Гарантии местного самоуправления понятие виды юридическое закрепление. Муниципальное право рф

Юридические гарантии представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления. В законодательстве еще можно встретить термин «правовые гарантии местного самоуправления». Между общими и специальными гарантиями существует тесная взаимосвязь. Общие гарантии являются определяющими по отношению к специальным, обуславливают существование последних. В то же время специальные средства представляют правовую форму выражения общих гарантий. По мнению Н.Л. Пешина, юридические гарантии можно разделить на общие и специальные. К общим гарантиям относятся конституционные гарантии, гарантии, закрепленные в федеральном законодательстве, и гарантии, закрепленные в законодательстве субъектов Российской Федерации. Специальные же гарантии - это дополнительные меры, устанавливаемые с целью обеспечения осуществления местного самоуправления с учетом специфики той или иной сферы общественных отношений. В свою очередь специальные гарантии могут быть закреплены как в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов Российской Федерации. Думается, что данный подход требует некоторого уточнения. Следуя подобной логике, среди общих гарантий можно было бы выделить и гарантии, закрепленные в уставах муниципальных образований и нормативных актах органов местного самоуправления, которые также содержат правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления. Мнения о том, что в уставах муниципальных образований могут содержаться гарантии местного самоуправления, придерживаются и другие ученые. В уставы муниципальных образований включаются положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления. Следовательно, в них конкретизируются гарантии местного самоуправления, содержащиеся в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации. Юридические гарантии по своему характеру могут быть материальными и процессуальными. Например, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, закрепленное в статье 133 Конституции Российской Федерации, является материальной гарантией. Процессуальной же гарантией будет порядок компенсирования данных расходов, определенный в федеральном законодательстве, где указывается, что размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения теми органами, которые приняли это решение. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств. В зависимости от целевого назначения специальные (юридические) гарантии можно разделить на три группы:

1) Гарантии, обеспечивающие финансовую и экономическую самостоятельность местного самоуправления.

Самостоятельность местного самоуправления возможна лишь при наличии соответствующих материально-финансовых ресурсов, которые должны быть соразмерны тем функциям и полномочиям, которые законодательство закрепляет за органами местного самоуправления.

Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов местного значения, выступает закрепляемая законодательством финансово-экономическая база местного самоуправления.

Закон о местном самоуправлении 2003 года закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и равным образом защищается государством наряду с другими формами собственности. Органы местного самоуправления вправе совершать с муниципальным имуществом любые сделки, разрешенные законом. Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения, и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций. Соответствующие органы государственной власти обязаны финансировать осуществление отдельных государственных полномочий, которые законом могут быть переданы органам местного самоуправления. Кроме того, они обязаны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, вызванные решениями, принятыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовая самостоятельность местного самоуправления гарантируется конституционным правом органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет;

2) Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления. К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относятся закрепляемые законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления.

Статья 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти. Отсюда вытекает, что власть местного самоуправления должна быть организационно обособлена от государственной власти и может действовать в известных пределах автономно.

Гарантиями организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются:

1. Закрепляемое статьей 12 Конституции Российской Федерации положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не являются звеньями единой иерархической системы органов государственной власти, построенной на основе принципов строгой подотчетности нижестоящих органов вышестоящим, руководства вышестоящих органов нижестоящими органами (что было характерно для советской организации власти на местах).

2. Самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления гарантируется Конституцией Российской федерации (ст. 131). Следовательно, население вправе непосредственно (например, путем референдума), а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его организационную структуру и процедуры деятельности.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Устав муниципального образования, отражающий особенности организации и осуществления местного самоуправления и учитывающий исторические и иные местные традиции, принимается представительным органом местного самоуправления или выносится на местный референдум. В нем указываются: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименование выборных и других органов местного самоуправления; срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения.

Субъекты Российской Федерации, регулируя деятельность органов местного самоуправления, не вправе предусматривать обязательное формирование каких-либо иных (кроме выборных) органов местного самоуправления.

3. Организационная самостоятельность местного самоуправления, его обособление в системе управления предполагает, что назначение должностных лиц местного самоуправления, образование органов местного самоуправления, кадровая политика находятся в ведении муниципальных образований .

4. Контроль государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления имеет известные пределы, обусловленные организационной самостоятельностью муниципальных органов. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

5. Для самостоятельного решения местных вопросов и возлагаемых на них задач органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, Закону о местном самоуправлении 2003 года, ограничивать гарантированные им права местного самоуправления. Закон закрепляет предметы ведения местного самоуправления, перечисляя вопросы местного значения, которые самостоятельно решаются органами местного самоуправления.

6. Гарантией организационной самостоятельности местного самоуправления является право муниципальных образований иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, согласно статье 131 Конституции Российской Федерации допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. При этом субъекты Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ муниципального образования ;

3) Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

О судебной форме защиты местного самоуправления речь пойдёт в следующем параграфе.

В некоторых работах гарантии местного самоуправления подразделяются на экономические, организационные и юридические. Но по содержанию они очень похожи на виды специальных (юридических) гарантий.

