Постоянная работа в финляндии. Кого приглашает на работу вахтой Финляндия? Менее востребованная, но тоже актуальная должность – управляющий


Приватизация путем акционирования

(некоторые тонкости процесса реорганизации ФГУП )

Прежде всего следует правильно расставить акценты и определиться с понятийным аппаратом, ведь для многих термины «приватизация» и «акционирование» не очень совместимы. Встречается и другая крайность, когда между приватизацией и акционированием фактически ставят знак равенства. Как правильно оценить ситуацию применительно к государственным унитарным предприятиям? Как соотнести понятие «акционирование», предусматривающее изменение организационно-правовой формы юридического лица с приватизацией, которая, как известно, включает в себя преобразование государственной собственности? Ответы на эти вопросы мы постарались найти, анализируя законодательство о приватизации, а также некоторые результаты собственной практики оказания юридических услуг предприятиям, организационно-правовая форма которых – ФГУП. Вот что у нас получилось.

Отраслевые федеральные и муниципальные государственные унитарные предприятия (ФГУП), как известно, все еще занимают достаточно заметное место в экономике нашей страны, особенно в том случае, если они входят в состав так называемых системообразующих организаций, то есть имеют непосредственное отношение к выполнению важных государственных программ разного уровня и различной отраслевой направленности. Вероятно, именно по этой причине приватизация таких предприятий подробно регламентируется законодательством, согласно которому любое преобразование унитарных предприятий в компании иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. Федеральный закон содержит в этой части конкретное требование (ст.34 закона №161-ФЗ от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Статьей 13 ФЗ-178 от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торгов на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. Причем, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 упомянутого выше Федерального закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными указанным выше Федеральным законом способами. Из этого следует, что общие принципы приватизации по отношению к крупным унитарным предприятиям по большей части неприменимы. Как уже было отмечено, по отношению к государственным унитарным предприятиям, имеющим важно государственное, в том числе – оборонное, значение приватизация может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Оно и понятно: трудно представить продажу с торгов режимного оборонного института или завода. Следовательно, акционирование ФГУПов является в данном случае способом (механизмом) приватизации, причем исключительным, то есть, единственно возможным. Именно так следует расставлять акценты и приводить в порядок понятийный аппарат.

На практике упомянутый механизм чаще всего предусматривает, во-первых, преобразование ФГУП в открытое акционерное общество (100% акций которого находится в федеральной собственности) и, во-вторых, последующее внесение 100% акций минус одна акция в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал какого-либо акционерного общества в порядке оплаты размещенных этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала. Как правило, решения такого рода принимаются в формате указа Президента Российской Федерации. То есть, неизбежно возникает вопрос о том, кому именно государство передает полномочия по управлению активами реформируемых унитарных предприятий. Согласитесь, с учетом печальной практики всех предыдущих «волн» приватизации, такой вопрос возникает закономерно и обоснованно, и дело даже не в возможной коррумпированной составляющей процесса приватизации. По нашему мнению, актуальность данной проблемы обусловлена двумя главными причинами, а именно:

Многие отраслевые унитарные предприятия отнесены к категории стратегических, поскольку в том числе выполняют важные государственные задачи в области обороны и безопасности в целом;

Большинство из упомянутых унитарных предприятий располагает на праве хозяйственного ведения внушительными активами, в том числе объектами недвижимости, дорогостоящим оборудованием. Отраслевые научно-исследовательские институты, например, часто располагают также правами на интеллектуальную собственность, которая часто по своей стоимости сравнима с дорогостоящими объектами недвижимости. Но ведь создаваемое на месте ФГУП акционерное общество одновременно приобретает возможность не только использовать упомянутые активы по их прямому назначению, но и заниматься их продажей, которая на практике получила достаточно туманное наименование «реализации непрофильных активов». Так кому же «с барского плеча» государства передаются активы реформируемых унитарных предприятий? Вопрос, как говорится, интересный…

В нашей стране перечень таких предприятий утвержден Указом Президента РФ от 4 августа 2004г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Кроме того, перечень так называемых «системообразующих» объектов утверждается правительственной Комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Упомянутый перечень не является исчерпывающим и может корректироваться решениями упомянутой Комиссии. Это означает, что состав системообразующих предприятий формируется на уровне высших органов государственного управления России, постоянно меняется с учетом изменений, происходящих в базовых отраслях экономики, в том числе с учетом потребностей оборонно-промышленного комплекса страны.

