Уполномоченный представитель: правовые основы действий в интересах юридического лица. Кто может действовать от имени общества

"Торговый эксперт", 2008, N 1

Нередко во взаимоотношениях с другими организациями, налоговыми органами, судами, организация выступает через своих представителей - специально уполномоченных лиц. Этими представителями могут быть не только руководитель или иное лицо, уполномоченное учредительными документами, но и другие штатные работники, а в ряде случаев и приглашенные со стороны. Все зависит от задач, для решения которых привлекается представитель.

Статьи 182 - 189 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) дают общие положения о представителях и о том, как должны оформляться подобные полномочия представителей для совершения ими разного рода юридических действий (сделок), направленных на установление, изменение или прекращение имущественных и других гражданских прав и обязанностей.

Официально уполномоченное лицо

Под представителем юридического лица понимается лицо, уполномоченное совершать сделки от имени представляемой организации (юрлица) на основании закона или учредительных документов, а также на основании доверенности (ст. 182 ГК РФ).

Официально уполномоченными лицами юридических лиц на основании закона или учредительных документов выступают их исполнительные органы. Это единоличные органы - директор (генеральный директор), руководитель, президент; коллегиальные органы - правление, дирекция, совет директоров и глава коллегиального исполнительного органа (председатель, управляющий). В учредительных документах организации должно быть указано такое лицо (орган), а также определен круг его полномочий.

Для удостоверения полномочий официального (а по НК РФ - законного) представителя организации следует руководствоваться учредительными документами юридического лица (устав, учредительный договор, положение), а также документом, подтверждающим назначение (избрание) данного лица на соответствующую должность (решение, протокол, приказ и т.п.).

Временное исполнение обязанностей руководителя

Часто при заключении сделок или при совершении иных юридических действий от имени юридического лица выступает не исполнительный орган организации - директор, президент, избранный соответствующим органом управления, а временно исполняющий обязанности руководителя (так называемый ВРИО). Он назначается самим руководителем либо принимает исполнение данных обязанностей в силу наступления определенных юридических фактов (увольнение, болезнь руководителя и т.д.).

Примечание. Понятие "ВРИО" довольно условное, но оно означает оперативное замещение должности руководителя в связи с временной невозможностью осуществления им своих полномочий.

Следует заметить, что нынешнее законодательство не содержит специальных правовых норм, регулирующих отношения по исполнению обязанностей руководителя при его временном отсутствии. В то же время обычаи делового оборота предусматривают определенные правила по приравниванию ВРИО по объему полномочий к единоличному исполнительному органу организации - руководителю.

Для представления и защиты интересов организации в хозяйственных, административных, налоговых и иных правоотношениях ВРИО можно и не назначать. Достаточно выдать соответствующему работнику доверенность, содержание которой будет включать максимальный объем полномочий доверенного лица. Такие полномочия будут составлять лишь часть компетенции руководителя. Но бывают случаи, когда руководитель не смог оформить доверенность, например, внезапно тяжело заболел. Для обеспечения нормальной работы организации необходимо полное исполнение его обязанностей другим лицом. Назначить ВРИО вправе тогда тот орган управления, который назначает (избирает) самого руководителя. Например , в ООО это общее собрание участников. Но чаще всего это довольно сложная процедура, особенно по времени для созыва и проведения собрания. Поэтому в большинстве случаев назначение ВРИО оформляется приказом руководителя организации.

Справка. Вопрос о назначении ВРИО необходимо предусмотреть в учредительных документах организации (уставе).

Бывают ситуации, когда принятие исполнения обязанностей происходит автоматически, но это будет правомерным, если должностные инструкции, локальные акты организации прямо указывают, какое должностное лицо замещает должность руководителя при его временном отсутствии.

На практике нередки случаи, когда в организации требуется ВРИО при увольнении руководителя по собственной инициативе или заболевании, приведшем к невозможности дальнейшего продолжения им функций руководителя. Эти ситуации лучше всего предусмотреть в учредительных документах.

Остальные работники организации могут выступать в качестве ее уполномоченных представителей в конкретных правоотношениях лишь на основании доверенности, выданной им органом управления этой организации: директором, президентом и т.п.

Доверенность от имени организации (юридического лица) выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации.

Виды доверенностей

Доверенности бывают разные. Например , генеральная доверенность выдается руководителю филиала или отдельного подразделения организации. Чаще всего выдаются доверенности на совершение разового конкретного действия - заключить договор, получить зарплату и т.п.

Наиболее распространенными являются специальные доверенности, выдаваемые для совершения однородных сделок или каких-либо однородных юридических действий (например, для представления интересов организации в судебных органах, на управление транспортным средством).

Не следует в тексте доверенности использовать общие фразы, например, "и иные полномочия, связанные с доверенностью", так как это может вызвать разногласия по поводу полномочий представителя.