В зависимости от того, для кого предоставляются гарантии, разделяют гарантии прав населения, отдельных граждан Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления . Возможно разделение гарантий местного самоуправления и в зависимости от сферы их действия на международно-правовые, внутригосударственные, региональные. Исходя из того, что гарантии местного самоуправления могут содержаться в уставах муниципальных образований, можно также выделить гарантии, действующие на территории муниципального образования. Международно-правовые гарантии закрепляются в Европейской хартии местного самоуправления, которая была ратифицирована в Российской Федерации Федеральным Законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления». В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры являются составной частью правовой системы нашей страны. При этом конвенция распространяет свое действие не только на территорию России, но и на территорию других государств, её ратифицировавших. В ней формулируются такие основополагающие вопросы местного самоуправления как сфера компетенции местного самоуправления, условия осуществления полномочий на местном уровне, правовая защита местного самоуправления и т.д. Внутригосударственные гарантии закрепляются в Конституции Российской Федерации и иных правовых актах государства. Так, ряд гарантий местного самоуправления определен в статьях 131, 132, 133 Конституции Российской Федерации, большое количество гарантий содержится и в целом ряде статей федеральных законов. Эти гарантии действуют на территории всей Российской Федерации. Региональными следует признать гарантии, которые получили свое отражение в законодательстве субъектов Российской Федерации. Региональные гарантии применимы на территории отдельного субъекта федерации. В разных субъектах гарантии могут отличаться друг от друга . Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на условный характер многих классификаций, они, тем не менее, дают достаточно полное представление о существующих гарантиях местного самоуправления.

Важнейшим условием эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления является гарантированность его прав. Под гарантиями, как известно, понимаются те средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление того или иного права, возможности его реализации. Таким образом, система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, должна включать совокупность тех условий и средств, которые обеспечивают реализацию и правовую защиту местного самоуправления в Российской Федерации. В каком-то смысле можно говорить о том, что наиболее общим условием существования местного самоуправления в России является та экономическая и политическая среда, которая возникает в государстве и воздействует на реализацию власти на местном уровне. Однако, рассматривая вопрос о гарантиях в собственно юридическом понимании, можно говорить о более конкретных механизмах, посредством которых обеспечивается местное самоуправление в Российской Федерации.

Под юридическими гарантиями местного самоуправления следует понимать по аналогии с общим определением гарантий те правовые приемы, способы и средства, которые направлены на обеспечение существования местного самоуправления. Эти гарантии закрепляются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Юридические гарантии могут быть подразделены на общие, относящиеся ко всему местному самоуправлению в целом, и специальные, т.е. обеспечивающие отдельные виды деятельности местного самоуправления. Первые закрепляются в Конституции РФ, комплексных законах о местном самоуправлении (как федеральном – об общих принципах организации местного самоуправления, так и законах субъектов РФ о местном самоуправлении). Вторые – преимущественно в отраслевом законодательстве или специальных законах, посвященных местному самоуправлению. Например, как составная часть правового института финансовой основы местного самоуправления могут быть выделены гарантии финансовых прав органов местного самоуправления (они закреплены в положениях БК РФ, НК РФ, иных правовых актах). Или при регулировании института муниципальной службы может быть выделен институт гарантий прав муниципального служащего (его содержит Федеральный закон № 25-ФЗ).

Основная цель построения системы гарантий местного самоуправления заключается в том, чтобы создать систему мер, обеспечивающих функционирование в Российской Федерации муниципальной власти на основе принципов, закрепленных в Конституции РФ и федеральном законодательстве (прежде всего принципов самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий, отделенности от государственной власти, построения на основе самоорганизации, самообеспечения, самофинансирования и самоконтроля), а также защиту прав местного самоуправления и создание условий для их беспрепятственной реализации.

Система общих гарантий местного самоуправления включает ряд элементов, но в ее основе должно лежать четкое, непротиворечивое, законодательное закрепление прав муниципальных образований. Лишь при наличии такого закрепления возможно введение правовых средств, формирующих систему гарантий, главным из которых является совокупность норм, запрещающих ограничение прав местного самоуправления. Отправным началом для этого на федеральном уровне является ст. 133 Конституции РФ, которая содержит положение о том, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется путем установления запрета на ограничение его прав (это первый элемент системы гарантий). В соответствии с данным конституционным положением Федеральный закон № 131-ФЗ содержит нормы, устанавливающие, что права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления (ч. 3 и 4 ст. 3).

Второй элемент в системе гарантий местного самоуправления на федеральном уровне составляют правовые нормы, обеспечивающие обязательность решений, принятых местной властью в рамках их компетенции. На федеральном уровне данное положение в настоящее время закреплено в Федеральном законе № 131-ФЗ, в ч. 3 ст. 7 которого установлено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Федеральный закон № 131-ФЗ запрещает произвольную отмену таких решений (или приостановление их действия), определяя исчерпывающий круг субъектов, которые вправе это сделать. К ним относятся согласно ст. 48 данного Федерального закона либо органы и должностные лица местного самоуправления, принявшие (издавшие) соответствующий муниципальный правовой акт, либо суд, либо уполномоченный орган государственной власти РФ или субъекта РФ применительно к тем решениям, которые регулируют осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Более того, следует особо отметить реализацию федеральным законодателем принципа преемственности в регулировании муниципально-правовых отношений на уровне местного самоуправления: даже в том случае, если отменяется закон субъекта РФ, устанавливающий статус территории как муниципального образования, решения, которые были приняты органами местного самоуправления до вступления решения суда в законную силу (несмотря на то что их право на издание муниципальных правовых актов, по сути, в такой ситуации отсутствовало), не могут признаваться в судебном порядке недействующими на основании одного лишь факта отмены данного закона субъекта РФ.

Федеральный закон № 131-ФЗ не указывает на основания отмены решений, принятых органами или должностными лицами местного самоуправления. Следовательно, органы (должностные лица) местного самоуправления отменяют их в порядке, определенном уставом или иным муниципальным правовым актом.

Судебная защита прав местного самоуправления является третьим элементом системы гарантий функционирования муниципальной власти: ст. 133 Конституции РФ содержит норму о том, что местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Наделение органов и должностных лиц муниципальных образований, а также граждан, проживающих на их территории, правом предъявления в суд или арбитражный суд исков о признании недействительными актов органов государственной власти и должностных лиц, а также действий организаций и граждан, нарушающих права местного самоуправления, имеет важное значение. Право на судебную защиту является механизмом, гарантирующим восстановление нарушенных финансовых прав и компенсации ущерба, причиненных такими нарушениями.

