14.53 коап рф составляет протокол. О некоторых проблемах правоприменительной практики "антитабачного" закона (Булатецкий П.С.)

Статья 546. Изменение и расторжение договора энергоснабжения

Комментарий к Ст. 546 ГК РФ:

1. Покупатель в любое время вправе отказаться от договора в одностороннем порядке при условии оплаты стоимости энергии, потребленной до момента отказа. Согласно абз. 6 п. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике данное право принадлежит любому покупателю независимо от того, выступает в таком качестве физическое или юридическое лицо. Соответственно, противоречащие указанному правилу положения абз. 1 п. 1 коммент. ст. не подлежат применению.

Право на отказ не зависит также и от того, заключен договор на определенный срок или без указания срока.

2. Никаких специальных правил, устанавливающих возможность одностороннего отказа от договора продавцом, ни Закон об электроэнергетике, ни Правила розничных рынков электрической энергии не содержат. В этой связи возникает вопрос о возможности применения в настоящее время положений абз. 2 п. 1 коммент. ст. Видимо, ответ на него должен быть отрицательным, поскольку мы имеем дело с квалифицированным умолчанием законодателя.

Прекращение договора по инициативе продавца возможно только в случаях и порядке, которые установлены общими правилами .

3. Расторжение договора (односторонний отказ от него) допускается в установленных случаях только при условии уведомления о своем намерении сетевой организации (п. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике, п. 83 Правил розничных рынков электрической энергии).

4. Режим подачи энергии (т.е. количество и качество энергии, передаваемой в разное время) определяется договором. В договоре также указывается категория надежности снабжения потребителя электрической энергией. Она обусловливает допустимое число часов отключения в год, не связанного с неисполнением обязательств потребителем, а также с обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями, исключающими ответственность перед потребителем, и срок восстановления энергоснабжения (подр. см. п. 113 Правил розничных рынков электрической энергии).

5. Ограничение режима потребления может вводиться в случаях: а) неисполнения (ненадлежащего исполнения) потребителем обязательств по оплате (см. коммент. к ст. 544 ГК РФ); б) выявления фактов безучетного потребления электрической энергии (см. коммент. к ст. 543 ГК РФ); в) выявления неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей; г) возникновения (или угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов - так называемое аварийное отключение; д) возникновения внерегламентных отключений (вводимых по инициативе сетевых организаций или владельцев генерирующего оборудования либо являющихся следствием повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных явлений); е) наличия обращения потребителя (п. 161 Правил розничных рынков электрической энергии).

Полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи электрической энергии потребителю, а частичное - снижение объема электрической энергии, подаваемой потребителю, по сравнению с объемом, определенным в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), или фактической потребностью (для граждан-потребителей), либо прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца.

Порядок введения ограничения режима потребления, его уровень и сроки установлены пп. 165 - 194 Правил розничных рынков электрической энергии.

Положения п. 2 - 3 коммент. ст. применяются в части, не противоречащей специальному законодательству (п. 4 ст. 539 ГК РФ).

6. При нарушении порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, убытки, возникшие у покупателя в результате такого неправомерного ограничения, подлежат возмещению в полном объеме (п. 3 ст. 39 Закона об электроэнергетике).

Договор энергоснабжения

1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, в также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

2. Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.

Применение правил об энергоснабжении к иным договорам

1. Правила, предусмотренные - настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

2. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения ( - ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

1. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

2. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом — юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 37-ФЗ)

3. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

(в ред. Федерального закона от 26.03.2003 N 37-ФЗ)

Комментарии к статье

1. Договор энергоснабжения не предусматривает обязанности гражданина, использующего энергию для бытового потребления, принимать энергию. С этим связано и право абонента-гражданина расторгнуть договор в одностороннем порядке, уведомив об этом энергоснабжающую организацию. Аналогичной возможности для юридических лиц и граждан-предпринимателей закон не предусматривает. Однако в силу общих правил ст. 450 и 451 ГК указанные абоненты также могут требовать расторжения договора в случаях его существенного нарушения энергоснабжающей организацией или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

