Является ли двор проезжей частью. Как определить прилегающую территорию, и действуют ли ПДД на таких участках

Что такое «жилая зона» (далее - ЖЗ)? ПДД не определяет понятия ЖЗ в чистом виде. Но водитель может самостоятельно – в рамках толкования права – дать понятие этому участку. Так, п.17.1 ПДД гласит, что жилая зона – это территория, которая на своем въезде имеет установленный знак «Жилая зона» (5.21), а на выездах – знак «Конец жилой зоны» (5.22).

Таким образом, ЖЗ – это не застроенная территория с компактным проживанием и высокой плотностью населения. Это участок, на въезде в который стоит одноименной знак. Соответственно, конец ЖЗ – это место установки одноименного же знака. Очень часто оба указанных знака размещаются на одной опоре, устанавливаясь изображениями в противоположные друг другу стороны.

ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДВИЖЕНИЮ В ЖИЛОЙ ЗОНЕ

Раздел 17 ПДД всецело посвящен движению ТС в жилых зонах. Какие требования предъявляются водителю при движении по таким участкам?

1. Максимально допустимая скорость в жилой – 20 км/ч.
Мотивация такого ограничения понятна: в жилой зоне интенсивное движение пешеходов (особенно, малолетних). Высокая скорость здесь – это предпосылка наезда на пешеходов.

2. Пешеходы в жилой зоне могут двигаться не только по тротуарам или обочинам, но и по всей ширине проезжей части.
Данное требование обосновывается тем, что ЖЗ – это фактически «спальный район», поэтому пешеходы здесь – распространенное явление.

3. В ЖЗ преимущество в движении – у пешеходов, а водители ТС обязаны уступать им дорогу.
Все логично, но, правда, здесь есть единственное исключение. Пешеходы не имеют права создавать транспортным средствам необоснованные помехи.

К примеру, если дети рисуют мелом на асфальте, то при приближении машины они должны предоставить водителю возможность проезда.

ЧТО ЗАПРЕЩЕНО В ЖИЛОЙ ЗОНЕ?

В ЖЗ вводится ряд ограничений и запретов. Это делается для обеспечения максимальной безопасности (особенно, пешеходов).

1. В ЖИЛОЙ ЗОНЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СКВОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ

К сожалению, ПДД не определяют понятия сквозного движения. Но, применяя принципы толкования права, можно сказать, что оно есть движение сквозь ЖЗ без остановки и без намерения иметь цель движения именно в ЖЗ. Чаще всего цель сквозного движения - это желание сократить маршрут, нежелание участвовать в пробке или заторе и т.п.

2. В ЖЗ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНА УЧЕБНАЯ ЕЗДА.

Мотив и здесь понятен: малоопытный водитель (даже еще и не водитель, согласно ПДД) в жилой зоне может вовремя не сориентироваться и причинить вред как пешеходам, и плотно стоящим на дворовых парковках транспортным средствам.

3. В ЖЗ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СТОЯНКА С ЗАВЕДЕННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ.

Это существенный момент, связанный с экологией. Благоприятная среда обитания человека нарушается запахом гари, ГСМ и пр. Поэтому законодатель ограничил стоянку.

Вопрос. Скоро зима и водители столкнутся с проблемой необходимости прогрева двигателя на сильном морозе. Как быть, если стоянка с запущенным двигателем запрещена? Каким образом совместить две необходимости:

  1. Не загубить силовой агрегат, который после начала движения без прогрева может «застучать».
  2. Не нарушить ПДД.

Все просто. Правилами запрещается СТОЯНКА ТС, а не остановка. Поэтому, для прогрева мотора водитель имеет, как минимум, 5 минут форы, чтобы довести температуру мотора до рабочей температуры и затем начать движение.

4. В ЖЗ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СТОЯНКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С РАЗРЕШЕННЫМ МАКСИМАЛЬНЫМ ВЕСОМ БОЛЕЕ 3500 КГ ВНЕ МЕСТ, ОБОЗНАЧЕННЫХ ЗНАКАМИ И/ИЛИ РАЗМЕТКОЙ.

Это ограничение относится к стоянке грузовых автомобилей категории С. Требование объясняется:

Следовательно, для стоянки большегрузов жилая зона оборудуется спецплощадкой, оснащенной разметкой или знаками.

ПРИНЦИПЫ ПРИОРИТЕТА ПРИ ВЫЕЗДЕ ИЗ ЖЗ

Всегда, выезжая из ЖЗ, водитель должен понимать, что он собирается начать движение по дороге. А для этого необходимо предварительно, убедившись в безопасности грядущего маневра, уступить дорогу иным участникам движения.

Наличие или отсутствие знаков «STOP» или «Уступите дорогу» не меняет ситуации: водитель должен уступить дорогу не только ТС, но и пешеходам, траекторию движения которых он пересекает.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЖИЛАЯ ЗОНА ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИЕЙ?