Следует отметить, что в качестве первых шагов унитарного предприятия по пути акционирования необходимо рассматривать его включение в Прогнозный план (Программу) приватизации федерального имущества, который утверждается Правительством Российской Федерации, а также последующее издание соответствующего приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом или его территориального подразделения. На этом основании выпускается распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом об условиях приватизации конкретного федерального государственного унитарного предприятия. Поскольку с этого момента процесс приватизации регулируется преимущественно упомянутым выше распорядительным документом, остановимся более подробно на его содержании.

В преамбуле распоряжения об условиях приватизации обычно перечислены нормативно-правовые и распорядительные документы, на основании которых осуществляется приватизация данного предприятия, в том числе содержится ссылка на аудиторское заключение с предварительной оценкой стоимости активов ФГУП. Далее, в распоряжении обычно указывается, что приватизацию надлежит осуществить путем преобразования в открытое акционерное общество, причем указывается его полное наименование и размер уставного капитала акционерного общества. В этой части, обязательным является указание на то, сколько именно именных обыкновенных бездокументарных акций составляют уставный капитал и какова стоимость каждой акции. Распоряжением доложен быть утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, что по общему правилу должно быть отражено в специальном приложении к распоряжению. Однако на практике унитарное предприятие, подлежащее приватизации, как правило, получает лишь текст основного документа, без перечня имущественного комплекса. По всей вероятности, представитель собственника в этом случае оставляет за собой право в последний момент внести коррективы в этот важный документ, поскольку в процессе подготовки имущественного комплекса к приватизации могут возникать разного рода неожиданности. Очень часто, например, правоустанавливающие документы на некоторые объекты недвижимости или не оформлены надлежащим образом, или вообще отсутствуют, особенно если речь идет об объектах незавершенного строительства, либо о так называемом «самострое». Это означает, что для того, чтобы на свет появилось приложение к распоряжению с указанием состава имущественного комплекса, подлежащего приватизации, администрация унитарного предприятия часто бывает вынуждена предварительно проводить большую работу, направленную на приведение в надлежащее состояние правоустанавливающих документов. Начало такой работы – организация комиссионной проверки имущественного комплекса предприятия, с участием представителей собственника, то есть территориального управления Росимущества, по итогам которой оформляется соответствующий акт. Названный документ сопоставляется с оформленным ранее актом передачи предприятию объектов на праве хозяйственного ведения и в результате появляется возможность вычленить «проблемные» объекты недвижимости, по которым необходимо проводить дополнительные специальные мероприятия (уточнение границ земельных участков; урегулирование территориальных разногласий; переоформление документов БТИ; согласование и получение недостающих правоустанавливающих документов и т.д.). Правда, в передаточный акт могут войти не все объекты недвижимости, которые входят в имущественный комплекс ФГУП, такое бывает достаточно часто. Чем руководствуется в этом случае собственник, нам не ведомо. Есть, видимо, какие-то свои резоны… В качестве приложения к распоряжению об условиях приватизации оформляется также перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП. Чаще всего имеются в виду объекты, расположенные на территории предприятия, но принадлежащие ГО и МЧС (обычно, защитные сооружения). Расчет балансовой стоимости активов предприятия, а также перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав имущественного комплекса, также оформляются, как приложения к упомянутому выше распоряжению об условиях приватизации. Важно учитывать, что названным распоряжением должен быть утвержден также устав создаваемого акционерного общества, состав органа управления (совета директоров), ревизионной комиссии. Но все кадровые решения в этом случае носят временный характер, то есть принимаются до первого общего собрания открытого акционерного общества. Есть и конкретные мероприятия, которые должны провести члены органа управления. Так, часто в распоряжении об условиях приватизации содержатся требования: в 2-3-х месячный срок осуществить необходимые меры с целью государственной регистрации открытого акционерного общества; подписать передаточный акт о приемке подлежащего приватизации имущественного комплекса и предоставить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заверенный экземпляр Устава, а также копию документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц и экземпляр передаточного акта; в месячный срок предоставить в территориальное управление Росимущества документы, необходимые для внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества; осуществить юридические действия по государственной регистрации перехода к созданному открытому акционерному обществу права собственности на объекты, полученные им в соответствии с передаточным актом. Названным выше распоряжением об условиях приватизации органам управления акционерного общества обычно предписывается принять решение о выпуске акций открытого акционерного общества с размещением всех акций единственному учредителю – Российской Федерации (в лице Росимущества), а также утвердить отчет об итогах выпуска акций созданного ОАО и направить соответствующие материалы в уполномоченный государственный регистрирующий орган.