2. Если абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случаях существенного нарушения абонентом условий договора в соответствии со ст. 523 ГК. Это правило сформулировано неудачно. Во-первых, ст. 523 ГК содержит лишь одно основание одностороннего расторжения договора, применимое к энергоснабжению: неоднократное нарушение сроков оплаты. Но существенными могут быть и другие нарушения договора абонентом (напр., нарушение условий о соблюдении безопасности, режима потребления, обеспечения качества энергии). Причем последствия нарушения этих условий могут быть гораздо более тяжелыми, чем просрочка оплаты. Таким образом, буквальное толкование закона резко ограничивает возможности энергоснабжающих организаций по воздействию на недобросовестных абонентов.

Во-вторых, из содержания абз. 2 п. 1 и абз. 2 п. 2 коммент. ст. можно сделать вывод о том, что энергоснабжающая организация не вправе отказаться от исполнения договора на энергоснабжение потребителя - физического лица. Однако п. 5.1.3 Правил предоставления коммунальных услуг позволяет энергоснабжающей организации прекратить тепло-, электро- и водоснабжение гражданина, если он не оплачивает коммунальные услуги свыше трех месяцев либо нарушает технические правила пользования присоединенной сетью.

Таким образом, абз. 2 п. 1 настоящей статьи следует толковать лишь как запрет на прекращение подачи энергии юридическим лицам, перечисленным в законодательстве, в качестве санкции за просрочку оплаты энергии (см., напр., Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат прекращению или ограничению ниже установленных им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июня 1998 г. N 601 // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2915).

3. Режим подачи энергии (т. е. количество и качество энергии, передаваемой в разное время) является существенным условием договора энергоснабжения абонентов - юридических лиц или граждан-предпринимателей. Тогда как граждане, использующие энергию для бытовых нужд, вправе потреблять ее в любом режиме.

По общему правилу снабжение абонента энергией должно производиться непрерывно. Однако договор может предусматривать и условия о перерывах (прекращениях) и ограничениях подачи энергии. Кроме того, энергоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке ограничить или прекратить подачу энергии абоненту, если состояние его энергетических установок угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. Прекращение или ограничение энергоснабжения абонента - юридического лица допускаются также в случае нарушения им обязательств по оплате энергии. Во всех случаях ограничения или прекращения подачи энергии по указанным основаниям энергоснабжающая организация обязана предварительно предупредить об этом абонента.

4. Снабжение энергией может прерываться (прекращаться) или ограничиваться энергоснабжающей организацией в одностороннем порядке и для предотвращения или ликвидации аварий в энергосистемах (см. Положение об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22 июня 1999 г. N 664 // СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3365). При этом абонент должен быть хотя и post factum, но немедленно уведомлен о нарушении режима подачи энергии.

Судебная практика по ст. 14.53 КоАП РФ обжалование штрафов за несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями

ВОЛОГОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Дело N 12-1637/2017

РЕШЕНИЕ
город Вологда 11 октября 2017 года
Судья Вологодского городского суда Давыдова О.Н., рассмотрев жалобу М. на постановление Управления Роспотребнадзора по Вологодской области N от 12 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.53 ч. 1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением Управления Роспотребнадзора по Вологодской области N от 12 июля 2017 года М. была признана виновной в административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.53 ч. 1 КоАП РФ, совершенном при следующих обстоятельствах:
19 июня 2017 года в 15 часов 55 минут М. в торговом киоске по адресу: <адрес>, осуществила продажу пачки сигарет «BOND» по цене 85 руб. 00 коп., чем нарушила требования ст. 19 Федерального закона от 23.02.13 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Данным постановлением М. подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
М. подала в Вологодский городской суд жалобу, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы указала, что торговля табачной продукцией осуществлялась не в киоске, а в павильоне, что в соответствии с нормами законодательства не запрещено. Торговый павильон был установлен на основании проектной документации, на земельном участке, предоставленном для установки и эксплуатации торгового павильона.
В судебное заседание М. не явилась, извещена надлежаще, причина неявки не известна.
Защитник Т.Ф. жалобу поддержала. Не возражает против применения ст 4.1.1 КоАП РФ.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Вологодской области по доверенности П. в судебном заседании пояснил, что с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в отзыве. ИП ФИО1 относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, не возражает против применения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, учитывая положения Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», приходит к следующему:
Факт административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.53 ч. 1 КоАП РФ, и вина М. подтверждены совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которые являются достаточными и допустимыми для рассмотрения дела по существу.
Данные доказательства получены без нарушения закона, оснований не доверять им не имеется. Противоречий между представленными суду доказательствами не усматривается.
Суд находит вину М. в совершении административного правонарушения доказанной, и считает правильной квалификацию ее действий по статье 14.53 ч. 1 КоАП РФ — несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Принимая во внимание, что ранее М. к административной ответственности не привлекалась, учитывая все обстоятельства дела, суд полагает возможным применить ст. 4.1.1 ч. 1 КоАП РФ и заменить штраф на предупреждение, поэтому постановление Управления Роспотребнадзора по Вологодской области N от 12 июля 2017 года о привлечении М. к административной ответственности по статье 14.53 ч. 1 КоАП РФ следует изменить, заменить административный штраф на предупреждение.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 — 30.7 КоАП РФ, суд

Постановление Управления Роспотребнадзора по Вологодской области N от 12 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ, в отношении М. изменить, резолютивную часть изложить в следующей редакции:
— признать М. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ и подвергнуть ее административному наказанию в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.

Судебная практика по ст. 14.53 КоАП РФ

Общеизвестно, что одним из приоритетных направлений современной государственной политики является противодействие потреблению табака. В целях снижения распространенности его потребления среди населения и связанных с этим процессом негативных медицинских, демографических и других социально-экономических последствий с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака была разработана Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 гг. , а также принят Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ).

Между тем, несмотря на положительно взятый государством вектор в области охраны здоровья граждан и обеспечения благоприятной окружающей среды - этих основополагающих прав, закрепленных в ст. 41, 42 Конституции РФ, правоприменительная практика так называемого антитабачного закона не лишена недостатков, требующих своевременного вмешательства.
Так, абсурдной представляется его реализация в части обеспечения выполнения ограничений, установленных ст. 19, 20 Закона N 15-ФЗ в области торговли табачной продукцией и табачными изделиями, за несоблюдение которых законодательством установлена административная ответственность, предусмотренная ч. 1, 3 ст. 14.53 КоАП РФ.

Как известно, 1 июня 2014 г. в соответствии с этими ограничениями существенно сократилось число мест, где разрешена розничная торговля табачной продукцией и табачными изделиями. По общему правилу их реализация возможна только в магазинах и павильонах (ч. 1 ст. 19 Закона N 15-ФЗ), при этом законодатель установил, что понимается под данными торговыми объектами. В иных же торговых объектах, таких как киоски, палатки, ларьки и т.д., оборот табачных изделий и табачной продукции запрещен, за исключением случаев, когда в населенном пункте магазины и павильоны отсутствуют. При таких обстоятельствах допускается реализация табака в иных точках продажи, а также путем развозной торговли (ч. 2 ст. 19 Закона 15-ФЗ).

