Президент страны возглавляет исполнительную власть. Таким образом, исполнительная власть в субъектах Федерации становится реальным объектом контроля со стороны Президента РФ. Об этом же свидетельствуют и некоторые иные президентские инициативы, в частност

1. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы.

2. Президент единолично решает вопрос об отставке Правительства .

3. Президент по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должности и освобождает от должностей заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров .

4. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства .

Таким образом, видно, что хотя Президент РФ официально не является главой исполнительной власти, но, по-существу, возглавляет ее.

Президент РФ и судебная власть.

В соответствии с принципом независимости суда Президент не вмешивается в деятельность судебных органов, однако он участвует в формировании органов судебной власти.

1. Только Президент РФ имеет право выдвигать кандидатуры на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда для последующего их назначения Советом Федерации.

2. Президент назначает судей других федеральных судов .

Взаимоотношения Президента с субъектами РФ.

1. Президент назначает и освобождает своих полномочных представителей в федеральных округах .

2. Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ.

3. Президент вправе при определенных обстоятельствах отрешать от должности высшее должностное лицо субъекта РФ , добиваться через Федеральное Собрание роспуска законодательного органа субъекта РФ .

Военные полномочия Президента РФ.

Военные полномочия Президента весьма широки.

1. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

2. Президент утверждает военную доктрину РФ .

3. Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.

4. В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее частях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию. Но объявлять войну Президент не вправе!

5. Президент определяет основные направления военной политики РФ, осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, утверждает программу вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, ведет переговоры и подписывает международные договоры в области обороны и т.д.

Полномочия Президента в сфере внешней политики.

1. Как глава государства Президент осуществляет высшее представительство в международных отношениях .

2. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры .

3. Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях, после консультации с соответствующими комитетами Государственной Думы и Совета Федерации.

Введение чрезвычайного положения.

Президент вправе вводить на всей территории РФ или в отдельных ее частях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию.

Чрезвычайное положение – это режим, вводимый в стране или регионе при особых обстоятельствах на срок действия этих обстоятельства, выраженный в ограничении прав и свобод граждан.

Помилование.

Президент осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Комиссии по рассмотрению просьб о помиловании действуют при главах администраций в субъектах РФ, их работа носит подготовительный характер для последующего решения Президентом.

Вопросы гражданства и награды.

Президент решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища.

Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звание.

Избрание Президента РФ.

Избрание Президента РФ осуществляется на основе Конституции РФ и федерального закона «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г.

Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации, решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В случае досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента. Днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом.

Президентом РФ может стать гражданин РФ не моложе 35 лет, верхнего предельного возраста нет. Президент избирается сроком на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения .

Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата. Решение о выдвижении кандидата принимается на съезде партии.

Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента РФ, при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей.

Подготовку и проведение выборов Президента РФ осуществляют: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ и территориальные избирательные комиссии - районные, городские и другие.

Финансирование выборов Президента РФ, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Кроме того, кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Избирательные фонды кандидатов формируются за счет следующих денежных средств:

собственные средства кандидата, которые не могут превышать 10 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата,

− средства, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией и которые не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата,

добровольные пожертвования граждан и юридических лиц.

Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 400 миллионов рублей, а предельная сумма всех расходов кандидата при повторном голосовании, не может превышать 500 миллионов рублей.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов:

− иностранным государствам и иностранным организациям,

иностранным гражданам,

− лицам без гражданства,

− гражданам РФ, не достигшим 18 лет на день голосования,

международным организациям и международным общественным движениям,

− органам государственной власти и органам местного самоуправления,

− государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям,

− военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам,

− благотворительным и религиозным организациям,

− анонимным жертвователям.

Для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата, порядка сбора подписей, достоверности подписей Центральная избирательная комиссия может создавать рабочие группы из числа своих членов, членов нижестоящих избирательных комиссий, экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, специализированных организаций, осуществляющих учет населения РФ, а также иных государственных органов.

Проверке подлежит не менее 20 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата. Если количество выявленных при выборочной проверке недостоверных и недействительных подписей избирателей составит 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, проводится дополнительная проверка еще не менее 10 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей.