Право субъектов местного самоуправления на обращение в суд за защитой нарушенных прав закреплено также в Европейской хартии местного самоуправления, ст. 11 которой устанавливает, что органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления.

Судебная защита местного самоуправления осуществляется в рамках производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, и включает процедуры рассмотрения:

  • – дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части;
  • – дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Для рассмотрения дела, возникающего из публичных правоотношений, орган или должностное лицо местного самоуправления должно обратиться в суд или арбитражный суд (в последний – в случае, если нарушаются права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагаются какие-либо обязанности или создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности) с заявлением. Соответствующие дела рассматриваются и разрешаются как судьей единолично, так и коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными федеральными законами.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или соответствующего должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу. Суд приступает к рассмотрению дела на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Обращение заинтересованного органа или должностного лица местного самоуправления в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

Судья может отказать в принятии заявления или прекратить производство по делу только в том случае, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу. Очень важно отметить, что в рамках гражданского процесса обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц, государственных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Если ответчиком является орган государственной власти, при подаче органом (должностным лицом) местного самоуправления заявления в суд он (оно) вправе ожидать, что орган государственной власти докажет обоснованность принятия соответствующего правового акта. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства и по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.

С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления или глава муниципального образования (глава местной администрации), считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ. К заявлению приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Орган местного самоуправления или глава муниципального образования (глава местной администрации), субъект, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, извещаются о времени и месте судебного заседания. Рассмотрение вопроса об оспаривании нормативного правового акта должно быть завершено в течение месяца со дня его подачи. При этом отказ органа или должностного лица местного самоуправления, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой "автоматически" прекращения производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда также необязательно.

Если суд признает, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим бо́льшую юридическую силу, то он принимает решение об отказе в удовлетворении заявления органа или должностного лица местного самоуправления. Если же суд устанавливает, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим бо́льшую юридическую силу, то суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы (в случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции) и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. Важно отметить, что решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта. После вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде тс же требования и по тем же основаниям.

В арбитражном суде дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка этих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. При рассмотрении дела арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим бо́льшую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим бо́льшую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт. Отказ органа или должностного лица местного самоуправления, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу. По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

  • – о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему бо́льшую юридическую силу;
  • – о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему бо́льшую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими бо́льшую юридическую силу. Решение любого арбитражного суда (за исключением решения ВАС РФ) может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.

Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц может быть осуществлено органами или должностными лицами местного самоуправления только в рамках арбитражного процесса. Эти дела рассматриваются арбитражным судом но общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ со следующими особенностями. Производство возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) соответствующих органов и лиц. Заявления рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов. Важно отметить, что по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения. Дело рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. При рассмотрении дела арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий па принятие акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Арбитражный суд, установив, что правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Решение арбитражного суда по делу подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Основным субъектом местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ является население муниципального образования, и каждому жителю муниципального образования закон также предоставляет право обжаловать решения, действия (бездействие) как государственных органов и их должностных лиц, так и других субъектов муниципального права – органов и должностных лиц местного самоуправления. Судебный порядок отмены решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, соответствующих должностных лиц регламентируется Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", гл. 24 и 25 ГПК РФ и гл. 23 и 24 АПК РФ.

Для дел об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, законодательством установлена альтернативная подведомственность. Гражданин вправе обратиться с жалобой непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, должностному лицу (при условии их наличия), если он считает, что его права и свободы нарушены неправомерными действиями (решениями) органов или должностных лиц. Вышестоящие в порядке подчиненности орган или должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в течение этого срока ответ на жалобу гражданином не получен либо в удовлетворении жалобы отказано, он вправе обратиться с жалобой в суд. Предметом обжалования являются действия, бездействие, решения указанных органов и должностных лиц, а также информация, послужившая основанием для совершения действия или принятия решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Под нарушением прав и свобод гражданина понимается не только прямое их нарушение, но и создание препятствий для их осуществления гражданином, незаконное возложение на него какой-либо обязанности или незаконное привлечение к какой-либо ответственности. Официальную информацию Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" определяет как письменные или устные сведения, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий либо принятия решений (ч. 5 ст. 2 указанного Закона).

Предметом обжалования в суде могут быть правовые акты как индивидуального , так и нормативного характера, нарушающие права и свободы гражданина. Граждане- предприниматели и юридические лица вправе обжаловать незаконные действия и решения, в том числе правовые акты как нормативного, так и ненормативного характера, в арбитражный суд. Они вправе обратиться с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим бо́льшую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как свидетельствует судебная практика, наибольшее количество дел, в которых обжалуются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, относится к сфере жилищных правоотношений. Это связано с тем, что в распоряжении органов местного самоуправления находится муниципальный жилищный фонд, и именно они ведают порядком и очередностью предоставления жилья гражданам. Поэтому нередки случаи, когда в результате незаконных действий органов местного самоуправления в этой сфере нарушаются права граждан, восстановить которые можно через суд.

Федеральное законодательство содержит достаточное количество и специальных гарантий в отношении местного самоуправления, закрепляются они, как уже отмечалось, преимущественно в отраслевых нормативных актах. Так, положения БК РФ гарантируют право органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать порядок составления и рассмотрения местного бюджета, его утверждения и исполнения, устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, получать в определенных случаях межбюджетные трансферты в виде дотаций и субвенций, право осуществлять муниципальные заимствования, право предоставлять муниципальные гарантии и бюджетные кредиты, право управлять муниципальными активами и пр.

