Какой элемент отсутствует в финансовой правосубъектности государства. Индивидуальные субъекты финансового правоотношения. и его субъекты
Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица, выступающие как граждане, иностранные граждане и лица без гражданства . Очень редко индивидуальными субъектами финансового права являются должностные лица.
Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства выступают индивидуальными субъектами финансового права главным образом, в отношении их обязанностей по уплате налогов и сборов, а также в отношении их обязанностей как налоговых агентов. Так, в соответствии с действующим законодательством физические лица являются субъектами в отношении обязанности по уплате подоходного налога, налога на наследование или дарение, взносов в некоторые государственные социальные внебюджетные фонды и т.д.
Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства имеют равную финансовую правосубъектность, а поэтому они обозначены в законодательстве через категорию «физические лица». Например, законодатель, определяя субъектов налогового права - налогоплательщиков, использует в ст. 19 НК РФ понятие «физические лица». При этом согласно п. 2 ст. 11 НК РФ к физическим лицам - индивидуальным субъектам финансового права относятся и те, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты и иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесенной гражданским законодательством к предпринимательской.
Кроме того, физические лица как индивидуальные субъекты финансового права выступают и в качестве налоговых агентов (п. 2 ст. 9, ст. 24 НК РФ).
Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью (деликтоспособностью). Сущность финансовой правоспособности физического лица, как отмечают ученые, состоит в государственной воле 1 , т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит - вводит его в сферу отношений, регулируемых правом в качестве активной единицы , т.е. такой, которая способна иметь юридические права и обязанности в отношении определенных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания .
Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством .
Финансовая правоспособность физического лица характеризуется прежде всего через его юридические обязанности . Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Юридическая обязанность есть «родимое пятно» финансового права.
Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности .
Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную .
Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности .
Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.
Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает по достижении определенного возраста .
Возникает вопрос: с какого возраста физическое лицо приобретает финансовую , а точнее, налоговую дееспособность ? Другими словами, с какого возраста физическое лицо может быть субъектом финансового (налогового) правоотношения и, соответственно, нести ответственность за нарушения налогового законодательства?
В налоговом законодательстве этот вопрос последовательно не решен . В частности, в НК РФ не дано понятия налоговой правоспособности и дееспособности физического лица. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособности физического лица - 16 лет . Представляется, что такое решение законодателем вопроса о налоговой правоспособности физического лица не согласовано с гражданским, трудовым законодательством и будет порождать на практике затруднительные ситуации.
Итак, возраст возникновения финансовой (налоговой) дееспособности физического лица должен определяться однозначно - 14 лет . Безусловно, в налоговом законодательстве следует закрепить понятие «налоговая дееспособность» и указать, возраст физического лица, с которого она возникает. Соответственно, налоговая деликтоспособность физического лица также должна устанавливаться с 14 лет .
Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.
Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений.* Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства - он становится субъектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права.
_______________________
* См..АлексеевС.С. Указ. соч. М., 1982. Т. 2. С. 140; Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 482.
Таким образом, субъект финансового права - понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права в силу особенностей финансовых правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципальных образований. Например, не требуется и не предполагается реализация всех прав, которыми наделяет законодательство субъектов гражданского права (права наследования, дарения, купли-продажи и т.д.). Иное дело финансовые правоотношения: участие в них государственных органов (или органов местного самоуправления) с определенной компетенцией в принципе предполагает необходимость полного осуществления входящих в нее прав и обязанностей в области финансов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав (например, право изыскания и использования дополнительно выявленных, сверх утвержденных по бюджету доходов, право обращения с заявлением об отсрочке или рассрочке налоговых платежей и др.).
Особенности круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты. Каждая из них отличается своеобразием. Возможно подразделение субъектов финансового права и на две группы:
а) организации, куда входят две первые из названных выше групп, и б) граждане (или физические лица) в качестве индивидуальных субъектов. Такая классификация также целесообразна и имеет значение при рассмотрении ряда вопросов (например, об ответственности субъектов финансового права). Однако подразделение на три группы полнее раскрывает особенности круга субъектов финансового права.
