Взаимозависимые лица и контролируемые сделки для целей налогообложения

В соответствии с п.2. ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303 разъясняет, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).

Положением установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

Документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению, оформляются на бланках строгой отчетности.

Реквизиты, которые должен содержать соответствующий документ, приведены в пункте 3 Положения.

Таким образом, если иное не предусмотрено пунктами 5 и 6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.

Применяемый в гостиницах УГРК ОИЯИ бланк строгой отчетности соответствует указанным требованиям.

Минфин РФ письмом от 21.12.2007 № 03-07-11/638 разъяснил, что согласно п. 7 ст. 168 Налогового Кодекса для организаций (в том числе гостиниц), выполняющих работы, оказывающих платные услуги за наличный расчет непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

В соответствии c п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", Письмами Минфина от 07.08.2009 № 03-01-15/8-400, от 23.12.2009 № 03-07-11/323, от 21.11.2012 № 03-07-11/502 при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

В Правилах ведения журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 в подпункте а пункта 15 указано, что к документам, по которым возможен вычет относятся заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (их копии) с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость - при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников.

В пункте 18 Правил ведения книги покупок (приложение № 4 к Постановлению 1137) указывается, что при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

Учитывая изложенное, суммы налога, указанные в бланках строгой отчетности установленной формы, выдаваемых гостиницами гражданам, в том числе находящимся в служебной командировке, являются основанием для принятия налога на добавленную стоимость к вычету.

Письмом Минфина от 25.02.2015 № 03-07-11/9440 разъяснено, что для принятия к вычету НДС работодателю необходим оформленный на командированного сотрудника бланк строгой отчетности по оплате услуг гостиницы, в котором сумма налога указана отдельной строкой. При приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке (п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137).

Оформленный на командированного сотрудника бланк строгой отчетности, в котором указана сумма НДС, является основанием для вычета налога, уплаченного за услуги гостиниц.

В Письме Минфина РФ от 18 августа 2010 г. N 03-03-06/1/556 говорится, что такой бланк строгой отчетности соответствует требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. является основанием для учета расходов по налогу на прибыль.

В соответствии с п.28. Правил предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085, при осуществлении расчетов с потребителем исполнитель выдает потребителю кассовый чек или документ, оформленный на бланке строгой отчетности.

1. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Многосторонним договором, исполнение которого связано с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, может быть предусмотрена возможность изменения или расторжения такого договора по соглашению как всех, так и большинства лиц, участвующих в указанном договоре, если иное не установлено законом. В указанном в настоящем абзаце договоре может быть предусмотрен порядок определения такого большинства.

2. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

4. Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Комментарий к Ст. 450 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет только три основания для изменения и расторжения договора. К таким основаниям отнесены: 1) соглашение сторон; 2) принятое по требованию одной из сторон договора решение суда; 3) односторонний отказ от исполнения договора. При этом в качестве общего правила, определяющего возможность изменения и расторжения договора, выступает соглашение сторон. Другие два основания для изменения и расторжения договора применимы только при отсутствии консенсуса у сторон договора. Ограничение случаев для изменения и расторжения договора при отсутствии взаимного согласия сторон направлено на обеспечение стабильности исполнения договора в соответствии с оговоренными в нем условиями на момент его заключения и, как следствие, устойчивости гражданского оборота.

2. Пункт 1 комментируемой статьи в полном соответствии с принципом о свободе договора предоставляет сторонам договора возможность подвергать заключенный договор изменению либо договориться о его расторжении. Изменение и расторжение договора допустимы только по воле самих сторон договора и только при обоюдном отсутствии каких-либо возражений. Как отмечает М.И. Брагинский, «наделение сторон столь широкой возможностью определять судьбу договора составляет одно из прямых выражений договорной свободы: те, кто обладает правом по собственной воле заключать договор, должны быть в принципе столь же свободны в вопросах о его расторжении или изменении отдельных договорных условий» . При обоюдном согласии сторон заключенный ими договор может быть пересмотрен путем внесения в него изменений, предусматривающих как расширение, так и сужение условий его исполнения. В данном случае не происходит замены договора. Как отмечал по этому вопросу К.П. Победоносцев, «может случиться, что возникшее, установленное обязательство, не уничтожаясь, подвергается изменению, так что бывшее прежде обязательство принимает новое направление, новое содержание, новый смысл, — отличные от тех, которые имело при своем начальном происхождении. Происходит это прежде всего по воле самих лиц, участвующих в обязательстве; им может заблагорассудиться сделать в обязательстве изменение, прибавку, так что выходит из этого не новое, особенное обязательство, а только расширяется, стесняется, иначе определяется содержание прежнего» .

