Основы закупок: базовые понятия контрактной системы

  • On 29.12.2016
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Допуск к закупкам, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП

О системе госзакупок слышали, наверное, все, но до сих пор многие бизнесмены относятся к ней с настороженностью. В большинстве случаев это связано с недостаточной информированностью. На самом деле все, что нужно для участия в госзакупках - предпринять несколько несложных предварительных шагов.

Госзакупки - не только прибыль, но и престиж

Крупные и мелкие компании, индивидуальные предприниматели и даже физические лица могут стать участниками госзакупок. Зачем это нужно поставщикам? Во-первых, это, конечно же, дополнительный источник прибыли. А, во-вторых, исполненный надлежащим образом государственный контракт как нельзя лучше подтвердит надежность компании и ее положительную репутацию.

Основные понятия

Компании, которые только планируют участвовать в закупках, очень часто «плавают» в терминах и нередко отождествляют такие понятия, как тендеры, закупки, конкурсы, аукционы и другие. Однако это не совсем верно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Тендер или закупка – это процедура выбора поставщика товара (услуги) либо исполнителя работы на конкурентной основе. Выбор осуществляется по предложениям участников, которые они делают в соответствии с заранее оговоренными заказчиком условиями. Главные принципы тендера - соревновательный характер, справедливость и эффективность.

Государственными закупками (госзакупками ) называют тендеры, которые проводятся для обеспечения нужд федеральных и муниципальных органов власти. Они проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Кроме того, определенные юридические лица, например, государственные корпорации, субъекты естественных монополий, хозяйственные общества, в том числе дочерние, с государственным участием в размере более 50%, а также некоторые другие организации, обязаны производить закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Эти закупки тоже причисляют к разряду государственных, а также иногда называют корпоративными закупками . Наряду с этими видами, существуют и коммерческие закупки - это тендеры, организованные всеми прочими компаниями, не попадающими под действие указанных законов.

Как узнать о тендере? Все закупки в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ публикуются в открытой Единой информационной системе (ЕИС). Кроме того, для удобства поставщиков существуют , например, Контур.Закупки.

Что такое конкурс и аукцион?

Конкурс и электронный аукцион – это наиболее популярные процедуры проведения закупок. В рамках госзаказа существует еще запрос котировок и запрос предложений. Закон четко определяет, в каких случаях государственные заказчики обязаны применять те или иные способы закупки. Заказчикам по закону № 223-ФЗ предоставляется гораздо большая свободы выбора.

Помимо конкурентных видов закупок, существует способ закупки у единственного поставщика. Возможности его применения строго регламентированы упомянутыми выше законами, поскольку этот способ влечет коррупционные риски.

Электронный аукцион представляет собой процедуру, в ходе которой с каждым новым предложением участника цена снижается. Таким образом, из допущенных к процедуре поставщиков побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.

Электронный аукцион проводится оператором - Электронной торговой площадкой (ЭТП). Чтобы получить доступ к аукциону, нужно заранее получить аккредитацию на той площадке, где он проводится. Для этого нужно собрать определенный комплект документов и получить электронную подпись в одном из Удостоверяющих центров. Подробности о порядке аккредитации можно найти на сайтах площадок.

Для того чтобы участвовать в конкурсе , нужно подготовить комплект документов в соответствии с требованиями заказчика и в установленный срок направить свою заявку. Конкурс может проводиться в «бумажной» или в электронной форме - это определяется в закупочной документации. В первом случае заявки подаются в запечатанных конвертах, а во втором – в электронном виде. Кроме того, в рамках одного конкурса заявки могут приниматься как в конвертах, так и в электронном формате. Вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к электронным заявкам происходит одновременно. После этого конкурсная комиссия оценивает поступившие заявки и выбирает победителя. В отличие от аукциона, победителем конкурса становится участник, предложивший не самую низкую цену, а лучшие условия по совокупности критериев, указанных в закупочной документации. Кроме цены, это могут быть, например, опыт, репутация, гарантия на поставленный товар и другие критерии.

