Историко культурная экспертиза картины пример. Особенности назначения (и неназначения) судебно-искусствоведческой экспертизы в судопроизводстве

Искусствоведческая экспертиза – это направление экспертных исследований, целью которых является анализ предметов искусства и материалов, имеющих историческую ценность. Кроме того, эксперты-искусствоведы проводят судебно-искусствоведческие экспертизы на предмет наличия порнографических материалов, а также на плагиат.

Цели, задачи и объекты искусствоведческой экспертизы

Искусствоведческая экспертиза может инициироваться физическими и юридическими лицами и их официальными представителями, а также госучреждениями. Она призвана решать широкий спектр задач. С ее помощью можно оценить подлинность предмета искусства, установить автора, школу, время, период и регион создания произведения.

Все задачи, стоящие перед экспертом можно условно разделить на следующие виды:

  • идентификационная – выявление характерных признаков и установление автора;
  • диагностическая — установление подлинности и ценности предмета, его состояния, стоимости, времени и техники исполнения;
  • классификационная — установление принадлежности исследуемого предмета к определенному классу.

Как правило, основаниями к назначению искусствоведческой экспертизы служат: необходимость установить авторство (атрибуция) и получить оценку стоимости исследуемого объекта.

Эксперты работают с объектами, которые в соответствии с законодательством РФ относятся к культурным ценностям: антикварные книги, монеты, марки, предметы живописи и графики, скульптуры, музыкальные произведения, раритетное историческое оружие, ювелирные украшения, предметы интерьера, посуда, изделия народного творчества и др.

Виды искусствоведческой экспертизы и способы реализации

Компания производит различные виды искусствоведческих экспертиз, на основании которых представляет подробный отчет. В зависимости от специфики искусствоведческие исследования можно разделить на две группы:

  • Историко-культурные экспертизы проводятся с целью установления подлинности исследуемых объектов. Они обычно инициируются частными лицами и музейными организациями или их официальными представителями. В процессе работы определяется состояние объекта и возможных изменений в перспективе для принятия необходимых мер по его сохранению, а также для присвоения художественного или культурного статуса.
  • Культурологические экспертизы являются многогранными исследованиями и включают в себя различные сферы. Анализу подвергаются объекты градостроения, архитектуры и др. Они, как правило, инициируются комитетами культуры и другими организациями, отвечающими за охрану объектов культурного наследия.

Список вопросов, задаваемых специалисту, зависит от вида проводимой экспертизы и специфики объекта, но существует общий перечень, в который входят следующие вопросы:

  • Является ли объект копией или оригиналом, продуктом серийного производства или единичным экземпляром?
  • Представляет ли предмет определенную ценность?
  • К какому виду и направлению искусства или ремесла принадлежит объект?
  • Подвергался ли объект реставрации и каково его состояние на момент исследования?
  • Где и когда создан объект?
  • Выявлены ли характерные признаки автора?
  • Какова стоимость исследуемого объекта?

Компания предлагает услуги аттестованных специалистов по проведению независимых экспертиз. Сроки зависят от сложности и объема работ, а также от количества поставленных вопросов. Мы занимаемся как судебной, так и инициативной экспертизой, практикуем индивидуальный подход и предлагаем прозрачную схему ценообразования. Компания гарантирует: законность экспертизы и достоверность информации, содержащейся в отчетах.

Искусствоведческая экспертиза

– это вид судебной экспертизы, которая проводится для установления авторства, подлинности, а также причисления к тому или иному виду материальных и / или культурных ценностей художественных произведений, предметов старины, а также других произведений и предметов, представляющих художественную ценность.

К ней обращаются и при нарушении авторских прав, а также при невозвращении исторических предметов на родину и повреждении памятников культуры. Исследуя конкретные предметы, искусствоведческая экспертиза устанавливает их подлинность и историческую ценность.

По результатам экспертизы исследуемый предмет занимает свое положенное место среди музейных экспонатов или же в библиотеке.

Искусствоведческой экспертизе могут подвергаться практически любые объекты, подлинность которых подвергается сомнению. Поэтому конкретных списков и обязательного перечня такого рода ценностей не существует. Она проводится и над предметами живописи, и над скульптурами, старинным оружием, рукописями и книгами, а также почтовыми марками и открытками.

С помощью искусствоведческой экспертизы можно не только определить историческую ценность художественного произведения, но и выяснить материальную стоимость предмета и его соответствие установленным нормам.

При проведении искусствоведческой экспертизы решаются следующие задачи, которые собраны в три блока:

2. Установление материальной ценности произведения и его возраста.