Какие полномочия нельзя передавать

Следует обратить внимание, что некоторые полномочия вообще нельзя передавать по доверенности. Например , в соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика может представлять интересы организации налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов) и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Но такой уполномоченный представитель не вправе сам платить за налогоплательщика налоги и сборы, так как это непосредственная обязанность плательщика.

Для оказания юридической помощи организациям, в отношении которых ведется дело об административных правонарушениях, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также по делам, рассматриваемых в арбитражных судах или судах общей юрисдикции, допустимо участие представителя - адвоката или иного лица.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, подтверждаются доверенностью (ст. 25.5 КоАП РФ и ст. 59 АПК РФ). Но, если представителем организации будет выступать сам руководитель организации, ему понадобятся устав, приказ (протокол) о назначении и паспорт.

Как составить доверенность

ГК РФ содержит ряд общих установок о том, как должны быть оформлены полномочия представителя:

  • доверенность не может быть устной - только письменная (п. 1 ст. 185 ГК РФ);
  • нотариальное удостоверение доверенности требуется, если на то есть специальное указание в законе. Например , если речь идет о передоверии (п. 3 ст. 187 ГК РФ) или согласно ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности;
  • доверенность можно оформить на бланке организации, но это не обязательно. Главное, чтобы в доверенности было четко указано, что именно уполномочен сделать доверенное лицо (поверенный);
  • на доверенности от имени организации должны быть печать и подпись руководителя (п. 5 ст. 185 ГК РФ).

При составлении доверенности руководствуются также следующим:

  • даты и сроки в ней следует указывать не только цифрами, но и прописью. Согласно ст. 186 ГК РФ, если срок действия доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее оформления, т.е. даты выдачи указанной доверенности. Срок действия доверенности лучше указывать, так же как и указывать в обязательном порядке дату ее выдачи;
  • наименование организации, фамилии, имена и отчества доверителей (т.е. тех, кто выдает доверенность) и представителей, а также иных лиц следует писать полностью.

И еще одна важная деталь оформления доверенности - указание паспортных данных представителя (поверенного). Это избавит представителя доказывать, что документ выдан именно ему.

Доверенность на получение материальных ценностей и денег

Согласно ст. 9 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", при оформлении документов на получение материальных ценностей организация обязана использовать утвержденные в установленном порядке унифицированные документы.

Документом, подтверждающим право представителя на получение товарно-материальных ценностей, является доверенность, оформляемая по типовым формам N М-2 или N М-2а, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

Справка. Доверенности на получение товарно-материальных ценностей оформляются в соответствии с Указаниями, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, а также действующей ныне Инструкции о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности (утв. Письмом Минфина СССР от 14.01.1967 N 17).

Доверенность по форме N М-2а используют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдача таких доверенностей регистрируется в специально заводимом, пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.

Доверенности по форме N М-2 применяют в тех случаях, когда получение ценностей производится нерегулярно, порой в разовом порядке. Для их учета не требуется ведение специального журнала, хотя они должны регистрироваться бухгалтерией или иным подразделением, уполномоченным приказом (распоряжением) дирекции, в книге доверенностей (номер доверенности определяется в книге доверенностей по корешку предыдущей доверенности).

Обе формы указанных доверенностей подписываются руководителем или иными уполномоченными на это лицами и главным (старшим) бухгалтером. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами с приложением печати этой организации. Поэтому подпись главного бухгалтера согласно ГК РФ необязательна. (Однако все-таки подписывать такие доверенности желательно и главбуху.) Право подписи доверенности лицами, уполномоченными на то руководителем и главным (старшим) бухгалтером, следует оформить приказом (распоряжением) руководителя организации.

А вот доверенности от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей согласно ст. 185 ГК РФ должны быть подписаны также главным (старшим) бухгалтером этой организации. Причем все подписи скрепляются печатью организации.

Срок действия таких доверенностей устанавливается в зависимости от возможности получения, вывоза соответствующих ценностей по наряду, счету, накладной или другому заменяющему их документу, на основании которого выдана доверенность, но, как правило, не более чем на 15 дней.

Доверенность на получение товарно-материальных ценностей, расчеты за которые производятся в порядке плановых платежей, допускается выдавать на календарный месяц. При лишении доверенного лица права на получение ценностей по доверенности, срок которой не истек, необходимо истребовать у этого лица доверенность, одновременно известив поставщиков (продавцов) об аннулировании такой доверенности.

В тех случаях, когда товары должны быть получены в одном месте (с одного склада), но по нескольким нарядам, счетам, заказам и другим заменяющим их документам, доверенному лицу может быть выдана одна доверенность с указанием в ней номеров и дат выдачи всех нарядов, счетов и других аналогичных документов. Если товарные ценности необходимо получать на нескольких складах, то может быть выдано несколько доверенностей.