Основаниями для отказа в регистрации кандидата являются:

− отсутствие у кандидата пассивного избирательного права,

− отсутствие необходимых для регистрации документов,

− недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей,

− сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости,

− не создание кандидатом избирательного фонда,

− неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

− установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом и другие.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не набрал необходимого числа голосов, то проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов избирателей.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

По Конституции РФ 1993 г. Президент не является главой ис­полнительной власти, каковым он был по ранее действовавшей Конституции.

Являясь главой государства, он наделен существенными полно­мочиями, дающими ему возможность активно влиять на организа­цию и функционирование механизма исполнительной власти.

Прежде всего речь пойдет о его полномочиях по формированию структуры и системы федеральных органов исполнительной влас­ти. В соответствии со ст. 83 Конституции РФ он назначает с согла­сия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; по предложению последнего назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, а также федеральных министров. К компетенции Президента РФ отнесено образование федеральных министерств и иных федераль­ных органов исполнительной власти, назначение руководителей государственных комитетов, федеральных служб и др. Система федеральных органов исполнительной власти также утверждается указами Президента РФ по представлению Председателя Прави­тельства РФ. В настоящее время, как уже отмечалось, она опреде­ляется Указом «О структуре федеральных органов исполнитель­ной власти» от 22 сентября 1998 г.

Президент РФ осуществляет общее руководство деятельностью Правительства РФ и непосредственно руководит работой некоторых федеральных органов исполнительной власти. В их числе: ми­нистерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, национальной политики по на­логам и сборам; службы внешней разведки, железнодорожных войск, безопасности, охраны, пограничная; федеральное агентство правительственной связи и информации. Положения об этих орга­нах утверждаются Президентом РФ.

Президент РФ назначает ряд должностных лиц, имеющих пря­мое отношение к функционированию исполнительной власти. Это лица высшего командования Вооруженных Сил РФ, полномочные представители Президента РФ в субъектах РФ, дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Пра­вительства, участвовать в формировании его Президиума, прини­мать решение об отставке Правительства.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Во­оруженными Силами РФ, вводит на территории РФ военное и чрез­вычайное положение, руководит Советом Безопасности РФ.

Президент РФ вправе отменять правовые акты Правительства РФ, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Его указами регламентируются мно­гие важные стороны деятельности и механизма исполнительной власти.


В распоряжении Президента РФ имеется создаваемый им в со­ответствии с Конституцией РФ специальный аппаратАдмини­страция Президента РФ. В ее задачи входит обеспечение деятель­ности Президента РФ необходимыми организационными и инфор­мационными условиями. В ее составе действует несколько струк­турных подразделений. Среди них наиболее существенна роль Главного государственно-правового управления и Главного кон­трольного управления. Первое из них ведет юридическую работу: подготовку проектов нормативных указов Президента, обеспече­ние его правовой информацией и т.п. Функции второго связаны с осуществлением контроля за исполнением указов Президента РФ органами исполнительной власти.

Вопросы хозяйственного обслуживания Президента и его Ад­министрации отнесены к ведению Управления делами Президен­та РФ.

Существует ряд органов, действующих непосредственно при Президенте РФ, но отнесенных к числу федеральных органов исполнительной власти. Это, например, Федеральное агентство пра­вительственной связи и информации (ФАПСИ), Государственная техническая комиссия при Президенте РФ.

Президент РФ регламентирует своими указами многие стороны государственной службы. В составе его Администрации вопросы этого профиля отнесены к компетенции Совета по вопросам госу­дарственной службы и Управления по кадровой политике.

  1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
  2. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
  3. Виды органов исполнительной власти
  4. Правительство Российской Федерации
  5. Федеральные органы исполнительной власти
  6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  7. Отметим, что территориальные органы исполнительной власти
  8. Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Президент Российской Федерации и исполнительная власть

Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы государства. Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняя важнейшие государственные функции, не входит в систему какой-либо ветви государственной власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не будет главой ни одной из трех ветвей государственной власти.

