Система профилактической работы в школе. Работа социально – психологической службы

Организация профилактической работы в школе

Мурзина М.Н.,заместитель директора

По воспитательной работе МОУ «Средняя

Общеобразовательная татарско-русская

Школа №66» Московского района г.Казани

В настоящее время в России наиболее остро стоит проблема злоупотребления среди подростков алкоголем, табаком, наркотическими и токсическими веществами. В нашей школе профилактическая работа по злоупотреблению ПАВ ведется по трем основным направлениям:

Реализация профилактических антинаркотических программ;

Организация условий для развития навыков здорового образа жизни;

Индивидуальная работа с семьями и учащимися, требующими особого внимания.

В рамках реализации целевой программы профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2011 – 2015 годы работа проводится активная профилактическая работа по следующим программам: «Корабль», «Все цвета, кроме черного», «Здоровье и развитие школьников», «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе 1-11 классы», «Основы лидерства» и «Поддержка». Куратор по профилактике наркомании Г.Н.Хуснутдинова, являясь одновременно классным руководителем 8 А класса проводит работу с родителями по программе «Путь к успеху». Школьным психологом организуются занятия с волонтерами по программе «Основы лидерства» и обеспечивается методическая консультация для куратора по профилактике наркомании, классных руководителей учащихся и их родителей.

В школе пятый год работает кабинет по профилактике злоупотребления ПАВ, который располагается в отдельном кабинете. В 2007 году кабинет награжден грамотой Управления образования за победу в городском смотре кабинетов первичной профилактики ПАВ в номинации «Творческий подход в организации и проведении профилактической работы среди детей и подростков в учреждениях образования». В кабинете представлен богатый методический материал в виде книг, буклетов, методичек, плакатов, DVD и аудио – дисков. Здесь проводятся занятия с психологом, заседания Совета старшеклассников, штаба отряда профилактики «Школьный дозор», родительского комитета и МО классных руководителей. Кабинет используется также для проведения внеклассных мероприятий, связанных с профилактикой ПАВ и родительских собраний.

Для формирования устойчивых основ здорового образа жизни, положительных жизненных навыков и отрицательного отношения к употреблению ПАВ среди детей, подростков и молодежи в школе используются разнообразные формы работы. П режде всего, это ежедневные физкультминутки до начала занятий. В каждом классе выбраны члены спортивной комиссии, которые разрабатывают комплекс упражнений для класса вместе с учителем физической культуры и проводят сами физкультминутки. Традиционно в феврале в школе проводятся занятия Школы Здорового образа жизни. Ее сотрудники, через лекции и психологические тренинги, помогают формированию у детей позитивных жизненных навыков, позволяющих учащимся сопротивляться негативным явлениям. Ежегодно в ноябре проводится школьная научно-практическая конференция «Первые шаги», где работает секция «Экология и здоровье школьника». В газете «Школьный меридиан» есть рубрика «Пятилетка здоровья», отражающая ЗОЖ наших учеников, родителей и педагогов. Традиционно проводится конкурс фотографий «Мы за здоровый образ жизни!», лучшие фотографии размещаются в фойе школы и на школьном сайте. Учащиеся, посещающие школьный драмкружок, ежегодно принимают участие в районном конкурсе агитбригад «Анти-СПИД» и театров здоровья.

В рамках месячников по профилактике наркомании в ноябре и марте организуются родительские собрания, классные часы, тренинги, просмотр и обсуждение видеофильмов, игровые программы, акции, спортивные соревнования и турниры. Учащиеся готовят компьютерные презентации на тему: «Самый здоровый класс», плакаты "Мы за здоровый образ жизни", рисунки «Мир моих увлечений». В декабре традиционно проходит акция «Количество свечек зависит от тебя», в ходе которой выступает агитбригада старшеклассников. С 2010-2011 уч.года проводятся Интернет - уроки «Имею право знать». Учащиеся и их родители ознакомлены с адресами сайтов Федеральной службы РФ и РТ по контролю за оборотом наркотиков, а так же со специальным разделом на официальном сайте Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и иными Интернет-ресурсами антинаркотической направленности.

