Система законодательства регулирующая инновационную деятельность. Нормативно- правовое регулирование инновационной деятельности

Инновационная деятельность в нашей стране еще не имеет должного правового регулирования. Единого федерального законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности, пока нет. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и научно-технической политике» регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг). Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, принципы ее регулирования, формирование и порядок реализации государственной научно-технической политики.

В Москве действует Закон г. Москвы от 7 июля 2004 г. № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве»2 (далее - Закон об инновационной деятельностиМосквы).

Закон об инновационной деятельности Москвы регулирует инновационную деятельность в городе Москве, устанавливает порядок формирования, утверждения и реализации инновационной политики органов государственной власти города Москвы с целью обеспечения устойчивого развития экономики города Москвы за счет перехода к инновационному пути развития на основе принятых приоритетов.

Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является также законодательство в области интеллектуальной собственности. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ, правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации.

Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов3, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров6, коммерческой тайны.

Вместе с тем, специальному законодательству в данной сфере предстоит еще развиваться, так как правовой режим некоторых объектов сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).

Подзаконными актами разного уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности. Так, Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р одобрены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельно-сти1. Данный акт принят во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 8632.

Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 7 утверждено Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности.

Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 19 июля 2004 г. № 31 утверждена форма государственного федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».

Кроме того, данные отношения регулируются международными договорами и соглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).

Следует иметь в виду, что законодателем по-разному решен вопрос о моменте возникновения и основаниях охраны объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации. Существуют три системы правовой охраны:
1) регистрационная система, действующая в отношении тех объектов, у которых на первое место выдвигается содержательный элемент творчества: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и др. Поскольку это не уникальный результат творчества и он может быть повторен, то для возникновения правовой охраны необходима формализация. Чтобы закрепить право на такие объекты, следует провести экспертизу, издать специальный акт государственного органа (зарегистрировать), выдать правоустанавливающий документ (патент, свидетельство);
2) созидательная система, заключающаяся в том, что право на данные объекты возникает в силу самого факта их создания, придания объективной формы, а правовая охрана - с момента создания. Эта система применяется в отношении объектов авторского права;
3) система конфиденциальности, при которой основанием охраны является факт сохранения объекта в тайне и защиты от неправомерного вмешательства третьих лиц. Такая система применяется, например, для охраны «ноу-хау». К «ноу-хау» относится не защищенная охранными документами и не опубликованная (полностью или частично) техническая, организационная или коммерческая информация, которая составляет секрет производства и обладатель которой имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами.

Сложнее обстоит дело с правовым регулированием передачи, внедрения инноваций для получения нового или усовершенствованного товара, работы, услуги. Как уже отмечалось, единого федерального законодательного акта в данной сфере пока не существует. Вместе с тем прослеживается стыковка правового регулирования инновационной деятельности с гражданским законодательством, поскольку в стадии реализации исключительных прав гражданско-правовые отношения переходят в коммерческую сферу. Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием нововведений в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами.

Ежегодно в России органами законодательной и исполнительной власти принимаются от полутора до двух тысяч нормативных актов. «Согласно оценке экспертного совета по кодификации и систе­матизации законодательства при Председателе Государственной Думы, законодательство Российской Федерации на современном этапе включает порядка 1 млн. нормативных актов, причем федеральное за­конодательство составляет не более 10 процентов, а остальное — законодательство субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления» .


Большое количество нормативных документов, упоминающих в своем контексте словосочетания «инновация», «инновационный продукт», «инновационная деятельность», значительно усложняет их изучение, а так же делает непростым применение на практике. Вот почему законодательная деятельность должна состоять не только в принятии очередных нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность, но и в упорядочении действующих правовых норм и выработке единого механизма правового регулирования инновационной деятельности. Только тщательный анализ действующего инновационного законодательства поможет понять и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.


Основным источником права является Конституция РФ, которая гарантирует свободу предпри­нимательской деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, финансовых средств и услуг, поддержку конкуренции.


Конституция РФ закрепляет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственно­сти, а так же гарантирует равенство всех форм собственности. Каждый может использовать находящееся в собственности имущество для любой не запрещенной законом экономической деятельности.