В доверенности (соответствующих графах) приводится наименование товаров, подлежащих получению. Если же в документах на отпуск товаров (соглашении и т.п.) приведены наименование и количество товаров, то в таблице доверенности о материальных ценностях (на оборотной стороне формы) можно поставить прочерк.

В форме доверенности предусмотрен корешок, который остается в книжке доверенностей. В этом корешке доверенности заполняются все реквизиты, идентично данным, приведенным в основной части доверенности, выдаваемой доверенному лицу. Ответственность за правильность заполненных данных в корешке доверенности возлагается на должностное лицо, ответственное за выдачу доверенностей. Это следует предусмотреть в приказе организации о порядке выдачи доверенностей и их оформлении и подписании.

Примечание. После получения материальных ценностей в корешке указывается подтверждение этого по представленным уполномоченным лицом соответствующим документам (накладной, счету-фактуре и т.п.).

Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после каждого получения товаров (независимо от того, получены они полностью или частично) представить в бухгалтерию организации документы о выполнении поручений и сдаче полученного товара соответствующему материально ответственному работнику. Неиспользованные доверенности также возвращаются на следующий день после истечения срока их действия. Об этом делается отметка в корешке книги доверенностей.

Лицам, которые не отчитались в использовании доверенностей, срок которых истек, новые доверенности не выдаются. И конечно, не допускается выдача доверенностей, полностью или частично не заполненных, и доверенностей без образцов подписи лиц, на имя которых они выданы.

И еще одна деталь. Доверенности, независимо от срока их действия, отбираются представителями поставщика-продавца при первом же отпуске товаров. В случае отпуска товаров частями на каждый частичный отпуск составляется накладная (приемно-сдаточный акт или другой аналогичный документ) с указанием на ней номера доверенности и даты ее выдачи. Один экземпляр накладной передается получателю товара, а другой подкладывается к оставшейся у поставщика (продавца) доверенности. Это используется для контроля за отпуском товаров по доверенности, а также предъявления счета покупателю. По окончании отпуска товаров доверенность сдается в бухгалтерию организации продавца вместе с документами на отпуск последней партии товаров по этой доверенности.

О печати, скрепляющей документы организации

Как уже отмечалось, доверенность на те или иные полномочия работника подписывается руководителем и скрепляется печатью организации. Особенно этот порядок касается при оформлении доверенностей на получение товарно-материальных ценностей.

В основополагающих правовых актах - Федеральных законах от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах " (п. 7 ст. 2); от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (п. 5 ст. 2); от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (п. 3 ст. 2) предусматривается, что названные юридические лица - организации не только должны иметь обязательно круглую печать, с указанием на ней обязательных реквизитов: полного фирменного наименования организации на русском языке и места ее нахождения. Кроме этого, печать может содержать дополнительные реквизиты, например, фирменное наименование не только на русском языке, но и на любом языке народов РФ или иностранном языке.

Обратите внимание! Помимо обязательных реквизитов организации по своему усмотрению могут указывать на своих печатях ИНН, КПП, ОГРН, товарный знак, логотип и т.д.

Региональные власти также могут устанавливать свои требования к наличию на печати тех или иных реквизитов. Так, органы исполнительной власти в Хабаровске, Екатеринбурге в их региональных положениях о разрешении изготовителя печатей предусмотрели обязательное наличие в реквизитах печати идентификационного номера (ИНН).

Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О государственном гербе Российской Федерации" размещать на печати герб Российской Федерации могут только:

  • федеральные органы государственной власти;
  • иные государственные органы;
  • организации и учреждения;
  • организации и учреждения независимо от форм собственности, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями;
  • органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния.

В соответствии с ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведениями государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования" наряду с гербом указанные организации включают в текст гербовой печати:

  • полное наименование юридического лица в именительном падеже, в скобках его краткое наименование (если оно имеется);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Следует заметить, что любая организация может иметь несколько печатей, так как ограничения по их количеству не установлены.

Иногда организации заказывают себе печати с надписью "Для документов". Такой печатью не рекомендуется заверять официальные документы, договоры. Более правильным будет заверка таких документов основной печатью.

Право подписи доверенностей и финансовых документов

Как правило, во всех случаях доверенности на получение материальных ценностей и финансовые документы подписывает руководитель (первая подпись) и главный бухгалтер (вторая подпись). Право подписи доверенностей должностными лицами должно быть предоставлено приказом руководителя организации.