Практика показывает, что именно организация выпуска акций является наиболее сложной и трудоемкой задачей. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ устанавливает процедуру эмиссии ценных бумаг, которая включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Одновременно установленный перечень этапов не является исчерпывающим, а порядок осуществления этапов может меняться в зависимости от ситуации. В дальнейшем, Совету директоров также предписывается организовать ведение реестра акционеров и представить собственнику соответствующие документы, подтверждающие исполнение предписания.

Важно учитывать, что акционерное общество считается созданным с момента его государственной регистрации (п.5 ст.2 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ). То есть до момента государственной регистрации предприятие является ФГУПом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Новое акционерное общество является правопреемником государственного унитарного предприятия. Трудовые договоры с работниками организации сохраняются (статья 75 ТК РФ), причем какого-либо письменного согласия работника на продолжение трудовых отношений не требуется. А вот если работник почему-либо не согласен продолжать работу в реорганизованной компании, он обязан выразить такое несогласие (отказ от продолжения работы) в письменной форме. Но в любом случае, стороной трудовых отношений становится новое юридическое лицо. В трудовые книжки работников вносится запись о новом названии организации-работодателя. В соответствии с частью четвертой статьи 43 Трудового Кодекса РФ, «коллективный договор сохраняет свое действие в случаях реорганизации организации в форме преобразования».

Завершая размышления об особенностях процесса приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, необходимо перечислить и некоторые трудности, с которыми чаще всего сталкиваются руководители ФГУПов в это сложное для них время, которое именуется, как «приватизация» или «акционирование» (читатель уже понял, что правильно и то, и другое). Разумеется, в каждом конкретном случае ситуация может выглядеть по-разному, но общие тенденции существуют. Прежде всего, предприятие после акционирования должно войти в состав другого акционерного общества, которое с момента выпуска распоряжения территориального управления Росимущества об условиях приватизации обычно уже начинает чувствовать себя, как фактический хозяин реформируемого предприятия. Полагаем, к этому явлению следует относиться с пониманием, ведь акционирование рано или поздно, но закончится. Так что контроль со стороны «головного» акционерного общества, некоторые его настойчивые рекомендации и предложения (от которых нельзя отказаться) относительно кадровой политики и перестановки в руководящем звене, это, так сказать, трудности роста. Но главным, скорее всего, следует считать такую особенность, как фактическое руководство процессом приватизации со стороны собственника – территориального управления Росимущества, точнее, весьма жесткий контроль всего происходящего, который осуществляется представителями этого ведомства. Сможет руководство ФГУПа и его юридическая служба правильно ориентироваться и найти свое место в этой «двухступенчатой» конструкции, следовательно, сможет сохранить себя в этот сложный период структурных потрясений. Справедливости ради отметим, что мало кому это удавалось до сих пор. Вот такая третья трудность, с которой неизбежно предстоит столкнуться.

Благодарим за просмотр статьи. Если потребуется наша помощь, рекомендуем: звоните по телефонам в Москве: +7(495)229-82-53 или 8-926-005-89-20 . У вас будет возможностьобсудить возникшие вопросы или записаться на консультацию. На рынке юридических услуг мы работаем уже пятнадцать лет. И работаем ДОБРОТНО.

Генеральный директор

ООО «Информационно-правовое агентство «ЭНПРА»

Евгений Постнов

Кандидат юридических наук

Сама по себе приватизация государственного имущества как метод по­вышения эффективности национальной экономики известна в мире давно. В Англии в свое время приватизировали угольную промышленность, во Франции - ряд крупных машиностроительных комплексов, которые в воен­ные и первые послевоенные годы были национализированы. В Мексике, Перу, Аргентине государственная собственность также в определенных ус­ловиях поступала на торги и переходила в руки частных лиц. И везде, как правило, в первую очередь выставлялись на продажу убыточные предпри­ятия или объекты.

Если говорить о России, то у нас приватизационные процессы начались еще в конце 80-х годов. Тогда советское правительство предприняло опре­деленные шаги в направлении легализации частной собственности в эконо­мической жизни страны. Как известно, в этот период времени появились первые кооперативы, а государственным предприятиям дали некоторую свободу в своей хозяйственной деятельности. Правда, госпредприятия не имели права проводить сделки с оборудованием, для этого требовалось со­гласие соответствующего министерства, но впоследствии и эти ограниче­ния были сняты.

Помимо этого, ряд юридических лиц были переданы в аренду либо их коллективам, либо третьим лицам. Возникала своеобразная коллизия, когда формальным собственником предприятия оставалось государство, но в тоже время арендатор получал неограниченные права хозяйствования. Он мог продать даже часть оборудования, если это способствовало большей эффективности производства.

