Латинские афоризмы (1 фото). Vana sine viribus ira est — напрасен гнев бессильных. Amicus certus in re incerta cernitur- Истинный друг познается в беде

Как невозможно представить жизнь мегаполиса без светофора, регулирующего движение автомобилей и пешеходов, так нельзя вообразить цивилизованное общество без правил и норм, позволяющих выстраивать отношения между людьми с разными потребностями, взглядами и убеждениями. О важности законов, о высказывании "Дура лекс сэд лекс" (как переводится эта фраза), расскажет предлагаемая статья.

Авторство крылатого выражения

На картинке, представленной чуть выше, можно прочитать наиболее распространённую версию перевода. Фраза Dura lex sed lex с латинского на русский переводится именно так. Её происхождение неизвестно, но чаще всего автором называют политического деятеля, философа и оратора Древнего Рима периода перехода от республики к тирании - Цицерона. Благодаря этому человеку, его литературному наследию, I в. до н. э. известен учёным и знатокам истории. Цицерон знаменит не только блестящей политической карьерой и отстаиванием идеалов республиканского строя, но и великолепной ораторской практикой в судах Древнего Рима.

Его судьба, к сожалению, трагична. Преданный своими учениками, он пал от рук убийц, подосланных заклятым врагом Когда-то он произнёс знаменитую фразу: Dura lex sed lex (перевод с латыни представлен выше), но при этом якобы сказал Октавиану Августу, назначившему его почётным трибуном, что встречаются и исключения. Это относилось к тому, что Цицерон для столь высокого звания не являлся представителем знатного рода. После его смерти высказывание об исключении повторил и сам Октавиан, выражая своё отношение к казни философа.

Почему фраза родилась именно в Древнем Риме

Жизнью общества, по сути, управляют мораль и право, нормы которых сформулированы ранними цивилизациями. Так, Древнюю Грецию считают прародительницей современного искусства. Евреям человечество благодарно за выработку общечеловеческих ценностей. Древний Рим - признанный лидер в разработке законодательных норм, ставших основой современной мировой правовой системы. Это подтверждает то обстоятельство, что в зданиях российских судов на видных местах можно прочитать ставшую практически общепризнанной фразу: Dura lex sed lex . Перевод с латыни подчас не требуется, люди понимают, о чём идёт речь.

Будущими юристами римское право изучается в обязательном порядке, ибо оно заложило основы публичного и частного законодательства. Его главные принципы выглядят следующим образом:

  • Государство - это некий договор между гражданами страны для решения правовых вопросов с помощью ранее принятых правил, достигнутых благодаря консенсусу.
  • Необходима справедливость, достижение которой происходит за счёт существования парламента, выборности его членов и их подотчётности народу, создания системы сдержек и противовесов и т. д.

Дословный перевод

Вернёмся к самому выражению. Если попробовать поискать в словаре каждое отдельное слово, то получится следующее:

  • Dura - "жестокий, жёсткий, жестковатый".
  • Lex имеет единственное значение - "закон".
  • Sed - союз, чаще употребляемый в значении "и", чем "но".

Итак, Dura lex sed lex - латынь. Перевод фразы можно трактовать как в общепринятом, так и в следующем изложении: "Закон жесток, ибо закон" (он всегда ограничивает людей и бывает суров по отношению к ним). Возможен и иной вариант: " Жестокий закон - есть закон" (он действует, несмотря на поведение конкретной личности, желание или нежелание его исполнять).

Основная трактовка

Почему единственно верным считается именно общепринятый перевод? Он родился после анализа целого ряда источников и крылатых выражений, дошедших с древнеримских времён. Какой смысл вкладывали римляне в высказывание: Dura lex sed lex ? Перевод с латыни позволяет сделать следующие выводы:

  • Закон обязателен для каждого, ибо это закон.
  • Определяя обязанности, он подразумевает ответственность.
  • Незнание норм права - не повод их нарушать.
  • Какими бы суровыми законы ни казались по отношению к конкретной личности, они всё равно создаются во благо общества.
  • Если правовые нормы не будут суровы, они не снищут уважения и могут попираться отдельными гражданами. Тогда их создание не будет иметь своего первоначального смысла.