На школьном сайте в электронном правительстве есть страничка по профилактике злоупотребления ПАВ, где выставлены планы, программы, фотографии и разработки некоторых мероприятий.

В школе проводится большая работа по профилактике законопослушного поведения учащихся с привлечением специалистов различных учреждений системы профилактики. С 2010-2011 учебного года школа сотрудничает с ТИН-клиник, клиникой, дружественной к молодежи, которая находится в микрорайоне Жилплощадка. Медицинские работники клиники оказывают подросткам и молодежи психологическую и медицинскую помощь, приходят в школу с лекциями. В 2011 году были организованы лекции с участием представителей «Always» и «Gillette». Старшеклассники по графику посещают видеолекторий в республиканском центре медицинской профилактики. В течение 2010-2011 учебного года на базе школы проводились занятия старшеклассников с координатором проекта «Неприкосновенный запас – дети Отечества» по Республике Татарстан Сибгатуллиной Венерой Шарифовной. Сегодня эти занятия проводятся в ДК «Юность».

В школе организована работа кружков и спортивных секций. В текущем учебном году общий охват допобразованием составляет 65,56% от общего числа учащихся школы. Школьный Совет по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ среди учащихся координирует деятельность педагогического коллектива и отслеживает результативность профилактической работы. На заседаниях, которые проходят не реже одного раза в месяц, своевременно выносятся текущие вопросы, принимаются решения об организации психолого-педагогической помощи семьям и детям.

В школе имеется план совместной работы с комиссией ПДН по выполнению районной программы «Подросток», на основании которого проводится постоянный учет детей, требующих повышенного педагогического внимания, организуются различные формы работы с ними. Ежегодно учащиеся 14-15-летнего возраста участвуют в профилактическом медицинском осмотре. Отказавшихся от осмотра не бывает.

Особое внимание в воспитательной работе школы уделяется физическому воспитанию учащихся. Уроки физической культуры проводятся на спортивной площадке, в спортзалах школы и на ледовой арене СК «Форвард». Учащиеся 1-2-х классов занимаются в спортивной секции по теннису в ДЮСШ «Смена». В течение 2010-2011 учебного года классные руководители по графику проводили «Олимпийские уроки».

За сотрудничество и поддержку детской инициативы по реализации PR – проекта «Апплодисменты» по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни детей и подростков, школа получила благодарственное письмо Управления образования г.Казани. В этом же году была разработана и введена в действие программа по профилактике суицидального поведения учащихся «Перекресток».

Профилактическую работу с правонарушениями в школе помогает вести правоохранительный отряд «Школьный дозор». Члены отряда активные помощники в организации различных мероприятий, дискотек, патрулей по внешнему виду и Парада мальчишей.

Статистические данные говорят о том, что если молодого человека в возрасте от 10 лет до 21 года удержать от курения, спиртного или наркотиков, то вероятность того, что этот человек окажется в числе наркоманов, почти равна нулю. Как правило, человек не начинает употреблять кокаин на последнем курсе юридического института или метамфетамины - на своем первом рабочем месте. Известно, что когда работа организована на уровне местной общественности, когда в ней участвуют профессионалы и когда у детей есть положительный пример, они гораздо реже становятся на путь наркомании, даже если в их семьях не все благополучно. Просвещение и профилактика в сфере наркотиков представляют собой стержень национальной программы по борьбе с ними.


Система работы школы с учащимися, требующими особое педагогическое внимание должна сочетаться с системой национального воспитания и предусматривать целенаправленную, плановую, взаимосвязанную, управляемую деятельность составляющих ее частей — от директора до библиотеки и медперсонала.

