Судебное толкование права. Судебное толкование в применении уголовного закона: история и современность. Особенности судебного толкования

На протяжении столетий не утихают споры по поводу необходимости воздействия воспитательного процесса на формирование личности. Воспитательная роль характеризуется по-разному, начиная от полного отрицания необходимости воздействия одного человека на другого и заканчивая признанием его единственным возможным способом правильной передачи опыта и информации детям.

Действительно, ни один из видов воспитания не может сформировать личность (этому мешают наследственность и социальная среда), однако его влияние на развитие человека доказано и оправдано.

Выбрать воспитательную модель непросто: она зависит от индивидуальных особенностей детей. В данной статье рассмотрим разнообразие подходов к воспитанию, его цели и основные методы.

Смысл воспитательного воздействия

В предыдущих статьях мы уже говорили о том, что понятие воспитания рассматривается в двух направлениях:

  • Педагогическое воздействие с целью решения поставленных задач и целей в процессе обучения;
  • Общественное влияние (широкий смысл понятия), которое базируется на взаимодействии личности с обществом, вследствие чего его часто называют социальным.

Если в первом случае взаимодействие воспитатель и воспитанник осуществляется по подготовленному плану, то социальное воспитание является непрерывным и постоянно видоизменяющимся процессом. Меняются общественные взгляды – происходят изменения в процессе передачи накопленного опыта и знаний.

Оба направления базируются на видах воспитания, обладающих специфическим содержанием.

Каждый из этих видов имеет структуру, цели и методы воспитания. Но все они объединены общей целью: выявить и развить природные дарования каждого человека, учитывая его индивидуальные возможности.

Разновидности воспитания

Классификаций видов воспитания, каждая из которых базируется на определенном признаке, много.

Их различают по форме воздействия, содержательной структуре, воспитательному объекту, а также по форме доминирующих отношений.

Рассмотрим основные виды воспитания и их возможности в процессе развития личности.

Умственное воспитание призвано развивать возможности интеллекта, а также интерес к познанию нового.

Основы нравственного воздействия призваны научить соблюдать моральные правила общества.

С помощью трудового воздействия происходит воспитание добросовестного отношения к выполняемой работе и оценке своей деятельности, накопление профессиональных навыков.

Эстетическое воспитание является фактором, благодаря которому развивается вкус и возможность воспринимать и оценивать прекрасное.

Развитие физических качеств позволяет сохранять здоровье, развивать волю и стремление к успеху.

Развитие гражданского долга является важной частью всей системы процесса воспитания. Формирование ответственности за будущее своей страны начинается с любви к семье, окружающим людям.

Современные условия жизни призывают больше внимания уделять экономическому развитию. Ребенок должен уметь ориентироваться в экономических реалиях в рамках семейных и профессиональных отношений, иметь понятие о формировании экономики страны.

Правовое воспитание призвано знакомить ребенка с правами и обязанностями гражданина, а также нормами ответственности за несоблюдение законов.

Семейное воспитание является основным видом воздействия взрослого на подрастающую личность. С его помощью происходит развитие всех перечисленных видов воспитательного воздействия. Именно семья закладывает основы формирования гармоничной личности, учит правилам выбора жизненного пути, нормам поведения.

Религиозное воспитание подразумевает развитие, основанное на догматах определенной конфессии. Основа религиозного видения мира заключается в наделении сущности бытия сакральным смыслом и требует выполнения определенных правил поведения в быту и обществе.

Свободное воспитание призвано предоставить ребенку максимальную свободу выбора в развитии. Считается, что нельзя вмешиваться в процесс самоопределения воспитанника, его можно только направлять и демонстрировать собственным примером возможные пути.

Социальное воспитание стоит на одной ступени по степени важности с семейным, так как его цель – продолжить основы развития, заложенные в семье в специальных педагогических учреждениях.

Как видим, цели всех видов воспитания призваны содействовать всестороннему и гармоничному развитию подрастающей личности. Многие из них эффективно «работают» в совокупности.

Методология и ее влияние на процесс воспитания

Правильно выбранный метод позволяет добиться максимальных успехов в процессе воспитания. Именно поэтому методологические основы воспитания являются базой, на которой строятся все модели и виды этого процесса.