Вольные трактовки

В современном обществе, где закон часто сравнивается с дышлом, можно встретить иные трактовки фразы Dura lex sed lex . Перевод с латыни в данном случае интересует людей лишь формально. В выражение вкладывается совсем другой смысл.

На уровне государства можно привести пример с в Украину россиян, побывавших в Крыму. Так, по этой причине не впустили актрису Е. Яковлеву и участников спектакля "Территория любви", сорвав гастроли. Главным аргументом стал именно закон. Тогда почему "Машина времени" в соседней республике выступает, хотя А. Макаревич абсолютно точно в Крыму бывал? Дело в лояльности к нынешним властям, а не в законе как таковом?

Среди мажоров в России встречается такая трактовка крылатой фразы: "Дурацкие законы - для лохов!" Простые граждане об этой категории общества тоже отзываются нелицеприятно, подчёркивая, что для дураков писать законы бесполезно. И лишь при совпадении жизненных обстоятельств и правовых норм человек способен вкладывать общепринятое значение в разбираемое выражение.

В заключение

Многим хотелось бы, чтобы законодательство стало совершенным, а латинская фраза имела подлинный свой смысл. Чем больше требуется исключений, тем сильнее вероятность подпасть именно под них. Как и случилось в жизни автора высказывания -

Римляне с особым уважением относились к законам. Закон был единственным «царем», которому римляне всегда подчинялись. «Закон суров, но это - закон», - говорили они. Знаменитые «Законы двенадцати таблиц» стали основой всего римского права.
Что вам известно о «Законах двенадцати таблиц»?
Свобода любого римского гражданина охранялась законом. Он мог быть обвинен в преступлении только в суде на основании того или иного закона. В суде с речами выступали обвинители и защитники. Самым знаменитым судебным оратором был Марк Туллий Цицерон.
Количество законов со временем увеличивалось. Простому гражданину было трудно ориентироваться в этих законах. Тогда появились люди, всю жизнь посвятившие изучению права. Они назывались юристами. В трудных
случаях судьи обращались к ним за помощью. Авторитет юристов был настолько велик, что их суждение становилось новым законом. Они писали многотомные сочинения, которые императоры использовали для государственного законодательства.
Римская поэзия
Есть в культуре область, где римляне оказались благодарными учениками греков. Это поэзия. «Золотым веком» римской поэзии стала эпоха Октавиана Августа. Тогда жили и творили три самых выдающихся римских поэта:

Вергилий с музами. Слева муза истории Клио, справа - муза трагедии Мельпомена. Мозаика. IV в.
Вергилий, Гораций и Овидий. Первые двое воспевали «век Августа». Они были благодарны Августу за то, что он положил конец гражданским войнам, установил мир среди римлян. Ведь только мир обеспечил расцвет их поэтическому творчеству.
Главное произведение Вергилия - поэма «Энеида». Она рассказывает о странствиях Троянского героя Энея, которого римляне считали своим прародителем. Вергилий следовал Гомеру. Сюжет поэмы напоминает «Иллиаду» и «Одиссею».
© О каких событиях рассказывают поэмы «Иллиада» и «Одиссея»?
Вергилий писал поэму больше десяти лет и в итоге оказался недоволен тем, что создал. Умирая, он потребовал сжечь свитки. Но Октавиан не выполнил просьбу поэта и сохранил для потомков шедевр римской поэзии.
Творчество Горация было разноплановым, но прославили его «Оды». Ода - торжественная, хвалебная песня, посвященная человеку или какому-либо событию. В «Одах» Гораций прославлял не только Августа и его по-
беды, но и красоту природы, труд землепашца, героизм воина. В одной из самых знаменитых од он прославил самого себя и свое творчество.
Овидий относился к современному ему миру с иронией, воспевал любовь и радости жизни. Римляне зачитывались стихами Овидия, особенно «Искусством любви». Но Август посчитал, что стихи Овидия противоречат его политике восстановления добропорядочных нравов предков, и отправил поэта в ссылку. В ссылке Овидий провел остаток жизни, а стихи его из ироничных стали скорбными.
Гай Цильний Меценат, друг императора Августа, был большим почитателем искусства и великим покровителем поэтов. Он подарил поместья Вергилию и Горацию и сделал их жизнь безбедной. Он дал возможность им все свое время посвящать поэзии. Дом Мецената всегда был открыт для любого одаренного поэта и писателя. Здесь они находили понимание и поддержку. После смерти Мецената его имя стало нарицательным. Так стали называть человека, покровительствующего искусству.