Основное исполнительное звено в этой системе – учителя, классные руководители, школьные психологи, социальные педагоги. Важно, чтобы в этой работе обеспечивалась преемственность с 1-го по 11-й классы, необходимо способствовать более глубокому изучению личности, а значит, и отбору наиболее эффективных средств воздействия.

Классные руководители должны выявлять и учитывать учащихся, требующих особое педагогическое внимание.

На каждого из них классный руководитель заводит специальный дневник наблюдений, в который записывает прежде всего социально-психологическую характеристику учеников. В ней отмечает причины возникновения девиантности, в чем она проявляется, выделяет положительные и отрицательные качества личности, особенности семейного воспитания, намечает средства воспитательного воздействия на ученика. Раз в полгода делает вывод о достигнутых результатах воспитательной работы и намечает план дальнейшей работы с каждым из таких учеников.

В задачи классного руководителя входит изучение интересов, способностей, склонностей таких учащихся и привлечения их к работе кружков, спортакций как в школе, так и во внешкольных учреждениях.

Работа с родительским комитетом класса, семьями таких учащихся, неблагополучными семьями должна быть направлена ​​на вооружение их педагогическими знаниями, оказание конкретной индивидуальной методической помощи.

В методической работе учителей следует уделять внимание и вопросам Преодоления и предотвращения неуспеваемости школьников , в частности: как работать над пробелами учеников, как развивать их мышление, внимание, память, формировать у отстающих учеников навыки рациональной организации учебной работы, индивидуальный подход к слабоуспевающим в процессе учебно-воспитательной работы.

Работа школы с учащимися, требующими особое педагогическое внимание

1. Администрация школы изучает особенности контингента учащихся школы, причины возникновения девиантного поведения, передовой опыт работы с такими учащимися определяет пути совершенствования работы с ними и их семьями.

2. Заместитель директора по воспитательной работе планирует воспитательную работу с детьми, требующими особое педагогическое внимание, неблагополучными семьями , координирует и согласовывает план школы с планами работы классных руководителей.

3. Педагоги и классные руководители обнаруживают и изучают интересы, способности, наклонности трудновоспитуемых учащихся, привлекают их к внеклассной, внешкольной деятельности.

4. Психолог осуществляет психологическую профилактику и коррекцию отклонений в поведении несовершеннолетних.

5. Учитель, воспитатель ГПД оказывают индивидуальную помощь в деятельности по сокращению пробелов в знаниях.

6. Педагог-организатор привлекает к работе в кружках, секциях, клубах, обществах по интересам в школе, во внешкольных учреждениях, по месту жительства.

7. Органы ученического самоуправления привлекают к различным видам общественно полезной деятельности, выполнению поручений, оказывают им шефскую помощь.

8. Родительский комитет сотрудничает с педагогическим коллективом в организации педагогического обучения родителей, заслушивает на своих заседаниях школьников и их родителей.

9. Библиотекарь планирует развитие читательских интересов школьников.

10. Медицинский персонал дает педагогам сведения о состоянии здоровья, предупреждает о нервно-психических отклонениях у несовершеннолетних.

В современных условиях осуществления воспитательного процесса педагог чаще всего сталкивается с термином «дети, требующие особое педагогическое внимание» в отношении к подросткам.

Дело здесь не в самом подростке, а в его психологических особенностях.

С одной стороны он хочет казаться взрослым, а с другой сохраняет детские черты. Не умеет самостоятельно действовать и принимать решения, предъявляет завышенные требования к родителям и учителям, проявляет повышенную критичность к окружающим и при этом не умеет владеть собой. Ребенку такого возраста присущ целый ряд противоречий. То есть это Кризис подросткового возраста .

Суть поведения подростка — это морально-эмоциональная атмосфера, сложившаяся в семье.

Разработка Prototype в разделе Классный час и опубликована 14th Июнь, 2015
Вы находитесь:

Система работы школы с учащимися, требующими особое педагогическое внимание должна сочетаться с системой национального воспитания и предусматривать целенаправленную, плановую, взаимосвязанную, управляемую деятельность составляющих ее частей - от директора до библиотеки и медперсонала.

