Комплексная комиссионная искусствоведческая экспертиза адрес где проводят. Искусствоведческая экспертиза

Искусствоведческая экспертиза исследование предметов изобретенного искусства, проводимое лицом, имеющим специальные знания в области исследуемого предмета, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях получения ответа на вопросы, требующие специальных искусствоведческих, эстетических культурологических, психологических познаний. Эксперты-искусствоведы проводят объективную оценку объекта искусствоведческой экспертизы на предмет их достоверности и достаточности. Это связано с отсутствием единых критериев в оценке сведений, предоставляемых экспертом. Искусствоведческая экспертиза напрямую связана с объектами исключительных прав и судебной патентоведческой экспертизой. Патентная экспертиза призвана ответить на вопросы связанные с защитой охраняемых законом объектов авторского права. Автороведческая экспертиза позволяет определить автора речевого культурного произведения и относиться в классу речеведческих экспертиз.

Искусствоведческая экспертиза может проводиться в рамках досудебного разрешения споров, а также при расследовании уголовных дел связанных с незаконным оборотом оружия.

Экспертиза старых книг позволяет установить дату из изготовления. А вот экспертиза картин и живописи позволяет установить подлог, случай когда современные картины выдаются за картины прошлого и позапрошлого столетия.

Культурологическая экспертиза это не официальной название искусствоведческой экспертизы, которая она получила благодаря тому что искусство напрямую связано с культурологией как учением социальным о культурных ценностях. Культурологическая экспертиза икон позволяет определить их ценность как сугубо с точки зрения расследования уголовного дела о хищении икон, так и с культурной точки зрения как объекта культурного и духовного наследия.

Религоведческая экспертиза проводимая при расследовании уголовных дел о розжигани межнациональной розни и оскорблениях. Историческая экспертиза проводиться в форме комплексной судебной религиоведческой исторической психологической лингвистической экспертизы.

Историческая культурологическая экспертиза проводиться в отношении объектов культурного наследия напрямую связанных с религиозными верованиями людей. Социальная и культурная подоплека расследования судебных дел об оскорблениях и клевете зачастую связана именно с религиозными предрассудками граждан. Общеизвестно, что многие конфликты длятся весьма продолжительное время. Историческая религиозная экспертиза позволяет установить юридические факты напрямую относящиеся к предмету судебного доказывания.

Художественная культурная экспертиза напрямую устанавливает не является ли имеющий объект творчества подделкой. Историческая искусствоведческая экспертиза предметом которой являются стоимость и культурная ценность товара напрямую определяет стоимость искуствоведской экспертизы.

Судебная лингвистическая экспертиза назначается в основном по уголовным и гражданским делам об оскорбления и клевете, унижениям чести достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц. При этом зачастую она проводиться в форме комплексного исследования всех фактов имеющих экспертное значение.

Объекты искусствоведческого исследования

К объектам искусствоведческого исследования относятся

  • Живопись – картины, иконы, мозаики, фрески, графические изображения. Материалы и могут быть самые разные – холст, дерево, металл, камень, картон. Это относится и к краскам – исследуются картины, написанные маслом, акварелью, гуашью, и другими средствами, вплоть до угля и восковой живописи.
  • Скульптура – гипсовая, глиняная, восковая, бронзовая, других видов металла. Это далеко не полный перечень материалов. Исследуются скульптуры, изображающие тела людей и животных, их лица, места и предметы, сложные сцены. Также исследуются рельефные изображения – разновидность скульптуры, вылепленная на плоском фоне.
  • Декоративно-прикладное искусство – вазы, статуэтки, другие произведения из керамики, фарфора, фаянса, часто с нанесенным на них изображением.
  • Тексты – проза и стихи, книги, рукописи. Здесь может иметь значение не только произведение целиком, но и небольшой автограф известного автора – например, страница, написанная его рукой.
  • Музыкальные произведения.
  • Фото- и видеоматериалы.
  • Старинная мебель.
  • Одежда прошлых веков.
  • Старые открытки, марки.
  • Монеты, давно вышедшие из обращения.
  • Старинное оружие.
  • Иные вещи, не представляются ценности в качества предметов искусства, но изготовленные много веков назад.
  • Эротические/порнографические материалы.