  • Культура Древнего Рима достигла своего наивысшего расцвета в период империи.
  • Множество замечательных архитектурных памятников Римской империи сохранклось до наших дней.
  • В эпоху Августа жили и творили самые знаменитые поэты Рима: Вергилий, Гораций и Овидий.
Вопросы и задания кмишшшшшшшятятттштшштттятттштт
  1. Объясните выражение «Все дороги ведут в Римgt;gt;. 2. С какой целью римляне строили большое количество хороших дорог?
  1. При строительстве каких сооружений римляне применяли арки? 4. Почему римляне считали закон единственным «царем», которому следует подчиняться? 5. Чем знамениты римские поэты Вергилий, Гораций и Овидий? б. Сравните достижения греков и римлян в культуре. В чем греки превзошли римлян, а римляне - греков?

Еще по теме «Закон суров, но это - закон»:

  1. § 27. Представления тюрков XIвека о законе и справедливости, сущность закона и качества, которыгми должен обладать тюркский хан
  2. 11.2. Конституційний закон на зміну закону від 26 лютого 1861 р. про імперське представництво (21 грудня 1867 р.)
  3. АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ В 1920-е годы: «ЗАКОН БЕЗБОЖИЯ» КАК ОППОЗИЦИЯ ЗАКОНУ БОЖИЮ
  4. 11.6. Конституційний закон на зміну і доповнення основного закону про імперське представництво 21 грудня 1867 р., а також законів 2 квітня 1873 р. і 12 листопада 1886 р. (14 червня 1896 р.). 1.

Выбранное мною римское изречение посвящено проблеме сущности права и его признакам. Рассмотрение данной проблемы весьма актуально, так как соблюдение требований права является залогом нормального функционирования современного общества. Смысл данного изречения заключается в том, что такие признаки закона, как общеобязательность исполнения, обеспеченность силой государства, строгий контроль за его соблюдением, привлечение виновного лица к юридической ответственности в случае его нарушения определяются важностью регулируемых общественных отношений, необходимостью поддержания общественного порядка. Ведь закон является основным источником права, значимым социальным регулятором.

Я разделяю такую точку зрения и считаю также, что необходимая суровость закона выступает гарантированностью его соблюдения, так как право стоит на страже наиболее важных общественных отношений.

Рассмотрим теоретическое обоснование проблемы.

Как известно из курса обществознания, понятие «право» имеет несколько значений. Так нормативный подход к определению права сводится к совокупности издаваемых государством однозначных и документально зафиксированных предписаний, т. е. фактически совпадает с законом. Под законом же понимается нормативный правовой акт, принимаемый парламентом для регулирования определённых общественных отношений. При таком значении право обозначают позитивным правом. У исследователей есть и другая точка зрения о том, что право существует изначально, вытекая из природы человека и его естественных потребностей. Государство не создаёт эти права, а просто гарантирует и охраняет их. При таком подходе к определению права его называют естественным правом.

Как вы видите, в любом понимании значимой характеристикой права выступает тесная связь с государством.