На финансовых документах, предоставляемых в банк, право первой подписи принадлежит руководителю, а право второй подписи - главному бухгалтеру. Иным лицам юридического лица право первой и второй подписи на таких документах должно быть предоставлено соответствующим приказом руководителя. Вместо приказа удостоверить передачу полномочий на право первой и второй подписи можно доверенностью, должностной инструкцией. В них должно быть прямо прописано, что работник наделяется правом первой или второй подписи.

Подобные документы дают право работнику только заключать различного рода договоры. Они не могут свидетельствовать о полномочиях работника на право подписи (первой и второй) на финансовых документах, т.е. распоряжаться денежными средствами организации. А значит, банк не примет карточку с образцами подписей ввиду неуполномоченности этих лиц (см. Письмо Банка России от 14.06.2007 N 31-1-6/1244 "О подтверждении полномочий лиц, наделенных правом подписи").

Что может сказать подпись

Говоря о праве подписи на документах организации, хотелось бы остановиться на их графологическом анализе. К такому анализу нередко прибегают в бизнесе с целью наблюдения за поведением и изменением характера сотрудников и выявления претендентов на повышение или увольнение, но, конечно, без афиширования этого наблюдения.

Что же могут сказать подписи тех или иных лиц с графологической точки зрения?

В первой букве подписи зашифрована самооценка личности. Чем буква выше остальных, тем более искривлена самооценка. Очень высокая первая буква трактуется как признак завышенного самомнения. Если же высота первой и последующих букв гармонически сочетаются, это говорит о самокритичности. Заглавная буква, написанная фигурно, показывает, что мысли и человека так же витиеваты и имеется склонность к романтике. Те, кто ставят точку после первой буквы подписи, явно педантичны и пунктуальны. Две заглавные буквы в подписи демонстрируют неординарную и амбициозную личность.

Высокая вторая буква (по отношению к первой) означает нереализованные амбиции. Подчиненным следует опасаться такого руководителя, а последнему - своих замов.

Подпись, "сходящая" в конце на нет, принадлежит человеку коварному, в планы которого никто никогда не посвящается. Такие личности обычно занимают высокие должности.

Черточки после подписи могут означать у мужчин наличие женских признаков в характере, у женщин - тягу к драгоценностям либо излишнюю чистоплотность.

С точки зрения графологов, если заглавная буква в подписи руководителя или его работника намного выше остальных, значит, оба они излишне горды, амбициозны и склонны к преувеличениям. Так что закорючки на подписях того или иного работника могут сказать многое о том, о чем они сами хотели бы умолчать.

Ю.Н.Болдырев

Юрист-консультант

Лиги предпринимателей торговли

Добрый день, коллеги! Вопрос поступил от Натальи Кто может быть уполномоченным по охране труда в организации? Как и кем он назначается?

Ответ:

Уполномоченный по охране труда - это лицо, которому было доверено представлять интересы работников организации. Уполномоченные лица по охране труда действуют на основе Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 30, а также на основе типового положения об уполномоченном профсоюзного органа по охране труда, утвержденного соответствующим постановлением руководящего выборного органа соответствующего общероссийского профсоюзного объединения, или аналогичного документа.

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников. Профсоюз (ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

Уполномоченный по охране труда может быть как от профсоюзной организации, так и от трудового коллектива организации.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Если уполномоченный является представителем профсоюзного комитета организации, то уполномоченный избирается открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников организации или ее структурного подразделения на срок полномочий выборного профсоюзного органа. При этом уполномоченный является членом Профсоюза и не занимает должность, в соответствии с которой несет ответственность за состоянием условий и охраны труда в образовательной организации. Избрание уполномоченного подтверждается протоколом профсоюзного собрания. Уполномоченному выдается соответствующее удостоверение.

Если уполномоченный от трудового коллектива организации, то его избирают на общем собрании трудового коллектива. Для этого в производственных подразделениях от трудовых коллективов избираются уполномоченные лица по охране труда. Срок их полномочий – три года. Избрание проводится на общих собраний трудовых коллективов подразделений.

Выборы уполномоченного по охране труда должны отражаться в соответствующем протоколе. После того как уполномоченный был избран, издается приказ руководителя.

В соответствии со ст. 25–27 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» на уполномоченного распространяются гарантии как на работника, входящего в состав профсоюзного органа и не освобожденного от основной работы или избранного (делегированного) в профсоюзные органы.

Коллектив организации через профсоюзы, а в случае отсутствия таковых — через своих уполномоченных может участвовать в выработке решений по улучшению условий труда и осуществлять контроль за их выполнением.

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

С недавних пор собственники жилья в многоквартирных домах смогли выбирать своих уполномоченных представителей. Кто такие эти уполномоченные представители собственников жилья? Каковы их функции? И нужны ли они вообще? Давайте разберемся.

Материалы по теме:

Уполномоченные - кто это?

