Тест. "Социальные нормы". Социальные нормы и ценности, их роль в современном обществе

Выделите ряд причин девиантного (отклоняющегося) поведения человека в обществе? а) системный кризис общества, приводящий к разрушению социальных норм;

б) конфликт между ведущей культурой и какой-либо асоциальной субкультурой; в) наследственная предрасположенность к нарушениям социальных норм; г) низкое самоуважение, самоунижение, заниженная самооценка (проявление слабости); д) наличие у человека иной, альтернативной системы ценностей (проявление силы); е) негативное влияние окружающей среды: самого общества. которое аморально; ж) отсутствие чувства социальной ответственности, некритическая самооценка; з) искажённое представление о добре и зле как следствие хаоса в создании индивида. (Нужно выбрать несколько вариантов)

верны ли следующие суждения о социальных нормах. А.В социальных нормах отражаются ценностные представления общества. Б. Традиции и обычаи являются

разновидностями социальных норм

1. Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце,

подберите элемент из второго столбца.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) при входе в помещение мужчина должен

снимать головной убор

1) моральные

Б) Президентом РФ может быть избран гражданин

старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно

проживающий в России

2) правовые

В) каждый день надо делать какое-то доброе дело

3) нормы этикета

Г) младшие по возрасту должны первыми

приветствовать старших

Д) безбилетный проезд в общественном

транспорте наказывается штрафом

какому понятию соответствует следующее определение "набор конкретных функций,который должен выполнять человек в социальной группе?" 1)социальная норма

2)социализация 3)социальная мобильность 4)социальная роль

1. Право и мораль являются социальными нормами. В отличие от норм морали, норма права:

1) Создаются людьми и признаются обществом
2) Широко распространены в обществе
3) Регулируют поведение людей
4) Разрабатываются и утверждаются государственными органами.
2. Школьник получил наследство от бабушки. Он может ознакомиться со своими правами и обязанностями в качестве наследника в:
1) Семейном кодексе
2) Гражданском кодексе
3) Трудовом кодексе
4) Гражданско-процессуальном кодексе
3. Согласно Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому:
1) С момента рождения
2) Со времени окончания школы
3) С 18 лет
4) С момента получения паспорта.
4. Верны ли данные высказывания?
А) к публичному праву относятся право административное и право государственное (конституционное)

Б) к частному праву относятся отрасли права, регулирующие отношения между гражданами – прежде всего гражданское, трудовое, семейное.

1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
5. Административным проступком среди приведенных правонарушений является:
1) Нарушение водителем Правил дорожного движения
2) Опоздание чиновника на службу без уважительной причины
3) Распространение на молодежной дискотеке «легких» наркотиков
4) Прогул студентом лекционного занятия.
6. Нормативным документом, обладающим высшей юридической силой и являющимся основным законом на территории РФ, является:
1) Закон субъекта Федерации
2) Конституция РФ
3) Указ Президента РФ
4) Приказ министра.
7. Высшей ценностью Конституция РФ объявила:
1) Интересы государства
2) Права и свободы человека
3) Нерушимость границ
4) Неотвратимость наказания.
8. Высшая исполнительная власть. Согласно Конституции РФ, принадлежит:
1) Президенту
2) Федеральному собранию
3) Правительству
4) Конституционному суду.
9. Верны ли данные высказывания?
А) нормативным документом, обладающим высшей юридической силой на территории РФ, является Конституция;
Б) Конституция РФ принимается в соответствии с нормами конституций субъектов Федерации:
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
10. Заверить копию документа об образовании или оформить доверенность на вождение транспортным средством можно:
1) У участкового милиционера
2) У секретаря суда
3) У нотариуса
4) В Управлении внутренних дел.
11. Такие правоотношения, как получение наследства, покупка в магазине необходимого товара, наём бригады строителей для ремонта квартиры регулируются нормами права:
1) Трудового
2) Гражданского
3) Административного
4) Финансового.
12. Развод супругов может быть осуществлен только через суд в ситуации, если:
1) Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе
2) Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который пошел служить в армию, и решили развестись
3) Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью
4) Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами.
13. Граждане РФ, согласно Семейному кодексу. Имеют право на вступление в брак с возраста:
1) 21 года
2) 18 лет
3) 14 лет
4) 17 лет
14. Верны ли данные высказывания?
А) Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства
Б) в воспитании детей главная роль, согласно российскому законодательству. Отводится матери.
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
15. Уголовным правонарушением (преступлением) является ситуация:
1) Сантехник не явился на работу без уважительной причины
2) Гражданин перебегал улицу в неположенном месте и был остановлен инспектором ГАИ
3) Гражданин изготавливал при помощи цветного копировального аппарата фальшивые банкноты и сбывал их на рынке
4) Бригада строителей не закончила отделочные работы в установленные договором сроки.
16. Верны ли данные высказывания?
А) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями
Б) структуру и деятельность органов местного самоуправления определяет только государство
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
17. Соглашение между работником и работодателем, устанавливающее взаимные права и обязанности сторон, получило название:
1) Трудовой договор
2) Договор купли-продажи
3) Договор найма
4) Договор подряда.
18. Мерой дисциплинарной ответственности – дисциплинарным взысканием – является санкция:
1) Заключение под стражу
2) Штраф
3) Выговор
4) Возмещение ущерба.

