Право на участие в голосовании. Что делать, если в день голосования Вас не будет в городе? Какое количество избирателей имеют право направить своего наблюдателя в участковую избирательную комиссию

Российская Федерация является правовым светским государством и право голоса является одним из фундаментальных прав каждого гражданина страны, которое также гарантируется в рамках исполнения Европейской конвенцией по правам человека. В отечественном законодательстве основные положения о том, кто имеет право голосовать на выборах в РФ закреплены в Федеральном законе, который касается основных гарантий избирательных прав и прав на участие в референдумах для всех граждан Российской Федерации.

Кто имеет право голосовать на выборах в Российской Федерации

Как уже было отмечено выше, основные положения о том, кто имеет право голосовать на выборах в РФ, определены в Федеральном законе. В соответствии с ним, для желающих принять участие в голосовании на выборах есть несколько ограничений. В частности, речь идет о возрастном цензе, гражданском цензе и цензе оседлости, что перекликается и с требованиями, выдвигаемыми по отношению к кандидату в президенты РФ.

Ценз оседлости скорее больше важен для того, кто хочет воспользоваться своим правом голосовать на выборах регионального уровня в РФ. К примеру, граждане, которые проживают или просто находятся в день выборов за пределами нужного региона, в котором проводятся выборы, не имеют права голосовать. Но это ограничение не распространяется на проведение выборов федерального значения, например, на выборы президента Российской Федерации. Во время проведения такого значимого мероприятия каждый гражданин РФ может воспользоваться своим правом голосовать, даже находясь или проживая за границей. Для того, чтобы человеку в данной ситуации предоставили право голосовать на выборах президента РФ, ему необходимо предоставить удостоверение личности гражданина Российской Федерации.

Гарантии для тех, кто имеет право голосовать на выборах в РФ

Помимо основополагающего права голосовать на выборах в РФ, для граждан Российской Федерации законодательством предусмотрен также ряд гарантий. Так, одними из важнейших являются политические гарантии. Речь идет о многообразии идеологий или плюрализме, а также о равенстве людей, свободе агитации и привлечении независимых наблюдателей для проведения честных выборов в РФ. Второй, не менее важной гарантией для всех, кто имеет право голосовать, является материальная гарантия избирательных прав.

Подразумевается, что все расходы на проведение выборов различных уровней компенсируются из бюджета страны, региона или муниципалитета – в зависимости от того, какого масштаба проводятся выборы в РФ. И третьей гарантией являются правовые гарантии, которые призваны обеспечить легитимность выборов в РФ. В соответствии с этими гарантиями граждане РФ, которые имеют право голосовать, имеют также возможность обжаловать действия должностных лиц, которые принимали участие в организации голосования и подсчете голосов.

Кто не имеет права голосовать на выборах в РФ

Помимо тех, кто имеет полное право голосовать на выборах и референдумах в РФ, существует несколько категорий граждан, которые не имеют подобного права. Так, ограничения в правах голоса касается граждан РФ, признанных судом недееспособными или осужденными и находящимися в местах лишения свободы. Впрочем, в соответствии с Конвенцией по правам человека, у заключенных должно быть право голосовать на выборах, поскольку по суду они лишены свободы, а не права избирать президента РФ.

Следует отметить, что в соответствии с Конституцией РФ, любая дискриминация в отношении тех, кто намерен голосовать на выборах, противозаконна. Так, принимать участие в голосовании могут любые граждане РФ вне зависимости от веры, пола, расы, языка, места жительства, имущественного и должностного положения, убеждений и других обстоятельств.

По данным внешнеполитического российского ведомства, за пределами России живут несколько миллионов россиян. Нет ничего удивительного в том, что права «зарубежных» избирателей отличаются от тех, которыми обладают проживающие на территории РФ избиратели. К голосованию на выборах президента РФ в 2018 году Центральная избирательная комиссия намерена привлечь 35 миллионов «зарубежных» россиян.

Как информирует глава межведомственной группы по организации выборов за рубежом и член Центризбиркома Василий Лихачев, явка избирателей для голосования на выборах президента РФ может быть обеспечена за счет выезда ЦИК в «русские» районы и места повышенной активности российских средств массовой информации за границей.

К примеру, Центризбирком может организовать нахождение представителей того или иного кандидата на избирательных участках в других странах. Но поскольку многие россияне, проживающие за рубежом, в связи с финансовыми ограничениями не могут выехать для голосования в крупные города, где имеются российские посольства и консульства, Центральная избирательная комиссия может направить часть своих сотрудников в «русские районы», чтобы увеличить количество избирательных участков.