Земельный кодекс РФ гарантирует возможности органов местного самоуправления резервировать земли, изымать, в том числе путем выкупа, земельные участки для муниципальных нужд, самостоятельно устанавливать с учетом требований законодательства РФ правила землепользования и застройки территорий муниципальных образований, разрабатывать и реализовывать местные программы использования и охраны земель и пр.

Нормы ГрадК РФ закрепляют механизмы реализации прав органов местного самоуправления самостоятельно утверждать местные нормативы градостроительного проектирования, принимать правила застройки, документацию по планировке территории, выдавать разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, принимать решения о развитии застроенных территорий и т.д.

Положения Жилищного кодекса РФ гарантируют органам местного самоуправления права по определению порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, принятию решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и др.

Лесной кодекс РФ гарантирует органам местного самоуправления право владеть, пользоваться и распоряжаться лесными участками, право устанавливать ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды, ставки платы за единицу объема древесины, право разрабатывать и утверждать лесохозяйственные регламенты, осуществлять муниципальный лесной контроль и надзор в отношении лесных участков и т.д.

Водный кодекс РФ гарантирует органам местного самоуправления право владеть, пользоваться и распоряжаться водными объектами, право устанавливать ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в муниципальной собственности, определять порядок расчета и взимания этой платы и т.д.

Можно утверждать, что все полномочия, которые федеральное законодательство закрепляет за местным самоуправлением в целом или за отдельными субъектами местного самоуправления, гарантируются существующим механизмом правового регулирования, включая возможность применения санкций – неблагоприятных последствий – по отношению к субъектам, нарушающим соответствующие права местного самоуправления или не подчиняющимся законно принятым органами или должностными лицами местного самоуправления решениям.

Субъекты РФ также осуществляют регулирование по вопросам, касающимся установления гарантий местного самоуправления, причем преимущественно это регулирование сводится к установлению социально-экономических гарантий тем или иным конкретным субъектам местного самоуправления. Чаще всего устанавливаются гарантии лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления. К ним относятся:

  • – гарантии денежного содержания: обычно субъект РФ определяет минимальный уровень такого содержания, поскольку денежное вознаграждение выборным должностным лицам местного самоуправления выплачивается из местного бюджета, размер содержания определяется уставом муниципального образования или иным муниципальным правовым актом, и только в случае недостаточности местных ресурсов деньги выделяет бюджет субъекта РФ;
  • – гарантии обеспечения деятельности: материальные и иные условия, обеспечивающие выполнение должностных полномочий, например, обеспечение служебным транспортом и телефонной связью для выполнения должностных полномочий, ежегодный основной и дополнительный оплачиваемый отпуск, обязательное государственное страхование, обеспечение жильем и пр.;
  • – иные гарантии: пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение находящихся на иждивении членов семьи должностного лица местного самоуправления в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей, зачисление периода замещения выборной муниципальной должности в стаж муниципальной или государственной службы, выплата дополнительных пособий в случае временной нетрудоспособности, доплата к трудовой пенсии в случае досрочного прекращения полномочий вследствие инвалидности, полученной в результате исполнения должностных обязанностей, и пр.
  • Жилищный кодекс Российской Федерации – Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ.
  • Лесной кодекс Российской Федерации – Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется государством.

Обеспечение гарантий прав местного самоуправления является важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления. Целевое значение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами: организационную и экономическую, финансовую и имущественную самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения; защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их реализации.

Система гарантий прав местного самоуправления, закреп­ляемая муниципальным правом, охватывает всю совокуп­ность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и пра­вовую защиту. Она включает: общие гарантии, к которым отно­сятся экономические, политические и специальные (собственно юридические) гарантии.

Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономичес­ких, политических условиях, которые, выступая в качестве важ­нейших основ жизнедеятельности граждан в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на про­цесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономичес­кие, политические отношения, духовные устои и ценности обще­ства, которые:

– служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;

– обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;

– создают реальные возможности для наиболее полной реали­зации норм, устанавливающих компетенцию органов мест­ного самоуправления.

Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, предпринима­тельства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.

Политические гарантии: система государственной власти, основанная на принципах разделения властей; народовластие, осуществляемое непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий и др.

Духовные гарантии: система духовных ценностей и ориентаций; уровень культуры и правосознания.

Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления: правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления как федерального уровня и уровня субъектов Федерации, так и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления

1) Закрепляемое ст. 12 Конституции РФ положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

2) Самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ).

Население вправе непосредственно, например, путем референдума, а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его организационную структуру и процедуры деятельности.

3) Организационная самостоятельность местного самоуправ­ления, его обособление в системе управления государством и обществом. Это означает, что назначение должностных лиц местного самоуправления, формирование органов местного самоуправления, кадровая политика нахо­дятся в ведении муниципальных образований (с учетом особенностей назначения глав местных администраций, установленных новой редакцией Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Правовая регламентация муниципальной службы, включаю­щая требования к должностям, статусу муниципального служаще­го, уставу и порядку прохождения муниципальной службы, управлению службой, которые определяются уставом муниципального образова­ния в соответствии с Федеральным законом и законами субъектов Федерации.

4) Собственная компетенция органов местного самоуправле­ния, которой они наделяются в целях самостоятельного решения местных вопросов и возлагаемых на них задач.

5) Право муниципальных образований иметь собственную сим­волику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исто­рические, культурные, социально-экономические, нацио­нальные и иные местные традиции.

6) Учет мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление (ст. 131 Конституции РФ). При этом в Федеральном законе уста­навливаются процедуры получения согласия населения при решении во­просов изменения границ муниципального образования.