В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:
Российская Федерация;
субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа;
муниципальные образования - городские, сельские поселения и иные территории;
административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;
административно-территориальные образования особого режима.*
_____________________
* См.: Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» с изм. от 28 ноября 1996 г. // ВВС. 1992. № 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5503; Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации. Утв. пост. Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 655 // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3180.
Такой круг субъектов свойствен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправления, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета государству и его территориальному подразделению является и необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу - государство, автономию, муниципальное образование. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают целым комплексом прав на получение определенных бюджетных доходов и использование их для социально-экономического развития соответствующей территории.
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают субъектами права и в других финансовых отношениях: например, в отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, края, области и т.д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, т.е. соответствующего государственного или местного бюджета.
Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.
Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях.
В их круг входят: органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти - как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции - министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.
Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).
Участие в правоотношениях не только органов исполнительной, но и представительной власти - характерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.
Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации. Компетенция соответствующего органа распределяется между его структурными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.
Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности. В качестве основной цели своей деятельности они преследуют извлечение прибыли и действуют на праве хозяйственного ведения. Такие организации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. (ст. 50 ГК РФ). Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако законодательством предусматривается возможность стать субъектом финансовых правоотношений и филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий (например, по поводу уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость).
Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления.* Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличаются спецификой, обусловленной наличием у государственных органов полномочий по управлению их финансовой деятельностью, определенным ограничением их самостоятельности.
______________________
* О создании казенных предприятий см.: Указ Президента РФ «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г.//СЗ РФ. 1994. №5. С. 303; ст. 115 ГК РФ.
В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные и другие объединения. Они создаются на договорной основе, действуют на принципах коммерческого расчета, самофинансирования и самоуправления и вступают в соответствующих случаях в финансовые отношения.
Указом Президента от 5 декабря 1993 г. установлена новая форма объединений - финансово-промышленные группы, деятельность которых впоследствии урегулирована законом.* Это совокупность предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединяющих инвестиции (капиталы), материальные и финансовые ресурсы (с учетом антимонопольного законодательства) для повышения эффективности производственного процесса.
______________________
* САПП. 1993. №49. Ст. 4766; Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.
Учреждения, которые являются некоммерческими организациями (не имеющими своей основной целью получение прибыли), создаваемые для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности,* являются субъектами финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Однако все большее значение приобретают права и обязанности учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, получаемых ими в результате выполнения работ, оказания дополнительных услуг и т.п.
______________________
* См.: Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. // СЗ РФ 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849; ст. 50 ГК РФ; ст. 161 БК РФ; Федеральный закон «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 9 июля 1999 г // Российская газета. 1999 14 июля.
Рассмотренные предприятия, организации и учреждения в финансовых правоотношениях, как правило, имеют и качество юридического лица, однако в установленных законом случаях участниками этих правоотношений могут быть и их филиалы, представительства.
Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица, - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Законодательство определяет, в каких случаях субъектами финансового права РФ могут быть не только граждане России, но и иностранцы и лица без гражданства.
Среди физических лиц - субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).
Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ - они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов. Оно основано на положениях Конституции России (ч. 1 ст. 32).
Смотрите также:
Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица. Они являются субъектами налогового права, а также субъектами права на получение государственных финансовых ресурсов и в ряде случаев -- субъектами права контроля и предоставления информации.
К физическим лицам как субъектам налогового права относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, к категории физических лиц как субъектов налогового права относятся индивидуальные предприниматели, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы (ст. 11 НК РФ).
Финансовая правосубъектностъ физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью. Сущность финансовой правоспособности физического лица состоит в государственной воле, т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит -- вводит его в сферу отношений, регулируемых правом в качестве активной единицы, т.е. такой, которая способна иметь юридические права и обязанности в отношении определенных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания.
Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством.
Финансовая правоспособность физического лица характеризуется прежде всего через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.
Обязанности и права физического лица, через которые раскрывается его финансовая правоспособность, зафиксированы, в частности, в ст. 21, 23 и 24 НК РФ.
Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности.
Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляются в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.
Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает по достижении определенного возраста.
В финансовом праве возраст наступления финансовой дееспособности физического лица не определен. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособности физического лица -- 16 лет. Учитывая, что деликтоспособность является составляющей дееспособности, можно утверждать, что налоговая дееспособность в целом у физического лица возникает с 16 лет.