3. Отнесение исследуемого изделия к определенному классу или виду.

В этом блоке рассматривают идейную направленность произведения искусства, а также наличие или отсутствие в нем эпизодов порнографического характера и носящих пропаганду жестокости и насилия. Очень часто искусствоведческая экспертиза проводится для решения какого-либо одного блока задач.

Искусствоведческая экспертиза помогает и в изучении рукописей, выявлении исторической ценности одежды прошлых веков, старинных фотографий, музыкальных инструментов, а также различных артефактов.

В многолетней практике искусствоведческих экспертиз часто встречаются случаи, когда на экспертизу поступают не художественные произведения, а другие уникальные предметы древнего искусства, попавшие в руки контрабанды.

Эксперты с помощью многоуровневых исследований определяют их историческую и художественную ценность, а также устанавливают степень их сохранности.

С помощью правильно проведенной искусствоведческой экспертизы можно узнать не только период времени, но и конкретное место, в котором был создан исследуемый объект.

А также вы получите ответы на свои вопросы по выяснению художественной ценности и точной стоимости объекта культурного наследия, о возможно проведенной реставрации и оказании его лишь хорошей копией.

Вопросы, поставленные перед экспертом:

1.Является ли объект исследования оригиналом или подделкой (копией, стилизацией, репликой и т.п.)?

2. Представляет ли данный предмет историческую и / или культурную ценность? Каково состояние сохранности предмета на момент проведения искусствоведческой экспертизы? Какова ориентировочная цена данного предмета?

Под искусствоведческой экспертизой принято подразумевать о целый комплекс мероприятий, осуществляемых с основной задачей – определить ценность объекта. Исследования выполняют профессионалы своего дела, привлекая на помощь современные научные достижения и техническую базу. Они способны точно установить материальную ценность произведения искусства, назвать, какова его культурно-историческая и художественная значимость.

К экспертизе прибегают, когда возникают препирательства на тему нарушения авторских либо смежных прав. Она помогает пролить свет на ситуацию, если возникает подозрение насчет подделки произведения искусства, в случае обвинения в плагиате или мошенничестве.

В каких сферах необходимо участие экспертов

Экспертное вмешательство нужно для решения важных задач в разных полях деятельности. Например, под прицел специалистов попадают произведения изобразительного искусства. Это живопись и графика, скульптурные объекты.

Также эксперты раскрывают подробности относительно состояния и ценности творений, созданных мастерами декоративно-прикладного искусства. Они могут проанализировать состояние витража и вышивки, гобелена и керамики, пирографии и резьбы.

Возможна работа над фотографиями, кинофильмами, антиквариатом. Исследуются музыкальные инструменты и произведения. Порой необходимо проанализировать произведение хореографии или же театральный продукт.

Экспертиза проводится над ювелирными изделиями и оружием, ценными предметами религиозного культа и артефактами. Ее инициируют в работе над литературными произведениями, документами.

Когда поможет искусствоведческая экспертиза

Такая услуга востребована в сфере борьбы с контрабандой. Специалисты могут оказать содействие в ситуации, когда предмет, имеющий культурную или художественную ценность, был похищен. Искусствоведческая экспертиза способна дать ответ на целый ряд серьезных вопросов:

  1. Что перед глазами специалистов – оригинал или копия творения?
  2. Какой возраст творения, изучаемого экспертами?
  3. Какова художественная ценность объекта?
  4. Каково значение творения для культуры и истории?
  5. Какие работы необходимы для реставрации шедевра?

Наши специалисты смогут достоверно указать, велась ли восстановительная деятельность по отношению к объекту. Они установят уникальность произведения, назовут его автора и даже определят материалы, используемые в работе над творением. Исследовательские мероприятия позволят уточнить, в каком месте был создан шедевр, в какую денежную сумму его можно оценить.

ООО «Чистое право» готово осуществить оценку любого объекта из вышеперечисленных категорий. По итогам своей деятельности сотрудники выдают официальное экспертное заключение. Оно может выглядеть и в форме отчета, который будет носить научный характер.

Наша компания занимается искусствоведческой экспертизой на протяжении долгих лет. Мы готовы выполнить задачу любого уровня сложности оперативно и с полной ответственностью за результат. Стоимость наших услуг эквивалентна качеству. Детали о процедуре расскажут наши опытные консультанты. Они подробно объяснят, как предоставляется такая услуга, и что необходимо от заказчика.