Задачи искусствоведческой экспертизы:

Основной целью искусствоведческой экспертизы, проводимой по инициативе суда или следственных органов, является атрибуция предмета исследования, установление его подлинности, авторства, а также ценности для человечества с точки зрения культурного наследия. Атрибуция включает в себя определение времени, обстоятельств и места создания вещи на основе знаний художественных стилей, техник и школ, присущих определенному историческому этапу.

Часто для установления подлинности произведения искусства требуется проведение химических и физических исследований. А значит, исполнитель таких работ должен иметь современную исследовательскую лабораторию, оснащенную сложным аналитическим оборудованием.

Предметом историко-искусствоведческой экспертизы могут быть:

  • произведения живописи и скульптуры (картины, иконы, гобелены и статуэтки);
  • предметы искусства декоративно-прикладного назначения;
  • различное старинное и древнее оружие;
  • антикварные предметы мебели;
  • одежда прошлых веков;
  • фотографии, почтовые марки и открытки;
  • антикварные книги;
  • древние рукописи и рукописные музыкальные произведения;
  • рисунки, фото и видеоматериалы порнографического характера

Правовое положение искусствоведческой экспертизы

Искусствоведческая экспертиза проводится в рамках как уголовных, так и гражданских судебных дел. К уголовным относятся хищение, контрабанда, нарушение авторских прав, различные виды мошенничества – например, торговля поддельными предметами искусства. К гражданским – наследственные споры, раздел имущества. Также подобная экспертиза может быть проведена по желанию хозяина исследуемого объекта, с целью установления его подлинности, ценности, эпохи и других интересующих заказчика вещей.

Особое место среди искусствоведческих экспертиз занимает исследование материалов на предмет порнографии – это также относится к уголовному судопроизводству. Распространение порнографических объектов преследуется по закону, однако их изготовители и владельцы пытаются обойти закон, выдавая порнографию за эротику. Чтобы разрешить спорную ситуацию, проводится искусствоведческая экспертиза.

Преступления, в рамках которых может потребоваться искусствоведческая экспертиза, определяются следующими статьями УК РФ:

  • 146 – нарушение авторских и смежных прав.
  • 159 –мошенничество. Сюда изготовление и торговля поддельными предметами искусства.
  • 164 – хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения.
  • 190 – невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
  • 222 – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
  • 242 – незаконные изготовление и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов. В том числе статья 242.1 – порнография с изображениями несовершеннолетних, и статья 242.2 – использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов.
  • 243 – уничтожение или повреждение памятников истории, культуры

Искусствоведческая экспертиза может потребоваться и для расследования преступлений, предусмотренных иными статьями УК.

Виды искусствоведческих экспертиз и порядок их проведения

Все искусствоведческие исследования можно условно разделить на две большие группы – историко-культурные и культурологические. К первой группе относятся экспертизы по установлению подлинности произведений искусства или предметов культуры, определению их состояния и потребности в реставрации.

Культурологические экспертизы решают значительно больший круг задач, включая:

  • установление авторства;
  • поиск нарушений этических норм;
  • определение исторической или историко-культурной ценности вещи;
  • установление цены произведения искусства;
  • определение срока изготовления исследуемого предмета.

По предмету исследований независимые искусствоведческие экспертизы насчитывают около 30 разновидностей, среди которых:

  • экспертиза произведений живописи;
  • экспертиза исторического оружия;
  • экспертиза архитектуры и объектов градостроительства;
  • экспертиза древних книг;
  • экспертиза антиквариата;
  • геральдическая экспертиза;
  • экспертиза порнографии;
  • искусствоведческая экспертиза стоимости предметов искусства.

В каждом отдельном случае лицо, заказывающее проведение экспертизы, должно точно сформулировать интересующие его вопросы. Например:

  • имеет ли историко-культурную ценность исследуемый предмет;
  • относится ли он к предметам искусства;
  • где и когда он был создан;
  • является ли он оригиналом или копией, стилизацией и подделкой;
  • какова его ориентировочная стоимость;
  • является ли его автором конкретный художник, скульптор или другой мастер.