Конституция РФ отнесла правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и ин­теллектуальной собственности к исключительному ведению Российской Федерации. Такой подход объ­ясняется как важностью регулируемых общественных отношений, так и заинтересованностью всех субъ­ектов Федерации и самой Федерации в едином правовом пространстве в сфере гражданско-правового регулирования.


Основополагающим законодательным актом, регулирующим предпринимательскую деятельность, является Гражданский кодекс РФ. В нем более детально регламентируются отношения в сфере пред­принимательства, дается определение предпринимательской деятельности и закреплена классификация хозяйствующих субъектов. Важным событием является принятие четвертой части Гражданского ко­декса РФ, в которой закреплены материальные нормы, регулирующие отношения в сфере создания и использования результатов интеллектуальной деятельности.


К числу специальных федеральных законов, регулирующих инновационную предпринимательскую деятельность, необходимо отнести следующие:


1.Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.


2.Федеральный закон «Об инновационном центре "Сколково"» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.


3.Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ.


4. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.



7. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 4 декабря 2006 г. № 202-ФЗ.


8. Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ.


9. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ.


10. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ» от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ.


11. Налоговый кодекс: часть первая от 31.07.1998 № 146 -ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 № 117-ФЗ.


12. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу от 30 марта 2002 г. Пр-576.


Представленный перечень нормативно-правовых актов не является исчерпывающим. Правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется и иными правовыми актами принятыми как федеральными органами власти, так и на региональном уровне.


В большинстве государств, в том числе федеративных, законодательство об интеллектуальной собственности, патентной службе строго централизовано, поскольку в этом секторе правоотношений единообразное регулирование служит интересам личности и государства в целом, гарантирует защиту творческой деятельности человека, производителей и создателей продукции. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности на федеральном уровне создает условия для сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны, предотвращения его утечки за рубеж. Однако отнесение названных вопросов к исключительному ведению Российской Федерации не означает, что субъекты Федерации в своих нормативных актах не вправе касаться этих вопросов. Напротив, они должны на региональном уровне расширять права и свободы, но сужать и ущемлять их они не вправе. Многие субъекты Федерации воспользовались этим правом .


Ориентируясь на сферу правового регулирования, следует иметь в виду, что инновационная деятель­ность - деятельность коммерческая, связанная с получением нового продукта и реализацией его другим участникам рынка. Такое понимание инновационной деятельности находится в русле традиционных представлений о бизнесе, характерном для зарубежных предпринимателей. Так, в деловой практике США инновация определяется как использование нового продукта (услуги, метода) в практике бизнеса, непосредственно следующее за его открытием; новый подход к конструированию, производству и сбыту продукции, позволяющий обойти конкурентов. Поэтому целью инновационной деятельности явля­ется не только социально-экономический эффект от использования интеллектуального потенциала, но и получение прибыли. Следовательно, необходимыми компонентами инновационной деятельности являются:


Развитие прикладной науки;


Создание пилотного образца;


Оформление технической документации на новый продукт;


Юридическое оформление прав на интеллектуальную собственность;


Серийное производство;


Передача инновационного продукта в коммерческий оборот.


Таким образом, инновационную деятельность как процесс преобразования научного знания в новшество и доведение полученного интеллектуального продукта до рынка можно представить в виде последовательно сменяющихся правовых отношений, опосредующих действия, в процессе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется на рынке путем ее коммерциализации. Инновационный процесс, в отличие от иных видов деятельности, имеет достаточно необычный правовой механизм. Дело в особом характере инновационной деятельно­сти, являющейся процессом, где один вид отношений сменяется другим, равно как и участники этой деятельности.


Объектами правового регулирования выступают: порядок создания и использования инноваци­онной продукции; механизм взаимодействия между участниками инновационного процесса; защита интеллектуальной собственности и прав субъектов инновационного процесса.


