Обжалование постановления суда по коап рф. Теория всего. Кассационное обжалование по административному делу

Лариса, судя по базе К*, за подобные задержания вполне взыскивают.

Апелляционное определение Иркутского областного суда от 23.01.2014 по делу N 33-420/2014

В. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ, УФК по Иркутской области, требуя взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., расходы на оплату услуг защитника в размере <данные изъяты>., расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>.
В обоснование требований указал, что <дата изъята> постановлением мирового судьи 13 судебного участка Свердловского округа г. Иркутска он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного ареста на срок <данные изъяты>. <дата изъята> решением судьи Свердловского районного суда г. Иркутска указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Грубейшее нарушение конституционных прав и свобод причинило ему моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях от незаконных действий сотрудников правоохранительных органов и назначенного ему наказания в виде административного ареста на <данные изъяты>. Глубочайшее унижение он испытал от действий сотрудников ОП-1 УМВД России по г. Иркутску, связанных с административным задержанием. Эти страдания имели продолжительный характер в связи с длительным промежутком времени незаконных действий, продолжительными разбирательствами в суде. Причиненный моральный вред истец оценил в <данные изъяты>.

Взысканы с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу В. в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>., расходы, понесенные по делу об административном правонарушении, в размере <данные изъяты>, расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>

Полагает, что размер взысканной компенсации морального вреда не отвечает требованиям разумности, определен судом без учета характера и степени нравственных переживаний В.

В пункте 27 названного Постановления указано, что требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП РФ) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.

В. содержался в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке УВД по г. Иркутску до суда, <дата изъята>, о чем в деле имеется соответствующая справка.

Таким образом, представленными истцом доказательствами подтверждается факт незаконного привлечения В. к административной ответственности в виде административного ареста и прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения, то есть в связи с его невиновностью в совершении административного правонарушения.
Суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста затронуто такое личное неимущественное право В., как право на честное имя и достоинство личности, в результате незаконного привлечения к административной ответственности В. в течение <данные изъяты> находился в спецприемнике УВД по г. Иркутску, в условиях изоляции от общества, его право на свободу передвижения было ограничено, он был лишен возможности вести привычный для него образ жизни, общаться с родственниками и друзьями, что, безусловно, причинило ему нравственные страдания.
Данные обстоятельства, правомерно определены судом основанием для удовлетворения в силу ч. 1 ст. 1070 ГК РФ требований о возмещении морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела, а именно: факта незаконного привлечения истца к административной ответственности в виде административного ареста, степен

Как составить жалобу на постановление по административному делу, а правильнее - по делу об административном правонарушении, если Вы не согласны с принятым решением? кому ее адресовать? в какие сроки? как обжаловать, если решение не вступило в силу?

Реализуя свое право на обжалование решений по административным делам, мы восстанавливаем нарушенные права .
Жалоба по определению закона - это просьба о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод ил законных интересов других лиц.
Обжалование - один из инструментов гарантии соблюдения законности . И сразу оговоримся, что процедура обжалования решения по административному делу, точнее - постановления по делу об административном правонарушении, - усложнена не только властным ресурсом, о котором мы упоминали в статье об адвокатах по административным делам (ДТП).
Главная трудность - в многообразии вариантов привлечения к административной ответственности, соответственно, закон устанавливает разные сроки для рассмотрения жалоб и пр. Это по объему не один десяток страниц, и окончательно может только внести сумятицу человеку, не имеющему юридического образования. Поэтому если совсем коротко - то надо идти к адвокату по административным делам, который все разъяснит, исходя из обстоятельств именно Вашего варианта привлечения к административной ответственности.

В рамках данной статьи мы объясним скелет обжалования решения по административному делу. Итак, "от печки": дело об административном правонарушении заканчивается вынесением "обвинительного" постановления по делу. Постановление по административному делу выноситься должностным лицом, органом или судьей единолично. По сути - это санкционное решение, которое носит властный характер, исполнение его обеспечено государственным принуждением, и может быть обжаловано в порядке подчиненности или в суд. Право выбора способа обжалования решения принадлежит несогласному с ним лицу.