Понятие общества очень многогранно. Оно может быть отнесено к сравнительно небольшим группам людей, объединенных по какому-либо значимому для них основанию, например, обществам спортсменов, политиков, любителей животных.

Под обществом могут понимать отдельную страну, например, российское или американское общество. Для характеристики устойчивых межнациональных, межгосударственных образований используется понятие сообщества (европейское сообщество).

Под обществом понимается и все человечество как некая, относительно обособившаяся часть природы, как носитель разума, источник культуры, как всеобщая форма существования человека.

Когда требуется подчеркнуть некоторые существенные черты общества, говорят о его видах. По технологическому основанию различают доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества. По религиозному основанию: христианские, мусульманские, буддистские, конфуцианские. По национальному основанию: немецкое, французское и др. Каждое из них, хотя и отличается от других своими специфическими чертами, но подчиняется общим закономерностям.

В философии понимание общества связывается с представлением об исторически сложившейся совокупности людей, связанных общей жизнедеятельностью. Главная черта общества- его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нем на основе необходимого для них общего способа существования. К основным признакам любого общества относятся: исторически сложившееся население; общность территории; определенный способ жизнедеятельности; упорядоченность отношений (экономических, социальных, политических); общность языка, духовной культуры и традиций; организация власти и управления.

Основными элементами любой общественной системы выступают ее субъекты. Ведущий субъект деятельности общества, разумеется, человек. Однако, в качестве субъектов общества могут выступать и различные группы, объединения людей:

o возрастные (молодежь, пенсионеры);

o профессиональные (врачи, учителя, шахтеры);

o этнические (народность, нация);

o религиозные (церковь, секта);

o политические (партии, народные фронты, государства).

Общество существует и развивается только благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между его субъектами. Различные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между социальными субъектами или внутри них, называются общественными отношениями.

Общественные отношения условно можно разделить на две большие группы: отношения материальные и отношения духовные. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, а закрепляются в вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные отношения связаны с идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными.

Наиболее часто общественные отношения разделяются по сферам общественной жизни. В любом обществе - независимо от языка, господствующей религии, истории, ориентации хозяйства - существуют четыре типа деятельности, которые должны воспроизводиться в целях его сохранения и продолжения. Они составляют основу формирования четырех основных сфер общественной жизни и, соответственно, четырех видов общественных отношений. Таким образом, выделяют

· экономические отношения (отношения в процессе материального производства);

· социальные отношения (системообразующие отношения между субъектами общественной жизни); политические отношения (по поводу функционирования власти в обществе);

· духовно - интеллектуальные отношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

Общественные отношения испытывают на себе влияние регулирующей деятельности человека и общества в целом. В то же время от характера отношений, установившихся в данном обществе, зависят положение и благосостояние каждого человека, а также направленность и темпы общественного развития. Экономические, социальные, политические и духовные отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, в значительной степени независимо от желания отдельного человека. Но система общественных отношений развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает новые общественные отношения.

Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить противоречия человека как социального «атома», а далее разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный «организм». В принципе выделяются три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей.

Первый может быть обозначен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений, особенностями географической и природно-климатической среды, спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями. Общество предстает как своеобразный эпифеномен природы, ее высшее, но далеко не самое «удачное» и устойчивое образование. Этот «эксперимент» природы ввиду явного несовершенства человека и тяжести несовершенных глобальных проблем может повести к самоубийству человечества. В рамках этого направления предполагается также, что общество может изменить форму своего бытия, «уйти» в Космос, и там начать новый виток своей эволюции.

Другой подход может быть назван «идеалистическим». Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров существования теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая тем самым становится государственной религией. Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии, которая в этом смысле выполняла роль скелета общественного устройства. Рупором этих идей выступал обычно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические действия (войны, реформы, и т.д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на данную идеологическую или религиозную систему.

Третий подход объяснения общественного устройства связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер. Общество предстает как целое, определенная система, структурированная особым образом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем процессе. Отношения людей определяются не договором или контрактом, а согласием членов общества (консенсусом), в котором учитываются объективные закономерности исторического развития.

На протяжении всей истории люди старались понять, объяснить причины возникновения общества, направленность его развития. Первоначально такие объяснения давались в мифологической форме, в сказаниях о богах и героях, пожелания и действия которых определяли человеческие судьбы(например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

Философские учения об обществе зародились в Древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество, как на специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Например, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В Средние века философские объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Аврелий Августин и Фома Аквинский понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом, и которое развивается в соответствии с волей Бога.

В период Нового времени получили распространение идеи о том, что общество возникло и развивается естественным путем на основании соглашения между людьми. Представители договорной теории (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо) обосновывали положение о «естественных правах» каждого человека, которые он получает от рождения.

Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г.Гегель, определивший его как связь, общение людей через согласование потребностей, разделение труда, взаимное поддержание порядка.

В XIX веке наряду с философией начала оформляться конкретная наука об обществе - социология. Это понятие было введено французским философом О.Контом. Предметом изучения этой науки стал общественный прогресс, решающим фактором которого, по О.Конту, выступает духовное и умственное развитие человечества.

Определенным этапом в разработке социальных проблем стала теория марксизма, согласно которой развитие общества предстает как естественно-исторический процесс. Человеческое общество, по Марксу, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Упреки в адрес марксизма связаны с тем, что в многообразии исторических процессов на первый план выведены экономические факторы, а влиянию человеческих, социально-духовных элементов отводится второстепенная роль.

В конце XIX века приобрела популярность «философия жизни». Ее представитель Ф.Ницше выступил с призывом к переоценке всех ценностей с позиций индивидуализма, интеллектуального и морального аристократизма. О.Шпенглер рассматривал историю не как единое целое, а как совокупность замкнутых циклов, каждый из которых представляет историю культуры отдельного народа. О.Шпенглер считал, что европейское общество вступило в полосу окончательного заката.

В начале XX века получили распространение труды крупнейшего философа М.Вебера, рассматривавшего проблемы социального действия. Анализу возможных типов социальной организации, противостоянию тоталитаризма и демократии, ответственности человека за выбор общества, в котором ему предстоит жить, посвящены работы К.Поппера.

Во второй половине XX века философское познание общественной жизни было дополнено концепциями технологического характера. Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу, З.Бжезинский, А.Тоффлер выдвинули ряд теорий, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, изменениями техники и технологии. Они выделили три основные этапа развития общества:

· Доиндустриальное (аграрное),

· Индустриальное (промышленно развитое),

· Постиндустриальное (высокотехнологичное, нацеленное на индивидуальные потребности каждого человека).

С начала XX века предпринимались многочисленные попытки объяснить социальную реальность средствами естественных наук: географии, биологии, психологии, кибернетики, а в последнее время и синергетики (Г.Спенсер, М.Ковалевский, З.Фрейд, Ж.Пиаже, И.Пригожин). Сама эта тенденция очень показательна с позиций сближения естественнонаучных и социальных теорий.

