500 минимальных размеров оплаты труда. Новый мрот. Прожиточный минимум и потребительская корзина

МРОТ — это минимум оплаты труда в месяц, установленный Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 N 82-ФЗ . Каждый год появляется ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда"» и уставнавливает МРОТ на наступающий год.

  • Размер МРОТ на 2014 год составил 5 554 рубля (Федеральный закон от 02.12.2013 № 336-ФЗ);
  • Размер МРОТ в 2015 году составил 5 965 руб (Федеральный закон от 01.12.2014 № 408-ФЗ);
  • Размер МРОТ на 2016 год составил 6 204 рубля (Федеральный закон от 14.12.2015 № 376-ФЗ), а с 01 июля 2016 года увеличится до 7 500 рублей;
  • Размер МРОТ в 2017 году остался равным 7 500 рублей, но с 01 июля 2017 года МРОТ вырос до 7800 рублей (Федеральный закон от 19.12.2016 г. №460-ФЗ);
  • Размер МРОТ на начало 2018 года составил 9 489 рублей, а позже был увеличен до 11 163 рублей (Федеральный закон от 07.03.2018 г. №41-ФЗ);
  • Размер МРОТ в 2019 году составил 11 280 рублей (Федеральный закон от 25.12.2018 г. №481-ФЗ).

Применение МРОТ

МРОТ применяется для:

  • Регулирования оплаты труда. В соответствии с ТК РФ, зарплата работника любой организации за полностью отработанный месяц не может быть меньше МРОТ.
  • Определения минимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
  • правительства субъекта РФ;
  • объединения профсоюзов;
  • объединения работодателей.

После того как соглашение заключено, всем работодателям предлагается к нему присоединиться: предложение о присоединении к соглашению официально публикуется в СМИ. Если работодатель в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения не представил мотивированный письменный отказ, считается, что работодатель присоединился к соглашению и обязан его применять.

Региональный МРОТ обязаны применять коммерческие организации и предприниматели субъекта РФ, обособленные подразделения, расположенные в субъекте, государственные учреждения, финансируемые из бюджетов субъектов РФ, и муниципальные учреждения. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.

Дополнительно к региональному МРОТ применяются надбавки и коэффициенты, установленные в регионе. Например, в Алтайском крае соглашением на 2019-2021 год установлен МРОТ 13 000 рублей. При этом в крае действует районный коэффициент 15%. Значит работодатели Алтайского края не имеют права установить зарплату ниже 14 950 рублей (13 000 × 1,15).

Новый МРОТ с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года в РФ изменился МРОТ. Новый минимальный размер оплаты труда увеличился до11 280 рублей. Этот факт повлияет на размер минимального пособия на ребенка до 1,5 лет.

Аббревиатура МРОТ расшифровывается как минимальный размер оплаты труда и используется в современной экономике для многих целей. Рассмотрим динамику МРОТ, а также особенности показателя.

Что это такое и для чего необходимо

Минимальный размер оплаты труда – минимум оплаты, который установлен на федеральном уровне. Он может рассчитываться за определенный промежуток времени – час, день, неделя, месяц, год.

Именно ту сумму, которая установлена, работодатель обязуется платить своему сотруднику, не меньше (можно больше). Данная планка может быть установлена в законодательном порядке и в неформальном виде.

Хотя этот показатель используется в большинстве стран мира, однозначного мнения касательно пользы и вреда его применения не имеется.

Есть несколько задач , для решения которых используется показатель МРОТ:

  • оптимальное регулирование трудовой оплаты;
  • возможность определения размеров пособий по временному процессу нетрудоспособности;
  • расчетные действия по выплате пособий, связанных с беременностью и родами;
  • обязательное социальное страхование.

Нормативно-правовые акты и планируемые нововведения

Регламент по тем или иным порядкам устанавливается в Трудовом кодексе, статьей 133 . Согласно действующим положениям законодательства, ежемесячная оплата за труд работника, который полностью отработал данный период, не может быть ниже, чем минимальный показатель оплаты .

Установление оптимального показателя осуществляется в рамках федерального законодательства. Если говорить о данных на 2015 год, то этот параметр составлял 5965 руб., а со следующего года он повысился на 250 рублей. В 2017 году данный критерий возрос еще больше. В 2018 год в январе МРОТ составлял 9489 руб., с 1 мая — 11 163 руб.