Президент РФ, не будучи главой исполнительной власти, играет тем не менее весьма значительную роль в сфере ее организации (т. е. формирования системы органов исполнительной власти) и функционирования (т. е. практического осуществления функций, компетенции, полномочий)

Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, кᴏᴛᴏᴩые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти:

  1. гарантирует права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина, кᴏᴛᴏᴩые реализуются чаще всего в области организации и функционирования государственного управления;
  2. формирует Правительство РФ;
  3. предлагает для одобрения Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ (В конечном счете Президент РФ может назначить на эту должность ϲʙᴏю кандидатуру.);
  4. обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ;
  5. вправе принимать или отклонять отставку Правительства РФ;
  6. определяет внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации (тем самым он оказывает огромное влияние на содержание деятельности высшего органа исполнительной власти в стране);
  7. вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия данных актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим судом. По϶ᴛᴏму такое право ограничивается во времени и контролируется по содержанию;
  8. вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ как по ϲʙᴏей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти. В случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ. Предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ может стать отказ одной из сторон вести переговоры по заключению соглашения, в то время как другая сторона выступила с инициативой несогласия с отдельными пунктами соглашения; отказ в подписании соглашения в целом и т. п.;
  9. представляет Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об оϲʙᴏбождении его от должности;
  10. по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и оϲʙᴏбождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  11. представляет Совету Федерации Федерального Собрания кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;
  12. формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
  13. формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;
  14. утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  15. назначает и оϲʙᴏбождает от должности полномочных представителей Президента РФ в российских регионах;
  16. назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

По представлению Председателя Правительства РФ Президент РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения и дополнения. Стоит заметить, что он имеет право вносить изменения в состав Правительства РФ, упразднять, объединять или преобразовывать федеральные органы исполнительной власти.

Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное положение.

Реализуя ϲʙᴏи полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество указов и распоряжений Президента РФ.

Высшие должностные лица субъектов РФ - краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - подчиняются Президенту РФ по предметам ведения Российской Федерации и осуществления полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Не стоит забывать, что важные функции исполнительной власти и государственного управления реализует Администрация Президента РФ, кᴏᴛᴏᴩая будет государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ. Правовое положение Администрации Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490, кᴏᴛᴏᴩым было утверждено Стоит сказать - положение об Администрации Президента Российской Федерации, а также другими указами Президента РФ.

О каждом структурном подразделении Администрации Президента РФ указом Президента РФ утверждается ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее положение, кᴏᴛᴏᴩое содержит в себетрадиционно следующие основные части: общие положения; основные функции управления; основные задачи управления; обеспечение деятельности управления; руководство управления (например, Стоит сказать - положение о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28 мая 2004 г. № 699; Стоит сказать - положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729; Стоит сказать - положение об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, утвержденное Указом Президента РФ от 22 мая 2004 г. № 662) Все самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ руководствуются в ϲʙᴏей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Стоит сказать - положением об Администрации Президента РФ и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими положениями о конкретном подразделении Администрации Президента РФ, кᴏᴛᴏᴩые утверждаются Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента РФ.

Администрация Президента РФ в целях обеспечения его деятельности осуществляет следующие функции:

  • организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы;
  • подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой;
  • подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении;
  • подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту документов;
  • обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;
  • осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в т.ч. по обеспечению прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;
  • подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
  • обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;
  • обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;
  • обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;
  • содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам;
  • сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;
  • учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих докладов Президенту РФ.

Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ. Президенту РФ в Администрации непосредственно подчиняются: Руководитель Администрации, Секретарь Совета Безопасности РФ, заместители Руководителя Администрации, помощники Президента РФ, пресс-секретарь, руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, старшие референты и референты Президента РФ.

Начиная административную реформу, Президент РФ ϲʙᴏим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 утвердил Стоит сказать - положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. В России образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Образование округов даст возможность более эффективно осуществлять федеральный контроль на уровне нескольких субъектов РФ, позволит ϲʙᴏевременно разрешать возникающие споры и конфликты между органами региональной государственной власти и территориальными органами федеральной исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 было утверждено Стоит сказать - положение о Государственном совете Российской Федерации, кᴏᴛᴏᴩый будет совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Важно заметить, что одними из основных задач Государственного совета РФ, возглавляемого Президентом РФ, будут: обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов РФ, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; обсуждение основных вопросов кадровой политики в стране. Государственный совет формируется в составе председателя Государственного совета (им будет Президент РФ) и его членов - высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ; все они участвуют в работе Государственного совета на общественных началах. Стоит сказать, для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе семи членов Государственного совета, кᴏᴛᴏᴩые не вправе делегировать ϲʙᴏи полномочия другим лицам. Заседания Государственного совета проводятся регулярнотрадиционно не реже одного раза в три месяца. Решения Государственного совета оформляются протоколом, кᴏᴛᴏᴩый подписывает секретарь Государственного совета. При необходимости решения Государственного совета оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ.