Таким образом, история философской мысли показывает, с одной стороны, возрастающую мощь научного познания в сфере социальных отношений, а, с другой, - демонстрирует возрастающую сложность развивающихся общественных систем. Выход из такого противоречия возможен на пути познания общих закономерностей существования и развития общества.

Наличие устойчивых связей между всеми компонентами общества, их единство никогда не вызывало у философов сомнений. Тем не менее, существовали и существуют различные подходы к пониманию характера целостности общества. В истории философии известны «атомистическая» теория общества, теория «социальных групп», теория социальных институтов и организаций, теория «общество как организм». Сегодня же многие философы (П. Алексеев, В. Кохановский, А. Боголюбова, П. Гречко и др.) используют теорию общества как системы. Эта система обладает особыми качествами:

· интегральность (система как целое выше, чем ее отдельные элементы);

· функциональность (роль каждого элемента зависит от его места внутри системы);

· структурность (относительная устойчивость связей и отношений между элементами системы);

· взаимозависимость с внешней средой (каждая система является элементом более масштабной системы и, с одной стороны, зависит от импульсов этой большой системы, а с другой - сама влияет на внешнюю среду).

Всем этим признакам отвечает человеческое общество.

Социальные, экономические, политические реформы, происходящие в России в конце XX - начале XXI веков приводят к трансформации системы социальных норм и ценностей российского общества.

Актуальность работы определяется социально-экономическими и культурными изменениями, происходящими в России. В последние годы в нашей стране происходит трансформация традиционных социальных норм, на которую оказывают влияние такие тенденции современного общества как стремление к индивидуализации, смена приоритетов в области исполнения социальных ролей.

Цель работы – раскрыть роль социальных норм в обществе.

Задачи : раскрыть сущность социальных норм, их содержание. Рассматриваются также их разнообразие, социальные аспекты, природа и специфика функционирования норм в качестве механизмов стабилизации общественной жизни.

Социальные нормы - это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями. Определённой культуры и определяющие стабильность и целостность общества. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как более конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение их на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иногда государственного или административного нормативного акта, содержат чётные диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемых соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называются нормативной культурой. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

Регулирование общественных отношений в современный период осуществляется с помощью достаточно сложной и многообразной совокупности социальных норм. Это: 1) мораль, 2) обычаи, традиции, обыкновения, 3) корпоративные нормы или нормы общественных объединении, 4) религиозные нормы, 5) правовые нормы.

Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих нормативное регулирование общественных отношений. Нормы права устанавливают государство, его органы, общественные объединения и религиозные организации, а также отдельные социальные слои и общество в целом.

Мораль или моральные нормы представляют собой правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требованиях и принципах. Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддерживается обществом в целом или же большинством его членов.

Современное общество распадается на различные социальные группы в зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных характеристик. Неоднородность и даже противоречивость моральных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого вида социальных норм.

Для морали характерны еще два следующих специфических признака. Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное поведение человека, иных лиц. Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом социальных норм. Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо общество в целом, либо отдельный социальный слой.

Разновидностью социальных норм выступают обычаи, традиции и обыкновения. Подобно моральным нормам они устанавливаются и охраняются от нарушений обществом либо признающим обычай, традицию отдельным социальным слоем. В то же время этот вид социальных норм имеет и свои особенности.

Обычай представляет собой правило поведения, сложившееся в далеком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу привычки. Обычай не имеет связи с оценочными категориями типа «добро и зло», «плохое и хорошее».

Критерий разграничения обычаев и норм морали, действующих в современном обществе, видится в том, что они регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют должное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказать, что это материальные нормы. Сохранившиеся же и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процедуру, порядок реализации моральных норм. Можно найти ряд примеров, когда реализация моральных норм, вроде христианских заповедей «не убий», «не укради», идущих от седой старины, стала потребностью всего общества. И тем не менее эти заповеди остаются моральными нормами, а не обычаями.

В пользу понимания обычаев как сохранившихся от древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества. В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением.

В настоящее время широкое распространение получил такой вид социальных норм как нормы общественных объединений, политических партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литературе эти нормы называются корпоративными. Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения - формально закрепляются письменным источником - уставом, принимаемым в установленном порядке. Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Но корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-правовому регулированию.

Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы. Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объединении, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет порядок отправления религиозных обрядов. Религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедывающих ислам. Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществляется самими верующими.

Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы. Социальная норма - это правило социально значимого поведения членов общества. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа.

Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т.е. таких законов, которые действуют с естественно-исторической необходимостью. Объективный характер этих законов органически связан с их научным пониманием людьми и использованием их в целенаправленной социальной деятельности.

Социальные нормы связаны также с законами естественно-технических наук, с самим научно-техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации.

Рассматривая социальные нормы в их целостности и выявляя особенности их типологии, мы попытались выявить соотношение между различными нормами в общественном бытии на современном этапе и доказать, что требование нашего времени состоит в использовании всех социальных норм, особенно традиций и обычаев, норм совместного проживания, которые были забыты в результате доминирования правовых норм. Между тем, именно традиционные нормы могут стать эффективным средством в преодолении негативных явлений, проявляющихся в поведении людей.

Список использованной литературы

1. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. - 134c.

2. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c.

3. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. - 324c.

4. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2004. -543c.

5. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -320c.

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Регулирование происходит с помощью сознания и воли. С одной стороны, оно учитывает объективные закономерности, действующие в природе и общества, с другой имеет целесообразный характер, направлено на удовлетворение интересов и потребностей индивидов и их групп, государства и общества.

Регулирование подразделяется на индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование означает, что один конкретный субъект воздействует на другого, предписывая ему действовать определенным образом (например, приказ директора колледжа о зачислении конкретного абитуриента в учащиеся или о поощрении учащегося). Нормативное же регулирование реализуется с помощью создаваемых в обществе норм, содержащих предписания общего характера, направленных на большой круг субъектов и рассчитанных на многократное применение (например, законы, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.).

Нормы подразделяются на технические и социальные.

Технические нормы -- это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, правила работы на компьютере, государственные стандарты, технические условия.

Социальные нормы -- это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.

Исторически первая группа социальных норм, сложившаяся в человеческом обществе, -- обычаи, т.е. правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку. Нередко употребляют как равнозначные термины «обычаи», «нравы» и «традиции». Это близкие, но неравнозначные понятия. Под нравами принято понимать правила или обычаи, имеющие нравственное содержание и значение. В нравах отражается психология жителей определенного региона, народа, нации. Традиции представляют собой правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поколений. Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет большую регулирующую роль в сфере предпринимательства, делового партнерства. Ритуал представляет собой правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения.

Религиозные нормы -- разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру. В качестве нормативного регулятора используется та часть религиозных норм, которые регулируют ритуальную и догматическую (заповеди) стороны. Особенно серьезную роль они играют в мусульманских государствах. Государство, в котором не существует официально признанной государством религии и ни одно из вероисповеданий не признается обязательным или предпочтительным, является светским государством

Корпоративные нормы -- правила поведения, создаваемые в общественном объединении, общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений. Политические нормы регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между политическими партиями, другими социальными группами по поводу государственной власти. Мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов.

Всем социальным нормам присущи общие черты:

  • 1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регулируют отношения между людьми;
  • 2) имеют один и тот же объект регулирования -- общественные отношения и адресуются людям и их объединениям;
  • 3) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов;
  • 4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;
  • 5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения;
  • 6) преследуют одну и ту же цель -- упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал.

Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами.

  • 1. У права особая нормативность. Она состоит в том, что право четко определяет права и обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности за их нарушение.
  • 2. Нормы права в отличие от других социальных норм имеют дифференцированное внутреннее строение, т.е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию.
  • 3. Иерархичность (субординация) в системе права имеет строго определенное место, поскольку каждая норма занимает свое место.
  • 4. Качество системности, иначе говоря, право -- сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
  • 5. Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей -- извечные идеалы, к которым стремится человечество.
  • 6. Право имеет свой предмет отражения, предмет регулирования. Его составляют наиболее важные, фундаментальные институты жизни общества -- власть, государство, порядок в обществе, собственность и т.д.
  • 7. Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если право отражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по внутреннему убеждению подчиняются правовым предписаниям.
  • 8. Праву присуща специфическая форма выражения и закрепления -- законодательство в широком смысле, включающее не только законы, но и указы, постановления, другие виды нормативных правовых актов. Способность права облекаться в специфическую юридическую форму и принято называть формальной определенностью.
  • 9. Право характеризуется связью с государством, что делает его общеобязательным, и возможностью применить государственное принуждение или иные меры государственного воздействия для обеспечения действия права.
  • 10. Право отличается процедурностью, т.е. устанавливает определенные процедуры для своей реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения.