Чтобы проследить эту связь обратимся к отличительным чертам права. Нормативность предполагает регулирование правом наиболее типичных и повторяющихся общественных отношений. Отсюда вытекает общеобязательность норм права, распространение их действия на всех. Гарантированность права государством состоит в возможности применения мер государственного принуждения за несоблюдение норм. Право обладает государственно-волевым характером, так как выражает волю всего общества. Формальная определённость означает закрепление норм права в официальной письменной форме, в нашем случае в законе. Системность права означает внутреннюю согласованность и упорядоченность норм. Без обладания правом этих признаков современное общество просто не сможет нормально существовать и функционировать.

Обратимся к примерам. Долгое время люди с помощью права боролись с таким явлением как самосуд, отличающимся необоснованной жестокостью и несоизмеримостью наказания с проступком. Вынесением приговора должен заниматься именно институт права, опираясь исключительно на закон, который при всей своей строгости должен являться гарантией справедливого решения.

Другим примером служит произведение Федора Достоевского «Преступление и наказание», в котором главный герой совершает убийство. За совершение преступления Раскольников был наказан восемью годами каторжных работ. Суровое наказание. А если бы его не наказали? Он бы, возможно, так и продолжал бы убивать и грабить людей, когда у него закончатся деньги, и это опять привело бы к беспорядку.

Таким образом, обеспеченность права государственной силой, обязательность исполнения его норм является необходимой суровостью позволяющей выполнять как регулятивную, так и охранительную функцию в обществе и государстве, чтобы мы с вами могли спокойно жить.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-06-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1. Scientia potentia est. Знание - сила.
2. Vita brevis, ars longa. Жизнь коротка, искусство - вечно.
3. Volens - nolens. Волей - неволей.
4. Historia est magistra vita. История - учительница жизни.
5. Dum spiro, spero. Пока дышу - надеюсь.
6. Per aspera ad astra! Через тернии - к звездам
7. Terra incognita. Неизвестная земля.
8. Homo sapiens. Человек разумный.
9. Sina era est studio. Без гнева и пристрастия
10. Cogito ergo sum. Мыслю, следовательно существую.
11. Non scholae sed vitae discimus. Мы учимся не для школы, а для жизни.
12. Bis dat qui cito dat. Дважды дает тот, кто дает быстро.
13. Clavus clavo pellitur. Клин клином вышибают.
14. Alter ego. Второе "я".
15. Errare humanum est. Человеку свойственно ошибаться.
16. Repetitio est mater studiorum. Повторенье - мать ученья.
17. Nomina sunt odiosa. Имена ненавистны.
18. Otium post negotium. Отдых после дела.
19. Mens sana in corpore sano. В здоровом теле здоровый дух.
20. Urbi et orbi. Городу и миру.
21. Amicus Plato, sed magis amica veritas. Платон мне друг, но истина дороже.
