Порядок официального опубликования федеральных законов. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального собрания. Опубликование и вступление в силу НПА

Аграрные страны и их характерные черты

Все страны мира принято делить по характеру отраслевой структуры на пять групп: аграрные, аграрно-индустриальные, индустриально-аграрные, индустриальные и постиндустриальные. В основе подобной классификации лежит структура занятости.

Аграрные страны характеризуются ведущей ролью в национальной экономике сельского хозяйства. Как правило, в нем занята большая часть жителей страны.

Замечание 1

В странах с аграрной экономикой благодаря сельскому хозяйству обеспечивается большая часть национального дохода, фактически оно является основным источником роста. Оно же определяет специализацию страны в международном разделении труда. Промышленное производство и непроизводственная сфера отходят на второй план.

Обозначим общие признаки агарных стран:

  • зависимость страны в мирохозяйственной системе;
  • социальная дифференциация населения;
  • внутренние социально-экономические структуры и производственные отношения имеют переходный характер;
  • производительные силы отличаются низким уровнем развития, наблюдается отсталость сельского хозяйства, промышленности и производственно-социальной инфраструктуры.

В современном мире аграрными странами в большинстве своем являются наименее развитые государства, расположенные преимущественно на африканском континенте (Гамбия, Лаос, Сомали, Эфиопия, Чад и другие). Низкий уровень их экономического развития опирается на низкую производительность труда, предопределяемую использованием ручного труда и слабой механизацией производственных процессов.

Особенности экономики и сельского хозяйства в аграрных странах

Одной из основополагающих особенностей экономики аграрных стран выступает ярко выраженная социальная и экономическая неоднородность. В таких страна мелкие крестьянские хозяйства могут соседствовать с крупными фермерскими угодьями, но даже мелкие сельхозпроизводители по своей структуре неоднородны.

Многие из них ведут натуральное хозяйство. Основная причина тому – недостаточность собственных активов и неблагоприятные внешние условия. Зачастую такие хозяйства сами же и потребляют большую часть производимых продуктов питания, выходя на рынок в качестве продавцов рабочей силы и покупателей продовольствия.

Зачастую принадлежность к определенной экономической и группе в странах с аграрной экономикой определяется этнической принадлежностью и социальным статусом.

На сельскохозяйственных рынках труда имеется множество низкооплачиваемых вакансий, не требующих высокой квалификации. В то же время спрос на высококвалифицированные кадры крайне мал.

Рассмотрим особенности сельского хозяйства аграрных стран на примере африканского континента.

По некоторым оценкам на долю сельского хозяйства в странах африканского континента, богатых полезными ископаемыми, приходится порядка 1/3 экономики. В последней четверти ХХ века темпы роста сельского хозяйства здесь вдвое превышали темпы роста промышленности.

Сегодня аграрные страны Африки характеризуются дешевой рабочей силой, высоким уровнем бедности и по-прежнему низким уровнем производительности труда.

Ведение сельского хозяйства в аграрных странах африканского континента имеет свои особенности. В общем виде они представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Особенности сельского хозяйства аграрных стран Африки. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

В основе данных особенностей лежат:

  • уровень обеспеченности факторами производства;
  • различия в издержках и производительности;
  • экономия на масштабах сельскохозяйственного производства.

В целом для сельского хозяйства аграрных стран характерен медленный рост производительности, что существенно ограничивает возможности ее влияния на сокращение бедности. Проводимая государствами торговая, ценовая и макроэкономическая политика в целом способствуют несправедливой дискриминации сельского хозяйства.

Инвестиционная политика государства ориентирована преимущественно на развитие городов. При этом официальная помощь аграрному сектору сокращается.

Все это неизменно осложняет эволюцию и рост агарных стран.

Проблемы и перспективы развития стран с аграрной экономикой

Замечание 2

Страны с аграрной экономикой – это, преимущественно, низко развитые государства. Уровень производительности труда, впрочем, как и качества жизни здесь крайне низок, а инфраструктура – неразвита. С инвестиционной точки зрения они непривлекательны.

Основными причинами низкого уровня развития аграрного сектора выступают:

  • неразвитая инфраструктура;
  • диспропорциональность характеристик географического и агроэкологического характера;
  • деградация почв, сопровождающаяся низким уровнем использования удобрений;
  • перекосы в государственной политике.

Помимо всего прочего неэффективность сельского хозяйства стран с аграрной экономикой предопределяется низким уровнем экспорта сельхозпродукции, который объясняется спецификой производимой продукции с одной стороны и изолированностью внутреннего производства продуктов питания – с другой. Далеко не все сельхоз культуры пользуются спросом на мировом рынке, а высокие транспортные и торговые издержки и вовсе изолируют их на мировом рынке.