Искусствоведческая экспертиза

Искусствоведческая экспертиза становится все более популярной в связи с быстрым развитием рынка антиквариата. Впрочем, основная масса по-прежнему выполняется при расследовании эпизодов хищения или контрабанды произведений искусства и раритетов, имеющих большое историко-культурное значение, мошенничеством на основе подделки этих ценностей, их повреждением и уничтожением. Проводится подобная экспертиза и по вопросам нарушения авторских прав, и в делах о распространении порнографии или незаконном обороте оружия.

Цели и задачи судебной искусствоведческой экспертизы

Основной целью искусствоведческой экспертизы, проводимой по инициативе суда или следственных органов, является атрибуция предмета исследования, установление его подлинности, авторства, а также ценности для человечества с точки зрения культурного наследия. Атрибуция включает в себя определение времени, обстоятельств и места создания вещи на основе знаний художественных стилей, техник и школ, присущих определенному историческому этапу.

Часто для установления подлинности произведения искусства требуется проведение химических и физических исследований. А значит, исполнитель таких работ должен иметь современную исследовательскую лабораторию, оснащенную сложным аналитическим оборудованием.

Предметом историко-искусствоведческой экспертизы могут быть:

  • произведения живописи и скульптуры (картины, иконы, гобелены и статуэтки);
  • предметы искусства декоративно-прикладного назначения;
  • различное старинное и древнее оружие;
  • антикварные предметы мебели;
  • одежда прошлых веков;
  • фотографии, почтовые марки и открытки;
  • антикварные книги;
  • древние рукописи и рукописные музыкальные произведения;
  • рисунки, фото и видеоматериалы порнографического характера.

Судебная искусствоведческая экспертиза отличается тем, что помимо определения индивидуальных и классификационных особенностей предмета, определяющих его исторический или культурный статус, она может дать ответ на вопрос о подлинности произведения искусства и его авторстве, если они вызывают сомнение и требуют авторитетного экспертного подтверждения. Такие исследования могут решать следующие задачи:

  • идентификационные;
  • классификационные;
  • диагностические;
  • нормативные;
  • атрибутовые.

По каждому виду исследуемых изделий требуются специфические знания и практический опыт проведения подобных обследований, которые нужны для того, чтобы дать ответы на поставленные перед экспертизой вопросы.

Чаще всего искусствоведческие экспертизы имеют комплексный характер, при котором исследуются все нюансы, касающиеся произведения искусства или просто старинной вещи:

  • материал её изготовления;
  • подпись на картинах или клеймо автора;
  • почерк, стиль художника;
  • состав примененных красок;
  • давность изготовления;
  • наличие или отсутствие поздних вмешательств в оригинал с целью переделки, реставрации или порчи.

Виды искусствоведческих экспертиз и порядок их проведения

Все искусствоведческие исследования можно условно разделить на две большие группы – историко-культурные и культурологические. К первой группе относятся экспертизы по установлению подлинности произведений искусства или предметов культуры, определению их состояния и потребности в реставрации.

Культурологические экспертизы решают значительно больший круг задач, включая:

  • установление авторства;
  • поиск нарушений этических норм;
  • определение исторической или историко-культурной ценности вещи;
  • установление цены произведения искусства;
  • определение срока изготовления исследуемого предмета.

По предмету исследований независимые искусствоведческие экспертизы насчитывают около 30 разновидностей, среди которых:

  • экспертиза произведений живописи;
  • экспертиза исторического оружия;
  • экспертиза архитектуры и объектов градостроительства;
  • экспертиза древних книг;
  • экспертиза антиквариата;
  • геральдическая экспертиза;
  • экспертиза порнографии;
  • искусствоведческая экспертиза стоимости предметов искусства.

В каждом отдельном случае лицо, заказывающее проведение экспертизы, должно точно сформулировать интересующие его вопросы. Например:

  • имеет ли историко-культурную ценность исследуемый предмет;
  • относится ли он к предметам искусства;
  • где и когда он был создан;
  • является ли он оригиналом или копией, стилизацией и подделкой;
  • какова его ориентировочная стоимость;
  • является ли его автором конкретный художник, скульптор или другой мастер.

Для каждого предмета могут быть и свои специфические вопросы. Например, для старинного оружия часто ставят вопрос, можно ли его отнести к боевому оружию и в каком состоянии сохранности оно находится.