Согласно части 1 ст. 133 , МРОТ, устанавливаемый по всей территории страны, не может составлять меньшую величину , чем прожиточный минимум.

Если работодатель будет выплачивать сотрудникам заработную плату, которая не превышает размер МРОТ, то в дальнейшем это грозит административной ответственностью.

МРОТ в России

Рассмотрим таблицу, в которой отражена динамика роста показателя по годам – с 2008 по 2018.

Годовой период установления МРОТ Значение МРОТ, рублей
С 2009, с 1 января 4330
С 2011, с 1 июня 4611
С 2013, с 1 января 5205
С 2014, с 1 января 5564
С 2015, с 1 января 5965
С 2016, с 1 января 6204
С 2016, с 1 июля 7500
С 2017, с 1 июля 7800
С 2018, с 1 января 9489
С 2018, с 1 мая 11 163

Исходя из табличных данных, можно сделать вывод, что в последние годы наблюдаются активные темпы роста данного показателя . Чем ближе к 2017-2018 годам, тем больше возрастает МРОТ. Практика насчитывает несколько случаев , при которых пересчет этой величины наблюдался 2 раза в год, в частности – в 2016, 2018 годах, а также изменения дважды в год происходили в 2001, 2005.

Сколько составляет от прожиточного минимума

В России есть закон, в соответствии с которым МРОТ должен быть не меньше величины прожиточного минимума. В 2018 году в этом плане произошло уравнение , и величины имеют идентичное значение.

С начала 2018 года МРОТ составлял 85% от величины прожиточного минимума и сравнялся с суммой 9489 рублей. По данным на май МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом .

Федеральный МРОТ

Вообще на территории России установлено два показателя – для расчетных мероприятий по заработной плате и для проведения подсчетов штрафных санкций, пени, пособий.

Для расчета зарплаты

С января 2002 года по начало 2010 показатель МРОТ использовался в целях регулирования трудовой оплаты и определения размерных значений различных пособий .

До 2002 года данный критерий использовался и для решения других задач. Например, для точного определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, для компенсации вреда по работе, профзаболеваниям и прочим повреждениям. В целях решения этих задач с 2018 года используется показатель в 11 163 руб .

Во множестве российских регионов для определения оплаты трудовых действий используется еще и региональный МРОТ . То есть получается, что законодатели определенных регионов имеют право на установление своего размера заработной платы.

Есть несколько сторон , силами которых определяется оптимальный показатель МРОТ:

  • правительство, которое ответственно за экономику того или иного субъекта, в его роли может выступать населенный пункт, регион, край или область;
  • объединения, относящиеся к работодателям, это могут быть союзы ремесленников, работников промышленной сферы, предпринимателей;
  • федерации профсоюзов.

После оговорок всех соглашений работодателям делается предложение присоединиться к новым правилам.

Для штрафов, налогов, пеней

Если необходимо определить именно данные величины, то ранее в этих целях практиковалось использование базовой суммы . Ее размер подвергался многочисленным изменениям с 2001 года и оставался равным показателю в 100 рублей.

Но в настоящее время зависимость штрафной суммы от минимального оплатного размера установлена в законодательном порядке, который и регламентирует эти суммы в твердых величинах. К примеру, штрафы по правонарушениям административного или уголовного характера считаются не в показателе МРОТ, а имеют выражение в виде конкретной суммы .

Получается, что в настоящее время штрафные и прочие санкции, согласно общим требованиям российского законодательства, подлежат исчислению в твердых суммах и не имеют отношения к МРОТ. В связи с этой причиной базовая сумма, которая ранее находила применение в процессе начисления и расчета штрафных величин, в настоящее время считается не актуальной .

Зато сегодня МРОТ актуален в ходе определения минимальных показателей заработной платы и вычисления сумм полагающихся социальных пособий.

Минимальный размер зарплаты в крупных регионах

Если рассматривать данные на 2018 год, то практически во всех регионах действует уровень в 11 163 руб . В некоторых — выше.

85 регионов России установили минимальный размер оплаты труда.

Прожиточный минимум и потребительская корзина

В качестве прожиточного минимума выступает минимальный показатель дохода, который является необходимой суммой для обеспечения и поддержания среднего уровня жизни в стране. Этот показатель представляет собой приблизительную стоимость потребительской корзины .