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. 2-е изд., испр. М.: Статут, 2000. Книга первая: Общие положения. С. 434.

Победоносцев К.П. Курс гражданского права: В 3 т. / По ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. Т. 3. С. 134.

3. Свобода действий сторон договора по его изменению либо расторжению может быть ограничена законом или самим договором. Согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Как видно, указанное правило также направлено на обеспечение стабильности действия договоров, заключенных в соответствии с ранее действовавшими правилами. Такие договоры не подлежат изменению, если только в самом законе не указано на необходимость их приведения в соответствие с новыми правилами.

Следует отметить, что законодатель достаточно редко принимает законы, которые влекут для участников гражданского оборота необходимость внесения изменений в заключенные в соответствии с ранее действовавшими правилами договоры либо их расторжения. В качестве примера, когда действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, можно отметить положения ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации » , которыми было предусмотрено, что организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями данного Закона. Хотя приведенные положения Закона непосредственно не предусматривают необходимость изменения или расторжения, в частности, ранее заключенных договоров о предоставлении торговых мест, установленное императивное правило об осуществлении торговой деятельности в соответствии с новыми требованиями закона, безусловно, влечет необходимость внесения изменений в названные договоры. В качестве примера, когда законом прямо предусмотрено приведение ранее заключенных договоров в соответствие с новыми правилами, можно отметить положения ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Земельный кодекс РФ, которыми предусмотрено, что договор, на основании которого гражданину или юридическому лицу согласно ранее установленным правилам (в порядке, установленном ст. 39 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») был предоставлен рыбопромысловый участок, подлежит приведению в соответствие с новыми требованиями данного Закона, в частности с изменениями, внесенными в ст. 18 названного Закона.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 34.

Собрание законодательства РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270.

Применительно к отдельным правоотношениям законом также могут быть установлены специальные правила, предоставляющие одной из сторон договора дополнительные основания для изменения или расторжения договора. Так, согласно ч. 1 ст. 70 ЖК РФ наниматель вправе вселить в занимаемое им по договору социального найма жилое помещение других лиц, что влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма, или, к примеру, в соответствии с ч. 2 ст. 83 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор социального найма. Применительно к правоотношениям, основанным на договоре найма, наниматель жилого помещения вправе с согласия других граждан, постоянно проживающих с ним, в любое время расторгнуть договор найма с письменным предупреждением наймодателя за три месяца (п. 1 ст. 687 ГК).

4. В тех случаях, когда не достигнуто соглашение об изменении или расторжении договора, одна из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в судебном порядке. При этом согласно п. 2 комментируемой статьи обращение в суд с требованием об изменении или расторжении договора возможно только в строго ограниченных случаях.

Во-первых, одна из сторон вправе обратиться в суд с указанным требованием при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным нарушением договора согласно комментируемой статье признается допущенное одной из сторон нарушение, которое влечет для другой стороны, как представляется, не любой, а только весомый ущерб. Весомость ущерба должна быть подтверждена тем, что соответствующая сторона договора в результате исполнения договора другой стороной в значительной степени лишается того, на что была бы вправе рассчитывать при заключении договора. Существенное нарушение договора может быть выражено в действиях одной из сторон договора, когда указанные действия в соответствии с законом прямо относятся к таким нарушениям. В частности, согласно п. 2 ст. 475 ГК РФ к существенным нарушениям требований к качеству товара отнесены обнаруженные неустранимые недостатки, недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявленные неоднократно, либо которые проявились вновь после их устранения, и другие подобные недостатки. Указанные существенные нарушения договора купли-продажи позволяют покупателю отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Применительно к договору поставки существенными нарушениями такого договора признаются: со стороны поставщика — поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а со стороны покупателя — неоднократное нарушение сроков оплаты товаров или неоднократная невыборка товаров.