Для процесса приватизации характерны различные формы. Наиболь­шее распространение на Западе получили следующие: продажа государст­венных предприятий физическим и юридическим лицам, либерализация деятельности различных сфер экономики (телевизионной сети, телекомму­никаций), концессии (общественный транспорт, уборка бытового мусора), безвозмездная передача предприятий в собственность работникам, занятых на производстве на данном приватизированном предприятии.
В качестве официальных причин, побуждающих к проведению прива­тизации, можно назвать следующие: свертывание государственного вмеша­тельства в экономику, сокращение государственной финансовой помощи предприятиям и расширение использования кредитов на рыночных усло­виях, снижение потребности государственных служб в финансовых средст­вах, распространение акций среди широкого круга населения, увеличение заинтересованности граждан в результатах деятельности, поощрение кон­куренции на всех уровнях в целях снижения цен и повышения качества продукции.



Независимо от выбора формы приватизации для всех стран, осуществ­ляющих процесс приватизации, характерны общие цели: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлече­ние капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государством дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. Для стран с рыночной экономикой можно выделить наиболее общие методы приватизации: публичная продажа акций, частная продажа акций, продажа имущества или его частей инвесторам, раздел имущества, новые частные инвестиции, выкуп предприятия его правлением или работ­никами, аренда предприятий.

Таким образом, приватизация является важнейшим элементом сис­темных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой дейст­вие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли част­ного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.

Первые законодательные акты по приватизации в России были при­няты Верховным Советом РСФСР летом 1991 г., однако их практическая реализация началась лишь в 1992 г. 29 декабря 1991 г. Президент РФ под­писал указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий", в соответствии с которым были утверждены разрабо­танные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" на этот период. Их реализация началась с 1 января 1992 г. "Основные положения..." стали фактически первым доку­ментом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программной (т.е. не спонтанной) приватизации в России.

Первая программа приватизации (1992 г.) стала основополагающим до­кументом для последующей масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с одной стороны, между платной (для актив­ной части населения) и безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией, и, с другой стороны, между моде­лью приватизации для всех и разделом собственности среди работников предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как остаточная мето­дика оценки имущества, игнорирование реструктурирования (привлечения инвестиций) предприятий перед и в ходе технической приватизации, про­блемы социальной инфраструктуры предприятий, игнорирование демоно­полизации одновременно с проблемой сохранения технологических цепей, отсутствие инвестиций и т.п.

Предусматривалось четыре способа приватизации :

· аукцион,

· коммерческий конкурс,

· аренда с правом выкупа,

· акционирование.

В основу выбора способов приватизации был положен размер пред­приятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации. Крите­риями определения размеров предприятия являлись численность работни­ков и стоимость основных фондов.

Малые предприятия, к которым не применялась процедура акциони­рования, подлежали продаже любому покупателю через аукционы или вы­ставлялись на торги на конкурсной основе. Эти предприятия могли выку­паться и лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством до­говор аренды, с правом последующего выкупа имущества предприятия.
На средних и крупных предприятиях приватизация проходила в два этапа. Сначала проводилось их акционирование(преобразование в акцио­нерные общества открытого типа), то есть изменение организационно-пра­вовой формы предприятия. Затем выпускались акции, которые распределя­лись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определен­ных по выбору коллектива. Часть акций могла закрепляться в государст­венной или муниципальной собственности. В органы управления таких об­ществ назначались представители РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.
Перечень отраслей, где должны образовываться государственные кор­порации устанавливался Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (1992г.).
Органам приватизации и трудовым коллективам в каждом конкретном случае необходимо было решать, что лучше при акционировании : выделять из состава действующих гигантов конкурентоспособные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие контрольным пакетом их акций и получив­шие наименование холдингов.