Расчет прожиточного минимума осуществляется в отдельности по каждому региону. Также его определение производится для различных категорий населения – пенсионеры, дети, трудоспособные граждане.

примерный расчетный перечень товарных позиций , который характеризует типичную структуру годового потребления одного человека. Также это значение может рассчитываться на целую семью.

Этот набор целесообразно использовать для расчетных операций по минимальному потребительскому бюджету (прожиточному минимуму). Это – своеобразная база для сравнения расчетного и реального потребительского уровня.

Если рассматривать структурный состав годовой потребительской корзины, то в нее у трудоспособного человека входит следующий годовойнабор продуктов :

  • картофель – 100,4 кг;
  • хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на крупу, муку, бобовые) – 126,5 кг;
  • овощи и бахчевые — 114,6 кг;
  • фрукты свежие — 60 кг;
  • мясная продукция и полуфабрикаты – 58,6 кг;
  • рыбопродукты — 18,5 кг;
  • молоко и молокопродукты — 290 кг;
  • масло растительное, маргарин и другие жиры — 11 кг;
  • яйца – 210 шт;
  • прочие продукты (соль, чай, специи) — 4,9 кг.

Помимо этого, стоит учесть еще и непродовольственные товары, которые включают в себя половину суммы, затраченной на продукты. Вдобавок стоит учесть и коммунальные платежи с прочими услугами, которые условно берутся за норму в 50% от стоимостного показателя продуктовой корзины.

Ответственность за выплаты зарплаты ниже МРОТ

Если работодатель платит сотруднику зарплату ниже прожиточного минимума, он несет определенную ответственность .

  1. Административная – в данном случае речь идет о штрафе суммой от 1000 до 5000 рублей. Для юридических лиц эти показатели увеличиваются и составляют от 30 000 до 50 000 руб. Возможно приостановление коммерческой работы на 3 месяца.
  2. Уголовная . Она подразумевает необходимость выплаты штрафа в размере от 100 000 до 500 000 руб. или лишение права занимать руководящие посты на 3 года. В некоторых случаях наказание подразумевает лишение свободы.

Таким образом, МРОТ играет важную роль в жизни страны и регионов. Грамотный подход к его расчету гарантирует народу хороший уровень жизни.