Обратившаяся в суд сторона должна представить доказательства существенных нарушений договора. При этом не подлежат удовлетворению требования о расторжении договора, если в разумный срок устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в арбитражный суд. Нарушение же установленных договором сроков или стоимости (цены) может послужить основанием для расторжения договора. В частности, на эти обстоятельства обращается внимание в информационном письме Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров».

Во-вторых, одна из сторон договора также вправе обратиться в суд с требованием об изменении или расторжении договора, если соответствующее основание предусмотрено законом или самим договором. Например, согласно ч. 4 ст. 83 ЖК РФ наймодатель вправе обратиться с требованием о расторжении договора социального найма в суд по следующим основаниям:

— невнесение нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;

— разрушение или повреждение жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;

— систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

— использование жилого помещения не по назначению.

5. Пункт 3 комментируемой статьи позволяет одной из сторон договора без достижения согласия с другой стороной договора и во внесудебном порядке отказаться от исполнения договора полностью или частично. Необходимо отметить, что односторонний отказ допускается, если только об этом непосредственно сказано в самом договоре, либо односторонний отказ допускается законом. В данном случае речь идет не о возможности предъявления одной из сторон договора требования о его изменении или расторжении, а непосредственно об отказе, факт предъявления которого влечет за собой изменение или расторжение договора. Соответственно, при несогласии одной из сторон договора с предъявленным другой стороной договора отказом от исполнения первая из указанных сторон вправе обратиться в суд за защитой нарушенных таким отказом прав. Также следует отметить, что в отличие от предусмотренных п. п. 1 и 2 комментируемой статьи возможностей по изменению договора в порядке частичного отказа от исполнения договора не происходит изменения одних оговоренных условий договора на другие, изменение будет внесено только в ту часть договора, от исполнения которой отказалась соответствующая сторона договора.

Следует еще раз отметить, что если стороны фиксируют в договоре возможность и условия для осуществления во внесудебном порядке одностороннего отказа от исполнения договора, то все оговоренные критерии для отказа не должны быть двусмысленными в части соотношения их с правилами п. 2 комментируемой статьи, т.е. правилами об исключительно судебном порядке изменения и расторжения договора. Об этом свидетельствует судебная практика.

В частности, судом первой инстанции были удовлетворены требования истца о возврате предмета лизинга исходя из того, что п. 6.3 дополнительного соглашения от 10 февраля 2004 г. N 1 к договору сублизинга от 16 июля 2003 г. N 24 предусмотрено право сублизингодателя в одностороннем порядке расторгнуть договор, если сублизингополучатель допустит просрочку лизинговых платежей на срок более 60 календарных дней. Исходя из положений п. 3 комментируемой статьи, суд первой инстанции пришел к выводу, что договор сублизинга от 16 июля 2003 г. N 246 является расторгнутым во внесудебном порядке.

Суд апелляционной инстанции не согласился с указанным выводом и отменил принятое по делу решение. Вторая инстанция пришла к выводу, что исходя из положений п. п. 2, 3 ст. 450, ст. 619 ГК РФ договор не мог быть расторгнут сублизингодателем в одностороннем порядке, поскольку в условиях договора и дополнительного соглашения к нему, предусматривающих порядок и основания досрочного прекращения договора, отсутствует указание на право сублизингодателя отказаться от договора сублизинга во внесудебном порядке. Суд апелляционной инстанции дал толкование условиям договора сублизинга с позиции ст. 431 ГК РФ и установил, что внесудебный порядок расторжения договора сторонами согласован не был.

Суд кассационной инстанции оставил решение апелляционной инстанции в силе, отметив, что апелляционная инстанция правомерно указала на то, что п. 6.3 дополнительного соглашения по своему содержанию соответствует правилу о расторжении договора, изложенному в п. 3 ст. 619 ГК РФ, и не исключает необходимости обращения в суд с требованием о его расторжении. Согласно ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с п. 2 комментируемой статьи.