Методы определяют способы влияния на сознание личности. Различают прямое и косвенное воздействие.

Первый путь слишком прямолинейный и не всегда имеет должного воздействия, так как возможны проявления негативизма и отторжения со стороны воспитанника. Косвенное воздействие позволяет с помощью искусственно созданных ситуаций воздействовать на сознание ребенка опосредованно.

Также различают вербальное воздействие, цель которого оказывать воздействие с помощью слова, и не вербальное, базирующееся на жестах, интонации, мимике и т. д.

Методология воспитательного процесса построена на совокупности методов и приемов, так как нет совершенного метода, который подходил бы каждому воспитаннику. Учитывая этот факт, воспитатель в процессе работы может и должен совершенствовать и дополнять используемые методы в зависимости от целей, которые он преследует, а также индивидуальных особенностей детей. Те изменения, которые вносит каждый конкретный педагог в процессе работы, называются приемами.

Приемы являются частью метода, поэтому их использование оправдано в разных методологических сферах. Так, один и тот же прием может использоваться в разных методах и, наоборот, несколько приемов находят применение в одном методе.

Методологические основы воспитания базируются на выборе оптимального решения, с помощью которого происходит развитие личности.

Основу методов воспитания составляют факторы, которые обязательно нужно учитывать:

  • Целеполагание и задачи;
  • Содержание процесса;
  • Возрастные критерии, опыт социального развития, сформированность нравственных качеств;
  • Индивидуальные особенности детей;
  • Степень сформированности коллектива;
  • Материальные, физические, гигиенические возможности;
  • Средства воспитательного воздействия;
  • Педагогическое мастерство;
  • Ожидаемый результат.

Систематизация методов

Выделяют несколько классификаций методов воспитания. Мы остановимся на самой распространенной, которая рассматривает воспитательный процесс с точки зрения интегрирования трех методологических сторон: цели, содержания и средств поощрения или наказания.

Исходя из этой классификации, выделяют 4 группы методов:

  • Развитие сознания (рассказ, лекция, диспут, объяснения);
  • Организация практической деятельности и развитие поведенческого опыта (упражнения, педагогические ситуации, требование);
  • Стимулирование в совокупности с мотивацией (поощрение, соревнование, наказание);
  • Контроль и оценка, развитие самоконтроля и самооценки.

Нельзя обойти стороной и классификацию методов, которая базируется на системном и структурном подходе. В этой классификации выделяют такие группы методов:

  • Основанные на осознанном отношении к выполняемым видам деятельности;
  • Базирующиеся на развитии мировоззренческих взглядов и убеждений;
  • Способствующие выработке мотивации, развитии навыков практической деятельности;
  • Помогающие освоить навыки общения и взаимодействия;
  • Обучающие правильному поведению, проявлению личностных качеств.

Ни одна из классификаций (а мы уже упоминали, что их достаточно много) не только не противоречат, но и дополняют, обогащают друг друга.

Важные моменты убеждений

Каждый метод важен и нужен по-своему. Однако следует выделить несколько основополагающих моментов, на которых базируется весь воспитательный процесс.

Основной метод воспитания – убеждение, с помощью которого происходит воздействие на сознание, эмоции и чувства воспитанника.

Убеждение является способом доказательства определенной идеи, которое базируется на цепочке последовательных доказательств. Этот способ воздействия интеллектуальный, так как он оперирует знаниями и опытом воспитанника, призывает к критическому осмыслению предоставленной информации, позволяет давать ей оценку.

Для того чтобы этот метод работал эффективно, необходимо соблюдать ряд требований:

  • Содержание убеждений и их форма соответствуют возрастному уровню развития детей;
  • Они учитывают индивидуальные особенности воспитанников;
  • Убеждения являются логичными и последовательными.

Работая с данным методом, воспитатель должен демонстрировать хорошие познания в рассматриваемом вопросе, быть убедительным, вызывая убеждениями ответную эмоциональную реакцию учащихся.

Структура метода состоит из 3 частей:

  • Тезис;
  • Доводы;
  • Демонстрация с подведением итогов.