К сожалению, хороших специалистов в области искусствоведческой экспертизы немного. Тем более что один эксперт не может одинаково профессионально разбираться и в оружии, и в живописи, и в книгах. Экспертных организаций, берущихся на должном уровне выполнить подобные исследования, существует ограниченное количество. Наша компания имеет и опытных экспертов-искусствоведов, и современную лабораторию для исследований, и солидный опыт работы в данном направлении. Мы готовы провести любой сложности искусствоведческую экспертизу по доступной цене и предоставить юридическую поддержку в суде.

возбужденным по ст. 280, 282 УК РФ, заключается в том, что результаты лингвистического анализа содержательно-смысловой и формальной стороны речевого произведения служат источником доказательств наличия или отсутствия состава, то есть признаков объективной стороны преступления.

Необходимо выработать единый подход к проблемам данного рода судебной экспертизы, определиться с названием и разработать методики экспертного исследования. И в итоге, со временем, появятся единые критерии оценки выводов эксперта судами.

Прохорова Ю. А.,

3-й курс Института судебных экспертиз МГЮА

МЕТОДОЛОГИЯ СУДЕБНОЙ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Естественно-научные знания пришли в юриспруденцию еще в начале нынешнего тысячелетия и надежно укоренились в ней. И науки, у которых и точек соприкосновения, казалось, не было, стали развиваться параллельно. Так, мы имеем сейчас законодательство о здравоохранении, об опасных производствах, о вооружении и военной технике, об информации и информатизации. В свою очередь, «большая» наука, насколько это возможно, помогает осуществлению правосудия. Основным каналом внедрения науки и техники в судопроизводство является судебная экспертиза.

Развитие общества обусловливает изменения нормативно-правовой базы. Законодатель гарантирует защиту не только наших неотъемлемых прав, но также считает преступными деяния, угрожающие общественной безопасности, порядку, нравственности. Так рождаются новые правоотношения, а следовательно, и новые направления судебной экспертизы, в частности, судебная искусствоведческая экспертиза

Изучая этот вид экспертизы, опираясь на ранее полученные искусствоведческие и исторические знания, я попробовала рассмотреть несколько отраслей научного познания сквозь призму методологии судебной искусствоведческой экспертизы.

Актуальность изучения методологических аспектов судебной экспертизы, в частности искусствоведческой, обусловливается следующим:

Уголовное законодательство предусматривает ответственность за уничтожение и повреждение памятников истории и архитектуры, следовательно,

возникает вполне закономерный вопрос: что является объектом данного состава и по каким признакам эти объекты выделяются;

Как и всякая наука, судебная экспертиза использует общенаучные методы, например метод моделирования, частным его случаем является реконструкция, т. е. восстановление изучаемого объекта;

Методики судебной экспертизы (ведь это в большинстве случаев касается личности, защиты ее прав и свобод, в том числе в уголовном судопроизводстве) наиболее объективны, они содержат определенные граничные условия, при которых применение методик допустимо, обеспечивают точность, надежность, достоверность полученного результата;

Очередная переоценка ценностей и культурное возрождение, которые переживает сейчас наша страна, создают благодатную почву для творческой, нестандартной, синтетической работы, позволяющей совмещать, на первый взгляд, совершенно несовместимое, достигая тем самым результатов, которые интересны различным наукам.

Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Дословно - «учение о методах» (этот термин происходит от двух греческих слов: «methodos» - метод и «logos» - учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Но методология может пониматься и в более узком смысле, как «рассмотрение видоизменений методов в той или другой науке, в зависимости от объектов этой науки»1. Опираясь на это определение и учитывая общее понятие методологии, обратимся непосредственно к методам судебной экспертизы, определению их сущности и к их классификации.

1. Сущность и классификация методов судебной экспертизы

В Энциклопедии судебной экспертизы говорится: «Методы экспертной практической деятельности, представляющие собой системы действий и операций по решению практических экспертных задач, формируются и основываются на соответствующих научных методах, характере и свойствах объекта деятельности, опыте решения конкретных практических задач»2. Иными словами, метод экспертного исследования формируется не на пустом месте. Он отражает вид и род судебной экс-

1 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М., 2005.

2 Энциклопедия судебной экспертизы / под ред. Т.В. Аверьяновой, Е.Р. Россинской. М., 1999. С. 224.

пертизы, качество объекта, уже имеющийся опыт решения аналогичных и смежных задач.

Е. Р. Россинская отмечает, что судебно-экспертное исследование по своей гносеологической сущности является разновидностью процесса познания объективной действительности, осуществляемого путем применения методов различных наук1. Среди ученых экспертов бытует мнение, что деление методов исследования на научные (то есть методы получения научных знаний) и применяемые в экспертной практике достаточно условно, поскольку используемые в экспертной деятельности методы также основываются на достижении науки и техники2.