Вопрос принципиален, так как в подобном случае регулирующие функции ПДД в жилой зоне существенно расширяются. Правила не дают прямого ответа на такой вопрос. Однако, применяя аналогию права и принципы толкования правовых норм, можно прийти к выводу, что ЖЗ – типичная прилегающая территория.

Каковы аргументы в пользу такой позиции?

  1. Прилегающую территорию Правила определяют так: это территория, которая примыкает к дороге, и не предназначается для сквозного движения. ЖЗ имеет такое же ограничение.
  2. Выезжая с прилегающей территории (раздел 8 ПДД), водитель обязан уступать дорогу иным участникам движения. Указанное требование полностью повторяет требования, предъявляемые к выезду из ЖЗ.
  3. Правила дают примеры прилегающей территории: автостоянки, АЗС, дворы, жилые комплексы и т.п.). На таких участках действуют практически все требования, отписываемые ЖЗ. Кроме того, к категории прилегающей территории относятся жилые комплексы.

Следовательно, можно с большой долей вероятности сказать, что данная юридическая коллизия решается в рамках толкования права.

ЖИЛАЯ ЗОНА И ДВОРОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ

А как быть с дворовой территорией?

Она – такая же жилая зона, на которой так же работают ПДД.

На дворовой территории пешеходы могут передвигаться по всей ширине дороги, а водители должны уступать им дорогу.

Здесь запрещено (отметим еще раз):

  • сквозное движение;
  • стоянка с запущенным силовым агрегатом;
  • учебная езда;
  • стоянка «настоящих» грузовых ТС вне спецплощадки, обозначенной разметкой/знаками.

Кроме того, выезжая из двора, водитель уступает дорогу тем ТС, которые уже двигаются по этой дороге.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПДД В ЖЗ

КоАП РФ специально не выделяет наказания за неправильные действия в жилой зоне (особенно, сквозное движение). Но, согласно кодексу, предусматривается наказание в виде административного штрафа в 500 рублей.

Многие водители транспортных средств имеют трудности с въездом и выездом из дворов, стоянок, парковок и прочих подобных мест. Особенно это проблема актуальна для начинающих. Чтобы не получить штраф и не лишиться водительского удостоверения, следует знать, что представляет собой прилегающая территория. Ведь именно к этому термину относятся и парковки, и жилые зоны, и АЗС.

Что является прилегающей территорией

ПДД отвечает на этот вопрос следующим образом: это участок дороги, находящийся в непосредственной близости к проезжей части, не подходящий для сквозного движения. К нему относятся стоянки, заправочные станции, дворы и прочее. Движение в данном участке дороги определяется ПДД. Прилегающая территория позволяет въезжать на нее и выезжать, но, как уже упоминалось, через нее проехать не получится.

Как определить прилегающую территорию

Распространенное заблуждение - считать пересечение проезжей части и прилегающей территории перекрестком. Их нужно научиться отличать. Ведь для проезда перекрестка существуют определенные правила (ПДД). Прилегающей территории, в свою очередь, свойственны другие, отличные от них правила. Поэтому во избежание наказания со стороны ГАИ, водитель должен четко знать и те и другие.

Чтобы научиться их отличать, в первую очередь следует вспомнить определение и признаки обоих участков. Если перед вами - пересечение дорог, на котором присутствуют светофоры и знаки, значит, вы находитесь на перекрестке. Такие отличия прописаны в Также, согласно ПДД, только на и пешеходных переходах устанавливаются светофоры. Располагать их на прилегающей территории не позволяют правила. То же самое о дорожных знаках гласят ПДД. Прилегающая территория (въезд и выезд) не оснащена ними. Поэтому эта зона не относится к перекресткам. На прилегающей территории нет ни тротуаров, ни проезжей части.

Зная, какие существуют признаки перекрестка, проще его узнать. А значит, и отличить от вышеупомянутой зоны. Однако в реальных условиях на дороге не всегда, к сожалению, можно быстро осознать, что же находится перед вами.

Сложности вызывает и дворовая территория. Ведь на ней имеются тротуары, но дорожные знаки отсутствуют. Она схожа с прилегающей, однако не является ею. Правила передвижения по данной зоне прописаны отдельно в общем своде ПДД. Запреты на дворовой территории такие же, как и на прилегающей. Одним из отличий является то, что пешеход на первой имеет право передвигаться как по тротуару, так и по проезжей части. Но это совершенно не значит, что они безнаказанно могут мешать проезду транспортных средств.