22. Finis coronat opus. Конец - делу венец.
23. Homo locum ornat, non locus hominem. Не место красит человека, а человек - место.
24. Ad majorem Dei gloriam. К вящей славе Божией.
25. Una hirundo ver non facit. Одна ласточка весны не делает.
26. Citius, altius, fortius. Быстрее, выше, сильнее.
27. Sic transit gloria mundi. Так проходит земная слава.
28. Aurora Musis amica. Аврора - подруга музам.
29. Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
30. Non multa, sed multum. Не много, но о многом.
31. E fructu arbor cognoscitur. Дерево узнается по плоду.
32. Veni, vidi, vici. Пришел, увидел, победил.
33. Post scriptum. После написанного.
34. Alea est jacta. Жребий брошен.
35. Dixi et animam salvavi. Я сказал это и этим спас свою душу.
36. Nulla dies sine linea. Ни дня без строчки.
37. Quod licet Jovi, non licet bovi. Что позволено Юпитеру, не позволено Быку.
38. Felix, qui potuti rerum cogoscere causas. Счастлив тот, кто познал причину вещей.
39. Si vis pacem, para bellum. Хочешь мира, готовься к войне.
40. Cui bono? Кому на пользу?
41. Scio me nihil scire. Я знаю, что я ничего не знаю.
42. Nosce te ipsum! Познай самого себя!
43. Est modus in rebus. Есть мера в вещах.
44. Jurare in verba magistri. Клясться словами учителя.
45. Qui tacet, consentire videtur. Молчание - знак согласия.
46. In hoc signo vinces! Под этим знаменем победишь.(Сим победиши!)
47. Labor recedet, bene factum non abscedet. Трудности уйдут, а благое дело останется.
Non est fumus absque igne. Нет дыма без огня.
49. Duobus certantibus tertius gaudet. Когда двое дерутся - третий радуется.
50. Divide et impera! Разделяй и властвуй!
51. Corda nostra laudus est. Наши сердца больны от любви.
52. O tempora! O mores! О времена, о нравы!
53. Homo est animal sociale. Человек есть общественное животное.
54. Homo homini lupus est. Человек человеку - волк.
55. Dura lex, sed lex. Закон суров, но справедлив.
56. O sancta simplicitas! Святая простота!
57. Hominem quaero! (Dioqines) Ищу человека! (Диоген)
58. At Kalendas Graecas. К греческим календам(После дождичка в четверг)
59. Quo usque Catlina, abuter patientia nostra? До каких пор, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?
60. Vox populi - vox Dei. Голос народа - голос Бога.
61. In vene veritas. Истина в вине.
62. Qualis rex, talis grex. Каков поп, таков и приход.
63. Qualis dominus, tales servi. Каков хозяин, таков и слуга.
64. Si vox est - canta! Если у тебя есть голос - пой!
65. I, pede fausto! Иди счастливой поступью!
66. Tempus consilium dabet. Время покажет.
67. Barba crescit, caput nescit. Волос долог, ум короток.
68. Labores gigunt hanores. Труды порождают почести.
69. Amicus cognoscitur in amore, more, ore, re. Друг познается в любви, нраве, речах, делах.
70. Ecce homo! Вот человек!
71. Homo novus. Новый человек, "выскочка".
72. In pace litterae florunt. Во имя мира науки процветают.
73. Fortes fortuna juiat. Фортуна помогает смелым.