К числу гарантий самостоятельности местного самоуправления следует отнести и пределы контроля органов государственной власти за деятельностью органов местного самоуправления, которые обусловлены организационной самостоятельностью органов местного самоуправления. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Досроч­ное прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выбор­ного должностного лица возможно по ре­шению законодательного (представительного) органа государст­венной власти субъекта Федерации с соблюдением особой процеду­ры, установленной Федеральным Законом «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления».

Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяется соответственно федеральными законами и зако­нами субъектов Федерации.

Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного само­управления

Самостоятельность местного самоуправления возможна лишь при наличии соответствующих материальных, финансовых ресур­сов, которые должны быть соразмерны тем полномочиям, которые законодательно закрепляются за органами местного самоуправления.

К гарантиям финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления отно­сятся:

1) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственно­стью;

2) органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, а также ликвидировать и реорганизовывать их;

3) органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет;

4) органы государственной власти обязаны финансировать отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления;

5) право органов местного самоуправления выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена правовая основа местного самоуправления; обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления; полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления; порядок осуществления исполнительно-распорядительных и контроль­ных полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления, который допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Также установлено, что права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления населения или органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, – уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены гарантии в отношении уставов муниципальных образований, порядок их регистрации в органах юстиции и основания для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено фундаментальное право местного самоуправления на судебную защиту.

Правовая защита гарантируется деятельностью прокуратуры РФ, которая осуществляет надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении и права населения на местное самоуправления, и Министерством юстиции РФ, которое проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственно власти субъектов РФ, в том числе и по вопросам местного самоуправления.

Обеспечению правовой защиты местного самоуправления слу­жит право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации. Главная цель таких объединений (общероссийских, региональных) – координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов.

Для обеспечения их взаимодействия с фе­деральными органами государственной власти и международны­ми организациями органов местного самоуправления советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, представляет предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы.

Вступление России в 1996 г. в Совет Европы и ратификация в 1998 г. Европейской хартии местного самоуправления дают до­полнительные международные гарантии прав местного само­управления в Российской Федерации. Российская делегация, в состав которой входят представители органов местного самоуправления, участвует в работе Конгресса местных и региональных властей Европы, который осуществляет, в том числе, и мониторинг реализации положений Европейской хартии местного самоуправления.

Таким образом, гарантии местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом органами государственной власти гарантируется право на судебную защиту, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; право на муниципальную собственность, местный бюджет, местные налоги и сборы, составляющие его экономическую основу.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Правовые основы гарантий местного самоуправления [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В статье рассмотрены правовые основы гарантий местного самоуправления в контексте их существующей системы.

Одним важных условий функционирования местного самоуправления, его становления и развития можно считать систему гарантий прав местного самоуправления.

Закрепленные в муниципальном праве гарантии прав местного самоуправления, включают в себя существующие условия, методы, принципы и средства, которые призваны обеспечивать реализацию и защиту прав местного самоуправления.

Таким образом, существующая в Российской Федерации система гарантий прав местного самоуправления представляет собой совокупность общих гарантий и юридических. Последние, в свою очередь, можно разделить на гарантии организационной самостоятельности и гарантии финансово-экономической самостоятельности.

Государство признает и гарантирует местное самоуправление. Этому вопросу все субъекты Российской Федерации также уделяют значительное внимание.

В настоящее время тема статьи очень актуальна по причине необходимости реформирования правовой основы системы гарантий местного самоуправления.

Понятие и система гарантий местного самоуправления

Гарантии местного самоуправления – это созданные государством необходимые условия и средства, которые позволяют обеспечить реализацию и всестороннюю охрану прав населения на осуществление местного самоуправления, осуществление своих полномочий органами муниципальных образований и должностными лицами местного самоуправления по решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в установленном законом порядке, а также предпосылки для поступательного развития местного самоуправления.

Следует отметить, что система гарантий местного самоуправления представляет собой закрепляемые нормами муниципального права гарантии местного самоуправления и охватывающие все существующие условия, методы, принципы и средства, которые призваны обеспечивать реализацию и защиту прав местного самоуправления.

Таким образом, действующая в Российской Федерации система гарантий местного самоуправления включает в себя:

– общие гарантии;

– специальные гарантии.

Общие гарантии включают в себя экономические, политические и идеологические гарантии, тогда как специальными гарантиями выступают собственно юридические гарантии.

Рассмотрим подробнее каждую группу гарантий.

Общие гарантии – это экономические взаимоотношения, политические условия, моральные ценности общества, а также идеологические убеждения, являющиеся основными предпосылками для осуществления местного самоуправления и создающие условия для стимулирования его развития. Общие гарантии в соответствии с этим создают реальные возможности для максимально полной реализации населением, представительными, исполнительно-распорядительными и иными органами и должностными лицами муниципальных образований полномочий местного самоуправления

Необходимость в специальных гарантиях реализации прав муниципальных образований обусловлена тем, что регламентирующие эти права конституционные нормы обладают высокой степенью обобщённости, и поэтому большинство основных прав не может быть реализовано без соответствующей конкретизации в текущем законодательстве.

Целевое назначение гарантий в обеспечении правовыми средствами:

Организационной и материально-финансовой самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения;

Создания благоприятных возможностей для наиболее полной реализации конституционно-правовых полномочий местного самоуправления;

Защиты прав местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления имеют комплексный характер и разностороннее проявление. Они являются одним из важнейших факторов повышения эффективности местного самоуправления, проявления местным самоуправлением демократических качеств в процессе организации жизни населения в муниципальных образованиях на началах самостоятельности, инициативы и ответственности за решение вопросов, отнесённых законом, уставом муниципального образования к его ведению.

Общие и специальные гарантии местного самоуправления.