В заключение отметим, что участие в закупках лучше планировать заблаговременно. Как показывает практика, в среднем пакет документов на участие в процедуре формируется в течение 20 дней. А вот срок, отведенный для подачи участниками заявок, зачастую бывает меньше. Чтобы избежать таких несостыковок, следует заранее подготовиться. Можно изучить документацию нескольких интересующих закупок - это позволит сделать примерный вывод о том, какие документы потребуются от поставщика. Кроме того, целесообразно разработать план мероприятий, которые необходимо провести для участия компании в закупках, установить сроки их проведения, а также круг ответственных лиц.

15% всех закупок госзаказчики проводят у и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

44-ФЗ основывается на положениях Конституции , Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.

Появится в 2018-2019 годах

  • Единая регистрация и реестр участников закупок,
  • Контроль за соответствием информации действительности,
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт),
  • Полный единый каталог товаров, работ и услуг,
  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы .

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.

В описании каждой закупки есть:

Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

Можно менять не позднее 10 дней до публикации закупки в ЕИС или до отправления приглашений для участников закрытой закупки. С 1 июля 2018 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика, кроме этих случаев:

  • если изменения вносят после того, как закупка не состоялась,
  • закупку планируют провести у единственного поставщика,
  • планируют запрос котировок для устранения ЧС.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать:

  • способ определения поставщика.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и необходимость проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Закон № 44, принятый 05.04. 2013 года, определяет основные положения государственных закупок для муниципальных и государственных нужд. В силу данный закон вступил с 2014 года. Закон определяет основные принципы совершения закупок, выделяя стимулирование инноваций и профессионализм заказчика в качестве основных принципов.

Заказчик и контролирующий орган должны работать на профессиональной основе, обладать всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Теперь для выполнения закупок необходимо привлекать специализированных работников, специально обученных для этого. А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб., то работать должны специализированные подразделения. Если же объем закупок не превышает указанной суммы, то достаточно назначить должностное лицо, которое будет выполнять данную работу – контрактный управляющий. В его обязанности входит проведение закупок, составление отчетов, оформление аукционов и так далее.

Теперь к контрактной системе принадлежат все государственные закупки и этапы их проведения:

  • планирование закупок;
  • определения поставщиков;
  • заключение контракта, гражданско-правового договора;
  • особенности контрактов;
  • мониторинг;
  • аудит;
  • контроль.

Планирование закупок – это важный элемент всего процесса. Процесс планирования включает в себя разработку планов закупок согласно графикам на весь текущий год. В них должна быть сосредоточена подробная информация обо всех запланированных покупках. В планы в последующем можно вносить необходимые изменения, руководствуясь законодательной базой.

Что касается способов закупок, то существует девять случаев, когда можно провести запрос предложений. Это определено ст. 83 Федерального Закона. Заказчик может провести запрос предложений тогда, если процедура аукционного конкурса не состоялась. Система закупок подверглась изменениям, теперь приоритетным для проведения государственных закупок считается конкурс.

С новыми изменениями заказчики вынуждены обосновывать свои закупки, и не только цену услуг и товаров, но еще и их необходимость. К тому же, действуют антидемпинговые и антикорупционные меры, которые также контролируют закупки для государственных учреждений. Если начальная цена закупки превышает 1 млн. рублей, то в процессе её осуществления необходимо общественное обсуждение необходимости товара или услуг.

Мониторинг закупок осуществляется путем их прозрачности, когда документация проверяется на всех стадиях государственных закупок. Аудит данного процесса входит в полномочия Счетной Палаты, контрольно-счетных органов и муниципальных образований. Контроль данной деятельности осуществляется органами ФАС России.

Также закон определяет новые особенности закупки товаров или услуг у единственного поставщика. Одноименность товаров исключается. И теперь закупки на стоимость не более100 000 рублей могут осуществляться при том условии, что в совокупности сумма таких покупок не более 5% от суммы всех закупок в плане-графике, и не более 50 млн. рублей. Но из этого правила есть исключения, поскольку данные ограничения не действуют при закупках для нужд сельских поселений.

Поэтапное вступление в силу Закона должно закончиться в 2017 году, когда все его положения будут действовать на полную силу.

О Федеральном законе № 223

18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок. Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время. В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.

Чтобы начать работу по ФЗ 223, учреждение должно принять Положение о закупках и планы закупки. Положение должно быть утверждено руководителем. Далее Положение вместе с планом размещают на специализированном сайте, и начинают закупки уже с начала следующего года. Таким образом, здесь процедуру регулирует Положение, а не сам Закон.