Согласно Жилищному Кодексу РФ в последней редакции, на сегодняшний момент есть 3 формы управления многоквартирным домом (раздел VIII, статья 161):

«Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией

Самой частой является на сегодняшний день является третья форма. Именно к ней и имеют отношения эти самые уполномоченные представители собственников. Мы это подчеркиваем, поскольку некоторые жители путают уполномоченных с товариществом собственников жилья (). А это совершенно не верно. Прежде чем, разобраться в уполномоченных, необходимо раскрыть понятие управления управляющей организацией. В общем-то, это речь обо всех ЖЭКах, ДЕЗах, ГУП ЭВАЖД и т.п. Жители вправе их менять. Все решения по данному вопросу находятся в компетенции общего собрания собственников помещения. В той же статье, - статье 161 ЖК РФ говорится:

«Решение общего собрания собственников помещений о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.»

Общее собрание собственников или Откуда берутся уполномоченные

Каким образом происходит взаимодействие собственников жилья и управляющими компаниями? Именно через эти общие собрания, на которых и выносятся вопросы. Обычно в любом доме есть старшие по подъездам, которые образуют так называемый домком, который и контактирует с управляющей компанией. Именно через этих старших происходит «общение». Часто это общение происходит совершенно одностороннее. Известны тысячи случаев, когда актив дома, в виде домкома или просто инициативных граждан, пишет сотни писем в управляющую компанию, что бы что-то было сделано. Ходят на встречи, жалуются в вышестоящие инстанции. И, как правило, ничего не происходит. Точнее происходит — повышаются тарифы, придумаются сметы, которые часто не подписываются собственниками, а просто подделываются. Хотя управляющая компания обязана отчитываться каждый год о проделанной работе, в ход могут идти и не совсем корректные отчеты. Часто наказать недобросовестную управляющую компанию просто невозможно. Тут остается только одно — судиться.

Так вот, как ясно из статьи об , почти все вопросы решаются именно так. А это — должное оповещение в нужный срок, необходимость обходить все квартиры и ни один раз и т.п. Это очень длительная и трудоемкая работа, которую люди совершают бесплатно по собственной инициативе. Поэтому государство предложило следующую форму — уполномоченных. По сути, это те же старшие по подъездам. Они избираются на общем собрании решением двух третей голосов ото всех собственников. Т.е., если вы решили избрать этих уполномоченных, для этого необходимо провести голосование, на котором, чтобы они были избраны, надо набрать не менее 67% (не менее двух третей).

Вопрос о выборе уполномоченных, может быть совмещен со многими другими вопросами — утверждение отчета управляющей компании, ее смена и т.п. Некоторые спросят, а зачем их избирать, раз уж есть домком? Вопрос справедливый, и часто они и правда не нужны. Но в ряде вопросов они нужны, чтобы по некоторым вопросам не собирать каждый раз собрание , потому как управляющие наделяются большими функциями, чем старшие по дому. По сути, собственники, по личному доверию, делегируют свои голоса, чтобы за них по ряду вопросов голосовали эти выбранные представители собственников жилья. Известен случай в Красносельском районе, когда актив дома разделился с уже пожилым председателем домкома, с которым уже никто не хотел работать, ввиду его маразматичности. Разделившись, актив выбрал уполномоченных. А пожилой председатель подал на них в суд, мотивируя тем, что выборы были проведены с нарушениями. Он поиграл уже 2 суда, включая Мосгорсуд. Но все не успокоится — расклеивает по дому листовки, в которых говорится, что уполномоченные хотят отобрать собственность у жителей, что они в сговоре с управляющей компанией, что они получают процент от них, и прочий бред. Именно поэтому вы должны понимать, что уполномоченные, это не ТСЖ. У них не так много функций и полномочий. И все эти функции прописаны в ЖК. Ничего более этого уполномоченные сделать не могут. В 44 статье ЖК РФ сказано, что по ряду вопросов можно выбрать уполномоченных лиц — и это, главным образом, «заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания...»

Реклама и функции уполномоченных

По сути, уполномоченные, главным образом понадобились, для решения вопросов о рекламе на доме, в связи с введением 27.09.2009 изменения в ФЗ «О Рекламе» N 228-ФЗ. В статье 19 закона «О рекламе» говорится: «Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном ЖК РФ. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.»

Т.е. уполномоченные нужны главным образом для решения вопросов, по согласованию рекламных конструкций на доме. Ведь теперь без подписи собственников никакой рекламы на фасаде здания не может быть. И чтобы каждый раз не проводить выборы, уполномоченные — как раз то звено, которое оптимизирует этот процесс. По остальным вопросам, у уполномоченных прав не более, чем у того же домкома.