Движение на прилегающей территории

Правила проезда по данному участку по большей части сводятся к запретам. Только соблюдая их, можно совершать движение по прилегающей территории. ПДД воспрещают на таком участке:

  • передвигаться на транспортном средстве со скоростью выше двадцати километров в час;
  • проводить обучение вождению;
  • оставлять транспортное средство с заведенным двигателем на срок более пяти минут;
  • оставлять грузовые автомобили, общей массой превышающей три с половиной тонны.

Плюс ко всему, не стоит устраивать стоянку для автомобилей на газонах. Мало того что это является бескультурьем, так еще и преследуется законом.

Говоря о стоянке, стоит отметить, что так называемый парковочный карман, который находится в десяти метрах от жилого дома, также попадает под определение "прилегающая территория".

Водитель транспортного средства, передвигаясь по данному участку, должен уступать дорогу всем пешеходам. Чтобы вас не настигло наказание, следует выполнять этот пункт ПДД. Прилегающая территория не имеет преимуществ перед проезжей частью.

Выезд

Осуществление данного маневра выполняется по одному правилу. Пропустить всех участников движения, а затем совершить выезд с прилегающей территории. ПДД указывает на то, что помимо автомобилей, движущихся слева направо, необходимо уступить дорогу пешеходам, велосипедистам и транспортным средствам, перемещающимся справа налево.

ПДД: разворот с прилегающей территории

Не всегда удается осуществить желаемые маневры, и причиной тому является узкая проезжая часть или оставленные припаркованными транспортные средства. Здесь на помощь приходит имеющаяся рядом прилегающая территория. Здесь можно выполнить разворот. Естественно, сделать это нужно с учетом правил, и не стать помехой для других транспортных средств, которые передвигаются по проезжей части.

Прилегающая территория может находиться как справа, так и слева. Техника выполнения разворота в связи с ее местонахождением разнится.

  • Прилегающая территория расположена справа. Проезжаете чуть вперед. Останавливаетесь. Пропускаете автомобили, если таковые есть, затем задним ходом, не создавая помех, въезжаете на нее. При таком движении у вас есть возможность правильно оценить обстановку на главной дороге. Оказавшись на прилегающей территории, включаете левый поворот и в просвете автомобильного потока осуществляете выезд из нее согласно ПДД.
  • Прилегающая территория расположена лева. Этот маневр выполнить немного сложнее, чем предыдущий. Включите сигнал поворота. Транспортное средство должно находиться в крайнем левом ряду. Если необходимо, пропустите встречные автомобили. Затем передом заезжаете на прилегающую территорию. Старайтесь подъехать максимально близко к правой стороне. После того как ваше транспортное средство полностью съехало с главной дороги, остановитесь. Теперь аккуратно, не создавая помех, выезжаете задом с прилегающей территории.

Парковка

Стоянка и остановка транспортных средств на примыкающей территории выполняется так же, как и на остальных участках проезжей части. Согласно знакам и разметке, осуществляется парковка на прилегающей территории. ПДД для стоянки и остановки автомобиля не зависят от принадлежности участков дороги к той или иной категории. То же самое можно сказать о наказаниях за неправильную парковку.

Наказания за нарушение ПДД на прилегающей территории

Проезд по данным участкам осуществляется согласно А так как они есть, значит, и существуют наказания за их нарушение.

Так, парковки и заправочные станции, а точнее, их въезды и выезды, обозначены дорожными знаками. Поэтому если транспортное средство проехало в противоположном направлении, то это расценивается как езда по встречной полосе. За данный проступок водитель может лишиться возможность управлять автомобилем на полгода или обязан будет уплатить штраф в пять тысяч рублей.

Иногда на пересечении прилегающей территории и проезжей части установлен запрещающий знак. Он относится к дороге. Несоблюдение правил обернется штрафом в пятьсот рублей.

На прилегающей территории чаще всего нарушается запрет на сквозной проезд. За этот проступок водитель понесет наказание в виде штрафа в полторы тысячи рублей.

Остальные нарушения на прилегающей территории чреваты такими же последствиями, как и несоблюдение ПДД на остальных участках дороги: превышение допустимой скорости, управление транспортным средством в нетрезвом виде и так далее.

На стоянке есть возможность быть оштрафованным, если вы заняли место для инвалидов. В случае, когда транспортное средство человека с ограниченными возможностями не обозначено специальной наклейкой, он также будет наказан.

Пешеход на данном участке всегда прав, так гласят ПДД. Прилегающая территория - особая зона, водители просто обязаны на этом участке уступать дорогу гражданам.

Осуществляя выезд с прилегающей территории, следует остановить свое транспортное средство в непосредственной близости к главной дороге - это позволит водителю видеть движение в обоих направлениях.