Содержание.
Введение 3
1. Предпосылки и необходимость акционирования муниципальных унитарных предприятий 5
2. Понятие и содержание акционирования муниципальных унитарных предприятий 10
3. Сравнительная характеристика муниципального унитарного предприятия и акционерного общества (преимущества и недостатки) 14
4. Изменения на муниципальном унитарном предприятии, которые влечет акционирование 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Введение
Актуальность темы настоящей работы определяется следующими обстоятельствами. Углубление кризисных явлений в российской экономике со всей очевидностью выдвигает во главу угла вопрос об организационно-правовых формах участия государства в современном гражданском обороте.
В настоящее время ведется обсуждение проблем, связанных с созданием и использованием такого правового механизма государственного участия в рыночных отношениях, который обеспечил бы реальное сочетание имущественных прав и интересов государственного юридического лица с интересами самого государства.
Центральным теоретическим и практическим вопросом экономических реформ, период которых переживает наша страна, является вопрос о преобразовании отношений собственности. Фактический отказ от государственного управления российской экономикой на современном этапе с переходом на ее регулирование заставляют более глубоко осмыслить роль и значение, а также перспективы использования такого порождения советской административно-командной экономики и правового порядка, как государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Благодаря своим возможностям и достоинствам: объединению различных форм собственности, оптимальному соединению общественных, коллективных и индивидуальных интересов, объективной невозможности в ряде случаев иного решения крупномасштабных задач, широким кредитно-финансовым возможностям, возможности внедрения в другие производства, участию акционеров в управлении, сложившемуся механизму стимулирования труда рабочих и служащих через участие в прибылях и т. п., организационным гарантиям от банкротства и стагнации и т. д. - акционирование является перспективным способом осуществления приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В отечественной литературе существует много исследований и публикаций, исследующих процессы приватизации в России начиная с начала 90-х годов ХХ века. Но нет ни одного комплексного исследования, посвященного вопросам акционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, складывающиеся между субъектами приватизации в процессе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества.
Предметом исследования является законодательство, регулирующее процессы приватизации в Российской Федерации.
Целью настоящей работы является изучение проблем и перспектив развития процесса приватизации муниципальных унитарных предприятий путем преобразования в акционерное общество.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
- выявить законодательные, экономические и социальные предпосылки реорганизации муниципальных унитарных предприятий путем акционирования, объяснить необходимость акционирования муниципальных унитарных предприятий;
- определить основные этапы акционирования муниципального унитарного предприятия и возникающие при этом проблемы;
- дать сравнительную характеристику муниципального унитарного предприятия и акционерного общества, выявив при этом их преимущества и недостатки;
- охарактеризовать изменения на предприятии, которые влечет акционирование муниципального унитарного предприятия.
Выдержка из работы.
Таким образом, на основании вышеизложенного в настоящей работе можно сделать следующие выводы.
Муниципальные унитарные предприятия, работающие в настоящее время в основном в сфере ЖКХ, на современном этапе развития рыночной экономики являются неэффективными. Существует ряд социальных, экономических и законодательных предпосылок акционирования МУПов. В целях повышения конкурентоспособности МУП действующим законодательством предусмотрено их преобразование в акционерные общества с дальнейшей приватизацией путем продажи части пакета акций. Таким образом, нерентабельные МУП будут ликвидированы, а рентабельные приватизированы.
Основная сущность акционирования заключается в том, что муниципальное предприятие, проходя через процедуру реорганизации, преобразуется в открытое акционерное общество, и все имущество, которое будет передано в составе имущественного комплекса предприятия, перестает быть муниципальным имуществом, а переходит в собственность созданного в результате реорганизации акционерного общества. Взамен муниципалитет получает акции акционерного общества в количестве, соответствующем доле стоимости переданного имущества в уставном капитале.
По мнению автора, как форма хозяйствования на современном рынке акционерное общество является наиболее гибким и эффективным по сравнению с муниципальным унитарным предприятием, в основном за счет отсутствия специальной правоспособности, предусмотренной законодательством для МУП.
Таким образом, несмотря на то, что акционирование муниципальных унитарных предприятий имеет свои сложности и требует значительных финансовых затрат, оно предоставляет органам местного самоуправления определенные возможности. В частности, к таким возможностям относятся:
- сохранение права на использование текущих лицензий муниципального предприятия на виды деятельности;
- сохранение преемственности по существующим договорам, в том числе договоров управления с населением и с поставщиками коммунальных ресурсов;
- сохранение преемственности прав на взыскание дебиторской задолженности;
- определение перечня объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса муниципального предприятия, и изъятие их в муниципальную казну;
- исключение необходимости ликвидации муниципального предприятия.
Преобразование муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества следует осуществлять с оставлением территориальной инфраструктуры в муниципальной собственности при упорядочении системы договорных отношений и ценообразования. В целях защиты интересов населения и всего муниципального образования собственность на инфраструктуру рекомендуется оставлять муниципальной.
При акционировании муниципальных унитарных предприятий ЖКХ путем преобразования в открытые акционерные общества жилищно-коммунального хозяйства, для обеспечения контроля над качеством, надежностью и экологической безопасностью обслуживания после изменения организационно-правовой формы организации (акционирования), необходимо стремиться сохранить контрольный пакет акций в муниципальной собственности.

