Классный час конвенция о правах человека. Классный час на тему "конвенция о правах ребенка". Вступительное слово учителя

Классный час на тему: "Изучаем Конвенцию о правах ребенка

Цели:

познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции;

соотнести права и обязанности детей;

способствовать осознанию ответственности за свои права;

формировать положительное отношение к правам других.

Работа проходит в группах (Родители и дети делятся на равные группы.)

Ход классного часа

Не строй церковь, пристрой сироту” - призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.

- Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)

В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается

Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.

Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?

Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:

покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.

Наше государство подписало этот документ.

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. (На доске вывешиваются слова: Конвенция, права. )

В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

(Выставляется Конвенция о правах ребёнка , на столах в каждой группе основные положения Конвенции.)

Конвенция- это достаточно большой документ, перечислим основные положения:

Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.

Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.

Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.

Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

Ребёнок имеет право на образование.

Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)

Обсудите в группах и попробуйте доказать какие положения не в полном объеме выполняются у нас. (Осуждение и выступление детей и родителей)

Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

(Обратить внимание на вопросы, которые даны на доске.)

Можно ли не допускать ссор?

В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?

Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.

Работа в группах, обсуждение, состязание.

Найти ошибки в поведении членов семьи (на доске табличка “обязанности”).

Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?

Вопросы:

Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

Какие основные права вам известны?

В каком международном документе записаны права детей?

Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?

В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

Подведение итогов состязания.

Обратиться опять к вопросам на доске ( высказывания детей, родителей).

Слово учителя:

Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

Правовое воспитание в начальной школе

Классный час в 3 классе на тему «Конвенция о правах ребенка»

Задачи:

1. Познакомить детей с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.

2. Дать представление о правах ребенка.

Оборудование: перечень правил игры для каждого; бумага и карандаши для рисования.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и что не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов удалось решить главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой изложено много различных прав взрослых людей.

А права детей записаны в Конвенции о правах ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН) в 1989 году.

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

Творческое задание

Учитель. Придумайте знаки, отражающие основные статьи Конвенции о правах ребенка. (Дети придумывают их сами и рисуют.) Среди них есть знаки запрещающие и разрешающие:

1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.

2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.

3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.

4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.

5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.

6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.

(Дети рассматривают рисунки друг друга и обсуждают.)

Игра «Угадай, какой знак»

Знак № 1

Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать -

Это разрешается.

Знак №2

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Выражает свое мнение -

Это разрешается.

Знак №3

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают -

Это запрещается.

Знак №4

Здесь ремень вокруг дитя,

Как лента, извивается,

Бить, наказывать - всегда

Запрещается!

Знак №5

Другого за руку держать.

Не за цвет кожи уважать.

Под общим солнцем в мире жить,

Со всеми расами дружить -

Это разрешается!

Физкультминутка

(Работа в парах. Дети должны при помощи мимики и жестов показать одно из выученных прав.)

Игра «От одного до трех»

Каждому участнику дают перечень, состоящий из десяти правил игры, и предлагают выбрать из них три. Игроки должны аргументировать свой выбор. Для этого формируются группы ребят, которые выбрали схожие правила. Каждая группа готовит свои аргументы.

Задание: выберите из предложенных десяти правил три главных, без которых игра не состоится. Расставьте их по значимости. Продумайте аргументы, объясняющие выбор, и попытайтесь найти единомышленников.

Полезные советы:

1. Выбирая игру, главное - знать, кто, когда и где в нее будет играть.

2. Каждая игра должна соответствовать времени суток и возрасту участников.

3. Хорошо подготовленный игровой инвентарь - половина успеха игры.

4. Точное объяснение правил поможет избежать конфликтов при подведении итогов игры.

6. С жюри не спорят, когда оно компетентно и аргументирует свои решения.

7. Делу - время, потехе - час. Каждой игре - свое место и время.

8. Ведущий - зеркало игры во всем: в настроении, внешнем виде, в словах и реакциях зрителей. У него могут быть помощники, но он - мастер своей игры.

9. Приз и награда - это возможность сделать человека лучше. 10. Любая игра неповторима при соблюдении основных правил.