74. Carpe diem! Лови момент!
75. Nostra victoria in concordia. Наша победа в согласии.
76. Veritatis simplex est orato. Истинная речь проста.
77. Nemo omnia potest scire. Никто не может знать все.
78. Finis coronat opus. Конец - делу венец.
79. Omnia mea mecum porto. Все свое ношу с собой.
80. Sancta sanctorum. Святая святых.
81. Ibi victoria ubi concordia. Там победа, где согласие.
82. Experentia est optima magistra. Опыт есть лучший учитель.
83. Amat victoria curam. Победа любит заботу.
84. Vivere est cogitare. Жить значит мыслить.
85. Epistula non erubescit. Бумага не краснеет.
86. Festina lente! Поспешай медленней!
87. Nota bene. Запомни хорошо.
88. Elephantum ex musca facis. Делать из мухи слона.
89. Ignorantia non est argumentum. Отрицание не есть доказательство.
90. Lupus non mordet lupum. Волк волка не кусает.
91. Vae victis! Горе побежденным!
92. Medice, cura te ipsum! Врач, исцелися сам! (От Луки 4:17)
93. De te fabula narratur. О тебе сказочка рассказывается.
94. Tertium non datur. Третьего не дано.
95. Age, quod agis. Делай, что ты делаешь.
96. Do ut des. Даю, чтобы и ты дал.
97. Amantes - amentes. Влюбленные безумны.
98. Alma mater. Университет.
99. Amor vincit omnia. Любовь побеждает все.
100. Aut Caesar, aut nihil. Или все, или ничего.
101. Aut - aut. Или-или.
102. Si vis amari, ama. Если хочешь быть любимым, люби.
103. Ab ovo ad mala. С яйца и до яблока.
104. Timeo danaos et dona ferentes. Бойтесь данайцев, дары приносящих.
105. Sapienti sat est. Это сказано человеком.
106. Periculum in mora. Опасность в промедлении.
107. O fallacem hominum spem! О обманчивая надежда человеческая!
108. Quoandoe bonus dormitat Homerus. Иногда и добрый наш Гомер дремлет.
109. Sponte sua sina lege По собственному побуждению.
110. Pia desideria Благие намерения.
111. Ave Caesar, morituri te salutant Идущие на смерть, Цезарь, приветствуют тебя!
112. Modus vivendi Образ жизни
113. Homo sum: humani nihil a me alienum puto. Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.
114. Ne quid nimis Ничего сверх меры
115. De qustibus et coloribus non est disputantum. На вкус и цвет товарища нет.
116. Ira furor brevis est. Гнев есть кратковременное исступленье.
117. Feci quod potui faciant meliora potentes Я сделал все, что мог. Кто может, пусть сделает лучше.
118. Nescio quid majus nascitur Iliade. Рождается нечто более великое, чем Илиада.
119. In medias res. В середину вещей, в самую суть.
120. Non bis in idem. Достаточно и одного раза.
121. Non sum qualis eram. Я не тот, каким был прежде.
122. Abussus abussum invocat. Беда никогда не приходит одна.
123. Hoc volo sic jubeo sit pro ratione voluntas. Я так велю, пусть доводом будет моя воля.
124. Amici diem perdidi! Друзья, я потерял день.
125. Aquilam volare doces. Учить орла летать.
126. Vive, valeque. Живи и здравствуй.
127. Vale et me ama. Будь и здоров и люби меня.
128. Sic itur ad astra. Так идут к звездам.
129. Si taces, consentus. Кто молчит, соглашается.
130. Littera scripta manet. Написанное остается.
131. Ad meliora tempora. До лучших времен.
132. Plenus venter non studet libenter. Сытое брюхо к учению глухо.
133. Abussus non tollit usum. Злоупотребление не отменяет употребления.
134. Ab urbe conita. От основания города.
135. Salus populi summa lex. Благо народа есть высший закон.
136. Vim vi repelllere licet. Насилие позволяется отражать силой.
137. Sero (tarle) venientibus - ossa. Поздно приходящим достаются кости.
138. Lupus in fabula. Легок на помине.
139. Acta est fabula. Представление окончено. (Финита ля комедия!)
140. Legem brevem esse oportet. Закон должен быть кратким.
141. Lectori benevolo salutem. (L.B.S.) Привет благосклонному читателю.
142. Aegri somnia. Сновидения больного.
143. Abo in pace. Иди с миром.
144. Absit invidia verbo. Да не осудят меня за эти слова.
145. Abstractum pro concreto. Абстрактное вместо конкретного.
146. Acceptissima semper munera sunt, auctor quae pretiosa facit. Лучше всего те подарки, ценность которых в самом дарителе.
147. Ad impossibilia nemo obligatur. К невозможному никого не обязывают.
148. Ad libitum. По желанию.
149. Ad narrandum, non ad probandum. Для того, чтобы рассказать, а не доказать.
150. Ad notam. К сведению.
151. Ad personam. Лично.
152. Advocatus Dei (Diavoli) Адвокат Бога. (Дьявола).
153. Aeterna urbs. Вечный город.
154. Aquila non captat muscas. Орел не ловит мух.
155. Confiteor solum hoc tibi. Исповедуюсь в этом только тебе.
156. Cras amet, qui nunquam amavit quique amavit cras amet. Пусть завтра полюбит тот, кто никогда не любил, а тот кто любил, пусть завтра полюбит.
157. Credo, quia verum (absurdum). Верю, ибо это истина (это абсурдно).
158. Bene placito. По доброй воле.
159. Cantus cycneus. Лебединая песня.