В заключение, хотелось бы сказать, что боязнь собственников, что кто-то отберет что-то у них, и воспользуется их голосами, может быть оправдана. Известны случаи, когда ТСЖ создавались, путем подделывания голосования. Но вы здесь должны понимать, что уполномоченные, это лишь путь оптимизации работы. И главное здесь - доверие собственников. И если Вы не доверяете, не выбирайте их. Но тогда Вам придется проводить общие собрания по каждому решению по водружению рекламной конструкции. И в итоге так можно потерять деньги, которые могут быть потраченных, опять же, на нужды дома и его жильцов.

Согласно законодательству Таможенного союза, при прохождении процедуры подтверждения соответствия необходимо соблюдение требований не только к продукции, но к заявителю. В соответствии с видом поставок, а также наличия соответствующих дополнительных документов у заявителя, выбирается схема оценки соответствия.

Исчерпывающий перечень схем подтверждения соответствия (сертификации/декларирования), применяемых в Таможенном союзе, утвержден решением Комиссии Таможенного союза № 621 от 7.04.2011 г. «Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза». Схема выбирается заявителем в соответствии с видом продукции, подлежащей оценке соответствия и требованиями Технического Регламента Таможенного союза, действия которого на нее распространяются.

Заявитель вправе сам выбирать схему подтверждения соответствия, однако необходимо брать во внимание его статус, это установлено в пункте 5 Положения о типовых схемах. Во всех Технических Регламентах Таможенного союза заявителем при подтверждении соответствия может выступать продавец/поставщик, изготовитель либо, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя.

К сожалению, не во всех регламентах Таможенного Союза указано, кто именно является уполномоченным изготовителем лицом. Правительства государств - членов Евразийского экономического сообщества 25 января 2008 года приняли Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер. В этом документе появилось определение уполномоченного изготовителем лица, которое вошло в Технические регламенты Таможенного Союза:

уполномоченное изготовителем лицо - юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством-членом Таможенного союза, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении продукции на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие продукции требованиям технического регламента Таможенного союза.

Данный термин используется в ряде действующих Технических Регламентах Таможенного Союза, например, ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» и другие.

Вместе с тем, в ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» отсутствует данное определение, за исключением информации о том, что руководство (инструкция) по эксплуатации должно содержать наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними. Зато употребляется термин «лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя», который применяется в соответствии с процедурой реализации.

Сопоставляя определение «лица, выполняющего функции иностранного изготовителя» в Технических Регламентах Таможенного Союза и Соглашения, можно говорить о том, что это субъект, на которое возлагается ответственность за качество продукции и ее соответствие требованиям Технического Регламента, иностранным изготовителем. Иными словами уполномоченное изготовителем лицо должно быть зарегистрировано государством - членом Таможенного союза в установленном порядке юридическое или физическое лицо. Необходимо отметить, что у данного вида заявителей должен быть заключен договор для осуществления от имени изготовителя действий по подтверждению соответствия и размещения продукции на единой таможенной территории Таможенного союза.

Данный договор должен содержать информацию о распределении ответственности за несоответствие продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза. Это было сделано для того, чтобы предъявление требование по отношению безопасности продукции можно было осуществлять на территории и по законам государства - члена Таможенного союза, тогда как предъявление требований к иностранному изготовителю достаточно проблематично и занимает много времени и несет большие затраты, которые могут быть не сопоставимы со стоимостью самого товара.

В Законе о защите прав потребителей так же дается ссылка на информацию об уполномоченных организациях и уполномоченных предпринимателях. В Законе дается ссылка на договор, который заключают данные лица с изготовителем. Согласно условиям договора, данные лица наделяются полномочиями по приемы жалоб и предложений на реализуемые ими товары. Хотелось бы подчеркнуть, что далеко не все лица соответствуют данным требованиям и готовы принимать претензии по качеству товара. Это может быть связано с тем, что согласно договору, они получают не только престижный статус представителя изготовителя, но и приобретают достаточно существенные обязанности, которые вытекают напрямую из Технических Регламентов Таможенного союза, а так же законодательства государств членов ТС.

Если брать во внимание отсутствие иной более точной информации и более подробных разъяснений от органов государственной власти, можно рекомендовать организациям, на которых возложены функции иностранного изготовителя, брать за основу составления договоров с изготовителями права и обязанности схожие с правами и обязанностями субъекта в Европейском Союзе. Данный договор может отражать достаточно много важных момент, которые повлияют на деятельность уполномоченного изготовителем лица. Самыми основными из них являются проведение работ связанных с маркировкой продукции единым знаком обращения на рынке государств-членов Таможенного союза. Этим действием заявитель подтверждает, что его продукция прошла все процедуры подтверждения соответствия и может быть реализована на территории стран Таможенного союза. Так же следует отметить, что при подписание такого договора в обязанности лица, выполняющего функции иностранного изготовителя обязательно входят все работы по процедуре подтверждения соответствия. При данной работе полная ответственность уполномоченного лица лежит только на нем, и в зависимости от вида подтверждения соответствия может так же включать организацию испытаний и в обязательном порядке предоставление полного комплекта документов. Иначе говоря, при прохождении подтверждения соответствия, лицо выполняющее функции иностранного изготовителя, выполняет функции в отношении безопастности и официального представителя изготовителя в отношении всех вопросов, которые связаны с подтверждением качества продукции требованиям Технических регламентов Таможенного союза, которые распространяют на конкретный вид/тип продукции. Но с другой стороны нужно учитывать, что лицо выполняющее функции иностранного изготовителя при подтверждении соответствия так же выступает представителем интересов изготовителя, и ему необходимо прилагать максимум усилий для всевозможного обеспечения максимальной защиты интересов изготовителя.