О законах, регулирующих процедуры обжалования

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях урегулирован главой 30 Кодекса об административных правонарушений. Обжалование судебных решений по административным делам регламентировано в ГПК, АПК РФ (в зависимости от субъекта).
С 15 сентября 2015 года порядок подачи и рассмотрения апелляционных, кассационных, надзорных жалоб будет осуществляться по нормам Кодекса административного судопроизводства РФ.

О сроке подачи жалобы на постановление

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (имеется ввиду получение копии по почте). Согласно части 3 ст. 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Если десятидневный срок пропущен по уважительным причинам, то по ходатайству лица, подающего жалобу, срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. В случае отклонения ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

О порядке обжалования решений административным делам

Постановление по делу об административном правонарушении вынесенное судьей может быть обжаловано в вышестоящий суд, а вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Государственной пошлиной жалоба на постановление по делу об административном правонарушении не облагается.

Жалоба рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Если Вы не согласны с решением по Вашей жалобе, то закон предоставляет право обжалования. Постановление, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Чем поможет адвокат по административным делам

Адвокаты Московской окружной коллегии адвокатов имеют опыт ведения административных дел. Окажут профессиональную юридическую помощь по вопросам
составления и подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу,
о восстановлении срока обжалования, с учетом индивидуальных обстоятельств события и производства по административному делу,
помогут при апелляционном, кассационном и надзорном обжаловании,
прочим вопросам, связанным с обжалованием постановления по делу об административном правонарушении,
квалифицированно представят Ваши интересы в судах различных инстанций.

При несогласии сторон с решением суда по итогам рассмотрения административного дела законодатель предусматривает процедуру обжалования такого решения. О том, какие виды обжалования существуют, как подготовить апелляционную и кассационную жалобы и куда следует обжаловать судебные решения - мы расскажем в данной статье.

Исполнение решения суда начинается с момента вступления его в законную силу, после подачи истцом . При этом, поскольку административные дела непосредственно связаны с нарушением прав физических и юридических лиц вследствие осуществления властных полномочий, в большинстве случаев необходимо ходатайствовать об исполнении решения суда немедленно. Исходя из указанного факта, Кодекс административного судопроизводства РФ предусматривает сокращенные сроки для обжалования по некоторым делам, поэтому за сроками следует следить особенно внимательно. Судебные решения по административным делам обжалуются в три стадии:

  1. апелляционное обжалование;
  2. кассационное обжалование;
  3. обжалование решения в порядке надзора.

Рассмотрим каждую стадию обжалования наиболее подробно.

Апелляционное обжалование по административным делам

При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке - спустя один месяц. Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков - 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу. Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ.

Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю.

При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле. Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления.

Важно! Судебное разбирательство проводится коллегиально и ведется председательствующим судьей. Судом в ходе апелляционного разбирательства могут быть приняты новые доказательства по делу только в том случае, если заявитель сможет подтвердить объективность невозможности их предоставления в суд первой инстанции.

Апелляционная жалоба по административному делу

Данная жалоба может быть подана лицами, которые непосредственно участвовали в деле, а также их представителями. Кроме того, апелляционную жалобу по административным делам вправе подать лица, чьи права были затронуты решением суда, даже если они не являются участниками дела. Апелляционная жалоба по административным делам должна содержать:

  • наименование судебного органа, куда она адресована;
  • полные данные о заявителе, с указанием ФИО и адреса проживания или местонахождения;
  • полные сведения других лиц, принимающих участие в рассмотрении дела, в том числе ФИО или наименование организации, а также адрес проживания или местонахождения;
  • наименование судебного органа первой инстанции, рассматривающего дела по существу и вынесшего решение;
  • суть принятого судом первой инстанции решения;
  • указать требования - в жалобе должно быть подробно описано, с чем именно не согласен заявитель, приведены соответствующие аргументы и доказательства, подтверждающие правомочность его намерений обжаловать приговор; требования в жалобе должны быть четко сформулированы - отменить решение суда, изменить решение суда полностью или в его части, принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение;

Важно! Основания для отмены решения суда установлены статьей 310 КАС РФ, рекомендуем перед составлением жалобы их основательно изучить и выбрать одно соответствующее конкретной ситуации.