Кроме того, Законом N 15-ФЗ установлен запрет на способы реализации табачной продукции. Так, в частности, с 1 июня 2014 г. недопустима ее продажа путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом (например, через сеть Интернет), с использованием автоматов и иными способами (ч. 3 ст. 19 Закона N 15-ФЗ), а также с выкладкой и демонстрацией в торговом объекте (ч. 4 ст. 19 Закона N 15-ФЗ), за исключением предоставления покупателю информации о продаваемой табачной продукции, которая должна быть оформлена надлежащим образом (ч. 5 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).
Единственным органом, должностные лица которого в соответствии со ст. 23.49 и ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ вправе составлять протоколы и рассматривать дела по данным административным правонарушениям, выступают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, т.е. территориальные органы Роспотребнадзора . Однако последние, в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" , своего административного регламента , могут выявлять и пресекать административные правонарушения в области торговли табачными изделиями и табачной продукцией лишь в ходе плановых и внеплановых проверок. Между тем, учитывая порядок их проведения, лицо, осуществляющее розничную продажу табачной продукции и табачных изделий, фактически может пренебрегать и, как показывает практика, зачастую пренебрегает установленными Законом N 15-ФЗ ограничениями.
Иными словами, ч. 1, 3 ст. 14.53 КоАП РФ, по сути, являются "мертвыми" нормами действующего федерального законодательства об административных правонарушениях.
Для разрешения сегодняшней правовой коллизии необходимо расширить круг должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1, 3 ст. 14.53 КоАП РФ. Полагаем, что к их числу в первую очередь следует отнести должностных лиц органов внутренних дел (полиции). Соответственно, в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ следует внести изменения, дополнив после слов "14.43 (в части транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации)" словами "частями 1 и 3 статьи 14.53".
Другая проблема правоприменительной практики Закона N 15-ФЗ обусловлена знаком о запрете курения.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, должен размещаться соответствующий знак, несоблюдение требований к которому влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ.
Приказом Минздрава России от 30.05.2013 N 340н были утверждены требования к знаку о запрете курения, а также порядок его размещения, однако в феврале 2014 г. данный Приказ был отменен без предъявления новых требований.
В результате учреждения и организации, на территории и в помещении которых курение табака запрещено, хотя де-юре и обязаны размещать знак о запрете курения, де-факто не могут его разместить ввиду отсутствия утвержденных к нему требований, а также порядка его размещения, что превращает ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ в нерабочую норму. При этом данный правовой пробел на практике может привести к тому, что любой гражданин, курящий, к примеру, на территории медицинского учреждения, на территории которого курение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ запрещено, не имея умысла на совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ, фактически может стать субъектом административно-правовых отношений.
Нельзя оставить без внимания еще один пробел законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Так, ч. 4 ст. 20 Закона N 15-ФЗ установлен запрет на потребление табака несовершеннолетними. Однако действующим законодательством не предусмотрена ответственность за нарушение указанного запрета, что ставит под сомнение реализацию нормы Закона N 15-ФЗ, с одной стороны, и позволяет несовершеннолетним уйти от ответственности за потребление табака - с другой.
Следовательно, федеральное законодательство об административных правонарушениях нуждается в административно-правовой норме, предусматривающей ответственность за потребление табака несовершеннолетними. При этом учитывая, что административной ответственности, согласно ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет, административно-правовая норма может быть представлена следующим образом:
"Статья 6.23.1. Потребление табака несовершеннолетним
1. Потребление табака несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет -
влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
2. Потребление табака несовершеннолетним в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей".
Несомненно, устранение обозначенных правовых пробелов и коллизий положительным образом отразится на законодательстве в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, будет способствовать реализации целей государственной политики в данной сфере.

Литература

1. Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 // Российская газета. N 215. 2012.
2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (в ред. от 02.11.2013) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 28. Ст. 2899.
3. Приказ Минздрава России от 30.05.2013 N 340н "Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения" // СПС "КонсультантПлюс".
4. Приказ Минздрава России от 21.02.2014 N 82 "Об отмене Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 мая 2013 г. N 340н "Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения" // СПС "КонсультантПлюс".
5. Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (заключена в г. Женеве 21.05.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 46. Ст. 5249.
6. Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2010 N 1563-р "О Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 гг." // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 40. Ст. 5118.
7. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 8. Ст. 721.
8. Федеральный закон от 24.04.2008 N 51-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 17. Ст. 1758.
9. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!