Настоящий Закон устанавливает административную ответственность граждан, юридических лиц и должностных лиц за нарушения предусмотренных нормативными правовыми актами города Москвы требований (правил) в сфере потребительского рынка и услуг (розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг населению). Статья 1. Виды административных наказаний за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы За совершение административных правонарушений, предусмотренных настоящим Законом, устанавливаются и применяются следующие виды административных наказаний: 1) предупреждение; административный штраф. Предупреждение как мера административного наказания выносится в случае устранения правонарушения по первому требованию. Статья 2. Нарушение правил работы рынков управляющими рынками компаниями и их должностными лицами 1. Предоставление управляющей рынком компанией торговых мест на территории рынка организациям, не имеющим документа о государственной документа о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. 2. Предоставление управляющей рынком компанией торговых мест на территории рынка юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, не имеющим разрешения на привлечение иностранной рабочей силы при использовании иностранных работников, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. 3. Предоставление управляющей рынком компанией торговых мест на территории рынка юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, не имеющим документа о регистрации контрольно- кассовой техники, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Статья 3. Осуществление мелкорозничной торговли, оказание бытовых услуг либо услуг общественного питания без документов, подтверждающих право размещения объектов мелкорозничной сети Осуществление мелкорозничной торговли, оказание бытовых услуг либо услуг общественного питания без документов, выданных в порядке, определенном органами исполнительной , и подтверждающих право размещения объектов мелкорозничной сети, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда. Статья 4. Осуществление торговли с нарушением требований к ассортименту реализуемой продукции на объектах мелкорозничной сети Осуществление торговли с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к ассортименту реализуемой продукции на объектах мелкорозничной сети (торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг) - влечет вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Статья 5. Торговля с рук в неустановленных местах Торговля с рук промышленными и (или) продовольственными товарами в неустановленных местах - влечет вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда. Статья 6. Нарушение правил оказания ритуальных услуг 1. Оформление документов, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не имеющими статуса специализированных служб по вопросам похоронного дела, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. 2. Перевозка тела (останков) умершего на кладбище или в крематорий, погребение, кремация индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не имеющими статуса специализированных служб по вопросам похоронного дела, или физическими лицами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. 3. Осуществление юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями коммерческой деятельности на территории кладбища и (или) крематория или на прилегающей к ним территории без письменного согласия администрации кладбища - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Статья 7. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом 1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3, 6 настоящего Закона, составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции), уполномоченных органов исполнительной . 2. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции). 3. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2, 4 настоящего Закона, составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции), территориального органа государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, уполномоченных органов исполнительной . Статья 8. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом 1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматриваются в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях: 1) административными комиссиями - по административным правонарушениям, предусмотренным статьями 2, 6 настоящего Закона; 2) органами внутренних дел (милицией) - по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 5 настоящего Закона; 3) уполномоченными органами исполнительной - по административным правонарушениям, предусмотренным статьями 3, 4 настоящего Закона. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел (милиции), уполномоченных органов исполнительной вправе их руководители и заместители руководителей. 2. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 9. Предписание об устранении выявленных правонарушений По результатам проведения мероприятия по контролю в случае выявления правонарушений и составления протокола должностное лицо органа, уполномоченного на проведение государственного контроля, вправе выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных правонарушений (далее - предписание). Предписанием является письменный документ, содержащий указание органа (должностного лица), уполномоченного на проведение государственного контроля, о необходимости совершения действий, направленных на устранение нарушений требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. В предписании указывается место и время его выдачи, наименование органа, уполномоченного на проведение государственного контроля, фамилия, имя, отчество и должность лица, выдавшего предписание, срок исполнения предписания, нормы закона или иного правового акта, требования которого нарушены, конкретные действия, которые необходимо совершить для устранения выявленных правонарушений, дата представления информации об исполнении предписания. Предписание подлежит исполнению в указанный в нем срок. Статья 10. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка и услуг Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством об административных правонарушениях. Статья 11. Зачисление денежных средств, полученных от взимания административных штрафов До вступления в силу закона города Москвы, устанавливающего источники доходов бюджетов муниципальных образований, и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления, утверждающих бюджеты муниципальных образований, денежные средства, полученные от взимания административных штрафов, зачисляются в полном объеме в бюджет города Москвы. Статья 12. Приведение нормативных правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим Законом 1. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу: Закон города Москвы от 29 июня 1994 года № 11-51 ; Закон города Москвы от 27 сентября 1995 года № 19 ; Закон города Москвы от 5 ноября 1997 года № 45 ; пункт 1 статьи 1 Закона города Москвы от 21 февраля 2001 года № 6 ; абзацы второй, третий, четвертый статьи 14 Закона города Москвы от 9 декабря 1998 года № 29 . 2. Органам исполнительной привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом. Статья 13. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 16 июля 2003 года № 51

C 1 января 2019 года МРОТ составляет 11 280 рублей (+1,05%) (Приказ Минтруда 24.08.2018 № 550н).
C 1 мая 2018 года МРОТ составляет 11 163 рублей (+17,6%), т.е. приравнивается к федеральному прожиточному минимуму для работающих (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ)
Коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях начисляют сверх МРОТ, а не включают их в него.
Таблица регионального МРОТ 2018 года по субъектам России. Точнее это называется Минимальный размер зарплаты в регионах (МЗП). Не все регионы подняли планку МРОТ выше федеральной.
Фактически зарплата работника, выдаваемая на руки, может быть ниже МРОТ региона, так как МРОТ считают с начисленной зарплаты, т.е. до удержания налога НДФЛ. Соответственно, при начисленной зарплате в 1 МРОТ (9 489 рублей), сумма выплаты работнику на руки уменьшается на величину налога НДФЛ. Также расчет больничного листа может быть не ниже расчета, исходя из местного МРОТ.
Дата МРОТ, руб. %
изменения
01.05.2018г. 11 163 17,6%
01.01.2018г. 9 489 21,7%
01.07.2017г. 7 800 4%
01.07.2016г. 7 500 20,89%
01.01.2016г. 6 204 4%
01.01.2015г. 5 965 6,6%
01.01.2014г. 5 554 6,71%
01.01.2013г. 5 205 12,88%
01.06.2011г. 4 611 6,49%
01.01.2009г. 4 330 88,26%
01.09.2007г. 2 300 109,09%
01.05.2006г. 1 100 37,50%
01.09.2005г. 800 11,11%
01.01.2005г. 720 20%
01.10.2003г. 600 33,33%
01.05.2002г. 450 50%
01.07.2001г. 300 50%
01.01.2001г. 200 51,23%
01.07.2000г. 132 -
C 1 мая 2018 года МРОТ составляет 11 163 рублей (+17,6%), т.е. приравнивается к федеральному прожиточному минимуму для работающих (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ).
Год Уровень инфляции
2017 4% (прогноз)
2016 5,4%
2015 12,9%
2014 11.4%
2013 6,7%
2012 7,0%
2011 6,1%
2010 8,8%
2009 8,8%
2008 13,3%
2007 11,9%
2006 9,0%
2005 10,9%
2004 11,7%
2003 12,0%
2002 15,1%
2001 18,6%
2000 20,2%