Указом Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1226 было утверждено Стоит сказать - положение о Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов. Этот Совет будет совещательным органом при Президенте РФ, способствующим взаимодействию между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов.

Новейший этап административной реформы в России был начат в сентябре 2004 г. В специальном обращении к народу Президента РФ В. В. Путина 4 сентября 2004 г. говорилось о подготовке комплекса мер, направленных на укрепление единства страны; были высказаны предложения главным образом по изменению порядка формирования исполнительной власти в субъектах РФ.

13 сентября 2004 г. на расширенном заседании Правительства РФ Президент РФ изложил идею изменения порядка избрания высших должностных лиц субъектов РФ развернуто. Речь шла о вопросах обеспечения единства страны, укреплении государственных структур, повышении доверия к власти, создании эффективной системы внутренней безопасности. Был сделан вывод о том, что целесообразно совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в регионах; высшие должностные лица субъектов РФ должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. Вторым важнейшим политическим заявлением Президента РФ стало предложение о целесообразности введения пропорциональной системы выборов в Государственную Думу.

По предложению президента в стране создана Общественная палата, кᴏᴛᴏᴩая осуществляет общественный контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также обеспечивает общественную экспертизу важнейших законопроектов и подзаконных актов. Порядок формирования и деятельности Общественной палаты устанавливается Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации». Этот Закон определяет правовые возможности осуществления контроля гражданским обществом за деятельностью государства. Установлено, что Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и opганов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и ϲʙᴏбод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества.

Логику президентских предложений по укреплению «вертикали власти» и единства правового пространства в системном виде можно представить следующим образом:

  1. 2000 г. - укрепление единства правового пространства Российской Федерации (реформирование порядка формирования Совета Федерации, создание Государственного совета, появление полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах; законодательное оформление мер, направленных на приведение законодательства субъектов РФ в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с Конституцией РФ и федеральными законами; установление правил федеративного управления и вмешательства в деятельность субъектов РФ; проведение органами юстиции (как на уровне Федерации, так и в ее субъектах) юридической экспертизы и регистрации нормативных правовых актов);
  2. 2001-2003 гг. - подготовка предложений по осуществлению административной реформы и ее практическое начало (нормативное закрепление плана административных преобразований; внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);
  3. март - май 2004 г. - издание указов Президента РФ, устанавливающих систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
  4. сентябрь - декабрь 2004 г. - обоснование предложений по изменению порядка формирования региональных органов исполнительной государственной власти (избрание высшего должностного лица субъекта РФ органом законодательной власти субъекта РФ по предложению Президента РФ), порядка избрания депутатов Государственной Думы, а также нормативное установление многих положений в Федеральном законе от 11 декабря 2004 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и конституцией (уставом) субъекта РФ. Решение о наделении гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации.

Президент РФ имеет право в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих случаях распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. К примеру, если после представления в третий раз кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации принял решение о ее отклонении либо не принял решение об отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации.

В случае если ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ приняты конституция (устав), закон субъекта РФ или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял мер по исполнению решения суда, в т.ч. не отменил нормативный правовой акт, признанный судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ от принятия в пределах ϲʙᴏих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации установленных Конституцией РФ, федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ выносит ϲʙᴏим указом предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ.

Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ указанный орган не принял в пределах ϲʙᴏих полномочий мер по исполнению решения суда. В ϶ᴛᴏм случае его полномочия прекращаются со дня вступления в силу решения Президента РФ о роспуске указанного органа.