В теории судебной экспертизы нет единой, универсальной классификации методов. Более того, выделяются несколько оснований классификации. Например, классификация методов по источнику их происхождения и классификация по степени общности и субординации.

Теории судебных экспертиз известно три варианта классификации по данному основанию, которые в основных чертах совпадают. Все они имеют четырехуровневую структуру3.

1. Всеобщий метод. Диалектико-материалистический метод предполагает комплексный, системный подход в познании, для него характерно всестороннее рассмотрения изучаемых объектов, логический подход в познании.

2. Общие или общенаучные методы. Это методы, используемые практически во всех науках и сферах практической деятельности. Е. Р. Россинская, в свою очередь, подразделяет их на чувственно-рациональные (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование) и математические (измерение, вычисление, геометрическое построения, модельный эксперимент)4. Т. В. Аверьянова закрепляет на данном уровне также исторический метод5.

3. Частные (инструментальные, частнонаучные, общеэкспертные) методы - это методы, «применяющиеся либо в одной конкретной области научного знания, либо в нескольких науках для изучения морфологических и субстанциональных свойств объекта»6. В судебной экспертизе к общеэк-

1 См.: Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном процессе. М., 2005.

2 См.: ЗининА.М., МайлисН.П. Судебная экспертиза. М., 2002; Моисеева Т.Ф. Методы и средства экспертных исследований. М., 2006.

3 См.: Моисеева Т.Ф. Методы и средства экспертных исследований. М., 2006.

4 См.: Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном процессе. М., 2005.

5 См.: Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза. Курс общей теории. М., 2007.

6 Моисеева Т.Ф. Методы и средства экспертных исследований. М., 2006. С. 21.

спертным относятся такие методы, как микроскопические, химические, спектральные, хроматографические и др.

4. Специальные методы (монообъектные или частноэкспертные) - это методы, которые специально разрабатываются или приспосабливаются для исследования конкретного объекта или используются только в данного рода экспертизах1.

Любой объект имеет свою историю и логику. История объекта - это реальный процесс его возникновения, изменения, развития. Философы пишут: «Исторический метод воспроизводит историю объекта во всех подробностях, с присущими ей зигзагами, скачками и случайностями»2. Всеобщий диалектический метод предполагает анализ генезиса и развития событий, учет его взаимоотношений с иными явлениями и событиями, все многообразие возможных связей. Использование исторического метода дает исследователю возможность не просто собрать хронологически последовательную информацию об объекте, а объективно рассмотреть всю историю существования объекта, начиная с момента и причин его появления и заканчивая причинами и обстоятельствами его исчезновения или обретения им своего современного состояния.

Трудно переоценить значение исторического метода в экспертном исследовании. В ряде случаев объект, поступающий на экспертизу, имеет состояние, отличное от естественного. Тогда эксперту необходимо как бы установить разницу между тем, что было, и тем, что стало в результате преступления. Поэтапное изучение изменений, а также обстоятельств, которые эти изменения вызвали, дают эксперту возможность сделать вывод о сущности и причинах изменений объекта.

Исторический метод ярко иллюстрирует связь общенаучных методов с объяснением результатов экспертизы. По мнению Т. В. Аверьяновой, «любая констатация измененного состояния объекта, изменения ситуации или природы объекта предполагает объяснение причин такого изменения и обоснование выводов об изменении»3. Иначе говоря, объяснение сопровождает шаг за шагом все действия эксперта. Возможность проследить качественные, количественные изменения объектов, тип изменений (регресс, прогресс, одноплоскостное развитие), причинно-следственную связь, обуславливающую этот процесс, позволяет решать диагностические задачи. С другой стороны, «при решении идентификационных задач этот метод позволяет

1 См.: Зинин А.М., Майлис Н.П. Судебная экспертиза. М., 2002.

2 Философия. Часть II. Основные проблемы философии / под ред. В.И. Кириллова. М., 1997. С. 88.

3 Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза. М., 2007; Зинин А.М., Майлис Н.П. Судебная экспертиза. М., 2002. С. 276.

проследить процесс изменения признаков, возникновения различий и в конечном счете выявить их причину»1.

Т. В. Аверьянова указывает, что исторический метод имеет реализацию и при назначении повторных экспертиз, объясняя это тем, что изменениям подвержен не только объект экспертизы, но и знания о нем. Это может быть обусловлено:

Изменением как собственно объекта, так и понятия о нем;

Расширением и углублением знаний об объекте, появлением новой, независимой, ранее недоступной исследователю информации;

Изменением аспекта рассмотрения объекта2.