Рис. Динамика Инфляции в России 2000-2017 год

МРОТ 2019 .

О размере МРОТ и о его изменениях в 2017 году Вы можете узнать в статье МРОТ 2017 .

О размере МРОТ и о его изменениях в 2016 году Вы можете узнать в статье

Редкий работник не слышал, что существует законодательно определенная величина, меньше которой официальный заработок быть не может. При этом широкая известность понятия минимальной зарплаты не мешает путанице и многочисленным ошибкам, потому что мало кто знает, для чего конкретно она предназначена и в каких случаях применяется. Особенно важно знать ответ на эти вопросы тем, у кого очень маленькая зарплата, или еще только начинается трудовая биография.

Что такое МРОТ

Минимальный размер оплаты труда – это установленная правительством величина, которая гарантировано должна быть начислена любому работнику за месяц при условии полной занятости. С 1 мая 2018 года МРОТ в России составляет 11 163 р. Начисление зарплаты официально трудоустроенным лицам ниже этого показателя является нарушением и предусматривает ответственность – штраф для руководителя и самого предприятия. При этом для совместителей и трудящихся на условиях неполного рабочего дня минимальный оклад может быть меньше – по закону это допускается и противоречия тут нет .

Для чего рассчитывается

В соответствии с действующим законодательством, МРОТ – это многофункциональная величина, использующаяся для регулирования различных выплат. Она используется для определения/регулирования параметров:

  • заработной платы работника;
  • начислений по больничным листам, для пособий по беременности и родам и иным выплатам, связанным с социальным страхованием.

Применение МРОТ для других целей не допускается согласно статье 3 Федерального закона № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000. Правильно рассматривать эту величину, как пороговый показатель, ниже которого не может быть понижен размер денежного вознаграждения для работника (в том числе и в случаях, когда берутся параметры зарплаты для расчета социальных пособий), а не как эталон, от которого будут зависеть другие выплаты.

Нормативно-правовая база

Известно, что базовые законодательные нормы, рассматривающие вопросы, касающиеся минимального размера заработной платы, изложены в статьях 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Там говорится, что:

  • Величина МРОТ устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории России.
  • В зависимости от места работы гражданина, меняются источники обеспечения выплат минимального уровня оплаты труда. Для государственных и муниципальных структур, финансирование происходит из соответствующих (федерального, регионального, местного) бюджетов или иных источников дохода организации, для работников коммерческих организаций – из средств предприятия.
  • МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения (на практике это требование реализовано только с 1 мая 2018 г.).
  • В субъектах федерации местные власти могут устанавливать собственный размер минимальной заработной платы (сокращенно – МЗП, эта аббревиатура часто используется как синоним регионального МРОТ). Этот параметр должен быть не ниже общероссийской нормы. Вне зависимости от размера МЗП для конкретного региона, по законодательным требованиям, для расчетов социальных выплат должен использоваться федеральный показатель минимального уровня заработка.

Конкретная величина МРОТ для нашей страны устанавливается отдельными нормативно-правовыми актами. При этом:

  • Текущий размер зафиксирован в Законе № 82-ФЗ. Статья 2 этого документа определяет порядок финансирования для разных категорий работников.
  • Изменение величины минималки подразумевает принятие нового закона, корректирующего прежние показатели.