  • к жалобе обязательно прикладываются доказательства и ходатайства, а также иные документы и материалы, имеющие отношение к делу;
  • документ подписывается заявителем либо его представителем (в этом случае к жалобе прикладывается нотариальная доверенность на представителя);

Важно! Апелляционная жалоба и все приложенные к ней документы предоставляются вместе с копиями по числу лиц участвующих в деле.

Жалоба предоставляется заявителем в письменной форме в суд, который вынес решение по административному делу в первой инстанции, при этом документ адресуется по подсудности в вышестоящую судебную инстанцию. То есть, если дело рассматривалось в районном суде, жалобу следует адресовать суду субъекта РФ и т.д. Подача жалобы несет незначительные судебные расходы для заявителя, для физических лиц госпошлина составляет 150 рублей, для организаций - 3000 рублей.

Кассационное обжалование по административным делам

Обжаловать в кассационном порядке можно уже вступившие в законную силу судебные решения по административным делам, которые прошли стадию апелляционного обжалования. Кассационная жалоба подается в срок до 6-ти месяцев после вступления в законную силу решения суда первой инстанции. При пропуске срока подачи жалобы вместе с ней заявитель может ходатайствовать о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока. Кассационная жалоба подается одной из сторон по административному делу либо иными лицами, чьи права были затронуты судебным решением либо прокурором, если представитель прокуратуры участвовал в административном деле. Жалоба подается заявителем или его представителем непосредственно в суд кассационной инстанции, а так как по правилам подсудности большая часть административных дел рассматривается районными судами, кассация, как правило, подается в Президиум суда субъекта РФ. Исключением являются ситуации, когда в ходе апелляционного обжалования суд оставляет жалобу без удовлетворения, но при этом приводит иные мотивы в обоснование обжалуемого решения, с которыми заявитель не согласен - с кассационной жалобой он обращается в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ. По своему содержанию кассационная жалоба мало чем отличается от апелляционной, в ней также необходимо указать - наименование судебного органа, свои данные и данные других участников дела и все основные сведения по делу, а также требования и доказательства, на которые, впрочем, следует обратить особое внимание, как на существенное нарушение судами норм процессуального и материального права. К кассационной жалобе помимо доказательных документов обязательно прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу, которые можно получить в канцелярии суда, вынесшего соответствующий акт. При подаче кассационной жалобы оплачивается государственная пошлина в том же размере, что и при подаче апелляции. В соответствии со ст. 322 КАС РФ в суде кассационной инстанции жалобу рассматривают в срок, не превышающий 1 месяц, если административное дело не было истребовано, не более 2-х месяцев при истребовании дела с момента поступления дела в суд кассационной инстанции. В Верховном Суде РФ жалоба рассматривается в срок не более 2-х месяцев без истребования дела и не более 3-х месяцев при истребовании дела. В случае истребования дела и с учетом его сложности Председателем Верховного Суда РФ или его заместителя сроки рассмотрении кассационной жалобы могут быть продлены, но не более чем на два месяца. По итогам рассмотрения жалобы судебным органом сначала принимается решение - передать ли документ на рассмотрение суда или отказать в передаче. В случае принятия положительного решения жалоба рассматривается на судебном заседании коллегиальным составом суда с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле. Решение принимается большинством голосов судей, о результатах сообщается в день заседания. По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе:

  • оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а жалобу без удовлетворения;
  • отменить обжалуемый судебный акт полностью либо в его части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе суда;
  • отменить обжалуемый судебный акт полностью или в его части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
  • оставить в силе только один из принятых по делу судебных актов;
  • отменить или изменить обжалуемый судебный акт и принять новый судебный акт по делу, не передавая дело на новое рассмотрения, если была допущена ошибка в применении или толковании норм материального права;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу при наличии оснований, перечисленных в части 1 статьи 321 КАС РФ.