Обсуждение ситуации

Учитель. Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права? (Дети отвечают.)

Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем непохож на других.)

Имеют ли право люди относиться так к человеку, который непохож на них цветом кожи, внешним видом, говорит на другом языке? (Дети отвечают.)

Психотренинг

Все встают в круг. Глядя соседу в глаза, первый игрок должен сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...». И т. д.

Подведение итогов

Учитель. Что нового вы узнали сегодня? (Дети вспоминают пройденный материал.)

Домашнее задание

Можно предложить учащимся начать писать свою книгу по правам человека, совместно с детьми придумать название книги, например «Мои права», или предложить им придумать свое название. Пусть первая страничка книги будет называться «Кто я?». Дома ученик начнет работу с ней. На первую страницу он приклеит свою фотографию, запишет, сколько ему лет, какие у него интересы, что он любит и немного о своей семье, домашних животных и обо всем, что ему нравится. В дальнейшем при изучении прав школьники могут записывать интересные суждения, делать тематические рисунки.

Дополнительный материал

Конвенция о правах ребенка

Миллионы людей ежегодно отмечают Международный день защиты детей. Мирное счастливое детство - неустанная забота всех людей доброй воли, их обязанность по отношению к человеческой цивилизации.

Международный день защиты детей учрежден в ноябре 1949 года решением сессии совета Международной демократической федерации женщин и отмечается ежегодно 1 июня. Впервые он был проведен в 51 стране мира в 1950 году. В этот день в 1924 году была принята женевская Декларация о правах детей, провозглашающая необходимость специальной защиты прав ребенка. Ежегодно 1 июня проводятся праздники и фестивали, выставки детского рисунка, детского технического творчества, разнообразные спортивные состязания.

«Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, занятие игрой, творчеством и развлечения в соответствии с возрастом ребенка и свободное участие в культурной жизни и искусстве». (Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 год, статья 31, пункт 1.)

Конвенция - это правовой документ международного стандарта. Главная цель конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечить права детей на выживание, здоровье, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Определяя права детей по различным направлениям, конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, вводит специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка и наделяет его большими полномочиями.

Конвенция призывает взрослых и детей строить взаимоотношения на нравственно-правовой и педагогической основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно быть не только нормой общечеловеческой культуры, но и нормой права.

Дети имеют право расти и развиваться физически и духовно здоровыми, нормальным путем, в условиях свободы и сохранения достоинства.

Дети имеют право на имя и гражданство какой-либо страны.

Дети имеют право на особую свободу и защиту, на хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.

Дети имеют право на любовь, понимание, прежде всего со стороны родителей и семьи, а при их отсутствии - также со стороны правительства.

Дети имеют право ходить в школу бесплатно, играть и иметь равные возможности развиваться, а также учиться быть ответственными и полезными.

Дети имеют право всегда быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Детей должны научить жить в мире и дружбе со всеми людьми, проявлять внимание и терпимость. Они должны воспитываться в сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на благо людей.

10 декабря 2008 года исполнилось 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.

Необходимо сказать, что декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны. Рассматривая основные положения декларации, следует обратить внимание на то, что все права и свободы, провозглашение в ней, подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

Уместно выделить статью 29, в которой содержится упоминание о том, что, кроме прав, у человека имеются и обязанности. Единство прав и обязанностей составляет основу гражданственности.

Продолжая разговор о декларации, необходимо остановиться на продвижении и развитии идеи прав человека. В 1966 году декларация была дополнена двумя документами: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, которые в совокупности неофициально называют Международным биллем о правах. В последующем были подготовлены и другие конвенции, детально рассматривающие права отдельных категорий граждан.

ЦЕЛИ:

1. Формирование правовой культуры учащихся.

2. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.

3. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. 4. Способствовать осознанию ответственности за свои права;

5. Формировать положительное отношение к правам других.