Голландский философ XVII века Б. Спиноза сказал: «Свобода – это осознанная необходимость». В том числе и необходимость принимать те правила поведения, которые выработало общество. Наличие в группе социальных норм – это гарантия ее стабильности и безопасности всех ее членов, даже если кому-то эти нормы кажутся слишком навязчивыми или несправедливыми.

Под социальными нормами в психологии понимают принятые в обществе стандарты поведения и мировоззренческих принципов, верований и . Они предписывают людям не только что им делать и как поступать в определенной ситуации, но и что думать и даже что чувствовать. Например, в большинстве современных социумов воровство порицается, и социальные нормы предписывают людям испытывать к вору негативные чувства.

Подобная унификация поведения и только на первый взгляд кажется ограничивающей свободу человека. Социальные нормы – необходимое условие существование любого социума. Не может человек чувствовать себя свободным и в безопасности в сообществе, где отсутствуют любые правила, где каждый может творить что хочет. К счастью, такой социум если и возникает, то существует недолго – он разваливается, разрываемый на клочки людьми, не ограниченными никакими нормами и обязанностями. Или вырабатывает свои социальные нормы и правила. Анархия не только непродуктивна, но и недолговечна.

Процесс нормообразования

Пожалуй, самое важное, что надо знать о социальных нормах, это то, что они не порождение отдельных амбициозных . Эти нормы формируются в процессе естественного развития межличностных отношений и в течение довольно продолжительного времени.

Любой социум – это не просто сборище людей, а сложноорганизованная система, все элементы которой связаны общими целями, интересами, задачами и т. д. В процессе взаимодействия между людьми складываются межличностные отношения, которые, как цемент, скрепляют группу. Для ее нормального существования необходимо, чтобы все члены подчинялись единым нормам, регулирующим их отношения и поведение. Почему? Чтобы каждый человек не только был уверен в своей безопасности, но и мог предсказать вероятное поведение своего партнера, его реакцию на свои действия.

Образование социальных норм происходит в процессе взаимодействия, когда какие-то формы поведения оказываются более эффективными, способствующими успеху совместной и поддерживающими единство группы. Эти стандарты поведения закрепляются в сознании людей, обретают устойчивость и становятся социальными нормами, которые поддерживает большинство членов социума.

Те же формы поведения, которые оказались неэффективными или разрушительными для отношений, отвергаются людьми и не поддерживаются ими.

Чем дольше существует группа, тем устойчивее и прочнее социальные нормы. Особенно это заметно в социумах, которые существуют не одно поколение, например, в государствах, этносах, или профессиональных , существующих продолжительное время.

В таких группах социальные нормы продолжают существовать, даже если утрачивают свое первоначальное значение и связь с совместной деятельностью. Эти нормы превращаются в традиции, становятся частью культуры группы и ее менталитета и продолжают играть важную роль в поддержании группового единства.

Каждый новый член сообщества должен как можно быстрее узнать и принять социальные нормы, чтобы не чувствовать себя белой вороной и чужаком. Этот процесс может быть психологически довольно сложным, когда мы имеем дело с адаптацией взрослых людей, воспитанных в рамках другой групповой культуры. Речь идет не только об эмигрантах, у них сложности с адаптацией очевидны. Но схожие проблемы могут возникнуть у человека при переходе в другой коллектив или в ситуации, когда молодые супруги и строят ее каждый исходя из норм, усвоенных в собственной семьи.

А вот процесс адаптации при поступлении в ВУЗ не так чувствуется, так как группа только образовалась – чужаками являются все абитуриенты. Освоение социальных норм в этом случае будет совпадать с процессом их формирования.