Основное исполнительное звено в этой системе – учителя, классные руководители, школьные психологи, социальные педагоги. Важно, чтобы в этой работе обеспечивалась преемственность с 1-го по 11-й классы, необходимо способствовать более глубокому изучению личности, а значит, и отбору наиболее эффективных средств воздействия.

Классные руководители должны выявлять и учитывать учащихся, требующих особое педагогическое внимание.

На каждого из них классный руководитель заводит специальный дневник наблюдений, в который записывает прежде всего социально-психологическую характеристику учеников. В ней отмечает причины возникновения девиантности, в чем она проявляется, выделяет положительные и отрицательные качества личности, особенности семейного воспитания, намечает средства воспитательного воздействия на ученика. Раз в полгода делает вывод о достигнутых результатах воспитательной работы и намечает план дальнейшей работы с каждым из таких учеников.

В задачи классного руководителя входит изучение интересов, способностей, склонностей таких учащихся и привлечения их к работе кружков, спортакций как в школе, так и во внешкольных учреждениях.

Работа с родительским комитетом класса, семьями таких учащихся, неблагополучными семьями должна быть направлена ​​на вооружение их педагогическими знаниями, оказание конкретной индивидуальной методической помощи.

В методической работе учителей следует уделять внимание и вопросам преодоления и предотвращения неуспеваемости школьников , в частности: как работать над пробелами учеников, как развивать их мышление, внимание, память, формировать у отстающих учеников навыки рациональной организации учебной работы, индивидуальный подход к слабоуспевающим в процессе учебно-воспитательной работы.

Работа школы с учащимися, требующими особое педагогическое внимание

1. Администрация школы изучает особенности контингента учащихся школы, причины возникновения девиантного поведения, передовой опыт работы с такими учащимися определяет пути совершенствования работы с ними и их семьями.

2. Заместитель директора по воспитательной работе планирует воспитательную работу с детьми, требующими особое педагогическое внимание, неблагополучными семьями , координирует и согласовывает план школы с планами работы классных руководителей.

3. Педагоги и классные руководители обнаруживают и изучают интересы, способности, наклонности трудновоспитуемых учащихся, привлекают их к внеклассной, внешкольной деятельности.

4. Психолог осуществляет психологическую профилактику и коррекцию отклонений в поведении несовершеннолетних.

5. Учитель, воспитатель ГПД оказывают индивидуальную помощь в деятельности по сокращению пробелов в знаниях.

6. Педагог-организатор привлекает к работе в кружках, секциях, клубах, обществах по интересам в школе, во внешкольных учреждениях, по месту жительства.

7. Органы ученического самоуправления привлекают к различным видам общественно полезной деятельности, выполнению поручений, оказывают им шефскую помощь.

8. Родительский комитет сотрудничает с педагогическим коллективом в организации педагогического обучения родителей, заслушивает на своих заседаниях школьников и их родителей.

9. Библиотекарь планирует развитие читательских интересов школьников.

10. Медицинский персонал дает педагогам сведения о состоянии здоровья, предупреждает о нервно-психических отклонениях у несовершеннолетних.

В современных условиях осуществления воспитательного процесса педагог чаще всего сталкивается с термином «дети, требующие особое педагогическое внимание» в отношении к подросткам.

Дело здесь не в самом подростке, а в его психологических особенностях.

С одной стороны он хочет казаться взрослым, а с другой сохраняет детские черты. Не умеет самостоятельно действовать и принимать решения, предъявляет завышенные требования к родителям и учителям, проявляет повышенную критичность к окружающим и при этом не умеет владеть собой. Ребенку такого возраста присущ целый ряд противоречий. То есть это кризис подросткового возраста .

Суть поведения подростка - это морально-эмоциональная атмосфера, сложившаяся в семье.