Обжалование по административным делам в порядке надзора

Производство в суде надзорной инстанции по административным делам предусмотрено статьями главы 36 Кодекса административного судопроизводства РФ. Так, при неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования решения суда, заявитель вправе отменить ранее вынесенное решение в порядке надзора. Надзорная жалоба подается в Президиум Верховного Суда РФ лицами, участвующими в деле и теми, чьи права были нарушены оспариваемым судебным актом. Срок подачи надзорной жалобы - 3 месяца с момента вынесения последнего судебного решения по делу, то есть кассационного определения. Содержание надзорной жалобы также идентично апелляции и кассации, однако, помимо наименования суда, сторон, реквизитов всех имеющихся судебных решений и требований, необходимо указать одно из оснований для отмены этих актов либо все сразу. К таким основаниям относятся: нарушение прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами и нормами; нарушение публичных интересов и прав неопределенного круга лиц; нарушение в единообразии применения и толкования правовых норм и другое. При этом в некоторых случаях следует привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов.

Важно! Государственная пошлина при подаче надзорной жалобы по административным делам определяется в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.

Надзорная жалоба в Верховном Суде РФ рассматривается в срок не выше 2-х месяцев без истребования дела и в срок, не превышающий 3-х месяцев, если необходимо истребовать дело с момента, когда дело поступит в ВС РФ. Сроки рассмотрения жалобы в порядке надзора по административным делам могут быть продлены, но не более чем на 2 месяца, Председателем ВС РФ или его заместителем, в случае истребования дела с учетом его сложности. По итогам рассмотрения жалобы в порядке надзора, суд вправе принять следующее решение:

  • оставить жалобу без рассмотрения, а обжалуемое судебное решение без изменения;
  • отменить обжалуемое судебное решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение;
  • отменить обжалуемый судебный акт и прекратить производство по делу;
  • изменить один или несколько судебных актов, принятых по делу;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

Надзорная инстанция является фактически завершающей стадией в вопросах обжалования судебных решений по административным делам. В дальнейшем судебный акт можно обжаловать только в международных инстанциях или по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Если автоинспектор предъявляет вам обоснованные претензии, действует в рамках закона и ведет себя корректно, то нет и повода для жалобы, а ваши шансы добиться смягчения своей участи, рассылая "телеги" по инстанциям, весьма сомнительны. В таких ситуациях разумнее всего будет не суетиться и с достоинством нести свой крест. Другое дело - случаи, когда вас несправедливо наказывают или нарушают при этом ваши конституционные и гражданские права. Во всем цивилизованном мире обжаловать незаконные действия должностных лиц считается делом чести - таким путем общество защищает себя от произвола властей. В нашей стране, где народ столетиями воспитывали под лозунгом "Помалкивай, а то хуже будет", укоренившееся сознание перестраивается с большим трудом. Это плохо, поскольку ничто так не способствует беззаконию и коррупции, как безмолвие и бездействие общества.

В российском законодательстве прописаны необходимые механизмы защиты граждан от произвола, пригодные для большинства жизненных ситуаций. Любой законопослушный гражданин должен иметь хотя бы общее представление об этих механизмах. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, в частности о нарушениях ПДД, первым и основным документом, позволяющим разобраться в ситуации, является его величество Протокол об административном правонарушении. В зависимости от того, что и как в нем написано, он может служить и главным доказательством вашей вины, и главным доказательством вашей невиновности. Поэтому все, что пишется в протоколе, должно вызывать ваш живой и неподдельный интерес сразу на месте его оформления.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, Ф.И.О., адреса, телефоны свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, пункт ПДД или иного нормативного правового акта, нарушение которого допущено, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного разрешения дела сотрудник, выявивший административное правонарушение, составляет подробный рапорт и (или) схему места совершения административного правонарушения, которые прилагаются к делу. Схема места совершения административного правонарушения подписывается сотрудником, ее составившим, и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с ним. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые отражаются в нем либо прилагаются к нему.

Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола.