Соблюдение общегрупповых правил поведения поддерживается социальным контролем, который выражается в общественном мнении и социальных санкциях – разных формах одобрения и поощрения или порицания и наказания.

Признаки социальных норм

В любом сообществе – от семьи до государства – люди придерживаются разнообразных правил, традиций, обычаев. Но далеко не все они являются социальными нормами. Например, если в кругу ваших друзей принято при встрече обсуждать своих домашних питомцев, то к социальным нормам это отношения не имеет.

У них есть свои признаки и особенности:

  • Общезначимость. Нормы имеют отношение ко всем членам социума и не могут распространяться только на одного или на нескольких. Кто-то может, конечно, игнорировать правила, но это обязательно вызовет недовольство остальных.
  • Нормы регулируются социальными санкциями. Это значит, что всегда есть система поощрений и наказаний, даже если они выражаются только в устном одобрении или порицании. Причем негативная реакция на нарушение социальных норм часто для индивида более значима, чем наказание на основании юридического закона.
  • Наличие субъективной стороны норм. Проявляется эта особенность, во-первых, в том, что у человека всегда есть выбор и он может принимать или не принимать нормы общества. Во-вторых, у людей всегда присутствует индивидуальная, эмоционально окрашенная реакция на поступки других членов социума. И она может не совпадать с общественным мнением.
  • Взаимозависимость. Ни одна норма поведения не существует сама по себе. Они все взаимосвязаны и зависимы от целей и задач группы, от ее традиций и культуры. Социальные нормы, особенно в сообществах, имеющих долгую историю, представляют собой сложную систему.

Система норм, существующих в обществе, нередко становится источником , причем не только внешних, межличностных, но и внутренних. Это связано с тем, что в группе могут существовать комплексы норм, противоречащих друг другу. Например, религиозные догмы нередко противоречат светским законам, а нормы поведения в неформальной молодежной группе часто плохо состыковываются с требованиями, предъявляемыми семьей.

Виды социальных норм

Следование общепринятым нормам еще называют социотипическим поведением. И если вдуматься, то оно составляет бóльшую часть нашей жизни. Мы просыпаемся утром по будильнику, чтобы идти на работу или на учебу – так принято, так делает большинство членов общества. Затем умываемся, чистим зубы, пьем чай или кофе. А как же иначе? К этому нас приучили еще в детстве. Одеваемся мы в соответствии с модой, дресс-кодом, общепринятыми стандартами. И так далее. Попробуйте проанализировать ваш обычный день, и вы поймете: того, что не имеет отношения к социотипическому поведению, а отражает исключительно вашу индивидуальность, не так уж много.

Во всем этом разнообразии социальных норм, регулирующих поведение людей, не так-то просто разобраться, но мы с вами попробуем. Существует два подхода к классификации социальных норм.

По степени всеобщности

По этому признаку нормы делятся на общественные и групповые. Первые обязательны для всех людей общества, например, государственного образования. Но оно состоит из отдельных групп, члены которых связаны общими целями, интересами, убеждениями, симпатиями. И в процессе существования каждая группа вырабатывает свои нормы, которые лишь частично совпадают с общественными, а бывает, даже противоречат им. Например, в асоциальных группах – бандитских формированиях, воровских группировках, наркопритонах и т. д.

Человек с рождения проходит социализацию, в процессе которой усваивает не только общественные нормы, но и правила поведения, принятые в семье, в школе, затем в ВУЗе, в трудовом коллективе. Также индивид может входить в разнообразные группы: спортивные клубы, фан-тусовки, сообщества по интересам или просто группы друзей. И везде он должен следовать групповым нормам, уметь быстро перестраиваться и адаптироваться. Это совсем непростая задача, требующая гибкости поведения.

Иногда кажется, что человеку приходится буквально изощряться, чтобы угодить людям в разных группах. Но это только кажется. В процессе социализации нормы присваиваются индивидом, становятся внутриличностными, и он не испытывает серьезных проблем, выбирая тот или иной стиль поведения. Если, конечно, социализация прошла нормально, и человек стал полноценным членом группы. Более того, когда мы вынуждены по какой-то причине нарушать групповые нормы, то испытываем дискомфорт, чувство неловкости, а то и угрызения совести. К тому же система социальных норм на всех уровнях защищает не только целостность социума, но и интересы входящих в него личностей.