Физические лица как субъекты налогового права выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Такой вывод следует из ст. 19 НК РФ, установившей, что «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».
Физические лица в соответствии с действующим законодательством являются плательщиками налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, акцизов, налога на добавленную стоимость, налога с продаж и т.д.
Физические лица являются субъектами налогового права, выступая и в качестве налоговых агентов (ст. 24 НК РФ). Такой вывод следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых агентов. Так, в частности, предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюджетные фонды -- сумму единого социального налога.
Правосубъектность физического лица, выступающего в качестве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 НК РФ), а также обязанности, зафиксированные в ст. 24 НК РФ. Среди них обязанности:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Физические лица являются субъектами финансового права и в отношении права получения из бюджета средств в форме субвенций и субсидий (ст. 69 БК РФ). Кроме того, в ряде случаев физические лица являются субъектами финансового права в отношении прав на получение денежных средств из государственных внебюджетных фондов. Так, в частности, в соответствии с Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г., Фонд социального страхования РФ производит ежемесячно и единовременно страховые выплаты физическим лицам, имеющим право на получение выплат в связи со смертью застрахованных и др.
Наконец, в ряде случаев специфическим субъектом финансового права выступают нотариусы. В соответствии со ст. 22, 37, 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. нотариусы контролируют уплату госпошлины при совершении юридически значимых действий в пользу ее пла-тельщиков. Кроме того, в соответствии с п.6 ст. 85 НК РФ нотариусы, осуществляющие частную практику, являются субъектами финансового права в отношении обязанности сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения.
В большинстве случаев финансовая правосубъектность физического лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности, однако в ряде случаев возможно их несовпадение. Это имеет место в тех случаях, когда несовершеннолетние являются собственниками имущества и доходов, составляющих объект налогов и сборов. В этом случае до достижения этими лицами налоговой дееспособности, т.е. 16 лет, от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители. Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика -- физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ, т.е. родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).
Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого лица.
Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распределяются между несовершеннолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном и попечителем.
Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финансового правоотношения”, хотя они во многом совпадают. Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения- это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях.
Субъект финансового права обладает качеством финансовой правосубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения. Понятие «финансовая правосубъектность» включает в себя понятия «правоспособность» и «дееспособность».
Финансовая правоспособность - это способность иметь финансовые права и обязанности, предусмотренные в законе.
Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) — это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также нести ответственность за их неисполнение и нарушение правовой нормы..
У таких субъектов финансового права как государственные органы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правоспособность и дееспособность (правосубъектность) возникают одновременно, с момента их юридической регистрации.
Пределы дееспособности у организаций определены их финансовыми правами и обязанностями, а у государственных органов - компетенцией в области финансовой деятельности, установленной в законодательстве. Аналогично решается вопрос и с должностными лицами как субъектами финансового права.
Субъекты финансового права подразделяются на три группы:
а) общественно-территориальные образования;
б) коллективные субъекты;
в) индивидуальные субъекты.
К общественно-территориальным образованиям относятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государство), а также муниципальные образования.
Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ.
Принадлежность бюджета общественно-территориальным образованиям является и необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу - государство, автономию, административно-территориальное подразделение.
Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.
Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации.
Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.
Участие в правоотношениях не только органов государственного управления, но и органов представительной власти - характерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.
К юридическим лицам - субъектам финансового права относятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые объединения граждан, как крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита, других источников финансирования.
Индивидуальные субъекты финансового права - это физические лица (граждане, иностранцы и лица без гражданства). Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Индивидуальными субъектами финансового права иногда являются должностные лица.
· Публично-правовые образования, к которым относится РФ, субъекты РФ и муниципальные образования;
· Коллективные субъекты. К этой группе относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица различных форм собственности, центральный банк РФ, государственные корпорации, бюджетные автономные и казённые учреждения;
· Индивидуальные субъекты: граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и т.д., а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без юридического образования, и главы крестьянской деятельности.
Читайте также:
Субъекты финансового права
Финансы Коллективные субъекты финансового права
Муниципальные образования как субъекты финансового права
Помимо Российской Федерации и субъектов РФ в качестве субъектов финансового права в классификационный ряд «общественно-территориальные образования» включаются муниципальные образования.