В качестве вывода можно отметить (а точнее подчеркнуть), что благодаря историческому методу, развивающему положения диалектики, эксперт имеет возможность изучать предоставленный ему объект в процессе его эволюции, выводить причины и следствия его изменений и делать выводы о значении таких изменений.

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дается два значения слова «реконструкция». Нас в большей мере интересует второе: «восстановление чего-нибудь по сохранившимся остаткам, описаниям»3. В теории судебной экспертизы реконструкция не выделяется в качестве самостоятельного метода, а является частным случаем метода моделирования4. Суть моделирования состоит в замене объекта-оригинала специально созданной моделью. Причина такой замены может быть, например, в уничтожении самого объекта или в необходимости исследовать объект в увеличенном, уменьшенном варианте и др. Модель создается по образу и подобию оригинала, она обладает его признаками и свойствами. Затем созданная модель исследуется как самостоятельный объект, и знания, полученные в результате исследования, переносятся на оригинал, сопоставляются с ним, оцениваются, исходя из его особенностей.

Реконструкцию и моделирование объединяет факт создания нового объекта. Но важно отметить, что при реконструкции перенос знаний с нового объекта на оригинал не является ключевым. Более того, ценность этого метода заключается именно в создании объекта. Доказательством служит возможность воссоздания при реконструкции предметов некоторых недостающих фрагментов. Это вряд ли можно назвать моделированием объекта, скорее - воссозданием оригинала.

2 См.: Там же.

3 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003. С. 675.

4 См.: Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза. М., 2007; Российская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном процессе. М., 2005.

Е. Р. Российская различает «материальное реконструирование, осуществляемое с помощью макетирования или натурной реконструкции... и мысленное реконструирование - логическое моделирование на основе отражений наглядных образов, возникающих у субъекта в результате ознакомления с определенными объектами и (или) их описаниями»1.

Достаточно ли рассмотреть метод реконструкции только с позиции результата его использования? Обратимся к самому процессу реконструкции. Прежде всего необходимо собрать наиболее полные сведения о реконструируемом объекте. Они могут носить различную направленность: описывать внешний вид объекта, характеризовать его качества или свойства. Любая подобная информация должна быть воспринята критически. Критической оценке подвергается не только содержание полученного знания, но также его источник. Надежность и достоверность источника информации как критерий истинности знания признаны в уголовном процессе. Так, например, показания свидетеля по слуху могут быть приравнены к косвенным доказательствам только в том случае, если такой свидетель может точно указать источник представленной им информации.

С формальной точки зрения, информация может быть представлена в письменном, устном или иконографическом виде. Она может отражать историю объекта или характеризовать его в определенный момент времени, давать представление обо всем объекте или о каких-то его составляющих. Анализ и синтез полученных данных позволяет исследователю сделать определенные выводы об интересующем его объекте, мысленно представить какие-то его части, материализовать их, воссоздать объект целиком.

Иначе говоря, реконструкция, с точки зрения анализа ее процедурной составляющей (в отличие от результативной) - метод многогранный. Он отражает основные положения всеобщего диалектического метода, оперирует категориями формальной логики, вбирает в себя логический и исторический методы. Кроме того, метод реконструкции весьма информативен. Он позволяет изучать объект в его первоначальном виде и, вместе с тем, несет в себе истинные знания, необходимые для достоверного результата.

В отличие от исторического метода и метода реконструкции, метод анализа изображения является общеэкспертным, то есть он применяется практически во всех видах экспертиз. Такая популярность объясняется довольно просто. Метод анализа изображения часто является первым шагом в исследовании. Но возможна также ситуация, когда анализ изображения является базовым способом исследования, наиболее результативным и информативным, например, в дактилоскопических или баллистических исследованиях.

1 Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном процессе. М., 2005. С. 50.

Метод может использоваться для работы практически с любыми графическими объектами. Он не предъявляет строгих требований к содержанию объекта, технике или стилю его выполнения, формату, способу хранения данных и т. д. Иначе говоря, метод анализа изображения является универсальным для работы с иконографическим материалом.

В современном исследовании метод анализа графического изображения практически всегда сопряжен с использованием специальных программ. Это могут быть общеизвестные и общеупотребительные средства обработки графических изображений, такие как, например, Adobe Photoshop или специально разработанное программное обеспечение. Стоит отметить, что сейчас использование компьютерных технологий оказало значительное влияние на метод анализа изображения. Раньше анализ изображения проводился визуально или с использованием увеличительных приборов.