Изучение правового механизм регулирования инновационной деятельности в современных россий­ских условиях позволяет выявить главный пробел российского законодательства в данной области - отсутствие системности. Имеющаяся в России правовая база инновационного развития во многом носит декларативный характер, инструктивные документы нередко вступают в противоречие с законодатель­ными актами, а некоторые предметные области отношений субъектов инновационной деятельности вообще остались вне правового регулирования. Так, правовое регулирование российской науки и отечественной системы образования осуществляется вне связи с другими важнейшими элементами инновационной системы: рыночным сектором, производством, инновационной инфраструктурой .


Правовое регулирование в сфере инноваций должно обеспечивать комплексное регулирование во всех направлениях, начиная с создания и использования инновационных продуктов, и заканчивая отношениями, возникающими в процессе их реализации: в области производства, бизнеса, торговли, обновлением образования, науки. Только комплексное правовое регулирование способно обеспечить эффективность инновационной предпринимательской деятельности и создать конкурентоспособную экономику.


Список литературы


1. Волынкина М. В. Правовой инновационный опыт регионов / Журнал российского права, 2006.


2. Шкатулла В. И. Право. М.: Высшая школа, 2004. С. 55.


3. Курочкин В. Н. Правовое обеспечение инновационной деятельности в интересах экономической безопасности России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 05.26.02. М., 2004. 27 с.


4. Сушкова О. В. Гражданско-правовой режим инноваций в научно-технической сфере: на приме­ре деятельности высших учебных заведений: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2010. - 22 с.

Учебные вопросы:

1 .Понятие интеллектуальной собственности.

2 .Патенты. Основная характеристика.

3 .Лицензирование и юридический порядок передачи технологий.

При изучении первого учебного вопроса внимание уделить нормативно - правовому регулированию инновационной деятельности в РФ.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ (ст. 44), Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности.

В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность - собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, входящий в совокупность объектов авторского и изобретательского права.

На международном уровне юридическое понятие интеллектуальная собственность предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, созданную в 1967 году. Главной задачей Всемирной организации интеллектуальной собственности является содействие ее охране.

В Российской Федерации правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ, Законом об авторском праве и смежных правах и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Нововведение представляет собой прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Это целенаправленное изменение, которое вносит в производство новые относительно стабильные материальные и социальные элементы.

Новшество - объект промышленной собственности и (или) связанный с ним продукт интеллектуальной деятельности, являющийся предметом нововведения; результат интеллектуальной деятельности, законченных научных исследований и разработок, обладающий новизной и спросом для включения в экономический оборот; это предмет инновации.

В зависимости от правового режима выделяют три группы объектов интеллектуальной собственности.

К первой группе относятся объекты, регулирование которых осуществляется специальными законами или нормами, содержащимися в законодательстве.

В настоящее время в России правовыми нормами (патентным законом РФ, законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров») охраняются объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть закреплены за физическими и юридическими лицами в форме авторского права, изобретательского и патентного права, права на промышленные образцы, полезные модели и других формах.

Создателю объекта интеллектуальной собственности, находящегося под правовой охраной, принадлежит авторское право. Авторское право, защищенное патентом, предоставляет исключительное право на использование объекта интеллектуальной собственности по усмотрению создателя в течение конкретного отрезка времени. Данное право собственника поддерживается государством и закрепляется юридически.

Предоставление патента – это распространенный способ возмещения затрат средств, времени и человеческого капитала частных организаций и отдельных специалистов на получение такого общественного товара как новые научно-технические знания. В течение срока действия патента патентообладатель обеспечивает экономическую эксплуатацию объекта интеллектуальной собственности и доступ к нему иных экономических агентов.

Ко второй группе относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности, которые обеспечиваются правами в пределах сформулированных понятий или установленного перечня сведений (коммерческие сведения, промышленные секреты, «ноу-хау»).

К третьей группе относятся объекты, не определенные правами, регулирование которых осуществляется в договорной форме или на уровне локальных актов.

Второй учебный вопрос внимание уделить основным характеристикам патентов.

Патентное право - отрасль права, нормы которой устанавливают систему охраны прав на технические решения изобретения путем выдачи патента.