Срок, в течение кᴏᴛᴏᴩого Президент РФ вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

Одним из признаков суверенитета Российской Федерации является распространение полномочий федеральных органов государственной власти на всю территорию страны. Конституция отводит особую роль Президенту РФ и Правительству РФ в обеспечении осуществления таких полномочий.

Президентом традиционно именуется глава государства в странах с республиканской формой правления. На протяжении более чем 70-летней истории существования СССР и РСФСР функции главы государства выполняли Генеральные секретари ЦК КПСС. С отменой ст. 6 Конституции СССР (1987), повлекшей за собой ликвидацию монополии КПСС в политической системе общества, был учрежден пост Председателя Верховного Совета СССР - высшего должностного лица СССР. В марте 1990 г. на третьем Съезде народных депутатов СССР был введен пост Президента СССР. Первым и последним Президентом СССР был М.С. Горбачев. Затем посты президентов были учреждены в ряде республик в составе СССР. По результатам проведенного всероссийского референдума (17 марта 1991 г.) был учрежден пост Президента России (вначале - Президент РСФСР, а затем - Президент РФ).

Согласно действующей Конституции России, «Президент Российской Федерации является главой государства» (ст. 80). Срок его полномочий увеличен с четырех до шести лет. В государствах с республиканской формой правления наделение президента страны на конституционном уровне полномочиями главы государства стало традиционным. Это позволяет ему занимать особое место в системе органов государственной власти. Не входя ни в одну из ее ветвей, он в то же время оказывает прямое или косвенное воздействие на процесс формирования и характер их действий. В большей степени это относится к федеральным органам исполнительной власти.

Реализуя свою компетенцию, предусмотренную в главе 4 Конституции РФ, Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти на всей территории государства. Это полномочие исходит от его статуса главы государства, гаранта суверенитета, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Компетенция Президента РФ реализуется по вопросам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент РФ имеет наибольший объем полномочий по отношению к органам исполнительной власти. Эти полномочия дают ему возможность формировать Правительство РФ и контролировать его работу. Именно Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ. Хотя такое назначение осуществляется только с согласия Государственной Думы, все-таки последнее слово остается за главой государства (ст. 111 Конституции РФ).

Право Президента РФ председательствовать на заседаниях Правительства РФ не сводится только к формальному ведению заседаний, он в отдельных случаях может взять руководство Правительством РФ на себя, давать непосредственно поручения и указания всем членам Правительства РФ, учитывая, что ряд руководителей федеральных органов исполнительной власти (МВД, МЧС, Минобороны, ФСБ, ФСО и т.д.) подчинены ему непосредственно. Это общепринятая мировая практика всех демократических и, тем более - недемократических государств.

Основным предназначением находящихся под непосредственным руководством Президента РФ федеральных министерств и ведомств являются вопросы обеспечения государственной (национальной) безопасности. Такое положение соответствует п. 1 ст. 87 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ «является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации».

Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента РФ с правительством страны является его право принимать решение об отставке Правительства РФ. Конституция РФ не устанавливает причин, по которым Президент РФ может принять такое решение. Оно может быть принято в силу неэффективности социально-экономической политики Правительства РФ или по иным причинам. Конституция РФ не устанавливает временных и других ограничений для использования этого полномочия Президентом РФ. Президент РФ Б.Н. Ельцин в 90-х гг. XX столетия активно использовал это свое конституционное полномочие.

Президент РФ в целях эффективной реализации полномочий по определению внутренней и внешней политики может создавать (образовывать) соответствующие структуры (комиссии, советы). Для решения возложенных на них задач они наделяются правом запрашивать необходимые материалы от органов государственной власти всех уровней (федеральных и региональных), органов местного самоуправления и от организаций. При необходимости они могут создавать рабочие группы по определенным направлениям с привлечением специалистов и ученых. Например, в целях выработки государственной политики в области формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров в 2008 г. была образована Комиссия при Президенте РФ . В целях совершенствования государственной политики в области развития финансового рынка был образован Совет при Президенте РФ по развитию финансового рынка .