Цель: правовое просвещение учащихся, закрепление основных прав и обязанностей гражданина РФ посредством игры.

Задачи : формирование правовой культуры

воспитание гражданских качеств

практическое использование правовых знаний

Оборудование: Раздаточные материалы конкурсов

Компьютер и мультимедийный проектор, Конвенция о правах человека, Конституция РФ

Ход игры

Ведущий: Добрый день, участники и гости нашей игры!

Сегодня мы собрались, чтобы проверить, знаем ли мы законы. Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество - господство законов.

(слайд 2) Как сказал великий мыслитель прошлого Цицерон, «законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

Я вижу, что команды готовы выяснить, кто из них лучше разбирается в законах, но для начала разрешите представить жюри, которое будет судить нашу игру.

А теперь, команды представьте себя, пожалуйста.

«Представление команд».

Название команды, девиз.

Команда «Фемида» Девиз: «Закон суров, но он закон!» (команда девушек)

Команда «Закон» Девиз: «Безнаказанных не будет, невиновных не осудят!» (команда юношей)

I Конкурс «Разминка» (блиц опрос)

Каждой команде необходимо за 1 минуту ответить на 10 вопросов по теме «Конституция». Если команда не знает ответа на тот или иной вопрос, то говорит «дальше». (1 балл)

Вопросы для команды Фемида.

1. В какой стране была принята первая в мире Конституция? (США )

2. Кто является главой государства в РФ? (Президент )

3. Как называется парламент РФ? (Федеральное собрание )

4.Первый президент России? (Ельцин )

6. По конституции Россия - это демократическое (правовое, федеративное, социальное, светское государство )

7. На сколько лет избирают Президента РФ? (6 лет )

8. С какого возраста можно участвовать на выборах? (с 18 лет )

9. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент )

Вопросы для команды Закон.

1. Когда была принята нынешняя Конституция РФ? (12 декабря 1993 года )

2. Какие у нас в стране выборы? (всеобщие, равные, прямые, тайные )

3. Кто является Главой правительства по Конституции РФ? (Председатель правительства )

4. Какой суд рассматривает экономические споры между организациями? (арбитражный ) 5.Сколько судей в Конституционном суде? (19 )

6. Источник власти по Конституции РФ? (народ )

7. Государственный язык РФ? (русский )

8. Сколько депутатов в Госдуме? (450 )

9. Кем осуществляется правосудие в РФ? (судом )

10. Назовите верхнюю и нижнюю палату Федерального собрания? (Совет Федерации, Госдума )

II Конкурс "Знаете ли вы закон ?

Командам по порядку называются различные ситуации, надо определить, какие виды юридической ответственности наступают: уголовная или административная. За каждый верный ответ по одному баллу.

Ученик разбил стекло. (администр)

Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголов)

Браконьер выловил трёх осетров. (уголов)

Гражданин из мести поджёг дом соседа? (угол)

Мальчик случайно попал из рогатки в глаз прохожему (адм)

Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (адм)

Женщина украла чужого ребёнка (угол)

Школьник появился в нетрезвом виде на дискотеке в Доме культуры (адм)

Пассажир автобуса не оплатил проезд (адм)

Юноши нецензурно выражались, приставали к прохожим на улице. (администр)

Молодцы, вы хорошо справились

III Конкурс Права человека

Командам раздаются контрольные листы с незаконченными фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции РФ. Время на размышление – 3 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 0,5 баллов.

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на личную неприкосновенность

2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на получение бесплатного образования

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право пользоваться учреждениями культуры.

4. Напавшие на Буратино кот Базилио и ли­са Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратиноиметь имущество в собственности.

5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку па­пы Карло, нарушили его право на неприкосновенность жилища.

6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом уехать из своей страны и вернуться на родину .

IV Конкурс. Красный ящик

По наводящим вопросам нужно угадать, что находится в ящике. Оценивается по пятибалльной системе. Время – 2-3 мин.

У халифов он был желтым, у албанцев – без клюва и когтей, у российского «собрата» он есть.

В ящике находится то, что в переводе с латинского означает «установление», «устройство».

V Конкурс. Конкурс капитанов

Расшифровав текст, вы прочитаете одно из изречений на латинском языке (число соответствует номеру буквы в алфавите). Дать краткое объяснение этого изречения.