Для каждого предмета могут быть и свои специфические вопросы. Например, для старинного оружия часто ставят вопрос, можно ли его отнести к боевому оружию и в каком состоянии сохранности оно находится.

К сожалению, хороших специалистов в области искусствоведческой экспертизы немного. Тем более что один эксперт не может одинаково профессионально разбираться и в оружии, и в живописи, и в книгах. Экспертных организаций, берущихся на должном уровне выполнить подобные исследования, существует ограниченное количество. Наша компания имеет и опытных экспертов-искусствоведов, и современную лабораторию для исследований, и солидный опыт работы в данном направлении. Мы готовы провести любой сложности искусствоведческую экспертизу по доступной цене и предоставить юридическую поддержку в суде.

Вопросы для разрешения искусствоведческой экспертизой

  • Чем является предмет исследования подделкой или же оригиналом?
  • Относится ли к тому или иному виду ценностей данный предмет, если имеются признаки?
  • Относится ли к предметам искусства данный объект?
  • Кто из авторов является создателем музыкального произведения, рукописи и других предметов исследования?
  • К какой эпохе и месту относится изготовление конкретного предмета (атрибуция)?
  • Является исследуемый объект раритетом, представляющим конкретную научную ценность?
  • Подвергался ли исследуемый объект реставрационным работам?
  • Какова степень сохранности объекта?
  • Историческая ценность предмета, если она есть?
  • Вид искусства, ремесла исследуемого предмета?
  • Каков состав изготовления предмета?
  • Степень дефектов и состояния объекта?
  • В какое точный промежуток времени создан объект?
  • Кто является автором исследуемого предмета?
  • Где создан данный объект или предмет искусства?
  • Уникальность предмета – был создан в единственном экземпляре или имеются аналоги предмета?

Уточняйте интересующий Вас вопрос по контактному телефону.

Под искусствоведческой экспертизой принято подразумевать о целый комплекс мероприятий, осуществляемых с основной задачей – определить ценность объекта. Исследования выполняют профессионалы своего дела, привлекая на помощь современные научные достижения и техническую базу. Они способны точно установить материальную ценность произведения искусства, назвать, какова его культурно-историческая и художественная значимость.

К экспертизе прибегают, когда возникают препирательства на тему нарушения авторских либо смежных прав. Она помогает пролить свет на ситуацию, если возникает подозрение насчет подделки произведения искусства, в случае обвинения в плагиате или мошенничестве.

В каких сферах необходимо участие экспертов

Экспертное вмешательство нужно для решения важных задач в разных полях деятельности. Например, под прицел специалистов попадают произведения изобразительного искусства. Это живопись и графика, скульптурные объекты.

Также эксперты раскрывают подробности относительно состояния и ценности творений, созданных мастерами декоративно-прикладного искусства. Они могут проанализировать состояние витража и вышивки, гобелена и керамики, пирографии и резьбы.

Возможна работа над фотографиями, кинофильмами, антиквариатом. Исследуются музыкальные инструменты и произведения. Порой необходимо проанализировать произведение хореографии или же театральный продукт.

Экспертиза проводится над ювелирными изделиями и оружием, ценными предметами религиозного культа и артефактами. Ее инициируют в работе над литературными произведениями, документами.

Когда поможет искусствоведческая экспертиза

Такая услуга востребована в сфере борьбы с контрабандой. Специалисты могут оказать содействие в ситуации, когда предмет, имеющий культурную или художественную ценность, был похищен. Искусствоведческая экспертиза способна дать ответ на целый ряд серьезных вопросов:

  1. Что перед глазами специалистов – оригинал или копия творения?
  2. Какой возраст творения, изучаемого экспертами?
  3. Какова художественная ценность объекта?
  4. Каково значение творения для культуры и истории?
  5. Какие работы необходимы для реставрации шедевра?