При этом как отмечал еще летом 2017 года заместитель главы Центризбиркома Николай Булаев, россияне, которые в день выборов 2018 года будут находиться за границей, смогут воспользоваться своим правом голосовать даже без открепительных удостоверений. Всего в других странах Центризбирком РФ планирует открыть около 360 избирательных участков.

Виды избирательных систем в РФ

Устойчивость механизма избирательного права гражданина РФ обеспечивается в том числе и форматом избирательных систем, существующих в Российской Федерации: мажоритарной и пропорциональной. В соответствии с мажоритарной системой, голосование на выборах проводится по одномандатным или многомандатным округам. Итоги голосования определяются после подсчета большинства голосов, которые были отданы за кандидата или нескольких кандидатов. При этом вполне вероятно применение правила абсолютного большинства, когда для победы на выборах в РФ претенденту достаточно набрать более 50% голосов – такой же принцип применяется и во время проведения выборов на должность президента РФ, глав субъектов Федерации или мэров. Также мажоритарная система предполагает, что победить может кандидат, который в итоге получит хотя бы на один голос больше, чем кто-либо из конкурентов.

Пропорциональный формат предполагает, что избиратели имеют право голосовать за списки кандидатов, которые ранее были сформированы политическими объединениями, в том числе партиями или блоками. Такая система применяется при проведении выборов в Государственную думу РФ.

Проведение выборов в стране является важной процедурой. Чтобы урегулировать все возникающие вопросы в процессе их проведения было принято несколько Федеральных законов. А знаете ли вы ?

В их положениях описаны:

  • условия для выдвижения кандидатов;
  • порядок проведения выборов;
  • политика проведения предвыборной агитации и другие важные аспекты.

Законы, которыми руководствуется Правительство на выборах:

  1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.
  2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года.
  3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года.
  4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года.
  5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.

В дополнение ознакомьтесь с .

Краткое содержание выше указанных законов.

1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» был принят 22 мая 2002 года. Одобрен законодательный проект был 29 мая того же года. Вступил в силу ФЗ-67 12 июня.

Действие ФЗ-67 распространяется по всей территории России. Согласно его положениям россиянин вправе участвовать в выборах на равных со всеми правами. Если гражданин РФ находится за пределами страны, то он также имеет право на свободное волеизъявление.

Также в законопроекте обозначено, что в день голосования гражданин должен достигать восемнадцатилетнего возраста. Также он может избирать и быть избранным. Категория граждан, которые не могут быть избраны:

Согласно положениям ФЗ-67, голосование на выборах должно быть тайным и любым органам гос власти запрещается наблюдать за воле изъявлением гражданина. Для эффективного контроля над всеми избирателями создаются списки, в которые вносятся все участники референдума, обладающие правом голоса.

Подробнее ознакомиться с ФЗ-67 можно, скачав его по .

2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 20 ноября 2002 года. Одобрен законопроект был 11 декабря того же года. Вступил в силу ФЗ-175 20 декабря.

ФЗ-175 включает в себя 99 статей и 5 приложений. Почти все статьи закона утратили свою силу, и действуют только ст 86, 88 и 92.

Подробнее изучить положения ФЗ-175 можно по .

3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» был принят 24 декабря 2002 года. Одобрен законопроект был спустя 3 дня. Вступил в силу ФЗ-19 10 января 2003 года. ФЗ-19 состоит из 12 глав и 88 статей.

Согласно положениям законодательного акта №19 Президент Российской Федерации должен быть избран гражданами путем тайного голосования. Участие в выборах является добровольным и свободным. Запрещено воздействовать на мнение участников выборов.

На момент выборов кандидат на должность Президента должен быть в возрасте не менее 35 лет и проживать на территории Российской Федерации последние 10 лет. Сроки проведения выборов устанавливаются Конституцией РФ и ФЗ-19. Решение о проведении выборов должно быть принято за 100 дней до их начала. Они проводятся во второе воскресенье месяца.

Также в законопроекте №19 обозначены мероприятия по подготовке кандидатов к выборам. Каждый кандидат вправе проводить предвыборную агитацию в допустимой законом форме. Государство дает предвыборным компаниям полную свободу действий в их предвыборной политике.

Чтобы подробнее ознакомиться с положениями ФЗ-29, скачайте его по .

4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 11 июня 2004 года. Одобрен законодательный проект был 23 июня того же года. Вступил в силу ФКЗ-5 спустя 5 дней после одобрения.