Юридические гарантии местного самоуправления представляют собой определенные законом гарантии, основные из которых следующие:

В Российской Федерации гарантирован запрет на ограничение прав местного самоуправления. Эти права определены в ст. 133 Конституции, а также Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ст. 3 части 3 Федерального закона закрепляет положение о возможности ограничения прав граждан на осуществление местного самоуправления, которые установлены Конституцией и данным федеральным законом, только федеральным законом и только в той мере, которая требуется для защиты конституционного строя РФ. Также сюда включены обеспечение защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны и безопасности РФ. В частности данное положение корреспондирует с нормой ч. 3 ст. 55 Конституции. Эта норма заключается в определении условий, которые могут ограничивать любые права и свободы граждан РФ. Соответственно, сюда включается и право на осуществление местного самоуправления. Кроме того, данный Федеральный закон закрепляет, что изменение принципов, на которых осуществляется местное самоуправление и которые определены этим законом, может быть осуществлено только посредством изменений и дополнений, вносимых в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

2. Обязательность решений, которые приняты посредством так называемого "прямого волеизъявления" граждан, решений органов и должностных лиц МСУ для того, чтобы все находящиеся на территории муниципального образования предприятия, учреждения, организации, а также органы местного самоуправления и граждане исполняли их.

ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что акты, находящиеся в компетенции конкретного муниципального образования и принятые в ее рамках, являются обязательными к исполнению. Это положение распространяется на всю территорию муниципального образования. Неисполнение решений и нормативных актов органов местного самоуправления влечет за собой административную ответственность согласно федеральным законам и (или) законам субъектов РФ (ч. 3 ст.7). Однако, КоАП РФ в данный момент не предусматривает административной ответственности за неисполнение решений органов местного самоуправления. Следовательно, административная ответственность за неисполнение решений органов местного самоуправления устанавливается законами субъектов РФ. Во многих субъектах Федерации такие законы уже приняты и действуют. Таким образом, следует, что принятые на местном референдуме решения обязательны к исполнению на всей территории муниципальных образований. Таким решениям не требуется утверждение со стороны властных органов, должностных лиц или органов местного самоуправления (ч. 7 ст. 22). Согласно ч. 7 ст. 25 вышеназванного Федерального закона также обязательны к исполнению на территории поселения все решения, которые принимаются на сходе граждан.

3. Изучение, рассмотрение петиций (обращений) лиц находящих на государственной службе в органах управления и самих органов МСУ уполномоченными органами государственной власти, государственными должностными лицами, организациями, в адрес которых направлены эти обращения.

В федеральном и региональном законодательстве особое внимание уделено праву законодательной инициативы органов местного самоуправления в законодательном органе субъекта РФ. В соответствии с ФЗ РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", который называет представительные органы местного самоуправления в числе субъектов такого права, эффективным механизмом для реализации интересов муниципальных образований, а также взаимодействия государственных и местных интересов является возможность предоставления права законодательной инициативы местному самоуправлению. Порядок его осуществления можно рассмотреть на примере Закона Приморского края "О порядке осуществления права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления Приморского края".

Представительные органы местного самоуправления края имеют право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Приморского края по всем вопросам, которые отнесены к ведению органов государственной власти Приморского края и входящим в компетенцию Законодательного Собрания. От имени представительного органа местного самоуправления подготовленный законопроект в областное Собрание депутатов вносит руководитель представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования. При внесении законопроекта должны быть представлены следующие документы: сопроводительное письмо, решение представительного органа местного самоуправления о внесении законопроекта, пояснительная записка, в которой отражены цель, характеристика, основные положения законопроекта, его место в системе действующего законодательства, перечень правовых актов, которые в связи с принятием закона должны быть изменены, отменены или вновь разработаны.

Обсуждение и принятие решений по законопроектам, вносимым представительными органами, осуществляются в общем порядке законодательной деятельности, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания Приморского края.

4. Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления.

В статье 9 Европейской хартии местного самоуправления за органами местного самоуправления установлено право на обладание собственными финансовыми ресурсами. Обладание собственными финансовыми ресурсами реализуется только в рамках экономической политики государства. Органы местного самоуправления вольны распоряжаться собственными финансовыми ресурсами при осуществлении своих полномочий и в рамках собственной компетенции. При этом важно отметить, что размеры финансовых ресурсов, которыми могут распоряжаться органы местного самоуправления, обязательно должны быть соразмерны их полномочиями, которые предоставляются органам местного самоуправления Конституцией или законом.

Можно выделить следующие гарантии финансовой и экономической самостоятельности местного самоуправления:

1) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. В части 1 статьи 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются и управляют муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (ст. 49);

2) органы МСУ имеют право передать имущество муципальное в пользование, как временное так и постоянное и физическим и юридическим лицам, федеральным и региональным органам государственной власти, органам МСУ, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Важно отметить, что при этом как порядок, так и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местный бюджет.

3) органы МСУ имеют право создавать муниципальные предприятия и учреждения, а также принимать участи в создании хозяйственных обществ, в. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования;

4) наличие муниципального бюджета является обязательным условием осуществления местного самоуправления. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации).

А. Органы государственной власти обязаны передавать органам местного самоуправления материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий. Кроме того, Конституция Российской Федерации в ст. 133 устанавливает такую гарантию местного самоуправления, как право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Б. Органы местного самоуправления устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации). В России перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Кроме того, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установил порядок зачисления в местные бюджеты доходов от региональных налогов и сборов (ст. 58) и доходов от федеральных налогов и сборов (ст. 59).

В. Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации (ст. 64 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

5. Судебная защита местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации в ст. 133 закрепляет, что в настоящее время местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту.

Более детально такая защита регламентируется федеральным законодательством, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации как судоустройство, так и гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.