Наши специалисты смогут достоверно указать, велась ли восстановительная деятельность по отношению к объекту. Они установят уникальность произведения, назовут его автора и даже определят материалы, используемые в работе над творением. Исследовательские мероприятия позволят уточнить, в каком месте был создан шедевр, в какую денежную сумму его можно оценить.

ООО «Чистое право» готово осуществить оценку любого объекта из вышеперечисленных категорий. По итогам своей деятельности сотрудники выдают официальное экспертное заключение. Оно может выглядеть и в форме отчета, который будет носить научный характер.

Наша компания занимается искусствоведческой экспертизой на протяжении долгих лет. Мы готовы выполнить задачу любого уровня сложности оперативно и с полной ответственностью за результат. Стоимость наших услуг эквивалентна качеству. Детали о процедуре расскажут наши опытные консультанты. Они подробно объяснят, как предоставляется такая услуга, и что необходимо от заказчика.

Особенности назначения (и неназначения) судебно-искусствоведческой экспертизы в судопроизводстве

Людмила Бондаренко

Статья раскрывает проблему эффективного использования информационного ресурса судебно-искусствоведческой экспертизы в судопроизводстве. Основное внимание акцентируется на особенностях назначения судебной экспертизы. В этой связи исследуется проблема неназначения судебной искусствоведческой экспертизы в судопроизводстве.

Порядок назначения, процедура привлечения судебного эксперта, допрос эксперта так же, как и другие виды судебных экспертиз, строго регламентированы законом. Процессуальной целью и основанием для проведения экспертизы является получение сведений, которые могут быть использованы в качестве судебного доказательства по конкретному уголовному, гражданскому, административному или арбитражному делу.

Основанием назначения искусствоведческой судебной экспертизы является потребность в применении специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве, которое регламентируется ст. 195 УПК РФ, ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ. Соответственно, основанием производства судебной экспертизы в процессе являются: определение суда, постановление судьи, дознавателя, следователя , прокурора, следователя следственного комитета, сотрудников исполнительных органов власти .

В этой связи следует отметить, что существуют процессуальные отличия назначения искусствоведческой экспертизы. В уголовном процессе вопросы о необходимости производства судебной искусствоведческой экспертизы решаются по усмотрению сотрудника органа дознания, следователя, суда и судьи. В гражданском и административном процессах вопросы о необходимости производства судебной искусствоведческой экспертизы решаются судом и судьей. В арбитражном процессе вопросы о производстве судебной искусствоведческой экспертизы инициируются по ходатайству или с согласия сторон правового спора, но решение о назначении экспертизы принимается судом или единолично судьей .

Экспертная деятельность регламентируется ч. 1 ст. 178, 191, ч. 2 ст. 290 УПК РФ; ст. 179 ГПК РФ; ст. 87 АПК РФ; ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ, а также Таможенным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, определяются Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в том числе другими федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, регулирующих организацию и производство судебной экспертизы, например Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" от 21 декабря 2010 г. , Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N 66 и др. документами исполнительных органов власти.

В Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой 23 октября 2002 г. и подписанном Президентом РФ 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ, вопросы назначения, производства экспертизы и оценки заключения эксперта рассматриваются в следующих статьях: 79 - "Назначение экспертизы"; 80 - "Содержание определения суда о назначении экспертизы"; 82 - "Комплексная экспертиза"; 83 - "Комиссионная экспертиза"; 84 - "Порядок проведения экспертизы"; 85 - "Обязанности и права эксперта"; 86 - "Заключение эксперта"; 87 - "Дополнительная и повторная экспертиза". В ГПК РФ так же, как в УПК РФ, предусмотрено функционирование сведений, предоставленных экспертом на стадии судебного разбирательства (определение суда о назначении экспертизы и постановление суда относительно конкретных вопросов, исходящих из материалов дела и оценки, судебного экспертного заключения). В ГПК РФ указывается, что проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, эксперту или нескольким экспертам (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ). Статья 199 ГПК РФ указывает на производство экспертизы: 1) в экспертном учреждении (ч. 1 ст. 199 ГПК); 2) вне экспертного учреждения, конкретным экспертом (ч. 4 ст. 199 ГПК РФ) .