Задачи:

. познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

. на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;

. помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ход классного часа:

Сегодня мы будем говорить о нашем обществе. Вспомните, недавно на уроках мы говорили об обществе, в котором мы живем. Как называется наше общество? (россияне)

Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (конституция)

В обществе всех людей на Земле можно выделить часть общества, в которую не входят наши гости, я, ваши родители. Назовите это общество (общество детей)

Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)

«ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению».

«около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».

«120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»

Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Об этом документе мы сегодня и будем говорить.

СЛАЙД 1. Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка»

Это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся его произносить и постараемся запомнить. (хором)

СЛАЙД 2. КОН-ВЕН-ЦИ-Я, конвенция о правах ребенка.

Кто запомнил, когда был принят этот документ? (на слайде - принят в 1989 г.)

Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция - это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.

СЛАЙД 3. Фотография детей разных национальностей.

В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Конвенция - это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.

СЛАЙД 4. Ребенок - это любой человек до исполнения ему 18 лет.

СЛАЙД 5. Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.

А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.

СЛАЙД 6. Любой ребенок имеет право:

на жизнь со своими родителями;

на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.

СЛАЙД 7. Ребенок имеет право на здравоохранение.

СЛАЙД 8. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.

СЛАЙД 9. Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.

Вы пользуетесь этим правом?

СЛАЙД 10. Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 15-летнего возраста.

СЛАЙД 11. Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц.

СЛАЙД 12. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

СЛАЙД 13. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию.

Вот несколько основных положений. Кто из вас запомнил название документа?

СЛАЙД 14. Конвенция о правах ребенка.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 - 2010гг. - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте вспомним художественное произведение, с которым мы недавно познакомились. Это рассказ А.П.Чехова «Ванька». У вас на партах лежат листочки с отрывком из этого произведения. Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.

Самостоятельная работа

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. .. «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»

Обсуждение. Какие права были нарушены?

(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)

У каждого человека есть не только права, но и обязанности.

соблюдать правила личной гигиены;

помогать старшим;

добросовестно учиться.

Я предлагаю вам рассмотреть рисунки, обсудить их в парах, определить, на каких рисунках нарушаются права ребенка, а на каких нет. Раскрасьте рисунки, где, по вашему мнению, не нарушаются права детей.

Объясните свой выбор.

Чтобы вы лучше запомнили ваши права, ребята подготовили стихи:

ТОВАРИЩИ ДЕТИ!

Будьте бдительны!

ПРАВА СВОИ ЗНАЙТЕ,

ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ РАСТИТЕ!!!

В Конвенции каждый найдёт

На вопрос ответ: Помни!

Ребёнком считают того,

Кто не достиг восемнадцати лет.

Сколько бы ни было

В мире детишек.

Черных и белых, девчонок, мальчишек

Все их права и ценны и равны.

Взрослые! Вы уважать их должны.

Богатство твоей страны - это ТЫ!

Должен любой президент понимать:

Лишь там превращаются в правду мечты,

Где детям готовы всё лучшее дать.

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки -

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки

Пользуются с первых дней правами своими -

Ведь с пелёнок человек получает имя.

ПОМНИ!

Куда бы ты ни пришёл,

Любой государственный дядя

Дела иные отложит в стол

Твоих интересов ради!

Я расту на радость маме,

Но приходится признать,

Чтоб Я вырос лучшим самым,

Как мне много нужно знать!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

В каком международном документе записаны права детей?

Какие основные права вы запомнили?

Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?

ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу - единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Конкурсная программа

РАЗМИНКА

1. Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь:

1) от самого ребенка;

2) от его родителей;

3) от государства.

2. Право на выбор занятий и объединения есть:

1) у каждого;

2) только у взрослых;

3) у учащихся школ.

3. Каждый ребенок имеет право на свободу вероисповедания, если:

1) с этим согласны его родители;

2) это не приносит вреда государству;

3) это не приносит вреда чести и достоинству других членов общества.

4. Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижению возраста:

1) 8 лет;

2) 10 лет;

3) 12 лет;

4) 16 лет.

5. Квартира принадлежит отцу семилетнего ребёнка. При разводе ребёнок жил с матерью в другой квартире. Имеет ли он право на жильё отца?