Повышение минимальной зарплаты в 2018 году

Увеличение порогового значения заработка имеет важное социальное значение. Эта величина во многих ситуациях определяет уровень дохода малообеспеченных слоев населения, труд которых оплачивается по самому низкому тарифу. Кроме того, минималка является отправной точкой для выплат по листу нетрудоспособности, когда получатель имеет очень низкую зарплату и/или не наработал достаточного трудового стажа (например, это могут быть начисления за декретный отпуск студенткам, матерям-одиночкам и др.) .

В соответствии со статьей 1 Закона № 82-ФЗ, начиная с 1.01.2018 планировалось соотнести между собой МРОТ и прожиточный минимум (ПМ). Первая величина определялась через вторую, то есть, минималка приравнивалась к значению ПМ за II квартал предыдущего года. Подобное решение является логически более верным и социально справедливым, чем существующая схема, когда между этими двумя показателями присутствует существенный разрыв. Это хорошо видно из приведенных в таблице данных за 2017 год:

МРОТ, рублей

ПМ на душу населения, рублей

ПМ для трудоспособного населения, рублей

ПМ для пенсионеров, рублей

ПМ для детей, рублей

Приближая минимальный уровень оплаты труда к размеру прожиточного минимума, законодатели попытались избавиться от противоречия, когда трудясь целый месяц по 8 часов, человек не может заработать на необходимый лимит для проживания (продукты питания, товары и услуги). Например, для II квартала 2017 года разница между МРОТ и ПМ составляет 3 663 р., или 48,84%. В дальнейшем, после 2018­года, законодательство предусматривало ежегодную процедуру соотнесения минимальной величины заработка и прожиточного минимума.

С 1 января 2018 года

Привязку минималки к ПМ предполагалось произвести 1.01.2018, но с учетом наличия бюджетных средств, эту процедуру решено было начать годом раньше. Согласно Федерального закона № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2017, произошло повышение МРОТ с 1 января 2018 г. Новый размер минималки стал 9 489 рублей.

С 1 мая 2018 года

Закон № 82-ФЗ предусматривает, что значение МРОТ на текущий год соотносится с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года (из таблицы выше видно, что этот показатель равен 11 163 рубля). В 2018 году процесс повышения нижнего уровня заработка был проделан в два этапа:

  • На первом, январском, минимальная зарплата в России была увеличена до значения 85% от итогового результата.
  • На втором, майском, величина МРОТ стала равна 100% от ПМ за установленный период.

Указанная величина минималки будет действительна до конца 2018 года, а с 1 января будет пересмотрена для соответствия другому значению прожиточного минимума . По предварительным оценкам Министерства труда и социальной защиты РФ, величина ПМ (а, опосредованно, и минимальный уровень оплаты труда) в ближайшее время будет увеличиваться незначительными темпами. Таблица показывает динамику изменения МРОТ до 2020 г. (для наглядности приводятся несколько выборочных показателей за некоторые предыдущие годы):

Минимальный размер оплаты труда, рублей

Нормативный акт, ставший основанием изменения значения (увеличения), Закон № или другой источник информации

1.07.2000-31.12.2000

82-ФЗ от 19.06.2000

1.01.2001-30.06.2001

1.07.2001-30.04.2002

1.05.2002-31.08.2003

ФЗ-42 от 29.04.2002

1.05.2006-31.08.2007

ФЗ-54 от 20.04.2007

1.01.2013-31.12.2013

ФЗ-232 от 03.12.2012

1.07.2017-31.12.2017

ФЗ-460 от 19.12.2016

1.01.2018-30.04.2018

ФЗ-421 от 28.12.2017

1.05.2018-31.12.2018

ФЗ-41 от 07.03.18

1.01.2019-31.12.2019

1.01.2020-31.01.2020

Что входит в минимальную заработную плату

Действующее законодательство четко определяет, что величина денежного вознаграждения труженику за месяц не должна быть меньше нижнего уровня заработка (при условии полной отработки положенного времени). Внутренняя структура этого начисления для конкретного сотрудника организации может включать в себя все разрешенные законом выплаты (в том числе компенсационные и стимулирующие):

  • оклад;
  • премию и другие поощрения;
  • доплату;
  • надбавку.