Патент (англ. рatent) - документ, удостоверяющий авторство и исключительное право на изобретение; свидетельство на изобретение, выдаваемое компетентным органом государства, удостоверяющее признание предложения изобретением, приоритет изобретения, авторство и исключительное право на изобретение.

Кроме того, патент представляет собой документ, выдаваемый официальным органом государства на право занятия каким-либо ремеслом или промыслом при соблюдении необходимых условий и внесении платежа (патентного сбора).

В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, объеме и сроках охраны.

Патенты защищают только принципиально новые технические изобретения, позволяющие получать качественно новые результаты. Они выдаются физическим и юридическим лицам. Если патент принадлежит определенному физическому или юридическому лицу, то другое лицо не имеет права использовать запатентованный объект без разрешения владельца патента. Продажа лицензии в другое государство означает получение там патента. Патент действует только в пределах территории того государства, ведомство которого его выдало.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны. Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов – то есть активов, не имеющих физической, осязаемой формы: управленческие, организационные, технические ресурсы, репутация в финансовом мире, капитализированные права, привилегии, конкурентные преимущества, контроль над сбытовой сетью, защита, обеспечиваемая страховкой, патенты и торговые марки, фирменные знаки, "ноу-хау", другие виды интеллектуальной собственности, право на пользование.

Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства.

Третий учебный вопрос

Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау («знаю, как») , которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера.

Ноу-хау могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по производству изделий; проведению научных исследований и разработок, а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

Ноу-хау - термин, применяемый для обозначения обязательства по передаче на коммерческой основе другой организации выраженных в форме документации технических знаний, опыта, навыков, включая инжиниринговые услуги; это совокупность знаний и навыков, которые носят конфиденциальный характер. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

В отличие от секретов производства «ноу-хау» не патентуются, поскольку в значительной своей части состоят из определенных приемов и навыков и, поэтому не пользуются патентной защитой.

Первоначально «ноу-хау» понималось как информация, необходимая для осуществления изобретения и специально упущенная заявителем в патентном описании (смысл – «знать, как применить патент»), с течением времени термин «ноу-хау» утратил первоначальное значение и стал обозначать «знать, как сделать». Под «ноу-хау» обычно понимают:

    технологические, конструкторские решения и секреты, не охраняемые патентами (комплекс технических знаний) или нововведения, которые могли бы быть защищены патентами, но незапатентованы по тем или иным причинам;

    конфиденциальные сведения различного характера (коммерческие секреты).

Ноу-хау технического характера кроме незарегистрированных образцов включают также техническую документацию, инструкции, производственный опыт и описание технологий, знания и навыки в области статистической, финансовой отчетности, правовой и экономической работы. Под “ноу-хау” коммерческого характера подразумевают адресные бланки данных, картотеки клиентов, данные об организации и эффективности производства, данные об обучении персонала и другие сведения.

Основные признаки «ноу-хау»:

    неизвестность неопределенному кругу лиц и отсутствие свободного доступа к информации;

    наличие явных усилий владельца «ноу-хау» по его сохранению в секрете;

    коммерческая и промышленная ценность соответствующей информации.

Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Неправомерное использование «ноу-хау» влечет за собой имущественную ответственность, которая включает в себя компенсацию его владельцу прямого ущерба, упущенной выгоды и моральных издержек (в соответствии с гражданским законодательством РФ). При передаче прав на использование «ноу-хау» оговаривается конфиденциальность информации, и предусматриваются санкции за ее нарушение.

Передача ноу-хау – один из видов передачи объектов инновационной деятельности. Сделка по передаче ноу-хау - предоставление беспатентной лицензии.

Основные особенности передачи ноу-хау:

    большой риск, связанный с раскрытием конфиденциального существа ноу-хау до заключения контракта и утечкой ноу-хау от получателя третьим лицам после заключения контракта;

    необратимый характер передачи ноу-хау;

    постоянно присутствующий временной фактор;

    неопределенность периода сохранения конфиденциальности ноу-хау.

Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями (договорами, соглашениями), предусматривающими не только передачу соответствующей документации, но также и подготовку персонала и оказание иной технической помощи импортеру.