Муниципальное образование является субъектом финансового права в отношении прав: формирования и исполнения местного бюджета; установления местных налогов; выпуска муниципальных займов , а также взаимосвязанных с этими правами обязанностей и прав.
Вместе с тем, согласно ст. 139 и 141 БК РФ из бюджета субъекта РФ местному бюджету выделяются:
а) средства из фонда финансовой поддержки муниципальных образований; б) субвенции и иные формы помощи , предусмотренные бюджетным законодательством субъекта РФ. Соответственно, муниципальное образование является субъектом финансового права в отношении прав на получение вышеназванных финансовых ресурсов.
Во всех вышеперечисленных случаях муниципальные образования (ᴛ.ᴇ. население), являясь субъектом финансового права, выступают в финансовых правоотношениях в лице представительных и соответствующих исполнительных органов местного самоуправления.
Муниципальное образование является субъектом финансового права и в отношении права населения соответствующей территории непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования, а также в отношении права собраний (сходов) граждан осуществлять полномочия представительных органов местного самоуправления. Эти права муниципального образования записаны в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».
Большой круг субъектов финансового права составляют коллективные субъекты.
Под коллективными субъектами финансового права, следует понимать организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные финансовыми правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицировано, как единое целое.
К коллективным субъектам финансового права относятся:
а) органы государственной власти;
б) Центральный банк РФ коммерческие банки, наделенные властными полномочиями;
в) организации (предприятия, бюджетные учреждения) .
Основанием для признания органов государственной власти субъектами финансового права является наличие у них компетенции в области финансовой деятельности государства. Коллективными субъектами финансового права являются представительные и исполнительные органы государственной власти.
Органы государственной власти, являясь коллективными субъектами финансового права, выступают в качестве уполномоченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере его финансовой деятельности, они находятся в постоянно длящихся отношениях с государством, где уполномочены выражать государственную волю в установленных им пределах.
К коллективным субъектам финансового права относится также и Центральный банк РФ . Как уже отмечалось. Центральный банк РФ является органом, осуществляющим финансовую деятельность государства. По этой причине он обладает компетенцией в сфере финансов и является субъектом финансового права. Это имеет место тогда, когда исходя из статьи 23 ФЗ о Центральном банке РФ, он выполняет свои обязанности по операциям с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в ряде случаев Центральный банк РФ выступает не как орган, осуществляющий финансовую деятельность государства, а является лишь участником отношений в сфере государственных финансов . Так, исходя из статьи 26 ФЗ о Центральном банке РФ 50% прибыли Банка России перечисляется в доход федерального бюджета. В аналогичном качестве Центральный банк выступал до 1996 ᴦ., когда выделял кредиты Правительству РФ на покрытие дефицита и временных кассовых разрывов по бюджету.
Наконец, Центральный банк РФ является участником отношений в сфере финансов и тогда, когда получает из федерального бюджета средства на затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ .
Во всех этих случаях Центральный банк РФ выступает не как уполномоченный государством орган, а просто как юридическое лицо .
По этой причине, являясь субъектом финансового права в отношении обязанности по перечислению в бюджет части прибыли, в отношении права на получение из бюджета средств на обслуживание государственного внутреннего долга, он обладает не компетенцией, а правосубъектностью юридического лица.
Помимо Центрального банка РФ к коллективным субъектам финансового права относятся коммерческие банки , выступающие в качестве юридических лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов.
§ 3. Субъекты финансового права
Анализ законодательства приводит к выводу, что деятельность коммерческого банка как агента валютного контроля хотя и косвенно, но все же обеспечивает финансовую деятельность государства .
Вместе с тем, коммерческие банки являются коллективными субъектами финансового права в отношении права установления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций . Их финансово-правовой характер, а значит, «вовлеченность» в процесс финансовой деятельности государства обусловлен направленностью на более полное и своевременное внесение в бюджет налогов и других обязательных платежей. Ведь ограничение предприятия «по кассе» гарантирует производство основной массы операций в безналичном порядке через расчетный счет. В этом случае коммерческий банк выступает как орган, наделенный государством властными полномочиями.