Работа в Финляндии привлекает очень большое количество русских, по нескольким достаточно прозаичным причинам. Во-первых, зарплаты здесь значительно выше российских, даже при работе на строительстве или в сельском хозяйстве без какого либо опыта можно зарабатывать 7-8 евро. Во-вторых, может предоставляться жилье и питание на время работы. Да и условия труда зачастую лучше, чем в России.

Вакансии для русских в Финляндии

В основном вакансии для русских в Финляндии предлагают три отрасли: высокотехнологичные производства, строительство и сельское хозяйство. В то же время, в последние годы, наблюдается стабильная тенденция роста числа вакансий, связанных с низкоквалифицированной работой, особенно в сфере туризма, ресторанного дела и среди соцработников (медсестры, сиделки и т.д.).

Таким образом, трудоустроиться в Финляндии можно либо в том случае если вы высококлассный специалист в компьютерной отрасли, либо если вы готовы заниматься низкооплачиваемым (по меркам Европы), в основном, физическим трудом.

Работа в Финляндии для русских: проблемы и их решение

В целом, условия труда в этой стране достаточно привлекательны для выходцев из СНГ, однако, существует и ряд проблем, с которыми предстоит столкнуться рядовому соискателю на пути к желаемой вакансии за границей. Пожалуй, главным препятствием для того чтобы устроиться на постоянную работу является необходимость оформления вида на жительство. Без него вас не примут ни в одну серьезную компанию.

Оформление вида на жительство в Финляндии для россиян может быть достаточно проблематичным, особенно, если за границей у вас нет родственников. Однако можно обойтись и без него, если вас примут на должность тренера, переводчика или преподавателя. Также данный документ не нужен тем, кто устраивается на сезонную работу или же проживает в ЕС.

Стоит отметить, что без вида на жительство можно устроиться и в другое место, однако для этого необходимо личное приглашение от работодателя, а срок пребывания в стране не может превышать 3 месяца. В таких случаях не нужна рабочая виза в Финляндию, достаточно обычной туристической.

Как получить вид на жительство в Финляндии

Для того же чтобы получить заветный вид на жительство в Финляндии необходимо предпринять несколько шагов. Для начала следует найти подходящего работодателя, который готов выслать вам приглашение. Далее необходимо обратиться в консульство или посольство Финляндии в Санкт-Петербурге, Москве или любом другом городе России. При этом на руках у вас уже должно быть приглашение работодателя и заполненный бланк ходатайства на получение ВНЖ. Его можно скачать на официальном сайте. После всего этого, вам будет необходимо оплатить пошлину в размере 200 евро. Эти деньги вы получите обратно, если вам откажут во въезде.

Отметим, что процесс значительно упроститься в том случае, если ходатайство на предоставление вам ВНЖ будет подавать сам работодатель. Однако, проблема заключается в том, что большинство из руководителей компаний не особо горят желанием объяснять отчего и почему они предпочитают взять на работу иностранца, а не поискали работников в самой Финляндии.

Еще одной проблемой для россиян при трудоустройстве может стать необходимость изучения того или иного языка. Чаще всего требуется знание финского либо шведского языка, в некоторых случаях (например, в IT сфере и всем что связанно с высокими технологиями) будет достаточно изучить английский. Теоретически можно найти и русскоговорящего работодателя, однако лучшим вариантом все же будет изучить финский.

Данная тематика настолько обширна, что мы посвятили ей отдельную статью, в которой рассмотрены основные вопросы: . Пожалуй, наиболее популярным способом заработка за границей у россиян является сбор ягод в Финляндии. Это объясняется достаточно просто – для данного вида работ не требуется квалификация, при этом, оплата труда достаточно высока, а из документов не требуется даже рабочая виза в Финляндию, можно обойтись туристической. Кроме того, работодатели, зачастую, даже не требуют знания языка (в восточных регионах многие говорят по-русски).

Финские чиновники – кто они?
Опыт взаимодействия с финской социальной системой.

Страна пуганых счастливцев - это я о своей второй горячо любимой Родине, Суоми.

Долгие годы для меня оставалось загадкой - в чем тайна финских чиновников? Почему их так не любят остальные финны, не-чиновники? Называют их «виттумайсет», что переводить мы не будем - уж очень грубое ругательство.

Может, это идет из прошлого? Не были финны рабами как, скажем, мои предки в России. Но платили налоги всегда и всем. Карелы платили дань Великому Новгороду, сами финны несли заработанное своим трудом шведским завоевателям. Не только за то, что ловили рыбу в «шведских» реках и озерах, стреляли дичь в «хозяйских» лесах, обрабатывали поля, но даже за строительство избушек на арендуемых землях, принадлежавших шведским чиновникам, офицерам, баронам и прочим землевладельцам, потомкам крестоносцев.