Тезис – та идея или мысль, правдивость которой требует доказательства.

Доводы (аргументы) – последовательные действия, которые доказывают истинность суждения.

Демонстрация – подкрепление доказательств жизненными примерами. Последняя часть обязательно требует подведение итогов, логических выводов, подтверждающих истинность проведенной работы.

Остановимся на доказательной базе, которая строится по логическим законам:

  • Правило тождества выражает определенность и тождественность рассматриваемого понятия для самих воспитанников;
  • Правило противоречий утверждает, что два противоположных суждения не могут быть истинными в рамках одной рассматриваемой проблемы;
  • Правило исключения третьего компонента гласит о том, что при взаимоисключении двух противоположных понятий, третье не дано;
  • Правило обоснования базируется на истинности тех идей, с помощью которых происходит доказательство нужного тезиса.

Убеждение может использоваться наряду с такими методами, как внушение и заражение.

Особенности мотивации и стимулирования

В воспитательной работе большое значение имеют методы поощрения и мотивации, так как с их помощью ребенок приходит к осознанию правильности выбора и понимает необходимость дальнейшего развития.

С этой позиции выделяют такие методы, как оценка педагога, поощрение, мнение общественности, наказание.

Оценка педагога – важный критерий мотивации детей, особенно младшего возраста. Так как авторитет взрослых очень важен для малышей, положительное оценивание их достижений педагогом является стимулом для дальнейшего развития. В случае негативных отзывов ухудшается не только продуктивность работы воспитанников, но и их эмоциональное состояние, вплоть до появления отрицания всей совместной деятельности.

К тому же положительные эмоции являются важной предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Если педагог все время негативно высказывается об интеллектуальных успехах ребенка, малыша покидает надежда стать успешным. Мысль о том, что он никогда не сможет продуктивно обучаться, прочно закрепляется в сознании и не позволяет ребенку правильно развиваться в дальнейшем.

Одним из критериев успешности для воспитанника является вид поощрения, который выражается в положительной оценке его деятельности.

Без этого педагогического воздействие воспитательный процесс не может быть успешным. Поощрение помогает закрепить положительные навыки. Его действие базируется на вызове положительных эмоций, которые являются двигателем любого развития.

Существует несколько видов поощрений:

  • Одобрение;
  • Награждение;
  • Похвала;
  • Благодарность.

Наказание такой же важный компонент мотивации, как и поощрение. Оно призвано вызвать чувство вины за совершенные негативные поступки и стимулировать к исправлению.

Однако способы наказания обязаны быть гуманными, без оскорбления чувств собственного достоинства воспитанника. Их обязанность – мотивировать на дальнейшую работу, а не «убивать» желание сотрудничать.

Рассмотрим основные способы наказаний:

  • Выполнение дополнительных обязанностей;
  • Лишение или ограничение прав на выполнение какого-либо вида деятельности;
  • Моральное порицание.

Подведем итоги

Все виды воспитания базируются на определенных методах, использование которых является обязательным. Учитывая большое разнообразие данных средств, применять их можно и нужно в совокупности, учитывая особенности детского коллектива и отдельно взятых воспитанников. Ведь только в этом случае процесс развития и воспитания подрастающего поколения будет успешным.

Выделяют несколько основных направлений в воспитании: нравствен­ное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, пра­вовое, экономическое, конфессиональное, семейное воспитание и вос­питание в обучении. Рассмотрим некоторые из них.

Нравственное воспитание предусматривает развитие у воспитуемых нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной мо­рали; развитие чувства патриотизма; формирование ответственного от­ношения к своей трудовой деятельности; выработку умений сопережи­вать, сочувствовать окружающим людям посредством развития чувства уважения к старшим, дружбы и товарищества со сверстниками; форми­рование активной жизненной позиции; привитие заинтересованности в конечных результатах труда и др.

Основными задачами нравственного воспитания являются форми­рование национального сознания и самосознания, сознательной дисци­плины, обязанностей и ответственности, чувства уважения к закону, к старшим, женщине, желание жить в гармонии с природой.