ФКЗ-5 состоит из 15 глав, 93 статей и двух приложений. В нем описывается понятие референдума, принципы его проведения, право граждан на участие в нем и другое.

Принципы проведения референдума:

  • равное;
  • свободное;
  • прямое волеизъявление.
  • расы;
  • пола;
  • языка;
  • национальности;
  • места жительства;
  • принадлежности к той или иной группе.

Согласно положениям ФКЗ-5 язык проведения референдума — русский, как государственный в РФ.

Подробнее ознакомится с положениями ФКЗ-5 можно, скачав его по .

5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 16 сентября 2003 года. Одобрен законопроект был спустя 8 дней. Вступил в силу ФЗ-131 6 октября того же года.

Закон включает в себя 12 глав и 86 статей.

Изучить положения ФЗ-131 можно, скачав его .

Муниципальные выборы - описание

Понятие муниципальные выборы содержится в 23 статье Федерального закона №131. В статье содержится информация о целях проведения муниципальных выборов:

  • избрание депутата;
  • выбор органа местного самоуправления;
  • избрание должностных лиц в местное самоуправление.

Сроки проведения муниципальных выборов устанавливает уполномоченный орган, в соответствии с муниципальным уставом. В исключительных случаях сроки может назначить суд.

Также в статье обозначено, что Федеральный орган устанавливает:

  • гарантии россиянам при проведении муниципальных выборов;
  • результаты проведения голосования;
  • порядок назначения кандидатов;
  • проведение голосования;
  • виды избирательных систем;
  • определение необходимой избирательной системы;
  • порядок распределения мандатов для депутатов;
  • условия, по которым кандидаты могут попасть в избирательный список.

Изменения в ст 23 ФЗ о «Об общих принципах организации местного самоуправления»

При последней редакции закона от 29 июля 2017 года изменения в ст 23 не были внесены. Поправки были внесены в 11 главу ст 84. Она была дополнена информацией об особенностях, которые возникают при организации местного самоуправления.

Изменения в ФЗ 67 о выборах

Последние поправки в ФЗ-67 были внесены 1 июня 2017 года. Пункт 3.3 ст 33 был дополнен понятием «иностранные финансовые инструменты» и области его использования.

Следующие изменения в закон будут внесены 5 мая 2018 года. Из пункта 2 ст 19 будет удален целый абзац о списке избирательных участков и участков референдума.

Также в ст 19 будет добавлен подпункт 2.1, 2.2 и 2.3. В них идет речь о порядке, предусмотренном для создания участков. Решение о расположении участков должно быть принято не позднее 70 дней до дня голосования.

Скачать последнюю редакцию ФЗ-67 можно по .

Что граждане некоторых стран СНГ (Белоруссии, Киргизии, Таджикистана и Туркмении), которые заключили специальное соглашение с Россией, теперь имеют право участвовать в муниципальных выборах, причем они могут как избирать, так и быть избранными. Для этого им достаточно лишь вида на жительство. В частности, такие постановления были изданы Тюменским облизбиркомом и Екатеринбургским горизбиркомом.

В связи с этим возникает вопрос: а кто может голосовать на выборах московского мэра?

На этот вопрос отвечает наш координатор группы по обучению Илья Мищенко:
- Общее правило таково: активным избирательным правом обладает дееспособный гражданин РФ в возрасте старше 18 лет, имеющий постоянное место жительства (штамп о "прописке" в паспорте) в пределах избирательного округа (страна, регион, муниципальное образование или мажоритарный (одномандатный/многомандатный) округ).

Отдельно нужно сказать о солдатах-срочниках. Когда гражданин призван на воинскую службу, он исключается из списка избирателей, как бы "теряет" свое место жительства. Для муниципальных выборов тут барьер в законе : он обладает активным избирательным правом только если его постоянное место жительства до призыва находилось в пределах данного муниципального образования . С федеральными выборами все просто: все граждане голосуют. С региональными выборами же проблема: с точки зрения ЦИК РФ военнослужащие могут голосовать на региональных выборах, если даже призваны из ДРУГОГО региона .

Самый больной вопрос - об иностранцах ("гастарбайтерах"). Здесь ситуация различна для муниципальных и для региональных/ федеральных выборов. Муниципальное - формально отдельное от государственного, местное самоуправление - (в отличие от государственной власти) касается всех жителей, даже иностранцев ; это соответствует международному праву. Если есть международный договор с данной страной (взаимный!), то ПРИ НАЛИЧИИ ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВА В РФ гастарбайтер вправе голосовать на муниципальных (местных) выборах , но не на выборах в органы государственной власти (то есть не на региональных и федеральных).