При осуществлении разворота с прилегающей территории, находящейся слева, очень важно правильно оценивать ситуацию. Так, вам первоначально необходимо въехать на нее передом, но, допустим, там идет пешеход. В итоге вы останавливаетесь для того, чтобы его пропустить, и автомобиль располагается поперек встречной полосы. Таким образом, вы создаете помеху движению других транспортных средств. Поэтому перед тем как сворачивать на прилегающую территорию, посмотрите, нет ли там приближающихся пешеходов, автомобилей или животных.

Раздел V дополнен статьей 69.1 с 4 августа 2018 г. - Закон Московской области от 18 июля 2018 г. N 127/2018-ОЗ

Статья 69.1. Определение размеров прилегающих территорий к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам

1. В отношении зданий, строений, сооружений, земельных участков размеры прилегающих территорий устанавливаются правилами благоустройства территории муниципального образования в порядке, установленном настоящим Законом, и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы благоустройства, содержания территорий.

2. Границы прилегающих территорий отображаются на схеме уборки муниципального образования и на кадастровом плане территорий муниципального образования.

3. Размеры прилегающей территории к многоквартирным домам, под которыми образованы земельные участки, не могут превышать 5 метров.

4. В отношении многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границе таких домов, размеры прилегающей территории определяются схемами уборки территорий муниципальных образований.

5. В отношении некапитальных объектов временной уличной торговли, объектов мелкорозничной торговли (торговых павильонов, палаток, киосков), бытового обслуживания, общественного питания размеры прилегающей территории могут устанавливаться в пределах не менее 10 метров от объекта и не более 20 метров от объекта.

6. В отношении капитальных объектов размеры прилегающей территории устанавливаются в пределах не менее 15 метров от объекта и не более 30 метров от объекта.

7. В отношении земельных участков и территорий индивидуальных домовладений размеры прилегающей территории устанавливаются в пределах не более 5 метров от земельных участков и территорий индивидуальных домовладений.

8. В отношении садоводческих некоммерческих товариществ и гаражно-потребительских кооперативов размеры прилегающей к границам земельного участка территории устанавливаются в размере не менее 5 метров и не более 30 метров от объекта.

9. В отношении территорий, прилегающих к автозаправочным станциям, станциям технического обслуживания, местам мойки автотранспорта, автозаправочных комплексов, к въездам и выездам автозаправочных комплексов, автомоечных постов, не менее 15 метров от указанных объектов и не более 30 метров.

10. В случае пересечения прилегающей территории с дорогой общего пользования, размер прилегающей территории устанавливается до пересечения с дорожным бордюром или тротуарным бордюром. При отсутствии дорожного бордюра размер прилегающей территории определяется до непосредственного пересечения с дорогой общего пользования. При пересечении прилегающих территорий двух и более объектов, размеры которых фактически менее размера, установленного Правилами благоустройства муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, их размеры определяются половиной расстояния между объектами.

Движение по открытому и прямолинейному шоссе – это идеальный вариант беззаботной водительской жизни. Однако чаще всего мы вынуждены перемещаться по особым участкам, на которых действуют особые, специализированные правила. К таким участкам следует отнести:

  • перекресток;
  • прилегающую территорию;
  • населенный пункт;
  • пешеходный переход;
  • железнодорожный переезд;
  • автомагистраль.

Повторимся! Это особые участки с особыми правилами движения.

Перекресток

Невероятно сложным и важным участком дороги представляется именно перекресток. Как бы водитель не пытался избежать встречи с ним, — не получится. Именно здесь пересекаются траектории движения транспортных средств и пешеходов. Именно здесь максимально «работают» : кто-то пользуется преимуществом, а кто-то должен уступить дорогу.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Попробуем разобраться в хитросплетениях такого определения и понятии «перекресток» вообще.

1. Перекресток – это участок, образованный пересечением (примыканием, разветвлением) дорог в одной плоскости.

Отсюда мы делаем вывод, что проезд под мостом, путепроводом или эстакадой не будет считаться перекрестком.

Пересечение дорог должно быть реальным – на одном уровне (или – правильнее было бы сказать – в одной плоскости).

2. Из определения, предложенного в ПДД, представить себе структуру перекрестка очень сложно. Но если детально разобраться, то перекресток не является только пересечением проезжих частей; он шире и начинается в местах закругления бордюров или обочин.

3. Принципиален вопрос о видах перекрестков. Ведь их огромное количество:

а) классический четырехзначный (или «крестообразный») перекресток;

б) перекресток без одного бокового проезда (Т-образный перекресток);

в) трехзначный Y-образный перекресток.

Перекресток может иметь и достаточно сложную архитектуру, на котором можно встретить не одно пересечение проезжих частей, а 2 и более.

На перекрестке, изображенном на рисунке выше, два пересечения проезжих частей. И этот вопрос будет принципиальным при изучении дорожных знаков. Просто есть знаки (например, предписывающие 4.1-4.6), которые действуют именно на то пересечение, перед которым установлен знак.