Считается, что в процессе экспертного исследования анализом изображения занимается сам эксперт. Это связано с тем, что с применением метода анализ порождает доказательственную базу. Но возможен иной вариант использования метода анализа изображения. Если субъектом анализа является человек, который владеет какой-то информацией об объекте, можно провести параллель с опознанием по фотографии. Когда потерпевшему или свидетелю предлагают просмотреть фотографии для того, чтобы опознать преступника, мы имеем дело именно с анализом. Опознающий должен не только посмотреть на фотографии и указать номер той из них, на которой, по его мнению, запечатлен преступник, но и объяснить, по каким признакам он выбрал фотографию.

Думается, что использование метода вполне допустимо в том случае, если результат является лишь одной из многих составляющих, на которой базируются доказательства. Однако качество полученной информации может быть различным. Следовательно, использование метода анализа изображения, когда эксперт является не субъектом анализа, а как бы координатором, должно сопрягаться с использованием других методов экспертизы.

2. Судебная историко-искусствоведческая экспертиза

Прежде всего хотелось бы заметить, что термин «искусствоведческая экспертиза» является неточным. Чаще всего употребляется термин «историко-искусствоведческая экспертиза». Это связано с тем, что, помимо произведений искусства, на экспертное исследование часто поступают предметы нехудожественного назначения, которые ценятся только за свой солидный возраст, являются раритетными. Но я думаю, вполне допустимо пользоваться более кратким вариантом, учитывая при этом, как искусствоведческий, так и исторический компоненты.

Важно отличать историко-искусствоведческую экспертизу от атрибуции предметов искусства. В последнем случае целью изучения предмета является

установление его «индивидуальных и классификационных особенностей, на основании которых он занимает свое место в музейных и библиотечных коллекциях и получает свой художественный и исторический статус»1. Иначе говоря, устанавливается время, место, обстоятельства создания произведения искусства, выявляется его принадлежность конкретному автору, определяется его культурная, историческая ценность.

Экспертиза «проводится в тех случаях, когда данные атрибуции или сведения о предмете вызывают сомнение или по тем или иным причинам должны быть надлежащим образом подтверждены»2.

Чтобы выделить объекты судебной искусствоведческой экспертизы, обратимся к уголовному законодательству. Подобные экспертизы назначаются в следующих случаях:

По делам о контрабанде (ст. 136 УК РФ);

По делам о мошенничестве (ст. 159 УК РФ);

По делам о хищении произведений искусства и антикварных вещей (ст. 164 УК РФ);

По делам о попытке невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния (ст. 190 УК РФ);

По делам о незаконном обороте оружия (ст. 222-224 УК РФ);

По делам о распространении порнографических материалов и изделий (ст. 242 УК РФ);

По делам об уничтожении или повреждении памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ)3.

Анализируя специальную литературу, посвященную судебной историко-искусствоведческой экспертизе, можно сделать ряд выводов об объектах данного рода экспертизы. Это предметы живописи, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, старинное оружие, старая мебель, одежда, фотографии, рукописи, музыкальные произведения и т. д. Список не является закрытым4. Используя криминалистическую терминологию, можно сказать, что «объектами историко-искусствоведческой экспертизы

1 Возможности производства судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России. М., 2004. С. 448.

3 Там же. С. 47.

4 См.: Москвина Т.П., Смирнов А.А., Хазиев Ш.Н. Судебная историко-искусствоведческая экспертиза // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2004. № 9 (81); Боннер А.Т. Судебная и внесудебная искусствоведческая экспертиза // Законодательство. 2006. № 10; Возможности производства судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России. М., 2004.

являются предметы, изделия и тексты, имеющие историческую, культурную или художественную ценность»1.

Остановимся более подробно на ст. 243 УК. Повышенный интерес к этому составу объясняется достаточно просто. Повреждение или уничтожение связано с изменением внешнего вида объекта, что влечет за собой анализ его изображения и предполагает применение методик, целью которых является изучение изменений, произошедших с объектом, с позиции искусствоведения.

Что является памятником истории и культуры? Вопрос этот регулируется ныне действующим Положением Совета Министров СССР от 16.09. 1982 года с изменениями от 25.06.2002 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры»2.