Таким образом, для Москвы получаем следующий расклад:
1. везде будут голосовать солдаты-срочники, которые вообще могут не иметь отношения к Москве;
2. на муниципальных выборах, которые пройдут в ряде муниципальных образований (в Новомосковском и Троицком АО, районе Вешняки в ВАО) теоретически вполне могут приходить голосовать гастарбайтеры. В худшем случае им могут заодно пытаться выдать и "мэрский" бюллетень, что недопустимо.

Так что, наблюдатели, будьте бдительны!

Выборы столичного мэра относятся к выборам регионального уровня (Москва, как известно, приравнена к отдельному субъекту Российской Федерации), поэтому ее избирательное законодательство отличается от общефедерального. Иными словами, не все, кто проживают и работают в столице, имеют право избирать ее градоначальника (или выдвигаться на эту должность). Есть свои особенности и в других пунктах избирательного процесса. «Лента.ру» разобралась в том, кто имеет право голосовать на выборах мэра Москвы и как это правильно делать.

Про избирателей

Для начала следует установить, кто, в соответствии с действующим законодательством, имеет право принимать участие в столичных выборах. Прежде всего, это совершеннолетние граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства в Москве. Есть также еще одна категория граждан, наделенных таким правом: вынужденные переселенцы, имеющие регистрацию по месту пребывания в Москве. Правда, на 1 января 2013 года таковых в столице было всего 263 человека, включая несовершеннолетних детей.

Особо следует оговорить, что москвичи, наделенные правом избирательного голоса, но в день голосования оказавшиеся за пределами Москвы, не смогут принять участие в выборах - на территории, например, Тверской области проголосовать за кандидата в московские градоначальники не получится ввиду отсутствия действующих участков и заранее приготовленных бюллетеней. Равным образом, без выборов останутся и те, кто на день голосования окажется за границей, - действующим законодательством голосование в российских дипломатических представительствах разрешено лишь на выборах федерального уровня.

Теперь про тех жителей Москвы, кто в принципе лишен права выбирать мэра. Это, разумеется, иностранцы и лица без гражданства. Еще это граждане РФ, зарегистрированные в Москве по месту пребывания - им в столице разрешено голосовать лишь на федеральных референдумах, выборах депутатов Государственной Думы или президента РФ. И это также граждане РФ и иностранцы, признанные судом недееспособными или отбывающие срок в местах лишения свободы по приговору суда.

Наконец, есть еще одна категория лиц, которые, пусть и в усеченном виде, но могут 8 сентября 2013 года реализовать в Москве свои избирательные права. Это граждане Казахстана, Киргизии, Таджикистана - стран, с которыми у РФ заключены соглашения об облегченном режиме пребывания, а также граждане Белоруссии, полноправные члены Союзного государства России и Белоруссии. Те из них, кто получил от органов ФМС право на постоянное проживание на территории РФ (вид на жительство) и постоянно или преимущественно проживает в Москве, могут принять участие в выборах местного самоуправления. Это означает, что к голосованию за кандидатуру в мэры их не допустят; но 8 сентября выборы пройдут также в советы депутатов 14 муниципальных образований «новой Москвы» - в них казахстанцы, киргизы, таджики и белорусы могут принять участие наравне с москвичами. (Правда, лица этой категории не любят ходить на российские выборы. Например, по данным ЦИК РФ, в единый день голосования 1 марта 2009 года из 9262 граждан указанных стран своим правом избирать и избираться на выборах в российские органы местного самоуправления воспользовались всего 23 человека.)

Про избирательные списки

Важным шагом на пути к урне для голосования являются также избирательные списки. Гражданин, желающий удостовериться, что его имя внесено в список избирателей, может лично сделать это в участковой комиссии, но не ранее, чем за 10 дней до дня голосования. Если вдруг гражданин не обнаружит себя в этих списках, - так бывает, например, если он лишь недавно зарегистрировался по месту проживания, - то он может подать соответствующее заявление в УИК. Его заявление должны рассмотреть в течение суток; если же в УИКе гражданину откажут, то он имеет право обжаловать это решение в вышестоящей комиссии или в суде, причем его жалобу должны рассмотреть в трехдневный срок.