А есть знаки, которые могут действовать на весь перекресток (к примеру, «Главная дорога»).

Поэтому количество пересечений проезжих частей – это важный показатель перекрестка.

Особым статусом обладает еще один сложный перекресток — с круговым движением.

Правила его проезда – это отдельный разговор.

Задача водителя – четко знать правила проезда любого перекрестка, который встретится на его пути. И мы в будущем обязательно озадачимся такой проблемой.

И последнее. Согласно ПДД, выезды с прилегающих территорий (а, следовательно, и въезды на них) не являются перекрестками. А что это такое – «прилегающая территория», — рассмотрим далее.

Прилегающая территория

Помимо собственно дорог, дорожно-транспортная сеть Российской Федерации включает в себя и целый ряд участков, по которым движение осуществляется, но которые, согласно ПДД, дорогами не являются. Мы говорим о прилегающей территории.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Судя по определению, прилегающая территория примыкает (или прилегает) к дороге. И поэтому сама таковой не считается. Это, конечно, спорное утверждение, но это вытекает из самой буквы Правил.

К прилегающей территории относятся участки, на которых запрещено сквозное движение:

1) автозаправочные станции;

2) дворовые территории;

3) места стоянок (парковок) транспортных средств;

4) территории предприятий, учреждений и пр.

К сожалению, безошибочно определить выезд именно с прилегающей территории очень проблематично. А вопрос этот принципиальный. Дело в том, что такие выезды не считаются перекрестками. К ним можно применить термин «пересечение», но не «пересечение проезжих частей» (или перекресток).

А принципиальность вопроса состоит в следующем. К примеру, девять наиболее одиозных (в их числе знаки, запрещающие обгон, остановку, стоянку, ограничивающий максимальную скорость и пр.) отменяются ближайшим по ходу движения перекрестком.

Поэтому водитель, обознавшийся и принявший выезд с прилегающей территории за перекресток, рискует нарушить Правила и быть наказанным за нарушение требований указанных знаков. В перспективе штраф или даже лишение водительских прав!

Именно поэтому нужно свято помнить правило: выезд с прилегающей территории (или въезд на нее) – не перекресток!

Населенный пункт

В ПДД не существует понятий «город», «поселок», «мегаполис» или «загород». Есть участки дорог, обозначенные как «населенный пункт» или «вне населенного пункта». А обозначают эти участки соответствующие знаки.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 – 5.26.

Следовательно, в российской практике дорожного движения существует три основных участка дороги: населенный пункт, вне населенного пункта и автомагистраль . Разнятся такие участки требованиями, которые предъявляются к водителям, двигающимся по ним. И главное требование – это максимальная скорость.

Но, возвращаясь к понятию населенного пункта, следует задаться вопросом: «А почему знаков, обозначающих этот участок, целых три?». Для одного понятия – сразу три знака? Давайте разбираться.

Знаки «Населенный пункт» — черное на белом – означают, что на данном участке дороги действуют нормы, регулирующие движение именно в населенном пункте. Назовем такой участок – «настоящий населенный пункт». То есть общее ограничение максимальной скорости движения здесь – не более 60 км/ч.

Второй же тип знака «Населенный пункт» — белое на синем – обозначает участок дороги, где действуют правила движения вне населенного пункта. Иными словами, максимальная скорость здесь ограничена классически – не свыше 90 км/ч (для ТС категории В). Как и должно быть вне населенного пункта!

Возникает резонный вопрос: «А зачем нужен последний знак?» Или так: «Зачем называть участок населенным пунктом, если он таковым не является?».

А он существует для информирования водителя о том, что он проезжает мимо этого самого населенного пункта, но в него пока не заехал (и может не заехать, пока на его пути не встретится знак «Населенный пункт» — черное на белом!). Но даже здесь могут быть сконцентрированы элементы инфраструктуры населенного пункта: автобусные остановки, обилие перекрестков, пешеходные переходы, трамвайные пути и т.п. Но это – не населенный пункт!

Конечно же, такое смешение понятий и знаков – безусловная путаница. Но это — наши ПДД, которым мы должны следовать и их выполнять. Других, к сожалению, нет!

Пешеходный переход

Безопасность пешеходов на дороге – вот главная цель пешеходного перехода, который, как правило, пересекает проезжую часть, а также, возможно, и трамвайные линии. Наезд на пешехода на таких участках – грубейшее нарушение ПДД, карающееся законом.

Но… Не будем о плохом.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1, 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

В отношении пешеходного перехода на данном этапе следует сделать пару замечаний.

Замечание 1.

Пешеход на этом участке дороги пользуется фактически полным и безоговорочным преимуществом. И все водители должны его пропускать в тот момент, когда он пересекает проезжую часть по организованному переходу.