На портале госзакупок участник должен зарегистрировать два личных кабинета. Все кабинеты должны быть оформлены по двум действующим Законам, по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223.

Основное требование Закона – это обязательное размещение на сайте информации о закупках и отчетов о проведенных закупках. Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

В нашей стране существует два действующих Закона, на основании которых проводиться закупочная деятельность в государственной сфере. Основные различия между двумя нормативно-правовыми актами отобразим схематически:

Основные отличия положений Законов

Федеральный Закон № 44 по своим объемам больше в 10 раз. Он более досконально регламентирует закупочную процедуру в государственной сфере. Он более подходит для новичков.

Действие данного Закона распространяется на все госзакупки, регулируя каждый из этапов таких процессов. Если регламент каким-то образом будет нарушен, то за это грозит штраф. Недобросовестных предпринимателей уже заносят в списки.

Федеральный Закон № 223 имеет небольшие объемы, и более подходим для опытных сотрудников, поскольку не так подробно описывает всю процедуру государственных закупок.

В этом Законе не все этапы сделки описаны подробно. При этом компаниям следует самостоятельно утверждать положения, которые будут подробно регулировать данный процесс.

Кто заказчик?

Любые муниципальные учреждения и государственные предприятия, финансирование которых происходит из государственного бюджета.

Любые компании, у которых доля государственного финансирования составляет более 50%, бюджетные учреждения, монополии, предпринимательства, выполняющие регулируемые типы деятельности.

Кто может быть поставщиком?

Физические и юридические лица.

По данному Закону могут быть проведены закрытые или открытые конкурсы. Также могут быть проведены конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы предложений и ценовых котировок. Закупки у одного поставщика ограничены.

Существуют два обязательных способа проведения закупок: конкурс и электронный аукцион.

Электронные платформы

Существует только пять платформ для проведения электронных торгов.

Платформ существует больше сотни, и в выборе заказчики не ограничены.

Необходимость подписи на ЭТП

Можно обойтись неквалифицированной подписью.

В зависимости от ЭТП можно использовать как квалифицированную так неквалифицированную подпись.

Сроки подачи заявок

Все заказчики строго соблюдают прописанные сроки для каждого конкретного этапа.

Сроки определяются самим заказчиком, прописывая их в положении.

Система отчетности

Отчеты о проведенных закупках в обязательном порядке должны быть размещены на сайте госзакупок.

Отчеты о закупках также должны размещаться на специализированном сайте. И такие отчеты подаются не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В отчетность входят: общая стоимость договоров, соглашения по всем закупкам, данные государственной тайны, соглашения с субъектами среднего и малого бизнеса.

Гарантии по контракту

Независимо от стоимости, заказчик может требовать от победителя аукциона обеспечения договора. Сумма может состоять из 5-30% от стоимости всего контракта.

Способ обеспечения может быть выбран заказчиком. Это может быть банковская гарантия или же занесение денег на личный счет.

Согласно данному Закону, заказчик вправе самостоятельно решать, требовать ему обеспечение договора или нет.

Расторжение договора или внесение изменений в его пункты

Согласно Федеральному Закону № 44, заказчик не может расторгнуть контракт самостоятельно или внести в него изменения.

Согласно Федеральному Закону № 223, изменить условия договора вправе любой заказчик. Могут быть изменены такие условия как объемы работ, цена и сроки.

Обжалование действий

В Законе четко определена вся процедура подачи жалобы на действия заказчика. Жалоба должна иметь письменную форму, и подается она в местное отделение ФАС. После этого жалоба должна опубликоваться на официальном сайте госзакупок, и такая публикация производиться не позже 2 дней с момента её получения органами. Рассмотреть жалобу, проанализировать её и вынести решение органы должны в течение 5 дней с момента её подачи.

Согласно Федеральному Закону № 223, подача жалобы на действия заказчика также возможна. Письменные жалобы также подаются в органы ФАС. Но, чтобы подать жалобу, участникам торгов необходимо просмотреть сроки для этого в положении, разработанном заказчиком, поскольку именно там должны быть определены сроки.

Следует помнить о том, что на официальном сайте должен быть реестр жалоб. И там можно проверить наличие или отсутствие той или иной жалобы.