Таким образом, судебная защита местного самоуправления может быть особо выделена в системе юридических гарантий местного самоуправления в Российской Федерации.

Так, в п. 2 ст. 251 ГПК РФ установлено, что с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться в том числе орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Помимо судов общей юрисдикции защита прав местного самоуправления осуществляется в арбитражном судопроизводстве. В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных данным Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Защита прав МСУ осуществляется через суд, т.е судебная защита. Данная защита прав местного самоуправления от их нарушения в законах обеспечивается и посредством конституционного правосудия. Конституционный Суд РФ уже вынес ряд решений, которые имеют важное значение в обеспечении стабильного поступального развития местного самоуправления. Следует отметить, что сами органы местного самоуправления не наделены правом обращения в Конституционный Суд. Однако, как представляется, это положение нуждается в дополнительном законодательном уточнении. Это связано с тем, что органы местного самоуправления (в отличие от федеральных и региональных органов государственной власти и граждан) лишены возможности обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления правом обращения в Конституционный Суд с запросами о конституционности нормативных правовых актов, о толковании Конституции Российской Федерации потребует внесения изменений в текст самой Конституции. Однако в ст. 125 Конституции Российской Федерации предусмотрена также возможность обращения в Конституционный Суд с жалобами на нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются субъектом Федерации, в том числе и для рассмотрения вопросов соответствия актов органов местного самоуправления конституции (уставу) региона (ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Во многих субъектах Российской Федерации органы местного самоуправления наделены правом обращения в конституционные (уставные) суды. В компетенцию конституционных (уставных) судов может входить и рассмотрение споров о компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Выводы

В Российской Федерации органы местного самоуправления должны обеспечивать условия жизни населения на территории, находящейся в компетенции органов местного самоуправления. Создание условий, которые позволяют населению удовлетворять свои основные потребности, сопровождается и обусловлено решением различных вопросов, имеющих местное значение.

Фактически, органы местного самоуправления, осуществляя свою деятельность, реализуют ключевое право человека и гражданина – право на достойную жизнь. Данное право составляет основу государственных гарантий в демократическом государстве. По этой причине, органы местного самоуправления, действующие на территории, находящейся в их компетенции, должны обладать правом на самостоятельность, которая необходима для осуществления их функций и полномочий согласно действующему законодательству. Самостоятельность органов местного самоуправления должна иметь организационную, операционную, финансово-экономическую и юридическую основу.

Гарантии организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации определяются и обеспечиваются государством в лице его федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 7, 2009. 21 января.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 03.05.201.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст.3822.

3. Васильев В. И. Муниципальное право М.: Юстицинформ, 2011

4. Виноградова П.А. Мирошников С.Н. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации / Под общей редакцией С.Н. Мирошникова. – М.: ИД Юриспруденция, 2010

5. Игнатюк Н.А, А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин Муниципальное право, М.: Юстицинформ, 2009.

6. Муниципальное право России: учебник / Под ред. С.А. Авакьян М.: – Проспект, 2009.

7. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации – М.: Проспект, 2011

8. Кудилинский М. Н., Шевелева И. А. Муниципальное право России: Учебник. – СПб.: Издательский Дом СПГУ, 2009

Муниципальное право РФ

Г. Н. Чеботарев, М. А. Черепанов, А. А. Шишкин

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Раздел 6. Гарантии местного самоуправления. Ответственность местного самоуправления

ТЕМА 1. Понятие и система гарантий местного самоуправления

План:
1. Понятие гарантий местного самоуправления.

1. Понятие гарантий местного самоуправления.
Гарантии местного самоуправления - это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и защиту прав населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления.
Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических и политических условиях, которые оказывают влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые стимулируют развитие местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления, создают реальные возможности для наиболее полной реализации полномочий органов местного самоуправления.
Специально-юридические гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения осуществления местного самоуправления, защиты его прав и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации функций.
2. Система гарантий местного самоуправления.

ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
- совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию
прав местного самоуправления и их правовую защиту

ОБЩИЕ СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДУХОВНЫЕ др.
- признание права - не входят в систему правосознание обязательность
муниципальной органов государства; и правовая культура принимаемых
собственности; - структура определяется населения актов
- возможность самостоятельно;
нахождения в мун. -изменение границ только
собственности с согласия местного
земли и др. при- сообщества;
родных ресурсов; - запрет на ущемление право на
- самостоятельное прав; судебную
распоряжение - контроль ограничен защиту
собственностью; судебной процедурой закрепление
- самостоятельность в компетенции в
реализации бюджетных Конституции РФ
прав; и федеральных законах
- местные налоги и сборы