Более того, если жалоба поступила за менее чем трехдневный срок до дня голосования, то ее должны рассмотреть немедленно. В избирательный список на законных основаниях можно попасть и прямо в день выборов. Процедура та же: сначала надо подать заявление на имя председателя УИК, а тот должен рассмотреть его в течение двух часов. В случае отказа решение УИКа также можно обжаловать в суде или вышестоящей избирательной инстанции, причем и тут жалобу должны рассмотреть немедленно.

Про процедуру голосования

Если с избирательными списками все в порядке, то осталось лишь заполнить бюллетень и опустить его в урну. Проще всего это сделать, лично явившись на участок для голосования в день выборов. Но есть и нюансы.

На выборах мэра Москвы нельзя будет проголосовать досрочно. Согласно федеральному закону о выборах, право на досрочное голосование на местных и региональных выборах предоставляется лишь в случае референдумов, и то только для избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах и полярных станциях. Поэтому, кстати, в «Избирательном кодексе города Москвы» возможность досрочного голосования вообще не предусмотрена.

На выборах мэра Москвы 8 сентября 2013 года можно будет в последний раз воспользоваться открепительным удостоверением. В июле открепительные удостоверения в Москве отменили, но поскольку решение было принято уже после старта нынешней избирательной кампании, оно вступит в силу лишь после окончания этих выборов.

Открепительное удостоверение может понадобиться тем, кто в день выборов окажется в месте временного пребывания на территории Москвы (например, в больнице, санатории, доме отдыха или следственном изоляторе) и не сможет прибыть на свой избирательный участок для голосования.

Открепительное удостоверение можно получить в территориальной (за 45-10 дней до дня голосования) или участковой (за 9 и менее дней до дня голосования) комиссии. Воспользоваться им можно будет один раз 8 сентября на любом избирательном участке в Москве. Если избиратель сидит в СИЗО, то открепительное удостоверение может получить его представитель на основании доверенности, заверенной администрацией изолятора.

Особые правила разработаны для сотрудников московских предприятий с непрерывным циклом работы или военнослужащих, находящихся в день выборов вне места расположения своей воинской части, но на территории Москвы. Их могут включить в список на избирательном участке по месту их временного пребывания - для этого им надо не позднее чем за три дня до голосования подать письменное заявление в соответствующий УИК. Аналогичное право закреплено за престарелыми избирателями и инвалидами, находящимися в местах временного пребывания.

Наконец, если в день выборов избиратель находится у себя дома, но по состоянию здоровья не может лично явиться на избирательный участок, то ему следует обратиться в УИК с просьбой принести ему на дом переносную урну для голосования. Соответствующее письменное заявление или устное обращение можно передать как лично, так и через знакомых не ранее чем за 10 дней до дня голосования и не позднее чем за шесть часов до его окончания.

Избиратель, не способный из-за инвалидности или по состоянию здоровья самостоятельно заполнить бюллетень, имеет право попросить об этом другого избирателя. Для этого ему необходимо сообщить о своем желании членам избирательной комиссии. Если при заполнении избирательного бюллетеня будет допущена ошибка, то по просьбе избирателя члены избиркома выдадут ему новый документ взамен испорченного.

Право отдать свой голос за достойного кандидата и самому оказаться на его месте представляет собой одну из основ демократического общества. Не слепое подчинение обстоятельствам и воле текущей власти, а активное избирательное право делает человека гражданином. Самая низкая в истории страны явка на прошедших парламентских выборах показала, что многие граждане не пользуются предоставляемой им конституционной возможностью.

Право избирать и быть избранным провозглашено в Конституции Российской Федерации и регламентируется федеральными законами, в частности, законом 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Если выборы происходят в парламент, нужно руководствоваться также ФЗ №20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», изданном в 2014 году.

Активное и пассивное избирательные права

Избирательное право разделяется на активное и пассивное. Активное означает, что все граждане Российской Федерации по наступлении совершеннолетия могут участвовать в голосовании на выборах и референдуме. Пассивное же значит, что гражданин РФ может быть избран в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Для этого установлено иное возрастное требование: стать кандидатом в депутаты можно, достигнув 21 года.

Граждане Российской Федерации могут реализовывать свои избирательные права в равной мере вне зависимости от пола, происхождения, национальности, языка, религиозных убеждений, материального состояния, наличия постоянного места жительства или его отсутствия и прочих факторов. Не имеют права избирать и быть избранными люди, признанные недееспособными или сидящие в тюрьме.