———————————
Постановление ФАС Центрального округа от 10 марта 2009 г. N Ф10-498/09 по делу N А35-3236/08-С13 и Определение ВАС РФ от 15 мая 2009 г. N ВАС-5637/09.

6. Комментируемая статья не регламентирует порядок предъявления одностороннего отказа, а также не устанавливает критерии для определения момента вступления в силу такого отказа. Представляется, что в тех случаях, когда основания для одностороннего отказа установлены в договоре, соответственно, и порядок осуществления такого отказа также должен быть определен в договоре. В данном случае стороны не ограничены в определении порядка осуществления одностороннего отказа, они могут установить как форму заявления об отказе, так и срок предъявления уведомления, по истечении которого договор будет считаться расторгнутым или измененным в соответствующей его части.

Вопрос о моменте вступления в силу одностороннего отказа, а также о порядке его осуществления может возникнуть и для тех случаев, когда такой отказ допускается законом. Применительно к отдельным договорам законом устанавливается конкретный срок, не позднее которого соответствующая сторона договора должна быть извещена об одностороннем отказе. Как представляется, с истечением установленного законом срока направления одной из сторон договора извещения об одностороннем отказе от исполнения договора такой договор должен считаться соответственно расторгнутым или измененным. В частности, обязательный срок для заблаговременного извещения об одностороннем отказе от исполнения договора установлен в ст. ст. 509, 592, 699, 977, 1003, 1004, 1051, 1469 ГК РФ. К примеру, согласно п. 2 ст. 1469 ГК РФ в случае, когда срок, на который заключен лицензионный договор, не указан в этом договоре, любая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону не позднее чем за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более длительный срок. В некоторых случаях законом установлены критерии для определения момента, с которого соответствующий договор будет считаться измененным или расторгнутым. Так, договор поставки будет считаться измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (п. 4 ст. 523 ГК).

ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Одним из основных нормативных актов РФ, устанавливающих правовой статус иностранных граждан в России, является Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Закона иностранный работник - это иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Это означает, что иностранный гражданин может быть принят на работу в России, если он въехал на территорию государства и находится в нем на законных основаниях, т.е. имеет действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, дающие ему право на временное пребывание в РФ, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России.

Следует отметить, что согласно п. 2 ст. 2 Закона N 115-ФЗ понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от установленных для иностранных граждан.

Правовой статус работников-иностранцев при осуществлении трудовой деятельности в значительной степени зависит от режима и основания пребывания в РФ.

Иностранных работников можно разделить на тех, кто проживает на территории России постоянно или временно, и тех, кто пребывает временно на основании визы или в безвизовом режиме.

1. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации
Документом, подтверждающим право иностранного гражданина постоянно проживать на территории РФ, а также право на свободный выезд и въезд, является вид на жительство. Помимо этого, он является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина. Вид на жительство выдается сроком на пять лет. По окончании срока действия он может быть продлен также на пять лет. Данный срок можно продлевать неограниченное количество раз. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 115-ФЗ до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Постоянно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Он вправе осуществлять такую деятельность на всей территории РФ. При этом работодатель не обязан уведомлять о приеме на работу государственные органы (территориальный орган ФМС России и службу занятости населения).

Оформлять на работу таких граждан следует в том же порядке, что и граждан РФ.
См. также:

Консультация эксперта : Есть ли ограничения в приеме работников, имеющих вид на жительство в РФ?

2. Граждане Республики Беларусь
Для приема на работу граждан Республики Беларусь не требуется соответствующего разрешения. В силу п. п. 1 , 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" граждане Беларуси имеют равные с российскими гражданами социально-трудовые права. Согласно данному решению в отношении граждан Беларуси не действует режим регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Данные гарантии подтверждены также Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов от 19.11.2010, заключенным Россией, Белоруссией и Казахстаном. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 186-ФЗ.