Коллективными субъектами финансового права, помимо перечисленных, являются организации (предприятия, бюджетные учреждения).
Последние обладают финансовой правосубъектностью в отношении:
а) прав на получение бюджетных средств в порядке ассигнований;
б) прав на получение бюджетных кредитов;
в) обязанностей на перечисление в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия и части прибыли государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения;
г) обязанностей по уплате налогов и сборов;
д) обязанностей налоговых агентов;
е) прав на участие в процессе составления проекта бюджета (сметный процесс);
ж) обязанности представлять в налоговые органы информацию.
Юридические лица, не являющиеся государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также бюджетными учреждениями, являются коллективными субъектами финансового права, ибо они способны приобрести право на получение бюджетных кредитов на условиях возвратности и возмездности .
Организации являются субъектами финансового права и в отношении обязанности по уплате налогов, сборов, а также производных от нее обязанностей и прав, зафиксированных в ст. 23 и 24 НК РФ. Их правосубъектность в этом случае определена качеством юридического лица и наличием того вида предпринимательской деятельности, тех доходов или того имущества, которые указаны в законодательстве для этих субъектов. К примеру, согласно законодательству об НДС субъектом НДС являются предприятия и организации, имеющие статус юридического лица и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность. Можно сказать, что правосубъектность предприятий и организаций в этих случаях определяется общими и специальными признаками, указанными в законодательстве.
Организации являются коллективными субъектами финансового права, выступая в качестве налоговых агентов .
Согласно п.2 ст. 9, 24 НК РФ налоговыми агентами признаются организации, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Финансовая правосубъектность организаций как налоговых агентов существует в отношении их обязанностей, зафиксированных в п. 2 ст. 24 НК РФ, а также прав, аналогичных тем, которые имеют налогоплательщики (ст. 21 НК РФ).
В числе обязанностей налоговых агентов следующие :
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Вместе с тем, коллективными субъектами финансового права должны признаваться организации, в обязанность которых входит представление в налоговые органы информации, крайне важной для исчисления налогов, а также выполнения некоторых других операций. Перечень этих организаций дан, прежде всего, в ст. 85 НК РФ. Так, информировать налоговые органы обязаны :
1) Органы, регистрирующие организации и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
2) органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства либо рождения и смерти;
3) органы, регистрирующие недвижимое имущество, являющееся объектом налогообложения;
4) органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и проч., которые осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;
5) органы, уполномоченные совершать нотариальные действия в отношении нотариального удостоверения права на наследство и договоров дарения;
6) органы, выдающие лицензии, свидетельства и иные подобные документы физическим лицам, осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуᴦ.
В круг этих же субъектов финансового права включаются и банки, которые исходя из статьи 86 НК РФ обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя . Вместе с тем, банки являются коллективными субъектами финансового права и в отношении обязанностей по приостановлению операций по счетам налогоплательщиков и взысканию налогов и сборов по решению налогового органа. Эти обязанности банков установлены в ст. 60 и 76 НК РФ.
Читайте также
Муниципальные образования как субъекты финансового права Помимо Российской Федерации и субъектов РФ в качестве субъектов финансового права в классификационный ряд «общественно-территориальные образования» включаются муниципальные образования. Муниципальное… [читать подробенее]
Субъекты финансового права
Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.
Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства - он становится субъектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т. е. остается субъектом финансового права.
Таким образом, субъект финансового права - понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права, в силу особенностей финансовых правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципальных образований. Участие в них государственных органов (или органов местного самоуправления) с определенной компетенцией в принципе предполагает необходимость полного осуществления входящих в нее прав и обязанностей в области финансов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав.
Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.
В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения входят:
а) Российская Федерация; субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область;
б) муниципальные образования;
в) городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования;
г) административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования, наукограды, свободные экономические зоны).
Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают субъектами права и в других финансовых отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, области и т. д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, т. е. соответствующего государственного или местного бюджета.
Закрытые административно-территориальные образования и наукограды - это имеющие органы местного самоуправления административно-территориальные единицы с особым правовым режимом, установленным законодательством. В отличие от обычных муниципальных образований, они вступают в финансовые (бюджетные) правоотношения непосредственно с федеральными органами власти. Свободная экономическая зона отличается особой системой налогообложения (ст. 18 НК РФ).
Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: государственные органы представительной и исполнительной власти; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.
Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации и в силу своей обязательности требующую от них активных действий.
Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности. В качестве основной цели своей деятельности они преследуют извлечение прибыли. Такие организации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли (ст. 50 ГК РФ) и т. д. Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако законодательством предусматривается возможность филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий исполнять обязанности последних, в частности по уплате налогов по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ).
Среди этой-группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой государственные и муниципальные унитарные, в том числе казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличается спецификой.
В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Такими объединениями являются союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные и другие объединения, например финансово-промышленные группы. Все они в соответствующих случаях вступают в финансовые отношения.
С переходом к рыночной экономике развилась сеть малых предприятий, которые также вступают с государством и муниципальными образованиями в финансовые правоотношения, отличающиеся от других своей спецификой. Например, применительно к ним действует упрощенная система налогообложения.
Учреждения, которые являются некоммерческими организациями (не имеющими своей основной целью получение прибыли), создаваемыми для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности, являются субъектами финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Однако все большее значение приобретают права и обязанности учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, получаемых ими в результате предпринимательской и иной деятельности (оказания дополнительных услуг и т. п.), приносящей доходы.
Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Среди физических лиц - субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ - они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции России (ст. 32).
⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒
Понятие субъекта права является ключевым для всякой правовой науки. Ведь субъект права - это потенциальный субъект правоотношения , который непосредственно реализует предоставленные законом права и обязанности. В связи с этим важно знать, кто может быть субъектом правоотношения, какие его характеристики должны быть зафиксированы в законодательстве и т.д.
Субъект, финансового права обладает финансовой правосубъектностью и может благодаря этому участвовать в конкретном финансовом правоотношении.
Понятие «субъект финансового права» тесно связано с понятием «субъект финансового правоотношения», однако это разные понятия.
Субъект финансового правоотношения - это тот, кто участвует в конкретном финансовом правоотношении и, таким образом, реализует принадлежащие ему субъективные обязанности и права.
Субъект финансового права - это не участник конкретного финансового правоотношения, он не обладает конкретными субъективными финансовыми правами и "обязанностями. Субъект финансового права обладает качеством финансовой правосубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения.
Понятие «финансовая правосубъектность» включает в себя понятие «финансовая правоспособность» и «финансовая дееспособность».
Финансовая правоспособность - это способность иметь финансовые права и обязанности, предусмотренные в законе.
Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) - это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию. В большинстве случаев лицо, являющееся финансово дееспособным, одновременно является и финансово деликтоспособным, т.е. способным отвечать за неисполнение финансовых обязанностей и неправомерную реализацию финансовых прав. Поэтому, в сущности, финансовая деликтоспособность представляет собой одну из сторон финансовой дееспособности.
Однако существуют ситуации, когда структурные элементы правосубъектности распределяются между двумя лицами. Примером является ст. 50 НК РФ, устанавливающая режим исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица. Из анализа этой статьи следует, что при реорганизации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику.
Различие между правоспособностью и дееспособностью важно для характеристики финансовой правосубъектности физических лиц как субъектов финансового права, так как способность приобретать финансовые права и исполнять финансовые обязанности возникает у физических лиц лишь по достижении определенного возраста . В связи с этим, будучи финансово-правоспособными, они до достижения определенного возраста не являются финансово дееспособными.
У таких субъектов финансового права как государственные органы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность одновременно, т.е. «праводееспособность ». Ее пределы у организаций определены их финансовыми правами и обязанностями , а у государственных органов - компетенцией в области финансовой деятельности, установленной в законодательстве. Аналогично решается вопрос и с должностными лицами как субъектами финансового права.
Субъекты финансового права весьма многообразны . Они подразделяются на три группы :
а) общественно-территориальные образования:
б) коллективные субъекты;
в) индивидуальные , субъекты.
К общественно-территориальным образованиям относятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государство), а также муниципальные образования.
К коллективным субъектам - органы государственной власти, организации и проч.
Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица и иногда должностные лица.