По уровню формальности

Согласно второй классификации, все нормы, существующие в обществе, можно разделить на формальные и неформальные.

Формальные нормы

К ним относятся нормы права или законы. Особенность этого вида социальных норм в том, что они выработаны соответствующими органами, закреплены в законодательных актах и их нарушение преследуется государством или другой формальной организацией, например, профсоюзом или дирекцией предприятия.

Самые первые своды законов, появившиеся в глубокой древности, например, древнеегипетские законы Хаммурапи или «Русская правда» Ярослава Мудрого были нормами обычного права. То есть создавались на основе неформальных правил поведения, выработанных обществом. Они лишь закрепляли их законодательно и дополняли. Современные законы часто очень далеки от неформальных норм и даже иногда им противоречат. Но цель у формального законодательства та же, что и у неформальных норм – поддержание единства группы и обеспечение безопасности и комфорта для большинства членов социума или для правящей элиты.

Неформальные нормы

Этот вид норм имеет естественное происхождение и сформировался как результат межличностных отношений. Неформальные нормы тоже могут быть зафиксированы в каких-то официальных документах. Например, как христианские заповеди в Библии или «Моральный кодекс строителей коммунизма». Но такое формальное закрепление вторично, и оно касается в значительной степени стихийно выработанных в обществе норм.

В разнообразии неформальных норм можно выделить несколько групп:

  • Нормы морали – это наиболее многочисленная группа неформальных правил. Они основаны на представлении людей о добре и зле, о пользе и вреде, о справедливости и других этических категориях. Нормы морали регулируют отношения между людьми так, чтобы учитывались интересы всех сторон социального процесса. Они призваны свести конфликты и неприятие в обществе к минимуму.
  • Религиозные нормы – правила поведения, выработанные в рамках тех или иных культов. Они регулируют действия верующих, их отношение к объекту поклонения, друг к другу, к исполнению религиозных обрядов и взаимодействию с миром и т. д.
  • Культурные нормы связаны с регулированием особенностей поведения человека в обществе (этикета), а также с формированием эстетических вкусов, предпочтений, принципов. например: мода регулируется культурными нормами, так же как и правила поведения за столом.
  • Политические нормы – очень разнообразный спектр правил поведения, связанных с политической деятельностью. Они, например, регулируют поведение дипломатов, отношение к политическим соперникам и союзникам или взаимоотношения правящей партии и оппозиции.
  • Корпоративные нормы регулируют поведение членов трудового коллектива. Они направлены на поддержание наибольшей эффективности деятельности каждого индивида и коллектива в целом. Важное место среди этих норм также занимают те, что укрепляют единство группы и развивают чувство групповой солидарности.

Перечень видов неформальных норм вполне может быть дополнен, например, эстетическими нормами, правилами, имеющими отношение к поведению в спорте, семейными нормами и традициями.

Функции социальных норм

Думаю, тот, кто внимательно читал эту статью, и так понял, в чем значение социальных норм. Но все же, подводя итоги, обобщим сказанное. К функциям социальных норм в обществе относятся следующие:

  1. Поддержание жизнедеятельности и стабильности общества. Правда, если нормы устарели и не соответствуют новой реальности, то они могут стать катализатором распада группы или ее преобразования.
  2. Создание условий для безопасного и стабильного существования индивида.
  3. Обеспечение эффективности совместной деятельности и достижения групповой цели.
  4. Организация взаимодействия между людьми и формирования межличностных отношений.
  5. Формирование особой групповой культуры и передача социального опыта новым поколениям.
  6. Регуляция межгрупповых отношений.
  7. Обеспечение критериев эмоциональной оценки поведения членов общества.

Таким образом, социальные нормы – это необходимые условия существования группы.

И последний классический вопрос с неоднозначным ответом. Ограничивают ли социальные нормы свободу личности? Да, несомненно. Но они же и ограничивают произвол по отношению к любому члену социума. Нормы могут нам не нравиться, законы раздражать своей несправедливостью, но они все равно останутся необходимым в обществе регулятором поведения. Другого механизма пока не придумали.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!