Однако, в отличие от УПК РФ, о порядке назначения дополнительной и повторной экспертизы в ГПК РФ имеются ряд отличий. Например, в п. 3 ст. 87 ГПК РФ указывается, что в определении суда о назначении дополнительной или повторной экспертизы должны быть изложены мотивы несогласия суда с ранее данным заключением эксперта или экспертов. Также имеются отличия от УПК РФ в изложении прав и обязанностей сторон при участии в проведении экспертизы. Так, в ГПК РФ установлено, что при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд, в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым (ч. 3 ст. 79 ГПК РФ).

В КоАП РФ предусмотрен аналогичный порядок назначения судебной экспертизы в суде, что и в УПК РФ и ГПК РФ. В ч. 1 ст. 26.4 КоАП указано, что судебные экспертизы проводятся экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. Однако в КоАП РФ отсутствует понятие дополнительной и повторной экспертизы, а также не предусмотрено проведение комиссионной и комплексной экспертизы, так как это связано, считаем, с предусмотренным законодателем объемом административной ответственности в случаях административного правонарушения.

В АПК РФ предусматривается проведение дополнительной и повторной экспертизы (ст. 87 АПК РФ), а также в ст. 84 АПК РФ - проведение комиссионной и ст. 85 АПК РФ - комплексной экспертизы; отмечается, что судебные (авт. - искусствоведческие) экспертизы проводятся государственными экспертными учреждениями и негосударственными судебно-экспертными учреждениями, лицами, обладающими специальными познаниями, но не являющимися государственными судебными экспертами (ст. 41 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" ). Особые пояснения о процедуре и характере проведения экспертизы даны в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N 66. В первых статьях Постановления акцентируется внимание на согласовании АПК РФ и ФЗ N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". В дальнейших пунктах отражается специфика арбитража, даются конкретные пояснения по срокам экспертизы, о порядке вознаграждения эксперту, о возможностях отложения судебного разбирательства из-за проведения экспертизы и пр.

Эти нормативные документы: определяют права и ответственность лиц, принимающих участие в производстве судебной экспертизы, их правоотношения; содержание составляемых при этом основных процессуальных документов; регламентируют вопросы, связанные с порядком назначения и производства экспертизы.

В УПК РФ наиболее полно раскрывается институт судебной экспертизы. В контексте основного вектора исследования следует отметить, что судебная экспертиза проводится государственными судебными экспертами по поручению руководителя судебно-экспертного учреждения и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями (ч. 2 ст. 195 УПК РФ). В ст. 195 УПК РФ указываются порядок назначения экспертизы на стадии предварительного расследования. В ст. 198 УПК РФ устанавливаются права подозреваемого, обвиняемого, защитника при назначении и производстве экспертизы. Производство судебной экспертизы на стадии судебного разбирательства установлено в ст. 283 УПК РФ. Разъяснения по этому поводу даны в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" от 21 декабря 2010 г. В ч. 2 ст. 283 УПК РФ определено право участников судебного разбирательства представить в письменном виде вопросы эксперту (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" от 21 декабря 2010 г. ). Законодатель акцентирует внимание на том, что в стадии судебного разбирательства судом инициируются два процессуальных документа: одно - определение о назначении экспертизы и выполнении ее конкретным лицом, определяющее его статус, и второе - постановление о постановке вопросов эксперту, т.е., по сути, о начале производства экспертизы. При недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела может быть назначена дополнительная судебная экспертиза, производство которой поручается тому же или другому эксперту (ст. 207 УПК РФ). В п. 2 ст. 207 УПК РФ указано, что в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, производство которой поручается другому эксперту. В п. 3 ст. 207 УПК РФ отмечается, что дополнительная и повторная экспертиза назначаются и производятся в соответствии со ст. 195 - 205 УПК РФ. В ст. 200 УПК регулируется назначение комиссионной судебной экспертизы, которая проводится не менее чем двумя экспертами одной и той же специальности. Комиссионный характер экспертизы определяется следователем либо руководителем экспертного учреждения, которому поручено производство судебной экспертизы. В случае совпадения выводов законодатель предусмотрел единое заключение, в случае разногласия - разные заключения (п. 2. ст. 200). В ст. 201 УПК РФ раскрывается понятие комплексной экспертизы, которая проводится экспертами разных специальностей. Второй пункт данной статьи имеет сугубо научный характер и исходит от гипотетических исследовательских возможностей разных наук. Так, в заключении экспертов указывается: какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвовавший в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований и несет за нее ответственность. Таким образом, даже в случае коллективного труда законодатель подчеркивает персональную ответственность эксперта за свое заключение.