Каким образом протокол защищает вас от произвола должностных лиц? Во-первых, он составляется в вашем присутствии на месте происшествия и впоследствии исправлению не подлежит. Оно и понятно - первый экземпляр находится в ГИБДД, а копия - у вас на руках. Если автоинспектор надумает после расставания дописать в протокол что-либо еще или внести какие-то исправления, то в копии это отражено не будет. Простое сопоставление двух экземпляров сразу же укажет на факт подлога.

Бланки процессуальных документов должны заполняться разборчиво шариковой ручкой черного, синего или фиолетового цвета либо с использованием печатающего устройства.

Внесенные исправления (дополнения) должны быть оговорены и заверены подписью сотрудника, составившего процессуальный документ. Соответствующие участники производства по делу об административном правонарушении должны быть ознакомлены под роспись с внесенными исправлениями (дополнениями).

Каждая процедура, которая проводится с вами при оформлении материалов дела должна быть отражена в протоколе, а сам протокол заверен вашей подписью. Какие-то записи в протоколе не соответствуют действительности? Не вписаны ваши свидетели? Перечислены не все предметы, изъятые в ходе личного досмотра? Требуйте внесения исправлений и не расписывайтесь, пока все не будет приведено в порядок.

Очень часто в спешке и суматохе, которой сопровождается оформление административного протокола, водитель, не глядя, расписывается по подсказке автоинспектора "здесь, здесь и здесь". Поступать так могут только очень доверчивые или очень смелые люди, готовые взвалить на себя несуществующие грехи и отрезать себе путь к восстановлению справедливости.

В протоколе есть две графы, которые называются "Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении" и "объяснения и замечания по содержанию протокола". В них можно записать все, что вы считаете нужным заявить по поводу предъявленных вам обвинений или процедуры оформления нарушения.

Иногда вам настолько "есть что сказать", что места в нужной графе просто не хватает. Это не проблема. Достаточно вписать в нее фразу "приложение на восемнадцати листах", и все 18 листов ваших объяснений и опровержений обязательно будут подшиты и станут неотъемлемой частью оформленного протокола.

Помните, что вы имеете право требовать внесения в протокол сведений об очевидцах, свидетельствующих в вашу пользу, в том числе о своих ближайших родственниках и знакомых.

Свидетелем по делу об административном правонарушении может быть любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Таким образом, у сотрудника ДПС нет никаких законных оснований исключать из числа свидетелей кого бы то ни было, в том числе пассажиров вашего транспортного средства. В то же время в случае необходимости в качестве свидетеля может быть опрошен понятой, потерпевший.

Согласно пункту 104 Регламента перед тем как зафиксировать сведения, сообщаемые очевидцами, сотрудник ДПС (а если дело рассматривается в суде, то судья) обязан предупредить каждого свидетеля об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний в соответствии со статьей 17.9 КоАП РФ . Эта ответственность представляет собой штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

Если вы намерены обжаловать действия автоинспектора, далеко не всегда есть смысл заранее выкладывать все козыри, подробно расписывая свои аргументы в протоколе. Запись "Не согласен. Доводы изложу в жалобе" тоже имеет полное право на существование. Главное - что факт вашего несогласия в протоколе отражен, а это значит, что по данному протоколу можно будет провести дополнительную проверку, в ходе которой лицо, составившее протокол, должно обосновать перед своим вышестоящим начальником законность вынесенного им решения. Не исключено, что с учетом приведенных вами доводов у начальника окажется иное мнение, более совпадающее с вашим, и в результате дело будет пересмотрено, а ваш "обидчик" получит взыскание.

Бывает, что человек, на которого составлен обоснованный протокол, отказывается подписывать его "из вредности". Такими приемами автоинспектора не запугаешь - он без проблем найдет двух понятых, которые подтвердят, поставив свои подписи, что обвиняемый отказался расписаться, и после этого протокол станет юридически полноценным документом. Однако подобный трюк не исключен и в том случае, когда вы отказывались подписывать протокол, ссылаясь на допущенные в нем искажения и требуя устранить их. Если такое произойдет, постарайтесь отразить факт обмана со стороны автоинспектора в жалобе на его действия.