Президент РФ ежегодно выступает с бюджетным посланием. Например, основными задачами бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу являются : обеспечение исполнения социальных обязательств; ограничение размеров бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности; переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля; определение оптимальных форм поддержки реального сектора экономики и финансовой системы; обеспечение повышения качества предоставления гражданам государственных услуг; усовершенствование механизма государственных закупок; определение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки; установление ответственности за неэффективное расходование средств; завершение формирования надежной и сбалансированной пенсионной системы; реализация комплекса мер по созданию безбарьерной среды для инвалидов.

В современной России постепенно складывается институт президентства со своими чертами и особенностями. Это позволило на законодательном уровне определить создание центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий . Они создаются без ограничения сроков деятельности. Целью их создания является изучение и публичное представление исторического наследия президентов РФ как неотъемлемой части истории развития России, ее демократических институтов и построения правового государства. Центры создаются Администрацией Президента РФ по согласованию с Президентом РФ, прекратившим свои полномочия. Финансирование их деятельности осуществляется из средств федерального бюджета.

Администрация Президента Российской Федерации представляет собой один из основных государственных институтов, находящийся в непосредственном подчинении главы государства. Она предназначена обеспечивать деятельность главы государства и осуществлять контроль за исполнением его решений. Ее полномочия производны от конституционных полномочий главы государства. С момента формирования Администрации Президента РФ (1991) ее статус, место в системе органов государственной власти и степень политического влияния с учетом накопленного опыта значительно изменились. Сейчас в состав Администрации также входят полномочные представители Президента РФ в федеральных округах и главные федеральные инспекторы в субъектах РФ.

Представители Президента РФ работают в Государственной Думе, Совете Федерации, Конституционном Суде РФ. В соответствии с Конституцией Президент РФ обладает правом назначать и освобождать своих полномочных представителей. Это имеет большое значение для обеспечения процесса взаимодействия Президента РФ с другими органами государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также с российскими регионами.

Деятельность полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах координирует Руководитель Администрации Президента РФ, а деятельность полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ - один из первых заместителей Руководителя Администрации Президента РФ.

В декабре 2013 г. в структуре Администрации Президента РФ было создано новое (21) управление по вопросам противодействия коррупции. Оно уполномочено заниматься проверкой достоверности и полноты деклараций о доходах, имуществе и расходах занимающих госдолж- ности граждан и претендентов на них, подготовкой предложений по кандидатурам на госдолжности, назначение на которые осуществляет президент, в части, касающейся соблюдения кандидатами антикоррупционных запретов и ограничений, выявлять и устранять условия возникновения конфликта интересов у служащих администрации.

Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах представляют собой один из элементов института президентской власти. В процессе обеспечения осуществления полномочий федеральных органов государственной власти особая роль отводится полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 институт полномочных представителей Президента РФ в регионах был преобразован в институт его полномочных представителей в семи федеральных округах. 19 января 2010 г. был образован новый, ставший восьмым Северо-Кавказский федеральный округ , а в марте 2014 г. - девятый по счету Крымский федеральный округ.

Полномочный представитель в Северо-Кавказском федеральном округе (А. Хлопонин) одновременно получил статус полномочного представителя и заместителя Председателя Правительства РФ. Таким образом, одновременно он находится в подчинении Президента РФ и Председателя Правительства РФ.

Подобный управленческий прецедент повлек за собой изменение в российском законодательстве. «В соответствии с указами Президента Российской Федерации заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» .

Текст Конституции РФ не содержит положения, предусматривающего возможность учреждения в стране системы федеральных округов. Федеральные округа существуют в мировой практике. Традиционно выделяют следующие две их разновидности. В государствах с федеративным устройством (США, Мексике, Аргентине, Бразилии, Нигерии) федеральный округ один и представляет собой столицу с прилегающей территорией или малонаселенный регион. Статус федерального округа в национальных федерациях различен и отражает особенности государственного устройства. В США он не входит в число субъектов этого государства. В Бразилии такой округ практически имеет тот же статус, что и штат.

Федеральные округа в Российской Федерации представляют собой особые территориальные образования, созданные для управления государственными делами во всем объеме в рамках федеральной компетенции. Их создание прежде всего было связано с необходимостью решения следующих первоочередных задач: восстановление управляемости государства; обеспечение его устойчивости и суверенности; укрепление властной вертикали; создание возможностей для контроля над деятельностью территориальных структур федеральных органов государственной власти.