Так, в УПК РФ судебная искусствоведческая экспертиза является одним из наиболее важных источников доказательств. Она находит применение при расследовании и рассмотрении уголовных дел, связанных с предметами искусства и объектами художественной культуры. Посредством судебной искусствоведческой экспертизы могут быть установлены такие важные обстоятельства, без которых невозможна правильная правовая оценка события преступления. Искусствоведческая экспертиза может быть назначена с целью установления субъекта преступления, предмета преступления, способа совершения преступления. Ее назначение необходимо в случаях выявления информации косвенного характера, например, при учете отражательного характера материальных факторов - установления орудия преступления, установления и уточнения времени и места совершения преступления; определения (морального и материального) размера причиненного вреда, выявления обстоятельств, отягчающих наказание или смягчающих, и других обстоятельств. Устанавливаемые экспертным путем сведения, имеющие фактический характер, используются лицами, уполномоченными вести следствие, по самым различным направлениям деятельности по расследованию преступлений: в качестве ориентирующей информации, для целей розыска, в процессе доказывания обстоятельств уголовного дела.

Давая разъяснения судебной практики, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" в п. 1 ориентирует суды на необходимость наиболее полного использования достижений науки и техники в целях всестороннего и объективного исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, путем производства судебной экспертизы во всех случаях, когда для разрешения возникших в ходе судебного разбирательства вопросов требуется проведение исследования с использованием специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Однако на деле информационные возможности судебной искусствоведческой экспертизы остаются невостребованными, хотя востребованность судебной экспертизы как средства получения доказательств в целом очевидна. Особенно это актуально в период обострения "войны ценностей", происходящей в связи с событиями в мировой политике, когда споры о ценностях стали краеугольным камнем общественного сознания. Например, вспомним споры вокруг "Тангейзера" - оперной постановки в Новосибирском театре оперы и балета, состоявшейся в марте 2015 г. Тогда суд отказал в ходатайстве (со стороны защиты постановщика) о назначении независимой искусствоведческой экспертизы, хотя назначение экспертизы помогло бы установить характер коллизий (возможно, лежащих вне права) между различными формами общественного сознания: религией, моралью, правом и искусством. В этом случае право, на наш взгляд, должно стоять не в стороне, а над схваткой между религиозной моралью и искусством. В этом заключаются демократические основы судопроизводства, устанавливающего прежде всего юридический факт нарушения прав. В данном случае назначение судебной искусствоведческой экспертизы не состоялось, возможно из-за давления общественности на суд. По словам выступавших на ТВ-передаче, возмущение общественности вызвала сумма - около 20 миллионов государственных средств, которые были потрачены на постановку "Тангейзера" Р. Вагнера . Организаторы акции протеста среагировали на противоречие между кризисным положением в экономике, острой идеологической борьбой между традиционными ценностями и западной системой ценностей, что обострило противостояние между общественными группами внутри российского общества. В этой резонансной ситуации назначение судебной искусствоведческой экспертизы было необходимо для выяснения юридически значимых факторов при любом раскладе, в контексте гражданского, административного, арбитражного или уголовного судопроизводства. По этому поводу следует заметить, что давление общественного мнения все же является идеологическим фактором, носящим морально-этический характер. Общественное мнение - это инструмент общественного воздействия, особая санкция морали как формы общественного сознания. Наметившаяся тенденция решать вопросы, связанные с нарушением норм религиозной морали в границах права, говорит о подмене понятий и расширении границ морали в пространстве права. Несмотря на то что автор придерживается традиционных ценностей, эта тенденция представляется как проявление негативного правового сознания.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!