Граждане Белоруссии свободны в выборе субъекта РФ для осуществления трудовой деятельности. В отношении их не нужно уведомлять государственные органы о заключении (расторжении) трудового договора.

С гражданами Белоруссии наравне с российскими гражданами заключаются трудовые договоры. При приеме на работу они должны предоставить те же документы, что и россияне. Подробнее об этом см. п. 1 настоящего материала.

3. Граждане Республики Казахстан
С 2012 года, в соответствии с Соглашением "О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей" от 19.11.2010 (далее - Соглашение), упростились правила приема на работу граждан Казахстана. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 186-ФЗ.

Во-первых, для того чтобы трудиться в России, гражданам Казахстана не нужно получать разрешение на работу (ст. 3 Соглашения).

Во-вторых, российские работодатели, заключая (расторгая) с ними трудовой договор, не должны уведомлять об этом ФМС России и службу занятости. Этот вывод сделан на основании следующего.

Обязанность извещать указанные органы установлена п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ). Формы и порядок представления сведений утверждены Приказом ФМС РФ от 28.06.2010 N 147 (Приложения N 5 , N 6 , N 10 ). Одно из требований - соблюдение одновременно двух условий: иностранный гражданин должен прибыть в Россию в порядке, допускающем отсутствие визы, и иметь разрешение на работу.

Однако граждане Казахстана привлекаются к работе в России без учета ограничений по защите национального рынка труда (ст. 3 Соглашения). На них, в частности, не распространяется квота на выдачу разрешений на работу.

Впрочем, несмотря на упрощенный режим приема на работу, иные требования закона в отношении указанных граждан работодатель должен соблюдать. Например, направить в соответствующих случаях работника на предварительный медицинский осмотр, запросить у него необходимые документы о квалификации (ст. 213 , абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

При заключении трудового договора гражданин Казахстана должен представить работодателю определенные документы (ст. 65 ТК РФ).

Также гражданин обязан подтвердить законность нахождения на территории России (ст. 4 Соглашения). Это можно сделать с помощью следующих документов (ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

Вид на жительство;

Разрешение на временное проживание;

Виза и (или) миграционная карта;

Иной предусмотренный федеральным законом или международным договором документ, подтверждающий право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

Отметим, что граждане Казахстана, как и другие иностранцы, подлежат миграционному учету. Подробнее об этом см. п. 5.2 настоящего материала.

4. Иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации
Временно проживающий в России иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Разрешение на временное проживание подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, которое представляет собой отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо документ установленной формы, выдаваемый в России лицу без гражданства, не имеющему удостоверяющего его личность документа (абз. 7 п. 1 ст. 2 , п. 7 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).
Важно! Временно проживающему в России иностранному гражданину, так же как и постоянно проживающему, для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Следует помнить, что иностранные граждане, временно проживающие в России, могут трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого им разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Однако существуют исключения из этого правила, установленные Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н. Так, согласно п. 2 данного Приказа временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, в следующих случаях:

а) при направлении в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;

б) если постоянная работа выполняется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

При этом иностранные граждане должны осуществлять трудовую деятельность по определенным профессиям (должностям). Перечень таких профессий (должностей) установлен также данным Приказом . Обращаем внимание, что с 27.11.2011 в указанный перечень профессий (должностей) включены должности "геолог" и "главный геолог" (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2011 N 1195н).

5. Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации на основании визы
Виза - разрешение на въезд в Россию, на пребывание в стране и транзитный проезд через нее иностранного гражданина в течение срока действия данного разрешения. Это определение содержится в п. 4 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335 (далее - Положение о порядке выдачи визы).

В зависимости от цели въезда в Россию и пребывания на ее территории иностранным гражданам выдаются визы следующих категорий (п. 18

а) дипломатическая (ДП);

б) служебная (СЛ);

в) обыкновенная (О);

г) транзитная (ТР1 или ТР2);

д) виза временно проживающего лица (ВП).