1) нет, если отец возражает;

2) да, при достижении 16-летнего возраста;

3) да, если мать не возражает;

4) дети имеют право на жилое помещение, которое занимает собственник жилья.

6. Отец ребёнка без вести пропал и признан судом умершим. Имеет ли ребёнок право на наследство?

1) да, но только с 16 лет;

2) нет;

3) имеет право;

4) в Законе о правах ребёнка этот вопрос не рассматривается.

7. Классный руководитель в категорической форме заявляет ученику: «Ты живёшь в другом микрорайоне, изволь забрать документы и перейти в школу, которая расположена рядом с твоим домом. Права ли она?

1) да, если ученик плохо успевает;

2) да, если ученик плохо себя ведёт;

3) нет, если обучение в школах идёт на разных языках;

4) нет, т. к. каждый ребёнок имеет право на выбор учебного заведения.

КОНКУРС № 1 Викторина “Права литературных героев”

1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

ОТВЕТ - «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди»

2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?

ОТВЕТ - «Заюшкина избушка», «Три поросенка»

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

4. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей.

ОТВЕТ - «Гуси- лебеди»

5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?

ОТВЕТ - «Айболит»

6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?

ОТВЕТ - «По щучьему велению, по моему хотенью»

7. В какой сказке нарушены права, охраняющие материнство и детство?

ОТВЕТ - «Сказка о царе Салтане»

8. В какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом на получение образования?

ОТВЕТ - «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

«Анкета для учащихся»

1. Что такое право?

2. Какие права есть у тебя?

3. Достаточно ли прав у детей? (да, нет, не знаю)

4. Какую роль играют права в жизни человека?

(очень большую, не очень большую, маленькую, никакой, не знаю)

5. Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали?

(да, нет, не всегда, не знаю)

6. Какие черты характера помогают человеку добиваться уважения

своих прав?

7. Как защищаются права ребёнка в нашей стране?

(хорошо, плохо, никак, не знаю)

8. Какие права ты считаешь самыми важными для человека?

9. Кто больше всего нуждается в защите своих прав?

10. Что бы ты мог (ла) сделать для защиты прав других людей или

своих?

11. Какие права ты включил(а) бы в школьную конституцию, если

бы её составляли?

12. Как ты считаешь, в каком возрасте надо говорить детям о

правах ребёнка?

Малая конституция класса, или Кодекс чести

Ученик имеет право:

На откровенное выражение своего мнения относительно жизни класса и

школы, не унижая при этом чьё-либо достоинство;

Открытую оценку своих знаний по каждому предмету в соответствии со

своими знаниями и умениями;

Отдых в перерывах между уроками;

Помощь учителей в овладении знаниями;

Уважение своей личной жизни и достоинства;

Участие во внеклассных и внешкольных делах;

Поощрение за успехи в учёбе и общественной деятельности;

Участие в планировании жизни классного коллектива;

Охрану труда и здоровья во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик обязан:

Уважать взгляды, свободу и достоинство окружающих его людей:

сверстников и взрослых;

Достойно вести себя в классе, школе и за её пределами;

Овладевать знаниями и практическими навыками;

Участвовать в общественно-полезном труде;

Беречь имущество класса, исправлять причинённый вред;

Ходить в форме и быть опрятным;

Дежурить в классе, школе, столовой;

Ответственно относиться к выполнению поручений классного руководителя

и актива класса;

Приходить в школу своевременно, не опаздывая на зарядку;

Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих

товарищей;

Своевременно заполнять дневник и выставлять оценки по предметам;

Аккуратно пользоваться библиотечным фондом школы;

Заполнять ежемесячно своё портфолио.

Классный час на тему «Конвенция о правах ребенка» Тихомировой Л. Д.

ЦЕЛИ:
1. Формирование правовой культуры учащихся.

2. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.
3. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. 4. Способствовать осознанию ответственности за свои права;

5. Формировать положительное отношение к правам других.