Если после подтверждения качества продукции, лицо выполняющее функции иностранного изготовителя получило жалобу относительно безопасности реализуемой продукции, и как следствие следует отзыв сертификата соответствия, на данное лицо так же возлагается ответственность по отзыву с рынка не соответствующей продукции. Эта ситуация может произойти при контроле надзорных органов, а так же по решению самого изготовителя.

Следует обратить внимание на то, что уполномоченное изготовителем лицо обязано информировать изготовителя о всех изменениях в законодательстве, связанных с его продукцией. Согласно договору о выполнении функции иностранного изготовителя, уполномоченная организация, или уполномоченный предприниматель имеют право не разглашать конфиденциальную информацию, исключением в данном случае может быть предоставление технических данных для прохождения процесса подтверждения соответствия, так как эти данные являются обязательными и входят в комплект документов.

Уполномоченное изготовителем лицо, согласно требованиям Технических регламентов Таможенного союза, обязано хранить все документы после прохождения подтверждения соответствия, включая доказательные материалы в течении десяти лет с момента окончания срока действия данных документов. Данное правило действует даже после прекращения срока действия контракта.

Законным представителем физического лица признаются законные его представители в соответствии с гражданским законодательством. Уполномоченный представитель физического лица действует только на основании нотариально заверенной доверенности по ГК РФ.

Законным представителем юридического лица является лицо, уполномоченное представлять указанную организацию на основании закона или учредительных документов. Уполномоченный представитель организации действует на основании доверенности, оформленной в соответствии с ГК РФ.

Две особенности в отличие от ГК РФ: обязательная нотариальная форма доверенности в отношении физических лиц-налогоплательщиков и запрет на уполномоченное представительство должностными лицами налоговых органов .

Юридические последствия : действия, бездействие представителя налогоплательщика признается действием, бездействием налогоплательщика

Правовой статус налогоплательщика:

Главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налога. Остальные обязанности налогоплательщика носят факультативный, производный характер . Они существуют постольку, поскольку существует основная обязанность налогоплательщика и направлены на надлежащее выполнение указанной обязанности. Все факультативные обязанности налогоплательщика как и основная обязанность устанавливаются налоговым законодательством (ст. 23). Например, к факультативным обязанностям можно отнести следующие:

1) вести в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет, необходимый для исчисления и уплаты налогов, в течение 4 лет обеспечивать сохранность бухгалтерских и иных документов, связанных с исчислением налогов;

2) сообщать в орган налоговой службы об открытии или закрытии счетов в банке юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями в течение 7 дней, о ликвидации, реорганизации организации в течение 3 дней со дня принятия решения;

3) выполнять другие обязанности, установленные налоговым законодательством (ст.23).

Налогоплательщики наделяются законом и правами, которые также направлены на исполнение основной обязанности налогоплательщика. Это - право на получение письменных разъяснений финансовых органов по вопросам применения налогового законодательства; право пользоваться льготами по уплате налогов, право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, право в установленном порядке обжаловать решения налоговых органов, другие права в соответствии с налоговым законодательством (ст.21).

Вопрос 2 . Как следует из анализа НК РФ (ст.9), понятие “участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах”- категория емкая. Однако, перечисленные в ст. 9 НК участники налоговых правоотношений не исчерпывают всего перечня участников, названных в иных разделах НК РФ. Остались за пределами статьи иные обязанные лица и банки.


Налоговые органы как участники налоговых правоотношений:

а) по взиманию налогов;

б) по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

в) по привлечению к налоговой ответственности;

г) по рассмотрению жалоб налогоплательщиков.

Деятельность налоговых органов сопряжена с принятием индивидуальных ненормативных актов. Они подразделяются на две категории: 1) информационные, уведомительные, и соответственно не подлежащие обжалованию; 2) правовые акты, которые могут быть обжалованы налогоплательщиком в административном и судебном порядке. К первой группе относятся уведомление о постановке на налоговый учет, налоговое уведомление (ст.52 п.4), акт сверки расчетов по налогам и сборам (ст.32 п.1), акт налоговой проверки и др. Например, акт совместной сверки расчетов по налогам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщику.