Таким образом, Федеральные Законы № 44 и 223 регулируют процесс государственных закупок. Федеральный Закон № 44 можно охарактеризовать как более четкий, он определяет всю процедуру поэтапно, обозначая конкретные сроки и другие нюансы государственных закупок, в отличие от второго нормативно-правового акта. Согласно ФЗ 223, заказчик сам утверждает положение, в котором процедура закупки и проведения торгов прописана подробно.

Практикующий бухгалтер

Что нужно знать «упрощенцу»
как участнику закупок по Закону № 44-ФЗ?

«Упрощенец» может успешно поставлять товары и оказывать услуги государственной или муниципальной организации. Поэтому ему важно знать, как стать поставщиком
для государства.

Новый Закон о контрактной системе в сфере закупок (далее – Закон № 44-ФЗ) направлен на урегулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности их осуществления, а также предотвращения коррупции и других злоупотреблений в рассматриваемой сфере.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Большая часть положений Закона № 44-ФЗ вступила в силу с 01.01.2014, некоторые вступят в силу только с 01.01.2017.

Согласно ст. 3 Закона № 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – это совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соответствии с названным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

«Упрощенцы» участвуют в торгах (конкурсы, аукционы) на общих основаниях, т. е. никаких льгот для них не предусмотрено ни в плане предоставления документации, ни в плане налогов, ни в сроках. Более того, возможны торги, когда заказчик не знает поставщика, т. е. ему предоставляется заявка с указанием всех необходимых условий поставки товара или оказания услуг, кроме названия организации. Очевидно, что организационно-правовая форма организации поставщика никакой роли для заказчика или организаторов торгов не играет.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Участниками закупок могут быть любые юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, а также любые физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя.

Важной особенностью участия в торгах для «упрощенца» является уплата НДС и невозможность его возмещения: когда «упрощенец» подает заявку на участие в госзакупке, ему следует быть готовым к тому, что с суммы закупки, в случае его победы на торгах, он будет вынужден уплатить НДС в бюджет. В остальных вопросах «упрощенцы» выступают «на равных» с организациями, применяющими общую систему налогообложения, т. е. так же изучают конкурсную документацию, подают те же документы и в те же сроки, что и остальные участники торгов.

Способы осуществления закупок

Согласно Закону № 44-ФЗ существуют следующие способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • электронный аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс и закрытый аукцион;
  • закупка у единственного поставщика.

Наиболее популярными формами проведения госзакупок на сегодняшний день являются открытый конкурс, запрос котировок и электронный аукцион. Однако наиболее простой формой является закупка у единственного поставщика. Именно к этой процедуре стремятся как заказчики, так и участники закупок.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Закон № 44-ФЗ не предусматривает обязанности участника закупки – субъекта малого предпринимательства при участии в процедурах по определению поставщика, проводимых только среди СМП, представлять документы, подтверждающие наличие у него статуса субъекта малого предпринимательства.

Процедура проведения госзакупок осуществляется следующим образом: госорганизация проводит тендер – регистрируется на официальном сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru, где указывает необходимость покупки какого-либо товара или приобретения услуги. Далее тендер может проходить следующим образом. Он может быть одноэтапным, когда первоначальные условия госзакупки не меняются, или двухэтапным, когда на первом этапе проводятся переговоры с поставщиками, а на втором формируются точные требования к поставкам. По итогам проведенного тендера его организаторы обязаны опубликовать списки участников, объявить итоги и назвать победителя.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Федеральным законодательством не предусмотрено ведение реестра СМП. В соответствии с ним ведутся только реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Действия «упрощенца» по пути к заключению контракта с заказчиком

Рассмотрим, как стать участником тендера. Например, организация-«упрощенец» оказывает юридические услуги. Для того чтобы стать участником тендера, необходимо выяснить, какие госорганизации зарегистрировались на сайте госзакупок с информацией о необходимости поставки названных услуг. Для этого в поисковике сайта http://zakupki.gov.ru вводится нужный запрос, после чего появляется список госорганизаций, участвующих в тендере. Каждый заказчик «выставляет» на сайте конкурсную документацию, в которой изложены все условия поставки, например, сроки проведения конкурса, начальная цена (это цена максимум), объем поставки, требования к поставщику. Также в информации о закупке будет описано, в какие сроки принимаются заявки поставщиков, причем сроки установлены не просто по датам, а с указанием времени окончания приема заявок, указаны контактные лица, место приема заявок, дата и время вскрытия конвертов поставщиков, реквизиты для уплаты госпошлины, если таковая необходима.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Организация, подавшая заявку более одного раза, неважно, по какой причине, исключается из конкурса как организация, нарушившая правила тендера. Если организация подала документы дважды, т. к. первоначально поданные документы содержали ошибки, то их необходимо исправлять путем внесения изменений в уже поданные документы.