Лицензионные соглашения – это соглашения о передаче прав на использование лицензий, «ноу-хау», товарных знаков.

Права на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией. Лицензии различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другим признакам.

Лицензия – это разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром) юридическим и физическим лицам (лицензиатам) на коммерческое использование изобретения, защищенного патентом, в течение определенного срока и за определенное вознаграждение. Право собственности на него остается за лицензиаром. Предоставление лицензии регулируется лицензионным соглашением между лицензиатом и лицензиаром.

Лицензионное соглашение предусматривает уплату лицензиатом определенного вознаграждения лицензиару:

    роялти – регулярные платежи, размер которых устанавливается в виде доли прибыли или суммы продаж продукции, произведенной по лицензии (их размер которых определяют на основе фактического экономического результата использования лицензии – например, периодические процентные отношения, участие в прибылях);

    паушальный платеж фиксированная сумма вознаграждения - выплачивается единовременно или по частям - первоначальный платеж наличными; национальный платеж; передача ценных бумаг лицензиата; передача встречной технической документации.

Этот платеж применяется в ограниченном числе случаев, в том числе, при продаже лицензии вместе с оборудованием, при продаже лицензии неизвестной организации, при опасности утечки производственных секретов, а также тогда, когда лицензиат не хочет допустить контроля над своей деятельностью или существуют ограничения на перевод прибыли из страны, где расположен лицензиат.

Размер лицензионных вознаграждений этого типа непосредственно не связан с фактическим использованием лицензий, а заранее устанавливается и указывается в договоре, исходя из возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии.

Вопросы для самоконтроля:

    Назовите основные материальные и нематериальные результаты инновационной деятельности.

    Дайте определение патент, патентной формы защиты изобретений.

    Какие задачи решает товарный знак? В чем особенности технологии как товара?

    Раскройте понятие «ноу-хау», передачи «ноу-хау».

    Какие задачи решает лицензия? В чем значение лицензионной торговли? В чем различие понятий "лицензиатор" и "лицензиат"?

    Назовите организационные формы продажи лицензий на внешнем рынке.

    Охарактеризуйте внутренние и внешние затраты на осуществление инновационной деятельности.

основная

Легального определения инновации, как и инновационной деятельности, на уровне закона РФ нет.

Инновационной деятельностью считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.

Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений в новой или усовершенствованный реализованный на рынке товар, новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные разработки.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Научная деятельность и научно-техническая деятельность являются стадиями инновационного процесса и их совокупность с «материальными» стадиями (производство, торговля и потребление) рассматривается как цикл инновационной деятельности.

В инновационной деятельности присутствуют самостоятельность , риск и направленность на получение прибыли . Но получение прибыли возможно лишь при реализации конечного продукта инноваций и определяется качеством этого продукта. На первых стадиях деятельность, как правило, бесприбыльна. И все же инновационная деятельность нацелена на получение дополнительной прибыли посредством повышения эффективности производства и достижения преимуществ в конкурентной борьбе, и ее можно рассматривать как предпринимательскую .

«Патентный закон» РФ от 23.09.1992 заложил основы законодательства России в сфере охраны интеллектуальной собственности.

ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг). Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных, типологий интегральных микросхем.

Объекты инновационной деятельности различаются по степени новизны и по уровню их правовой охраны.

Результатом инновационной деятельности является научно-техническая продукция, т.е. открытия, гипотезы, теории, концепции, модели (продукт фундаментальных исследований), изобретения, научные и конструкторские разработки, проекты, опытные образцы новой техники, новые изделия; продукция информатики. Выделяют два основных уровня новизны:

    совершенно новый вид товара;

    введение новых компонентов в уже известные на рынке товары.

Применяются три основных типа защиты интеллектуального продукта :

  • товарный знак.

К интеллектуальному продукту относится и ноу-хау – совокупность технических, коммерческих и других знаний, необходимых для организации того или иного вида производства. Но охрана ноу-хау не регламентируется законодательством.

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладают технологические инновации , а в остальных отраслях – продуктовые , на которые приходится почти две трети всех затрат.