Вторая группа правовых ненормативных актов налогового органа должны отвечать требованиям, предъявляемым законодателем к содержанию и форме этих актов.

1) это индивидуальные, обязательные для конкретного налогоплательщика акты, порождающие для него определенные правовые последствия;

2) это принятые в установленном порядке и форме акты;

3) это акты, доведенные до налогоплательщика в установленном НК порядке.

Так, налоговый орган в формате, утвержденном ФНС РФ, в электронном виде направляет налогоплательщику: требование о перечислении налога в бюджетную систему (ст.52 п.4 НК РФ), требование об уплате налога (ст.69. п.4), требование о предоставлении документов (ст.93 и 93.1 НК РФ).

Обязанных лиц по их правовому положению можно разделить на четыре группы: 1) налоговые агенты, 2) банки и кредитные учреждения, 3) иные лица, обязанные предоставлять налоговую информацию и 4) лица, привлекаемые к участию в производстве по делам о налоговых правонарушениях.

Налоговым агентом признается лицо, на которое в силу налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему (ст.24 НК РФ). К налоговым агентам относятся:

1) организации-работодатели, удерживающие и перечисляющие в бюджетную систему налог на доходы физических лиц;

2) организации, удерживающие и перечисляющие в бюджетную систему налоги с доходов от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежащих организации, от долевого участия в других предприятиях;

3) организации, удерживающие и перечисляющие в бюджет налоги с доходов, получаемых иностранными юридическими лицами от источников в РФ, или иностранными юридическими лицами, не состоящими на налоговом учете.

Все указанные лица являются источниками выплат, т.е. лицами фактически выплачивающими доход другому лицу.

Правовой статус налогового агента .

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Они обязаны правильно и своевременно удерживать налоги и перечислять их в бюджетную систему (основная обязанность). В случае неисполнений названной обязанности налоговый агент привлекается к налоговой ответственности (ст.123 НК РФ).

Факультативные обязанности: а) в случае невозможности удержать налог у налогоплательщика обязаны в месячный срок сообщить о задолженности в налоговый орган; б) вести учет по каждому налогоплательщику; в) в течении 4 лет обеспечивать сохранность документов.

Банки и кредитные организации выступают одновременно как сторона по договору банковского счета и как участник налогового обязательства - посредник между налогоплательщиком и бюджетом. Отношения банка и клиента, основанные на договоре банковского счета, являются предметом регулирования гражданского права. В рамках отношений банк - государство первый выступает в качестве субъекта налогового права. Главной обязанностью банков и иных кредитных учреждений по перечислению налога и обеспечению исполнения налоговой обязанности по налоговому обязательству является своевременное исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджетную систему, а также решений органа осуществляющего налоговый контроль, о взимании налога за счет денежных средств налогоплательщика и решений налогового органа о приостановлении операций по счетам. За нарушение указанных обязанностей банки привлекаются к налоговой ответственности (ст.133; 134;135 НК).

Плата за обслуживание юридических и физических лиц по таким операциям не взимается.

Иные обязанности банков информационного характера в сфере налогового контроля: а) сообщать об открытии и закрытии счетов по договору банковского счета (налоговая ответственность по ст. 132 НК) б) предоставлять по запросу налогового органа справки по операциям и счетам (налоговая ответственность ст. 135 прим).

К иным участникам, содействующим уплате налога, относятся органы, на которые налоговым законодательством возложены обязанности сообщать налоговым органам информацию, необходимую для исчисления налогов (налоговые информаторы ст.85 НК). Назовем наиболее распространенные случаи. Так, органы, осуществляющие учет недвижимого имущества и транспортных средств, либо регистрацию прав на них и сделок с ними также обязаны информировать налоговые органы о проведенных операциях и др. За неисполнение указанной обязанности лица привлекаются к налоговой ответственности по ст. 129 прим. НК)).

Вопрос 3 . В соответствии с НК РФ налог считается установленным, когда в законе определены налогоплательщики и элементы налогообложения (ст.17 НК РФ).

Элементы налоговой обязанности подразделяются на необходимые и факультативные . Необходимые элементы налогового обязательства - это установленные законом элементы, которые необходимы для определения налогового обязательства. Обязанность по уплате налога считается установленной, если законом определены необходимые элементы налогового обязательства. К ним относятся:

* объект налога;

* налоговая база;

* налоговая ставка;

* налоговый период;

* порядок исчисления налога;

* сроки и порядок уплаты налога.

К факультативным элементам налогового обязательства отнесены те, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К таковым в первую очередь причисляются налоговые льготы.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!