А вот давайте не будем спорить: мол, пешеход перед тем, как ступить на проезжую часть, обязан убедиться в безопасности своего перехода и т.д. Так требует раздел ПДД, отвечающий за обязанности пешехода (4-ый раздел, кстати!).

Уважаемые правдолюбцы и законники! Судебная практика России, к сожалению, не принимает во внимание вышеизложенного положения ПДД. Сбит пешеход на переходе – виноват водитель! И доказать обратное бывает невероятно трудно! А практически – невозможно! Поэтому мы и постулируем: пешехода надо пропустить, когда он находится на пешеходном переходе или даже занес ногу над ним для только еще планируемого пересечения проезжей части (или трамвайных путей).

Замечание 2.

Ширина пешеходного перехода – вопрос принципиальный, ибо здесь запрещается выполнять ряд маневров (обгон, разворот, движение задним ходом и пр.). Поэтому знать габариты перехода – это обезопасить себя от нарушений ПДД и ответственности за это.

Если пешеходный переход обозначен «зеброй» (совмещенной со знаками либо без них), то ширина перехода будет соответствовать ширине разметки.

Если же разметки нет (или она неразличима, например, зимой), то шириной перехода будет расстояние между знаками.

Проезд пешеходных переходов – тема особенная. Она стала предметом рассмотрения специального 14-го раздела ПДД. Данное обстоятельство свидетельствует об особой важности проблемы.

Железнодорожный переезд

На пути движения водителя могут встречаться и не свойственные дорожной инфраструктуре объекты. Например, железнодорожные пути. Пересечение железнодорожных путей транспортными средствами возможно только по специально созданному участку дороги – железнодорожному переезду.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Нетрудно догадаться, что ж/д переезд – это реальное пересечение дороги с рельсами, а не проезд под мостом (под ними) или по мосту (над ними).

Опасность проезда ж/д переезда обусловливает специальные требования к его организации: на установленном расстоянии до него на дороге обязательно .

А перед ним непосредственно организовываются: светофор, шлагбаум и даже барьеры-автоматы.

Важность ж/д переезда подтверждается и специально выделенным в ПДД 15-ым разделом, который регулирует принципы пересечения железнодорожных путей транспортными средствами.

Автомагистраль

Общие принципы ограничения максимальной скорости, действующие в Российской Федерации, указывают на особо скоростной участок дороги. Имя ему – автомагистраль!

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Автомагистраль – не просто участок дороги. Это особый вид дороги, обозначенный специальным знаком – 5.1 «Автомагистраль». Это особо скоростная дорога! Транспортным средствам категории В здесь можно «лететь» со скоростью 110 км/ч. Более того, Правилами регламентируется, что имеют право устанавливать знаки и «поднимать» скорость до 130 км/ч.

А если учесть, что административное право РФ начинает наказывать лишь за превышение скорости более чем на 20 км/ч, — прибавим еще 20. И получается, что по некоторым участкам автомагистралей создается возможность двигаться со скоростью, не превышающей 150 км/ч. Убийственная скорость!

Такие скоростные характеристики делают понятными те ограничения, которые вводятся на этом участке дороги. Никаких перекрестков в одной плоскости, никаких железнодорожных переездов или трамвайных линий, а также наземных пешеходных переходов и т.п. здесь быть не должно. Полный перечень ограничений, действующих на автомагистрали, отражен в специальном 16-ом разделе ПДД.

Но главное! Статус автомагистрали может быть присвоен только той дороге, на которой есть разделительная полоса или отбойник (специальное ограждение), исключающий (или затрудняющий) выезд на встречную проезжую часть.

В большинстве случаев только водители с огромным опытом знают на автомобилях старого поколения.

Требования к используемым шинам в зависимости от сезона и старайтесь неукоснительно их соблюдать.

Возможные причины остановки автомобиля сотрудником ГИБДД.

Сложность инфраструктуры автомагистрали, постоянный контроль за качеством дороги обусловливают здесь, как правило, платный проезд.

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Все участки, элементы, сооружения и объекты, примыкающие к автодороге, относятся к дорожной инфраструктуре. Но это в том случае, если они функционально совпадают с назначением, связанным с автотранспортными средствами и их движением.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В отношении использования таких территорий действуют свои Правила, описанные в .

За нарушение требований по надлежащему применению подобных зон грозит ответственность в форме денежных взысканий, либо или .

Понятие

Прилегающая к автодороге территория – это те участки и объекты, которые непосредственно примыкают к проезжей части, входят в автодорожную инфраструктуру, обеспечивают машинам комфортное обслуживание, либо временную остановку.

Но использование их обязательно должно происходить по Правилам, чтобы не нарушать общий порядок. Допустим, при выезде из зоны пешеходной дорожки, запрещен заезд на полосу движения через поворот в левую сторону.