Законодательством не установлен круг лиц, участвующих в инновационном процессе . Субъектами инновационной деятельности могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие ПД в научно-технической сфере. Это – изобретатели, конструкторы, технологи и другие творческие личности, которые разрабатывают и реализуют нововведения. Научно-технические разработки могут создаваться гражданами. Однако ведущими субъектами инновационной деятельности являются независимо от форм собственности научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, предприятия и организации различных отраслей экономики, высшие учебные заведения. Организационно-правовыми формами инновационной деятельности могут быть хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли разработчиков (исполнителей), заказчиков, производителей новых изделий, потребителей инновационной продукции.

Таким образом, к инновационным организациям относятся научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования; проектно-конструкторские организации и специализированные конструкторские бюро, осуществляющие конструкторские разработки и проекты; проектно-технологические организации, разрабатывающие и изготовляющие технологические системы производства товаров; инновационные предприятия (компании, фирмы), специализирующиеся на материализации результатов НИОКР.

Правовые формы создания и реализации инноваций – это различные договоры, обеспечивающие взаимодействие между субъектами инновационной деятельности. На стадиях фундаментальных и прикладных исследований наиболее важны договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ . Зачастую используются лицензионные договоры, при этом в зависимости от объема передаваемых прав различают исключительную и неисключительную лицензии. Возможны договоры на передачу научно-технической документации, договор на передачу ноу-хау, договор коммерческой концессии, инвестиционный договор, договор на оказание маркетинговых услуг и др.

Основным источником финансирования инновационной деятельности являются собственные средства организаций. Второй источник – бюджетные инвестиции, а также средства внебюджетных фондов. Могут использоваться средства международных организаций. В развитых странах преобладающим источником финансирования инновационных разработок, как правило, являются промышленные компании. В России в 2000 г. на долю промышленных компаний приходилось 32,9% средств, затраченных на исследования и разработки, а на долю правительства – 54,8%. При этом расходы на исследования и разработки, осуществляемые из всех источников (частные компании, правительство, высшие учебные заведения, негосударственные организации) были в 25 раз меньше, чем в США.

В зависимости от размера инновационные организации могут быть малыми, средними или крупными. Основная часть научно-технического потенциала в развитых странах сосредоточена в крупных компаниях, но при этом малые и средние фирмы опережают их по части коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по широкому кругу товаров. Действительно, малый бизнес может выжить только при условии использования новейшего оборудования, выпуска более выгодной продукции, что обеспечивает, хотя бы временно, хорошие доходы при быстром насыщении рынков сбыта конкурентоспособными товарами. Крупные же фирмы планируют развитие производства на высокой и эффективной основе, постоянно совершенствуя и обновляя выпускаемую продукцию. Но они медленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт.

В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в сфере материального производства, содействия инновационной деятельности и обеспечения устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом Правительством РФ было принято Постановление от 31.12.1999 №1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности».

Начало государственному регулированию инновационной деятельности в России было положено Постановлением Совета министров РСФСР от 27.03.1991 г. № 171, утвердившимПоложение о Государственной инновационной программе . Правовые акты являются основной правовой формой регулирования инновационной деятельности. Правовые акты, связанные с государственным регулированием инновационной деятельности, либо содержат прямые директивные указания, либо оказывают на нее косвенное воздействие. К числу последних относятся нормативные акты, направленные на создание в сфере налогообложения выгодных условий для ведения инновационной деятельности. Несмотря на все это, инновационная политика государства остается малоэффективной.

Общая характеристика инновационной деятельности

Под инновационной деятельностью в общем смысле следует понимать деятельность, непосредственно связанную с созданием и использованием интеллектуального продукта, доведением новых оригинальных идей до их реализации в качестве готовой продукции. Как правило, она ориентирована на трансформацию результатов научной деятельности.

Определение 1

Инновационная деятельность представляет собой процесс, ориентированный на практическую реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, а также прочих достижений научно-практического характера в виде новых или усовершенствованных товаров или процессов, внедренных на рынок, а также связанных с ними дополнительных научных разработок. Центральным звеном инновационной деятельности выступает разработка, планирование и реализация инноваций.

