государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов

Статья 43. Особенности ведения учета доходов, продукции и затрат по видам деятельности в сфере электроэнергетики

Статья 44. Особенности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации

Статья 45. Правовое регулирование теплоснабжения в Российской Федерации

Статья 46. Формирование технологического резерва мощностей по производству электрической энергии

Статья 46.1. Обеспечение надежного функционирования тепловых электростанций

Статья 47. Вступление в силу настоящего Федерального закона



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!