Учреждение федеральных округов и последующая реорганизация института полномочных представителей Президента РФ на местах повлекли за собой существенное изменение в структуре ряда федеральных органов государственной власти и управления". Произошло перемещение некоторых функций федеральной власти из центрального аппарата управления на межрегиональный уровень (федеральные округа). Это повлекло за собой некоторую деконцентрацию полномочий федеральных органов государственной власти.

Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах обеспечивают координацию деятельности федеральных органов в округах, организуют взаимодействие этих органов с органами государственной власти субъектов РФ. Осуществляют контроль за исполнением федеральных законов и подзаконных актов на территории федеральных округов. Формируют кадровую политику федерального центра в регионах страны. Обеспечивают для руководства страны сбор и анализ достоверной информации о положении дел на местах во всех сферах общественной жизни с целью формирования обратной связи регионов с Президентом РФ и на этой основе определения в дальнейшем эффективной государственной политики по соответствующим вопросам.

В указе Президента РФ перечислены следующие функции и права полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе:

  • 1) обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
  • 2) анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения;
  • 3) организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
  • 4) организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
  • 5) вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • 6) взаимодействует с Контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры РФ при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и другие".

Создание этого института стало одним из важнейших шагов по обеспечению координации и взаимодействию государственных институтов всех управленческих уровней, укреплению вертикали власти и дальнейшему обеспечению государственного единства. Практические результаты деятельности полномочных представителей опровергли скептические точки зрения, высказываемые в отношении целесообразности их создания.

В кризисных ситуациях институт полномочных представителей в федеральных округах является важным политическим инструментом главы государства, в том числе и его скрытых (подразумеваемых) полномочий, позволяющим реализовывать директивные указания Президента РФ на местах.

Роль Правительства РФ по обеспечению полномочий федеральных органов государственной власти на всей территории РФ определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» (1997 г.).

Совет Безопасности Российской Федерации. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют о необходимости создания специального

государственного органа, основным предназначением которого является координирующая роль всех государственных структур в вопросах обеспечения безопасности различного вида. Например, в США для согласованности действий имеющихся в стране 15 спецслужб введена должность координатора.

В России таким органом является предусмотренный Конституцией РФ (п. »ж» ст. 83) Совет Безопасности РФ. Целевой элемент его компетенции заключается в осуществлении подготовки решений Президента РФ в области обеспечения безопасности, которые оформляются указами. Фактически Совет Безопасности является рабочим инструментом главы государства. На Совет Безопасности возложены задачи разработки общих концептуальных положений стратегии национальной безопасности и координации деятельности силовых структур, а также других министерств и ведомств по вопросам обеспечения национальных интересов России.

Совет Безопасности проводит работу «по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации» , оперативно готовит для Президента России проекты решений по их предотвращению, разрабатывает соответствующие предложения.

Круг вопросов, рассматриваемых Советом Безопасности РФ, весьма широк и соответствует характеру официально определенных внутренних и внешних угроз. Он уполномочен рассматривать «вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» (ч. 2 ст. 13).

Аппарат Совета Безопасности РФ на правах управления входит в состав Администрации Президента РФ .

В состав Совета Безопасности РФ входят: председатель (Президент РФ); секретарь (возглавляет аппарат Совета Безопасности и подчиняется непосредственно Президенту РФ); постоянные члены и члены Совета Безопасности (Председатель Правительства РФ и руководители ряда наиболее значимых федеральных министерств и ведомств, а также Президент Российской академии наук и руководитель Администрации Президента РФ).

При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов для участия в работе Совета Безопасности привлекаются их полномочные представители, а также (до марта 2004 г.) председатель государственного комитета РФ по национальной политике.

В связи с дальнейшей оптимизацией текущего и чрезвычайного законодательства, а также в соответствии с п. «ж» ст. 83 Конституции РФ и Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» указом Президента РФ были утверждены новые положения:

  • ? о Совете Безопасности РФ;
  • ? об аппарате Совета Безопасности РФ;
  • ? о Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сфере;
  • ? о Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по военной безопасности;
  • ? о Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по информационной безопасности;
  • ? о Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по общественной безопасности;
  • ? о Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по проблемам Содружества Независимых Государств;
  • ? о Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по проблемам стратегического планирования;
  • ? о Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по экологической безопасности;
  • ? о научном совете при Совете Безопасности РФ.