Таким образом, система нравственного воспитания, содействуя фор­мированию нравственного опыта и являясь основой духовной сферы личности и вместе с тем ее интеллектуальным развитием, служит фор­мированию волевых качеств.

Основной критерий оценки нравственной воспитанности - поведе­ние учащегося, отношение его к труду, обучению, окружающей действи­тельности, собственности, к старшим, самому себе.

Умственное воспитание человека характеризуется развитием его ин­теллекта, способности к мышлению, учебно-познавательной деятельно­сти. Оно происходит в условиях специального обучения и воспитания.

Содержание умственного воспитания - это система фактов, понятий, положений во всех областях науки, культуры и техники. Образованный человек должен овладеть основами науки и техники, искусства и культу­ры, так как специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются сегодня в обязательное условие успешного труда в разных сферах деятельности.

Умственное воспитание решает следующие задачи: вооружение вос- питуемых запасом знаний соответствующих социально-экономическому прогрессу общества; формирование основ научного мировоззрения; раз­витие интеллекта и познавательных способностей, культуры труда; разви­тие потребности в образовании, постоянном пополнении своих знаний, расширение кругозора. Реализация задач умственного воспитания свя­зана и с применением методов, ориентированных на максимальное раз­витие познавательных и творческих сил личности. При организации за­нятий больше времени уделяется всем видам работ, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, в работе с разными источниками получения необходимой информации. Этому спо­собствуют новые принципы организации учебного труда и воспитатель­ной работы в учебно-воспитательных учреждениях. В их числе выделе­ние ведущих научных и мировоззренческих идей, усиление межпредмет­ных связей, интегративный подход в обучении и воспитании.

Трудовое воспитание призвано развивать у студентов чувство ува­жения и готовности к добросовестному труду. Оно решает две группы задач. Одна связана с выработкой трудовых умений и навыков, другая - с выработкой нравственных, эстетических и других компонентов, кото­рые способствуют осознанию будущими специалистами общественной и личной необходимости качества учебного труда как важнейшего ус­ловия развития их способностей в сфере избранной профессии. Выра­ботка собранности, воли, работоспособности, целеустремленности яв­ляется основой трудового самовоспитания, самосовершенствования, самообразования, самостоятельности. При этом критериями трудовой воспитанности станут высокая личная заинтересованность и продук­тивность труда, его отличное качество, трудовая активность и творче­ство, трудовая дисциплина и т. п.

Эстетическое воспитание предполагает преобразование эстетичес­ких ценностей общества в эстетическую культуру личности. Средствами эстетического воспитания являются природа, искусство, окружающая действительность, духовные идеалы и культура. Эстетическое воспита­ние вносит значительный вклад в формирование мировоззрения челове­ка, воздействуя на его чувства, сознание, способствуя выработке его взгля­дов и укреплению убеждений. Вместе с тем оно предопределяет разви­тие многих психических качеств человека, прежде всего его эмоциональ­ной сферы, фантазии, воображения, образного и творческого мышления, что очень важно для пробуждения в человеке творческих сил и способ­ностей. Поскольку в современных условиях возрастают роль и значение духовных ценностей и усиливаются нравственные начала в жизни чело­века, постольку возрастает роль эстетического воспитания, создаются условия для становления эстетического сознания (формы общественного сознания, представляющей собой художественно-эмоциональное усвое­ние действительности человеком через чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы), развиваются эстетические чувства (чувство удовлет­ворения, которое переживает человек, воспринимая прекрасное в дей­ствительности и в произведениях искусства), эстетический вкус (спо­собность человека правильно оценивать прекрасное, отличать истинно прекрасное от неэстетического), эстетические идеалы (представление человека о прекрасном, к которому он стремится, на которое равняется), эстетика поведения (проявление черт прекрасного в поступках и дейст­виях человека, в общении с другими людьми).

Таким образом, выработка у воспитуемых эстетического отношения к действительности включает активные действия по охране и защите все­го прекрасного, стремление творить прекрасное, вносить красоту в окру­жающую действительность.

Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, повы­шению продуктивности учебного труда обучающихся, формирует эле­менты физической культуры, которая, будучи результатом комплексного воздействия социально-биологических, экологических, медицинских и психо-эмоциональных факторов, служит показателем физического, пси­хического и социального благополучия человека. Основными задачами физического воспитания в условиях колледжа являются: укрепление и закаливание организма; содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма; воспитание воли, смело­сти, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товари­щества, навыков культурного поведения и др.; привлечение студентов к регулярным занятиям спортом, что способствует укреплению здоровья, повышению сопротивляемости организма болезням.

Экологическое воспитание предусматривает формирование у сту­дентов правильного отношения к проблемам окружающей среды, береж­ного отношения к природе, историческим памятникам, необходимости их сохранения и приумножения. Забота о природных богатствах, береж­ное использование природных ресурсов - важнейшие задачи экологи­ческого воспитания. Поэтому будущий специалист как непосредствен­ный участник научно-технического прогресса должен быть заметной фи­гурой в природоохранительной работе; развивать свою экологическую культуру; формировать навыки принятия экологически грамотных управ­ленческих решений и др.

Правовое воспитание направлено на формирование высокой право­вой культуры студентов, повышение уровня их правосознания. Содер­жание правового воспитания определяется особенностями права как нормативно-регулирующего явления, охватывающего различные обла­сти социальной жизни: государственное право (закрепляющее основы организации общества и правового положения личности, государствен­ного устройства), административное право (регулирующее организа­цию и деятельность аппарата государственного управления), граждан­ское право (регулирующее отношения между людьми и организациями, между организациями), трудовое право (законодательно утверждающее условия приема на работу, перевод и увольнение, организацию, охрану и оплату труда, материальную ответственность и пр.), криминальное право (устанавливающее меру ответственности за нарушение закона). Правовое воспитание решает ряд задач: расширение запаса правовых знаний, формирование устойчивых нравственно-правовых ценностных ориентаций, глубокой убежденности в необходимости выполнения тре­бований законодательства, уважения и строгого соблюдения законов Ук­раины. Правовое воспитание прививает уважение к правилам общежи­тия, непримиримость к любым нарушениям законности, готовность уча­ствовать в охране правопорядка.

К сожалению, в последние годы актуальным стало антинаркогенное воспитание, которое решает следующие задачи: вооружение обучаемых знаниями о пагубном воздействии табака, алкоголя, наркотиков; прове­дение широкой разъяснительной работы о последствиях употребления наркогенных средств; выработка у учащихся своеобразного психологи­ческого “тормоза”, который удерживал бы их от употребления психоак­тивных веществ; своевременное выявление тех, кто периодически упот­ребляет эти средства, и проведение с ними индивидуальной работы с це­лью преодоления пагубных привычек.

Экономическое воспитание предполагает решение таких задач, как развитие экономического мышления личности для правильного понима­ния действия законов и явлений экономической жизни; формирование современного понимания процессов общественного развития, понима­ния роли труда и своего места в трудовом процессе; воспитание береж­ного отношения к государственной собственности, особенно в условиях рынка; выработка умений, которые дадут возможность принимать ак­тивное участие в экономической деятельности на производстве.

Критериями оценки уровня экономического мышления служат глу­бина экономических знаний, умение проникать в суть происходящих процессов и событий, видеть, как возникают экономические проблемы и находить пути их решения. Современный стиль экономического мыш­ления предполагает ориентацию на конечные результаты деятельности.

Конфессиональное воспитание (теистичное, религиозное). В Украи­не церковь отделена от школы; предметы, изучаемые в разных видах учеб­но-воспитательных учреждений, строятся на диалектико-материалисти­ческом миропонимании. Однако исходя из дифференцированного подхо­да к воспитанию мировоззренческих взглядов не отрицается возможность и конфессионального воспитания той части молодежи, которая тяготеет к религии и мечтает о духовной карьере. В связи с этим она может обу­чаться в альтернативной конфессиональной школе.

Страница 1

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Оно предполагает:

развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

а также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к "прекрасному".