Важно отметить, что согласно статье 129 ТК РФ, заработной платой является сумма всех постоянных трудовых выплат (то есть, основных и дополнительных). Отсюда ясно, что совокупность всех начислений у конкретного работника должна быть не меньше минималки. Если эта сумма ниже установленного уровня – работодатель должен произвести перерасчет, издать соответствующий приказ и заплатить на уровне зарплатного минимума . Ставка МРОТ не распространяется на случаи переработки (например, труда в праздничные дни), которая не входит в величину заработка и оплачивается отдельно.

Правила и порядок расчета на федеральном уровне

С принятием в декабре 2017 года Закона № 421-ФЗ, процедура вычисления минимального размера зарплатных выплат предельно упростилась, больше не требуя использования данных статистики и других показателей. Все, что необходимо – это взять показатель прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года. Удобство этой схемы заключается и в том, что значение нижнего уровня заработка становится известно заранее (до официального объявления), что упрощает экономическое планирование, как в масштабах всей страны, так и в рамках бюджета отдельной семьи.

Региональный МРОТ

Согласно статье 133.1 ТК РФ, на территории конкретных субъектов федерации региональные власти могут самостоятельно устанавливать размер минимальной зарплаты. Необходимым условием является то, что установленная величина МЗП должна быть не ниже общероссийского значения. В 2017 году был очень большой разброс в размерах минималки не только по регионам, но и даже в пределах одного субъекта федерации. Например, значение МПЗ в Республике Коми для работников:

Так как для большинства субъектов федерации локальная минималка была ниже 11 163 рублей, то с мая 2018 года там применяется федеральный МРОТ (до принятия новых постановлений на местном уровне). Таблица показывает некоторые регионы, где и после 1.05.2018 нижний порог заработной платы превышает общероссийский показатель (ситуация по Москве и Московской области рассмотрена в отдельном разделе ниже):

Особенности расчета

Устанавливая собственную величину минимальной зарплаты, власти субъекта федерации исходят из возможностей регионального бюджета и местных предприятий нести такую финансовую нагрузку. Это становится предметом отдельного соглашения, которое закрепляется документально. При этом важно, что принятый размер МЗП распространяется не на все организации данного региона:

  • Он обязателен к применению учреждениями, имеющими финансирование из регионального/местного бюджета. Он относится и к коммерческим организациям, зарегистрированным на данной территории.
  • Его могут не использовать госорганизации с федеральным финансированием.

Региональное соглашение о минимальной заработной плате

В Трудовом кодексе Российской Федерации говорится, что утверждение размера МЗП подразумевает создание в субъекте федерации специальной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В ее состав входят уполномоченные представители:

  • администрации региона;
  • профсоюзов трудящихся;
  • объединения промышленников и предпринимателей.

Результатом работы этой комиссии становится подписание трехстороннего соглашения (эта процедура регулируется статьей 47 ТК РФ), для которого предусматривается процедура дальнейшего присоединения к нему работодателей. Готовый документ публикуется в СМИ, где с ним может ознакомиться любой руководитель предприятия. Если за 30 последующих дней работодатель не предоставляет комиссии заявления с мотивированным отказом от участия в соглашении, он считается присоединившимся и обязан использовать утвержденный размер МЗП при расчетах с работниками.

Величина МРОТ по Москве и Московской области

Процедура установления значения минималки тут не отличается от других регионов – это производится посредством трехстороннего соглашения между региональной администрацией, профсоюзами трудящихся и объединениями предпринимателей. Таблица показывает динамику изменения величины МЗП в 2018 году для Москвы и области, и позволяет сравнить разницу по выплатам для организаций с федеральным финансированием и остальных работодателей:

На что влияет минимальная заработная плата

Выше говорилось, что с позиции законодательства, МРОТ является нижним порогом выплат для работника, но не эталоном для определения через него других начислений (например, если написать в трудовом договоре, что должностной оклад равен удвоенной МЗП, это будет серьезным нарушением). В соответствии с этим, минимальный размер оплаты труда может влиять на весьма ограниченное количество показателей. К ним относятся:

  • величина зарплаты;
  • размер пособий (больничного, декретного, по уходу за ребенком).
  • Эта величина определена государством и проходит периодическую индексацию для противодействия процессам инфляции в экономике (т.е. хорошо подходит на роль эталона).
  • До принятия в 2000 году закона № 82-ФЗ минималка использовалась для расчета фискальных отчислений, сборов и штрафов (но сейчас для этого применяется иная схема с фиксированной суммой).