9, 1, 12, 16, 15 /19, 21, 18, 16, 3/ 15, 16 / /16, 15/ 9, 1, 12, 16, 15

Время – 5 мин. Всего – 3 балла.

Пока капитаны заняты дешифровкой, команда участвует в конкурсе. Дается текст, в котором нужно найти и исправить ошибки.

Правительство РФ осуществляет законодательную власть. Во главе правительства стоит Президент РФ. В состав правительства входят: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры, члены Совета Федерации. Правительство разрабатывает бюджет, управляет федеральной собственностью, утверждает изменение границ, объявляет амнистию. Правительство принимает законы.Оно не имеет права подать в отставку. Вопрос об отставке правительства решается Федеральным Собранием

Время – 5 минут. Всего – 4 балла.

VI Конкурс. Преступление или проступок?

Вера получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки ювелирных изделий, после чего скрылась.

Гражданин, управляя машиной, нарушил правила дорожного движения.

Олег без уважительной причины не пришел на работу, прогулял ее.

Александр в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал всем.

Ольга не выполнила работу, которую ей поручил начальник отдела.

Марине продали в магазине некачественный товар.

Иван и Николай совершили кражу магнитофона.

Ателье не сшило Ирине ко дню бракосочетания свадебное платье.

Алексей ехал на автобусе, не купив билет.

Игнатов захватил в заложники воспитанников детского сада.

VII Конкурс Юридический консультант.

Задание №1

Команде «Закон»

Группа 16-летних юношей гуляли вечером по улице. Навстречу им шел Федя, ученик 5 класса. Ребята стали приставать к мальчику, избили его, отобрали телефон и деньги. На суде юноши признали свою вину, раскаялись в содеянном.

Какое преступление совершили юноши? Какое наказание им грозит?

Варианты ответов:

Преступление:

  • Вымогательство

Наказание:

    лишение свободы.

    условное осуждение

    отсрочка исполнения наказания

Задание 2. Команде «Фемида»:

15-летний Денис хочет стать полноправным членом компании взрослых (совершеннолетних) ребят. Зная это, парни предложили ему обеспечить их компанию автомобилем на сегодняшний вечер. У родителей Дениса нет своей машины, поэтому мальчик решился на угон чужой иномарки, оставленной беспечным хозяином ненадолго. На суде Денис говорил, что хотел вернуть машину хозяину, после того, как они с ребятами покатаются.

Какое преступление совершил подросток? Какое наказание ему грозит?

Варианты ответов:

Преступление:

Наказание :

    лишение свободы.

    условное осуждение

    отсрочка исполнения наказания.

V III Конкурс «Всегда ли правы старшие?»

Ведущий: этотконкурс последний и решающий. Сейчас перед вами будут разыграны сценка. Ваша задача - прокомментировать её, ответив на мои вопросы.

Сценка №1 Команде «Фемида»:

Мать: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын : Мама, у меня завтра контрольная.

Мать: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын : Конвенцией по правам ребёнка я защищён от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Ведущий: Как вы разрешите подобную ситуацию? Может ли самообслуживание стать препятствием в получении образования? Обратите внимание на статью 32 (В статье 32 речь идёт не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.)

Сценка №2 Команде «Закон»

Ученик : Валентина Николаевна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофёром буду? Да и придираетесь Вы к мне, двойки ставите. Пусть нам другого учителя истории найдут, посправедливее.

Учител ь: Как ты смеешь Шариков так со мной разговаривать?

Ученик : Смею, Валентина Николаевна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал - меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить.

Ведущий: Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Кто прав, кто виноват в этой ситуации? Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? Обратите внимание на статью 13 Конвенции о правах ребёнка

Ведущий: Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду- победительницу. Слово жюри.

Поздравляем команду-победительницу. Мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта игра напомнила вам о том, что у детей и взрослых есть не только права, но и обязанности. И как граждане Российской Федерации будем соблюдать законы страны.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!