Учитывая тот факт, что сельское хозяйство обеспечивает большую часть продовольствия для жителей аграрных стран, его роль в обозримом будущем не изменится. Однако предопределяющее значение для развития национальных экономик таких государств имеет повышение производительности труда и общей устойчивости аграрного сектора, а также рост его доходности, как один из способов преодоления бедности развивающихся стран.

Основные задачи, стоящие перед странами с аграрной экономикой, представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Задачи стран с аграрной экономикой. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Для достижения поставленных целей необходима активная и комплексная поддержка со стороны государства, осуществляемая на всей уровнях власти. При условии своего поступательного развития сельское хозяйство аграрных стран может не только превратиться в эффективный инструмент борьбы с бедностью, но и стать ведущей отраслью производства, способной выдерживать конкуренцию на международных рынках сбыта.

Украина имеет все шансы стать «аграрной сверхдержавой»: ее потенциал позволяет нарастить производство сельхозпродукции и увеличить присутствие на мировом рынке. Об этом . А несколько ранее президент Петр Порошенко назвал сельское хозяйство приоритетной отраслью экономики. Гордость за отечественный аграрный сектор стала и главным лейтмотивом правительственных отчетов 2015 года. Однако у этого оптимизма есть и обратная сторона: государство с аграрной, а тем более – сырьевой, специализацией экономики рискует оказаться беззащитным перед как глобальными, так и локальными вызовами. В чем это выражается, и почему заявления о грядущем процветании Украины вследствие сырьевой экспансии на мировые рынки – не более чем популизм, Forbes пояснил Владимир Панченко , директор Института экономических и общественных исследований имени Александра Поля.

Давно известна и доказана историей истина: богатая страна и аграрная страна − понятия взаимоисключающие. И, как это ни парадоксально, больше всего голодных бунтов в мире происходило именно в государствах с развитым сельским хозяйством.

Почему аграрные страны уязвимы? Первая и главная причина − поставка монопродукции. А любой продукт, который продается на бирже, скажем, пшеница или кукуруза, всегда был очень рискованным, ведь он полностью зависит от колебаний мировых цен. Страны, которые опираются на продажу монопродукции, автоматически попадают в зону риска, ведь маржа ими вообще не регулируется.

Давайте обратим внимание на колебания цен на сельхозпродукцию за последние 20 лет. Например, пшеница: от $105 за тонну в 2000-м до $439 в 2008 году. Последние тренды демонстрируют падение по всем сырьевым продовольственным позициям: пшенице, кукурузе, ячменю, семенам подсолнечника. В результате имеем продолжающееся более восьми лет падение цен на сельхозпродукцию.

Дифирамбы нашим черноземам и полям стоит оставить фольклору. Вы можете продавать запчасти к самолету с маржей в 100% или 500%, но не добьетесь таких цифр, продавая зерно или руду. Даже если у вас богатые месторождения и самая лучшая почва

Небольшое сравнение с автомобильным сектором. На недорогой японский внедорожник с начала 2013-го до конца 2015 года цена колебалась на уровне $28-32 тыс. В этот же период цена на зерно упала с $310 до $212 за тонну, достигнув к концу 2015 года $160-170 за тонну. Стоимость автомобиля колебалась в диапазоне 7-14%. В этот же период цена на зерновые упала в 2,4 раза, то есть почти на 60%.

С 2005 по 2010 год цена на зерно в основном держалась в диапазоне $145-215 за тонну. В течение второй половины 2007-го был пик − $430 за тонну, но в 2008-м оно подешевело до $220. Стоимость автомобиля в это время была стабильной.

Поэтому, сколько бы мы ни увеличивали валовой сбор зерна − если цена будет низкой, Украина от этого богаче не станет. Причем чем больше мы будем производить продукции, тем более весомым может быть колебание цен. Даже 5 или 10 млн тонн дополнительного поступления на рынок монотовара из Украины может привести к волатильности, что будет убивать доходность.

Поэтому дифирамбы нашим черноземам и полям стоит оставить фольклору. Вы можете продавать запчасти к самолету с маржей в 100% или 500%, но не добьетесь таких цифр, продавая зерно или руду. Даже если у вас богатые месторождения и самая лучшая почва.

Богатые страны, которые имели все условия для развития сельского хозяйства, отказались от этого сомнительного счастья. Австралия на государственном уровне провозгласила несырьевое будущее, несмотря на мощный зерновой сектор. Даже, казалось бы, аграрная Бразилия, обладая громадными сырьевыми запасами, сегодня делает ставку на авиастроение (самолеты Embraer). Турция долгое время ассоциировалась с сельским хозяйством. Но в своем 20-летнем плане экономического развития это государство поставило стратегическую задачу: уменьшить долю сельхозпродукции в ВВП до менее чем 10%. В результате Турция развивалась в промышленном направлении, и за десять лет (сюда вошли и периоды кризиса) увеличила свой ВВП в три раза.