Начиная со средних веков образ пастора в финском народе сугубо негативен, он прочно связан с официальным лицом, обиралой, представителем господского класса, у которого есть все полномочия не только просвещать народ, но и карать.

Финские чинуши не меняются. От них несет за версту бюрократизмом и равнодушием, показной вежливостью и абсолютной бесполезностью. Конечно, должностные лица в Финляндии не берут взяток, не унижают посетителей явно, - напротив, они приветливо улыбаются, ведут неспешные разговоры. …А толку от них никакого!

Я много лет размышляла: почему так? Вроде бы государственная машина отлажена, все работает, законы хорошие, но почему обыватели недовольны? Почему так много безработных, так много психических заболеваний, самоубийств?

Пришла вот к какому выводу: все дело в законе о неразглашении служебной информации или соблюдении конфиденциальности, дело в страхе перед наказанием за «длинный язык». Бумагу об ответственности за разглашение данных, касающихся пациентов, учащихся и других категорий граждан, с которыми имеют дело социальные, медицинские, школьные работники, подписывает каждый служащий.

В результате чиновник набирает в рот воды, боясь ляпнуть что-нибудь лишнее! Клиентам кажется, что здесь, на приеме у компетентного лица, будет получена верная информация. Но не тут-то было! Социальные работники, например, на Бирже труда, призванные помочь в трудоустройстве, больше интресуются карательными санкциями, которые можно применить в отношении иммигранта. Человек идет к ним за работой, а его пытают: «Ездил ли ты нелегально на Родину? Если да, покажи паспорт. Если больше, чем нужно, придется тебя наказать - лишить пособия на месяц!»

Мне все это надоело. Я сама искала работу, курсы, узнавала о новых законах. Большим подспорьем оказалось право (и возможность!) регистрироваться на государственных или негосударственных сайтах, чтобы там увидеть лично всю накопившуюся информацию о себе, собственно, свое досье.

Первым делом я поселилась на сайте страховой организации, обеспечивающей пособия по безработице, пенсии и прочие социальные выплаты. Имя кормилицы - Кела. Право на практически все основные социальные льготы и пособия, которые предписаны законом гражданам финского государства, имеют все, получившие вид на жительство.

Кела - государственная организация, институт социального страхования. Та самая организация, которая обеспечивает всех резидентов страны социальной помощью по любым поводам, раздает пособия и дотации. Она жестко структурирована, система оказания социальной помощи включает целый ряд направлений, определяемых по сути проблемы, с которой может обратиться любой житель страны в районное отделение по месту жительства. Вот только несколько направлений социальной помощи:

* Государственное пенсионное страхование
* Пособия по инвалидности
* Государственное страхование здоровья
* Реабилитационные пособия
* Пособия для семьи
* Пенсии «по выживанию» - то есть прожиточный минимум
* Пособия по безработице
* Субсидии для рынка труда
* Реабилитация (в случае временной потери трудоспособности)
* Пособия матерям - «материнские дотации»
* Жилищное пособие для пенсионеров

Кроме того, в случае тяжелых материальных условий могут быть выделены субсидии на домашний уход за ребенком и оплату частного детского сада или яслей, общие дотации на оплату жилья, финансовая помощь студентам, субсидии на школьный транспорт, доплата за жилье пенсионерам.

Раньше я ходила в районное отделение Келы, первый раз предъявив там особый документ, который при наличии фотографии может даже служить удостоверением личности. Это так называемая карточка Келы. Помнится, по прибытии в страну, я зарегистрировалась в офисе Кела и заполнила бланк заявления. На основании чего Кела вынесла решение о том, что теперь я вхожу в сферу социальной защиты Кела. Обычно социальную защиту, предоставляемую Келой, получает заявитель, который переехал в Финляндию на постоянное место жительства. Однако некоторые виды социальных льгот может получить также и человек, работающий в Финляндии не менее четырёх месяцев. В течение периода адаптации в Финляндии Кела выплачивает иммигрантам и беженцам пособие по адаптации, которое соответствует пособию рынка труда. К пособию по адаптации может также дополнительно выплачиваться предоставляемое муниципалитетом социальное пособие.

Зарегистрировшись на сайте http://kela.fi/in/internet/english.nsf - даю специально для своих читателей ссылку на английском, я узнала кучу полезных вещей. Например, о том, что моя карточка не хухры мухры, а европейская карточка медицинской помощи. И в случае нахождения в стране ЕС, а также в Швейцарии, я имею право на получение необходимого лечения по медицинским показаниям. Правда, эту самую европейскую карточку медицинской помощи нужно заказывать, она оформляется на языке страны, в которую я собираюсь ехать.