По этим дорожкам не разрешается длительная езда и парковка, но можно проехать короткий отрезок пути в отсутствие людей, если не стоит стоп-знак.

Особенности таких участков и примеры:

Специфика Примеры
Изолированность или слитность с автодорогой. Любой участок, выходящий за пределы линии проезжей части, но сливающийся с нею дорогами, предоставляя возможность машинам заезжать на них.
Выполнение функций обслуживания автотранспортных средств Автозаправка, к примеру.
Обеспечение безопасности пассажирам, пешеходам Напр., заездные карманы для маршрутных автобусов
Создание безопасной временной остановки для машин, которым это необходимо. Разметка дороги – «Островки» безопасности для аварийных остановок.
Нахождение машины в стороне от движущегося потока, не нарушая Правил. Это может быть требование сотрудника полиции съехать с проезжей части на площадку, где установлен пункт ДПС.

Движение по таким (и иным) видам прилегающих зон обязательно регулируются Правилами дорожного движения. Несмотря на то, что сквозного перемещения здесь произвести нельзя, тем не менее, по ним также ездят машины.

Это значит, что такие элементы дорожной инфраструктуры тоже входят в зоны повышенной опасности из-за присутствия на них движущихся машин.

Благоустройство может включать установку дорожных знаков, чтобы, к примеру, запретить выезд налево на проезжую часть со двора и др. Поэтому на эти участки распространяется ПДД.

Как определить участки

Как понять, что же такое прилегающая территория по отношению к автодорогам, трасам, магистралям? Автомобилисты путаются при её определении, принимая за примыкающую зону даже внутренние дворы жилых комплексов из многоэтажных, многоквартирных домов. На самом деле определить просто.

Здесь важны несколько критериев:

  1. Непосредственная близость к автодорогам.
  2. Прямое отношение к автомобильной тематике по назначению.
  3. Не являются частью полотна, где происходит сквозное перемещение машин.
  4. Движение по таким зонам тоже подлежит исполнению норм Правил ДД.

Главный критерий определения – машина может заехать на примыкающий к дорогам участок, может выехать с него, но осуществлять сквозное движение по нему не представляется возможным.

Это обозначает единственное – эти территории нельзя назвать дрогами, они не относятся к такому понятию, как «проезжая часть».

Поэтому если это не дорога, то место присоединения к проезжей части нельзя именовать перекрестками, ведь путь приводит в тупик, не позволяет двигаться ТС далее.

К тому же, по отношению к использованию мест перекрещивающихся путей, Правила действуют совсем другие, устанавливают свои знаки и наносят совершенно иную разметку на асфальт.

Что может быть прилегающей территорией:

  • дворы жилых домов (только заезды с проезжей части!);
  • микрорайоны;
  • жилые массивы;
  • велодорожки;
  • широкие пешеходные дорожки;
  • автостоянки;
  • автозаправки (АЗС);
  • зоны предприятий, расположенных у дорог;

Кроме перекрестков схожесть примыкающих мест к сквозным дорогам имеют дворовые въездные, выездные пути. Там тоже есть проезжая часть, хоть и не сквозная, а также и тротуары для пешеходов.

В дворовых зонах пешеходам дается право перемещаться как по проезжей части, так и по тротуарам.

Правила ДД по движению на прилегающей территории

Что касается перемещения автотранспортных средств по зоне, примыкающей к автодорогам, то здесь действует достаточное количество ограничений.

Соблюдать понадобится следующие общие правила:

Область применения норм Правила
Разрешенная скорость движения Не выше 20 км/ч
Отработка навыков вождения Запрещена
Держать машину с работающим мотором На протяжении больше, чем 5 минут.
Ставить грузовики, чья масса превышает 3,5 тонны. Запрещено
Ставить авто на газонной полосе. Строго воспрещается
Действия в отношении пешеходов Территория преимущественно для пешеходов. Нужно уступать дорогу пешим людям.

Но кроме обобщающих условий, как должно двигаться по прилегающей территории, существуют также и отдельные нюансы. Так, дорога, переходящая в заезд во двор, должна использоваться определенным образом.

Парковка и стоянка на участках заездных карманов, «островков» и прочих местах также осуществляется в том порядке, который определяется в ПДД. Поэтому все эти детали следует рассмотреть отдельно.

Въезд и выезд

Правила въезда или выезда из прилегающей территории напрямую зависят от того, с какой стороны она находится по отношению к трассе.