За нарушения, предусматривающие наказание в виде штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется - но только в том случае, если водитель не оспаривает вынесенное решение и готов платить штраф. Если вы не согласны с инспектором - не стесняйтесь прямо заявить ему об этом. В таком случае после вынесения постановления по делу он обязан составить протокол об административном правонарушении и предоставить вам возможность изложить в нем свои возражения. Дальше вступает в силу уже описанная выше процедура, а у вас в руках появляется документ, который можно обжаловать, - копия протокола.

Зафиксированное в протоколе несогласие с выдвинутыми обвинениями не отнимает у вас права написать жалобу на неправомерные, по вашему мнению, решения должностных лиц. Жалоба на постановление по делу, вынесенное сотрудником ГИБДД, может быть подана либо его вышестоящему начальнику, либо непосредственно в районный суд по месту нахождения подразделения ГИБДД. Даже если жалоба поступила не по адресу, ее должны переслать в тот орган, который уполномочен ее рассматривать.

Жалоба на решение судьи по делу об административном правонарушении подается в районный суд по месту рассмотрения дела. Если вы обжалуете постановление, вынесенное судьей или сотрудником ГИБДД, то срок подачи жалобы - 10 дней со дня получения на руки его копии (часть 1 статьи 30.3 КоАП , Административный регламент, пункт 265). Срок рассмотрения такой жалобы также составляет 10 дней. При этом заявитель заблаговременно извещается о времени и месте рассмотрения жалобы (пункт 266 Регламента). Никакими госпошлинами подача жалоб не облагается, то есть жаловаться можно бесплатно. Если районный суд отказал в удовлетворении жалобы, оставив в силе постановление по делу, вынесенное мировым судьей (например, о лишении прав), то это решение вступает в силу немедленно (часть 3 статьи 31.1 КоАП), однако может быть обжаловано в вышестоящем суде.

Помимо этого, можно подавать жалобы и на другие действия должностных лиц, ущемляющие ваши законные права и интересы. Такие жалобы подаются не позднее трех месяцев со дня совершения действий, которые вы обжалуете, и рассматриваются в течение 30 дней с момента их регистрации. Наряду с обстоятельствами дела в жалобе полагается указывать, какие ваши права и каким образом были нарушены, и конкретно выражать то, о чем вы ходатайствуете - отменить принятое решение, наказать виновных, выплатить вам денежную компенсацию и т.д.

В письменном обращении заявитель указывает наименование органа, в который направляется обращение, либо Ф.И.О, либо должность соответствующего лица, а также свои Ф.И.О., почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, суть (обстоятельства) обжалуемого действия (бездействия), основания, по которым заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность; иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить, ставит личную подпись и дату.

Дополнительно в письменном обращении могут быть указаны: наименование должности, Ф.И.О. сотрудника, решение, действие (бездействие) которого обжалуется. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Жалобы подаются заявителями по почте, на личном приеме, по информационным системам общего пользования или через специальные разделы на интернет-сайтах органа управления Госавтоинспекции.

Заявители могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии сотрудников по номерам телефонов дежурной части соответствующего подразделения, органа управления Госавтоинспекции, территориального органа МВД России на региональном уровне.

Письменные обращения, поступившие по почте или через интернет-сайты, подлежат регистрации в службе делопроизводства. Письменные обращения, представленные в орган внутренних дел непосредственно автором или лицом, представляющим его интересы, принимаются и регистрируются в дежурной части круглосуточно. Дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его автору обращения или лицу, представляющему его интересы, и в дальнейшем передает жалобу в службу делопроизводства для работы с ней в установленном порядке.

В ходе проверки изложенных в жалобе обстоятельств анализируется обоснованность каждого из приведенных мотивов, проверяются, соответствовали ли обжалуемые действия (бездействие) сотрудников положениям и предписаниям законодательных и иных нормативных актов.