Обыкновенная виза имеет несколько разновидностей в зависимости от цели въезда иностранного гражданина на территорию РФ и цели его пребывания в стране (п. 27 Положения о порядке выдачи визы):

а) частная (Ч);

б) деловая (Д);

в) туристическая (Т), в том числе групповая (ТГ);

г) учебная (У);

д) рабочая (Р);

е) гуманитарная (Г);

ж) виза на въезд в РФ в целях получения убежища (А).
5.1. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию

5.1.1. Для чего нужно приглашение на въезд в Российскую Федерацию?
Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в России только при наличии обыкновенной рабочей визы, которая оформляется на срок до трех месяцев (п. 35 Положения о порядке выдачи визы). Указанный срок впоследствии может быть продлен.

Виза выдается на основании приглашения на въезд в РФ (абз. 4 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ, ст. 25 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ).

Форма такого приглашения утверждена Приказом ФМС России от 06.06.2008 N 142.

5.1.2. Как оформить приглашение на въезд в Российскую Федерацию?
Приглашения на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности выдаются в пределах квоты, ежегодно устанавливаемой Правительством РФ. В 2013 г. такая квота составляет 410 126 приглашений на въезд в РФ в целях работы (Постановление Правительства РФ от 03.11.2012 N 1137).
Важно! Если иностранец - высококвалифицированный специалист, то квота на выдачу приглашений на него не распространяется (п. 2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, абз. 2 п. 48 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденный Приказом ФМС России от 06.06.2008 N 142; далее - Регламент по оформлению приглашений).
Выдает приглашение на въезд в РФ ФМС России или ее территориальный орган (п. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, абз. 8 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ, п. п. 1 , 7.13.16 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711).

Обратиться за оформлением приглашения вправе российские работодатели и иностранные юридические лица, которые ведут деятельность в России (п. 8

Ходатайствовать о приглашении высококвалифицированных специалистов могут (пп. 1 п. 5 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, п. 46

Российские коммерческие организации;

Российские научные, образовательные и иные учреждения, которые развивают науку в определенных перспективных направлениях;

Филиалы иностранных юридических лиц.
Важно! Приглашение не выдается организации, которая не имеет разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (п. 2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Подробнее об этом см. раздел "Привлечение и использование иностранной рабочей силы".
Для получения приглашения ключевыми являются следующие этапы:

Подготовка необходимых документов и представление их в ФМС России или ее территориальный орган (п. п. 10 , 33

Уплата госпошлины (п. 6 Регламента по оформлению приглашений);

Получение оформленного приглашения или уведомления об отказе (п. 39 Регламента по оформлению приглашений).

1. Подготовить документы для постановки на учет в ФМС России.

Постановка на учет осуществляется один раз - при первичной подаче ходатайства об оформлении приглашения (п. 32 Регламента по оформлению приглашений).

Для этого работодатель должен подготовить следующие документы (п. п. 33.1 - 33.4 Регламента по оформлению приглашений):

Заявление о постановке юридического лица на учет (Приложение N 4 к указанному Регламенту);

Копию документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица;

Копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе РФ;

Копию разрешения на привлечение и использование иностранных работников (для работодателя - юридического лица, которое ведет свою деятельность в России, но зарегистрировано за ее пределами). Такая копия не нужна, если приглашается высококвалифицированный специалист.

Форма разрешения на привлечение и использование иностранных работников утверждена Приказом ФМС России от 25.12.2006 N 369.

Если работодатель ранее обращался за оформлением приглашения на въезд (состоит на учете), то повторно собирать указанные документы не нужно.
Важно! Если сведения, указанные в заявлении о постановке на учет (приложение N 4 к Регламенту по оформлению приглашений), изменились, то работодатель должен подать новое заявление (абз. 2 п. 34 указанного Регламента).
2. Подготовить документы для оформления приглашения на въезд.