Следует рассмотреть оба варианта:

Расположение
Справа Слева
1. Нужно проехать немного вперед.
2. Затем – остановиться.
3. Пропустить движущиеся авто.
4. Задним ходом въехать на прилегающую территорию.
5. Выехать можно только после включения сигнального левого поворота и адекватной оценке свободного пространства между движущимися машинами на главной дороге.
1. Включается сигнал, оповещающий других автомобилистов о намерении совершить поворот к примыкающей зоне.
2. Машина должна уже перемещаться с крайней левой стороны – ближе к примыкающей территории.
3. Встречные машины следует пропустить.
4. Передом водитель заезжает на участок, но держаться на нем желательно с правой стороны. Это необходимо сделать для того, чтобы не заграждать путь выезда тем машинам, уже находящимся на участке.
5. Выезжать следует задом, но только после того, как водитель полностью убедится, что по главной дороге никто не едет.

Когда требуется покинуть прилегающую территорию, то здесь в действие вступает одно единственное важное правило. Сначала пропускаются все движущиеся машины по проезжей части, а затем, уже можно выезжать вправо.

При этом следует обращать внимание также и на перемещение велосипедистов или пешеходов. Например, это необходимо сделать при выезде с территории АЗС (автозаправочной станции).

Движение

Ездить по самой прилегающей территории необходимо также, держась правой стороны. Заезжать или выезжать следует с той стороны, которая предусмотрена для этих целей – например, когда заезжать нужно на автостанцию, автозаправку.

При движении, часто очень сложно сразу определить перекресток впереди, либо просто примыкающая зона. Поэтому следует понимать, чем они отличаются.

В отношении того, пропускать пешехода или нет – на прилегающих территориях, относящихся к дворам, либо имеющие тротуары, пешеходам отдается преимущество для перемещения.

Некоторые ограничения:

  • запрещено ехать задом;
  • не нужно делать развороты в несколько маневров;
  • следует всегда уступать дрогу тому, кто едет справа.

Как отличить перекресток от прилегающей территории:

Парковка

Заезд и выезд с парковочного места проделывается в том же порядке и такому же алгоритму, что и в случае с правосторонней, либо левосторонней примыкающей зоны.

Здесь сквозной проезд не предусматривается, а места для автомобилей расчерчиваются на площадке специальной разметкой.

Ставить машину следует строго в рамках машиноместа, разграниченного линией, обозначаемой в Правилах по номером 1.1.

Такие участки могут быть расположены как в городе, возле зданий, во дворах, близлежащих к проезжей части, или вне населенного пункта, вдоль дорог.

Стоянка

Места стоянок, где можно временно остановиться, оборудованы специальными знаками или разметкой. Точно также это касается и обозначений, которые воспрещают стоянку.

Например, желтая разметка зигзагом, расчерченная ближе к обочине дороги, либо с захватом заездного кармана, разрешает останавливаться на ней только пассажирскому транспорту (в т.ч. и такси).

Если с места стоянки выезжать в противоположном направлении, тогда это может быть расценено как движение по встречной полосе. На автостоянке, при намерении выехать, сначала следует уступить дорогу машине продвигающейся между рядами.

Разворот

Проблема с разворотами, осуществляемыми на проезжей части, часто возникает потому, что она попросту узкая. В таких ситуациях можно использовать участок примыкающей территории с тем, чтобы сделать безопасный разворот. Разумеется, это делается в том случае, если дорожные знаки и правила разрешают осуществить маневр.

Самое главное, не создавать никаких помех для других участников дорожного движения. Будь это автостоянка, либо площадка АЗС, когда водителю нужно развернуться, чтобы заехать на территорию, сначала следует убедиться в отсутствии помех для продвижения.

Штрафы за нарушение пунктов закона

Важно для каждого участника автодорожного движения не нарушать правил не только езды по трассам и дорогам, но также и пользования территориями, близлежащими к проезжей части.

Особенно аккуратными должны быть водители, передвигающиеся по второстепенной дороге, которым требуется съехать с нее и попасть на прилегающую территорию.

Самое первое для них – пропускать машины, движущиеся по главному пути. Любое нарушение всегда чревато наказанием, определяемым в КоАП РФ.

Виды наказаний:

  • штрафы;
  • лишение прав;
  • принудительная отбуксировка автомобиля на штрафстоянку.

Денежные взыскания:

Эвакуация авто – один из видов наказания за несоблюдение правил парковки. Отвезти на штрафную стоянку авто могут в принудительном порядке, если оно загораживает проход там, где имеют права перемещаться пешеходы.

Следует отметить, что нахождение на штрафной площадке автотранспортного средства не бесплатное. За каждые сутки назначается приличная оплата.

Некоторые стоянки рассчитаны на то, чтобы содержать авто недолго. Поэтому там определяют плату почасово. Такое распоряжение могут давать местные власти больших городов, где есть риск скопления автомобилей и занятость машиноместа.

Часто водители игнорируют знаки, предупреждающие о запрете парковки во дворах, если их установка предусмотрена по коллективному договору ТСЖ (или ТСН).



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!