Поэтому процесс перевоспитания, направленный на преодоление отрицательных качеств личности, которые формировались под влиянием неблагоприятных условий воспитания, необходимо начинать с семьи, с поиска возможностей по коррекции семейного воспитания, защиты ребенка от неблагоприятного воздействия неблагополучной семьи.

Исследования показывают, что учащиеся, требующие особого педагогического внимания, педагогически запущенные дети и неблагополучные семьи-понятия неразделимы и взаимосвязаны между собой.

Неблагополучные семьи - это семьи, которые в силу объективных или субъективных причин потеряли свои воспитательные возможности, вследствие чего у них возникают неблагоприятные условия для воспитания ребенка.

Классный руководитель является первым, кто устанавливает контакт с семьей ученика и его компетентность должна стать лицом учебного заведения. Он должен найти такие подходы и такие слова в каждой отдельно взятой семье, чтобы восстановить и усилить ее положительный потенциал.

Для этого нужно знать причины образования неблагополучных семей . У каждой они свои, но есть и ряд общих черт.

Условно неблагополучные семьи можно классифицировать на пять типов .

Это позволит классному руководителю более индивидуально и точно предупреждать и корректировать проблемы семейного воспитания.

1. Неполные семьи - в них ребенка воспитывает один из родителей, преимущественно матери. Общение в семье скудное, часто возникают трудности бытового характера, психологический дискомфорт, поэтому нередко детям не хватает уравновешенности, доброжелательности, зато проявляют чрезмерную раздражительность, безразличие.

Для достижения контакта с семьей классный руководитель может использовать следующие советы:

Установить контакт с матерью, заручиться доверием, если она относится настороженно, не спешить обижаться;

Попытаться посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать свое отношение к ней;

Заинтересоваться судьбой подростка, побудить к ответственности за его и ее, матери, будущее;

Деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественное желание матери устроить свою жизнь, вызвать у него потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мнениями, совместном решении повседневных жизненных проблем.

2. Семьи, где родители - алкоголики, наркоманы - ведут аморальный образ жизни .

В таких семьях у родителей отсутствуют культура общения, духовная связь с детьми, существует недостаток чувств.

Задача классного руководителя - терпеливо, без зазрения попытаться доказать родителям негативизм их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на чувства подростка - переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, которые ведут аморальный образ жизни.

Подростка необходимо привлекать к более широкому общению с окружающими его людьми, поддерживать морально, установить контроль.

3. Семьи, внешне благополучные, но систематически допускают серьезные просчеты в воспитании детей , из-за низкой педагогической культуры и необразованность. Недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

Задача классного руководителя - сформировать у родителей необходимость в пополнении педагогических знаний путем проведения с ними консультаций, включение их в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно способствовать пробуждению потребности родителей к самообразованию. Попробуйте объяснить мысль, что все дети нуждаются в педагогически образованных родителях.

4. Семьи, в которых приоритетными являются материальные ценности , которые доминируют над духовной жизнью.

В таких семьях дети, как правило, вырастают эгоистами, достаточно практичными потребителями. Родители эти качества одобряют.

Задача классного руководителя - попытаться изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка.

В тактичной форме дать понять, что приоритет материального в жизни ведет к манипуляции сознанием ребенка, деформирует систему жизненных ценностей и во многих случаях является причиной неадекватного поведения (о чем свидетельствует статистика).

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью . В таких семьях детей наказывают часто физически, за малейшую провинность. Как результат, дети растут жестокими и циничными.

Задача классного руководителя доказать родителям, что с собственное отношение нужно строить на принципах взаимоуважения, доверия, ответственности и равном партнерстве. Следует отказаться от позиции силы, предвзятого отношения. Только уважение, любовь и терпение являются главными средствами воспитания в семье.

Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения родителей в воспитательную работу класса. Их деятельное участие в педагогическом процессе помогает формировать навыки сотрудничества с детьми и в частности со своим ребенком.

Скачать индивидуальную карту психологического сопровождения подростков, требующих индивидуального психолого –педагогического подхода.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!