Так, в Положении закреплено, что к памятникам истории и культуры относятся:

а) памятники истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства;

б) памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;

в) памятники градостроительства и архитектуры;

г) памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;

д) документальные памятники - акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Могут относиться объекты, сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде или находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.

1 Возможности производства судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России. М., 2004. С. 447-448.

2 Постановление Совмина СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 (в ред. от 29 декабря 1989 г., с изм. от 25 июня 2002 г.) «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» // СПС «КонсультантПлюс».

Так, на уровне подзаконного акта, косвенно здания признаются объектами искусствоведческой экспертизы. Однако нельзя не учитывать тот факт, что воспринимаются они обычно (да и выступают) как объект судебной строительно-технической экспертизы. И здесь важно провести разграничение качеств объекта.

Суть судебной строительно-технической экспертизы в проведении «исследования строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки»1. Суть судебной историко-искусствоведческой экспертизы в атрибуции исследуемого произведения, предмета или вещи, установлении его подлинности, культурной или исторической ценности. Так, в первом случае изучаются технические, проектные характеристики здания. Во втором случае здание рассматривается в качестве объекта истории и культуры.

Возникает вполне закономерный вопрос: что должно произойти с памятником, чтобы он стал объектом историко-искусствоведческой экспертизы? Анализируя содержание ст. 243, приходим к выводу, что объектом преступления должен быть памятник истории и культуры. Он должен быть уничтожен (то есть памятник прекращает свое существование) или поврежден (то есть испорчен, ему должен быть причинен поддающийся материальной оценке ущерб). Но исследованием и оценкой повреждения сооружения, как мы установили выше, занимаются в ходе строительно-технической экспертизы.

Другое дело, является ли памятник объектом истории и культуры? В ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об объектах культурного наследия...»2 сказано, что объект является выявленным объектом культурного наследия в том случае, если он представляет историко-культурную ценность и в отношении него вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы. То есть закреплению за объектом статуса памятника истории и культуры предшествует государственная экспертиза. Судебную экспертизу отличает от государственной то, что она производится в ходе судебного исследования по гражданским и уголовным делам, делам по административным правонарушениям. Тогда единственный вариант производства историко-искусствоведческой экспертизы по ст. 243 УК - это ответ на вопрос, является ли пострадавший объект памятником истории и культуры, если этот вопрос возникает в процессе производства по делу. Но практики назначения историко-искусствоведческих экспертиз по подобным делам нет.

1 Возможности производства судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России. М., 2004.

2 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (в ред. от 26 июня 2007 г.) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Напрашивается вывод о том, что в судебной искусствоведческой экспертизе нет конкретных методов или методик, которые дали бы возможность, работая только с внешним видом объекта, определить его как памятник истории и культуры. С другой стороны, признание учеными хотя бы потенциально возможной проведение судебной искусствоведческой экспертизы при производстве по делам об уничтожении или повреждении памятника истории и культуры дает возможность экспериментировать как с объектами, так и с методами.

В Энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона сказано, что экспертиза - это «исследование и установление таких фактов и обстоятельств, для выяснения которых необходимы специальные познания в какой-либо науке, искусстве, ремесле или промысле. Лица, обладающие соответствующими познаниями и приглашаемые в суд для подачи своих мнений, называются сведущими людьми, или экспертами»1.

И хотя до сих пор считается, что судебная историко-искусствоведческая экспертиза находится на стадии становления, мы видим, что указания на нее (хотя бы и косвенные) встречаются уже в начале XX столетия.

Объекты искусствоведческой экспертизы и методы, которые используются при ее проведении, весьма разнообразны. Поэтому мы можем с полной уверенностью сказать о судебной искусствоведческой экспертизе картин, икон, старинного оружия, мебели и т. д., но затрудняемся что-либо ответить на вопрос о судебной историко-искусствоведческой экспертизе зданий.

Интересно, что не только «большая» наука стимулирует развитие судебной экспертизы, но и сама экспертиза привносит свои достижения в обосновывающую ее науку. И думается, что пока еще рано говорить об изучении зданий, опираясь только на методы судебной историко-искусствоведческой экспертизы или государственной историко-культурной экспертизы. Рано делать выводы о каких-то сложившихся методиках судебной экспертизы в данной области, или об универсальных методиках государственной экспертизы, которые могли бы без изменений применяться в процессе судебного исследования. Но происходит как бы обмен опытом. Проверяются и обтесываются методы, используемые в том или ином виде исследования, исходя из его задач. В конечном же итоге все проверяется практикой, многократным применением в различных ситуациях.

1 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М., 2005. С. 649-650.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!