Для оформления приглашения на въезд работодатель должен подготовить следующие документы (п. п. 10.1 - 10.4 Регламента по оформлению приглашений):

Ходатайство о выдаче приглашения на въезд в РФ (Приложение N 1 к указанному Регламенту);

См. образец заполнения ходатайства.
Важно! Если данные, указанные в ходатайстве (например, реквизиты паспорта иностранца), изменились, то работодатель может подготовить новое ходатайство. Однако срок оформления приглашения будет исчисляться со дня приема последнего ходатайства (абз. 4 п. 12 Регламента по оформлению приглашений).
- копию паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) иностранного гражданина;

Гарантийные письма об обязательствах по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого работника. Эти гарантии будут действовать в период пребывания указанного лица в России (п. 5 ст. 16 Закона N 115-ФЗ). Минимальный объем гарантий установлен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 N 167. В частности, зарплата иностранца не может быть ниже МРОТ, определенного федеральным законом;

Копию разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

Копию разрешения на работу или заявления, подтверждающего прием от работодателя документов на оформление разрешения на работу для каждого иностранного работника.

В отдельных случаях нужно также представить разрешение (иной документ, согласованный с ФСБ России) на въезд иностранного гражданина на территорию со специальным режимом (п. 11 Регламента по оформлению приглашений).
Важно! Для оформления приглашения высококвалифицированного специалиста работодатель подает иной комплект документов (п. 10.5 Регламента по оформлению приглашений): копии трудового договора и ходатайства о привлечении специалиста (форма ходатайства утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 487). Это предусмотрено п. 47 Регламента по оформлению приглашений.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Вопрос: В соответствии с п.2 ст.149 ГК РФ операции с бездокументарными ценными бумагами могут совершаться только при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав. Каков порядок фиксации сделок с бездокументарными ценными бумагами лицами, ведущими учет прав на бездокументарные ценные бумаги? На основании каких документов осуществляется учет таких сделок? (Консультация эксперта, 2005)

Вопрос: В соответствии с п.2 ст.149 ГК РФ операции с бездокументарными ценными бумагами могут совершаться только при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав.
Каков порядок фиксации сделок с бездокументарными ценными бумагами лицами, ведущими учет прав на бездокументарные ценные бумаги?
На основании каких документов осуществляется учет таких сделок?
Ответ: Пункт 2 ст.149 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что лицо, ведущее учет прав на бездокументарные ценные бумаги, обязано надлежащим образом фиксировать все совершаемые с ними сделки. В случае внесения в реестр неверных сведений владелец счета вправе предъявить к реестродержателю соответствующий иск (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.1998 N 2208/98). Аналогичный иск может быть заявлен к депозитарию.
Собственники бездокументарных ценных бумаг вправе совершать с ними любые сделки, которые приводят к переходу права собственности (купля-продажа, мена, дарение, заем, отступное и т.п.). Исполняются указанные договоры только путем перевода бездокументарных ценных бумаг со счета депо должника на счет депо кредитора. Аналогичным образом исполняются обязательства в отношении бездокументарных ценных бумаг, учитываемых в системе реестра владельцев ценных бумаг. В процессе перевода бездокументарных ценных бумаг регистрирующий орган (реестродержатель или депозитарий) осуществляет контроль за законностью совершаемой сделки. Факт списания переводимых бездокументарных ценных бумаг со счета должника и факт их зачисления на счет депонента-кредитора по основному обязательству и представляют собой факт "фиксации сделки" по терминологии п.2 ст.149 ГК РФ.
В соответствии с п.5.2 Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 16.10.1997 N 36, основанием для совершения записей по счету депо клиента (депонента) являются: поручение клиента (депонента) или уполномоченного им лица, включая попечителя счета, отвечающее требованиям, предусмотренным в депозитарном договоре; в случае перехода права на ценные бумаги не в результате гражданско-правовых сделок - документы, подтверждающие переход прав на ценные бумаги в соответствии с действующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Л.Г.Ефимова
Ассоциация российских банков
04.03.2005

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 01.01.2001г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями по предъявлению исков в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В 2011 году в порядке ст. 46 ГПК РФ в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц Управлением Роспотребнадзора было направлено 12 исковых заявлений, из них

Исковое заявление о признании незаконным действий администраций МО по организации на территории поселения водоснабжения с нарушениями действующего федерального законодательства по эксплуатации артезианских скважин, не имеющих огороженной территории зоны строго режима первого пояса скважин и обязании администрации организовать водоснабжение в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Одно исковое заявление к Администрации МО о запрещении размещения бытовых отходов и мусора на несанкционированной городской свалке ТБО и обязании администрации принять меры по недопущению размещения бытовых отходов и мусора на несанкционированной свалке ТБО, ликвидировать несанкционированную городскую свалку ТБО. Исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Одно исковое заявление к администрации МО об обязании по ликвидации несанкционированной свалки ТБО. Исковые требования удовлетворены.