Компания-поставщик, решившая участвовать в конкурсе, подает заявку на участие с предоставлением документов, подтверждающих соответствие требованиям, указанным в конкурсной документации.

Также необходимо учитывать, что заказчик в силу закона обязан предусмотреть обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе, а в определенных случаях и обеспечение исполнения контракта. В частности, обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Таким образом, для участия «упрощенца», например, в электронном аукционе необходимо внести денежные средства в качестве обеспечения. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке. Доходы, полученные оператором электронной площадки от размещения денежных средств, внесенных в качестве обес-печения заявок, подлежат выплате участникам электронных аукционов за период размещения указанных средств на счете оператора электронной площадки в банке с момента блокирования указанных средств до прекращения их блокирования в соответствии с положениями настоящей статьи на основании договора, заключенного оператором электронной площадки с каждым участником закупки при прохождении им аккредитации на электронной площадке.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов.

Что касается размера обеспечения исполнения контракта, то он должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. Эти денежные средства перечисляются уже на расчетный счет заказчика, открытый, как правило, в учреждениях Казначейства, после чего заключается контракт. В случае непредоставления «упрощенцем» обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, он считается уклонившимся от заключения контракта.

Есть ли у «упрощенца» необходимость регистрации на сайте госзакупок?

Процедура госзакупок предусматривает две формы подачи заявок для участия в торгах. Документы можно принести лично по адресу (письменная форма), указанному организаторами торгов, или подать документы через сайт (электронная форма). Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте (электронная торговая площадка, например сбербанк).

ПОЗИЦИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ

Документами, которыми возможно подтвердить привлечение исполнителем контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, могут быть копии договоров, актов выполненных работ, платежных поручений и прочее.

Письмо от 08.11.2013 № Д28и-2183.

Поскольку электронная подача документов предусматривает подписание всей документации ЭЦП, то необходимо оформить в соответствующем удостоверяющем центре и ее. Причем ЭЦП выдается на конкретное должностное лицо, которое будет непосредственно работать на сайте закупок и которое утверждено руководством. Как правило, для оформления ЭЦП требуются следующие документы: все учредительные документы, выписка из ЕРГЮЛ, приказ на должностное лицо, которое будет работать с сайтом, заявление о предоставлении ЭЦП, доверенность на лицо, которое будет получать сертификат ЭЦП, и его удостоверяющие личность документы. Организация, оформляющая сертификаты ЭЦП, готовит договор оказания услуг удостоверяющего центра, непосредственно сертификат и всю соответствующую документацию (акты, счета-фактуры и т. д.). Как правило, сертификат ЭЦП действует 12 месяцев. Надо отметить, что процедура оформления сертификата ЭЦП является платной. В стоимость включаются: изготовление ЭЦП, носитель ЭЦП, лицензия на программное обеспечение, необходимое для работы с ЭЦП, сертификат ЭЦП на бумажном носителе.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

На сайте госзакупок в разделе «Поставщикам» / «Материалы для обучения» есть пошаговая инструкция получения ЭЦП и регистрации на сайте.

Как быть с НДС по госконтрактам?

Что касается налогов, то госконтракт включает в себя все налоги. Поэтому «упрощенцы» – победители торгов вынуждены выставлять счет-фактуру госорганизации и начислять НДС с реализации. При этом на основании ст. 174 НК РФ при выставлении счета-фактуры лицом, находящимся на УСН, вся сумма НДС должна быть уплачена в бюджет (письмо Минфина России от 07.09.2009 № 03-07-11/219). Право на вычет по НДС по поставленным товарам или услугам возникает только у тех организаций, которые являются плательщиками НДС в соответствии со ст. 171 НК РФ. Таким образом, «упрощенец» не может принять к вычету НДС по товарам, поставленным госорганизации, несмотря на уплату НДС при реализации данных товаров или услуг. Такую точку зрения поддерживают суды. Примером может служить постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2011 № 14315/10, в котором суд признал доначисление НДС правомерным. Суд исходил из того, что лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления ими покупателям товара счетов-фактур с выделением суммы налога должны уплатить полученный налог без учета налоговых вычетов, которые могут быть заявлены только плательщиками этого налога, к которым лица, названные в п. 5 ст. 173 НК РФ, не относятся.