Совет Безопасности РФ является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности .

На Совет Безопасности РФ возложено решение следующих задач (ст. 3 Положения):

  • 1) обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий в области обеспечения национальной безопасности;
  • 2) формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;
  • 3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
  • 4) подготовка Президенту РФ предложений по следующим вопросам:
    • ? о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий,
    • ? о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности,
    • ? о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения, а также о введении и об отмене военного положения,
    • ? о реформировании существующих или об образовании новых государственных органов и организаций, осуществляющих функции в области обеспечения национальной безопасности,
    • ? об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны;
  • 5) формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;
  • 6) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения национальной безопасности;
  • 7) оценка эффективности, разработка критериев и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.

В зависимости от складывающейся ситуации Президент РФ может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством РФ.

Президент РФ является главой государства. Он находится над всеми ветвями власти, и при этом не входит ни в одну из них. Он приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги. Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Основные функции Президента РФ:

1) принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

2) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

3) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

4) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;

Президентская власть в Российской Федерации самостоятельна и существует наряду и в системе с законодательной, исполнительной и судебной властями, а Президент Российской Федерации как орган этой власти самостоятелен в отношении других органов государственной власти.

Президент Российской Федерации как орган государства, конечно, не является законодательным органом, но он - субъект законодательной власти. К тому же он - нормотворческий орган (ст. 90 Конституции Российской Федерации). Указы и распоряжения Президента не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, однако они образуют вместе с Конституцией и федеральными законами единую правовую систему государства, дополняют, конкретизируют и развивают законодательные акты. В этом также находит свое конкретное проявление осуществление его законодательной власти.

В отличие от предшествующей, Конституция Российской Федерации 1993 г. не наделяет Президента функциями главы исполнительной власти.

Определяя основные направления деятельности Правительства его Председатель руководствуется как Конституцией Р.Ф. и федеральными законами, так и указами Президента Р.Ф.


О самостоятельности и независимости исполнительной власти РФ можно говорить, лишь по отношению к законодательной и судебной властей. Президентская же власть, поглощая частично функции собственно исполнительной власти, стоит над этой властью, подчиняет и контролирует ее. Но президентская власть не тождественна исполнительной, не сливается с нею. Существуя относительно обособленно, исполнительная власть отнюдь не независима от власти президентской, подчинена ей и контролируется ею.

Т.е. в известном смысле исполнительная власть, по Конституции Р.Ф. 1993 г., это обособленная и специфическая форма власти президентской.

В соответствии с п. 3 ст. 115 Конституции Р.Ф. Президент Р.Ф. вправе отменить постановления и распоряжения Правительства Р.Ф. в случае их противоречия Конституции Р.Ф., федеральным законам и указам Президента Р.Ф.

На него, следовательно, возлагается как право решать вопрос законности, т.е. о соответствии Конституции Р.Ф., федеральным законам и указам Президента Р.Ф. принимаемых Правительством актов, так и исключительным правом их отмены.

Заметим, что компетенция Президента Р.Ф. в этом отношении шире соответствующего конституционного правомочия Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку последний, в соответствии с п. 2 ст. 125 Конституции Р.Ф., вправе принимать постановления о разрешении дела о соответствии нормативных актов Правительства Р.Ф. Конституции Р.Ф. Несоответствие этих правовых актов не только Конституции Р.Ф., но также федеральным законом и указам Президента вправе устанавливать лишь Президент Р.Ф. Он же отменяет указанные правовые акты.

Статья 112 (п.п. 1 и 2) Конституции Р.Ф. уполномочивает Председателя Правительства Р.Ф. не позднее недельного срока представить Президенту Р.Ф. предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предложить Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Р.Ф. и федеральных министров. Хотя в ст. 112 прямо не говорится, но из ее смысла следует, что Президент Р.Ф. утверждает как структуру федеральных органов исполнительной власти, так и персональный состав (о Председателе Правительства Р.Ф. уже говорилось) Правительства Р.Ф., т.е. непосредственно лично формирует центральный орган исполнительной власти.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!