В случае если в результате проверки подтвердились отмеченные в жалобе обстоятельства, указывающие на неправомерность каких-либо действий жалоба признается обоснованной и предлагаются меры по наказанию виновных лиц и восстановлению нарушенных прав заявителя. При этом в ответе предусматривается принесение заявителю соответствующих извинений.

Если жалоба признана необоснованной, в ответе даются разъяснения в отношении неправомерности предъявляемых претензий, а также, в случае необходимости, возможный порядок обжалования принятого по жалобе решения.

Обжалование - это процесс творческий, своего рода интеллектуальная игра, в которой участвуете вы, сотрудники ГИБДД, а порой еще и судьи. Нужно отдавать себе отчет, что ваши соперники - люди, как правило, опытные, юридически подкованные и умеющие защищаться. Тот, кто будет рассматривать вашу жалобу, прекрасно осознает, что оскорбленный водитель может возвести на автоинспектора любую, порой самую чудовищную напраслину, поэтому изначально настроен к вашим доводам скептически. Переубедить его могут только железные аргументы и тщательно собранные доказательства - показания свидетелей, фотографии места нарушения, аудио- и видеозаписи ваших переговоров с сотрудниками автоинспекции и т.д.

При подаче жалобы следует учесть, что она должна быть краткой и должна содержать конкретные факты и связанные с ними обстоятельства. Жалоба должна содержать конкретные ссылки на нормативно-правовые акты, которые были нарушены, - это и обеспечит ее рассмотрение по существу. При этом следует учесть, что жалобу на неправомерные действия сотрудника ДПС можно подавать не только в случае составления протокола об административном правонарушении, но и во всех остальных ситуациях, когда ваша встреча с инспектором прошла вне регламентирующих рамок закона.

Согласно статье 30.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении , вынесенное органами ГИБДД, может быть обжаловано в районном суде только по месту нахождения отдела ГИБДД, при этом водитель может ограничиться жалобой, направив ее вышестоящему должностному лицу. Способ передачи жалобы определяет сам водитель. Документ может быть лично доставлен в тот орган, который будет ее рассматривать, или отправлен по почте.

Постановления делятся на две группы: вступившие и не вступившие в законную силу . Порядок их обжалования будет разным. Приведенная ниже статья КоАП раскрывает возможность для обжалования не вступивших в законную силу постановлений.

Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. 2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

3. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

4. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Таким образом, если дело рассматривалось мировым или федеральным судьей, то вынесенные им постановления могут обжаловаться в порядке, установленном статьями 30.2-30.8 КоАП, то есть в вышестоящий суд. Решение, вынесенное вышестоящим судом, будет окончательным, следовательно, постановление вступит в законную силу.

Очень часто в решении вышестоящего суда указано: «Решение окончательное и обжалованию не подлежит». С такой формулировкой можно не согласиться. Дело в том, что часть 1 и 2 статьи 30.7 КоАП установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, которое должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП. Поэтому в силу п. 7 части 1 статьи 29.10 КоАП в решении должны быть указаны срок и порядок его обжалования.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 30.1 и части 2 статьи 30.2 КоАП вынесенные судьей постановление и решение могут быть обжалованы в вышестоящий суд. Поэтому как в постановлении, так и в решении следует указывать, что они могут быть обжалованы в вышестоящий суд, в частности, постановление мирового судьи - в соответствующий районный суд, а постановление и решение районного судьи - в вышестоящий суд .
При подаче жалобы на постановление, вынесенное мировым судьей, следует учитывать содержащиеся в постановлении данные типа: «Может быть обжаловано в течение 10 суток через мирового судью». Никто не запрещает гражданину направить жалобу на постановление сразу по адресу вышестоящего должностного лица, однако это в значительной мере увеличит срок ее рассмотрения, поскольку федеральный судья в любом случае будет запрашивать материалы дела в мировом суде.
Обжалование вступивших в законную силу постановлений осуществляется в порядке надзора.

Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса.

2. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.

3. Право принесения протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, - прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

4. Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление.

5. Вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье.

Рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП. Копия постановления направляется прокурору и (или) лицу, подавшему жалобу.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!