Напомним, что «упрощенец», выставивший покупателю счет-фактуру, обязан сдать декларацию по НДС за период, в котором был выставлен счет-фактура. Однако ответственности за несвоевременную сдачу декларации по НДС для «упрощенцев» не предусмотрено. Могут быть предприняты попытки привлечь организацию к ответственности по ст. 119 НК РФ. В таком случае стоит обратиться к постановлениям Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 4544/07 и от 14.11.2006 № 7623/06, в которых санкции по ст. 119 НК РФ могут быть предусмотрены только для плательщиков НДС. «Упрощенец» таковым не является, а значит, под действие данной статьи не подпадает.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Нормами об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса, электронного аукциона и запроса котировок предусмотрена обязанность участника закупки в составе заявки представлять документы, подтверждающие право участника на получение предусмотренных законом преимуществ, или копии таких документов (пп. «ж» п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 5 ч. 5 ст. 66, п. 3 ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ).

В заключение отметим, что «упрощенец», как любая другая организация (ИП), может стать поставщиком товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных организаций. Это имеет свои плюсы и минусы. Положительным моментом является то, что в случае победы на торгах «упрощенец» получает гарантированного заказчика и, как правило, гарантированную и своевременную оплату товаров (либо по оказанным услугам). Отрицательным же моментом является отвлечение денежных средств из оборота организации в размере НДС по данной поставке. Более того, госорганизации должны предоставлять преимущества по закупкам для субъектов малого предпринимательства, каковыми, как правило, и являются организации (ИП) на УСН. При этом не стоит предполагать, что под преимуществами можно подразумевать послабления, нет – речь идет только о том, что заказчики обязаны заключать контракты с СМП на сумму, не превышающую 15% от общего объема. Это одна из норм, предусмотренных законодательством для поддержки малого бизнеса. Тем не менее, «упрощенцы» могут участвовать в торгах на равных условиях с другими организациями, а участвовать или нет – каждая организация решает для себя самостоятельно.

Участие в госзакупках - это способ заработка на продаже товаров, работ или услуг государству. Решились попробовать? Мы составили пошаговую инструкцию, как участвовать в госзакупках, что нужно сделать и с чего начать участие в тендерах госзакупок и электронных торгах.

Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговая инструкция, как работать по 44-ФЗ.

Перед началом

Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — . Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.

Шаг 1. Подготовка необходимых документов

Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • , если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке

Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить .

Электронная подпись должна быть усиленная квалифицированная. Этого требует ст. 5 44-ФЗ.

ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью . Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить. Для получения ключа нужно подать заявку в удостоверяющий центр и предоставить комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.

С 2019 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:

Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — .

Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации

Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru . Электронные запросы котировок и электронные аукционы по госзакупкам для новичков — самые оптимальные процедуры. Это быстрые тендеры, в них не обязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать с них.

При помощи сервиса можно найти подходящие тендеры по установленным критериям. Нужно установить:

При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках и корректно подготовить заявку для заказчика.

Обращайте внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств, нужны ли документы, подтверждающие квалификацию и опыт. Внимательно изучите техническое задание и проект договора на предмет наличия обеспечения договора, сроков исполнения, соответствия объема закупки возможностям организации, наличия штрафных санкций за ненадлежащее выполнение.

Шаг 4. Открытие спецсчета

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.

В 2019 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться . Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Подробнее об этом — в статье . Или смотрите видео.

Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия

Заявка участника — это в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию. Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. подается в электронном виде посредством торговой площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются. Если в документации предусмотрено , участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.

Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье . Еще пригодится инструкция, как подать заявку.

Шаг 6. Подписание контракта

После победы работа с документами не закончена.

Заказчик должен направить проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:

  • сроки исполнения;
  • штрафные санкции.

Если нужно внести правки, один раз можно отправить . Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.

Видео: пошаговая инструкция участия в госзакупках и тендерах



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!