Задачи:
познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ход классного часа:

Сегодня мы будем говорить о нашем обществе. Вспомните, недавно на уроках мы говорили об обществе, в котором мы живем. Как называется наше общество? (россияне )

Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (конституция )

В обществе всех людей на Земле можно выделить часть общества, в которую не входят наши гости, я, ваши родители. Назовите это общество (общество детей )

Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей )

    «ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению».

    «около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».

    «120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»

Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Об этом документе мы сегодня и будем говорить.

Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка»

Принят в 1989 г.)

Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.

В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.

Ребенок – это любой человек до исполнения ему 18 лет.

Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.

А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.

Любой ребенок имеет право:

    на жизнь со своими родителями;

    на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.

Ребенок имеет право на здравоохранение.

Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.

Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.

Вы пользуетесь этим правом?

Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 15-летнего возраста.

Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию.

Вот несколько основных положений. Кто из вас запомнил название документа?

Конвенция о правах ребенка.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте вспомним художественное произведение, с которым мы недавно познакомились. Это рассказ А.П.Чехова «Ванька». У вас на партах лежат листочки с отрывком из этого произведения. Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. .. «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их ний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»

Обсуждение . Какие права были нарушены?

(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)

У каждого человека есть не только права, но и обязанности.

    соблюдать правила личной гигиены;

    помогать старшим;

    добросовестно учиться.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

В каком международном документе записаны права детей?

Какие основные права вы запомнили?

Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?

ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

КОНКУРС Викторина “Права литературных героев”
1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
ОТВЕТ - «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди»
2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?

ОТВЕТ - «Заюшкина избушка», «Три поросенка»

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
ОТВЕТ - «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

4. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей.

ОТВЕТ - «Гуси- лебеди»

5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?

ОТВЕТ - «Айболит»

6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?
ОТВЕТ – «По щучьему велению, по моему хотенью»

7. В какой сказке нарушены права, охраняющие материнство и детство?
ОТВЕТ – «Сказка о царе Салтане»
8. В какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом на получение образования?
ОТВЕТ – «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Права детей учитель запишет на доске, затем в ходе классного часа прочитает детям. Не следует подробно разъяснять суть каждого права, лучше сосредоточить внимание на игровых ситуациях, которые побуждают детей к высказываниям, к осознанию своих прав и обязанностей.

Сценарий содержит ряд игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у детей. Поэтому желательно, чтобы игровые сценки исполнили сами дети. Хотя все реплики может прочесть и учитель.

Цели : обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Подготовительная работа с детьми

Подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках (роли: мама, сын, учитель, ученик, ученица, Маугли, Гарри Поттер). Сценки очень короткие, репетировать их не надо, достаточно раздать детям слова.

Оформление класса

На перемене перед классным часом написать на доске:

Права и обязанности детей

Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.)

Дети - все человеческие существа до 18 лет (статья 1)

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

План классного часа

1. Игра «Имена».

2. Интерактивная беседа «Право на имя».

3. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

4. Ролевая игра «Юридическая консультация».

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Игра «Имена»

Классный руководитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка».

Сегодня мы и будем говорить о правах детей.

Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.

Учитель называет свое имя, например: «Анна - аккуратная». Учитель показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.

II. Интерактивная беседа «Право на имя»

Классный руководитель. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

Дети. Конечно, имеем.

Классный руководитель. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.

Классный руководитель. Да, это первый ваш документ. А что там еще записано, кто знает?

Дети. Там еще записаны имена наших родителей.

Классный руководитель. Правильно, а еще там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?

Примерные ответы детей:

В Конституции, законах, указах и т. п.

Разрабатывали президент, депутаты и т. п.

III. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

Классный руководитель. Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира?

Учитель показывает на доску, на которой записаны права детей, читает записи.

IV. Ролевая игра «Юридическая консультация»

Классный руководитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...»

Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

Примерные ответы детей:

Не все знают права детей.

Не считают детей полноценными людьми.

Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми.

Классный руководитель. Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.

V. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Классный руководитель. Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Классный руководитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Дети. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Петров?

Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Классный руководитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Примерные ответы детей:

Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Классный руководитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Дети. Конвенцию «О правах ребенка».

Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?

Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?

Примерные ответы детей:

Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

Примерные ответы детей:

Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

Понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.

Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!