Различают два вида гарантий: общие и специально-юридические.
Общие гарантии делятся на:
а) экономические:
- признание и равная защита государством муниципальной собственности наряду с иными формами собственности (ст. 8 Конституции РФ);
- возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов (ст. 9 Конституции РФ);
- самостоятельное решение населением вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст. ст. 130, 132 Конституции РФ);
- передача необходимых материальных и финансовых средств при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ);
- самостоятельность местных бюджетов (ст. 132 Конституции РФ);
- право установления местных налогов и сборов (ст. 132 Конституции РФ);
- право на дотации и субвенции (ст. ст. 36, 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
- право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133 Конституции РФ);
б) политические:
- принцип разделения властей по вертикали, как составная часть политико-правового режима государства, частью которого можно считать наличие муниципальной власти (ст. ст. 10, 12 Конституции РФ);
- принцип разграничения полномочий между федерацией, органами государственной власти регионов и органами местного самоуправления, наличие законодательно определенных вопросов местного значения, а, следовательно, определение исключительной компетенции местного самоуправления в решении вопросов местного значения (ст. ст. 4-6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
- природа местного самоуправления, заключающаяся в признании за местным самоуправлением одинакового с государственной властью источника - народа РФ, следовательно, признание публичного характера муниципальной власти;
в) организационные;
- исключение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ);
- принцип самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ);
- принцип учета мнения населения при изменении границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление (ст. 131 Конституции РФ);
г) духовные:
- система духовных ценностей и ориентаций человека в обществе и общества в целом;
- правосознание и правовая культура населения;
- учет национальных, исторических, культурных особенностей, традиций и обычаев конкретных территорий (ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления").
Специально-юридические гарантии делятся на:
а) формально-юридические, представляющие собой закрепление местного самоуправления, его прав и гарантий в нормативно - правовых актах, в т.ч. в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ;
б) судебные, представляющие собой:
- возможность судебной защиты прав муниципальных образований;
-судебный порядок отмены решений, принятых населением или органами местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ, ст.46 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
в) ограничительные, представляющие собой:
- запрет на ограничение прав муниципальных образований, предоставленных Конституцией РФ и Федеральными Законами (ст. 133 Конституции РФ, ст. 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
- устанавливающие пределы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления (п. 14 ст. 4, ст. ст. 49, 51 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
г) принудительные, представляющие собой закрепление обязательности правовых актов, принятых населением и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, для предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, находящихся на территории соответствующего муниципального образования (ст. 44 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления").

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Определите понятие гарантий местного самоуправления.
2. Какова система гарантий местного самоуправления?
3. Назовите общие гарантии местного самоуправления.
4. Назовите специальные гарантии местного самоуправления.

ТЕМА 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
План:
1. Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

1. Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Ответственность представляет собой связь между двумя субъектами, при которой одна сторона (субъект ответственности), обладающая свободой воли и выбора, обязывается в силу своего статуса строить свое поведение в соответствии с ожидаемой моделью, а другая сторона (инстанция ответственности) контролирует, оценивает такое поведение и (или) его результаты и вправе определенным образом реагировать.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления относится к специфическому виду ответственности - конституционной ответственности.
2. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВО
1. За нарушение Законов 2. За неисполнение
переданных полномочий

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
за ущерб, причиненный
утрата доверия неправомерными
действиями,
решениями
ЮРИДИЧЕСКИЕ
НАСЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ
ЛИЦА

По инстанции ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления подразделяется на:
1) ответственность перед населением муниципального образования.
Природа - выборный характер органов и должностных лиц. Поскольку население выбирает их, доверяя осуществлять свои полномочия, следовательно, вправе и спрашивать за качество выполнения таких функций.
Основание - утрата доверия.
Реализуется в виде досрочного прекращения полномочий (Думы, депутата, Главы муниципального образования) в случаях:
а) положительного результата голосования об отзыве в соответствии, например, с Законом Тюменской области "Об отзыве выборного лица местного самоуправления в Тюменской области";
б) самороспуска;
формы - отзыв (депутата, Главы);
- роспуск (Думы);
2) ответственность перед государством.
природа:
- территориальный характер местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в границах территории Российского государства, следовательно в полном объеме подпадает под его юрисдикцию и обязано соблюдать и подчиняться действующему законодательству РФ и ее субъектов;
- членом муниципального образования является в первую очередь гражданин РФ, который не теряет этой правовой связи с государством. Следовательно государство, доверяя заботу о гражданине местному самоуправлению, не снимает с себя ответственности за него и вправе спрашивать с органов и должностных лиц за качество жизни граждан;
- к компетенции органов местного самоуправления относятся также отдельные государственные полномочия, переданные на время или на постоянной основе. Следовательно, государство, как передавший субъект, вправе контролировать осуществление переданных функций и применять меры ответственности в случае отрицательного результата.
основания:
а) нарушение Законов РФ или субъектов РФ;
реализуется в виде досрочного прекращения полномочий соответствующего лица или органа.
Форма определена в ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".
В Тюменской области, например, существует прецедент реализации этого вида ответственности принятием Закона Тюменской области "О прекращении полномочий главы Горьковского муниципального образования Тюменского района Кирилловой Т. Ф. и назначении новых выборов";
б) ненадлежащее осуществление переданных полномочий;
реализуется в виде изъятия полномочий.
Формы предусматриваются соответствующим законом о передаче полномочий.
В Тюменской области, например, действует Закон "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере использования лесов", определяющий, что если при осуществлении государственных полномочий, переданных Законом, органы местного самоуправления систематически нарушают Лесной кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Тюменской области, регулирующие лесные отношения, в областную Думу вносится предложение о прекращении исполнения органами местного самоуправления переданных полномочий. Прекращение осуществления переданных государственных полномочий в сфере использования лесов закрепляется областным законом. Принятие областного закона о прекращении осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в сфере использования лесов влечет за собой прекращение поступления финансовых средств, передаваемых для их реализации, в порядке, установленном областным законодательством;
3) ответственность перед юридическими и физическими лицами;
природа - в административном характере взаимоотношений между органами местного самоуправления и лицами, находящимися на территории муниципального образования, который позволяет органам издавать общеобязательные нормы, а лиц обязывает им подчиняться. Поскольку нет никакой гарантии того, что эти нормы будут законными и обоснованными и не нарушающими или ущемляющими права лиц, последние должны иметь право воздействия на орган или лицо, принявшее такой акт.
Основание - ущерб от неправомерных действий и решений.
Реализуется в виде отмены, изменения акта и возмещения ущерба.
Формы - добровольное;
- судебное.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Определите понятие и классифицируйте ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
2. Назовите виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
3. Определите природу и основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования.
4. Определите формы и порядок применения ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования.
5. Определите природу и основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
6. Определите формы и порядок применения ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!