Иск к администрации о понуждении к совершению действий (чистка, дезинфекция, промывка объектов нецентрализованного водоснабжения; восстановление отмостков по периметру колодцев и ограждение шахтных колодцев; организация и осуществление производственного контроля за качеством питьевой воды из общественных, шахтных колодцев). Исковые требования удовлетворены в полном объеме.

3 иска к муниципальным образовательным учреждениям об обязании в совершении определенных действий (организация централизованной стирки спецодежды; обеспечение персонала школы санитарной одеждой в количестве не менее трех комплектов на одного работника; оборудование места сбора твердых бытовых и пищевых отходов на территории образовательной школы). Требования удовлетворены частично, а именно в части обязания централизованной стирки санитарной одежды для персонала; не оборудования мест сбора твердых бытовых и пищевых отходов и иски об обязании в совершении определенных действий (приобретение достаточного количества посуды из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место; организация централизованной стирки спецодежды; обеспечение персонала школы санитарной одеждой к количестве не менее трех комплектов на одного работника; оборудование места сбора твердых бытовых и пищевых отходов на территории образовательной школы путем установления на площадках с твердым покрытием раздельных контейнеров с крышками). Исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Исковое заявление о возложении обязанности к гр. по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и приведении территории в надлежащее состояние. Предметом обращения в суд явилось установления нарушения в части касающейся размещение отстойника на территории общего пользования в зоне зоны санитарной охраны, а именно в непосредственной близости от городского водопровода . Для обращения в суд были проведены экспертизы самого отстойника, питьевой воды из городского водопровода, были взяты результаты социально-гигиенического мониторинга. В ходе судебного разбирательства были со стороны ответчика заявлены ходатайства о рассмотрении вопроса о сокращении зоны санитарной охраны, однако это был повод для ответчика протянуть время. Управление Роспотребнадзора просило суд обязать в месячный срок со дня вступления в силу решения суда присудить гражданину исполнить обязанность: по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства путем сноса отстойника размещенного на пешеходной части улицы.

Исковое заявление о присуждении к исполнению обязанности по выполнению мероприятий и приостановлении деятельности, представляющую собой повышенную опасность и исковое заявление о присуждении к исполнению обязанности по выполнению мероприятий и запрещении деятельности, представляющую собой повышенную опасность. Оба иска были удовлетворены с отсрочкой исполнения предъявленных требований. Но до сих пор суды общей юрисдикции с осторожностью принимают дела в свое производство считая что в данном случае даже если иск предъявлен в порядке ст. 46 ГПК спор между двумя хозяйствующими субъектами.

В арбитражный суд в порядке ст. 125, 1065 ГПК РФ было подано исковое заявление о запрещении деятельности по продаже ритуальных принадлежностей в многоквартирном жилом доме. Дело было прекращено в связи с устранением нарушения, а именно индивидуальный предприниматель прекратил самостоятельно осуществление деятельности в нежилом помещении расположенном в жилом доме. Доказательствами в суде послужили фотографии с изображением ритуальных принадлежностей с указанием цены, прейскуранты и даже то что деятельность именно по продаже в данном помещении осуществляется. Предприниматель старался в суде всех убедить что в данном помещении находится выставочный зал ритуальных принадлежностей.

В порядке ст. 53 Арбитражно-процессуального кодекса РФ «обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц» было направлено 2 иска к администрации муниципального образования – о признании недействительным и несоответствующим закону (а именно ст. 4, 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.74 ч.1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности ») пункта 1.1 договоров на вывоз ТБО в части оказания услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов 4 класса опасности. До рассмотрения спора по существу между сторонами достигнуто соглашение о расторжении договоров на вывоз ТБО. Производства по делам были прекращены.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!