Дополнительная стоимость? Нет, не слышали

Во время последнего визита в Иерусалим министр аграрной политики и продовольствия не скрывал восторга от того, что 40% израильского хлеба выпекается из украинского зерна. «Простота хуже воровства» − профильный министр гордится тем, что мы экспортируем сырье, а не ту же муку, по сути, расписываясь в том, что мы превратились в сырьевой придаток из когда-то аграрной страны. 57% украинского аграрного экспорта − сырье.

Конечно, существуют сложности с выходом на экспортные рынки с продукцией с большой добавленной стоимостью. Однако фиаско с поставкой яиц одного из наших крупных холдингов, недавние заявления владельца другого агрохолдинга о вреде присоединения Украины к ЗСТ с ЕС именно по аграрному сектору, который по всем исследованиям считался перспективным, свидетельствуют, что нашу переработанную продукцию не очень ждут ни на развитых рынках, ни в развивающихся.

Сегодня у Украины нет шансов быть аграрной страной и при этом иметь достойный уровень жизни населения. Даже при увеличении производства зерновых вдвое вклад сельского хозяйства в ВВП может составлять максимум 14-15%

Давайте говорить откровенно − в Украине дестимулируется развитие переработки в агросекторе. Поэтому выгоднее заниматься зерном. В начале 1990-х, после окончания аспирантуры, я погрузился с головой в бизнес, экспортируя в Центральную Европу изделия из металла и импортируя одежду. Через некоторое время я получил от венгерских партнеров предложение создать в Украине совместное предприятие − сеть мини-пекарен для выпечки хлеба.

Этот бизнес был прибыльным в Венгрии, похожие надежды возлагались и на нашу страну. Но после составления бизнес-плана оказалось, что получить прибыль на изготовлении хлеба в Украине невозможно из-за его политически заниженной цены − около $0,1 за буханку. Зато в Венгрии цена хлеба составляла $0,6. Опытный коллега по бизнесу объяснил, что именно столько составляет порог рентабельности. Мол, хлеб должен стоить $0,6-1, чтобы все зарабатывали. Я решил «подождать цены» несколько лет, но так и не дождался, и погрузился в другие проекты. Прошло 20 лет, ситуация не изменилась: те, кто работает в хлебопекарной отрасли по рыночным правилам − убыточны. Производство хлебобулочных изделий в Украине из года в год падает. Аналогичная ситуация – на рынке молока и в ряде других секторов.

Иллюзия привлекательности агросектора возникла повторно в 2014 году как раз из-за бездарной деятельности правительства и Нацбанка. Произошло катастрофическое падение гривны − и многие с удивлением увидели, что наша сельхозпродукция пользуется повышенным спросом в мире. Но ситуация исправилась в течение следующего года, когда внутренние цены поднялись соответственно повышенному после девальвации курсу доллара. Если девальвация происходит в пределах 15% плавно и ежегодно, можно говорить о качественной валютной экспортно-поддерживающей политике. Но для начала нужно иметь товар, который нужно поставлять на рынок.

Сегодня у Украины нет шансов быть аграрной страной и при этом иметь достойный уровень жизни населения. Даже при увеличении производства зерновых вдвое вклад сельского хозяйства в ВВП может составлять максимум 14-15%.

Кабмин (как нынешний, так и предыдущие) всегда смотрит на статистику, и убеждает, что у нас успешный экспорт, имея в виду зерно. Но уже даже европейцы отказались от риторики, что Украина должна быть аграрным государством. Сырьевая страна с 40+ млн населения не сможет обеспечить благосостояние своим гражданам.

Часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные законы не приме­няются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных за­конов, актов палат Федерального Собрания» (принят 25 мая 1994 г.) устанав­ливает следующие моменты: 1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Пре­зидентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публи­куются не позднее 10 дней после дня их принятия. 2. Официальным опубликованием федерального конституционного зако­на, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается пер­вая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании за­конодательства Российской Федерации. 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направля­ются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубли­кования председателем соответствующей палаты или его заместителем. 4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей террито­рии Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

5. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме. Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов феде­ральных органов исполнительной власти» установлены следующие моменты:

1. Акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения) и акты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газе­те» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания.

2. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный харак­тер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федера­ции по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. 3. Акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие государст­венную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. 4. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. 5. Акты Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государ­ственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в си­лу со дня их подписания. 6. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установ­лен другой порядок вступления их в силу. 7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомст­венный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение 10 дней после дня их ре­гистрации. 8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Феде­рации во истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят 12 августа 1995 г.) нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

Еще по теме 63 Порядок опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных актов:

  1. Вопрос 72 (73). Порядок опубликования и вступление в юридическую силу нормативных актов.
  2. 87. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов
  3. 20. ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. Порядок подготовки, издания, вступления в силу и действие актов управления.
  5. 4. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц, во времени и в пространстве

Источник: ПС «Консультант+»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

(в ред. Федерального закона от 22.10.1999 N 185-ФЗ)

Статья 1. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Статья 2. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.
Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.
Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся официального опубликования международных договоров Российской Федерации, см. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ.
Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
(статья 4 в ред. Федерального закона от 22.10.1999 N 185-ФЗ)

Статья 5. "Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете". Обязательному опубликованию в "Парламентской газете" подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.
(часть первая введена Федеральным законом от 22.10.1999 N 185-ФЗ)
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.
Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Статья 7. "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Статья 8. "Собрание законодательства Российской Федерации" состоит из пяти разделов:
в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;
в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части - иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.

Статья 9. Публикуемые в "Собрании законодательства Российской Федерации" акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.
При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.
При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.
Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Статья 10. Признать утратившими силу:
Закон РСФСР от 13 июля 1990 года "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 6, ст. 93);
Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 8).

Статья 11. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
14 июня 1994 года
N 5-ФЗ

Еще по теме Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального собрания»:

  1. 78. ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И АКТОВ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
  2. 79. Порядок принятия, опубликования и вступление в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат парламента РФ.
  3. Указ президента РФ «о порядке опубликования и вступления в силу актов президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Комментируемая статья определяет время вступления Закона в силу.

По общему правилу, действие закона во времени начинается с момента вступления его в силу. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления их в силу. Любой нормативный акт подлежит доведению до сведения общественности: это является обязательным и необходимым условием для вступление его силу. Нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения в установленном порядке, считаются недействительными.

Доведение федеральных законов до сведения общественности осуществляется путем опубликования в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация полного текста соответствующего нормативного акта в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ". Федеральные законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Текст комментируемого Федерального закона был опубликован в "Российской газете" от 5 августа 1998 г. и в Собрании законодательства РФ от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3802.

2. Момент вступления в силу всего или отдельных норм закона может быть специально указан в самом законе.

Комментируемый Федеральный закон вступает в силу в следующем порядке:

а) п. 3 ст. 7 (об участии педагогов, медицинских и социальных работников, других специалистов по поручению органов опеки и попечительства в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов детей);

б) п. 3 ст. 9 (о праве обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка, а также о праве проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав);

в) п. 3, 4, 6, 7 ст. 13 (о целевом использовании объектов социальной инфраструктуры для детей; п. 6 ст. 13 утратил силу с 1 января 2005 г. на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ);

г) п. 3 ст. 15 (о возможности общественных объединений и организаций обращаться в суд и защищать права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);

д) п. 2 ст. 23 (об освобождении от уплаты государственной пошлины исков о защите прав детей).

2) с 1 июля 1999 г. Закон вступил в силу за исключением ст. 8, которая должна была вступить в силу с 1 января 2000 г. (ст. 8 комментируемого Закона утратила силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ);

Установление такой отсрочки вступления Закона в силу по отдельным его положениям было связано с необходимостью разработки в соответствии с комментируемым Законом правовой базы, регулирующей вопросы защиты прав детей. Ведь нормы должны иметь не только декларативный характер, а иметь конкретный механизм исполнения.

2. С момента принятия комментируемого Закона в него не раз вносились изменения. Изменения были внесены следующими документами:

Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 118-ФЗ "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона);

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона);

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства РФ" (изменения вступили в силу с 1 января 2009 г.);

Федеральным законом от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья" (изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона);

Федеральным законом от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом РФ" (изменения вступили в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона);

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона);

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (изменения вступили в силу с 1 января 2005 г.);

Федеральным законом от 20 июля 2000 г. N 103-ФЗ "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (изменения вступили в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона).

Изменения, вступившие в силу 1 января 2005 г., оказались наиболее существенными. Они были связаны с изменением разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

2. Комментируемый Федеральный закон подчиняется общему правилу о том, что акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие.

Таким образом, можно сказать, что комментируемый Закон применяется к отношениям к отношениям в области обеспечения дополнительных государственных гарантий детям, возникшим после дня его вступления в силу. Соответственно, к вновь возникающим в данной области отношениям, комментируемый Закон применяется в полной мере. К отношениям в области обеспечения дополнительных государственных гарантий, возникшим до дня вступления в силу комментируемого Закона, данный Закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после его вступления в силу.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!