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления вос­питательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных спо­собностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

Развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познаватель­ного и образовательного процессов;

Формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

Стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными тех­нологиями;

А также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты круго­зора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образова­ния, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

Накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного пове­дения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

Разумное использование свободного времени и развитие нравственных ка­честв личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дис­циплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения че­ловеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отноше­ния к национальному достоянию.

В повседневной жизни можно наблюдать факты отклонения человека от морально-нравственных принципов.

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и до­стоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновре­менно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

Организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

Объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

Материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

Знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

Кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

Упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; раз­личных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

Творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

Временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в шко­ле, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

Систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение техно­логиям и приемам организации профессиональной деятельности;

Контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

Учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

Специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инже­нера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отноше­ния к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному воспри­ятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художе­ственное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы по­стигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах. (Кант И. Кри­тика способности суждения. М. 1994.)

Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в «чистый эстетизм».

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литера­турные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художни­ками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда привлека­тельное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студен­тов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физиче­ское развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, раз­личные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и ха­рактера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюде­ние элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное пита­ние, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответствен­ного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражда­нин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие эко­номического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование де­ловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отно­шение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отно­шение к тем, кто преступает последние.

Развития личности. Современная наука доказала, что различные виды воспитания, тесно связанные с способствуют выработке программ социального поведения и формированию личности человека.

Понятие «воспитание» относится к ведущим в современной педагогике, у него есть широкое и узкое значение.

В широком значении оно представляет собой общественное явления воздействия общества на личность в процессе ее развития. С этой точки зрения воспитание фактически приравнивается к социализации, представляя собой конкретный процесс формирования интеллекта, духовных и физических сил личности, подготовки ее к активному взаимодействию с обществом, к трудовой деятельности.

В узком значении воспитание является специально организованной, целенаправленной деятельностью воспитанников и педагогов, которая стремится к реализации воспитательных целей. в таком случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания

Среди современных ученых существует две точки зрения на воспитание. Согласно первой, оно способствует ускорению развития личности, согласно второй, его замедлению. Приверженцы первой позиции полагают, что проходящих спонтанно процессов развития недостаточно, поэтому необходимо интенсивное педагогическое влияние, направленное на ускорение. Те, кто придерживается второй позиции, считают, что детство ребенка неприкосновенно, и прибегать к искусственному ускорению взросления, применяя различные виды педагогики, нет необходимости. По их мнению, задатки, определяющие индивидуальность человека, должны созреть в нем естественным путем.

Целенаправленный характер воспитания — вот ведущий фактор его воздействия на формирование личности: оно систематично и должно осуществляться на основе большого культурного материала. Обеспечением специально организованной воспитательной работы является целенаправленное управление Эту деятельность осуществляют в специальных учебных заведениях педагогами — подготовленными для этого людьми, которые способны различать виды воспитания и правильно организовывать процесс. Л. С. Выготский полагал, что учитель должен выступать только организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером взаимодействия каждого ученика с этой средой.

Виды воспитания классифицированы. Существует несколько классификаций:

  1. В наиболее обобщенную включены нравственное, умственное, физическое и трудовое воспитание.
  2. Если говорить о направленности процесса, то можно выделить политическое, гражданское, эстетическое, интернациональное, правовое, экономическое, экологическое.
  3. Также воспитание разделяется на основании институтов и может быть семейным, школьным, внешкольным и религиозным. Причем виды также имеют свою классификацию.
  4. Также воспитание различается стилем взаимоотношений между педагогом и учеником, подразделяясь на свободное, либеральное, демократическое и авторитарное.

Каков смысл воспитания?

Система воспитания сформировалась под влиянием исторического развития человечества, она должна способствовать усвоению детьми определенных нравственных норм, способностей, духовных ориентиров, которые характерны для того или иного общества.

Формирования человеческой личности предполагает, что общество будет проводить постоянное и сознательно организуемое совершенствование системы воспитания, преодолевать застойные, традиционные и стихийно сложившиеся формы. Это невозможно без знания психологических и педагогических закономерностей развития личности, в противном случае могут иметь место манипулятивное воздействие на процесс формирования индивидуальности каждой отдельной личности.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!