Регулирование оплаты труда

Не обладая свойствами эталона для определения размера разных выплат, МРОТ может иметь значение только для очень ограниченного круга людей – тех, у кого очень низкий размер зарплаты. В этом случае регулирующее качество минималки проявляется в том, что она задает границу, ниже которой заработок понижаться не должен. Если сумма всех видов трудового вознаграждения (оклад, премия и др.) меньше величины МРОТ, то выплата работнику должна вырасти за счет компенсации . Для всех остальных работников значение минимального уровня оплаты труда никак не влияет на величину заработка.

МРОТ при расчете социальных пособий и доплат

Для этого случая тоже минималка имеет очень ограниченное применение (т.е. большинство трудящихся лиц с этим никогда не сталкивались). Ее используют в особых ситуациях при расчетах выплат, которые будет получать работник:

  • по временной нетрудоспособности (при болезнях, травмах и др.);
  • за декретный отпуск;
  • по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Стандартный алгоритм калькуляции для такой оплаты требует рассчитать среднемесячный заработок (СМЗ) получателя. В некоторых случаях для этого показателя используют минималку, где она выступает как нижний порог допустимого заработка:

Размер штрафов, пеней и неустоек

Распространенным стереотипом является мнение, что величина санкций административного и уголовного характера может рассчитываться в МРОТ. Такой порядок был установлен до 2000 года, когда размер штрафов, пени и неустоек рассчитывался пропорционально МРОТ, но принятие закона № 82-ФЗ изменило положение дел. Статья 5 этого нормативно-правового документа устанавливает для таких расчетов базовую сумму в размере 100 рублей. Дальнейшие законодательные изменения внесли коррективы в текст самих кодексов:

  • Уголовного. Это было сделано в 2003 году – например, для статьи 140 («Отказ в предоставлении гражданину информации»), предусматривавшей наказание в 200-500 МРОТ, эта санкция сменилась штрафом с максимальным размером в 200 000 р.
  • Об административных правонарушениях. Изменения в этом кодексе были произведены в 2007 году.

Страховые взносы и МРОТ для ИП

В соответствии с требованиями законодательства, до 2018 года индивидуальный предприниматель должен был осуществлять социальные отчисления с использованием размера нижнего уровня заработка. При величине дохода до 300 000 р. формула расчета подразумевала ежемесячные страховые и пенсионные взносы с величины минималки, в 2018 году эта схема заменилась фиксированными выплатами. Если сравнивать эти два вида отчислений, то прежний вариант был выгоднее для занимающихся предпринимательской деятельностью.

Может ли быть зарплата меньше МРОТ

В общем виде, при четком соблюдении всех норм действующего законодательства, месячное вознаграждение за труд не может быть меньше минималки. При этом такая ситуация возможна при неправильной трактовке отдельных терминов и понятий, например, в ситуациях, когда:

  • Оклад работника заведомо меньше нижнего уровня заработка, но с учетом премиальных и/или компенсационных доплат набирается необходимый минимум.
  • Региональная минималка по местности, где работает человек, выше общероссийской, но он трудится в структуре федерального финансирования, поэтому повышенный размер МЗП на данную ситуацию не распространяется.
  • Сотруднику была начислена зарплата в размере минимального уровня оплаты, но после вычета бухгалтерией налога на доход физических лиц (НДФЛ), он получит на руки меньшую сумму.

Каждый из рассмотренных случаев не является нарушением закона. Требование о том, чтобы зарплатные платежи были не меньше установленного минимума, распространяются на:

  • всю сумму выплат, начисленную работнику за месяц;
  • региональную или федеральную принадлежность работодателя;
  • величину начисления до вычета налогов (и других законных отчислений, например, алиментов).

Штрафные санкции для работодателей

Выплата зарплаты ниже установленных законом норм является нарушением и влечет за собой ответственность. Статья 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривают следующие размеры штрафов (в скобках указаны санкции при повторном применении):

В особо критичных случаях (например, если это повлекло смерть потерпевшего), поступок руководителя может подпадать под действие статьи 145.1 Уголовного кодекса РФ. Тогда для директора предусматривается более суровое наказание:

  • штраф – до 500 000 р. (или величиной до трехлетней заработной платы осужденного);
  • дисквалификация – до года;
  • принудительные работы – до 2-х лет;
  • лишение свободы – до 5-ти лет.

Видео



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!