Инновации являются конечным результатом инновационной деятельности и представляют собой новый или усовершенствованных продукт, реализуемый на рынке, технологию или процесс, используемые в практической деятельности. Проще говоря, это нововведение, реально используемое в практической деятельности и востребованное рынком, то есть коммерциализированное.

Основными чертами инновационной деятельности считаются:

  • самостоятельность;
  • рисковый характер;
  • ориентация на получение прибыли, особенно в долгосрочном периоде.

Получение прибыли, в свою очередь, возможно лишь в тех случаях, когда конечный продукт инноваций реализован на рынке, а ее величина напрямую зависит от его качества.

Основы правового регулирования инновационной деятельности

Реализация инновационной деятельности, ее границы, правила организации и защиты регламентируются на уровне действующего законодательства. Источниками ее правового регулирования выступают нормативно-правовые акты, имеющие различную юридическую силу и отраслевую принадлежность. В общем виде основы нормативно-правового регулирования инновационной деятельности представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основы правового регулирования инновационной деятельности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Свое закрепление основы правового регулирования инновационной деятельности находят в действующей нормативно-правовой базе. Нормативно-правовая база представляет собой всю совокупность законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные стороны и вопросы осуществления инновационной деятельности. Ее соблюдение обеспечивает правоприменительную практику. В случае нарушения установленных прав субъекты инновационной деятельности обращаются за их защитой в органы судебной власти.

Механизм правового регулирования инновационной деятельности представлен на рисунке 2. Рассмотрим его более подробно.

Рисунок 2. Механизм правового регулирования инновационной деятельности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Нормативно-правовая база инновационной деятельности формирует правовую основу ее осуществления. Действующие законы, подзаконные нормативно-правовые акты и положения формируют у участников инновационной деятельности наличие определенных прав и обязанностей. В процессе осуществления инновационной деятельности обеспечивается их реализация. Нарушение прав и обязанностей участников инновационной деятельности влечет за собой соответствующие нормативно-правовые последствия.

Законодательная база нормативно-правового регулирования инновационной деятельности

Система источников нормативно-правового регулирования сферы инновация формируется на основе законов, подзаконных нормативных актов, нормативных актов программного и декларативного характера. К последним, в свою очередь, относятся концепции, стратегии и программы развития.

Основой правового регулирования инновационной деятельности выступает Конституция и Гражданский Кодекс РФ. На основе Конституции формируется первичная база гражданского законодательства. Гражданское законодательство включает в себя:

  • законы об интеллектуальной собственности;
  • законы об авторских правах;
  • патентное законодательство.

Правовая охрана результатов инновационной деятельности обеспечивается посредством государственной регистрации интеллектуальных прав на новые изобретения и технологии в соответствующих комитетах по патентным и товарным знакам.

Отдельные элементы правового регулирования инновационной деятельности находят свое отражение в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в России». В частности, закон предполагает необходимость оказания субъектам малого и среднего предпринимательства, задействованного в инновационной деятельности, поддержки со стороны государств.

Государственная поддержка инновационной деятельности, вопросы ее организации и оказания закреплены в соответствующем федеральном законе «О науке и государственной научной политике».

Государственная поддержка инновационной деятельности – это совокупность мер, реализуемых органами государственной власти и направленных на создание необходимых условий правового, экономического и организационного характера, а также стимулов для физических и юридических лиц, которые осуществляют инновационную деятельность.

Замечание 1

Основной целью оказания подобной поддержки считается модернизация российской экономики, обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, а также общее повышение качества жизни населения.

Несмотря на наличие определенных правовых механизмов регулирования инновационной деятельности, законодательная система в данном направлении до конца еще не сформирована. Отсутствуют специальные норма права, обеспечивающие и регламентирующие инновационное развитие малых инновационных предприятий. На законодательном уровне не установлен круг лиц, принимающих участие в инновационном процессе. Не регламентированы финансовые вопросы обеспечения разработки и реализации инновационных проектов.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!