Принципы голосования в Российской Федерации

Голосование на выборах и референдуме основывается на основе прямого волеизъявления и является тайным. Таким образом, никто не имеет права давить на избирателя, угрожать ему или требовать в обязательном порядке голосовать за определенного кандидата. О своем выборе гражданин имеет право никому не сообщать. Человек может проголосовать против всех на выборах в орган местного самоуправления или против вопросов, вынесенных на референдум.

Гражданин добровольно участвует в голосовании, то есть не должен выполнять этого по распоряжению начальства или иных лиц, принуждающих идти на выборы. Только собственное желание выразить гражданскую позицию должно приводить человека на избирательный участок. Добровольность голосования имеет и темную сторону: она порождает низкую явку там, где политическая сознательность граждан не сильно развита. Неявка избирателей, в свою очередь, дает простор для фальсификаций и подделок их голосов. Если бы поход на выборы входил в обязанности граждан, мы могли бы иметь другую картину выборов.

У каждого избирателя есть право только на один избирательный голос. Это означает, что гражданин включается только в один список, должен голосовать лично, предоставляет паспорт при получении бюллетеня, после чего в списке избирателей напротив его имени делается пометка о получении бюллетеня.

Каждый избиратель имеет права на включение его в список избирателей по месту постоянного проживания, а в отдельно установленных законом случаях - по месту временного пребывания. Если же человек обнаружил, что его в списках не оказалось, он может написать заявление, которое должно быть рассмотрено избирательной комиссией в течение суток. В случае, если заявление подано в день голосования, избирком рассматривает заявление гражданина в течение 2 часов с момента обращения.

Открепительное удостоверение

Если гражданин по каким-либо причинам не может в день выборов прийти на избирательный участок, где он включен в список избирателей (обычно это тот участок, к которому относится адрес прописки по паспорту), он может получить открепительное удостоверение, с которым он уже вправе прийти на любой избирательный участок в стране.

Открепительные выдаются в течение 30 дней до дня накануне голосования. То есть, например, если выборы назначены на 18 сентября, то получить открепительное можно по месту прописки начиная с 18 августа (так как в августе 31 день). Удостоверение является документом строгой отчетности, поэтому нанесено на бумагу с водяными знаками или другими элементами специальной защиты.

Открепительное удостоверение выдается по личному заявлению гражданина, которое он пишет с указанием причины невозможности проголосовать по месту регистрации. Выдача подобных удостоверений входит в обязанности участковых комиссий.

Кроме того, есть специальный пункт закона, регулирующий правила голосования для тех людей, которые на момент проведения выборов находятся в местах временного пребывания, работают на предприятиях с непрерывным циклом или являются военнослужащими, оказавшимися вне места расположения воинской части. Эти граждане могут проголосовать, придя на участок в день выборов и прямо на месте составив заявление.

Нахождение за границей в момент выборов

Но как поступить, если на момент голосования гражданин РФ находится в другой стране? По закону, гражданин РФ, проживающий за ее пределами, обладает полным набором избирательных прав, а значит, ему должны обеспечить возможность проголосовать. Обычно избирательные участки в таких случаях организуют на территории консульств и посольств той страны, в которой происходят выборы. Отдать свой голос за границей можно в том случае, если выборы проходят на федеральном уровне - то есть это выборы в Государственную Думу или избрание нового президента Российской Федерации.

Кому нельзя голосовать

Нужно помнить, что граждане РФ, имеющие при этом гражданство другого государства, лишаются отчасти своих избирательных прав, то есть не могут сами быть избраны в депутаты Государственной Думы, однако у них есть возможность избираться в органы местного самоуправления тогда, когда это предусмотрено международным договором.

Не могут выдвигаться на выборы люди с неснятой судимостью или осужденные в прошлом за особо тяжкие преступления (если с момента совершения преступления не прошло 15 лет), а также осужденные за экстремизм. Нельзя избираться на выборах в том случае, если суд вынес решение о лишении права быть избранным данного гражданина.

Система организации выборов в Российской Федерации

Выборы в Российской Федерации проходят в определенных избирательных округах, также определяется округ при назначении референдума. Округа могут быть одномандатными и многомандатными, или может быть назначен единый избирательный округ. На прошедших 18 сентября выборах кандидаты выдвигались от одномандатных округов (а кроме того, по спискам). Избиркомы определяют схемы одномандатных или многомандатных округов на основании данных о численности избирателей. Срок существования таких округов - 10 лет.

В каждом округе создаются избирательные участки (если проводится референдум - то участки референдума) для проведения выборов и подсчета голосов. Избирательные участки организуются в одном и том же месте на протяжении пяти лет по согласованию главы администрации с местной территориальной комиссией.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!