А как быть моему приятелю, который не живет постоянно в Финляндии, но приезжает сюда по работе? Есть ли у него заветное право на такую волшебную карточку?

На сайте написано, что право на получение социальной защиты Кела у лица, прибывшего в Финляндию из другой страны ЕС, зависит от продолжительности трудовых отношений. Во время краткосрочной или продолжающейся не более двух лет работы у работника есть право на получение суточных по болезни и родительских суточных по уходу за новорожденным, на получение компенсации по уходу за больным, на пособие по уходу за ребёнком дома и на детское пособие. Более того, даже у иностранца, поставленного на учет в Кела, начинается накопление народной пенсии и семейной пенсии. Работник входит также в сферу действия закона по защите от безработицы.

При наличии трудового договора, заключённого на неограниченный срок, или срочного договора, заключённого не менее, чем на два года, работника рассматривают как лицо, постоянно проживающее в Финляндии. Он также получает право на пособие по лечению ребёнка, на пособие по инвалидности, на разовое материнское пособие в связи с рождением ребёнка и на общее пособие по оплате жилья.

Вот ведь как все здорово в стране счастливцев, правда? Зарегистрировавшись на сайте Келы - для этого мне понадобился пароль входа в банк, я ознакомилась и с конфиденциальной информацией на финском языке о себе любимой. Прочла всю свою историю взаимоотношений с финским государством, узнала о приказах, касающихся моей персоны. Так, совершенно случайно я узнала о том, что за несколько лет получила от богоспасаемой Келы социальных пособий на сумму, по достижении которой закон предоставляет мне право на первоочередное трудоустройство.

Если бы не случилось этого в начале лета, я бы не стала форсировать поиск работы перед началом учебного года! Информация = деньги и время = деньги, это факт. Я побежала в Бюро по трудоустройству и показала чиновнику выписку из моего досье. Чернильная душа получил бы те же данные когда-нибудь, может, осенью, а может, на Рождество. Тогда мне бы стали предлагать работу. Но какая школа возьмет в середине года?

Увидев неопровержимое доказательство моей избранности, присутственный чин открыл базу данных и распечатал мне несколько спрятанных от конкурентов вакансий. Их набралось штук пятьдесят! Я направила резюме и получила сразу ответы, приглашения на собеседование.

О, сладкие вакансии для «избранного» контингента! Но это отдельная песня.

Да, и еще несколько слов напоследок. Наверняка у многих из вас, мои читатели, возникает вопрос: «И чего она так рвется на работу? Сидела бы себе на шее мужа или других налогоплательщиков, ведь у них там, в стране пуганых и непуганых счастливцев, один работающий содержит троих безработных!»

Э... не знаете вы, мои проницательные, как приятно работать в Финляндии! Приятно получать не жалкую подачку, а заработанное своим трудом. А еще лучше полновесную оценку твоей квалификации! Приятно состоять в профсоюзе, приятно осозновать себя полезной и защищенной.

О трудовых отношениях, об условиях работы в Финляндии, в частности, в финской школе, которую я сама выбрала среди десятков предложений, с удовольствием расскажу, если будет интересно! Кому-то может пригодиться мой опыт.

Вот одна запись из блога финского студента. Я перевела ее на русский почти дословно:

«До сих пор не получил ничего от Kela. Ни стипендии, ни решения о кредите. Отнес документы в офис KELA пять недель назад и подтвердил у чиновника, что предоставил все необходимые справки. Сходил также в магистрат и заявил, что у меня изменился адрес. Ну все, теперь все в порядке. Прошло три недели, а от Kela ни слуху, ни духу. Я сдавал документы в то же время, как и моя приятельница из школы, она уже получила деньги и эти самые приказы, я начал задаваться вопросом, что не так сделал. Опять ринулся в Kela и спросил, почему я до сих пор не получил ничего, хотя моя знакомая девушка уже все имеет - и не для Kela - давным давно пропила эти самые дотации. Оказалось, что магистрат чего-то там перепутал и не сообщил в Kela об изменении адреса. Мое заявление стали срочно рассматривать в Kela, так меня заверили.

Но вот прошло уже больше 2 недель, а из Kela ничего не слышно. Как жить? Раздражает. Надо уже платить аренду, но у меня нет денег. Напрягает, что надо брать деньги у родителей еще раз, но все равно этого не хватит. Бррр! Ненавижу Kela!»

© Милла Синиярви, 2010 (



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!